Сущность педагогического общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися (А. А. Леонтьев).

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Л. Д. Столяренко).

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально важные качества педагогического общения :

1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность к эмпатии и пониманию людей;

3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;

6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8. хорошие вербальные способности;

9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

Функции педагогического общения :

- познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

- эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;

- воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

- регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

- функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

- коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

- интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

- перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.

Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.

2 стороны в общении - отношения и взаимодействия, спец. стили отнош. с учеником: положительный (устойчивый, ситуативный, неустойчивый, отрицательный (устойчивый, ситуативный).

Взаимодействие между учеником и учителем, 3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).

Стили пед. общения : 1. Общение на основе друж. отношений (осторожно, чтобы не допустить панибратства); 2. Общение-дистанция (организация деят-ти ближе к авторит. стилю, что снижает общий творческий уровень); 3. Устрашение; 4. Заигрывание (3 и 4 фрагментарно можно использовать); 5. Увлечение совместной творческой деят-тью, самый продуктивный, в его основе - положительное устойчивое отношение к детям, к профессии, стремление совместно решать вопросы учебно-воспитательного процесса.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В общении выделяют 3 взаимосвязанных функций: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Педагогическое общение - это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.

В зависимости от цели речь может быть развлекательной; информационной; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей; призывающей к действиям.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

Дополняют речь, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Это бессловесные средства называются эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь.

Обмен знаниями, эмоциональными состояниями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической форме устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения и тд.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе способствует распространению диалогической формы общения. Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы.

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать.

Если педагог и воспитанник адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроении, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности) – управление деятельность воспитанников.

2. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

Педагогическое общение имеет динамику. Его стадии:

1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап). Первая стадия связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

2. Организация непосредственного взаимодействия(начальный период общения) – во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.

3. Управление общением в педагогическом процессе, суть которой состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога.




4. Анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения.Главное ее назначение – диагностически - коррекционная. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении

3. Стили педагогического общения.

Каждый учитель по-разному организует взаимодействие с детьми.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения:

- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью (отношения учителя к педагогической деятельности); В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

- стиль пед. общения на основе дружеского расположения. Но дружественность должна быть в меру; Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически целесообразна.

- общение дистанция – в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция (вы не знаете - Я знаю, слушайте меня – Я старше и т.п.); Чрезмерная дистанция ведет к формализму взаимодействия педагога и учащегося.

- общение – устрашение; Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

- общение – заигрывание – стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у детей. Возникает, когда:

а) непонимание педагога стоящих перед ним ответственных пед. задач;

б) отсутствие навыков общения;

В процессе пед. творчества общительность выступает не только как личностное, но и как профессионально-личностное качество человека-педагога.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общение-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. Ответственность за них всегда лежит на учителе. В связи с этим особого рассмотрения требует технология психологической коррекции общения, т.е. технология разрешения конфликтов.

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общения; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения несовместимости: К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций); высказывание претензий на группе, т.е. публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы: выход чувств, авторитет третьего, обмен позициями, расширение духовного горизонта спорящих.

Другая классификация стилей педагогического общения включает демократический, авторитарный, либеральный.

Демократический стиль. Ученик как равноправный партнер в общении, коллега. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У таких учителей школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Авторитарный – ученик рассматривается как объект пед. воздействия. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

Либеральный стиль - Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, проявляет нерешительность, колебания. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Общение как основа педагогической деятельности

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В общении выделяют 3 взаимосвязанных функций: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Педагогическое общение - это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.

В зависимости от цели речь может быть развлекательной; информационной; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей; призывающей к действиям.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

Дополняют речь, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Это бессловесные средства называются эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь.

Обмен знаниями, эмоциональными состояниями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической форме устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения и тд.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе способствует распространению диалогической формы общения. Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы.

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать.

Если педагог и воспитанник адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроении, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности) – управление деятельность воспитанников.

2. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

Педагогическое общение имеет динамику. Его стадии:

1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап). Первая стадия связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

2. Организация непосредственного взаимодействия(начальный период общения) – во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.

3. Управление общением в педагогическом процессе, суть которой состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога.

4. Анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения.Главное ее назначение – диагностически - коррекционная. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении

3. Стили педагогического общения.

Каждый учитель по-разному организует взаимодействие с детьми.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения:

- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью (отношения учителя к педагогической деятельности); В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

- стиль пед. общения на основе дружеского расположения. Но дружественность должна быть в меру; Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически целесообразна.

- общение дистанция – в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция (вы не знаете - Я знаю, слушайте меня – Я старше и т.п.); Чрезмерная дистанция ведет к формализму взаимодействия педагога и учащегося.

- общение – устрашение; Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

- общение – заигрывание – стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у детей. Возникает, когда:

а) непонимание педагога стоящих перед ним ответственных пед. задач;

б) отсутствие навыков общения;

В процессе пед. творчества общительность выступает не только как личностное, но и как профессионально-личностное качество человека-педагога.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общение-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. Ответственность за них всегда лежит на учителе. В связи с этим особого рассмотрения требует технология психологической коррекции общения, т.е. технология разрешения конфликтов.

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общения; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения несовместимости: К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций); высказывание претензий на группе, т.е. публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы: выход чувств, авторитет третьего, обмен позициями, расширение духовного горизонта спорящих.

Другая классификация стилей педагогического общения включает демократический, авторитарный, либеральный.

Демократический стиль. Ученик как равноправный партнер в общении, коллега. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У таких учителей школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Авторитарный – ученик рассматривается как объект пед. воздействия. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

Либеральный стиль - Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, проявляет нерешительность, колебания. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сущность педагогического общения.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, "это деятельность, которая строится по законам общения" (Н. В. Кузьмина).

Общение - основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, родительское собрание, педсовет - это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

В центре нашего внимания - профессиональное общение педагог-воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыслима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профессионально-педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение - это особый вид общения, оно является "категорией профессиональной". Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение - процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися - это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение - важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания "работают" в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание "ситуаций успеха", доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Теперь приведем определение понятия, данное В.А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: "Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия".

Из определения следует, что педагогическое общение - процесс сложный.

Функции и средства общения и их характеристика.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

информационная (обмен информацией между людьми)

когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Все знаки подразделяются следующим образом:

интенциональные — специально производимые для передачи информации

неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Стили педагогического общения.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Читайте также: