Почему особенно важно было показать в басне красоту пения соловья и восхищение слушателей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации. В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья. Ему противопоставлен тугоухий и невежественный Осёл. Который берёт на себя ответственность, чтобы рассуждать и давать советы великому мастеру, тонкому артистичному, знаменитому Соловью.

В произведении Осёл наделён полномочиями давать оценку пению настоящего артиста. И такое происходит часто в жизни. Профессионал получает нравоучения от человека далёкого от профессиональных качеств, особенностей искусства, лишённого природных качеств для того, чтобы судить и ставить оценку.

В басне автор выносит на народный суд такие черты слишком высокопоставленных особ: невежество, высокое самомнение, открытую глупость и возможность давать советы в делах, в которых нет ни одарённости, ни склонности понять и оценить.

Читать текст онлайн

Автобиографичность текста

То, что описанная тематика важна для писателя, доказывает тот факт, что сказка-басня была написана им сразу после произошедшего в жизни реального события. Оно настолько впечатлило Крылова, что он за один вечер излил на бумаге свою обиду в лучшей форме, на которую был способен, — в стихотворном произведении.

Осел и соловей крылова

На светском приеме Крылов, который был знаменит прежде всего как переводчик произведений Лафонтена, прочитал вслух несколько своих текстов. Он сделал это мастерски, публика пришла в восторг. Однако один из присутствующих не сдержался и позволил себе критику Крылова, сравнив его с еще одним баснописцем тех лет, Дмитриевым, популярным, но не столь талантливым. Автора настолько задела эта критика, что, вернувшись домой, он написал текст, полный ярости и желчи. В этом и заключается описание автобиографической первоосновы произведения.

Басня написана Крыловым на тему, которая волновала ему. Суть произведения и его совет талантливым людям — не стоит обращать внимания на критику бездарностей. Крылов сам столкнулся с этой проблемой и прекрасно понимал, каково негативное влияние критики от неучей. Они лишают одаренных мастеров веры в себя, приводят к тому, что выдающиеся произведения искусства начинают оцениваться не с позиции художественных достоинств, а с точки зрения понятности и доступности.

Вот как можно изложить кратко анализ произведения, его главную мысль, мораль, особенности выражения и передачи образной системы.

Анализ басни Осёл и соловей, герои басни

Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.

Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных. У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все. Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.

В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.

Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.

Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.

Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.

Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.

Краткое содержание

Так выглядит краткое содержание небольшого, но очень емкого и образного текста. Главных героев два.

Они вынесены в название, именно на их противостоянии и строится басня. Сюжет линейный, что в целом характерно для басенного творчества.

Басня Листы и корни читать

Вариант 3

Произведение представляет собой краткий иронический рассказ, именуемый по жанровой направленности басней, основной тематикой которой становится изображение в насмешливом виде мнимых ценителей поэтического творчества.

Главными персонажами басни являются Соловей, символизирующий творческого, талантливого человека, и Осел, представленный в образе самонадеянного и бестолкового вельможи.

Композиционная структура произведения является последовательной, состоящей из основной части и финального нравоучительного авторского вывода.

Сюжетная линия басни представляет собой историю о встрече Соловья, являющегося большим певческим мастером, с Ослом, решившим лично убедиться в необычайном таланте певчей птицы. Соловьиное пение поражает всех присутствующих, однако Осел, возомнивший себя более грамотным в певческой науке и скромно похваливший Соловья, назидательно делает ему внушение о необходимости прохождения дальнейшего обучения у дворового петуха.

Моральная идея басни состоит в невозможности признания истинным талантом искусства кукареканья.

Смысловая нагрузка басни отражается в подчеркивании автором невежественности высокопоставленных чиновников, стремящихся руководить вещами, в которых ничего не смыслят, критикующих и дающих советы тем, кто в этом не нуждается. Тем самым поэт иллюстрирует негативные человеческие черты характера в виде глупости, ограниченности, высокомерия, самоуверенности, раздутого самомнения.

Басня раскрывает авторский замысел при помощи средств художественной выразительности в виде метафор и сравнений, заключающийся в необходимости дальнейшего развития национального литературного творчества при условии появления людей, разбирающихся во всех сферах искусства, а также скорого избавления от невежественных, необразованных тупиц, пытающихся принимать судьбоносные решения.

Басня Листы и корни — анализ

Осёл оценивает Соловьиную песню в басне Крылова. Забавная, красивая и очень тонкая история.

История создания баснри Осёл и Соловей

Эта басня была написана И. А. Крыловым в 1811 году. О том, какой случай лёг в основу её сюжета, рассказал один из критиков.

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Баснописец принуждает нас смеяться над невежеством Ишака, осмелившегося судить об искусстве.

М. Н. Муравьёв же считает, что благоденствие общества и страны зависит только от Вершины (от правительства), а мятеж Корней только подрывает крепкость страны.

Мне близка точка зрения Крылова.

5. Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях.

Зефир — ветер, привлекать — манить, смиренно — послушно, тихо, надменно — чрезмерно уверенно в себе, дерзко- резко, случается нередко нам — бывает, мудрость — в данном случае: пустое мудрствование, в глаза кидался — был заметен, приятен глазу, исподтишка — у меня за спиной, тихонько, голову ломает — ведет тяжёлую умственную деятельность, сказывают — говорят, велико ль подлинно твоё уменье — действительно ли ты так талантлив, являть своё искусство стал — стал петь, Аврора — заря, внимая Соловью — слушая Соловья, изрядно — нормально, хорошо, неложно — по правде, навострился — научился, отточил своё мастерство.

В каких словах выражена мораль в каждой из басен? О каких жизненных ситуациях говорится в этих строках? Приведите примеры. Похожи ли эти строки на пословицы? Чем?

а) Избави Бог и нас от этаких судей. б) Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится, — Не станет дерева, ни вас. в) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Иван Крылов - Осел и соловей - Листы и корни - Ларчик (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 34, 37, 40, 43-44)

Заказ сочинений

Проверьте себя

Что вы знаете о детстве И. А. Крылова?

Из статьи учебника я узнал о детстве Крылова, что он рос в бедной дворянской семье, и родители не смогли дать ему образование. Отец обучил его первоначальным навыкам чтения и письма. А также четырем правилам арифметики. Крылов самостоятельно научился играть на скрипке.

Какие его басни вы выучили наизусть? Прочитайте их.

Я выучил такие басни: “Слон и Моська”, “Ворона и Лисица”.

Расскажите о том, как учился И. А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании. Как вы думаете, какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?

Так как денег на гувернера и учителей для сына у родителей не было, они отдали его в губернаторский дом для обучения. Там был француз-гувернер, преподававший язык.

Мать приобщила Крылова к чтению, следила за его успехами внимательно. Обучение давалось ему легко. Когда отец умер, образование Ивана легло на ее плечи. Выхода не оставалось, как отдать сына в дом Львовых. Учение досталось ему нелегко, так как его взяли в качестве слуги. А оплата за его труд была обучение.

Его мать сделала правильный выбор, потому что Крылов с детства знал, как тяжело жить, когда у тебя нет финансов и влиятельного покровителя. Это развило в нем такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, благодарность и сила воли.

Фонохрестоматия

Как актёр передаёт состояние очарованности соловьиным пением?

Ритмом, силой тембра голоса, интонационно.

Как чтец характеризует Осла? Какими средствами выразительного чтения он этого достигает?

Чтец показывает глупость и неправоту Осла. Это удается передать с помощью силы голоса, тембра.

Какие чувства переживает чтец, когда говорит о Соловье, услышавшем суд Осла?

Он возмущен таким поведением.

Подготовьте выразительное чтение басни, при этом постарайтесь передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения.

Фонохрестоматия

Как актеру удается вслед за автором подчеркнуть различие речи Листов и Корней?

Актер использует разный тембр для озвучивания Листов и Корней.

Какие, черты характеров Листов и Корней актёр противопоставляет в своём чтении?

Листья гордятся сами собой, показывают свое превосходство, а Корни спокойны и уверены в себе.

Какова позиция автора в споре Листов и Корней?

Спор между Листами и Корнями бесполезен, так как они в равной степени приносят пользу дереву.

Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув разность характеров Листов и Корней и мудрость заключительных строк басни.

Фонохрестоматия

Какими средствами выразительного чтения актер выявил позицию баснописца?

Актер определил позицию баснописца постановкой логического удраеия, интонацией, повышением тембра голоса или его снижением.

Автор относится к "механики мудрецу" с недоверием к его способностям. ("Тут, глядя на него, иной \ Качает головой;

\ Те шепчутся, а те смеются меж собой.

Так и оказалось — "мудрец" с простой задачей не справился.

Подготовьте выразительное чтение басни. Посторайтесь найти особые интонации для описания Ларчика, для заносчивой речи "мудреца", для описания прецесса поиска "секрета" и реакции окружающих на этот процесс, для финала басни, ёмкого, краткого, ставшего поговоркой.

Размышляем о прочитанном

Вы прочитали басни И. А. Крылова и статьи литературоведа о них. Подготовьте каждую басню для выразительного чтения или инсценирования. Одну из басен выучите наизусть.

Басня “Осел и Соловей” появилась после того, как на одном из светских мероприятий критик попросил прочитать Крылова басни. Он прочитал 2-3, и критик задал вопрос, почему тот не переводит, как Дмитриев. Крылов ответил, что не умеет. После того, как баснописец пришел домой, он написал эту басню.

Современники восхищались естественностью характеров героев, мастерским изображением пения Соловья.

Никому до Крылова не удавалось передать пение Соловья. Это удалось ему благодаря не только хорошему и развитому воображению, но и музыкальности.

В этой басне Крылов поднимает тему народа и власти. Разница басен в том, что у Муравьева дерево погибает. Мне ближе позиция Крылова, ведь все в стране должно быть взаимосвязано.

Крылов порицал пустое мудрствование. Для него у всего должен был быть практический опыт.

Если ставить ударение на просто, то смысл в том, что секрет Ларчика прост. А если на открывался, то Ларчик не был заперт.

5. Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях.

Гордость, жадность, высокомерие, заносчивость.

Совершенствуйте свою речь

2. В каких словах выражена мораль в каждой из басен? О каких жизненных ситуациях говорится в этих строках? Приведите примеры. Похожи ли эти строки на пословицы? Чем?

“Осел и Соловей” — “Избави Бог и нас от этаких судей”

“Листы и корни” - “А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас”.

“Ларчик” — “А ларчик просто открывался”

В басне “Осел и Соловей” говорится о том, что часто люди безграмотные в определенной сфере начинают судить, хотя их критика является необоснованной.

В басне “Листы и Корни” поднимается такая жизненная ситуация: хвастовство и народ, о котором так часто забывает власть. А ведь именно от него зависит многое.

В басне “Ларчик” такая мораль - не нужно искать сложных решений, порой легкий путь будет верным.

Эти строки похожи на пословицы тем, что в них содержится мораль.

Литература и изобразительное искусство

На иллюстрации нет ни корней, ни листьев, потому что они изображены через образы. На веранде восседает знать - это Листы, а возле лестницы простой народ в тени - это Корни.

Кто из художников-иллюстраторов чаще других встречался вам при чтении басен?

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян

Лучший ответ:


Пармезан Черница

Причиной появления басни .

Один из вельмож ,решил познакомиться с Крыловым . Вельможа пригласил его в гости , попросил прочитать несколько басен .Крылов прочитал ему несколько басен очень артистично и с выражением.Вельможа отвел что это хорошо ,но почему вы не переводите как Иван Дмитриев.Крылов обиделся и возвротясь домой написал басню Осел и Соловей.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Предпосылкой возникновения сказки Осёл и Соловей стал реальный случай, произошедший с Крыловым: Один дворянин, решив познакомиться с Крыловым и оказать ему заступничество, пригласил его к для себя в гости и там попросил прочесть две-три басенки. Крылов согласился и артистично прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Боярин выслушал их благосклонно и глубокомысленно произнес: Это отлично; но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев? Не умею, трусливо отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Воротясь домой, задетый за живое, баснописец написал басню.

Баснописец принуждает нас смеяться над невежеством Осла, осмелившегося судить об искусстве.

Современники восхищались мастерством Крылова- рассказчика в этой басне: они отмечали удивительную естественность в изображении нравов Осла и Соловья, также умелым изображением пения Соловья. Было принципно показать в басне красоту пения Соловья, чтобы на его фоне невежество Ишака в необыкновенности выделялось.

Читайте также: