Чем объяснялись конфликты государственной думы с императором правительства кратко

Обновлено: 17.05.2024

Причиной роспуска II Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых[1] партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты) и примыкавшие к ним трудовики. II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 года, имела не менее оппозиционное настроение, чем ранее распущенная I Дума. Дума проявила тенденцию к отклонению всех правительственных законопроектов и бюджета, а законопроекты, предлагавшиеся Думой, заведомо не могли быть утверждены Государственным Советом и императором. Сложившаяся ситуация представляла собой конституционный кризис — Основные государственные законы (фактически конституция России) позволяли императору в любой момент распустить Думу, но он был обязан созвать новую Думу и не мог без её согласия изменить избирательный закон; но при этом следующая Дума, предположительно, не отличалась бы по оппозиционности от распущенной.

Избирательный закон был изменён таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — октябристской и националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.

Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днём Первой русской революции.

Думская монархия

Изменения в характере политической власти. Новый закон от 3 июня 1907 г. сократил представительство от крестьян в 2 раза, от рабочих - в 3 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 1/2 выборщиков, а крестьяне (90% избирателей) - 1/5. Не имели избирательного права “инородцы” Зауральских регионов, военнослужащие, студенты, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность. Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган - Сенат. Крестьянские волостные суды, окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели - на определенный срок на основании имущественного ценза. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции, действовали Временные правила о союзах, допускались экономические стачки, отменена была цензура. Но фактически свободы ограничивались инструкциями, циркулярами и др. подзаконными актами правительства. Кроме того, положение о чрезвычайной охране в 1907 г. действовало на 75% территории Европейской России.




III Гос. Дума. 01.11.1907-09.06.1912. 442 депутата. 1) Правые (правительственные интересы) 140 (возможно, помещики). 2) Октябристы 148 (обуржуазившиеся помещики и торгово-промышленная буржуазия). 3) Кадеты 100? средняя буржуазия. 1 и 2 – за ограниченную монархию и помещичью собственность. 3 – за конституционную монархию и помещичью собственность. Дума проработала 5 лет, приняла 2346 законов. Еще были мелкобуржуазные и пролетарские партии. Всего в этот период было более 50 партий, не считая национальных.

Деятельность III Государственной Думы (1 ноября 1907 - 9 июня 1912 г.) связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина. Он создал такой механизм выборов, благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество голосов, и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во благо всего общества.

По новому избирательному закону право участвовать в выборах получило не более 15 % населения, при этом количество выборщиков от крестьян сокращалось вдвое, а от помещиков и крупной буржуазии - увеличивалось. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 - городской мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 - рабочих. Было резко сокращено представительство национальных окраин. Сокращалось общее число депутатов Думы с 524 до 442. Правые (черносотенцы) получили 144 депутатских места, центр (октябристы) - 148 голосов, левые (кадеты, социал-демократы, трудовики, националисты) - 150 мест. В центре оказалась фракция октябристов: её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. В III Государственной думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству П.А. Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми.

Время работы III Думы представляло собой период поисков компромисса между правительством и депутатами, между традиционными методами управления и новыми условиями политической жизни. За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Они затрагивали различные стороны экономической и общественной жизни государства, но главным вопросом по-прежнему оставался аграрный. Значительное внимание депутаты Думы уделяли рабочему и национальному вопросам, подробно обсуждалась политика правительства при ежегодном рассмотрении государственного бюджета. Страна узнавала о работе Думы из газет и журналов, в которых печатались стенографические отчеты. Депутаты вносили запросы правительству по поводу каких-либо чрезвычайных происшествий. В таком случае тот или иной министр обязан был явиться в Думу и ответить на запрос. Публикация запроса и ответа на него в печати давала возможность читателям понять, насколько законны и выгодны были действия администрации. Широкую известность прибрели имена тех депутатов, которые чаще других поднимались на думскую трибуну. Дума утверждала государственный бюджет, но важнейшие рычаги власти по-прежнему оставались в руках царя.

III Государственная дума завершила свою работу в 1912 г.

IV Гос. Дума. 15.11.1912-06.10.1917. Подготовка к выборам в IV Думу началась уже в 1910 г.: правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы создать нужный ему состав депутатского корпуса, а также максимально задействовав на выборах священнослужителей. Оно мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их "бесшумно" и с помощью "нажима" на закон сохранить и даже усилить свои позиции в Думе, и не допустить ее сдвиг "влево". В результате правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию. Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48. С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвертая Дума и до Первой мировой войны, и во время нее часто находилась в оппозиции к правительству. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года; Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях. Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции: её членами 27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, де-факто принявший на себя функции верховной власти, сформировав Временное правительство России. После падения монархии Дума ни разу не собиралась в полном составе, хотя регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной думы. 6 октября 1917 года Временное правительство распустило Государственную Думу в связи с подготовкой выборов в Учредительное собрание, а 18 декабря декрет СНК упразднил канцелярию Думы и ее Временного комитета.

Сложилась форма правления – думская монархия. 3 этапа становления монархического конституционализма: 1) , 2) дуалистическая монархия, т.е. власть делится между царем и парламентом (после манифеста, введение реформы Гос. совета), 3) Усиление власти монарха (с 3 июня 1912, после разгона 3-й Думы). Система правления напоминает по форме западную, а по содержанию – восточную деспотию. Гос. Дума – всероссийское представительное учреждение, законодательное с ограниченными правами.

Причиной роспуска II Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых[1] партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты) и примыкавшие к ним трудовики. II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 года, имела не менее оппозиционное настроение, чем ранее распущенная I Дума. Дума проявила тенденцию к отклонению всех правительственных законопроектов и бюджета, а законопроекты, предлагавшиеся Думой, заведомо не могли быть утверждены Государственным Советом и императором. Сложившаяся ситуация представляла собой конституционный кризис — Основные государственные законы (фактически конституция России) позволяли императору в любой момент распустить Думу, но он был обязан созвать новую Думу и не мог без её согласия изменить избирательный закон; но при этом следующая Дума, предположительно, не отличалась бы по оппозиционности от распущенной.

Избирательный закон был изменён таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — октябристской и националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.

Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днём Первой русской революции.

Думская монархия

Изменения в характере политической власти. Новый закон от 3 июня 1907 г. сократил представительство от крестьян в 2 раза, от рабочих - в 3 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 1/2 выборщиков, а крестьяне (90% избирателей) - 1/5. Не имели избирательного права “инородцы” Зауральских регионов, военнослужащие, студенты, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность. Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган - Сенат. Крестьянские волостные суды, окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели - на определенный срок на основании имущественного ценза. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции, действовали Временные правила о союзах, допускались экономические стачки, отменена была цензура. Но фактически свободы ограничивались инструкциями, циркулярами и др. подзаконными актами правительства. Кроме того, положение о чрезвычайной охране в 1907 г. действовало на 75% территории Европейской России.

III Гос. Дума. 01.11.1907-09.06.1912. 442 депутата. 1) Правые (правительственные интересы) 140 (возможно, помещики). 2) Октябристы 148 (обуржуазившиеся помещики и торгово-промышленная буржуазия). 3) Кадеты 100? средняя буржуазия. 1 и 2 – за ограниченную монархию и помещичью собственность. 3 – за конституционную монархию и помещичью собственность. Дума проработала 5 лет, приняла 2346 законов. Еще были мелкобуржуазные и пролетарские партии. Всего в этот период было более 50 партий, не считая национальных.

Деятельность III Государственной Думы (1 ноября 1907 - 9 июня 1912 г.) связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина. Он создал такой механизм выборов, благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество голосов, и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во благо всего общества.

По новому избирательному закону право участвовать в выборах получило не более 15 % населения, при этом количество выборщиков от крестьян сокращалось вдвое, а от помещиков и крупной буржуазии - увеличивалось. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 - городской мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 - рабочих. Было резко сокращено представительство национальных окраин. Сокращалось общее число депутатов Думы с 524 до 442. Правые (черносотенцы) получили 144 депутатских места, центр (октябристы) - 148 голосов, левые (кадеты, социал-демократы, трудовики, националисты) - 150 мест. В центре оказалась фракция октябристов: её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. В III Государственной думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству П.А. Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми.

Время работы III Думы представляло собой период поисков компромисса между правительством и депутатами, между традиционными методами управления и новыми условиями политической жизни. За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Они затрагивали различные стороны экономической и общественной жизни государства, но главным вопросом по-прежнему оставался аграрный. Значительное внимание депутаты Думы уделяли рабочему и национальному вопросам, подробно обсуждалась политика правительства при ежегодном рассмотрении государственного бюджета. Страна узнавала о работе Думы из газет и журналов, в которых печатались стенографические отчеты. Депутаты вносили запросы правительству по поводу каких-либо чрезвычайных происшествий. В таком случае тот или иной министр обязан был явиться в Думу и ответить на запрос. Публикация запроса и ответа на него в печати давала возможность читателям понять, насколько законны и выгодны были действия администрации. Широкую известность прибрели имена тех депутатов, которые чаще других поднимались на думскую трибуну. Дума утверждала государственный бюджет, но важнейшие рычаги власти по-прежнему оставались в руках царя.

III Государственная дума завершила свою работу в 1912 г.

IV Гос. Дума. 15.11.1912-06.10.1917. Подготовка к выборам в IV Думу началась уже в 1910 г.: правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы создать нужный ему состав депутатского корпуса, а также максимально задействовав на выборах священнослужителей. Оно мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их "бесшумно" и с помощью "нажима" на закон сохранить и даже усилить свои позиции в Думе, и не допустить ее сдвиг "влево". В результате правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию. Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48. С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвертая Дума и до Первой мировой войны, и во время нее часто находилась в оппозиции к правительству. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года; Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях. Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции: её членами 27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, де-факто принявший на себя функции верховной власти, сформировав Временное правительство России. После падения монархии Дума ни разу не собиралась в полном составе, хотя регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной думы. 6 октября 1917 года Временное правительство распустило Государственную Думу в связи с подготовкой выборов в Учредительное собрание, а 18 декабря декрет СНК упразднил канцелярию Думы и ее Временного комитета.

Сложилась форма правления – думская монархия. 3 этапа становления монархического конституционализма: 1) , 2) дуалистическая монархия, т.е. власть делится между царем и парламентом (после манифеста, введение реформы Гос. совета), 3) Усиление власти монарха (с 3 июня 1912, после разгона 3-й Думы). Система правления напоминает по форме западную, а по содержанию – восточную деспотию. Гос. Дума – всероссийское представительное учреждение, законодательное с ограниченными правами.

С первых же дней работы Дума I созыва вступила в конфронтацию с правительством. Противостояние ветвей власти закончилось роспуском представительного органа.

Предыстория

В 1905 году государственный строй Российской империи под влиянием революционных событий претерпел существенные изменения. Страна из самодержавной монархии начала превращаться в конституционную монархию. В этом году были учреждены Государственная Дума и Совет министров, преобразован Государственный Совет, упразднен Комитет министров.

Люди возлагали большие надежды на мирный путь решения насущных вопросов через Думу. После принятия Манифеста 17 октября политические силы стали готовить проекты реформ и вести активную предвыборную агитацию. Однако еще созыва Думы император значительно урезал ее законодательные права. В феврале 1906 года Госсовет также получил законодательные полномочия и фактически стал верхней палатой парламента. А в апреле были внесены изменения в свод основных законов России, и император закрепил за собой право издания указов без одобрения Думы.

Конфликт Думы с правительством

27 апреля 1906 года состоялось торжественное открытие Думы. Депутаты сразу же настроились на борьбу с консервативным правительством Горемыкина. В течение несколько месяцев они подготовили 391 запрос о незаконных действиях правительства.

Роспуск 1-й Государственной думы

Депутаты уделяли особое внимание аграрному вопросу. Фракции кадетов и трудовиков выдвинули проекты, предусматривающие наделение крестьян землей и отчуждение земли у помещиков (с компенсацией). Данные предложения были решительно отклонены правительством.

Деятельность 1-й Государственной думы

У Николая II давно зрела мысль о роспуске бунтарской Думы, но он боялся реакции общества и новых волнений. Лишь после 2-дневного заседания со Столыпиным и Горемыкиным император решился на это. 8 июля 1906 года он подписал соответствующий указ.

Роспуск

9 июля 1906 года депутаты, явившись в Таврический дворец на очередное заседание, обнаружили на столбе Высочайший манифест о роспуске Думе. Для них это было полной неожиданностью.

В заключении Николай II сообщил, что распуская нынешний состав Думы, он подтверждает намерение сохранить в силе закон о ее учреждении, и назначает дату ее нового созыва – 20 февраля 1907 года.

Выборгское воззвание

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.

В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.

8 июля Николай 2 распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.

Выборы во 2 Государственную Думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А. Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно 1 Думе, кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Таким образом, 2 Дума оказалась еще левее, чем 1 Дума. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической Фракции, а днем был опубликован указ о роспуске 2 Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

Нередко случается, что последствия того или иного решения бывают не такими, на какие рассчитывал их инициатор, и проявляются намного позже. В этом случае связь между причиной и следствием не всегда очевидна. В истории Великой Российской революции есть, по крайней мере, один такой эпизод. Это Третьеиюньский переворот, произошедший в 1907 году и фактически законсервировавший революционную ситуацию, которая всё-таки взорвала страну десятилетие спустя.

Описание причин третьеиюньского переворота в России

Политический кризис весны 1907

К началу 1907 г. Первая русская революция, продолжавшаяся уже несколько лет, близилась к завершению. Несмотря на то что она потерпела поражение, российский император Николай II под давлением революционных событий был вынужден провести некоторые политические реформы. Но они, как часто бывало в российской истории, стали в значительной степени формальными, в сущности, не затрагивали основных интересов правящих классов и сохраняли фактическую власть за монархом.

Политический кризис и предпосылки переворота

Согласно Манифесту о расширении прав и свобод народа от 17 октября 1905 г., политическая система в стране превращалась в конституционную монархию. Изменения в структуре политической системы не были отражены в специально утверждённой конституции, а введены в Основные государственные законы Российской империи, которые утвердил ещё Николай I в 1852 г. для определения статусов императорской фамилии.

Все законы, предлагавшиеся императором и правительством, теперь могли быть приняты лишь с одобрения Государственной думы, которая должна была избираться всеми слоями населения. Но при этом монарх по своему усмотрению мог в любой момент распустить её, тут же назначив новые выборы.

Первый и второй созывы собрания

Первый и второй созывы собрания

Состав первой Госдумы, избранной в конце апреля 1906 г., получился крайне радикальным, большинство депутатов были избраны от левых партий, поэтому политические и экономические требования его были абсолютно несовместимы с интересами правящего класса.

Первый созыв этого всенародного Законодательного собрания, которое впервые в России должно было работать на постоянной основе, просуществовал всего лишь 72 дня. Он был распущен 9 июля 1906 г., хотя время работы Думы определялось законом в пять лет. Причиной были законодательные инициативы думцев, направленные на утверждение конституционно-парламентского строя, расширение равных для всех слоёв населения социальных прав и свобод, разработка конфискационной аграрной реформы, что было неприемлемо для императорской власти.

Но избранная в конце февраля 1907 г. Вторая Дума оказалась ещё более радикальной, чем первая. Большинство мест в ней снова заняли левые радикалы, в том числе:

  • социал-демократы; ;
  • народные социалисты.

Две ветви власти снова оказались абсолютно несовместимыми между собой, их законодательные проекты постоянно взаимно блокировались, деятельность правительства зашла в тупик. В то же время было ясно, что если просто распустить Законодательное собрание и назначить следующие выборы — это не изменит ситуацию, новую Думу ждёт такая же перспектива противостояния между правительством и законодателями.

Премьер-министр П. Столыпин

Поэтому премьер-министр П. Столыпин по поручению Николая I решает на этот раз не просто распустить Думу, а одновременно изменить избирательные статьи Основных законов таким образом, чтобы результат выборов загодя устроил императора и правительство и содействовал сохранению правящего режима. Такое решение политика было прямым нарушением положений Манифеста, по которым менять законы могла только Дума. Оттого позже эти события получили определение как Третьеиюньский государственный переворот. Маятник успеха в борьбе за власть в тот день снова качнулся в сторону абсолютной монархии.

Но чтобы создать видимость неизбежности такого решения, нужен был серьёзный повод. Несколько таких поводов были созданы самой Думой. Кратко о них:

Инцидент 16 апреля

Такое заявление было прямым оскорблением для армии, поэтому военный министр А. Редигер и все присутствующие на заседании Думы члены правительства в знак протеста покинули зал собрания. Это стало началом разрыва сотрудничества между двумя ветвями власти.

На следующий день П. Столыпин, который вначале был непротив разрешить конфликт мирно, изменил своё мнение и заявил на заседании Совета Министров о решении добиваться роспуска Думы и изменения избирательного закона. Это мнение совпало с желанием Николая II.

Солдатский наказ и майский конфликт

Социально-политические итоги

Через несколько дней, 7 мая, по инициативе правых фракций в Думе началось обсуждение ходивших в обществе слухов о раскрытии готовившегося покушения на императора. В свою очередь, представители левых потребовали объяснений по событиям 5 мая, которые они пытались преподнести как свидетельство произвола полицейских властей и использовать этот случай как удобный предлог для атаки на правительство.

В ответ П. Столыпин заявил, что для обеспечения общественной безопасности будет и в дальнейшем действовать так же. Между депутатами началась жёсткая дискуссия и в результате был составлен официальный запрос к правительству по поводу событий 5 мая, на который Дума так и не получила ответа.

Проект нового избирательного закона

Процесс подготовки новых избирательных статей проходил непросто. Разрабатывался он тайно Министерством внутренних дел, об этом не был уведомлён даже Совет Министров. Сама же идея изменения избирательного законодательства окончательно оформилась и стала приобретать реальные очертания в конце 1906 г., после начала работы II Думы.

Проект нового закона был готов уже в мае 1907 г., задолго до роспуска II Думы. К рассмотрению правительства было подано три варианта:

Подготовка нового избирательного закона

Переворот 3 июня

Но даже подтверждение найденными при обыске у социал-демократов документами существования антиправительственного заговора не ускорило процесс выбора законопроекта. Поэтому П. Столыпин вынужден был без принятия окончательного решения совещанием предложить варианты законов императору на его усмотрение. 29 мая был выбран второй вариант, по которому через два дня был готов его окончательный текст.

1 июня Думе был предъявлен ультиматум правительства. Оно требовало отстранить от заседаний всю фракцию социал-демократов, которые обвинялись в антиправительственном заговоре. Невыполнение этого требования означало немедленный роспуск Думы.

Проект нового избирательного закона

Тем не менее, несмотря на угрозу, депутаты отказались подчиниться ультиматуму до выяснения обстоятельств дела по этому обвинению. Для этого была создана комиссия, результаты работы которой должны были быть изложены 4 июня.

В это же время, 1 и 2 июня, абсолютно секретно готовятся и печатаются окончательные варианты необходимых для роспуска Думы документов, которые в Петергофе сразу же подписывает Николай II. Ночью, в начале 3 июня, они были доставлены правительству, которое немедленно приступило к исполнению императорского манифеста. Явившиеся утром к Таврическому дворцу депутаты обнаружили его закрытым и под охраной, с прикреплённым текстом манифеста на дверях. Считается, что в этот день окончилась Первая русская революция.

Социально-политические итоги

Переворот 3 июня, итоги

Следующая Дума проработала весь установленный ей пятилетний срок. Принадлежащее к центристским партиям большинство всё это время без эксцессов работало с правительством, принимая предложенные им законы. Но третьеиюньская политическая система реформы П. А. Столыпина так и не обеспечила, хотя премьер-министр и был одним из основных инициаторов этого переворота, надеясь на содействие проправительственной Думы своим начинаниям.

Но Государственная дума при этом перестала быть голосом народа. Большая часть населения снова была лишена возможности на законодательном уровне влиять на жизнь страны, отстаивать свои интересы. Интерес народа к работе Законодательного собрания внешне угас, недовольство действиями властей снова ушло в частные разговоры с оглядкой на окружающих.

Читайте также: