Сущность педагогического процесса штайнеровской школы созвучно современному

Обновлено: 02.07.2024

Р. Штайнер (1861—1925) — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos — человек, sорhiа — мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества.

В 1919 г. в германском городе Штутгарте открылась школа для детей работников фабрики "Вальдорф-Астория", ставшая известной как Вальдорфская школа.
Теоретическое обоснование ее учебно-воспитательного процесса разработал Рудольф Штайнер. Он же был и научным руководителем этой школы.

Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ.
В вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности.

Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Принимая во внимание тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии.

Целью многих гуманистических педагогических систем являются воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мышление, любовь и интерес к человеку, к миру, ответственность за себя и за окружающий мир. В штайнеровской педагогике для достижения этой цели разработаны уникальные планы и методики, философски обоснованные в трудах Р. Штайнера, апробированные в течение 80 лет работой вальдорфских школ и детских садов.
Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.
Штайнеровская педагогика рассматривает человека не только как результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды. Природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я.
В соответствии с этим воспитание и обучение в штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе ее собственной деятельности. Поэтому учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности:
развитие мышления, результатом чего должно стать умение делать целостные обобщения и быть творческим;
формирование уравновешенной жизни чувства, что является не только основой для формирования способности здравой оценки себя и окружения, но и основой способности социально ориентированного поведения;
развитие здоровой и сильной воли как основы способности к деятельности и самому действию.

Основными принципами вальдорфской педагогики являются:
антропоцентризм;
образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;
историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;
эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;
художественность всего обучения.

Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически.
Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, красота и правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.

Сущность педагогического процесса штайнеровской школы не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности. Это созвучно современному личностно- деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии индивидуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реабилитации и социальной адаптации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вопрос 1

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

 01.Чрезвычайно значимым для специальной педагогики является содержательный компонент педагогики Монтессори, в котором большое внимание уделяется:

a. сенсомоторному развитию ребенка

b. развитию у ребенка речи и мышления

c. формированию у детей умения концентрировать внимание и сосредоточенно работать

d. обучению умению контролировать себя, свою деятельность и поведение

Вопрос 2

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

02. Дети с отклонениями в развитии, обучающиеся в условиях монтессори-педагогики,

a. проявляют значительно более низкие показатели тревожности и неуверенности в различных жизненных нестандартных ситуациях

b. показывают почти одинаковые с обычными детьми результаты в концентрации внимания

c. значительно опережают в интеллектуальном отношении контрольные классы и группы

d. почти ни чем не отличаются от других сверстников

e. имеют высокий уровень творческих способностей и креативности

Вопрос 3

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

03. Штайнеровская педагогика считает, что

Выберите один ответ:

a. природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я

b. природное и общественное в человеке видится как основная часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным и физическим Я

c. социальное и общественное в человеке видится лишь как часть его духовного Я, тогда как его деятельность определяется его физическим состоянием

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

04. Сущность педагогического процесса штайнеровской школы созвучно современному

Выберите один ответ:

a. индивидуально-дифференциальному подходу в отечественной общей и специальной педагогике

b. личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике

c. возрастно-развивающему подходу в отечественной общей и специальной педагогике

Вопрос 5

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

05. Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека, так как в этом случае

Выберите один ответ:

a. обучение поддерживает умственное развитие ребенка и воздействует на него положительно

b. обучение поддерживает возрастное развитие ребенка и воздействует на него психологически

c. обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически

Вопрос 6

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Выберите один ответ:

a. взаимопомощи во всех сферах повседневной жизни, включая приготовление и принятие пищи, охрану окружающей среды, взаимную заботу

c. социальной помощи во всех сферах повседневной жизни, включая приготовление и принятие пищи, охрану окружающей среды, взаимную заботу

Вопрос 7

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

07. Организация жизни общин основана на философии Р. Штайнера и предполагает

Выберите один ответ:

a. понимание физических особенностей человеческой природы

b. проникновение в понимание сущности человеческой природы

c. проникновение в понимание причин отклонений в развитии человека

Краткое описание документа:

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (512).

Предлагаю тесты, которые я проходила при проф. переподготовки. Может эти тесты помогут кому то сэкономить время

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1351 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Школьные службы примирения и восстановительная медиация

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 65 человек из 31 региона
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 927 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.05.2018 11257
  • DOCX 122.5 кбайт
  • 43 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шальнова Олеся Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.





Педагогика Рудольфа Штайнера

В заключение еще раз отметим, что сущность педагогического процесса штайнеровской школы не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности. Это созвучно современному личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике. даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии индивидуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реабилитации и социальной адаптации.

Одним из интересных примеров организации жизни лиц с тяжелыми нарушениями развития, нуждающихся в особой помощи и поддержке, является применение вальдорфской педагогики для создания особых поселений — кэмпхиллских общин. Организация жизни общин основана на философии Р. Штайнера и предполагает проникновение в понимание сущности человеческой природы. Первое поселение в местечке Кэмпхилл и послужило отправной точкой для возникновения Кэмпхиллского движения, охватившего впоследствии более 20 стран мира и насчитывающего в настоящее время более 70 центров. Кэмпхмллское движение наиболее развито как организационная форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в Великобритании и Ирландии. Аналоги кэмпхиллских общин появляются в последнее время и в России.

Цели и задачи Кэмпхиллского движения реализуются:

в организации общин, жизнь которых основывается на признании христианства как необходимого элемента в устройстве и работе таких общин. Это выражается в соблюдении христианских праздников, охране окружающей среды и помощи ближнему;


9 10 11 Следующая > В конец >>


В целом личностно-деятельностный подход при обучении означает, что, прежде всего, в этом процессе ставится и решается основная задача нашего общества – формирование всесторонне развитого человека, гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию ее внутренних резервов.

Таким образом, вальдорфская школа представляет для нас интерес вследствие общности целей и задач обучения и воспитания.

Сущность педагогического процесса штайнеровской педагогики, как и современной отечественной, не только в передаче социального опыта взрослыми и усвоении его детьми, а главным образом во всестороннем гармоническом развитии детей, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах и направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.

Сотрудничество различных гуманистически направленных образовательных систем – залог успеха в формировании человека нового тысячелетия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите основные принципы современной образовательной системы в России и за рубежом.

2. В чем суть личностно-деятельностного подхода, реализуемого в современных гуманистических школах? Напишите эссе на эту тему.

3. Как определяют этот подход штайнеровские педагоги?

4. Раскройте возрастную специфику в развитии творческого потенциала личности.

• Над каким вопросом в связи с этим размышляют учителя младших классов штайнеровской школы? Каково ваше отношение к этой позиции?

• Что определяет многие стороны личностного развития в среднем школьном возрасте?

• Что является значимым моментом развития старшеклассников?

Обсудите эту проблему на практическом занятии, представив электронную презентацию. Приведите примеры из школьной практики.

5. Каково главное условие создания доверительных отношений со школьниками?

6. Каким образом можно воздействовать на развитие индивидуальности у ребенка?

8. Какие различия в познавательной сфере у мальчиков и девочек?

9. Каково отношение к национальным традициям в штайнеровской школе? А в современной российской школе? Сопоставьте эти отношения.

10. Что является существенным в реализации деятельностного подхода?

11. Как в личностно-деятельностном подходе меняется схема взаимодействия учителя и учащегося?

12. Каково отношение к искусству в штайнеровской школе? Как вы сами относитесь к этой проблеме?

13. Какими словами выражает суть личностно-ориентированной гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили? Чтобы вы к этому добавили? В период практики понаблюдайте за тем, как реализуется этот подход в современной школе.

Что такое штайнеровская педагогика?

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их около шестисот. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Одновременно общеобразовательные школы в различных странах используют педагогические импульсы, которые дает им штайнеровская педагогика. В одних из них отдельные методические находки служат добавлением к общему учебному процессу. В других – учителя, основательно и серьезно ознакомившись с основными понятиями штайнеровской педагогики, касающимися учения о человеке, пытаются обновить учебный процесс в целом.

Например, в Финляндии работает почти двадцать штайнеровских школ, финансируемых государством. Педагогические разработки, сделанные в них, внедряются затем в общеобразовательные школы.

Первая школа была основана в Германии, поэтому иногда можно услышать, что и штайнеровская педагогика является немецкой. На самом деле такие утверждения являются огромным заблуждением. Неоспоримо, что в Германии шла и идет огромная работа по развитию штайнеровской педагогики, но по своей внутренней сущности она, несомненно, интернациональна. Как сущность человека везде едина, независимо от страны проживания, цвета кожи или культурной среды, так и стремление к совершенному обучению и воспитанию, познанию законов человеческого развития и роста в своей основе едино и не зависит от существующих в мире границ. С другой стороны, следует понимать и то, что обучение должно основываться на культурной традиции конкретной страны.

Естественно, что к школьникам больших городов следует обращаться иначе, чем к детям, живущим, скажем, в маленьком селении среди лесов, в горах или в степи. Американское, российское или китайское общество требует различных форм обучения. Ребенок из христианской семьи впитывает моральные нормы сквозь призму иной культурной традиции, чем ребенок-мусульманин. Песни, которые поют матери детям и на основе которых маленький человек получает первое музыкальное образование, у разных народов различны.

Человеческое различие – это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю – огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Поэтому перед современной педагогикой стоит серьезнейшая задача: как научить детей взаимодействовать с другими культурами и воспитать в них истинное чувство понимания и уважения к ним?

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т. е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Форм совершенной педагогики существует также мало, как совершенных людей. Но из всех известных течений педагогической мысли, это можно утверждать с полной ответственностью, только штайнеровская педагогика является самой интернациональной по своей внутренней сути. Она способна воспитать открытость к миру и уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Именно по этим глубинным сущностным причинам нельзя называть штайнеровскую педагогику немецкой или чьей бы то ни было педагогикой. И в то же время можно говорить о немецкой, английской, русской, казахской, украинской или южноафриканской штайнеровской педагогике. Ведь человечность не принадлежит какому-то одному народу, она едина для всех и лишь принимает различные национальные формы.

Основой штайнеровской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Поэтому такая педагогика не могла существовать в тоталитарных режимах. В Германии она была запрещена после прихода к власти национал-социалистов. После второй мировой войны штайнеровские школы опять стали создаваться, вначале в Центральной Европе, а затем по всему миру. Начиная с 1989 года о штайнеровских школах заговорили и в бывшем СССР.

В настоящий момент семинары по штайнеровской педагогике проходят в России, Казахстане, в Украине, в странах Прибалтики и в Грузии. Популярность штайнеровской педагогики за последнее время сильно возросла. Одной из ее причин являются хорошие результаты. Например, в Финляндии, где существует система государственных выпускных экзаменов, средний экзаменационный балл у выпускников штайнеровских школ выше, чем в среднем по стране. И такой результат достигается при том, что эти экзамены, дающие право на поступление в высшие учебные заведения, сдает больший процент учеников (причем специально не отбиравшихся в первый класс), чем в обычных школах.

Конечно, не стоит переоценивать значение таких статистических данных. Все мы знаем, что человек учится в течение всей жизни и усваивает информацию в гораздо больших объемах после окончания школы. Важно одно: сумеет ли он воспользоваться в жизни теми знаниями, которые получил в школе. А это зависит от того, насколько здоровым и способным его вырастила школа, насколько активно он относится к жизни, насколько живым и близким к действительности является его мышление.

В Финляндии было проведено два опроса, как выпускники школ устроились в жизни. Результаты первого опроса в Хельсинки в 1985 г. показали, что профессиональное распределение выпускников штайнеровских школ почти такое же, как и обычных. К тому же следует отметить, что среди выпускников штайнеровских школ не нашлось ни одного безработного. Подобный опрос был проведен в Тампере в 1990–1991 гг., когда средний уровень безработицы в Финляндии составлял 5 %, а среди молодежи до 25 лет – почти 15 %. Такой показатель безработицы в условиях рыночной экономики соответствовал мировому. Среди бывших выпускников штайнеровских школ, а они были моложе 25 лет, опять-таки не нашлось безработных. В Норвегии в 1996 г. результаты опроса показали, что среди норвежских выпускников штайнеровских школ уровень безработных на 50 % ниже.

Результаты опросов очень важны для понимания преимуществ штайнеровской педагогики и помогают сделать определенные выводы. Получается, что выпускники штайнеровских школ приспособлены к жизни лучше своих сверстников и быстрее могут найти работу или учебу. Можно предположить, что педагоги помогли развиться человеческим способностям учащихся в правильном направлении.

Учение о человеке и штайнеровская педагогика

У каждого педагога существует свое представление о человеке, которое неосознанно влияет на формирование педагогических взглядов учителя. Известно, что каждая педагогическая теория или отдельно взятые педагогические методы так или иначе основываются на определенных представлениях о человеке.

Штайнеровская педагогика также опирается на учение о человеке. Учитель, используя в своей работе лишь отдельные элементы, не сможет приблизиться к пониманию ее сущности. Если же педагог поймет учение о человеке и будет применять его на практике, он самостоятельно сможет разработать свою практическую дидактику и методику и иногда в формах, отличающихся от разработанных другими.

На каких же представлениях о человеке основывается штайнеровская педагогика? В современном мире взаимодействует множество различных психологических и философских направлений человеческой мысли, одно другого сложнее в своих теоретических построениях. Но если попытаться найти их внутренний стержень, их исходную точку, тогда все философские модели можно разделить на две основные группы в соответствии с тем, как они определяют человеческую индивидуальность.

К первой группе можно отнести теории (а они являются наиболее распространенными в современном мире), которые не оставляют за человеком права на существование у него свободной духовной индивидуальности: человек предстает как продукт неумолимых природных законов, как растение или животное, только более сложный по своему строению, так как является результатом более длительного эволюционного процесса.

Какова же практика?

Если бы предыдущую главу прочитал философ, он бы, наверное, нашел, что проблема рассмотрена слишком упрощенно и неполно, а учитель, вероятно, спросил бы: какой же практический смысл имеют эти рассуждения для реальной воспитательной работы? Именно этому учителю адресуем свой ответ.

Представим себе школьный класс, тридцать маленьких первоклашек, чьи улыбающиеся лица способны смягчить сердце любого взрослого. Перед ними учитель – мудрец, пришедший из огромного взрослого мира. Большинство детей смотрят на него, как цветы подсолнуха на солнце. В таких условиях учителю легко завоевать уважение ребят, на фоне которого может померкнуть даже авторитет родителей. Но это означает также и то, что на плечи учителя ложится ответственность за маленьких доверчивых детей, за их здоровое нормальное развитие в течение всех школьных лет. И поэтому очень важно знать, каким человеком является наставник, что и как он думает и чувствует. Видит ли он перед собой лишь материал для обработки, или детей, на чьи головы он выльет ушат знаний, или ребятишек, которых будет заставлять слушаться с помощью системы наказаний и поощрений. Атмосфера в таком классе будет одна. Или учитель видит перед собой тридцать маленьких индивидуальностей, каждой из которых предстоит внести вклад в наш общий мир. Обращаясь к каждому из них, учитель чувствует себя помощником на пути развития их способностей. Атмосфера такого класса, такого процесса обучения будет иной.

Штайнеровская педагогика, политика и религия

Из вышесказанного можно предположить, каково отношение штайнеровской педагогики к политике или религии. Но хотелось бы еще раз отметить, что цель штайнеровской педагогики в воспитании свободных, способных и творчески мыслящих людей.

Идея, выражающаяся в попытках воспитания детей для целей какой бы то ни было идеологии или господствующей в данный момент мировоззренческой системы, сама по себе, с точки зрения развития человека, абсурдна. Мы не знаем, каким будет общество и государственное устройство через несколько поколений, где наши ученики захотят жить и работать. Единственное, в чем мы можем им помочь, – постараться воспитать их порядочными людьми.

Такая же безусловная свобода определяет отношение школы к религиозным убеждениям родителей и учеников. Образованный человек знает, какая несправедливость происходит в мире из-за слепого догматизма того или иного религиозного направления, приводящего к страданиям людей. Было бы бессмысленно вырастить из детей фанатических последователей одной из конфессий, которые бы не умели принимать своих ближних, исходя из их чистой человечности.

Искаженное понимание штайнеровской педагогики по данному вопросу часто является следствием невежества или совершается преднамеренно. В последнем случае это происходит тогда, когда кто-либо, догматически отстаивая свои собственные убеждения, видит опасность в том, что в людях воспитывают их индивидуальное свободное мышление.

Об учениках штайнеровской школы

Иногда можно услышать, что штайнеровские школы подходят только для определенного типа учеников. Это не соответствует действительности. Штайнеровская школа создана для самых различных групп детей, так же как и традиционная. Ее методика позволяет обучать и воспитывать более широкие группы детей без предварительного отбора в классы. Мы акцентируем внимание на одаренности отдельных детей при обучении, а также работаем с детьми, которых в обычной школе распределили бы в коррекционный класс.

Для чего нужны штайнеровские школы?

Педагогическая задача штайнеровских школ, прежде всего, в развитии способностей ребенка и молодого человека. Обучение полностью подчинено воспитательным целям. Уровень знаний у учеников штайнеровских школ не ниже, чем в обычных школах, и эти знания усвоены прочнее. Наиболее распространенным взглядом на современную школу является то, что в ней детей обучают знаниям, и чем раньше и в большем объеме, тем лучше. Предполагается, что эти знания, так же как заложенная в компьютер информация, принесут в будущем пользу.

Обучение в штайнеровской школе строится следующим образом: оценивается как содержание, так и способ подачи учебного материала в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка. Способности ребенка должны развиваться самым оптимальным способом. В этом и состоит важнейший вклад штайнеровской педагогики в общее дело воспитания и обучения детей. Штайнеровская педагогика пытается привнести в традиционную педагогическую культуру новые плодотворные импульсы.

Читайте также: