Сухомлинский разговор с молодым директором школы анализ

Обновлено: 02.07.2024

1. Личность В.А. Сухомлинского, педагога-гуманиста, ученого.

2. Основная проблематика трудов В.А. Сухомлинского.

3. Организация учебного труда школьников, развивающий характер обучения.

4. Природа – источник знаний, здоровья и средство нравственно-эстетического и экологического воспитания.

5. Принципы трудового воспитания и требования к организации трудовой деятельности учащихся.

6. Высокая нравственность – стержень гражданского воспитания.

7. Проблемы семейного воспитания и практика психолого-педагогического просвещения родителей в Павлышской школе.

8. Требования к личности учителя, к его педагогической культуре и проблема формирования школьного коллектива.

Контрольные вопросы и задания

1. Должности (отметив, сколько лет этот учитель был бессменным директором Павлышской средней школы);

2. Ученые степени и звания;

3. Количество трудов (А-монографий, Б - статей и В-др. работ), тираж его книг, количество стран, на языки которых были переведены его труды;

4. Перечень всех наград.

Используя яркие факты, следует показать необыкновенный характер и мужество, трудолюбие, эрудицию, безграничную любовь к детям этого учителя, руководителя школы, многогранность его научных исследований и результативность учебно-воспитательного процесса в Павлышской средней школе.

2. Почему В.А. Сухомлинский считал, что его жизнь и многолетняя работа в селе, это годы огромного, ни с чем несравнимого счастья?

Всякий ли учитель может сказать о себе так же?

4. Какими личностными и профессиональными качествами, присущими этому учителю, Вы хотели бы обладать?

6. Почему важнейшей задачей обучения В.А. Сухомлинский считал развитие мышления ученика, активизацию его познавательной деятельности?

7. Какие формы общения детей с природой использовал В.А. Сухомлинский, доказывая, что природа это:

а. источник знания и развития мышления,

б. средство физического, нравственного и эстетического воспитания,

в. объект экологической защиты.

8. При всем признании того, что все 12 принципов трудового воспитания, названные В.А. Сухомлинским, актуальны и в наше время, определите, какие из них особо важны в условиях современной рыночной экономики?

16. Соответствовал ли В.А. Сухомлинский тем требованиям, которые он предъявлял к учителю? Какие из этих требований Вы бы взяли как ориентир для своего дальнейшего педагогического самообразования?

17. Какие составляющие школьного коллектива рассматривал В.А. Сухомлинский? Каково Ваше мнение о таком подходе? Каждый ли директор современной школы целенаправленно работает в этом направлении?

21. Почему директор Павлышской школы заботился о том, чтобы психология была настоящим компасом в практической работе коллектива?

Дополнительное задание

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Видеть себя/ В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: [в 3 т.], Т.3./Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981.

2. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива)/ В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: [в 3 т.], Т.3./Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981.

3. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа/ В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: [в 3 т.], Т.2./Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1980.

1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.: Просвещение, 1979 (Главы по выбору и справка об авторе), с. 392-393.

2. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы/ В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: [в 3 т.], Т.3./Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981.

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика/ В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: [в 3 т.], Т.3./Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина/ В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: [в 3 т.], Т.1./Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: [в 3 т.], Т.1./Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979.

1. Борисовский А.М. / А.М. Борисовский В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1985.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик. – М.: Политиздат, 1979.

4. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.

6. Тартаковский Б.С. Повесть об учителе Сухомлинском. – М.: Молодая гвардия, 1972.

Вполне естественно, что студент может самостоятельно прочитать и осмыслить любую книгу В.А. Сухомлинского, но по причине ограниченности времени на подготовку к семинару и большого объема первоисточников предлагаем некоторую справочную помощь.

Общеизвестно: каждое новое поколение переоценивает то, что сделано предшественниками, и выстраивает свой ранг смыслов в понимании происходящего здесь и теперь, а также того, что было или будет. Однако процессы реконструкции смыслов таят в себе драматические коллизии.
Молодым директорам нужно иметь особое чутье на значимость и актуальность тех или иных идей, ценностей, норм и представлений, бытующих в нашем разношерстном педагогическом сообществе. От этого зависит и лично их успех в конкретных школах, и развитие образования в России в целом.
Директора школ – прагматики. Такими их делает отечественная система управления. Директор в представлении системы – главный проводник и исполнитель образовательной политики государства. Но кто он на самом деле?
В руках директора две нити: одна связывает его с властной вертикалью (а там свои правила, иной раз очень жесткие), другая – с широким педагогическим и шире – с образовательным сообществом. На основе своей нравственной и профессиональной позиции он может выбрать три варианта жизнедеятельности в зависимости от того, что для него станет доминантой: первая или вторая нить, либо их узел. Но в конечном счете решающее значение для него будет иметь не характер социально-управленческих связей, а его отношение к детям (поскольку директор – прежде всего педагог, организующий педагогическую деятельность и образовательное пространство).

Постулат Сухомлинского

Ничто не может быть построено без детей.
Ян Амос Коменский

педагогический труд – это творческий труд;

все педагогические явления взаимосвязаны;

в отношении трудных детей нужна особая забота;

нравственное воспитание имеет приоритетный характер;

духовная жизнь взрослых и детей определяет все, что делается в школе.

Школа без иерархии

педагоги выдвигали на роль директора кого-либо из педагогического коллектива по очереди сроком на один год, и избранный добросовестно выполнял функции представительства и подготовки минимальной отчетности перед вышестоящим инспектором;

все текущие вопросы и более сложные проблемы решались в школе коллегиально, на демократической основе вместе с детьми.

По-моему, имеет смысл подумать над этими прецедентами.
Здесь открывается особая тема для рефлексии: возможно ли такое в условиях жестких, закрытых систем управления образованием, какой является наша отечественная система? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
Видимо, да, возможно, если какая-либо региональная система управления стремится стать действительно открытой. Но может быть, и нет, если централизация останется движущей силой модернизации и нам не удастся использовать организации гражданского общества как рычаги децентрализации системы управления образованием.
Основной способ сделать это – связать управление школой на первом этапе с запуском процессов самоорганизации, а затем сделать самоорганизацию детско-взрослого сообщества доминирующим процессом. Именно в этом случае отходят на второй план, а потом и снимаются совсем такие проблемы, как сопротивление персонала, типичные для административно-ролевого стиля управления, где все делается не по воле, а по указанию того, кто стоит выше в школьной иерархии.
Самоорганизации же не нужна иерархия. Она опирается на добровольность участия каждого педагога в деятельности коллектива, его самостоятельно проявленную ответственность и профессиональный интерес, самоопределение и саморазвитие. При этом инициация поисковой педагогической деятельности может исходить даже не от директора, а от учеников и их родителей, которые начинают участвовать в управлении школой на равных с директором. Более того, они (ученики) вовлечены в самоорганизацию учебного процесса: самостоятельно выбирают учебный предмет, курс, факультатив, темы для изучения и даже учителя (речь идет об открытой, студийной форме организации учебной деятельности, которая уже опробована в ряде школ, например в московской школе самоопределения, екатеринбургской школе-парке, великолукской школе свободного выбора).
В ситуации самоорганизации меняется весь стиль и содержание управления. Школа, в которой начинает действовать механизм саморазвития, как хороший оркестр, может демонстрировать слаженность действия без воздействия директора (дирижера). Однако способны к самоорганизации, к сожалению, немногие школы. Эта ситуация – следствие, во-первых, нашей привычки к административно-ролевому стилю управления и патерналистскому отношению государственных структур к школе, а во-вторых, доминирования в научных исследованиях интереса к технологиям управления, но не к методам взращивания самоорганизации.
Интересно, каким будет разговор с молодым директором школы спустя еще двадцать или сорок лет? Мне кажется, что книга Сухомлинского точно не устареет.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.


Чтение, чтение и еще раз чтение – вот от чего зависит эта черта педагогической культуры учителя.

Как добиться, чтобы чтение стало потребностью каждого учителя? Какие-то специальные приемы трудно определить. Потребность в чтении воспитывается всей духовной жизнью педагогического коллектива.

Но есть и некоторые, очень конкретные, предельно осязаемые, поддающиеся измерению условия и предпосылки превращения чтения в духовную потребность. Это прежде всего время – свободное время учителя. Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами и т.п., тем скорее наступит время, когда ему нечего будет сказать воспитанникам. Наш педагогический коллектив придерживается правила: учитель не пишет никаких отчетов и информаций. Кроме плана воспитательной работы и поурочных планов, он не составляет никаких других планов.

Педагогическое творчество – очень сложный труд, требующий огромной затраты сил, и если эти силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать.

…мы – руководители школы… должны дать учителю: создать обстановку богатой духовной жизни, условия для того, чтобы силы и драгоценное время учителя не тратилось впустую на ненужное, мелочное, убивающее творческие силы.

Здесь вопрос упирается прежде всего в свободное время учителя. Как воздух для здоровья оно необходимо для постоянного духовного обогащения учителя. Отсутствие свободного времени педагога – настоящий бич школы.

Многолетний опыт руководства школой убеждает в том, что учителя надо избавлять и оберегать от всевозможной писанины. Для статистического отчета школы есть классные журналы, для текстового отчета школы (он нужен) – повседневные наблюдения директора и завуча. План работы школы составляется директором, а не компилируется из разделов, написанных учителями. Учителя помогают директору думать, но не пишут за него. Учитель составляет лишь два плана на учебный год: 1) календарный план уроков (он представляет собой творческую, дидактическую перспективу: уроки развития мышления и речи, самостоятельное изучение материала учащимися, внеклассное чтение, индивидуальная работа с отдельными учениками, т.е. то, чего нет в программе, так как программа не может предусмотреть особенности конкретного класса, конкретных учеников); 2) перспективный план воспитательной работы. Оба эти плана – интересное творчество, они не самоцель, а необходимый инструмент творческого труда.

Наш педагогический коллектив сделал правилом: учитель в неделю может быть занят после уроков не больше двух дней (методическая работа, педагогический совет, внеклассная работа). Как можно больше времени для самостоятельного чтения, для духовного общения с важнейшим источником культуры – книгой. Это основа основ духовной жизни коллектива.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Нравственный кодекс моей семьи. Слайд 1

показать родителям значимость нравственного воспитания в семье; на примере притч В.А. Сухомлинского;

способствовать формированию культуры общения родителей и детей ;

ф ормировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств ребёнка, их приоритетности в жизни каждого человека; ценностное отношение к обществу, понимание смысла человеческого существования и ценности существования других людей;

у креплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, как важнейшее условие духовно-нравственного воспитания школьников;

с оздавать условия для формирования у детей здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания.

Форма проведения: родительское собрание

Формы работы: анкетирование, опережающие задания, групповая работа, чтение и обсуждение причт В.А. Сухомлинского.

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

В. А. Сухомлинский

Ребёнок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Прогнозируемые результаты:

• проявление уважительного отношения к старшим;

• активное участие родителей в жизни класса;

• овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

• проявление самостоятельной творческой активности.

Рекомендации к проведению собрания

Готовясь к такому собранию, очень рассчитываем на взаимодействие и активное участие родителей. Это позволит добиться максимальной значимости, сделать общение не только полезным с педагогической точки зрения, но и ярким, запоминающимся, а главное — доступным.

Подготовительная работа:

1.Подбор и систематизация материала по теме.

2.Вручение приглашений родителям на родительское собрание.

(Приложение 1)

3.Подготовка альбома пословиц, поговорок, афоризмов о нравственности.

4.Анализ анкет детей и родителей по теме собрания. (Приложение 2 -3 )

5. Формирование групп, определение заданий.

6.Чтение и обсуждение притч В.А. Сухомлинского с творческим заданием.

Анкетирование учащихся (в классе) Слайд 9

Задание 1 Учащиеся должны закончить предложения прилагательными, которые больше всего им подходят.

Прилагательные: умный, злой, талантливый, добрый, красивый, жадный, плаксивый, великодушный, умеющий прощать, крикливый, несправедливый, спокойный, ответственный, чёрствый, добродушный и д.р.

Анкетирование родителей (в классе)

Экспресс- информация к теме

Опрос родителей №1 См. (Приложение 2)

Приглашение для родителей (Приложение 1)

Ход собрания

1.Вступительное слово классного руководителя. Слайд 3

Используя жизненные примеры, басни, притчи, мы объясняем необходимые для формирования ребёнка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

Обратите внимание на доску, где располагаются плакаты с афоризмами, сделанные ребятами, оформлена выставка их работ. Так видят основные принципы нравственности наши дети. Анализ анкет позволяет сделать вывод о том, что взрослые и дети не всегда могут разобраться в различных жизненных ситуациях и принять правильное решение, допускают грубые ошибки, которые, впоследствии могут привести к серьёзным проблемам адаптации ребёнка в обществе.

Редко кто отвечает, что это работы выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Но если кто и назовёт автора, то обязательно подчеркнёт, что эти книги, адресованные учителям, являются учебниками по педагогике.

Позвольте мне с вами не согласиться. Несомненна польза этих пособий для учителя, однако, я считаю, не меньше она и для родителей. Поэтому сегодня наше собрание я хочу приурочить к 95-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского, на примере его педагогического опыта и его произведений показать важность и актуальность наследия великого педагога. Слайд 6-8

2.Методика работы с притчами В. А. Сухомлинского Слайд 10

1.Заглавие не объявляется, т.к. оно опережает мыслительную деятельность и служит подсказкой. Его подбирают группы.

2.Притча читается без одной или нескольких фраз, в которых заключается мораль. Эти фразы и надо восстанавливать.

3.Сопоставляем варианты детей и взрослых, их аргументацию к подобранным вариантам.

Задание 1: Чтение и обсуждение притч В.А. Сухомлинского с творческим заданием для групп родителей и детей. Высвечиваются тексты с притчами.

Задание 2: Попробуйте сформулировать нравственные заповеди, которые вы взяли для себя из притч В. А. Сухомлинского.

3.Выступление родителей.

4.Анализ анкетирования детей и родителей по теме собрания.

Учитель предоставляет слово детям для презентации работ: рисунков, стихов, рассказов, коллажей…

5.Заключительное слово классного руководителя.

Сегодняшнее собрание – это урок памяти, посвященный личности и наследию выдающегося учёного, педагога, публициста, настоящего Друга и Советчика Василия Александровича Сухомлинского.

Обратите внимание на слайд, где мы сделали подборку книг, которые помогут Вам сформировать нравственный кодекс вашей семьи. Слайд 16

6.Итоги собрания.

Родители делятся впечатлениями от полученной информации в ходе собрания и составляют свод нравственных законов семьи и класса. Каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускают по кругу, пока каждая группа не внесёт свои предложения. Те положения, которые часто встречаются, и будут нравственными законами класса. На доске — ватман, где нарисован дом, к нему крепят лист с нравственными законами.

Читайте также: