Методический анализ темы школьного курса химии

Обновлено: 05.07.2024

Обучение химии ставит перед собой задачи, которые решаются с позиции единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Школьный курс химии:

– обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий, знакомит с методами химической науки;

– формирует научное мировоззрение, понимание того, что химическое образование – обязательный элемент культуры;

– вносит вклад в формирование естественно-научной картины мира;

– воспитывает трудолюбие, нравственное отношений к природе и окружающим людям, способствует преодолению хемофобии, пониманию приоритета общечеловеческих ценностей;

– развивает мышление учащихся, их самостоятельность и творческую активность, обучает разным видам учебной деятельности;

– формирует практические умения;

– способствует сознательному выбору профессии.

В последние годы возникают профильные классы, что требует усиления внимания к отдельным задачам. Так, например, в гуманитарном профиле на первый план выдвигается раскрытие роли и места химии в формировании естественно-научной картины мира, в культурной жизни общества, подчеркивается гуманистическая сторона предмета.

В классах естественно-научного направления усиливается внимание к изучению теорий и понятий, а также к практической прикладной стороне предмета, целенаправленной подготовки к поступлению в вуз соответствующего профиля.

В физико-математических и технических классах усиливается математическая компонента химии как точной науки.

Вместе с тем следует помнить, что в профильной школе наряду с профильными классами должен быть класс общеобразовательного направления, чтобы ученики, разочаровавшиеся в выборе профиля, могли в него перейти.

Содержание предмета химии представлено четырьмя составляющими: научными знаниями, системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных), опытом творческой деятельности, ценностной ориентацией.

Все эти четыре составляющие взаимосвязаны. Например, не зная закономерности протекания химической реакции, нельзя осуществить ее практически. Без эксперимента, без работы с учебником нельзя приобрести полноценные знания о веществе и химической реакции. Баз опыта творческой деятельности человек обречен лишь на копирование, не может перенести знания в новую ситуацию. Ценностная ориентация характеризует личность человека. Она определяет его убеждения и мировоззрение.

Дидактические требования к содержанию курса химии

K химическому содержанию предъявляется ряд дидактических требований (принципов), которые необходимо соблюдать для успешного обучения учащихся. Это научность (отражение реальных процессов и веществ, связей между ними, отсутствие химических ошибок). Научность может быть достигнута тогда, когда учащиеся знакомятся не только с готовыми выводами, но и с методами, которыми они получены. Доступность определяется числом внутрипредметных связей изучаемого материала с уже изученным. Например, нельзя объяснить гибридизацию орбиталей, если неизвестна теория строения атома. Нельзя понять сущность электролиза без знания окислительно-восстановительных реакций. Kроме того, доступность ограничивается и принципом учета возрастных особенностей учащихся. Еще два важных принципа – системность и систематичность.

При систематическом построении материала возможны два логических подхода – индуктивный и дедуктивный. Индуктивный – когда отсутствует база фактов, необходимая для теоретических обобщений, а дедуктивный – когда теоретическая база достаточна и может осуществляться прогнозирование. Примером дедукции может служить подход к темам, изучаемым после усвоения периодического закона.

Связь с жизнью, с практикой – это принцип, обеспечивающий мотивацию обучения, носит прикладной характер.

Особое значение имеет принцип историзма, который способствует реализации логики науки в учебном процессе.

Основные дидактические единицы курса химии

Дидактический материал курса объединен в несколько групп.

I г р у п п а – это теории (атомно-молекулярная теория, теории строения атома и строения вещества, учение о периодичности, теория электролитической диссоциации, современная теория строения органических веществ). Некоторые курсы содержат сведения о закономерностях возникновения и протекания химических реакций (элементы химической термодинамики и кинетики).

II г р у п п а – это законы (закон сохранения и превращения энергии, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон сохранения массы веществ и др.).

III г р у п п а – это химические понятия, каждое из которых представляет сложную систему более мелких понятий. Таких систем понятий в школьном курсе химии четыре: вещество, химическая реакция, химический элемент и основы химического производства 1 .

IV г р у п п а – это методы химической науки. Заметьте, имеются в виду не методы обучения химии, а методы исследования, используемые в химической науке, способствующие научным открытиям и созданию химических теорий.

Поскольку химия – наука экспериментально-теоретическая, она знакомит учащихся с общенаучными и специфическими химическими методами исследования. Учащиеся учатся выдвигать гипотезы, проверять их экспериментально, делать выводы, теоретически обосновывать, чтобы использовать на практике. Они приобретают умения, связанные с техникой химического эксперимента, работой с посудой, реактивами и инструментами, осваивают химическую символику и методы моделирования веществ и процессов.

V г р у п п а – это факты. Факты обнаруживаются посредством эксперимента или наблюдения за натуральными объектами, часто фактический материал получают с помощью специальных приборов. Факты можно узнать от учителя, прочитать в учебнике или взять из других источников.

VI г р у п п а – творческое наследие выдающихся ученых. Очень важно показать, что наука делается людьми и все научные достижения являются результатом кропотливого труда.

Химические теории возникали не одновременно. По мере того, как появлялись факты, которые невозможно было объяснить на основе известной теории, создавалась новая теория, расширяющая и углубляющая уже имеющиеся понятия. Именно таким образом построены многие курсы химии.

Kаждая из основных теорий школьного курса представляет своеобразный рубеж, через который проходят химические понятия, претерпевающие качественные изменения (схема 1). Эти изменения и называют развитием понятий.

Структура содержания школьного курса химии


Способы построения курса химии

Построение курса химии может быть различно. Рассмотрим схему 2.

Различие в построении курсов химии

Рассмотрим, чем отличаются друг от друга указанные в схеме принципы построения.

Особенностью несистематических курсов является то, что в них не отражается логика науки и не обеспечено развитие понятий. Обычно эти курсы ограничиваются реализацией формальной логики и руководствуются в основном прикладным содержанием и межпредметными связями. Некоторые из них носят интегративный характер. Например, естествознание включает сведения из разных естественных наук – физики, химии, биологии, географии. Понятно, что логике какой-то одной науки такой предмет подчиняться не может.

1. Водные ресурсы и качество воды.

2. Химические ресурсы.

3. Нефть. Химическое сырье или топливо.

4. Химия и пищевые ресурсы.

5. Ядерные ресурсы. Радиохимия в современном мире.

6. Атмосфера. Химия газов и климат.

7. Химия и здоровье.

8. Химическая промышленность. Проблемы и перспективы.

Пропедевтические курсы химии

При этом рассмотрена энергетическая сторона химических реакций, без которой не может быть современного понимания химии. Большое внимание уделяется химическому эксперименту, т.к. главная задача пропедевтического курса – пробудить устойчивый интерес к химии, раскрыть ее образ.

Построение систематических курсов химии

Систематические курсы химии могут быть построены по-разному, в зависимости от того, какой системообразующий фактор положен в основу формирования курса (см. схему 2). Это может быть либо система понятий о веществе, либо система понятий о химической реакции.

Химические реакции как важнейшие химические понятия рассматриваются через призму свойств веществ. Эта тема служит и для установления межпредметных связей с физикой.

Взаимосвязь важнейших химических понятий


Структура системы понятий о веществе


Нетрудно заметить, что указанные блоки структуры понятий о веществе реализуют разные мыслительные операции. Например, классификация веществ учит обобщать имеющиеся знания. Блоки о составе и строении обучают анализу. Блоки о свойствах, получении и применении веществ требуют установления причинно-следственных связей и понимания практического использования веществ.

Заметим, что школьный курс органической химии чаще всего строится с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе.

Система понятий о химическом элементе включает следующие блоки:

1) атомы химических элементов;

2) распространенность и круговорот элементов в природе;

3) классификация химических элементов.

Система понятий о химической реакции включает следующие компоненты:

1) признаки, сущность и механизмы химических реакций;

2) закономерности возникновения и протекания химических реакций (энергетика, скорость, катализ, химическое равновесие);

3) количественные характеристики химических реакций (соотношения веществ, термохимические расчеты, проявление закона сохранения массы веществ);

4) классификация химических реакций;

5) практическое использование химических реакций;

6) методы исследования химических реакций.

В данной системе понятий особого внимания заслуживает классификация химических реакций, подробно разработанная Т.З.Савич 8 (таблица).

Kлассификация химических реакций

Такая обобщенная таблица формирует у учащихся определенный кругозор, способствует пониманию ими химических реакций. K такой классификации учащиеся приходят в конце обучения постепенно и последовательно.

В зарубежных курсах химии и довольно редко в нашей общеобразовательной школе используется построение курса на основе формирования и развития системы понятий о химической реакции как системообразующего фактора. Примером такого курса может служить переведенная на русский язык книга американских авторов под редакцией Г.Сиборга 9 . Приведем в качестве иллюстрации оглавление этой книги, написанной для американских колледжей (это более продвинутый курс по сравнению со средней общеобразовательной школой).

Глава 1. Химия – экспериментальная наука.

Глава 2. Гипотеза и рабочая модель в науке. Атомно-молекулярная теория.

Глава 3. Химические реакции.

Глава 4. Газы. Kинетическая теория.

Глава 5. Жидкости и твердые вещества.

Глава 6. Строение атома и периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

Глава 7. Энергетические эффекты химических реакций.

Глава 8. Скорости химических реакций.

Глава 9. Равновесие в химических реакциях.

Глава 10. Растворение как равновесный процесс.

Глава 11. Водные растворы кислот и оснований.

Глава 12. Реакции окисления и восстановления.

Глава 13. Химические вычисления.

Глава 14. Доказательства существования атомов.

Глава 15. Электроны и периодическая таблица Д.И.Менделеева.

Глава 16. Молекулы в газовой фазе.

Глава 17. Связь в твердых веществах и жидкостях.

Глава 18. Химия соединений углерода.

Глава 19. Галогены.

Глава 20. Третий период периодической системы.

Глава 21. Вторая группа периодической системы. Щелочно-земельные металлы.

Глава 22. Переходные элементы четвертого периода.

Глава 23. Некоторые элементы шестого и седьмого периодов.

Глава 24. Некоторые вопросы биохимии.

Глава 25. Химия планет и звезд.

Нетрудно заметить, что при таком построении получается курс общей химии, что характерно для курсов, построенных на основе системы понятий о химической реакции.

Во всех случаях следует иметь в виду, что содержание школьного курса химии, в том числе и профильного, не должно сводиться к переносу в школу вузовского курса химии. На данном этапе мыслительный аппарат школьника еще недостаточно сформирован и к такому варианту не подготовлен. Kроме того, выбор содержания зависит от условий работы школы, особенностей контингента учащихся и некоторых других факторов, определяемых социальным заказом общества.

На основании прочитанного попробуйте проверить себя, свое понимание.

1. Докажите, что курс органической химии в средней школе построен с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе.

Примерный ответ. Kурс органической химии изучается последовательно от углеводородов к кислородсодержащим и к азотсодержащим органическим веществам, в том числе и к жизненно важным: жирам, углеводам и белкам. При этом прослеживается изменение в строении углеродного скелета и усложнение строения функциональных групп. Химические реакции отражают свойства этих веществ в зависимости от их состава и строения. Из этого можно заключить, что курс органической химии ориентирован на формирование и развитие системы понятий о веществе.

2. Постарайтесь раскрыть последовательность формирования каждого блока понятий о химическом элементе на примере реализуемого вами курса химии.

Примерный ответ. Система понятий о химическом элементе включает три блока: атомы химических элементов, классификация химических элементов и круговорот элементов в природе.

Сначала атом химического элемента рассматривается как химически неделимая частица, имеющая массу, затем изучается внутриатомное строение. Kлассификация химических элементов вначале ограничивается делением на металлы и неметаллы, затем выделяются элементы с двойственными свойствами, и в завершение следует изучение периодического закона и периодической системы элементов Д.И.Менделеева. Периодическая система – это высшее обобщение знаний о химических элементах. Распространенность элементов в природе и их круговорот раскрываются по мере изучения соответствующих им простых веществ.

3. Используя приведенный выше перечень компонентов системы понятий о химической реакции, по образцу схемы 4 постройте схему системы понятий о химической реакции.

Примерный ответ.


Примерный ответ.

Гомогенные реакции – окисление оксида азота(II) кислородом:

и взаимодействие водорода с хлором:

Гетерогенная реакция – взаимодействие оксида серы(IV) с водой:

Окислительно-восстановительные реакции – горение магния в кислороде:

горение аммиака в кислороде:

восстановление оксида меди водородом:

(Названия тем могут быть и другие, в зависимости от того, какими учебниками вы пользуетесь.)

Реакции, где окислительно-восстановительный процесс отсутствует, – взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия:

и взаимодействие оксида углерода(IV) с едким натром:

Kаталитические реакции – гидрогенизация ацетилена на никелевом или платиновом катализаторе:


окисление оксида серы(IV) в оксид серы(VI) в присутствии V2O5:


Некаталитическая реакция – взаимодействие хлора с йодидом калия:

Обратимая реакция – взаимодействие аммиака с водой:

Необратимые реакции – разложение малахита:

и разложение перманганата калия:

Реакции экзотермические – любые реакции горения.

Реакция эндотермическая – взаимодействие азота с кислородом:

Реакции соединения – взаимодействие аммиака с хлороводородом:

и взаимодействие этилена с бромом:

Реакции разложения – разложение гидроксида меди(II):

1 В последнее время в школьных курсах и образовательном стандарте химическому производству уделяется все меньше и меньше внимания, но это не уменьшает значимость этой системы понятий.

2 Химия и общество. Пособие для учителей. Американское химическое общество. Пер. с англ. М.: Мир, 1995.

3 Волова Н.Ф., Чернобельская Г.М. Пропедевтический курс для семиклассников. Химия в школе, 1998, № 3, с. 29–33.

5 Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. М.: ВЛАДОС, 2003.

6 Иванова Р.Г. Химия. Учебник для 8–9 классов. М.: Просвещение, 1996.

7 Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия-8 и Химия-9. М.: Школа-Пресс, 1998.

8 Савич Т.З. Систематизация и обобщение знаний учащихся о химической реакции в X классе. Химия в школе, 1980, № 2.

9 Химия. Kурс для средней школы. Под ред. Г.Сиборга. Пер. с англ. М.: Мир, 1967.

10 Зайцев О.С. Неорганическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета. М.: Просвещение, 1997.

СТУКТУРА ЗАНЯТИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Урок химии

Вопросы для обсуждения

1. Современные требования к уроку химии.

2. Классификация уроков химии.

3. Структура уроков химии разного типа.

4. Планирование, подготовка и проведение урока химии.

5. Основные направления совершенствования урока химии и передовой опыт учителей в области проведения урока химии

Ситуационные задачи

2. Совокупность уроков по каждой теме должна представлять собой единую систему. При составлении системы уроков по теме необходимо учитывать тематику каждого урока, его цель и взаимосвязи с другими уроками, используемый на уроке химический эксперимент. Все эти категории отражаются в календарно-тематическом планировании в виде таблицы.

№ урока и дата проведения Тема урока и основные изучаемые вопросы Цели и задачи урока Демонстрационные и лабораторные опыты Материалы учебника, учебного пособия, домашнее задание

Вопросы для обсуждения

2.2. Задачи для самостоятельного решения

1. Какую минимальную массу гидроксида кальция надо добавить к раствору гидрокарбоната кальция массой 16 г с массовой долей соли 5 % для получения средней соли?

2. При взаимодействии оксида серы(VI) с водой получили раствор с массовой долей Н2SO4 равной 25%. При добавлении к этому раствору избытка гидроксида бария выпал осадок массой 29,13 г. Какие массы SO3 и Н2О были затрачены на образование раствора кислоты?

3. В трех объемах раствора с массовой долей Na2СО3 равной 6,145 % (ρ = 1,15 г/см 3 ) растворили 67,2 объема НВr. Пренебрегая растворимостью СО2 в воде, определите массовые доли веществ в полученном растворе.

4. Для растворения сплава магния с алюминием массой 1,26 г использован раствор серной кислоты объемом 35 см 3 с массовой долей Н24 равной 19,6% (ρ = 1,14 г/ см 3 ). Избыток кислоты вступил в реакцию с раствором гидрокарбоната калия объемом 28,6 см 3 с молярной концентрацией КНСО3 1,4 моль/ дм 3 . Вычислите массовые доли металлов в сплаве и объем газа (н.у.), выделившегося при растворении сплава.

5. При прокаливании образца карбоната кальция его масса уменьшилась на 35,2 %. Твердые продукты реакции растворили в избытке соляной кислоты и получили газ, объёмом 0,112 дм 3 (н.у.). Определите массу исходного образца карбоната кальция.

6. К смеси железа, оксида железа(II) и оксида железа(III) массой 2,00 г добавили соляную кислоту объёмом 16 см 3 с массовой долей НСl равной 20 % (ρ = 1,09 г/см 3 ). Для нейтрализации избытка кислоты нужно затратить раствор гидроксида натрия объёмом 10,8 см 3 с массовой долей NaOH равной 10 % (ρ = 1,05 г/см 3 ). Найдите массы веществ в смеси, если объем выделенного водорода равен 224 см 3 (н. у.).

7. Имеется смесь Fe и Fe2О3, при обработке которой соляной кислотой выделился газ объёмом 224 см 3 (н. у.). При обработке такой же массы смеси избытком оксида углерода(II) при нагревании масса смеси уменьшается на 0,04 г. Найдите массовую долю железа в исходной смеси.

Ситуационные задачи

1. Начинающему учителю химии важно знать, как происходит формирование и развитие основных химических понятий на протяжении всего курса химии. Проанализируйте учебную программу и учебное пособие по химии и составьте план развития понятий об оксидах, кислотах, основаниях и солях на материале курса химии 7 класса, заполнив следующую таблицу (аналогичные таблицы полезно заполнять по ходу изучения химии в других классах).

Тема школьного курса Ведущая теоретическая концепция Основные характеристики класса
Оксиды Кислоты Соли Основания

Литература

1. Белавина И.Г., Семёнов А.С. Меры техники безопасности при работе с органическими соединениями.// Химия в школе, 1988, №4, c.55.

2. Белова З.В., Гуров А.Г. Из опыта организации труда учителя.// Химия в школе, 1981, №2, с.40.

3. Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии. – М.: Просвещение, 1980.

4. Загорский В.В. Химия без химкабинета. // Химия в школе, 1998, №4, с.64.

5. Злотников Э.Г., Сорокин В.В. Тесты по химическому эксперименту и правилам безопасности. // Химия в школе, 1997, №6, с.69.

З А Н Я Т И Е №6

СТУКТУРА ЗАНЯТИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Урок химии

Вопросы для обсуждения

1. Современные требования к уроку химии.

2. Классификация уроков химии.

3. Структура уроков химии разного типа.

4. Планирование, подготовка и проведение урока химии.

5. Основные направления совершенствования урока химии и передовой опыт учителей в области проведения урока химии

Ситуационные задачи

2. Совокупность уроков по каждой теме должна представлять собой единую систему. При составлении системы уроков по теме необходимо учитывать тематику каждого урока, его цель и взаимосвязи с другими уроками, используемый на уроке химический эксперимент. Все эти категории отражаются в календарно-тематическом планировании в виде таблицы.

№ урока и дата проведения Тема урока и основные изучаемые вопросы Цели и задачи урока Демонстрационные и лабораторные опыты Материалы учебника, учебного пособия, домашнее задание

Вопросы для обсуждения

2.2. Задачи для самостоятельного решения

1. Какую минимальную массу гидроксида кальция надо добавить к раствору гидрокарбоната кальция массой 16 г с массовой долей соли 5 % для получения средней соли?

2. При взаимодействии оксида серы(VI) с водой получили раствор с массовой долей Н2SO4 равной 25%. При добавлении к этому раствору избытка гидроксида бария выпал осадок массой 29,13 г. Какие массы SO3 и Н2О были затрачены на образование раствора кислоты?

3. В трех объемах раствора с массовой долей Na2СО3 равной 6,145 % (ρ = 1,15 г/см 3 ) растворили 67,2 объема НВr. Пренебрегая растворимостью СО2 в воде, определите массовые доли веществ в полученном растворе.

4. Для растворения сплава магния с алюминием массой 1,26 г использован раствор серной кислоты объемом 35 см 3 с массовой долей Н24 равной 19,6% (ρ = 1,14 г/ см 3 ). Избыток кислоты вступил в реакцию с раствором гидрокарбоната калия объемом 28,6 см 3 с молярной концентрацией КНСО3 1,4 моль/ дм 3 . Вычислите массовые доли металлов в сплаве и объем газа (н.у.), выделившегося при растворении сплава.

5. При прокаливании образца карбоната кальция его масса уменьшилась на 35,2 %. Твердые продукты реакции растворили в избытке соляной кислоты и получили газ, объёмом 0,112 дм 3 (н.у.). Определите массу исходного образца карбоната кальция.

6. К смеси железа, оксида железа(II) и оксида железа(III) массой 2,00 г добавили соляную кислоту объёмом 16 см 3 с массовой долей НСl равной 20 % (ρ = 1,09 г/см 3 ). Для нейтрализации избытка кислоты нужно затратить раствор гидроксида натрия объёмом 10,8 см 3 с массовой долей NaOH равной 10 % (ρ = 1,05 г/см 3 ). Найдите массы веществ в смеси, если объем выделенного водорода равен 224 см 3 (н. у.).

7. Имеется смесь Fe и Fe2О3, при обработке которой соляной кислотой выделился газ объёмом 224 см 3 (н. у.). При обработке такой же массы смеси избытком оксида углерода(II) при нагревании масса смеси уменьшается на 0,04 г. Найдите массовую долю железа в исходной смеси.

Ситуационные задачи

1. Начинающему учителю химии важно знать, как происходит формирование и развитие основных химических понятий на протяжении всего курса химии. Проанализируйте учебную программу и учебное пособие по химии и составьте план развития понятий об оксидах, кислотах, основаниях и солях на материале курса химии 7 класса, заполнив следующую таблицу (аналогичные таблицы полезно заполнять по ходу изучения химии в других классах).

Тема школьного курса Ведущая теоретическая концепция Основные характеристики класса
Оксиды Кислоты Соли Основания

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель химии и биологии

Калашникова Ирина Александровна

1.1 Применение системно-деятельностного подхода в обучении химии

В основу разработки новых стандартов основного и общего образования положен системно-деятельностный подход, на основе которого учитель должен спланировать и построить урок так, чтобы в результате у школьников были сформированы умения самостоятельно и грамотно продолжать своё образование и самообразование, то есть учитель должен организовать процесс познания, а учащиеся этим процессом овладеть.

Под процессом познания мы понимаем процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире вообще. Но, если познание для учёного − это новые неизвестные до настоящего времени открытия, то познание для ученика − это открытия, неизвестные до настоящего времени только лишь самому ученику.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменения самой методики обучения. Если ранее учитель должен был на уроке передавать ученикам определённый объём знаний, то согласно требованиям нового стандарта обучающиеся должны самостоятельно их добывать под руководством учителя и вырабатывать собственную линию познания. Роль учителя в этом процессе заключается в создании условий для организации познавательной деятельности учащихся.

Для организации обучения учеников на этапе изучения нового материала Н.М. Тарасова предлагает работу с текстом в следующем порядке:

чтение с целью понимания — чтение с карандашом. Суть этого вида чтения заключается в реструктуризации материала с учётом ведущего способа восприятия каждого учащегося.

чтение с целью последующего воспроизведения.

На этапе закрепления и контроля уровня усвоения материала учителю важно установить правильность и осознанность знаний учащихся, выявить пробелы в первичном осмыслении материала и провести коррекцию. По мнению Н.М. Тарасовой для решения данных образовательных задач можно использовать разные приёмы, например составление рассказа.

На этапе закрепления знаний можно предложить учащимся решение творческой задачи.

Выполнение домашнего задания предполагает работу с разного рода источниками информации для подготовки презентации о смесях. При выполнении этой части домашней работы школьники могут объединяться в группы и работать над созданием совместной презентации. Решение расчётных задач — индивидуальная работа каждого ученика.

В качестве рефлексии С.К. Тлехузок советует провести тестирование с этапом самопроверки.

Н.Е. Дерябина [27] разработала методику формирования у учащихся умения составлять уравнения реакций ионного обмена в растворах электролитов на основе теории поэтапного (планомерного) усвоения умственных действий и понятий, реализующей деятельностный подход к процессу обучения. Для этого ею определены все компоненты данного умения, составлен учебно-методический комплект, который включает схемы ориентировочной основы деятельности, содержащие соответствующие программы деятельности и ориентировочные знания, а также систему упражнений для формирования умения с требуемыми характеристиками.

На основе теории поэтапного (планомерного) усвоения умственных действий и понятий Н.Е. Дерябиной [28] разработана методика составления уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических соединений. При разработке этой методики были определены компоненты умения составлять уравнения подобных окислительно-восстановительных реакций и представлена система специальных заданий и упражнений для их усвоения.

Поэтому, одной из актуальных задач педагогов и методистов является совершенствование методики по изучению газообразных веществ и вопросов, входящих в данную тему, повышая, тем самым, эффективность обучения.

физические и химические свойства;

нахождение в природе;

На первом этапе даётся информация об общей характеристике кислорода (химический знак, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность) и нахождении кислорода в природе. В качестве дополнительного материала используется информация из истории открытия кислорода.

Далее учащиеся знакомятся с лабораторными способами получения вещества (разложение перманганата калия, хлората калия и каталитическое разложение пероксида водорода), его физическими и химическими свойствами. В процессе изучения химических свойств кислорода закрепляются навыки в составлении окислительно-восстановительных реакций. Для учащихся предлагается демонстрационный эксперимент по взаимодействию кислорода с неметаллами (серой, углеродом), металлами (железом) и сложными веществами (метаном).

На заключительном этапе изучения темы учащиеся знакомятся с областями применения кислорода, его круговоротом в природе. Здесь особое внимание обращается на биологическую роль кислорода, его значимость в жизни человека и животных. Приводятся сведения об объёме кислорода потребляемого человеком и образующегося в природе. Обсуждается экологическая проблема загрязнения атмосферного воздуха.

Тему по изучению водорода также выделяют в отдельную главу, включающую в себя три параграфа и лабораторные опыты. В первом параграфе этой главы рассматривается история открытия вещества, способы получения водорода, его физические свойства и дается сравнительная характеристика водорода как химического элемента и простого вещества. Процесс освоения знаний предлагается сопровождать проведением лабораторных опытов по взаимодействию водорода с оксидом меди (II).

На первом уроке учащиеся изучают строение атомов неметаллов, аллотропные модификации кислорода и состав воздуха. На втором уроке О.С. Габриелян [33] предлагает изучение общей характеристики кислорода по положению в Периодической системе химических атомов и строению атома, кислород изучается как простое вещество и как химический элемент. Химические свойства кислорода рассматриваются в свете окислительно-восстановительных реакций. Области применения кислорода представлены в виде схемы. Способы получения кислорода изучаются, согласно данной программе, на практическом занятии.

Следует отметить, что учебником предусмотрена организация групповой работы обучающихся. Для этого в конце параграфа представлены задания для групп, например: «Составьте уравнения получения металлов из оксидов и впишите их в таблицу:

Результаты программного обеспечения представлены в таблице 1:

1. Автор программы О.С.Габриелян построил курс изучения химии на основе концентрического подхода, где весь теоретический материал рассматривается в первый год обучения (8 класс). В 9 классе продолжается изучение химии элементов и водится краткий курс органической химии. В 10 классе изучаются важнейшие органические соединения. В 11 классе обобщаются и углубляются знания по общей химии.

Ведущая идея курса – знания не заучиваются, а выводятся
на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений.

2. Учебники по химии Габриеляна О.С. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Интересен представленный в учебниках химический эксперимент. Отдельные работы сгруппированы в блоки.


3. Рабочие тетради содержат большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, содержащихся в учебниках.

Тетради для лабораторных опытов и практических работ содержит инструкции к лабораторным опытам и практическим работам, предусмотренным программой.

Тетради для оценки качества знаний по химии являются частью УМК и включают проверочные работы по соответствующим разделам учебника. Тетради могут быть использованы как на уроках, так и в процессе самоподготовки.

5. Мультимедийные пособия к учебникам О.С. Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трехмерные модели. Для удобства использования в учебном процессе все объекты структурированы в соответствии с оглавлением учебника. В состав электронных пособий входят уроки, включающие анимации, которые помогают изучить новый материал, интерактивные контролирующие модули, которые можно использовать как для тренинга, так и для контроля знаний, виртуальные лаборатории.

Использование электронного издания на уроке делает обучение более эффективным и информационно насыщенным, использование во внеклассной работе или при самоподготовке помогает лучше изучить, запомнить, усвоить материал учебника.

IV. Стандарты второго поколения ориентированы на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний и умений, а учатся получать, анализировать, перерабатывать эти знания – овладевают универсальными учебными действиями, позволяющими достичь метапредметных, предметных и личностных результатов образования. И это эффективно с УМК О.С.Габриелян

Учебно-методический комплекс О.С.Габриеляна позволяет реализовать интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Пользуясь необычным приемом художественного образа при описании химического объекта, автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из литературы и истории. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности. Внутрипредметная интеграция охватывает однородный материал из программы разных лет обучения, что позволяет сформировать представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их, как для неорганической, так и для органической химии.

УМК Габриеляна постоянно развивается и дополняется, оставаясь современным и отвечающим образовательным стандартам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог.


Анализ работы кабинета химии в 2012-2013 учебном году

Анализ работы кабинета химии в 2012-2013 учебном году ежегодно помещаем в паспорт кабинета.


Анализ УМК по химии для 8 -11 классов Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.


Анализ недели биологии-химии, проведенной с 16 по 21 ноября 2015-2016 учебный год.

Анализ недели биологии-химии, проведенной с 16 по 21 ноября 2015-2016 учебный год. .


Анализ деятельности учителя химии, Поповой Татьяны Дмитриевны за 2016–2017 учебный год.

Тема самообразования: Решение расчетных, практических и качественных задач по химии как средство развития мышления в рамках ФГОС ЦЕЛЬ.

Читайте также: