Анализ стихотворения гойя вознесенский кратко

Обновлено: 05.07.2024

Произведение датировано 1959 годом и относится к ранней лирике автора. Андрею Андреевичу Вознесенскому было 26 лет, и он оканчивал Архитектурный институт. Детские воспоминания о войне, экстренная эвакуация вместе с матерью в Курган - навсегда остались в памяти поэта.

Автор посвятил свое творение антивоенным идеям. Его лирический герой выступает от имени народа, уставшего от жестокости и разрушений военного времени. Он сравнивает себя с художником Ф. Гойе, изображавшем в своем творчестве ужасные картины войны.

Читайте по теме:

Композиция

В основе произведения преобладает ямбический размер. По ритму стих акцентный со сложной рифмовкой. Строки сочетаются при помощи внутреннего созвучия. В творении четыре строфы, слова в которых расположены при помощи приема лесенки.

В центре произведение зима 1941 года, когда беды от фашизма поглотили страны и народы.

Средства выразительности

Тропы передают пафосное настроение автора против боевых действий.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой.

Возмездия! Взвил залпом на запад —

я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие

Стихотворение говорит о таинственной связи времен, о сходстве множества человеческих судеб, об ответственности поэта и гражданина перед временем.

Повтор служит рефреном, соединяющим воедино разные смысловые и временные центры: ужасы прошедшей войны, ужасы испанской войны, ужасы всякой войны.




Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой.

Обратим внимание на строки:

И в мемориальное небо вбил крепкие

Все перечисленные средства участвуют в создании интегрированного единства текста. Несмотря на возможность их вычленения, они обеспечивают монолитность текста с помощью системы различных связей — содержательных, отражающихся в синтаксическом параллелизме, паронимической аттракции, разного вида повторах, переосмысливании лексических единиц, в образных средствах, объединенных единством образа.

При формировании поля времени наблюдается как проекция в текст средств выражения темпоральности, существующих в системе, так и порождение текстом окказиональных средств выражения временных отношений. При этом окказиональные средства в тексте могут приобретать большую, чем системные средства, функциональную нагрузку.

С первого по 47 лист Гойя посвятил реалистичным изображениям ужасов войны. Большая часть изображённых событий происходит после битвы; это изуродованные тела и конечности, развешенные на деревьях. И французские, и испанские войска позволяли себе издеваться над пленниками, многие гравюры содержат детальное изображение подобных бесчеловечных актов. Смерть мирных жителей тоже нашла место в серии.

Часто мирные жители следовали за армиями. Если их соотечественники побеждали, женщины и дети, искали среди убитых и раненых мужей, отцов и сыновей. Если же их сторона проигрывала, то мирные жители бежали в страхе быть убитыми и изнасилованными.

Вторая группа, с 48 по 64 лист, посвящены голоду, обрушившемуся на Мадрид с августа 1811 до освобождения города войсками Веллингтона в августе 1812 года. Голод послужил причиной смерти 20000 человек в том году. Гойя заостряет внимание на тёмных скоплениях мёртвых и полуживых людей, мужчин, несущих женские трупы, брошенных детях, оплакивающих родителей.

Листы с 65 по 82 содержат аллегорические сцены, критикующие послевоенную политику в Испании, включая инквизицию и пытки.

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой.

Возмездия! Взвил залпом на запад —

я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие

Стихотворение говорит о таинственной связи времен, о сходстве множества человеческих судеб, об ответственности поэта и гражданина перед временем.

Повтор служит рефреном, соединяющим воедино разные смысловые и временные центры: ужасы прошедшей войны, ужасы испанской войны, ужасы всякой войны.

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой.

Обратим внимание на строки:

И в мемориальное небо вбил крепкие

Все перечисленные средства участвуют в создании интегрированного единства текста. Несмотря на возможность их вычленения, они обеспечивают монолитность текста с помощью системы различных связей — содержательных, отражающихся в синтаксическом параллелизме, паронимической аттракции, разного вида повторах, переосмысливании лексических единиц, в образных средствах, объединенных единством образа.

При формировании поля времени наблюдается как проекция в текст средств выражения темпоральности, существующих в системе, так и порождение текстом окказиональных средств выражения временных отношений. При этом окказиональные средства в тексте могут приобретать большую, чем системные средства, функциональную нагрузку.

С первого по 47 лист Гойя посвятил реалистичным изображениям ужасов войны. Большая часть изображённых событий происходит после битвы; это изуродованные тела и конечности, развешенные на деревьях. И французские, и испанские войска позволяли себе издеваться над пленниками, многие гравюры содержат детальное изображение подобных бесчеловечных актов. Смерть мирных жителей тоже нашла место в серии.

Часто мирные жители следовали за армиями. Если их соотечественники побеждали, женщины и дети, искали среди убитых и раненых мужей, отцов и сыновей. Если же их сторона проигрывала, то мирные жители бежали в страхе быть убитыми и изнасилованными.

Вторая группа, с 48 по 64 лист, посвящены голоду, обрушившемуся на Мадрид с августа 1811 до освобождения города войсками Веллингтона в августе 1812 года. Голод послужил причиной смерти 20000 человек в том году. Гойя заостряет внимание на тёмных скоплениях мёртвых и полуживых людей, мужчин, несущих женские трупы, брошенных детях, оплакивающих родителей.

Листы с 65 по 82 содержат аллегорические сцены, критикующие послевоенную политику в Испании, включая инквизицию и пытки.

Лирический герой стихотворения рассказывает об ужасах войны. Каждая из четырех строф — это описания событий, отражающих последствия, которые она несёт за собой. Герой словно делится с читателем впечатлениями, оставшимися в памяти после её окончания:

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое

При прочтении первой строфы стихотворения, представляется пустое поле с мертвецом, которому ворон выклевал глаза. В фольклоре символика черного ворона, черепа связана с несчастьем, смертью.

Однако в автор настаивает на слове “ворог”, что означает “враг”. “Воронки” создают ассоциацию со взрывными воронками, и в сознании читателя появляется совершенно другая картина — поле после авиаударов.

Во второй строфе читателю становится понятно, что в стихотворении присутствуют не абстрактные описания войны, а события, связанные с Великой Отечественной войной. Бомбы, будучи самым страшным оружием тех времен, напрямую говорят о надвижении смерти. “Я — Горе, Я - Голод” — завершает строфы лирический герой, как бы подытоживая, что война приносит муки и несчастье.

Третья строфа описывает жуткий зрительный образ:

Повешенной бабы, чьё тело, как колокол,

било над площадью голой…

Автор использует просторечное слово “баба”, показывая, что на войне нет места эстетичности. Звук бьющегося обо что-то тела на пустой площади в синтезе с представляемой картиной вызывает чувство страха, а многоточие в конце стиха создает дополнительную напряженность.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Андрей Андреевич мечтал быть архитектором, посещал художественные классы. Высоко ценил Рембрандта, Вермейера. Из поэтов любил читать Пастернака, ценил его откровенность, самоотдачу. Микеланжело, Врубель, Нестеров, Матисс вдохновляли Вознесенского к творчеству.

*
Из воспоминаний Андрея Андреевич Вознесенского:

"Мне всегда Магдалина виделась русоволосой блондинкой с прямыми рассыпчатыми волосами. "

"Помню встречу Нового года на Лаврушинском. Пастернак сиял среди гостей. Он был и ёлкой и ребёнком одновременно".

*
В эвакуации жил за Уралом. Отец остался в ленинградской блокаде, потом присоединился к семье. Голодали! В этот период жизни узнал о художнике по имени Гойя. "Гойя - так гудели эвакуационные поезда великого переселения народа. Гойя - так стонали сирени и бомбы перед нашим отъездом из Москвы, Гойя - так выли волки за деревней, Гойя - так причитала
. соседка, получив похоронку, Гойя. "

***
. Я - ГОЙЯ!
. Глазницы воронок
мне выклевал ворог
. слетая на поле нагое.
. Я - ГОРЕ,
. Я - голос
. Войны, городов головни
. на снегу сорок первого года.
. Я - ГОЛОД.
. Я горло
. Повешенной бабы,
. чьё тело, как колокол,
. било над площадью голой.
. Я - ГОЙЯ!
. О грозди Возмездья!
. Взвил залпом на Запад -
. я пепел незваного гостя!
. И в мемориальное небо
. вбил крепкие звезды -
. Как гвозди.
. Я - ГОЙЯ.

. Андрей Вознесенский
_____________________________-
Translated by Yani Sit -
Yanina Sitnyakovskaya:

*
I am - Goya!
My Eyes-sockets of shell-holes
were pecked out by the enemy,
flown down to the bare field.

I am - Sorrow!
I am - the Voice
Of the War, of the cities' smuts
On the snow of the forty-first year.

I am - Goya!
I am - Hunger!
I am - the throat
Of the Hunged peasant-woman,
Who's body, like the bell,
struck above the nude square.

I am - Goya!
Oh, Punishment's clusters!
I raised, by fire in volleys,
to the West, -
the ashes of an unbidden guest!
And to Memorial sky
I hummered in the Passionate,
Powerful Stars, -
I nailed them up forever!
I am - Goya!
_____________________________
******
*****
****
***
**
*

С уважением, Яни Сит

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: