Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности кратко
Обновлено: 05.07.2024
В анализе применяются следующие типы сравнений.
1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.
Динамика основных показателей
Из табл. 3.1 видно, что объем производства продукции предприятия имеет тенденцию к повышению. За пять лет он вырос на 10,5%. Причем этот прирост обусловлен повышением производительности труда при уменьшении численности работников.
2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.
Данные табл. 3.2 показывают, как выполнен план по производству каждого вида продукции и в целом по предприятию. Аналогичные сравнения делают и по другим показателям.
Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости (табл. 3.3).
Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить инновационные возможности предприятия.
Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др. Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, более полной и объективной оценки уровня развития предприятия, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.
Сравнение параллельных и динамических рядов. Оно используется в АХД для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.
Сравнение разных вариантов решения экономических задач. Это позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и тем самым полнее использовать возможности предприятия. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.
При расчете влияния факторов и определении величины резервов широко используется также сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.
Зависимость выработки рабочих (Y) от фондовооруженности труда (X)
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.
Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валового выпуска продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:
где q, и с^ — физический объем производства i-ro вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах; р0 — цена i-ro вида продукции в базисном периоде.
Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного года 2Xq,b, + а() с «тратами базисного года + а0), то разность этих показателей
обусловлена не только изменением переменных затрат на единицу продукции (Ь) и общей суммы постоянных расходов (а), но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пересчитать на объем производства продукции отчетного периода + а0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода:
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой/структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода: j
уел v ООЩ1 «О
Уд. — удельный вес i-ro вида продукции в общем выпуске
продукции; Ц, — цена i-ro вида продукции.
Произведем нейтрализацию структурного фактора на основании данных, приведенных в табл. 3.5.
ВП0 = 10 ООО ■ 0,5 -30 + 10 ООО • 0,5 • 6 = 180 000 тыс. руб.
ВПусл = 9000 • 0,5 • 30 + 9000 ■ 0,5 • 6 = 162 000 тыс. руб.
В приведенном примере в обоих случаях структура производства и цены одинаковы, разный только общий выпуск продукции. Это позволяет правильнее оценить прирост физического объема продукции.
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример — изменение жирности молока (табл. 3.6).
Нейтрализация влияния качества молока на объем его производства
Как видно из таблицы, показатели, рассчитанные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, определенных без учета данного фактора: объем производства молока по фактической жирности выше прошлогоднего на 20%, а в пересчете на базисную жирность — на 13,1%. Фактический уровень себестоимости молока при фактической его жирности составляет 660 руб., а в пересчете на базисную — 680 руб. В первом случае он выше прошлогоднего на 10%, а во втором — на 16,6%.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.
1. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.
Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).
С помощьювертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.
С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей. Подробнее его сущность рассмотрена в следующем параграфе.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:
единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.);
единство методики исчисления показателей и их состава.
Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности
Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту.
Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности
Широкое применение в АХД находитгруппировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.
Примеромтипологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства .продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и т.д.
Цели использования способа сравнения. Сравнительный анализ. Способы приведения сравниваемых показателей в сопоставимый вид, использования относительных и средних величин, группировки информации. Балансовый способ отражения аналитической информации.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.11.2008 |
Размер файла | 57,9 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
1. Способ сравнения
1.l. Понятие и цели использования способа сравнения. Виды сравнительного анализа
Сравнение -- это способ сопоставления однородных объектов с целью выявления между ними общих черт или различий.
С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей; изучаются тенденции и закономерности в их развитии, на основании чего дается оценка результатов работы предприятия; изучается влияние отдельных факторов; выявляются внутрипроизводственные резервы.
Наиболее типичные цели использования приема сравнения:
1. Сопоставление плановых показателей текущего года с фактическими за предплановый период - для изучения качества планирования, обоснованности и степени напряженности плана.
План по любому показателю хозяйственной деятельности анализируемого предприятия будет считаться недостаточно обоснованным, если плановые показатели текущего года будут на уровне (ниже) фактически достигнутых среднегодовых результатов за 3-5 предшествующих лет и ниже фактически достигнутого уровня в предыдущем году. Однако, такой вывод будет справедлив только после изучения объективных и субъективных причин этого явления.
2. Сопоставление фактических показателей текущего года с
2.1. плановыми - для контроля и оценки степени выполнения плана: определяется процент выполнения плана абсолютное и относительное отклонение от плана;
2.2. нормативными - для контроля за использованием материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Сравнение этих показателей позволяет выявить абсолютную и относительную экономию или перерасход этих ресурсов на производство продукции, определить упущенные возможности увеличения выпуска и снижения себестоимости продукции, внедрять ресурсосберегающие технологии;
2.3. фактическими показателями прошлых лет - для определения динамики экономических показателей: определяются базисные и цепные темпы их роста и прироста;
2.4. достижениями науки и передового опыта других аналогичных предприятий - для поиска резервов;
2.5. средними показателями по району, области, среднеотраслевыми показателями - для оценки достигнутых результатов и определения положения предприятия на рынке среди других предприятий.
2.6. с базисным их уровнем - для расчета влияния факторов на исследуемые результативные показатели (аддитивные модели и подсчета резервов).
3.1. параллельных и динамических рядов - для определения и обоснования наличия, формы и направления взаимосвязи между исследуемыми показателями.
С этой целью числа, которые характеризуют один из исследуемых показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают и в какой степени.
3.2. различных вариантов управленческих решений - для выбора наиболее оптимального из них.
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа.
Горизонтальный - используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.
Вертикальный (структурный) -- используется для изучения структуры экономических явлений и процессов
удельного веса частей в общем целом (удельного веса машин и оборудования в общей стоимости основных производственных фондов);
соотношения частей целого между собой (основных фондов и оборотных средств);
выявления влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их удельного веса до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый -- используется для определения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет по сравнению с уровнем базисного года.
Одномерный -- сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или по одному показателю сопоставляются несколько объектов.
Многомерный -- производится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (объединений) по широкому спектру показателей для комплексной оценки хозяйственной деятельности.
вышестоящие органы - для комплексной оценки результатов деятельности подведомственных им предприятий или с целью проверки;
инвесторы - для оценки финансового риска;
ученые-аналитики - при исследовании определенного экономического процесса, явления.
Алгоритм методики сравнительного многомерного анализа состоит из четырех этапов.
Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных (табл. 1).
Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и тем-новых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста.
Матрица исходных данных
Коэффициент финансовой независимости
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, %
Возможно изучение одновременно моментных и темповых показателей.
Этап 2. В каждом столбце соответствующего показателя (табл. 1.) выбирается лучший, с экономической стороны, максимальный или минимальный элемент, который принимается за единицу - эталон предприятия. Затем все элементы этого столбца делятся на максимальный элемент эталонного предприятия или значение минимального элемента делится на абсолютные показатели каждого предприятия.
В результате создается матрица стандартизированных коэффициентов (табл.2)
Таблица 2
Матрица стандартизированных коэффициентов
Коэффициент финансовой независимости
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, %
Этап 4. Полученные рейтинговые оценки (Ri) размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйственной деятельности. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма рейтинговой оценки, второе - предприятие, имеющее следующий результат и т.д.
Результаты сравнительной рейтинговой оценки деятельности предприятий
Коэффициент финансовой независимости
Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, %
Инвестированного капитала
1.2. Способы приведения сравниваемых показателей в сопоставимый вид
Способ сравнения предъявляет определенные требования к сравниваемым показателям - они должны быть сопоставимы и качественно однородна, особенно если рассматриваются разные периоды времени и разные предприятия. Их несопоставимость может быть вызвана следующими факторами, которые оказывают влияние на изменение всех стоимостных показателей хозяйственной деятельности предприятия (объем произведенной и реализованной продукции, себестоимость продукции, сумму прибыли, рентабельность произведенной продукции и т.д.): изменением стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов; отрезками времени, за которые они могли быть исчислены; исходными условиями производства (техническими, климатическими имеют существенное значение для сельского хозяйства) и методикой расчета показателей.
В машиностроительном комплексе и в том числе на предприятиях, производящих радиоэлектронную продукцию, не планируются базисные показатели качества отдельных изделий. Нейтрализация влияния качественных отличий изделий здесь решается через нейтрализацию влияния структурного фактора.
Общую методику нейтрализации стоимостного, объемного и структурного факторов рассмотрим на примере объема произведенной продукции в стоимостном выражении - ТП. Нейтрализация этих факторов необходима для того, чтобы правильно определить влияние изменений объема, структуры производства и оптовых цен отдельных изделий на изменение стоимости произведенной продукции.
Объем произведенной продукции в стоимостном выражении
по плану:
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
где , - объем производства всех и i-х изделий в натуральных или условно-натуральных единицах соответственно по плану и фактический;
, - удельный вес объема выпуска i-х изделий в общем их выпуске по плану и фактический, в долях.
В качестве сопоставимых цен при сравнении с планом - принимаются плановые цены;
при сравнении с фактическим периодом прошлого года в качестве сопоставимых для обоих периодов принимаются цены, сложившиеся на предприятии после первого их изменения в январе отчетного периода;
при сравнении с базой - цена базового периода - плановая и фактическая оптовая цена i-го изделия.
Для нейтрализации влияния
1. Объемного фактора стоимость произведенной продукции по плану пересчитать на фактический физический объем . Получим (способ цепных подстановок): - фактический объем произведенной продукции по плановой структуре и плановым ценам (первый условный показатель ТП).
Сравнение показывает: нейтрализовано влияние физического объема производства, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции.
1.1. Структура произведенной продукции .
1.2. Структура произведенной продукции и оптовые цены .
2. Структурного фактора: надо фактический объем произведенной продукции в сопоставимых ценах пересчитать на плановую структуру производства изделий .
Сравнение показывает: нейтрализацию влияния структурного и стоимостного факторов, влияет на изменение ТП объема произведенной продукции:
Физический объем произведенной продукции .
3. Стоимостного фактора: надо - фактический объем произведенной продукции в действующих ценах пересчитать в сопоставимые, получим .
Сравнение показывает нейтрализацию влияния стоимостного фактора, влияет физический объем и структура произведенной продукции
Рассмотрим конкретный пример нейтрализации объемного, структурного и стоимостного факторов. Исходные данные приведены в табл. 4.
Исходные данные
Объем производства изделий, N, шт.
Оптовая цена, Ц, тыс.р./шт.
Структура произведенной продукции, %
Объем произведенной продукции, млн р., ТП
В нашем примере общее изменение объема произведенной продукции за счет объемного, структурного и стоимостного факторов составляет 48,5 млн р.
1. Нейтрализация объемного фактора - влияет структура произведенной продукции
2. Нейтрализация структурного фактора - влияет физический объем производства
3. Нейтрализация стоимостного фактора - влияет изменение объема и структуры произведенной продукции
4. Влияние изменения оптовых цен на продукцию
2. Способы использования относительных и средних величин
В АХД используются абсолютные, относительные и средние величины. Абсолютные величины (млн р., шт., нормо-часы и т.д.) характеризуют количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Поэтому они не всегда дают полное представление о происходящих изменениях и отклонениях в результатах хозяйственной деятельности.
Относительные показатели отражают соотношение абсолютной величины изучаемого явления с абсолютной величиной какого-либо другого явления или с абсолютной величиной этого же явления, взятого за другое время или по другому объекту.
Относительные показатели получают в результате деления одной абсолютной величины на другую, принятую за базу сравнения (данные плана, фактические данные предшествующих лет, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д.). Они выражаются в процентах (когда абсолютное значение базы принимается за 100) или коэффициентах (когда абсолютное значение базы принимается за 1) - индексах.
Таблица 5
Динамика объема произведенной продукции
Объем произведенной пр о дукции
Изменение объема произведенной продукции в %
В коэффициентах (индексах)
В АХД используются следующие виды относительных величин.
Относительная величина планового задания -- отношение планового уровня исследуемого показателя в текущем году к его фактическим уровням в предыдущем году или среднегодовому уровню за 3-5 предыдущих лет.
Используется для изучения степени обоснованности и напряженности плана.
Относительная величина выполнения плана -- соотношение между фактическим и плановым уровнем исследуемого показателя текущего года.
Выражается в процентах. Характеризует процент выполнения плана.
Относительные величины динамики -- отношение фактической величины исследуемого показателя текущего периода к его фактическому уровню в предыдущем периоде.
Они называются темпами роста (прироста), выражаются в процентах или коэффициентах (1,111) и характеризуют изменение показателя за какой-либо промежуток времени.
Относительные величины динамики -- отношение фактической исследуемого показателя текущего года к его фактическому уровню в предыдущем (предыдущих) периодах. Они называются темпами роста (прироста). Могут быть:
базисными, когда каждый последующий уровень показателя динамического ряда сравнивается с базисным годом;
цепными, когда каждый уровень показателя следующего года сравнивается с предыдущим. Выражаются в процентах или коэффициентах (индексах).
Показатель структуры -- это относительная доля (удельный вес) частей в общем, выраженная в процентах или коэффициентах: удельный вес отдельных категорий работников в общем объеме работающих, машин и оборудования в общей стоимости основных производственных фондов и т.д.
Относительные величины координации - соотношение частей целого между собой: основных и оборотных средств, активной и пассивной частей основных производственных фондов и т.д.
Относительные величины интенсивности -- характеризуют степень распространенности - долю одного какого-либо явления в соответствующей среде: только процент рабочих высшей квалификации в общей численности рабочих.
Относительные величины эффективности -- соотношение эффекта с ресурсами или затратами: размер прибыли на рубль затрат, стоимости капитала, объема продаж и т.д.
Средние величины используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, среднегодовая выработка одного рабочего дает обобщенную характеристику производительности труда изучаемой совокупности рабочих: средняя заработная плата рабочего - обобщенную характеристику уровня их оплаты труда. Средние величины лучше отражают сущность происходящего процесса, закономерности его развития, чем множество отдельно взятых положительных и отрицательных отклонений, так как показывают общие, типичные признаки изучаемой совокупности по соответствующему признаку.
В АХД используются разные типы средних величин: среднеарифметические -- простые и взвешенные; среднегармонические - обратное значение среднеарифметической; среднегеометрические - применяются для расчета средних темпов роста; среднехронологические -- применяются для расчета среднегодовой стоимости основных и оборотных средств и т.д.; среднеквадратические и др.
Основной недостаток средних величин в том, что они давая обобщенную характеристику явлений, основанную на массовых данных, сглаживают, взаимно погашают положительные и отрицательные отклонения, происходящие в исследуемом процессе. Нередко, за общими средними показателями, которые выглядят довольно не плохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов, предприятий; не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при их использовании в АХД необходимо раскрывать содержание средних величин по составным частям, дополняя индивидуальными показателями.
3. Способы группировки информации
Группировка информации -- это способ разделения изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В АХД они применяются для:
раскрытия содержания средних показателей (стоимости основных производственных фондов, по видовым группам, себестоимости, продукции по элементам затрат) и влияния отдельных единиц на эти средние;
выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями: между объемом реализованной продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли.
В зависимости от задач используются:
Типологические группировки -- служат для выделения определенных типов явлений или процессов: группировка рабочих по стажу, профессиям, возрасту, образованию и т.д.
Структурные группировки - служат для изучения структуры определенных явлений по определенным признакам.
С их помощью можно изучать структуру состава рабочих по профессиям, квалификации, стажу работы, выполнению норм выработки и т.д.; основных производственных фондов и оборотных средств, себестоимости продукции и т.д.
Аналитические группировки (причинно-следственные) -- применяются для определения наличия, направления и формы связи между показателем, положенным в основу группировки, и зависимыми от него показателями (табл.6).
Таблица 6
Зависимость уровня издержек и прибыли от выполнения плана по объему реализованной продукции по однотипным предприятиям
Читайте также: