Какие права были дарованы жителям польши история 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

После окончания войны с Наполеоном осенью 1814 г. открылся Венский конгресс, одним из главных вопросов которого, был раздел территории Польши. После бурных споров к России отошло свыше 127 тыс. км 2 исконно польских земель с более, чем трехмиллионным населением. Эта территория получила название Королевства (Царства) Польского.

Польша в составе России

Император Александр I, желая заручиться поддержкой польского населения, по окончании боевых действий сразу же издал указ об амнистии для польских военнослужащих, сражавшихся в армии Наполеона против России. Факт восстановления суверенитета Польского государства, пусть даже и в рамках Российской империи, вызвал заметную поддержку со стороны влиятельных представителей польской шляхты, усматривающих в этом необходимое условие для сохранения их собственных сословных привилегий.

17 ноября 1815 г. полякам был дарован статус суверенного государства и собственный Основной закон. Конституция закрепляла традиции времен Речи Посполитой, выражавшиеся в учреждении Сейма, названиях и коллегиальном устройстве государственных структур, выборности судей и членов администраций. В Польше сохранялись национальные правительство, валюта (злотый) и вооруженные силы. Последние были реформированы по российскому образцу, но с сохранением польских военной формы и языка команд. За польским языком по-прежнему был закреплен статус государственного. Полякам предоставлялось право занимать важнейшие должности в правительстве. Высшим органом законодательной власти становился Сейм, торжественное открытие которого в 1818 г. было проведено лично Александром I.

Основные статьи Конституции

Предоставленный Основной закон и тесно связанное с ним положение о порядке выборов в парламент считались наиболее либеральными законодательными актами для Европы того периода. Избирательное право предоставлялось для более, чем 100 тыс. человек. Цифра довольно внушительная для тех лет. Это стало возможным за счет довольно низкого имущественного ценза. Польша была единственным государством Центральной Европы, парламент которого формировался по итогам прямых выборов представителями всех общественных классов.

Государством признавался принцип всеобщего равенства перед законом. Правда, с некоторыми нюансами. Вполне официально было объявлено, что это справедливо исключительно для граждан, исповедующих христианство. Иудеи, как приверженцы антихристианского учения, лишались любых политических свобод и прав.

В Основном законе было провозглашены присоединение к Российской империи навечно и связь с ней общностью царской династии. Российский монарх становился одновременно польским королем. При этом монархия была конституционной, а власть короля ограничивалась изданным им самим конституционным законом. Порядок наследования престола соответствовал российскому.

Законодательная инициатива была закреплена за монархом, но осуществление его законодательной власти должно было происходить совместно с Сеймом. Монархом Александром была внесена в текст Конституции поправка, предоставляющая ему право корректировки предлагаемого Сеймом бюджета и замораживания его созыва на неопределенный период.

Сейм был двухпалатным. В Верхней палате — Сенате — заседали представители императорской семьи, а также назначаемые монархом военачальники, епископы и прочие чиновники. Их общее количество не должно было превышать 128 человек — численность избираемых депутатов Нижней палаты, называемой Посольской избой. Основными задачами депутатов Сейма являлись изменения положений уголовного и гражданского права. Проблемы хозяйствования и администрирования решались указами наместника и созданным немного позже Административным советом.

Наместник считался заместителем монарха. Он исполнял практически все его функции во время отсутствия короля в стране. Для централизованного управления был создан Государственный совет, включающий Административный совет с Общим собранием. Членами Административного Совета, кроме самого царского наместника, являлись пять министров и другие чиновники, назначаемые монархом. По сути Административный совет являлся высшим органом исполнительной власти и одновременно консультативным органом монарха и наместника в вопросах, выходящих за рамки министерских полномочий. После упразднения поста наместника в 1826 г. Административный совет стал высшей правительственной структурой. Любые поправки к правительственным законопроектам теперь могли приниматься только после соглашения членов Административного совета с комиссиями Сейма.

С целью рассмотрения в последней инстанции почти всех дел гражданского и уголовного характера в Варшаве был создан Высший суд Королевства Польского. Государственные преступления, а также преступные деяния государственных чиновников рассматривались Верховным судом Польши, в состав которого входили все члены Сената.

Последствия принятия Конституции

Дарование конституции Царству Польскому в 1815 году – принятие, причины ликвидации, значение кратко в таблице

Одним из ключевых событий в Российской империи при Александре 1 стало предоставление конституции Польше в 1815 году. Такой шаг стал последствием Наполеоновских войн и Венского конгресса. Польское государство исчезло с карты мира в конце XVIII века, после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. В 1807 году, согласно Тильзитскому миру, было создано герцогство Варшавское, которое просуществовало до 1815 года.

Предыстория

Территория Великого герцогства Варшавского была поделена между Российской империей, Пруссией и Австрией. В состав России 3 мая 1815 года вошла большая часть под названием Царства Польского.

Дарование конституции Царству Польскому в 1815 году – принятие, причины ликвидации, значение кратко в таблице

Рис. 1. Царство Польское.

Площадь Царства Польского составила 127 тыс. кв. м., а население — 2,5 млн человек. В административном отношении оно делилось на несколько воеводств:

  • Мазовецкое;
  • Калишское;
  • Краковское;
  • Сандомирское;
  • Августовское;
  • Плоцкое;
  • Люблинское;
  • Подлясское.

На территории этого государства проживали не только поляки, но и евреи, немцы, украинцы, литовцы и белорусы. Средний уровень его развития по всем показателям (промышленность, торговля, сельское хозяйство, грамотность населения) превосходил соседние губернии Российской империи.

Датой принятия конституции стало 20 июня 1815 года. Её введение сопровождалось визитом императора Александра I в Варшаву в конце 1815 года. Он подписал свод законов 15 ноября 1815 года, и на тот момент конституция стала одной из наиболее либеральных в Европе.

Дарование конституции Царству Польскому в 1815 году – принятие, причины ликвидации, значение кратко в таблице

Рис. 2. Александр I.

Особенности конституции

Монархом Царства Польского, согласно документам, был Александр I на правах наследования, то есть предполагалось, что после его смерти польский престол достанется его сыну. Так и произошло в 1829 году, когда в Варшаве были коронованы Николай I с его супругой Александрой Фёдоровной. Представителем императора в Царстве Польском был наместник, однако все должности должны были замещаться только поляками без участия представителей других народов. В первую очередь это касалось евреев и немцев.

Какие права были дарованы жителям по польской конституции 1815 года лучше всего представить в таблицы:

Дарование конституции Царству Польскому в 1815 году – принятие, причины ликвидации, значение кратко в таблице

Одним из ключевых событий в Российской империи при Александре 1 стало предоставление конституции Польше в 1815 году. Такой шаг стал последствием Наполеоновских войн и Венского конгресса. Польское государство исчезло с карты мира в конце XVIII века, после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. В 1807 году, согласно Тильзитскому миру, было создано герцогство Варшавское, которое просуществовало до 1815 года.

Предыстория

Территория Великого герцогства Варшавского была поделена между Российской империей, Пруссией и Австрией. В состав России 3 мая 1815 года вошла большая часть под названием Царства Польского.

Дарование конституции Царству Польскому в 1815 году – принятие, причины ликвидации, значение кратко в таблице

Рис. 1. Царство Польское.

Площадь Царства Польского составила 127 тыс. кв. м., а население — 2,5 млн человек. В административном отношении оно делилось на несколько воеводств:

  • Мазовецкое;
  • Калишское;
  • Краковское;
  • Сандомирское;
  • Августовское;
  • Плоцкое;
  • Люблинское;
  • Подлясское.

На территории этого государства проживали не только поляки, но и евреи, немцы, украинцы, литовцы и белорусы. Средний уровень его развития по всем показателям (промышленность, торговля, сельское хозяйство, грамотность населения) превосходил соседние губернии Российской империи.

Датой принятия конституции стало 20 июня 1815 года. Её введение сопровождалось визитом императора Александра I в Варшаву в конце 1815 года. Он подписал свод законов 15 ноября 1815 года, и на тот момент конституция стала одной из наиболее либеральных в Европе.

Дарование конституции Царству Польскому в 1815 году – принятие, причины ликвидации, значение кратко в таблице

Рис. 2. Александр I.

Особенности конституции

Монархом Царства Польского, согласно документам, был Александр I на правах наследования, то есть предполагалось, что после его смерти польский престол достанется его сыну. Так и произошло в 1829 году, когда в Варшаве были коронованы Николай I с его супругой Александрой Фёдоровной. Представителем императора в Царстве Польском был наместник, однако все должности должны были замещаться только поляками без участия представителей других народов. В первую очередь это касалось евреев и немцев.

Какие права были дарованы жителям по польской конституции 1815 года лучше всего представить в таблицы:

Дарование конституции Царству Польскому в 1815 году – принятие, причины ликвидации, значение кратко в таблице

Рис. 3. Конституция Царства Польского.

Всемирная история Реставрация монархии в Англии династии Стюартов – причины восстановления монархии кратко

Всемирная история Учение Кальвина Жана – основные идеи, взгляды, положения, устройство кальвинистской церкви кратко (7 класс)

Что характеризовало внутреннюю и внешнюю политику Александра I после Отечественной войны 1812 г.?

• Н. Н. Новосильцев


Всё изменило бегство Бонапарта с Эльбы и захват им Парижа. Перед лицом старого врага члены коалиции вновь сплотились, и 6 (18) июня 1815 г. в битве при Ватерлоо Наполеон был разбит и сослан на остров Святой Елены, у западных берегов Африки. Незадолго до этого закончил свою работу Венский конгресс. По его итогам Россия и Австрия расширили свои территории за счёт Польши (Австрия получила ещё и земли в Италии), Англия приобрела остров Мальту, а Пруссия — часть Саксонии. Все монархи, изгнанные Наполеоном, возвратились на свои троны.


Большой Венский конгресс для восстановления свободы и справедливости в Европе. Художник Ф. Камп

1. Какие вопросы был призван решить Венский конгресс?

2. Почему бывшие союзники по антинаполеоновской коалиции объединились против России?

3. С какой целью был создан Священный союз?

2. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. После победы над Наполеоном император предпринял несколько попыток вернуться к реформам внутри страны, но все они оказались неудачными.


А. А. Аракчеев. Художник Д. Доу

Прежде всего необходимо отметить попытки решения правительством крестьянского вопроса.

Одна из них связана с именем А. А. Аракчеева. Происходивший из бедных псковских дворян, Алексей Андреевич Аракчеев (1769—1834) окончил Артиллерийский инженерный и шляхетский корпус. Попав ко двору великого князя Павла Петровича в Гатчине, он сумел завоевать расположение наследника престола. Аракчеев занимал высокие посты в правительствах Павла I и Александра I, много сделал для того, чтобы русская артиллерия стала одной из лучших в мире. Честный, беспощадный, придирчивый, самолюбивый, грубо льстивший монархам, Аракчеев слыл интриганом, но самостоятельной роли в политике не играл, во всяком случае, не был наставником и советником императора. Он оставался преданным, покорным, безгласным, но умелым исполнителем царской воли.

С 1816 г. в стране стали широко насаждаться военные поселения. Их организацией занимался новый любимец императора — А. А. Аракчеев, сторонник формального порядка и внешней дисциплины. В разряд поселян переводили армейские полки и государственных крестьян, которые отныне должны были и работать на земле, и нести военную службу. Это уменьшало расходы на содержание армии и давало возможность держать под ружьём значительные силы. Кроме того, император надеялся, что, скупая для военных поселений крестьян у разорённых войной помещиков, он тем самым уменьшит количество крепостных в стране.

В действительности каждодневная муштра, тяжёлая работа в поле, суровый контроль со стороны офицеров и чиновников за повседневной жизнью, жестокие наказания за малейшие проступки делали существование поселян невыносимым.

В 1818—1819 гг. в канцеляриях А. А. Аракчеева и министра финансов Д. А. Гурьева по распоряжению императора были составлены проекты отмены крепостного права. Однако дать им ход Александр I не решился, и они остались просто интересными документами своей эпохи. Ещё до этого указы 1816—1819 гг. предоставили личную свободу крестьянам Прибалтики, правда, лишив их при этом земли. Указы признавали за крестьянами право владения имуществом и заключения любых договоров, но вынуждали их арендовать землю у помещиков. В 1818 г. государственным крестьянам разрешили заводить фабрики и заводы.


Д. А. Гурьев. Художник Я. Ромбауер


Н. Н. Новосильцев. Художник С. С. Щукин

Вес это свидетельствовало о том, что правительство считало крепостное право устаревшей системой, чреватой социальным взрывом.

В 1818 г. на открытии польского сейма (парламента) монарх, объявляя о даровании Польше конституции, заявил, что подобное ожидает и Россию. В том же году император встретился с представителями дворянства Полтавской и Черниговской губерний и обсуждал с ними вопрос об освобождении крепостных крестьян. Дворяне сделали вид, что не поняли намёка монарха.

Через два года в канцелярии эмиссара Александра I в Варшаве Н. Н. Новосильцева подготовили проект Уставной грамоты Российской империи. Согласно ей, высшая законодательная власть в стране оставалась у монарха, который должен был делить её с органом народного представительства в лице Сената (верхняя палата) и Собрания представителей (нижняя палата). Исполнительная власть вручалась Государственному совету. Кроме того, подданные России получали свободу личности, собственности и печати.

Поскольку император не решился утвердить Уставную грамоту, её существование осталось тайной и она не имела никаких практических последствий.


Портрет Александра I верхом на коне. Художник Ф. Крюгер

К концу 1820 — началу 1821 г. Александр I окончательно осознал тщетность своих реформаторских усилий. Главные его цели — отмена крепостного права и дарование стране конституции — оказались недостижимыми. Волнения в военных поселениях в 1819 г., восстание в гвардейском Семёновском полку в 1820 г., известия об образовании офицерских тайных обществ в гвардии заставили монарха признать своё поражение. Император ушёл в частную жизнь, перестав заниматься государственными делами (он не принимал верительных грамот у новых послов и не участвовал в традиционных религиозных мероприятиях).

Управление страной чисто внешне перешло к Аракчееву, в канцелярии которого для императора составлялись краткие выдержки из еженедельных докладов министров. Однако всесилие этого временщика является легендой, поскольку и в новых условиях он продолжал действовать в соответствии с тайными указаниями Александра I.

В результате император не нашёл поддержки своим замыслам. Даже в собственной семье, не говоря уже о большинстве дворянства, его не понимали и убеждали в опасности перемен. Кроме того, исторический момент для проведения реформ оказался явно неудачным. Обычно общество осознаёт необходимость преобразований в момент серьёзного кризиса. Победа же над Наполеоном вознесла империю к вершинам европейской славы, да и ситуация на мировом сельскохозяйственном рынке явно благоприятствовала России (цены на хлеб росли на протяжении всей первой четверти XIX в.). Таким образом, ни о каком кризисе в это время не могло быть и речи.

Намерения императора, оставшегося в полном одиночестве, оказались явно невыполнимыми. Однако само обращение Зимнего дворца к проблемам отмены крепостного права и конституционного устройства страны были очень важны — прежде всего для зарождавшегося общественного движения.

1. Какие меры были предприняты для восстановления экономики страны после Отечественной войны 1812 г.?

2. Почему учёные считают вторую половину царствования Александра I реакционной?

3. О каких явлениях в жизни государства свидетельствовало появление польской конституции и проекта Уставной грамоты Российской империи?

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте Венскую систему. Можно ли считать, что влияние России на международной арене усилилось?

2*. Докажите противоречивость внутренней политики Александра I по крестьянскому вопросу.

3. Дайте оценку правлению Александра I. Какие из мер, предпринятых императором, способствовали укреплению и процветанию государства?

4. Определите, даты каких событий указаны на ленте времени в начале параграфа.

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Что характеризовало внутреннюю и внешнюю политику Александра I после Отечественной войны 1812 г.?

A. Ограничение крепостного права и самодержавной власти.

Б. Подготовка проекта конституции — Уставной грамоты Российской империи и участие в создании Священного союза и Венской системы.

B. Повышение международного авторитета России.

Г. Сочетание либеральных и революционных начинаний.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Из Конституционной хартии Царства Польского. 1815 г.

3. Корона Царства Польского наследственна в лице нашем и наших потомков, наследников и преемников в порядке престолонаследия, установленного для императорского российского престола.

11. Римско-католическая религия, исповедываемая большею частью жителей Царства Польского, будет предметом особенного попечения правительства, без какого-либо нарушения свободы других вероисповеданий, каковые все без изъятия могут быть отправляемы в полной мере и публично и будут пользоваться защитою правительства. Различие христианских вероисповеданий не устанавливает никакого различия в пользовании гражданскими и политическими правами.

16. Свобода печати гарантируется. Меры к ограничению злоупотреблений ею будут определены законом.

17. Закон покровительствует в равной мере всем гражданам без различия их сословия и звания.

19. Никто не может быть взят под стражу иначе, как с соблюдением форм и в случаях, предусмотренных законом.

23. Никто не может подлежать наказанию иначе, как на основании действующих законов и решения соответствующего установления.

24. Каждый поляк имеет свободу передвижения и перемещения своего имущества, с соблюдением порядка, определённого законом.

26. Всякая собственность без различия наименования и рода, находится ли она на поверхности земли, или в её недрах и кому бы она ни принадлежала, объявляется священною и неприкосновенной. Никакая власть не может посягнуть на неё под каким бы то ни было предлогом. Всякий, посягающий на чужую собственность, почитается нарушителем общественной безопасности и, как таковой, наказывается.

28. Все государственные дела по администрации, судебной и военной части без всяких изъятий производятся на польском языке.

29. Государственные должности гражданские и военные могут замещаться исключительно поляками. Должности председателей судов первой инстанции, воеводских комиссий и апелляционных палат, членов воеводских советов, звание послов и депутатов сейма, а равно должности сенаторов могут быть предоставлены исключительно землевладельцам.

31. Польский народ будет иметь на вечные времена народное представительство. Оно заключается в сейме, состоящем из царя и из двух палат. Первая образуется из сената, вторая из послов и депутатов от гмин [мелких административно-территориальных единиц].

1. Какие права были дарованы жителям Польши?

2. Можно ли считать конституцию, дарованную Польше, либеральной? Свой ответ обоснуйте.

Читайте также: