План урока строение почек

Обновлено: 05.07.2024

Данная разработка урока представляет собой материал по теме "Мочевыделительная система. Строение и функции почек". подойдет как опороный конспект для урока усвоения нового материала, а также для самостоятельного изучения темы любым желающим. материал представлен в доступной и понятной форме, с соблюдением всех норм и правил.

Содержимое разработки

Государственное учреждение образования

Специализированный лицей при Университете гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Исполнитель:

Учитель биологии ______________ М.В. Васильев

1) образовательная – способствовать формированию у учащихся знаний о строении мочевыделительной системыи почек, как основных органов выделения;

2) развивающая – содействовать развитию представления учащихся о строении почек, о регуляции деятельности почек и об этапах формирования мочи;

3) воспитательная – способствовать формированию у учащихся нравственных качеств в отношении своего организма, а также определенных гигиенических правил, которые помогут избежать почечных заболеваний.

Тип урока – изложение нового материала.

Наглядное пособие и оборудование: учебник 9 класса, рабочие тетради, плакаты, доска.

Методы проведения: словесные (объяснение, беседа, рассказ), наглядные (работа с книгой, плакаты).

Мащенко, М.В. Биология: учеб.пособие для 9-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повыш. уровни) / М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – 2-е изд. – Мн.: Нар. асвета, 2006. – 263 с.: ил.

Цузмер, А.М. Биология: Человек и его здоровье: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.М. Цузмер, О.Л. Петришина ; Под ред. В.Н. Загорской и др. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 240 с.: ил.

Заяц, Р.Г. Биология для поступающих в вузы / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. – 2-е изд. стереотип. – Мн.: Выш. шк., 2000. – 526 с.: ил.

Структура урока:

Организационный момент (2 – 3 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2 – 3 мин)

Этап усвоения новых знаний (20 – 25)

Физкульт-минутка (2 мин)

Этап поверки понимания учащимися нового материала (4 – 5 мин)

Этап закрепления нового материала (4 – 5 мин)

Этап информирования учащихся о домашнем задании (2 мин)

Этап подведения итогов занятия (2 мин)

Этап рефлексии (2 мин)

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Кто сегодня в классе дежурный? Кто сегодня отсутствует?

І I . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Так как организм человека представляет собой открытую систему, то он получает питательные вещества из окружающей среды, усваивает их, а конечные продукты обмена выделяет наружу через специальные органы. Жидкие продукты обмена выделяются почками и потовыми железами.

И сегодня мы рассмотрим строение мочевыделительной системы и почек, как основного органа выделения вредных и избыточных для организма веществ.

В ходе урока мы познакомимся со строением мочевыделительной системы, раскроем биологическое значение процесса образования мочи, познакомимся с основными видами регуляции деятельности почек.

III . Этап усвоения новых знаний.

Накопление конечных продуктов опасно для организма, поэтому основной задачей процесса выделения является поддержание постоянства внутренней среды организма, а также оптимальных условий для жизнедеятельности клеток.

Вспомните, как называется такое состояние организма? (Дети отвечают). (Ответ: гомеостаз.)

Удаление из организма соединений, образующихся в ходе обмена веществ, и составляет сущность процесса выделения.

Ребята, запишите в свои тетради это определение под мою диктовку.(Дети записывают).

Основная роль в выведении из организма образовавшихся в процессе обмена веществ конечных продуктов принадлежит мочевыделительной системе.

Давайте посмотрим на рисунок 87 на странице 168 и запишем главные составляющиемочевыделительной системы – это почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. (Дети записывают).

А теперь перейдем к строению почки.

Почки – органы бобовидной формы, расположенные в поясничной области по обеим сторонам от позвоночника. Каждая почка покрыта капсулой, к которой прилежит слой жировой клетчатки. На верхнем полюсе почки расположен надпочечник – железа внутренней секреции.

Наружный край почки имеет выпуклую форму, а внутренний – глубокую вырезку – ворота почки. Сюда входит почечная артерия, несущая неочищенную кровь, а выходят почечная вена и мочеточник. Вена содержит очищенную от жидких продуктов распада кровь, а по мочеточнику удаляемые вещества перемещаются в мочевой пузырь.

В почке имеется корковое и мозговое вещество.

Посмотрите на рисунок №88 на странице 169.

Корковое вещество покрывает почку. В виде столбиков оно входит в мозговое вещество и делит его на 15-20 почечных пирамид. Их основания примыкают к корковому веществу, а вершины направлены в почечную лоханку – полость, где моча собирается перед поступлением в мочеточники.

Структурно-функциональной единицей почки является нефрон. У человека в обеих почках насчитывается более 2 млн нефронов. Нефрон состоит из почечного тельца (капиллярного клубочка в двухслойной капсуле) и разветвленной системы канальцев.

Капсула своей полостью сообщается с извитым канальцем первого порядка, который расположен в корковом веществе почки. Затем каналец направляется в мозговое вещество, где образует петлю Генле. Петля Генле переходит в извитой каналец второго порядка, а тот впадает в собирательную трубочку.

Система кровоснабжения устроена почки достаточно сложно. Почечная артерия, войдя в ворота почки, ветвится намелкие артериолы. Каждая из них заходит в капсулу, где образует капиллярный клубочек (около 50 первичных капилляров). Затем капилляры собираются в выносящую артериолу. Она выходит из капсулы и вновь разветвляется на вторичные капилляры, густо оплетающие извитые канальцы первого порядка, петлю Генле и канальцы второго порядка. Из капилляров кровь поступает в мелкие венулы, которые сливаются в почечную вену, впадающую в нижнюю полую вену.

А теперь рассмотрим процесс образования мочи. Посмотрите на рисунок №90 на странице 170.

Процесс мочеобразования состоит из 2 этапов. Вначале из плазмы крови образуется первичная моча, а затем – вторичная.

Тонкие стенки капилляров клубочка и капсулы нефрона выполняют функцию фильтров. Они задерживают форменные элементы крови и крупные молекулы белков, но пропускают плазму и растворенные в ней низкомолекулярные соединения: глюкозу, аминокислоты, витамины и др. Это Ι фаза мочеобразования – фильтрация.

В капиллярах клубочков кровяное давление в 2-3 раза выше, чем в любых других капиллярах тела. Это обусловлено тем, что диаметр приносящей артериолы клубочка вдвое больше, чем выносящей. Высокое давление создает благоприятные условия для перехода плазмы крови из просвета капилляров клубочка в полость нефрона в результате обычного физического процесса – фильтрации.

Образовавшийся фильтрат носит название первичной мочи. По своему составу она напоминает плазму крови, лишенную белков. Ежесуточно образуется приблизительно 160 л первичной мочи.

В канальцах остаются продукты распада, в которых организм больше не нуждается, и те вещества, которые он хранить не в состоянии (например, глюкозу при сахарном диабете). После продвижения по извитому канальцу второго порядка первичная моча превращается в конечную, или вторичную мочу(около 1,5 л в сутки).

Затем конечная моча поступает через собирательные трубочки в почечную лоханку, а оттуда по мочеточникам – в мочевой пузырь – мешковидный орган с толстыми мышечными стенками. В нем скапливается 200-300 см 3 мочи, которая при сокращении мышц мочевого пузыря удаляется из него через мочеиспускательный канал.

IV . Физкульт- минутка.

Ребята, а теперь давайте прервемся и немного отдохнем. Для начала встаньте и подтянитесь, повернитесь из стороны в сторону. Хорошо. А сейчас разомнем шею: осторожно поверните голову влево-вправо, посмотрите на потолок, а затем на пол. И последнее – разминка для глаз: сильно зажмурьте глаза, а потом медленно откройте их; поворочайте глазами по кругу. (Дети делают). Отлично! А теперь продолжаем работать с новыми силами.

Мочевыведение осуществляется рефлекторно. Поступающая в мочевой пузырь моча растягивает его стенки, раздражая рецепторы. В них возникает возбуждение, которое передается к центру мочеиспускания. Он расположен в поясничном отделе спинного мозга. Отсюда импульсы поступают в к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться. Мышечный сфинктер на выходе из пузыря расслабляется, моча поступает в мочеиспускательный канал и удаляется из организма.

Спинномозговой центр мочеиспускания находится под контролем высшего отдела центральной нервной системы – больших полушарий головного мозга. Поэтому человек способен осуществлять акт мочеиспускания сознательно.

Регуляция деятельности почек. Функциональная активность почек находится под контролем как нервных, так и гуморальных механизмов регуляции. При возбуждении симпатического отдела автономной нервной системы кровеносные сосуды почек сужаются, количество притекающей к ним крови уменьшается и, как следствие, снижается образование первичной мочи.

Под влиянием гормонов гипофиза, надпочечников и других желез изменяется интенсивность процессов фильтрации, реабсорбции и секреции. В результате количество образующейся мочи может уменьшаться либо возрастать, но содержание в ней мочевины и мочевой кислоты будет оставаться прежним.

А теперь запишем названия гормонов, которые влияют на процесс образования мочи. (Дети записывают под диктовку; названия гормонов написаны на доске, а функцию их ищут самостоятельно в учебнике).

Гормоны гипофиза (вазопрессин – усиление активной реабсорбции воды из канальцев и одновременное ослабление реабсорбции ионов Na + и Cl – . В результате объем мочеобразования резко уменьшается), надпочечников (альдостерон – аналогичное действие), других желез и самих почек (Адреналин и ангиотензин ΙΙ сужают выносящие сосуды клубочков, вследствие чего фильтрация усиливается) способны влиять на все этапы образования мочи.

Гормоны щитовидной и паращитовидной желез косвенно влияют на мочеобразование через изменение водно-минерального обмена в тканях.

Взаимодействие нервных и гуморальных механизмов обеспечивает водно-минеральный гомеостаз посредством регуляции состава и количества выводимой мочи.

Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые отличаются интенсивным слущиванием эпителия и его высокой ранимостью.

Необходимо содержать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей следует иметь специальное полотенце, которое необходимо не реже 1 раза в неделю стирать и кипятить.

перенесенная ангина, воспалительная инфекция в почке

повышенная температура, нарушение белково-жирового обмена, отеки, выделение крови с мочой

воспаление мочевыделительной системы

воспаление почек и мочевыводящих путей

нарушение обмена веществ, отложение солей в почках

затрудненный отток мочи, раздражение и повреждение слизистых оболочек мочевыводящих путей

алкоголь, лекарственные средства в больших количествах (сульфаниламиды, антибиотики)

болезненные поражения почек

постоянная острая боль в почках, все выше перечисленные симптомы

Таким образом, в предотвращении острых и хронических заболеваний почек важную роль играет профилактика инфекционных заболеваний и их осложнений, рациональное питание, а также личная гигиена и отказ от алкоголя.

V . Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Ребята, теперь мы посмотрим, как вы усвоили этот материал. Для этого я предлагаю вам ответить на ряд простых вопросов.

В ночное время выработка мочи уменьшается. Каковы механизмы этого процесса?(Ответ: т.к. метаболизм снижен, сердце бьется медленнее и приток крови к почкам меньше).

В чем функциональное отличие первичных капилляров почечного клубочка от вторичных, окружающих почечные канальцы и петлю Генле? (Ответ: отличие состоит в том, что в первичных капиллярах очень тонкая стенка, служащая фильтром и из них осуществляется фильтрация плазмы, а во вторичных капиллярах – реабсорбция веществ).

Какой из процессов – фильтрация или обратное всасывание – является истинно биологическим?(Ответ: фильтрация).

Анатомические особенности кровообращения в клубочке таковы, что приносящая артерия имеет больший диаметр, чем выносящая. Представим себе обратное соотношение – приносящая артерия стала более узкой, чем выносящая. Как это повлияет на образование мочи?(Ответ: образование мочи резко бы снизилось из-за того, что давление стало бы очень маленьким, а также процесс фильтрации практически прекратился бы).

Можно ли по результатам анализа мочи или общего анализа крови судить о наличии заболевания почек? Какие именно данные свидетельствуют о патологии?(Ответ: можно, если в крови будет много продуктов обмена веществ, минеральных солей).

Если в крови, притекающей к почке, окажется много белков и углеводов, будут ли они в моче? (Ответ: крупные молекулы белков задерживаются капиллярным клубочком, но пропускают растворенные в ней низкомолекулярные соединения – глюкозу, АК, витамины.)

VI . Этап закрепления нового материала.

Сейчас я предлагаю вам для закрепления нового материала поработать с доской. На ней написаны 2 группы слов, а вам следует выстроить их в логическую последовательность.

(На доске предварительно написаны слова).

На левой половине – мочеточник, петля Генле, капсула нефрона, извитой каналец Ι порядка, собирательная трубочка, извитой каналец ΙΙ порядка, почечная лоханка, мочеиспускательный канал, мочевой пузырь.

На правой половине – вторичные капилляры, почечная артерия, выносящая артериола, мелкие артериолы, почечная вена, мелкие венулы, капиллярный клубочек (первичные капилляры), нижняя полая вена.

2 человека будут писать исправленную цепочку слов на доске, а остальные будут им ее диктовать. (Ученики у доски пишут исправленную последовательность).

Ответ:1: капсула нефрона, извитой каналец Ι порядка, петля Генле, извитой каналец ΙΙ порядка, собирательная трубочка, почечная лоханка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

2: почечная артерия, мелкие артериолы, капиллярный клубочек (первичные капилляры), выносящая артериола, вторичные капилляры, мелкие венулы, почечная вена, нижняя полая вена.

VII . Этап информирования учащихся о домашнем задании.

А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 32, выучить основные термины, уметь различать составные части в строении почек, знать фазы образования мочи, письменно ответить на вопрос №8 в конце параграфа (органы: почка, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

VIII . Этап подведения итогов занятия.

Ребята, мы сегодня с вами изучили очень важную тему. Познакомились со строением и основными функциями мочевыделительной системы. Рассмотрели строение почек и процесс формирования мочи, а также регуляцию деятельности почек.

Мне было с вами интересно и весело работать. А сейчас я хочу, что бы вы оценили свою работу на уроке.

IX . Этап рефлексии.

Сейчас я раздам вам по три кружочка, а вы будете их накалывать на гвоздики, которые лежат на моем столе, в соответствии со своим настроением после сегодняшнего урока.


Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. (Анализирую ответы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

После изучения темы ученики должны знать/понимать:

сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

ТИП УРОКА – урок усвоения новых знаний.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Что такое обмен веществ?

Какие вещества поступают в организм человека?

Что происходит с веществами в организме?

Как выделяются из организма продукты обмена веществ?

Работа со схемой слайд 1


Через какие органы происходит выделение продуктов обмена?


Слайд 3: определите, какие вещества поступают в организм человека, на что расщепляются и как выводятся


Какой орган наиболее активно выводит из организма воду и соли?

Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы.

Определение цели урока: : изучить строение и раскрыть значение органов мочевыделительной системы для организма человека.


Слайд 5 – место расположения и строение почки


Понятия: корковое вещество


Запись в тетрадь :

Нефрон это структурная и функциональная единица почки.

Образование первичной мочи – фильтрация крови;

Состав первичной мочи:

мочевина, глюкоза, шлаки, фосфаты, натрий, хлор, витамины, аминокислоты, аммиак, а также большое количество воды.

Объем первичной мочи – до 150 л в сутки

Образование вторичной мочи -реабсорбция.

Состав вторичной мочи:

мочевина, шлаки, натрий, хлор, вода

Объем первичной мочи – около1,5 л в сутки

Слайд 7 закрепление. Вставьте в текст пропущенные слова


Задание проанализировать стихотворение:

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились, '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу крови
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Домашнее задание: пар 39

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Используемые источники:

Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003

Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО,2007. - 464 с. – (В помощь школьному учителю), стр. 286-294

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учебн.для общеобраз. уч. заведений. – Дрофа, 2000, 2008 г.г.

Задачи урока: раскрыть роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма; познакомить с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека; сформировать представления о строении и функциях органов мочевыделительной системы: почек, мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала; об особенностях работы почек; о регуляции мочеиспускания. Раскрыть последствия нарушения работы почек, показать причины заболеваний мочевыделительной и основы их профилактики.

Вступительное слово учителя.

В процессе обмена веществ образуются продукты распада. Часть этих продуктов используется организмом, другие удаляются из него. Через лёгкие выводится из организма углекислый газ, вода, летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли, потовые железы – воду, соли, органические вещества. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Почки выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через почки удаляются из организма многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств. Почки способствуют поддержанию постоянства состава внутренней среды организма. Излишек воды или солей в крови способен вызвать изменения осмотического давления, что опасно для жизнедеятельности клеток нашего тела. Почки выводят из организма излишек воды и минеральных солей, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Почки поддерживают определённую постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты, замещая в них натрий и калий. При этом образуются аммонийные соли, которые выводятся в составе мочи, а натрий и калий сохраняются для нужд организма.

Мочевыделительная система состоит из мочеобразующих органов и мочевыводящих органов. К мочеобразующим органам относятся почки, а к мочевыводящим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.



Рис. 1

Почки – парные органы, бобовидной формы, расположенные в брюшной полости. Масса почек – 320 граммов. Почки – биологический фильтр. Правая почка ниже левой т.к. под почками находится печень – самая большая железа нашего организма. Снаружи почка покрыта прочной эластичной капсулой.



Рис. 2

От почки отходят мочеточники. Длина мочеточников – 30 см. Моча плавно по ним идёт в мочевой пузырь. Каждые 7 секунд из почек выходит очередная порция мочи. Мочевой пузырь – непарный орган, ёмкостью 300-500 мл. Выделение мочи происходит рефлекторно. Рефлекс этот вырабатывается к 2–3 годам.

Микроскопическое строение почек:

Структурной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон образно можно сравнить с жемчужиной, россыпь которой образно хранит в себе почка или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук. Сверху почка покрыта корковым слоем, а под ним находится мозговой слой. В нём находятся капсулы Шумлянского, похожие на рюмочки. В рюмочках находится капиллярный клубочек, который окружён капсулой Боумена, которая переходит в почечный каналец.



Рис. 3

Почка дарит нам “чудесную сеть артерий”. Нигде в организме не встречается такая последовательность сосудов: артерия, капилляр, артерия. Моча образуется в нефроне. Образование мочи идёт в 2 этапа:

Этапы Процессы Где образуется Состав
Образование первичной мочи Фильтрация В капсуле Плазма без белка
Образование вторичной мочи Обратное всасывание В канальцах Мочевина, мочевая кислота, креатин.

Состав мочи определяется состоянием организма. Если человек страдает сахарным диабетом, то у него в моче появляется сахар. Если пища богата углеводами, то после тяжёлой физической работы в моче может появиться сахар. Почки синтезируют биологические активные вещества (ренин – фермент, участвующий в биохимических процессах). Всего за сутки образуется 1,5 л мочи.

Учащимся выдаются бланки с анализом мочи мнимого больного. Задание учащимся – есть ли отклонения в анализах мочи? (Приложение 2) Результаты записывают в таблицу:

Отклонения от нормы Что можно предпринять Симптомы
Наличие глюкозы Нарушение работы поджелудочной железы. Сахарный диабет. Сухость во рту. Большая потребность в питье.
Наличие белка Поражение почечных клубочков и капсул. Отёки
Наличие патогенных организмов Воспалительные заболевания мочевыделительной системы Повышенная температура, боль в пояснице.

Почки – жизненно важный орган и нарушение в их работе приводит к почечным заболеваниям.

Причины Профилактика
Переохлаждение организма Избегать переохлаждения, держать ноги в тепле.
Восходящая инфекция Соблюдение правил личной гигиены
Употребление алкоголя и курение Отказ от вредных привычек
Антибиотики Использование травянистых растений
Острая пища Рациональное питание

Почечные заболевания: энурез, пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь. Энурез – недержание мочи; цистит – воспаление мочевого пузыря; пиелонефрит – воспаление почечной лоханки.

Предупреждение заболеваний требует соблюдения определённых гигиенических правил: правильное питание, своевременное лечение зубов, ангин, закаливания, осторожного обращения с лекарствами, ядами, соблюдение правил личной гигиены.

Они как два больших боба,
На связках закрепились.
У позвоночного столба,
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь,
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки,
Нефронов целый млн,
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.


Представлен урок на закрепление знаний учащихся, формирование представления о значении мочевыделительной системы, изучения строение нефрона, механизма образования первичной и конечной мочи, регуляции работы почек.

Описание разработки

Задачи:

- развивать представление о здоровом образе жизни с применением знаний о мочевыделительной системе;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Основные термины и понятия: почки, нефрон, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускальный канал, фильтрация, первичная моча, обратное всасывание (реабсорбция), вторичная и конечная моча.

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, назовите отсутствующих в классе. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Повторение пройденного материала.

1. Биохимические реакции, которые приводят к образованию и обновлению структурных частей клеток и тканей. (Пластический обмен. )

2. В результате энергетического обмена с органических молекул добывается… (Энергия. )

3. При распаде белков образовывается ядовитое вещество… (Аммиак. )

4. Основной источник энергии. (Углеводы. )

5. При их окислении образовывается вода, углекислый газ и большое количество энергии. (Жиры. )

6. Для нормального протекания процессов обмена веществ необходима… (Вода. )

7. Рост костей зависит от обмена… (Кальция и фосфора. )

8. Химический элемент, который входит в состав гемоглобина. (Железо. )

9. Излишнее поступление витаминов. (Гипервитаминоз. )

10. В организме человека витамин А синтезируется с природного пигмента… (Каротина. )

11. Его нехватка в организме сопровождается развитием тяжёлого заболевания – рахита. (Витамин D. )

12. При нехватке витаминов нарушается обмен веществ и развивается… (Авитаминоз, либо гиповитаминоз. )

13. Отношение количества употребляемой воды к количеству выделяемой… (Водный баланс. )

14. Необходимый элемент зубной эмали. (Фтор. )

15. Необходимый компонент гормонов щитовидной железы. (Йод. )

- Молодцы. С этим заданием справились хорошо.

Изложение нового материала.

- Из предыдущих тем вы уже знаете, что каждый живой организм – открытая система, это значит, определенные вещества поступают в организм, вызывая изменения, в результате которых организм функционирует, а конечные продукты, в том числе и азотистого обмена, выводятся из организма наружу.

- Как вы думаете, какие продукты обмена образуются в клетках тканей? (В результате окисления углеводов и жиров образовывается углекислый газ, а при белковом обмене образовывается еще и аммиак, который идет на образование мочевины и мочевой кислоты. )

- Какое значение имеет для организма выделение конечных продуктов обмена? (Конечные продукты обмена веществ в организме не используются, а излишек их вреден, поскольку может привести к сбою работы систем и органов. Это можно наблюдать при некоторых заболеваниях организма или пищевых отравлениях. )

- Какой, из вышесказанного, можно сделать вывод? (Конечные продукты обмена веществ выводятся из организма, в обратном случае нарушается постоянство внутренней среды. )

- Какие системы и органы принимают участие в выведении конечных продуктов обмена веществ, вредных для организма? (Пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы. )

- Какие продукты подвержены выведению из организма? (излишки воды, мочевина, мочевая кислота, углекислый газ, аммиак, соли, остатки пищи в виде каловых масс, излишек минеральных веществ, лекарственные препараты, яды. )

- Какие органы образуют мочевыделительную систему?

- Где располагаются почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускальный канал?

- Какое строение почек?

- Чем покрыта почка?

- Каким образом обеспечивается кровоснабжение почки?

- Структурно - функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из почечного тельца и извилистых канальцев. В корковом слое почек находятся капсулы с клубочками. Полость капсулы выстлана однослойным кубичным эпителием. От капсулы отходит извилистый каналец 1 порядка, который в мозговом слое образует петлю Генле, затем каналец поднимается в корковый слой, где переходит в извилистый каналец 2 порядка. Этот каналец впадает в собирательную трубочку нефрона. Трубочки образовывают выводные протоки, которые открываются на верхушках пирамид в мозговом веществе почки. Общая длина канальцев одного нефрона достинает 50 – 55 мм. Почечная артерия распадается на артериолы. Артериола, которая подходит к капсуле нефрона, распадается на первичные капилляры, которые образуют мальгипиев клубочек. Первичные капилляры снова собираются в артериолу. Артериола, которая выносит кровь из капсулы, распадается на сетку вторичных капилляров, которые оплетают извилистые канальцы. Дальше они собираются в венулы, которые впадают в почечную вену. Таким образом, в почках есть две последовательные капиллярные сетки.

- Рассмотрев микроскопическое строение почки, переходим к изучению процесса образования мочи. Через почки, которые составляют 1/200 массы тела, за 1 мин протекает 1200 мл крови, это значит ¼ общего её количества. Вся кровь человека проходит через почки за каждые 4 – 5 мин, это значит за сутки – больше 300 раз.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Государственное учреждение образования






Строение и функции почек

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Разработал учитель биологии 1-й квалификационной категории Романюк Руслан Викторович

Тема: Строение и функции почек.

- развивать представление о здоровом образе жизни с применением знаний о мочевыделительной системе;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Основные термины и понятия: почки, нефрон, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускальный канал, фильтрация, первичная моча, обратное всасывание (реабсорбция), вторичная и конечная моча.

Организационный момент – 2 мин.

Повторение пройденного материала – 10 мин.

Изложение нового материала – 20 мин.

Закрепление – 6 мин.

Подведение итогов – 3 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Организационный момент.

- Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, назовите отсутствующих в классе. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Повторение пройденного материала.

1. Биохимические реакции, которые приводят к образованию и обновлению структурных частей клеток и тканей. (Пластический обмен.)

2. В результате энергетического обмена с органических молекул добывается… (Энергия.)

3. При распаде белков образовывается ядовитое вещество… (Аммиак.)

4. Основной источник энергии. (Углеводы.)

5. При их окислении образовывается вода, углекислый газ и большое количество энергии. (Жиры.)

6. Для нормального протекания процессов обмена веществ необходима… (Вода.)

7. Рост костей зависит от обмена… (Кальция и фосфора.)

8. Химический элемент, который входит в состав гемоглобина. (Железо.)

9. Излишнее поступление витаминов. (Гипервитаминоз.)

10. В организме человека витамин А синтезируется с природного пигмента… (Каротина.)

11. Его нехватка в организме сопровождается развитием тяжёлого заболевания – рахита. (Витамин D.)

12. При нехватке витаминов нарушается обмен веществ и развивается… (Авитаминоз, либо гиповитаминоз.)

13. Отношение количества употребляемой воды к количеству выделяемой… (Водный баланс.)

14. Необходимый элемент зубной эмали. (Фтор.)

15. Необходимый компонент гормонов щитовидной железы. (Йод.)

- Молодцы. С этим заданием справились хорошо.

Изложение нового материала.

- Из предыдущих тем вы уже знаете, что каждый живой организм – открытая система, это значит, определенные вещества поступают в организм, вызывая изменения, в результате которых организм функционирует, а конечные продукты, в том числе и азотистого обмена, выводятся из организма наружу.

- Как вы думаете, какие продукты обмена образуются в клетках тканей? (В результате окисления углеводов и жиров образовывается углекислый газ, а при белковом обмене образовывается еще и аммиак, который идет на образование мочевины и мочевой кислоты.)

- Какое значение имеет для организма выделение конечных продуктов обмена? (Конечные продукты обмена веществ в организме не используются, а излишек их вреден, поскольку может привести к сбою работы систем и органов. Это можно наблюдать при некоторых заболеваниях организма или пищевых отравлениях.)

- Какой, из вышесказанного, можно сделать вывод? (Конечные продукты обмена веществ выводятся из организма, в обратном случае нарушается постоянство внутренней среды.)

- Какие системы и органы принимают участие в выведении конечных продуктов обмена веществ, вредных для организма? (Пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы.)

- Какие продукты подвержены выведению из организма? (излишки воды, мочевина, мочевая кислота, углекислый газ, аммиак, соли, остатки пищи в виде каловых масс, излишек минеральных веществ, лекарственные препараты, яды.)

- Какие органы образуют мочевыделительную систему?

- Где располагаются почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускальный канал?

- Какое строение почек?

- Чем покрыта почка?

- Каким образом обеспечивается кровоснабжение почки?

- Структурно-функциональной единицей почки является нефрон. Он состоит из почечного тельца и извилистых канальцев. В корковом слое почек находятся капсулы с клубочками. Полость капсулы выстлана однослойным кубичным эпителием. От капсулы отходит извилистый каналец 1 порядка, который в мозговом слое образует петлю Генле, затем каналец поднимается в корковый слой, где переходит в извилистый каналец 2 порядка. Этот каналец впадает в собирательную трубочку нефрона. Трубочки образовывают выводные протоки, которые открываются на верхушках пирамид в мозговом веществе почки. Общая длина канальцев одного нефрона достинает 50 – 55 мм. Почечная артерия распадается на артериолы. Артериола, которая подходит к капсуле нефрона, распадается на первичные капилляры, которые образуют мальгипиев клубочек. Первичные капилляры снова собираются в артериолу. Артериола, которая выносит кровь из капсулы, распадается на сетку вторичных капилляров, которые оплетают извилистые канальцы. Дальше они собираются в венулы, которые впадают в почечную вену. Таким образом, в почках есть две последовательные капиллярные сетки.

- Рассмотрев микроскопическое строение почки, переходим к изучению процесса образования мочи. Через почки, которые составляют 1/200 массы тела, за 1 мин протекает 1200 мл крови, это значит ¼ общего её количества. Вся кровь человека проходит через почки за каждые 4 – 5 мин, это значит за сутки – больше 300 раз.

- Кровоснабжение почек очень интенсивное, превышает кровоснабжение других органов. Как вы думаете, с чем это связано? (С функциями почек. Проходя столько раз через почки, кровь очищается от беспрерывного поступления в её из клеток веществ, которые подлежат удалению из организма.)

- Образование мочи осуществляется в 2 этапа. Первый – фильтрация плазмы крови – происходит в капсулах нефрона за счет фильтрационного давления: в капиллярах клубочка он достигает 70 мм рт. ст., а в полости капсулы – 30 мм рт. ст. Образовывается первичная моча – около 150 л в сутки. Если изучить химический состав этого фильтрата, то окажется, что это плазма крови, которая не содержит белок и содержит аминокислоты, глюкозу, гармоны, витамины, минеральные соли и другие необходимые организму вещества. Натурально, в фильтрате нет форменных элементов крови и белков.

- Неужели вместе с продуктами обмена из организма выводятся и необходимые организму вещества? (Такое нерациональное использование необходимых веществ невозможно, это значит существует особый механизм, благодаря которому селективно в кровь возвращаются полезные вещества, конечные продукты обмена, а вредные и ненужные вещества выводятся из организма.)

- Как вы думаете, какое количество мочи у человека выделяется за сутки? (1,5 л.)

- Выше мы говорили, что образуется 150 л мочи, а выводится только 1,5. Что же происходит с остальными 148,5 л фильтрата? В извилистых канальцах происходит второй этап образования мочи – реабсорбция (обратное всасывание) необходимых организму веществ и воды (96%) из первичной мочи и образование вторичной, в которой полезных веществ у здорового человека, как правило, нет. Таким образом, назад всасывается вода, аминокислоты, глюкоза, витамины, соли; во вторичной моче увеличивается количество мочевины и мочевой кислоты. Эти вещества не подлежат реабсорбции, их концентрация в моче, которая выводится, очень высокая. Дальше моча поступает в почечную лоханку, позже – в мочеточник, мочевой пузырь и мочеиспускальный канал. Таким образом, процесс мочеобразования происходит в два этапа. Это: фильтрация – механическое удерживание буйномалекулярных веществ в крови, которое происходит в капсулах нефронов, с образованием первичной мочи; реабсорбция – процесс обратного всасывания воды и растворенных в ней полезных для организма веществ из первичной мочи, который происходит в канальцах нефрона. Это можно показать на схеме:

Капиляры 1 Отфильтрованные Капсула 2

Кровь клубочка вещества клубочка



Первичная Почечные 3 Реабсорбция Капиляры, которые 4

моча канальцы оплетают канальцы



Вторичная Почечная 5 Мочеточник 6 Мочевой 7 Мочеиспускальный 8

моча лоханка пузырь канал

- Зарисуйте эту схему у себя в тетрадях.

- Идем дальше. Деятельность почек регулируется с помощью нервных и гуморальных механизмов. Нервная регуляция осуществляется с помощью автономной нервной системы: почки обеспечены волокнами симпатического отдела нервной системы и блуждающего нерва. Так, при раздражении симпатических волокон сужается просвет кровеносных сосудов почек, падает давление в клубочках и в результате уменьшается мочеобразование. Гуморальная регуляция осуществляется гармонном гипофиза – вазопресином. Он усиливает реабсорбцию в канальцах, уменьшая мочеобразование. Гормон коры надпочечников альдостерон увеличивает реабсорбцию солей, уменьшает образование мочи. Гормон щитовидной железы тироксин усиливает мочеобразование.

- Почему приметами заболеваний почек является присутствие в моче белка, сахара, появление лейкоцитов и эритроцитов? (Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению мочеиспускального канала и мочевыводящих путей, которые отличаются интенсивным слущиванием эпителия и его высокой ранимостью.)

Закрепление.

- Сейчас мы разгадаем кроссворд, который и покажет, как вы усвоили материал.

1. Продукт выделения животных и человека, который вырабатывается почками.

2. Углевод, один из ключевых продуктов обмена веществ, который обеспечивает живые клетки энергией.

3. Парный орган выделения, через который из организма в составе мочи выводятся азотосодержащие соединения.

4. Структурная и функциональная единица почек.

5. Как называется клубочек, который образовывается первичными капиллярами?

6. Парные железы внутренней секреции.

7. Сложная реакция организма на воздействие разных болезнетворных агентов.

8. Движение жидкости сквозь пористую среду.

9. Второй этап образования мочи.

10. Болезнь, которая вызывается болезнетворными микроорганизмами и передается от больного человека или животного здоровому.

11. Удаление из организма в окружающую среду конечных продуктов обмена веществ.

12. Как называется петля, которую образует извилистый каналец 1-го порядка?

2 ГЛЮК О ЗА

3 ПО Ч КА

4 Н Е ФРОН

5 МАЛЬПИГИЕ В

6 НА Д ПОЧЕЧНИКИ

7 ВОСПАЛ Е НИЕ

8 ФИ Л ЬТРАЦИЯ

9 Р Е АБСОРБЦИЯ

10 И Н ФЕКЦИЯ

11 ВЫДЕЛЕН И Е

12 Г Е НЛЕ

Подведение итогов.

- Сегодня на уроке мы с вами узнали о роли выделительной системе в жизни человека. Познакомились со строением и функциями мочевыделительной системы и почек. Рассмотрели процесс образования мочи. Узнали, что в предупреждении острых и хронических заболеваниях почек важную роль играет профилактика инфекционных заболеваний и их осложнений, рациональное питание, а так же личная гигиена и отказ от алкоголя.

- Сегодня на уроке хорошо работали… Они получают оценки… Учащимся… необходимо повторить ранее пройденный материал и поэтому они получают …

Домашнее задание.

С. 167. §32, с. 168 – 172, ответить на вопросы на с. 173

- Что вас больше всего заинтересовало на уроке?

- Что оказалось для вас самым легким?

- Что было сложно понять?

- На этом урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.


-75%

Читайте также: