Педагогическое общение с коллегами в доу

Обновлено: 05.07.2024

Основы профессионально-педагогического общения в ДОУ.
Цель лекции: сформировать понятие об основах профессионально-педагогического общения в ДОУ.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с
детьми, родителями и сотрудниками учреждения, направленное на создание
благоприятного психологического климата и решение педагогических задач.
Педагогическое общение это многоплановый процесс организации,

установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между детьми и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности

Неправильное педагогическое общение порождает у воспитанников и коллег по работе тревожность, неуверенность, ослабление работоспособности, увеличивается конформность поведения.

Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами. Именно общение способствует формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности детей и взрослых. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию. Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет общения, то есть, то, по поводу чего оно происходит.

Средства педагогического общения можно определить как способы
кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,
передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Общение педагога имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция заключается в отборе и передаче той информации, которая необходима. Основной источник ее - учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи.

Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности детей и взрослых, создании условий для развития познавательной мотивации.

Нормативная функция общения состоит в освоении детьми и взрослыми норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.

Знание этих функций помогает педагогу организовать общение со всеми участниками целостный процесс.

Взаимодействие становится педагогическим, когда оно выступает в роли наставника. Такое взаимодействие предполагает равенство отношений, сотрудничество как начало профессиональной жизни работника, взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, что имеет социально значимый характер в коллективной деятельности.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

У умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в

общении; У умения управлять своими эмоциями; ^ наблюдательность и переключаемость внимания; ^ социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния

ученика по внешним признакам;


  • умение "подавать себя" в общении с учащимися;

  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

  4. умения обеспечивать обратную связь.

  • экспрессивных умений и способностей:

  • выразительность речи,

  • выразительность жестов,

  • выразительность мимики,

  • выразительность внешнего облика;

  • перцептивных умений и способностей:

  • умение понять состояние другого человека,

  • умение установить с учеником,

  • умение и способность составить адекватный образ другого человека и т.д.

2. Раскройте сущность коммуникативных умений и способностей педагога.

Нормативно-правовые основы

взаимодействия воспитателя с сотрудниками ДОУ

Охарактеризовать процесс обучения в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность:

договор с Учредителем;

приказы и распоряжения заведующего;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положение о премировании, надбавках и доплатах;

договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями);

Положение о Попечительском совете;

Инструкция об охране жизни и здоровья детей;

графики работ сотрудников;

планы работ учреждения.

Предлагаемые образцы документов полезны как для начинающих руководителей, так и для опытных, у которых возникают проблемы при разработке и формировании нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование ДОУ. Использование готовых образцов локальных актов позволит сократить время на их разработку и в основном сосредоточить внимание на деталях и нюансах, связанных с управлением конкретного дошкольного учреждения.

Учреждения, которые уже созданы, разрабатывают и применяют положения Устава самостоятельно. Для вновь открывающихся дошкольных учреждений Устав разрабатывается Учредителем.

В связи с выходом новой законодательной базы, новыми требованиями и положениями Трудового Закона РФ, изменением статуса учреждения руководитель обязан внести изменения и дополнения в Устав и оформить его в установленном законом порядке. Все дополнения и изменения к Уставу:

- являются его неотъемлемой частью;

- оформляются отдельными документами, которые утверждаются на собрании трудового коллектива или заседании Совета педагогов ДОУ;

- подаются на подпись Учредителем дошкольного учреждения и подшиваются к основному тексту Устава.

II. Учредительный договор

Договор разграничивает компетенцию, обязанности, права, определяет взаимные обязательства сторон (Учредителя и дошкольного учреждения), их ответственность за выполнение этих обязательств в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья; обеспечение их интеллектуального, физического и личностного развитии; осуществление коррекции в развитии ребенка.

С момента регистрации в установленном законом порядке образовательное учреждение получает статус юридического лица и право осуществлять самостоятельную деятельность различной направленности.

III. Коллективный договор

Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор вступает в силу с момента его заключения и может заключаться сроком от 1 до 3 лет.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- охрана труда, решение социально-бытовых вопросов;

- разрешение трудовых споров, конфликтов;

- гарантии и условия работы совете педагогов;

-срок выполнения и формы контроля за выполнением коллективного договора;

- приложения к коллективному договору.

IV. Правила внутреннего трудового распорядка

В целях упорядочения работы ДОУ и укрепления трудовой дисциплины в соответствии с требованиями ст.189, 190 ч. 2 Трудового кодекса РФ в учреждениях самостоятельно разрабатываются и утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), которые регулируют внутренний трудовой распорядок в учреждении и являются приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка регламентируют:

- порядок приема, перевода и увольнения работников;

- основные права, обязанности и ответственности сторон в соответствии с трудовым договором;

- режим рабочего времени, в том числе рабочую неделю по скользящему графику;

- продолжительность ежедневной работы, время ее начала и окончания;

- применяемые меры поощрения и взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

- другие вопросы регулирования трудовых отношений с учетом их специфики и условий работы.

Данные Правила утверждаются руководителем ДОУ с учетом мнения трудового коллектива.

V. Положение о премировании, надбавках, доплатах и других видах материального поощрения и стимулирования сотрудников учреждения

Данный локальный акт разрабатывается с целью повышения материальной заинтересованности трудового коллектива и отдельных работников, повышения качества работы, роста профессионального мастерства сотрудников, а также социальной защищенности и материальной поддержки. В данном документе определяются размеры надбавок и доплат стимулирующего характера в пределах средств, направленных на оплату труда, а также в пределах средств, заработанных в сфере оказания ДОУ дополнительных платных услуг. Сумма надбавок и доплат стимулирующего характера определяется учреждением самостоятельно. Минимальные размеры выплат надбавок и доплат не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема выполняемых сотрудниками работ. Выплаты премий, поощрений, надбавок работников облагаются налогом в соответствии с действующим законодательством. Средства на премирование, поощрение и установление надбавок к должностным окладам сотрудников учреждения выделяются администрацией при формировании фонда материального стимулирования.

В данном Положении должны быть отражены разделы:

- источники формирования поощрительного фонда;

- порядок материального поощрения и стимулирования;

- показатели и размеры доплат, надбавок, премий и материальной помощи;

- показатели, влияющие на уменьшение размера премии или ее лишение.

VI. Трудовой договор

Основным правовым документам, регламентирующим трудовые отношения, между работодателем (руководителем ДОУ) и работником является трудовой договор. Главная функция трудового договора состоит в порождении трудовых отношений, возникающих между работником и руководителем учреждения. Основным содержанием этих трудовых отношений является соглашение, в соответствии с которым руководитель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации, должности и обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, локальными актами учреждения, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты учреждения.

Трудовой договор между сторонами оформляется в письменной форме. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждая из которых подписывается сторонами. Один экземпляр документа передается работнику, а другой хранится у работодателя (руководителя ДОУ).

Срок действия договора.

Требования к сроку действия трудового договора определяются правилами ст. 58 ТК РФ и могут заключаться:

- на неопределенный срок;

- на определенный срок - не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор, в отличие от трудового договора, заключенного на неопределенный срок, может быть расторгнут работодателем без объяснения причин по истечении срока. На который такой договор был заключен (п.2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)

В ст. 58 ТК РФ четко регламентируются случаи заключения срочных трудовых договоров, которые заключаются на срок до 5 лет (подп. 2ч. 1 ст. 58 ТК РФ). Срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для его заключения, обязательно должны быть указаны в тексте договора. Поскольку ч.5 ст.57 ТК РФ относит данную информацию к числу необходимых сведений, которые должны содержаться в срочном трудовом договоре.

VII. Договор между ДОУ и родителями

Одной из составляющих общей управленческой культуры современного руководителя является умение строить взаимоотношения со всеми участниками воспитательного процесса. Установление взаимосвязи детского сада и семьи является наиболее важным аспектом.

Задачи образовательных учреждений должны быть ориентированны не только на удовлетворение потребности семьи, но и на объединение усилий детского сада и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи должно строиться прежде всего на юридически грамотной основе. В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 30.03.94 №212/19-12 каждому ДОУ рекомендовано сроить взаимоотношения с семьями воспитанников на основе Договора между учреждениями и родителями (или лицами их заменяющими).

Договора с родителями в зависимости от вида учреждения и вида услуг могут иметь разную направленность. В ДОУ разрабатываются два вида договоров:

Для родителей, чьи дети находятся на 12-часовом пребывании.

Для родителей групп кратковременного пребывания.

VIII. Положение о Попечительском совете

Привлечение внебюджетных средств как одно из направлений взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с общественными структурами возможно через организацию деятельности органа самоуправления - Попечительского совета учреждения. Он создается по инициативе родителей и администрации ДОУ для аккумуляции внебюджетных средств с целью последующего финансирования образовательной программы учреждения, поощрения сотрудников, помощи социально незащищенным семьям. Создание Попечительского совета ДОУ согласуется администрацией с заинтересованными лицами, деятельность его осуществляется на принципах самофинансирования.

Основными функциями Попечительского совета являются:

- общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательного учреждения;

- регламентация поступления и распределения внебюджетных средств по внутренним фондам.

- содействие совершенствованию материально-технической базы.

улучшению условий труда;

- поддержка социально незащищенных семей;

- участие в организации культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий ДУ.

IX. Приказы руководителя ДОУ

Особо важный раздел локальных актов составляют приказы заведующего, которые должны организовывать, регламентировать, корректировать всю жизнедеятельность образовательного учреждения.

Число и месяц оформляются арабскими цифрами. Нумерация приказов идет с начала календарного года.

С внедрением компьютерных технологий руководители осуществляют делопроизводство и фиксацию своей деятельности на информационных носителях. Поэтому книги приказов целесообразно вести в виде файлов с обязательной регистрацией в журнале учета книги приказов, в котором указывается название приказа, дата. Регистрационный номер и кем издан приказ. Данный журнал прошнуровывается. Пронумеровывается, скрепляется печатью и подписью.

Приказ вступает в силу с момента его подписания руководителем ДОУ, если в тексте не указано другого срока.

Текст приказа состоит из 2 частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части отражаются цели и задачи предписываемых действий, причины издания приказа, дается ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа.

Для составления локальных актов можно воспользоваться литературой, где представлены примерные документы.

• Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.

• Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.

• Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.

• До того, как осудит коллег, родителя, ребенка, выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно сделать еще лучше.

• Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.

• Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если Вы не правы.

• Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.

Основные особенности психического развития детей 4–5 лет. Памятка для родителей По сравнению с прошлым возрастным периодом у детей 4-5 лет, как правило, наблюдается более спокойный фон процесса развития. Именно в этот.

Правила для общения с родителями в мессенджерах и соцсетях Воспитатель : Сидоренко Мария Гайнановна Правила для общения с родителями в мессенджерах и соцсетях. Для быстрого общения с родителями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

информационно-практического занятия с педагогами

по формированию навыков конструктивного общения

Составитель: педагог-психолог Уколова М.А.

Цели занятия:

формирование навыков позитивного созидательного общения педагогов;

Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши или фломастеры, листы с цитатами и описаниями ситуаций, схемы трёх коммуникативных позиций.

Ход занятия

Участники сидят в кругу. Каждый участник называет своё имя и качество своего характера, названия которого начинается с первой буквы имени.

Введение в тему занятия

Ведущий: Общение – сложный, многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Работа с цитатами

Перед каждым участником лежат листы с цитатами. Даётся 5 минут, чтобы прочитать цитату и подготовить к ней короткий комментарий.

Развитие навыков эффективного общения с коллегами

Ведущий: Процесс педагогического общения имеет определённую структуру.

Массирование

Распознавание барьеров общения и упражнение в противостоянии им

Эти и другие барьеры чаще всего вызывают не желание взаимодействовать, а негативную эмоциональную реакцию.

Коллега взяла у вас на выходные нужную Вам книгу и не возвращает уже целую неделю. Когда Вы обратились к ней за своей книгой, коллега ответила Вам, что ещё не закончила работу по ней.

Вы в порыве откровенности рассказали одной из Ваших коллег о своих семейных неприятностях, но затем попросили её никому не рассказывать об этом. Через некоторое время Вы случайно услышали, что две другие Ваши сослуживицы обсуждают между собой Вашу проблему.

Вы готовитесь к открытому занятию. Одна из Ваших коллег пообещала Вам изготовить дома и принести необходимое для него наглядное пособие, но так и не принесла его. В день проведения открытого занятия она сказала, что не успела его изготовить. Вы считаете, что качество занятия сильно пострадало из-за отсутствия этого пособия.

Одна из коллег во время посещения Вашего занятия заметила в Вашем объяснении материала фактическую ошибку и в присутствии детей сделала Вам замечание.

Один участник из пары обращается ко второму с выбранным вариантом реагирования на ситуацию. Второй говорит о своих чувствах в связи с этим.

В скрытой или открытой форме легче понять чувства?

Событие – Реакция – Причина напряжения.

Рефлексия занятия.

- Какие чувства вызвало занятие?

В какие моменты вы чувствовали себя наиболее комфортно?

Какие моменты вызвали напряжение или неприятие?

Что нового вы узнали о своих коллегах?

О чём заставило задуматься занятие?

Всем участникам раздаются чистые листы. Каждый рисует на своём листе солнышко с количеством лучей, равным числу участников, не считая себя. В центре солнышка пишут своё имя. Затем листы передают по кругу, и каждый пишет свои пожелания или комплименты над одним из лучиков. Листы передаются по кругу до тех пор, пока каждое солнышко не вернётся к своему хозяину.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. - М.: Психотерапия, 2006.

Приложение 1

Правила профессиональной этики педагогов ДОУ

Общение педагога с родителями
1. Стремиться быть в хорошем настроении и приятным в общении.
2. Почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке.
4. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
5. Проявлять гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями.
6. Давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы.
7. Вселять в родителей веру в своего ребенка.
8. Не принижать авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
9. Объединять родителей при решении разных вопросов, создавать атмосферу общности интересов родителей и педагогов.
10. Предоставлять родителям полную информацию о ребенке, при индивидуальных встречах.
11. Оказывать помощь родителям в педагогическом образовании.

Внешний вид сотрудников ДОУ
Внешний вид сотрудников ДОУ должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах). Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль. Должны быть использованы простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле. Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона. Всем сотрудникам ДОУ запрещается использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды и обуви:
- Спортивная одежда (кроме инструктора ФК)
- Одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.)
- Пляжная одежда.
- Прозрачные платья, юбки и блузки.
- Декольтированные платья и блузки (открыт V- образный вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.) - Вечерние туалеты.
- Мини-юбки (длина юбки выше 3 см от колена)
- Слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины
- Одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани
- Сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки
- Спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений)
- Пляжная обувь (шлепанцы и тапочки)
- Обувь в стиле "кантри” (казаки)

В одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.
Запрещается:
- ношение экстравагантных стрижек и причесок.
- окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки (например, неоновые оттенки)
- нанесение маникюра ярких экстравагантных тонов (синий, зеленый, черный и т.п.)
- вечерних вариантов макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов.

Внешний вид должен быть безупречен во всем.
ДОУ – не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей.

Читайте также: