Сущность и основные компоненты профессионально педагогической культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшие функции педагогической деятельности: гносеологическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская.

Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности учителя.

Педагогическая деятельность – сложно организованная система ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно; деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; деятельность программирования, составления учебных программ.

Для эффективного выполнения педагогических функций со­временному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской,

организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.

Профессионализм преподавателя в педагогической деятель­ности выражается в умении видеть и формировать педагогичес­кие задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многооб­разие ситуаций, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельнос­ти является ее творческий характер.

В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической деятельности выделяются следующие компонен­ты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуника­тивный.

Гностический компонент - это система знаний и умений пре­подавателя, составляющих основу его профессиональной деятель­ности, а также определенные свойства познавательной деятель­ности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный, уровни и уровень специальных знаний.

Если гностические способности составляют основу деятель­ности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные или проектировочные способности. Именно от них зависит эффектив­ность использования всех других знаний, которые могут или ос­таться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планиро­вании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т. п. Такие способности развиваются лишь в процессе профессионального со­вершенствования по мере роста педагогического опыта и стажа.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

От уровня развития коммуникативной способности и компетен­тности в общении зависит легкость установления контактов пре­подаватсля со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагоги­ческих задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п. Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятель­ностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся.

Основными компонентами педагогической культуры являют­ся:

1 - профессиональные знания и умения;

2 - личностные ка­чества педагога;

3 - опыт творческой деятельности.

Профессио­нальная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений:

профессиональные знания: методологические, теоретические, методические, технологические;

профессиональные умения: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, владение педагогическими техниками,

постановка цели, анализа и самоанализа, воспитательной работы.

Можно выделить 3 уровня педагогической культуры: репродук­тивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творчес­кий.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего

многообразия ее компонентов можно выделить три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение.

Билет №17

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога. Обеспечение прав семьи и ребенка.

Важнейшие функции педагогической деятельности: гносеологическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская.

Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности учителя.

Педагогическая деятельность – сложно организованная система ряда деятельностей: самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно; деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; деятельность программирования, составления учебных программ.

Для эффективного выполнения педагогических функций со­временному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской,

организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.

Профессионализм преподавателя в педагогической деятель­ности выражается в умении видеть и формировать педагогичес­кие задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многооб­разие ситуаций, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельнос­ти является ее творческий характер.

В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической деятельности выделяются следующие компонен­ты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуника­тивный.

Гностический компонент - это система знаний и умений пре­подавателя, составляющих основу его профессиональной деятель­ности, а также определенные свойства познавательной деятель­ности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный, уровни и уровень специальных знаний.

Если гностические способности составляют основу деятель­ности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные или проектировочные способности. Именно от них зависит эффектив­ность использования всех других знаний, которые могут или ос­таться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планиро­вании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т. п. Такие способности развиваются лишь в процессе профессионального со­вершенствования по мере роста педагогического опыта и стажа.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

От уровня развития коммуникативной способности и компетен­тности в общении зависит легкость установления контактов пре­подаватсля со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагоги­ческих задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п. Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятель­ностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся.

Основными компонентами педагогической культуры являют­ся:

1 - профессиональные знания и умения;

2 - личностные ка­чества педагога;

3 - опыт творческой деятельности.

Профессио­нальная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений:

профессиональные знания: методологические, теоретические, методические, технологические;

профессиональные умения: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, владение педагогическими техниками,

постановка цели, анализа и самоанализа, воспитательной работы.

Можно выделить 3 уровня педагогической культуры: репродук­тивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творчес­кий.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего

многообразия ее компонентов можно выделить три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение.

Билет №17

2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога. Обеспечение прав семьи и ребенка.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Профессионально-педагогическая культура и ее элементы

Профессионально-педагогическая культура – это интегральное свойство личности педагога, отражающее его владение общей культурой и культурными нормами, позволяющее ему реализовывать продуктивную педагогическую деятельность на высококвалифицированном уровне.

Профессионально-педагогическая культура является отражением уровня профессионального и культурного развития педагога, его профессиональной компетентности.

Достижение высокого уровня культурного развития педагога является необходимым условием его профессионального самосовершенствования. Его достижение необходимо для того, чтобы педагог овладел навыками культуроведческого преподавания, умело применял методы и средства обучения, строил положительное коммуникативное взаимодействие с учащимися и реализовывал свою деятельность на высоком профессиональном уровне.

Кроме того, наличие профессионально-педагогической культуры говорит о возможности применения педагогом творческого подхода в обучении, применения опыта, имеющегося у человечества, опоры на его культурные аспекты.

Профессионально-педагогическая культура включает в свой состав элементы, позволяющие педагогу продуктивно выполнять свою работу и использовать творческий подход для организации процессов обучения и воспитания. К ним относятся:

  1. Педагогическая ориентация личности. Данный компонент отражает любовь педагога к своей профессии, заинтересованность в достижении целей и задач образования, профессиональную активность, мотивацию к выполнению различных направлений педагогической деятельности, желание доводить начатое до логического завершения и сохранение высокого уровня работоспособности;
  2. Навыки саморегуляции. Они отражают способности педагога контролировать свои эмоции, сдерживать проявление чувств в различных образовательных ситуациях, оптимистично подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей, преодолевать психологические барьеры;
  3. Педагогическая эрудированность. Она отражает наличие у педагога развитого мышления, критического профессионального подхода, авторитетной позиции у учащихся и стремление к постоянному расширению и углублению своих профессиональных знаний и навыков;
  4. Обладание психологическими знаниями. Они отражают наличие у педагога системы психологических знаний и навыков их практического применения в педагогическом процессе: индивидуальный подход к каждому учащемуся, выстраивание продуктивной системы социального взаимодействия с учащимися, другими педагогами и коллективом, умение понимать настроение и состояние учащихся, строить в соответствии с этим учебно-воспитательный процесс;
  5. Наличие нравственных качеств. Сюда входит наличие у педагога таких свойств, как: доброта, справедливость, терпимость, терпеливость, милосердие, сострадание;
  6. Профессиональный долг. Он отражает ответственное отношение педагога к своим профессиональным обязанностям, проявление повышенной требовательности к собственным профессиональным навыкам и реализация творческого подхода к выполнению своих профессиональных функций;
  7. Педагогический такт. Он предполагает проявление терпимости к чужой индивидуальности. Педагог должен с осторожностью использовать критику и порицание, не унижать учащихся. Необходимо активизировать их самостоятельность и проявлять доверие к ней, верить в каждого учащегося и его потенциал;
  8. Коммуникативные навыки. Они отражают умение педагога находить общий язык с разными учащимися, устанавливать положительные взаимоотношения;
  9. Гармонизация эмоционального и рационального компонента. Педагоги должны обладать навыками установления положительных взаимоотношений с разными возрастными категориями граждан, проявляя выдержку и самообладание, уважение и требовательность.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессионально-педагогическая культура связана с переносом культурным норм и ценностей в профессиональную педагогическую деятельность. Ее формирование определяется индивидуальными особенностями развития личности педагога, текущим этапом социально-экономического развития общества и его культурной идеологией.

Связь общей и профессионально-педагогической культуры

Формирование профессионально-педагогической культуры связано с развитием у педагога качеств, отражающих его навыки профессиональной деятельности, стремление к развитию и повышению своей квалификации.

Поскольку, профессионально-педагогическая культура формируется под воздействием общего культурного развития общества на данной ступени его существования, отвечая тенденциям развития всех сфер общества, то она имеет тесную связь с общей культурой, динамикой ее развития и ценностями.

Чтобы понять сущность профессионально-педагогической культуры, освоить ее отдельные стороны, необходимо исследовать связь общей и педагогической культуры. Она проявляется в следующих параметрах:

  1. Профессионально-педагогическая культура является универсальным показателем педагогического процесса, отражением текущих педагогических реалий;
  2. Черты и аспекты общей культуры, ее нормы и ценности особенным образом переносятся в педагогическую сферу деятельности и утверждаются в ней через носителей профессионально-педагогической культуры – педагогов;
  3. Уровень и степень развития профессионально-педагогической культуры образовательной системы, учебного заведения, отдельного педагога анализируется путем оценки развития творческого процесса, творческих педагогических навыков деятельности;
  4. Профессионально-педагогическая культура состоит из совокупности компонентов, которые тесно связаны между собой, могут функционировать как отдельная система, так и при их интеграции в единое целое. Это означает, что данная культура является системным качеством личности педагога;
  5. Развитие профессионально-педагогической культуры имеет индивидуальный характер т.е. ее сформированность зависит от индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала педагога, его культурного и нравственного развития;
  6. В профессиональной деятельности педагога важную роль играет знание им культурных основ и моральных принципов поведения. Если педагог владеет культурными нормами, то он переносит их в свою профессиональную деятельность, делая свой труд нравственно и культурно ориентированным.

Данная связь общей и профессионально-педагогической культуры свидетельствует о том, что педагог не сможет достичь высокого уровня профессиональной культуры без общего культурного развития.

Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1988.

Котова И.Б., Шинное Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.

Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.

ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как "профессиональная культура" и "педагогическая культура". Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.

Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.

Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой); правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания. Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально - этические нормы. Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.

Е. В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет :

- гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Профессионально-педагогическая культура может быть представлена в виде модели, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический, личностно-творческий (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).

Аксиологический компонент педагогической культуры основывается на философском учении о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношение с реальностью, их изменение в процессе исторического развития.

Аксиологический компонент профессиональной культуры содержит в себе принятие таких ценностей педагогического труда, как:

- профессионально-педагогическое знание (психологические, историко-педагогические, знание особенностей детского возраста, правовая культура и т. д.) и мировоззрение (убеждения, интересы, предпочтения, ценностные ориентации в области образования);

- культура умственного труда (научная организация труда, учет биоритмов, культура чтения, культура мышления и т. д.);

- свобода личности всех участников педагогического процесса, уважение личности ребенка, следование нормам общей и педагогической этики и т. д.

Технологический компонент педагогической культуры - это деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культура общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры понимается как творческая природа педагогической деятельности педагога, выражающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органического включения в собственную практику; проявляется в самореализации сущностных сил педагога – его потребностей, способностей, интересов, дарований.

Важное место в культурологической подготовке педагога занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; знание правил служебного этикета (принципы ведения деловых бесед, культура внешнего вида педагога, физическая культура.

Бондаревской Е. В. – Ростов н/ Д: РГПУ, 1995. – 170 с.

Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие / Е. Н.

Инновационная культура современного педагога Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества.

Комплексно-тематический план на декабрь 2015 года. Общая сетка (средняя группа) Развёрнутое планирование на декабрь месяц Неделя, число Наименование мероприятия Цель Содержание, формы работы 1 неделя с 1декабря по 4.

Общая характеристика детей 6 лет В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма, увеличивается рост и вес ребенка, изменяются пропорции тела. Области.

Обзор связи понятий — педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания Коллеги, хочу предложить на обсуждение тему по по синдрому эмоционального выгорания (далее - СЭВ). Конец учебного года, а так же повышающиеся.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО Профессиональная компетентность- предполагает определение знаний,наличие опыта в той или иной области,или сфере деятельности человека. Педагогическое.

Читайте также: