Существует ли сходство членистоногих с ранее изученными животными кратко

Обновлено: 08.07.2024

Признаки, по которым представителей членистоногих объединяют в один тип:

Наличие хитинового покрова, который выполняет роль наружного скелета;

Сложная голова с ротовыми органами;

Незамкнутая кровеносная система;

Наличие настоящих конечностей, которые служат для передвижения и захвата пищи;

Хорошо развитые органы чувств и нервная система.

№ 2. Укажите характерные признаки представителей классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Признаки класса Ракообразные:

Два отдела тела (брюшко и головогрудь);

Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мышц;

5 пар ходильных лап;

Пара сложных глаз на подвижных стебельках;

Ротовой аппарат грызущего типа;

Дыхательная система представлена жабрами;

Выделительная система представлена двумя зелеными железами;

Незамкнутая кровеносная система, сердце пятиугольной формы.

Признаки класса Паукообразных:

Два отдела тела (головогрудь и брюшко);

Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мышц;

4 пары ходильных ног;

4 пары простых глазков;

Ротовой аппарат сосущего типа, переваривание пищи наружное;

Дыхательная система – лёгочные мешки или трахеи;

Выделительная система представлена выделительными трубочками и почками.

Незамкнутая кровеносная система, сердце трубочковидное.

Признаки класса Насекомых:

Тело имеет три отдела (голова, грудь, брюшко);

Наличие хитинового покрова, поперечно-полосатых мускулов;

3 пары ходильных ног;

Пара сложных глаз и простые глазки;

Ротовой аппарат грызущего, сосущего или колюще-сосущего типа, сложные железы;

Органы дыхания – трахеи;

Выделительная система представлена выделительными трубочками и жировым телом.

Кровеносная система незамкнутая, сердце трубочковидное.

№ 3. Назовите промысловых ракообразных. Опишите их среду обитания.

К промысловым ракообразным относятся креветки, лангусты, крабы, омары. Среда их обитания разнообразна. Например, речные раки обитают в реках и озерах. Крабы живут только в морях и в некоторых пресных водоемах, а креветки – жители океанов и морей.

№ 4. Сравните нервную систему речного рака и паука-крестовика и назовите различия.

У речного рака и паука-крестовка нервная система узлового типа. Отличие состоит в том, что у рака она представлена окологлоточным нервным кольцом нервными узлами, которые образуют брюшную нервную цепочку.

У паука-крестовика нервная система представлена надглоточным узлом с пятью парами нервных узлов, которые образуют мозг. От мозга отходит нервная брюшная цепочка, а все ганглии соединены друг с другом.

№ 5. Установите взаимосвязь особенностей питания паука-крестовика и строения его пищеварительной системы.

Пищеварительная система паука-крестовика состоит из таких частей: рта, глотки, пищевода, желудка и кишки. Частично у него внешнее пищеварение. Поймав свою добычу, паук обездвиживает ее при помощи паутины и выпускает в ее тело яд. После в мертвую жертву впрыскивается пищеварительный сок, которые разжижает ее ткани. Все это потому, что паук не может питаться твердой пищей. Разжиженные ткани он высасывает, оставляя от жертвы только оболочку.

№ 6. Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к полету.

Приспособленность насекомых к полету выражена в обтекаемой со всех сторон форме их тела, легких и прочных крыльях, малом общем весе.

№ 7. Сравните функции гемолимфы речного рака и майского жука.

Гемолимфа – это кровь, смешенная с лимфой (межтканевой жидкостью). Она бесцветная или со слегка зеленоватым оттенком. У речного рака кровеносная система по строению незамкнутая. Из сосудов гемолимфа изливается в промежутки между органами, где отдает в клетки питательные вещества и кислород, а забирает продукты обмена и углекислый газ. Далее гемолимфа благодаря работе сердца поступательными движениями по сосудам оправляется в жабры.

У майского жука, как и у всех насекомых, гемолимфа выполняет такую же функцию, что и кровь с лимфой у животных с замкнутой кровеносной системой.

№ 8. Охарактеризуйте особенности строения и функций систем внутренних органов членистоногих по сравнению с кольчатыми червями.

У членистоногих пищеварительная система представлена ротовым аппаратом, который образован видоизменёнными членистыми конечностями. Передний отдел кишечника у них дифференцирован и включает глотку, пищевод и желудок. Печень есть только у насекомых, тогда как у кольчатых червей она вовсе отсутствует.

Разнятся также кровеносная, нервная и выделительная системы. У членистоногих трубчатое сердце, сильно развитый надглоточный ганглий, который образует мозг. У кольчатых червей функцию сердца выполняют пульсирующие участки сосудов. У членистоногих выделительная система выражена мальпигиевыми сосудами (пауки и насекомые) или зелеными железами (раки). У кольчатых червей она представлена метанефридиями.

Также все членистоногие являются раздельнополыми, тогда как среди кольчатых червей есть особи гермафродиты.

№ 9. Опишите роль насекомых в природе, в жизни человека.

Роль насекомых в природных сообществах огромна. Насекомые важнейшие опылители цветковых растений. Они служат пищей различным позвоночным (паукам, многоножкам), рыбам, амфибиям, рептилиям и зверям, даже некоторым насекомоядным растениям (росянке). Среди насекомых много санитаров, которые помогают перерабатывать органические остатки растений и животных. Почвенные насекомые и их личинки повышают плодородие почвы, перемешивая и удобряя её своими экскрементами. Велика роль насекомых в круговороте веществ в природе.

1)существует ли сходство членистоногих с раннее изученными животными?


Есть схлдство между тп ьи курицей у них мозгов одинаковое количевство.


Помогите срочно?

1. Существует ли сходство членистоногих с ранее изученными животными?

2. Какие членистоногие обитают в вашей местности?


Какие из ранее изученных животных имеют лучевую симметрию?

Какие из ранее изученных животных имеют лучевую симметрию.


На основании каких признаков кольчатые черви относятся к более сложноорганизованным животным чем ранее изученные?

На основании каких признаков кольчатые черви относятся к более сложноорганизованным животным чем ранее изученные.


В чем сходство и различие между кольчатыми червями и членистоногими?

В чем сходство и различие между кольчатыми червями и членистоногими?


Какие сходства членистоногих и кольчатых червей?

Какие сходства членистоногих и кольчатых червей.


В чем заключается сходство членистоногих с кольчатым червями?

В чем заключается сходство членистоногих с кольчатым червями.


В чем появилось усложнение систем органов моллюсков по сравнению с ранее изученными животными?

В чем появилось усложнение систем органов моллюсков по сравнению с ранее изученными животными.


Занести сведения о трёх классах членистоногих ( ракообразные, паукообразные, насекомые) в таблицу, составленный при изучении систем органов животных?

Занести сведения о трёх классах членистоногих ( ракообразные, паукообразные, насекомые) в таблицу, составленный при изучении систем органов животных.


В чём сходство членистоногих?

В чём сходство членистоногих.


1. В чем сходство внешнего строения членистоногих животных?

1. В чем сходство внешнего строения членистоногих животных?

2. В чем отличие способа дыхания ракообразных от представителей других классов членистоногих?

3. Почему членистоногим необходимо линять 4.

Какие разновидности глаз у насекомых.


Строение опорной (механической) ткани растений : Клетки живые и мертвые, с утолщенными и одревесневшими оболочками ; каменистые клетки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Дальненская СОШ.

Урок по биологии в 7 классе.

Тема урока: «Тип Членистоногие.

Дьяченко Татьяна Владимировна.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: Объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Формирование знаний о Типе Членистоногие и Классе Ракообразные.

Образовательные:

Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.

Показать многообразие типа Членистоногие.

Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.

Установить черты сходства и различия между членистоногими и кольчатыми

Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данной группы животных.

Определить значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.

Развивающие:

Развитие умения практической деятельности на уроке.

Воспитывающие:

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Способствовать развитию познавательного интереса к данной теме.

Владеть навыками совместной деятельности (в паре).

Ожидаемые результаты:

Ознакомление учащихся с общими признаками Типа Членистоногих и Класса

Развитие у учащихся умения практической деятельности на уроке.

Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данной группы животных.

Этапы урока:

1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 2 минуты.

2. Открытие новых знаний - 20 минут.

3. Лабораторная работа: “Знакомство с ракообразными” (10 мин.)

5. Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы – 5минут.

6. Домашнее задание. (2 мин.)

I. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) .

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята!
Добрый день, мои друзья!!
Посмотрите друг на друга.
Протяните соседу руку.
И скажите не тая, что все, все мы здесь друзья!

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.

Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и определим тему нашего сегодняшнего занятия.

Все они живут в реке,

Норы делают в песке,

Всегда пятятся назад

И усами шевелят.

Поднимают клешни вверх

Кто такие забияки?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.

Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.

Что вы уже знаете о раках? Чтобы вы хотели ещё узнать и чему научиться сегодня на уроке?

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.( слайд-2 )

II. Изучение нового материала:

Учитель: Класс ракообразные относится к Типу Членистоногие.

- Как вы считаете, почему так называется данная группа животных? К этому типу относится три класса.( слайд -3). Что у них общего?

Данный тип животных получил своё название по способу передвижения животных, они перемещаются при помощи парных конечностей (ног) разделённых на подвижные части (членики). Тело членистоногих тоже имеет членистое строение, хотя у некоторых животных эти членики сливаются и становятся незаметными. Например, пауки, клещи.

Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1 мл. видов, это2\3 все живущих на Земле существ. Освоили все среды жизни. Тело и ноги Членистоногих сегментированы. Членики конечностей соединены подвижно, благодаря чему животные совершают сложные движения: ходят, бегают, плавают.

Какие же особенности имеют Членистоногие.(Работа с учебником, выделение общих особенностей самостоятельно). Обобщающая беседа и формулирование вывода.( слайд -5) . Имеется наружный скелет – хитиновый(защита от высыхания, механических воздействий, прикрепление мышц). Растут только вовремя линек (сбрасывание старой и образованием новой кутикулы). Тело делится на отделы: головной, грудной и брюшной, которые иногда в разных комбинациях сливаются между собой. Нервная система состоит из брюшной нервной цепочки.

Имеются органы чувств: фасеточные глаза, механорецепторы, органы слуха.

Большинство Членистоногих раздельнополые. Размножение половое (иногда путём партеногенеза – без оплодотворения).Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.

- Как вы думаете, существует ли сходство Членистоногих с ранее изученными животными?

( беседа с последующим выводом и записью в тетради).

Вывод: У Кольчатых червей и Членистоногих есть сегментированное тело, брюшная нервная цепочка, полость тела, органы чувств.

-Какие признаки свидетельствуют о более высоком уровне развития Членистоногих по сравнению с Кольчатыми червями? (ответ записывается в тетрадь).

Хитиновый наружный скелет, к которому прикрепляются мышцы; членистые конечности; членики тела разнообразные, сгруппированы в отделы и несут определённые функции, более развитые системы органов; особенно развиты нервная система и органы чувств.

Тип Членистоногие включают 3 класса( слайд – 6) : ракообразные, паукообразные, насекомые, которые различаются по строению, способам дыхания, питания и другим признакам. (Видео речной рак)

Ракообразные в основном водные животные. Мокрицы, пальмовый вор или кокосовый краб живут на суше. Известно около 20тысяч видов. Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головогруди и брюшка. На голове имеются две пары усиков(антенн и антеннул) и три пары челюстей. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.

Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.

В чём особенность внешнего строения речного рака?

Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Как правило, РАКООБРАЗНЫЕ- раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с превращением. Активны в сумерках и ночью. Всеядны.

Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы (печени). Сердце на спинной стороне тела. Кровь бесцветна. Выделительная система представлена “зелеными” железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и нервных узлов и брюшной нервной цепочки. Дыхание жаберное.

2 вида занесены в Красную книгу.(слайд) Симбиоз с другими животными( слайд-).

Физкультминутка(1 мин): вы работали очень хорошо, а сейчас расслабьтесь,

сбросьте напряжения, можете закрыть глаза и мысленно пронестись по морскому побережью, слушая музыку волн.

ІІІ. Лабораторная работа №4 . “Знакомство с ракообразными”.

На столах у детей натуральные объекты – креветки, речные раки. Инструктивная карточка. Лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите с помощью лупы креветку и речного рака. Отметьте размер, окраску. Строение и количество конечностей, количество сегментов конечности. Где прикрепляются конечности. В чем особенность строения глаз. Количество усиков, их функция. Какую функцию выполняет хитиновый покров?

2. В чем сходство и отличие во внешнем строении речного рака и креветки?

3. Сделайте выводы о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу типа Членистоногие. Вывод записать в тетрадь .

Видио о размножении речного рака и ответы на вопросы учителя.

Значение ракообразных-беседа в ходе которой формируется вывод:

Пища многих животных.

Промысловое значение(речные раки, омары, лангусты, креветки, крабы).

ІV. Закрепление.

1. Рак дышит жабрами? (Да)

2. Тело рака состоит из двух отделов? (Да)

3. Раки растительноядные? (Нет)

4. Рак всегда передвигается пятясь назад? (Нет)

5. Рак имеет хитиновый покров? (Да)

6. Кровеносная система рака не замкнутая? (Да)

7. Раки являются санитарами водоема? (Да)

8 . Кровь у рака красная? (Нет)

V. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с ракообразными, выяснили их значение в

природе и жизни человека, необходимости их охранять.

Выставление оценок за урок.

V I . Домашнее задание. (слайд - 16)

§ 23. Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Задание в рабочей тетради 1-7.

VII . Рефлексия.

Ребята, мне важно, понравился ли вам сегодняшний урок. При выходе из класса

оцените его, прикрепив смайлик к доске.

1В древнегреческой мифологии- это мощный и злой великан с одним глазом во лбу. В биологии - ракообразное животное. (Циклоп)

2Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее в сырых местах и сорное огородное растение с мелкими листьями и мелкими цветочками? (Мокрица)


Интересные факты о ракообразных.

1. Я хочу добавить интересные факты о животных, изображенных на слайде. Знаете ли вы, что мокрица получила свое название за то, что в засушливые периоды, а также, защищаясь от врагов она скатывается в маленькие шарики, мокрые на ощупь. А щитни представляют собой самых настоящих живых ископаемых. Они практически не изменили своего облика за 200 млн. лет. Такое постоянство объясняется коротким сроком их активной жизни (3-4 недели) и чрезвычайной стойкостью покоящихся яиц к неблагоприятным условиям среды. Рак-богомол – настоящий враг креветок. Он больше известен под именем убийцы креветок. Посмотрите на его клешни: недаром креветки держатся от него подальше.


2. Например, дафнии питаются, отфильтровывая из воды различные водоросли, простейших и бактерии. Так, одна дафния магна за сутки способна съесть до 40 млн. одноклеточных организмов, главным образом бактерий.


4. Хочу добавить, что эти крабы так отъедаются на маслянистых кокосовых орехах, что иногда из одного краба можно вытопить около полутора килограммов превосходного масла. Брюшко у пальмовых воров, как и у раков-отшельников, мягкое, не защищено панцирем. Молодые пальмовые воры еще носят раковину улитки на брюшке, но через несколько месяцев наступает время, когда все раковины и даже скорлупки от кокосовых орехов становятся им малы, и брюшко приходится просто подгибать под свою головогрудь.


5. Среди ракообразных есть рекордсмены. Так самым крупным из всех ракообразных считается гигантский японский краб макрохейра, которого еще называют крабом на ходулях. Взрослые представители этого вида имеют клешни размахом 3,5 м. Весят такие экземпляры более 18 кг.
Самыми долгоживущими среди ракообразных являются американские омары, особо крупные экземпляры живут до 50 лет.

В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. "Дрофа", 2001

И.Ф. Ишкина. Поурочные разработки по биологии.7 класс. Волгоград. 2002

Биология. 8 класс. Авторы Н. И. А.Н.Мягкова, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова и др. Москва: Просвещение. 1998

М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. Москва. "Просвещение". 1991.

Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Дидактические материалы. Москва, "Дрофа", 2002

Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.

Что следует знать при заселении в гостиницу с котом или собакой?

В первую очередь следует побеспокоиться о том, чтобы вас точно заселили, что в гостинице нет запрета на заселение постояльцев с животными. Также будет не лишним поинтересоваться у администратора, какое напольное покрытие будет у вас в номере. Желательно, чтобы это был ламинат, а не ковролин, так . Читать далее

Может ли анаконда проглотить взрослого человека?

Может и такие случаи, к сожалению, были, причем неоднократно. Начнем с того, что длина анаконды достигает 7-ми метров и она очень легко может трансформироваться или растягиваться и в ширину. Также в Таиланде был зафиксирован случай когда анаконда полностью заглатывала теленка, который был крупнее . Читать далее

Так называют дикого оленя, ни на одном этапе своей жизни не проживавшего под надзором человека. Подобное наименование подходит только оленям, обитающим на севере материка, а вот широту нужно уточнить дополнительно.

Читайте также: