Нормативы какой отрасли следует применять в практической деятельности школьной библиотеки

Обновлено: 04.07.2024

2. Документ, гарантирующий право человека на свободный доступ к информации - это:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª;

«Квалификационных характеристик должностей работников

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря

«Квалификационных характеристик должностей работников

ли педагог-библиотекарь обеспечивать дополнительное

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря

5. Документ, отражающий основные задачи и функции библиотеки образовательной

3. Положение о библиотеке образовательной организации;

7. Федеральный государственный образовательный стандарт - это «

1. совокупность обязательных требований к уровню обучения, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2. совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и

(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в

3. совокупность обязательных требований к структуре и реализации основной

образовательной программы, утвержденных федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. совокупность обязательных требований к профессии, специальности и направлению

утвержденных федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-

Какой документ устанавливает нормы обеспеченности образовательной

деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основным

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

«Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации

имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,

9. Какие требования включают в себя федеральные государственные образовательные

1. К уровню подготовки выпускников, структуре и условиям реализации основной

2. К структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

3. К условиям реализации и результатам освоения основной образовательной

4. К структуре, условиям реализации и результатам освоения основной

10. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают «

1. преемственность основных образовательных программ и соблюдение требований

2. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства

обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и

3. преемственность основных образовательных программ, государственные

гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных

требований к условиям реализации основных образовательных программ и

4. соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной

11. В каком документе отражены изменения нормативно-правовой базы

документов, регламентирующих учет библиотечного фонда:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª

2. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

3. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

учебников для использования в образовательной деятельности в соответствии с

утвержденным Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования относится к:

Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую систему, состоящую из нескольких уровней:

· документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек (ШБ). К этой группе относятся документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты;

· законодательство Российской Федерации, касающееся проблем сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категорий граждан к информации, организации рекламы;

· нормативные документы, подготовленные федеральными органами управления и касающиеся деятельности школьных библиотек (в том числе ГОСТы);

· региональное законодательство, относящееся к деятельности школьных библиотек;

· территориальные нормативные и методические документы;

· документы, разработанные в образовательной организации и утвержденные его руководителем.

ВложениеРазмер
Федеральное законодательство о школьных библиотеках 33 КБ
Школьные локальные акты по библиотеке 25.5 КБ
Документация школьных библиотек 26.5 КБ
Стандарты системы СИБИД 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

  1. Устав школы
  2. Положение о библиотеке ОУ
  3. Правила пользования библиотекой ОУ
  4. Программа информатизации ОУ.
  • Устав библиотеки;
  • Положение о библиотеке, медиатеке;
  • Концепция развития библиотеки;
  • Программы развития библиотеки;
  • Правила пользования библиотекой;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Коллективный договор;
  • Должностные инструкции библиотекаря школы;
  • Технологические инструкции по основным библиотечным процессам;

Предварительный просмотр:

Организационная документация библиотеки ОУ

  • Журналы заявок и посещений медиатеки (кабинета свободного доступа, кабинета информатики…).
  • Журнал по технике безопасности.
  • Журнал выдачи электронных средств учебного назначения.
  • Рекомендации для учащихся по использованию имеющихся в школе информационных ресурсов.
  • Инструкция по технологии поиска информации с использованием каталогов и поисковых систем.
  • Инструкции по технологии использования оборудования (сканера, принтера, цифрового фотоаппарата).
  • План мероприятий по формированию школьных информационных ресурсов (предусматривает совместную деятельность учителей и учащихся)
  1. Библиотека и закон. Справочник. Документы, комментарии, консультации. Юридические советы на каждый день.- М,:Либерия,1996-2007. - (Вып.1-21).
  2. Бубекина Н.В., Айвазян Л.И. Правовое поле детства //Библиотека и закон. Вып. 20.
  3. Клюев В.К. Правовая основа деятельности библиотеки.- М.: Профиэиздат,2002.
  4. Козлова О.В.Основные проблемы и нормативно-правовое обеспечение работы библиотек общеобразовательных учреждений//Библиотека и закон. Вып.9.
  5. Краткий справочник школьного библиотекаря.- СПб.: Профессия,2001.
  6. Справочник библиотекаря.- СПб.: Профессия,2000.
  7. Стандарты по библиотечно-издательской деятельности.- СПб.: Профессия,2003

Предварительный просмотр:

Стандарты системы СИБИД

И.В. Булавкина

старший преподаватель ОГБУ ДПО КИРО,

председатель Курского регионального представительства РШБА

В 2010 году был утвержден ФГОС основного общего образования, позиционирующий школьную библиотеку как информационно-библиотечный центр.

В 2016 году утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Как изменилась нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность школьных библиотек и педагогов-библиотекарей за эти годы? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать? Как принятые документы влияют на библиотечную работу в школах? Ответы на эти вопросы помогут составить целостную картину оснований, возможностей и перспектив развития библиотечного дела в общеобразовательных организациях.

Деятельность школьной библиотеки (ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Наличие школьной библиотеки

Должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия),

Установление льготной педагогической пенсии

Педагоги-библиотекари отнесены к категории педагогических работников, поэтому должны иметь право на льготную пенсию после 25 лет работы? На сегодняшний день в документ, регламентирующий это право, изменения пока не внесены.

Предоставление отпуска длительностью 1 год один раз в 10 лет

Также как все учителя, педагоги-библиотекари имеют право на отпуск длительностью 1 гол один раз в 10 лет. Это право за педагогами-библиотекарями уже закреплено.

Предоставление ежегодного отпуска длительностью 56 дней

На ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 56 календарных дней имеют право претендовать все педагогические работники, в том числе и педагоги-библиотекари. Это право отражает Постановление Правительства РФ.

Сокращенная продолжительность рабочей недели, объем внеурочной деятельности

Длительность рабочей недели у педагога-библиотекаря приравнена к нормативам, установленным для всех педагогических работников. Однако пока не определен объем часов для организации внеурочной деятельности, в отличие от объема учебной нагрузки для учителей.

Льготы по оплате коммунальных платежей в сельской местности

Льготы устанавливаются региональными документами (распоряжениями администрации области, края, республики), поэтому в каждом регионе должен быть принят свой документ.

Нормативы времени на библиотечную работу, определении штатной численности сотрудников

В сфере образования отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие примерную структуру штатного расписания и общий объем нагрузки для педагога-библиотекаря. Существуют документы общего характера, которые могут применяться и по отношению к библиотекам сферы культуры, и к библиотекам сферы образования. Руководствуясь этими документами, определяют необходимую численность штата. Приказ Министерства просвещения СССР, определяющий размер ставки школьного библиотекаря исходя из количества классов-комплектов, утратил свою силу. Действующие сегодня документы:

Реализация требований ФЗ в части дополнительного профессионального образования.

Аттестация педагога-библиотекаря

Как все педагогические работники школы, педагоги-библиотекари имеют право повысить квалификационную категорию и для этого проходят аттестацию. По решению школьной аттестационной комиссии педагоги-библиотекари аттестуются на соответствие занимаемой должности. По решению муниципальной (региональной) аттестационной комиссии аттестуются на 1 квалификационную категорию. По решению региональной аттестационной комиссии аттестуются на высшую квалификационную категорию. Основание для разработки аттестационных материалов регламентирует приказ Минобрнауки России. Отсутствие единых библиотечных форм отчетности не позволяет разработать единые критерии эффективности деятельности педагога-библиотекаря, поэтому в регионах наблюдаются самые разные подходы и критерии оценки их деятельности.

Содержание деятельности школьной библиотеки (ШБ и ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Функционал и направления деятельности ШБ

Для того чтобы понять, в чем особенности и каково содержание работы современной школьной библиотеки или школьного информационно-библиотечного центра, необходимо изучить и реализовать самый главный на сегодня документ.

Учет фонда

Обязательные локальные акты школы

Существуют нормы, обязывающие нас составлять те или иные локальные нормативные акты:

Типовое положение о школьном ИБЦ

В настоящий момент разрабатывается такое типовое положение. Профессиональное сообщество ожидает его утверждения в ближайшее время.

Обмен документами библиотечного фонда

Один из самых важных вопросов для школьных библиотек при дефиците бюджетных средств: можно ли использовать документы фондов других школ, то есть осуществлять работу в рамках межбиблиотечного абонемента (МБА)? Данный вид деятельности осуществляется на основании ГОСТа МБА, который в настоящее время находится на доработке. Это значит, что правила (положения) МБА устанавливаются (регионами, муниципалитетами, школами) самостоятельно.

Оснащение школьных библиотек (ШБ и ИБЦ)

Основания для материально-технического обеспечения ШБ указаны в следующих нормативных правовых актах:

Библиотечный фонд

Чем необходимо комплектовать фонды школьных библиотек – не праздный вопрос. Учебники и учебные пособия –основной фонд. Для фонда дополнительной литературы обязательные конкретные требования разработало Минобрнауки России.

Подводя итоги разговору, выскажу собственное мнение. Практически все, чего мы ждем и хотим получить для своей работы, можно получить. Нормативно-правовые условия для работы школьных библиотек обеспечены практически на 100 %. Возможно, пока выйдет в свет эта статья, появятся новые документы.

Главное – быть готовыми к конкретным действиям не только по итогам реализации уже разработанных документов, но и приложить усилия для создания так необходимых нам всем новых положений, программ, концепций. Все это, и даже больше, можно сделать сообща. Потенциал у нашего профессионального сообщества ОГРОМНЫЙ!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нормативно-правовое обеспечение школьных библиотек

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нормативно-правовое обеспечение школьных библиотек

Нормативно-правовое обеспечение школьных библиотек

Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пр.

Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относ.

Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов: Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО от 1995 года; Манифест школьных библиотек, принятый на 66 Генеральной конференции ИФЛА в 2000 году; Манифест ИФЛА об Интернете от 27 марта 2002 года; Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 года, адресованные библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ; Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек от 2002 года; Кодекс этики школьных библиотекарей Российской Федерации от 2007 года.

Отраслевые нормативно-правовые акты федерального значения, ориентирующие деят.

Нормативные документы, подготовленные федеральными органами государственной в.

Нормативные документы, подготовленные федеральными органами государственной в.

Нормативные документы, подготовленные федеральными и региональными органами г.

Рекомендуемые локальные акты: Программа развития школьной библиотеки; Положен.

Общая: – положение о школьной библиотеке/БИЦ/медиатеке; – правила пользовани.

Общая: – положение о школьной библиотеке/БИЦ/медиатеке; – правила пользования библиотекой; – дневник работы библиотеки; – паспорт библиотеки; – перспективный план библиотеки; – годовой и месячный планы работы; – анализ работы за предыдущий год; – внутренние распоряжения и методические решения; – методическое обеспечение ОО (УМК); – функциональные обязанности зав. библиотекой и педагога - библиотекаря; – график и расписание работы библиотеки. Основная внутрибиблиотечная документация

По основному учебному фонду: – регистр суммарного учета; – копии накладных п.

По основному учебному фонду: – регистр суммарного учета; – копии накладных по доставке учебников; – журнал (папка) учета поступивших учебников; – картотека учебников; – папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т. д.); – копии бланков-заказов учебников; – тетрадь замены учебников; – журнал/ведомость выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры; – диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний; – справка обеспеченности ОО учебниками по параллелям и областям знаний. Основная внутрибиблиотечная документация

По художественному (дополнительному) фонду: – регистр (книга) суммарного уче.

По художественному (дополнительному) фонду: – регистр (книга) суммарного учета; – инвентарные регистры; – папка с копиями накладных; – папка актов движения фонда (списание, передача и т. д.); – акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; – журнал учета книг, принятых взамен утерянных; – журнал учета изданий временного хранения, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд); – журнал учета подарочных изданий; – журнал учета справок; – читательские формуляры. Основная внутрибиблиотечная документация

По аудиовизуальному фонду: – регистр суммарного учета; – инвентарный регистр.

По аудиовизуальному фонду: – регистр суммарного учета; – инвентарный регистр; – картотека (кассеты, диски); – инвентаризационный номер. Основная внутрибиблиотечная документация

Оформление библиотеки Оформление библиотеки: – эстетичность; – зональность; –.

Оформление библиотеки Оформление библиотеки: – эстетичность; – зональность; – все надписи набраны на компьютере; – расстановка фонда по ББК; – полочные и буквенные разделители; – выставки книг с паспортами.

Пожалуйста, учитывайте изменения нормативной базы Зам. директора по ИБР Безбо.

Пожалуйста, учитывайте изменения нормативной базы Зам. директора по ИБР Безбородова Е.Е.

Читайте также: