Почему маленького моцарта называли волшебником чародеем кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подобным образом Моцарта называл отец, потрясённый уникальными способностями малолетнего сына. Будучи крохотным малышом, Вольфганг ухитрился написать совершенное нотное творение.

Творческие проявления неординарного отрока отличались стабильной периодичностью. Оставаясь несовершеннолетним подростком, гениальный ребёнок продолжал создавать бессмертные шедевры.

Бесподобные дарования паренька обладали широким диапазоном, охватывая многочисленные сферы. Исключительность данной личности достойна восхищения.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

История о том, как был замечен гений музыканта, и какой награды он был удостоен еще в самом раннем возрасте за запись нот.

«Музыка окружала маленького Моцарта с рождения. Думаем, что едва появившись на свет, а, может, даже ещё раньше, находясь в животе матери, крошечный Вольфанг не только слышал её, но чувствовал как она наполняет его, обволакивает, покачивает на своих ласковых, тёплых волнах. Тем более, что музыка в доме звучала постоянно: мама хорошо играла на фортепиано, а отец был учителем музыки.

В тот день, когда случилось чудо, о котором хотим рассказать, всё было как обычно. Папа с утра ушёл на работу. Мама готовила обед на кухне. Пятилетняя сестрёнка Нинерль играла с куклами в соседней комнате.

И вдруг, неожиданно, в какой-то момент трёхлетний Вольфанг услышал музыку. Эту музыку он никогда раньше не слышал. Она явилась непонятно откуда. Она звучала у него в голове. Она повторялась снова и снова. Вольфанг чувствовал, что ему надо что-то сделать с этой новой музыкой, но он не знал что.

Вольфанг зашёл к маме на кухню:
– Я слышу музыку. Что мне делать?
– Не мешай. Видишь я готовлю обед. Если тебе скучно, иди поиграй с Нинель.
Он зашёл к Нинерль:
– Я слышу музыку. Что мне делать?
– Я тоже слышу музыку. Ну и что?
– Это новая музыка. Ты её не могла слышать.
Нинерль удивлённо взглянула на брата и сказала почти тоже, что и мама:
– Не мешай. Видишь я готовлю обед для кукол.

Вольфанг ушёл в свою комнату, замер и прислушался. Музыка продолжала звучать и надо было что-то делать. Если был бы дома папа, он, наверно, подсказал бы что. Малыш подошёл к столу. Там лежали нотные листы, на которых папа записывал музыку. Вольфанг с трудом влез на высокий стул, взял лежавшее рядом гусиное перо и обмакнул его в чернильницу. С этого момента и начинается настоящее чудо.

Трёхлетний Моцарт стал записывать музыку, звучавшую в его голове. Он стал писать концерт для фортепиано. Тут всё непонятно. Всё – чудо. Во-первых, малыш не знал нот. Он не мог их знать, потому что никто его нотам не учил. Да и кому придёт в голову учить нотам трёхлетнего ребёнка? Во-вторых, он никогда не записывал музыку в нотах. Ведь чтобы записать музыку в нотах, надо уметь это делать. И, наконец, в-третьих, вундеркинд Моцарт не имел представления, как сочиняются концерты для фортепиано. Этому его тоже никто не учил.

Тем не менее, маленький Моцарт писал быстро и увлечённо. Он перепачкал в чернилах всё, что можно было перепачкать: руки, лицо, одежду, стол, пол около стола. Да и сами нотные листы были в нотных кляксах. Он писал и писал. Тут не остаётся сомнений. Это было чудо. Рукой малыша двигал Всевышний.

Малыш даже не заметил, как вошёл в комнату, вернувшийся с работы отец.
– Ты что делаешь, сынок?
– Пишу концерт для фортепиано.
– Можно посмотреть?
– Да, посмотри, папа.

Старший Моцарт взял нотные листы и стал их рассматривать. Его изумлению не было предела. Это был концерт для фортепиано. Написанный по всем правилам. С оригинальными музыкальными темами. Это было невероятно. Это было сказке подобно. Такого просто не могло быть.
– Тебе помогала мама?
– Нет, никто мне не помогал. Мама сказала, чтобы я не мешал ей готовить обед.
Леопольд ( так звали отца Моцарта) долго и задумчиво смотрел на сына и знал, что сказать. Он стал свидетелем чуда. Настоящего чуда.
После этого папа переписал концерт начисто и сыграл его. Это была прекрасная музыка. К великому сожалению, при всевозможных переездах первое произведение Моцарта не сохранилось.

Орден за музыкальную память

Чудо-ребёнок Моцарт младший снова и снова продолжал и до сих пор продолжает удивлять мир. Уже начиная с 4-х лет (такого не было в истории) он даёт концерты, разъезжая по всей Европе с папой и тоже очень музыкально одарённой 6-летней сестрёнкой Нинерль.

Когда Вольфангу исполнилось 14 лет, его музыкальные произведения, также как и его искусство блестящего пианиста, получают широкую известность. И тут хотим рассказать ещё об одном проявлении феноменальных музыкальных способностей юного гения.

Весной 1770 года Вольфанг был на гастролях в Риме. Приближался день рождения Нинерль и мальчик, который очень любил сестрёнку, размышлял о том, чтобы ей подарить.

Как-то папа рассказал ему, что по религиозным праздникам папский хор исполняет литургическую мессу известного итальянского композитора Грегорио Аллегри для двух хоров. Он сказал ему также, что месса Аллегри –личная собственность папского хора. Её ноты запрещается переписывать, а, тем более. издавать. Месса хранится в рукописи, под строгой охраной, в одном экземпляре. Тогда у юного Моцарта появляется сумасшедшая, абсолютно мальчишеская идея – записать по памяти эту мессу и подарить сестре на день рождения.

Как раз приближался религиозный праздник. Вольфанг пошёл в церковь, прослушал один раз эту сложнейшую, девятиголосную, длившуюся целый час мессу и, придя домой, записал её в нотах. По памяти! Ниннерль была очень довольна столь необычным подарком.

Однажды вечером около гостиницы, где во время гастролей проживал Леопольд Моцарт с детьми, остановилась карета с папским вензелем. Из кареты вышел священник в чёрной сутане. Он спросил портье, в каком номере проживают Моцарты. Поднялся на второй этаж и постучал. Открыл дверь Моцарт старший.

– Я руководитель папского хора, – представился пастор.
– Проходите, пожалуйста, садитесь, – пригласил его Леопольд, подозревая о чём пойдёт речь и немного волнуясь.

Они сели. Вольфанг и Нинерль вышли из соседней комнаты.

– Это правда, что Ваш сына по памяти записал мессу Аллегри? – спросил священник.
Леопольд помолчал и посмотрел на сына.
– Да, правда, – сказал мальчик. – Разве это запрещено.
– Принеси, пожалуйста, ноты, – не отвечая на вопрос, попросил пастор.

Вольфанг взглянул на сестру. Та ушла в соседнюю комнату, вернулась с рукописью и передала её руководителю хора. Тот погрузился в изучение нот. Все напряжённо молчали.

– Просто немыслимо, – воскликнул священник, просмотрев рукопись до конца. Я не нашёл ни одной ошибки. Неужели ты слушал мессу всего один раз?
– Да, один.

Моцарт – это, пожалуй, один из самых известных юных гениев. Ведь уже в детстве им восхищалась вся Европа, его называли маленьким волшебником и приглашали выступать к самым известным и именитым людям того времени.

Гениальность – с этим, конечно, не поспоришь, но ведь гениальность – это лишь 10% успеха, а остальные 90% - это работа и воспитание. Вот и давайте попробуем вместе посмотреть, как воспитывали Моцарта и, возможно, мы найдем что-нибудь и для воспитания своих детей.

Родился Вольфганг в небогатой семье в середине 18 века. Его отец был придворным органистом и капельмейстером в Зальцбурге. Он был сведущим музыкантом и отличным скрипачом и органистом. Мама Моцарта была женщиной красивой, веселой и добродушной, а папа порой был строг и непреклонен – совершенно обычная семья, верно?

Насколько мать любила баловать и лелеять своих детей, настолько отец был строг и требователен. С раннего возраста он принимал участие в воспитании детей (ах как этого порой недостает современным папашам), приучал их к порядку и обязательности. Он сам укладывал детей спать и пел колыбельные.

По свидетельствам современников, до трех лет Вольфганг мало чем отличался от остальных детей: он был живым и веселым мальчиком, часто спрашивал, любят ли его. Единственное, в чем тогда выражалась его музыкальность: все свои игры он любил сопровождать песенками и музыкой.

Учился Вольфганг весьма успешно: чем бы он ни занимался, он предавался делу всей душой. Ему очень нравилась математика. Правда, решая математические задачки, малыш мог писать не только на бумаге, но и на стенах, скамьях, на полу. Когда же ребенок садился за фортепьяно, никто не осмеливался не то что с шуткой к нему подойти, но даже просто заговорить! В такие моменты лицо Вольфганга становилось таким серьезным и сосредоточенным, что многие, глядя на этот преждевременно развившийся талант, опасались за его долговечность.

Ранняя слава и детские шалости

Скорее всего, нет, ведь Вольфганг не соглашался играть перед людьми, не понимающими музыки. Если же и удавалось его уговорить, то играл он пустые, незначительные вещи. (Обратите внимание: никакого навязывания отцовской воли! Леопольд давал Вольфгангу полное право выбирать, где, когда и что играть). И при дворе в Вене он оставался верен себе: не соглашался играть ничего серьезного, пока не позвали Вагензейля, одного из лучших музыкантов и композиторов того времени. И следует, пожалуй, отметить еще один важный момент: гений Моцарта и талант его сестры принес их родителям немалые средства и известность, но родители помнили, что дети – это, прежде всего, дети, у которых должно быть детство и, конечно же, детские забавы и шалости. Прославленный и серьезный музыкант Вольфганг частенько прерывал свои занятия, чтобы поиграть с кошкой или прогалопировать по комнатам верхом на отцовской трости.

Какие можно сделать выводы из истории о детстве Моцарта? Будьте внимательны к своим детям, уважайте их интересы, обязательно создавайте все возможности для развития скрытых талантов. И не забывайте, что детство у ребенка бывает лишь один раз в жизни, не торопитесь сделать своего малыша взрослым. И даже если у вас не вырастет маленький гений или большой талант, пусть у вас будет просто счастливый ребенок!

Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в исто­рии музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.

Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его род­ствен­никам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как твор­чество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.

Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года

Вердикт: это почти правда.


Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год Stadtmuseum, Linz

Первые дошедшие до нас автографы То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.

Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой

Вердикт: это неправда.


Детство Моцарта. Картина Эбенизера Кроуфорда. 1873 год Jersey Museum and Art Gallery

Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе

Вердикт: это правда.


Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год Musée Condé

Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт. , старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту испол­нилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отпра­вились, находит­ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три неде­ли.

Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур­не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Швет­цинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, нако­нец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступле­нием, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.

После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер­бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музы­каль­ный мир.

Легенда 4. Моцарт с детства пользовался покровительством королей

Вердикт: это правда.


Юный Моцарт. Картина Аугуста Фридриха Кнопа. 1919 год Düsseldorfer Auktionshaus

Во время европейских гастролей Моцарт познакомился с дворцовой жизнью, а позже венский двор станет местом его работы. Вершиной придворной карье­ры композитора можно считать аудиенцию у папы римского Климента XIV в Ватикане. Моцарту было 14 лет, а папа уже посвятил его в кавалеры ордена Золотой шпоры Орден Золотой шпоры — награда, прису­ждав­шаяся папой римским за заслуги перед католической верой или иные деяния во славу Церкви. .

— Слишком много нот, мой дорогой Моцарт.
— Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество Цит. по: Стендаль. Жизнь Моцарта. Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959. .

Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал

Вердикт: это правда.


Портрет Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте 13 лет в Вероне. Картина художника Веронской школы, предположительно Джамбеттино Чиньяроли. 1770 год Christie’s

Подобно большинству музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только выступлениями и театральными представлениями, но и уроками — по 3–4 занятия ежедневно. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было мерилом успеха в музыкальной среде Частные уроки давали Гайдн, Бетховен, Шопен, Лист и многие другие знаменитые композиторы. .

В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при венском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

Легенда 8. Моцарт коллекционировал парики

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей Моцарт. Гравюра Эдуарда Манделя по рисунку Дорис Шток 1789 года Kulturhistorisches Museum Schloss Merseburg

В то время парики составляли неотъемлемую часть облика светского человека, хотя именно Моцарт надевал их в исключительных случаях, а на портретах часто изображен с тщательно уложенными собственными волосами. Об обре­ме­ни­тельных расходах на парикмахеров он упоминает вскользь в неко­торых письмах. Также сохранились воспоминания друзей о его фран­това­тости и любов­ное описание модных деталей одежды в его письмах, однако о страсти Моцарта к коллекционированию париков ничего не известно.

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца Bibliothèque nationale de France

Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. Вольфганг Амадей писал Леопольду:

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись опеки, немедленно влюбился.

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен

Вердикт: первое правда, второе нет.

Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях:

Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.

Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он про­явил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.

Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим

Вердикт: это неправда.


Ухо Моцарта и обычное ухо. Акварель Вольфганга Амадея Моцарта. Не позднее 1791 года Houghton Library, Harvard University

Его путают с потерявшим зрение Георгом Фридрихом Генделем и оглохшим Людвигом ван Бетховеном.

Вердикт: это полуправда.

Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери

Вердикт: это не доказано.

До сих пор множатся расследования этого случая — иногда научные, но чаще всего недобросовестные. Начало слухам было положено сразу после смерти Моцарта и не без участия его вдовы: якобы покойный композитор сам такое предполагал. В музыкантской среде Вены тоже обсуждалась такая версия и даже называли имя Сальери, так что ему пришлось клясться своим близким знакомым, что этого не было и быть не могло.

В пользу Сальери говорит то, что ему совершенно нечему было завидовать: его положение при дворе было куда прочнее, чем у Моцарта, он занимал более высокую должность, а успех его сочинений был давним и устойчивым. Ника­ких примет борьбы и интриг против Моцарта за ним не было замечено. Напро­тив, у Сальери была репутация достойного человека и исключительного педа­гога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни од­ного из них он не пытался отравить. Что касается Моцарта, то, скорее всего, он умер от скоротечной почечной болезни.

Легенда 14. Отравленный Моцарт умер в нищете и безвестности

Вердикт: это неправда.

Этот миф возник из-за того, что Моцарта похоронили в общей могиле, но это не было связано с его финансовым положением. Согласно указу императора Иосифа II, похороны в отдельной могиле были привилегией лишь самых знатных семей. Остальных же хоронили по 5–6 человек, без гробов. Родствен­никам запрещалось сопровождать умершего на кладбище, воздвигать на моги­лах памятники и кресты. Таковы были представления императора об эконо­мии. Указ позже был отменен, но могила Моцарта к тому времени уже была потеряна. Зато музыка осталась.

Читайте также: