Свот анализ дистанционного обучения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

SWOT-АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
выполнил Гитько Вадим Иванович

Оцените свои сильные и слабые стороны

Ответьте на вопросы:

Насколько хорошо я владею ИКТ?

Есть ли у меня дома/ на рабочем месте компьютер? Стабильный интернет?

Есть ли у меня опыт проведения занятий в дистанционном формате?

Какие электронные ресурсы я регулярно использую на уроках?

Какие сервисы для проведения уроков он-лайн мне знакомы?

Существуют ли цифровые версии используемых мной учебников?

Умею ли я создавать тесты с автоматической проверкой?

Занесите ответы в таблицу.

Есть опыт проведения занятий в дистанционном формате

Есть достаточный и успешный опыт проведения занятий в дистанционном режиме, который использую не только при вводимом карантине, но и ввиду отсутствия по причине командировок, как дополнение к традиционной форме обучения.

Проведение онлайн уроков является необходимым условием проведения дистанционного обучения, которое позволяет иметь контакт с учениками и возможность дать необходимую консультацию и пояснения.

Есть электронные версии учебников, рабочих тетрадей которые я использую

Дает более полную возможность использования электронных ресурсов в интерактивном режиме.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Наименование

Почему это слабая сторона

Умение создавать тесты с автоматизированной проверкой сформированы слабо

Создание тестов с автоматизированной проверкой, это не умение использовать данный ресурс в ходе своей работы

Страх отвержения учениками дистанционного обучения

Неуверенность в долгосрочной мотивации, часто не позволяет быть более настойчивым в реализации задач и целей дистанционного обучения

ВОЗМОЖНОСТИ

Наименование

Подробное описание

Способность воспринимать новую информацию. Способную изменить технологию обучения для получения боле качественного результата.

Развитие своей команды

Работа дистанционно дает возможность формирования своей команды обучения не только в традиционной системе, но и виртуальном пространстве, достаточно значимом для учеников.

Получение новых знаний дает возможность формирования своей системы дистанционного обучения, отвечающего возможностям и способностям данной конкретной группы учащихся

Наименование

Подробное описание

Отсутствие высокоскоростного интернета у учащихся, его нестабильность

Данная угроза достаточно осязаема и реальна, если в школе созданы все условия, то у учеников такой возможности нет, в виду отсутствия качественных сетей.

Работа в дистанционном формате к сожалению приводит к увеличению нагрузки на учителя, накапливается усталость и мотивация к работе в таком режиме может снижаться.

Ограниченное время безопасной работы за компьютером

Санитарные правила ограничиваю время непрерывной работы за компьютером

Ранжируйте возможности и угрозы, определив вероятность их реализации и использования, а также последствия и влияние.

Вероятно, отсутствие специальных навыков может стать угрозой с высокой вероятностью реализации и более тяжелыми последствиями.

Ограниченное время безопасной работы за компьютером

Отсутствие высокоскоростного интернета у учащихся

Развитие своей команды

Определите приоритетность решения задач и составьте план действий

Задачи средней приоритетности

Открытость новому
Знакомится с различными практиками дистанционной технологии, делится опытом на личном сайте, семинарах и онлайн конференциях

Ограниченное время безопасной работы за компьютером

Формировать безопасную среду обучения используя различные приемы рекомендуемые Санитарными правилами и

Решаются в последнюю очередь

Отсутствие высокоскоростного интернета у учащихся
Данную угрозу самостоятельно решить мы не можем. В связи с этим необходимо предусматривать использование платформ и заданий . которые не требуют высокой скорости интернет соединения.

Способность не растратить мотивацию
Организовать правильно режим работы и отдыха.

Из данного SWOT-анализа можно сделать вывод, что на данный момент готовность и сформированность компетенций к работе в условиях дистанционного обучения хорошая. Реализация плана действий позволит минимизировать угрозы, используя сильные стороны и возможности.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 362 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.11.2020 1212
  • DOCX 28.2 кбайт
  • 24 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гитько Вадим Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен SWOT - анализ школы, в которой я работаю.Он позволяет проанализировать сильные и слабые стороны школы, возможости и риски.

SWOT-АНАЛИЗ
состо яния образовательной системы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1 мкр. Климовска г.о. Подольска Московской области

Угрозы (риски и ограничения)

Созданы условия для выполнения образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования. В параллели 9 классов три класса из шести обучаются по ФГОС, параллель 10 классов обучаются по ФГОС.

Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, возможные перегрузки учащихся в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у учащихся;

При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

Наличие перегруженности, нехватка кабинетов не позволяют достаточно полно организовать учебно-воспитательный процесс во внеурочное время.

Внедрение современных технологий развивающего обучения;

Создание системы повышения уровня педагогической образованности родителей;

Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;

Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;

Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок;

Ограничения в освоение ФГОС вносит физическая неподготовленность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, отсутствуют или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;

Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;

Риск увеличения объема работы, возлагающийся на администрацию и педагогов;

В школе отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту; педагогический коллектив пополняется молодыми специалистами.

Педагоги возглавляют методические объединения города;

Коллектив профессиональный и творческий;

Педагоги регулярно участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, занимают призовые места;

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;

недостаточно изучаются и учитываются особенности личности и субъективный опыт учащихся.

Отсутствует оперативный анализ результатов пробных тестирований, оперативная коррекция неусвоенных вопросов и тем.

Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;

На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;

Некоторые члены педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;

Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;

Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;

Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;

Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например, в форме школьных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

Перераспределение обязанностей членов коллектива;

Замена кадров либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал школы некоторых педагогов;

Увеличение численности учащихся, изменение уровня подготовки детей

Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;

Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного процесса в целом;

Наличие школьного сайта

Необходимость модернизации школьного сайта, создания школьного сетевого сообщества.

Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на повышение компьютерной грамотности учащихся.

Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;

Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, школьные олимпиады, конференции, участие в выездных проектах;

Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;

Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;

Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;

Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (спортивных тренировочных площадок, кабинетов);

Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. –в форме школьных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;

Система городских и областных (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;

Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры и ОБЖ;

Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);

Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);

Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;

Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка);

Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);

Для учащихся по показанииям относящихся к специальным медицинским группам нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);

Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий;

Ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;

Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;

Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;

Нездоровый и не всегда поддающийся контролю образ жизни семей;

Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно ­популярного, методического характера.

Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;

Отсутствие школьного медиа-центра.

Ограниченная возможность выездного обучения педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;

Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство

Наличие кабинета информатики, выхода в Интернет, педагогического персонала, владеющего ИКТ, позволяет активно практиковать сетевое взаимодействие педагогов и учащихся в рамках различных образовательных Интернет-сообществ. Организация дистанционного обучения учащихся.

Отсутствие спонсорской помощи

В школе действуют определенные органы самоуправления (управляющий совет, родительские комитеты, совет старост).

Недостаточно высокая инициативность, самостоятельность и активность деятельности органов общественного управления.

Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия школы с органами общественного управления.

Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления школы

Имеется опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Активными участниками УВП являются родители 1-4 классов, активность родителей падает к концу 9-го класса, что свидетельствует об отсутствии эффективных форм работы с родителями учащихся подросткового и юношеского возрастов.

Возможность участия родителей в интернет-собраниях, родительских конференциях разного уровня.

Изменение социально-экономической ситуации.

Имеется определенная система воспитательной работы.

Положительная динамика уровня воспитанности детей.

Высокая социальная активность детей.

Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования.

Недостаток семейного воспитания.

Реализация рыночных принципов экономического развития страны способствует формированию образования как рыночной сферы, т.е. в первую очередь как сферы услуг, в последнюю – как духовной.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Недостаточное обеспечение занятий физической культуры спортивным инвентарем

Заинтересованность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг лицея в сохранении и ук­реплении здоровья учащихся.

Организация летнего отдыха детей.

Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек. Нездоровый образ жизни семей.

Итоги SWOT-анализа работы школы

Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.

В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов.

С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя, так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.

Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, школьные олимпиады, участие в выездных проектах. Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.

Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПИНам. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка.

Использование SWOT-методики для анализа потенциала дистанционных технологий проф

№ слайда 1

Использование SWOT-методики для анализа потенциала дистанционных технологий профильного обучения

Создание стратегии является расчетливым проектированием, интуитивной дальновидно

№ слайда 2

Создание стратегии является расчетливым проектированием, интуитивной дальновидностью, внезапным осознанием; оно настолько же связано с изменениями, как и со стабильностью; оно должно включать в себя: вначале – анализ, в конце – создание программы, а в процессе – обсуждение.Проф. Г. Минцберг (Henry Mintzberg)McGill University, Canada

Методология SWOT-анализа выявление внутренних сильных и слабых сторон организаци

№ слайда 3

Методология SWOT-анализа выявление внутренних сильных и слабых сторон организации; выявление внешних возможностей и угроз; установление связей между ними

Основы SWOT-анализа

№ слайда 4

Вопросы для обсуждения Дистанционная форма обучения – это дешевое и некачественн

№ слайда 5

Вопросы для обсуждения Дистанционная форма обучения – это дешевое и некачественное образование или это форма получения качественного образования? Какие факторы влияют на качество дистанционного образования? Если образование является фактором устойчивого развития России, какое место в системе непрерывного образования может и должно занять дистанционное образование?

Составление матрицы стратегий

№ слайда 6

Составление матрицы стратегий

Анализ матрицы стратегий

№ слайда 7

Анализ матрицы стратегий

Матрицы стратегий SWOT SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы испо

№ слайда 8

Матрицы стратегий SWOT SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей ОУ;WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;ST – мероприятия, которые используют сильные стороны ОУ для избежания угроз;WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

SWOT: pros & cons (+) Концептуальная простота (+) Не требуются ни обширные базы

№ слайда 9

SWOT: pros & cons (+) Концептуальная простота (+) Не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. (-) Возможность поспешных и бессмысленных выводов, неопределенных и двусмысленных понятий,(-) Опасность использования устаревшей или ненадежной информации

Основные правила SWOT-анализа Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT

№ слайда 10

Основные правила SWOT-анализа Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты ОУ, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками внешней среды и неподвластны влиянию организации. Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают конкуренты и партнеры. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений.

Говорят, если знаешь других и знаешь себя, тебе не грозит поражение и в сотнях б

№ слайда 11

Говорят, если знаешь других и знаешь себя, тебе не грозит поражение и в сотнях битв; если не знаешь других и знаешь себя, то будешь одну битву выигрывать, а другую – проигрывать; если же не знаешь ни других, ни себя, проиграешь все битвы…Сун Цу. Искусство стратегии. V век до н.э. ё

применение swot анализа, swot анализ персонала, swot анализ обучение, swot анализ системы обучения персонала,

Глобальные изменения в сфере образования возникли благодаря быстро развивающемуся обмену данными между обучающими программами разных стран. Наиболее используемым направлением стал метод обучения персонала в дистанционном режиме. Для определения основных положительных и отрицательных качеств данного метода стал использоваться SWOT-анализ, позволяющий выявить возможности методики, а также возможные угрозы для дальнейшего развития СДО в России.

Практическое применение SWOT анализа

Методы дистанционного обучения способны адекватно отвечать на запросы изменяющегося рынка, свойств экономической конъюнктуры и законодательной базы страны. Применение системы дает возможность качественно обучить и подготовить кадровый потенциал. Внедрение данного метода обучения требует сравнительно небольших затрат и вложений в развитие технологий на предприятиях. Проводимый SWOT анализ персонала показывает преимущества получения дистанционного образования для любой компании:

  • Доступность к системе получения знаний независимо от места проживания, состояния здоровья и невозможности отрыва от производства;
  • Обучение систематизировано и персонализированное под определенную группу сотрудников, с учетом их компетенции, занимаемой должности и базовых знаний;
  • Возможность проводить аналитические и статистические исследования процесса обучения, составлять отчеты, осуществлять тестирование результатов;
  • SWOT анализ обучения предоставляет открытую информацию о его эффективности для руководителей компаний и потенциальных клиентов.

Какие слабые стороны дистанционного обучения?

Сама система практически не имеет недостатков, а существующие недоработки быстро устраняются, совершенствуя уровень обучения сотрудников. Слабой стороной является недостаток технологического оснащение и существенное отставание предложения перед спросом. Многие компании стремятся внедрить СДО, проводить SWOT анализ системы обучения персонала, повышая этим эффективность работы своей компании. При всем своем желании, они испытывают определенные трудности, в частности в поиске подходящих ресурсов и подтверждении в рациональном расходовании средств на обучение. Для некоторых руководителей свойственно воздействие стереотипов, не позволяющие им принять новые формы обучения сотрудников. Еще одним весомым фактором является недостаточность финансирования подобных проектов со стороны государства. Следует понимать, что SWOT анализ учитывает влияние на процессы обучения как внутренних, так и внешних факторов влияющих на получение знаний.

Какие параметры рассматривает SWOT анализ?

Процесс обучения анализируется по четырем основным критериям:

  • Strengths – сильные качества или преимущества обучения;
  • Weaknesses – недостатки или слабые стороны;
  • Opportunities – открывающиеся возможности и перспективы развития;
  • Threats – возможные угрозы.

Детальное изучение всех перечисленных факторов, позволит точно спрогнозировать перспективы обучения и дать ему доскональную и адекватную оценку. Применение SWOT анализа также востребовано не только в процессе обучения персонала компании, но и оценки экономического потенциала целой отрасли, сферы науки, отдельного города или региона, политического блока.

Старикова Тамара Сергеевна

Актуальность: в настоящее время дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счѐт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания, а полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогают обучающимся в дальнейшей социализации. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным. Очень большое внимание уделяется дистанционному образованию в нашей стране и в Локтевском районе.

Цель работы : изучить проблемы и принципы дистанционного обучения в Локтевском районе.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи :

- исследовать формирование социального заказа на дистанционные образовательные услуги;

- проанализировать проблемы, возникающие при дистанционном обучении;

- изучить принципы и виды организации дистанционного обучения на различных уровнях.

Гипотеза: в ходе реализации дистанционного обучения возникают определенные проблемы и существуют особые принципы обучения.

Объект исследования – дистанционное обучение в целом, как образовательная услуга.

Предмет исследования – реализация дистанционного обучения в Локтевском районе.

Методы исследования : интервьюирование, анкетирование, сравнительный анализ,

И сточники исследования : учащиеся Локтевской школы, Покровской школы, Золотушинской школы, Александровской школы, школы №4 г.Горняка и студенты дистанционного отделения Московского экономико-финансового Института.

Практическая значимость : данная работа будет полезна учащимся старших классов, желающим получить дистанционное образование, а также преподавателям, работающим в сфере дистанционного обучения.

Новизна работы : всего второй год в школах Локтевского района осуществляется дистанционное обучения и данная тема является практически не изученной. Тема очень интересная и актуальная для современной системы образования.

Законом установлен новый формат получения образования - электронное обучение, а также расширено нормативное регулирование получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Согласно статье 16 под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями следует понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Законом также установлено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.

Понятие дистанционного обучения, как и многие другие, пришло к нам с запада. Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Сущность дистанционного обучения заключается в том, что это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [1].

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 –40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек одновременно;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
  • Работать с детьми с отклонениями в развитии и здоровье.
  • Обучать специалистам высокой квалификации учащихся географических удаленных от базовых школ, университетов.

В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Модель дистанционного обучения кратко можно представить так:

Средства ДОТ и электронного обучения

При реализации ДОТ с помощью АИС используются следующие основные сервисы и модули системы:

  • для дистанционного взаимодействия – внутрисистемная электронная почта, форум, доска объявлений;
  • для разработки и размещения дистанционного учебного курса, обеспечения доступа к нему учеников - Портфолио проектов;
  • для оценивания и публикации домашнего задания – электронный журнал и дневник.

Другой платформой реализации ДОТ является система дистанционного обучения Moodle (Мудл), которая имеет полный функционал для реализации электронного обучения.

Кроме АИС и Мудл при внедрении ДОТ целесообразно использовать вспомогательные технологии и средства:

  • видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;
  • сервисы социальных сетей,
  • сайт школы или учителя.

Выбор технологии должен быть обоснован с точки зрения наличия видимого преимущества, при решении поставленной задачи, над альтернативными технологиями, в том числе над классическими очными формами обучения.

Технология проведения обучения с применением ДОТ по комплексной модели

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта;
  • телеконференции; вебинары;
  • пересылка данных (FTR- серверы);
  • гипертекстовые среды (WWW – серверы);
  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
  • видеоконференции.

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, и информации, вопросы преподавателя и к преподавателю и к учащемуся. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Услуги FTR-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме on-line и в режиме off-line.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) внедрялись в школах Алтайского края в 2012 и 2013 гг. по трём основным моделям: внутришкольной, межшкольной и малокомплектной. Первоначально внедрение происходило в условиях низкой скорости доступа в Интернет в большинстве школ и недостаточного уровня оснащённости компьютерной техникой особенно малокомплектных школ. В указанных условиях основной подход к внедрению ДОТ в большинстве школ заключался в интеграции ДОТ в очное обучение с применением сетевых и кейс-технологий для поддержки традиционного процесса обучения. Ряд школ осуществляли электронное обучение учащихся из других школ в рамках малокомплектной модели.

В настоящее время в проекте работают 117 школ из 56 муниципальных образований, из которых 56 реализуют межшкольную модель, 27 малокомплектную, 34 – внутришкольную модель.

Читайте также: