Субъектом оценочной деятельности может быть в школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организации оценочной деятельности на уроке

Одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик-субъект учебной деятельности, способный к самоорганизации, является оценивание. В настоящее время контрольно-оценочная деятельность выступает как самостоятельный элемент содержания образования, требующий формирования и развития, так как это входит в состав УУД.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Обратите внимание на то, что система оценивания позволяет получать дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, детей и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Получается, что оценка – это одновременно и цель, и элемент содержания, и средство обучения младшего школьника.

Сегодня оценивание рассматривается в двух подходах: формирующее (текущая внутренняя оценка учебных достижений, сбор информации о процессе обучения учащегося), и итоговое/суммирующее (констатирующее) оценивание (внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся), проводится в конце учебного периода.

По требованию ФГОС для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Поэтому более подробно я хотела бы остановиться на первом подходе. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание направлено на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником. При реализации такого подхода нужно учитывать некоторые принципы:

- разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей;

- отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;

- участие самих учащихся в оценивании;

-процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения.

К техникам формирующей оценки, применяемым на любой ступени обучения, можно отнести взаимо- и самооценку. Учащиеся, вовлеченные в взаимо- и самооценку, демонстрируют больший интерес к предмету и самостоятельность в обучении. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек.

hello_html_m5d7fee73.jpg

Еще одной стратегией формирующей оценки являются дневники наблюдений. На протяжении всего урока учитель отмечает активность и продуктивность каждого ученика в каждом виде заданий, в результате чего выставляется общая оценка за урок. Данный вид оценки требует много усилий от учителя, но активизирует учеников. К тому же, дневники наблюдений позволяют иллюстрировать объективность оценки и, при необходимости, могут быть основой при выявлении объективности самооценки учащегося.

hello_html_m76379f34.jpg

(Фишман И.С., Голуб Г.Б.)

Теперь рассмотрим разные показатели оценивания:

количественный показатель (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– балл
– отметка

качественный показатель:
– словесные высказывания о процессе и результате работы
– эмоциональная реакция

Остановимся на качественном показателе.

На этапе рефлексии в 1-2 классе можно использовать цвета и смайлы, для 3-4 это устные высказывания и лист самооценки.

В документе учтено:

- Примечание изготовителя базы данных.

Положения настоящего Федерального закона в части ограничений реорганизации саморегулируемых организаций оценщиков не применяются к случаям реорганизации некоммерческих организаций, имеющих статус саморегулируемых организаций оценщиков и созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", путем их преобразования в ассоциации (союзы) - см. пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 2 июня 2016 года N 172-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 66-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
16 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности (статья в редакции, введенной в действие с 12 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей (статья дополнена с 22 ноября 2002 года Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 143-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Понятие оценочной деятельности

Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки (абзац в редакции, введенной в действие с 22 ноября 2002 года Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 143-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24_19 настоящего Федерального закона.

(Часть дополнительно включена с 26 июля 2010 года Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Для целей настоящего Федерального закона под ликвидационной стоимостью понимается расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции объекта оценки для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

(Часть дополнительно включена с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона под инвестиционной стоимостью понимается стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.

(Часть дополнительно включена с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ)

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15_1 настоящего Федерального закона.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2017 года Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 172-ФЗ)

(Статья в редакции, введенной в действие с 12 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 157-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

при национализации имущества;

при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;

в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, и в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации;

в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

в случае передачи в аренду находящегося в федеральной собственности аэродрома;

(Абзац дополнительно включен с 7 мая 2016 года Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 111-ФЗ)

в отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений, объектами которых являются объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

(Абзац дополнительно включен с 7 мая 2016 года Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

в случае передачи имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям;

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

Для лиц, являющихся членами саморегулируемых организаций оценщиков по состоянию на 1 января 2017 г., положения части третьей статьи 4 (в редакции Федерального законом от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ) применяются с 1 апреля 2018 г.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Оценочная деятельность ведётся в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации”
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов:

  • Положение о промежуточной аттестации и системе оценки образовательных результатов;
  • Уставом школы;
  • Положение о портфолио как накопительной форме оценки;

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

– оценивание является постоянным процессом

В зависимости от этапа обучения используется оценивание:

  • диагностическое (стартовое, текущее)
  • срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое).

– оценивание может быть только критериальным

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

  • оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
  • оценивать можно только то, чему учат
  • в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса
  • образовательного процесса формирует у учащихся контрольно-оценочные умения. Дифференцированные по сложности задания активизируют рефлексию, учат школьников рассуждать и аргументировать.
  • в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
  • объективность оценки;
  • открытость процедуры и результатов оценки,
  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • оценка динамики образовательных достижений младших школьников

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

  • предметные результаты
  • метапредметные результаты
  • личностные результаты

Объектом оценки предметных результатов является сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
(Приложение 1)

  • оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;
  • контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;
  • листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
  • показатели сформированности универсальных учебных действий;
  • лист общеучебных достижений.

Для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся можно использовать таблицы с результатами выполнения обязательной практической части программы.

Листы индивидуальных достижений учащихся по предметам

Для заполнения такой таблицы можно использовать цветной индикатор.

Все таблицы и листы собираются в папку. Папка создаётся для:

  • ученика – позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
  • учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся;
  • родителя – могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка.

Папка становится обязательным предметом для обсуждения на родительских собраниях.

Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. Это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной.

Метапредметные результаты (Приложение 3)

Объект оценки: сформированность универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты – это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень соответствия метапредметных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО.

Что дает диагностическая работа учителю? Учитель может увидеть в каких УУД западает у конкретного ученика и у всего класса. Рассмотрим на примере одного класса таблицу результатов.

Оценка личностных результатов

Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий.

Процедуры внутренней оценки:

  • мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • анкетирование;
  • возможна оценка индивидуального прогресса
  • личностного развития учащихся, которым
  • необходима специальная поддержка.

Диагностика результатов личностного развития проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом.

Оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Структура Портфолио для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровней успешности:

  • низкий (недостаточный) уровень – выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила;
  • базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе;
  • повышенный (функциональный) уровень – учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Так же в соответствии с Положением о Портфеле достижений младших школьников введена рейтинговая оценка – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений учащихся.

Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Читайте также: