В чем их сходство и различие с гражданско правовыми отношениями кратко

Обновлено: 04.07.2024

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Гражда́нское пра́во — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций между собой.

Характерной чертой гражданского права является то, что оно регулирует имущественные отношения предполагая равенство сторон этих отношений и дозволяя им самим определить свои права и обязанности в пределах, установленных законом.

Административное право устанавливает властные предписания гражданам и организациям к совершению определенных действий, нарушение которых влечет административную ответственость. В отличие от гражданского права здесь нет равенства сторон, напротив, граждане и организации должны безусловно подчиняться законным требованиям государственных органов и их должностных лиц.

То есть административное право создается и регулируется администрацией или иными образованиями граждан с учетом имеющегося госзаконодательства а гражданское право это государственные предписания для граждан и организаций.
Сходство в одном подчинении имеющимся государственным законам и конституции государства.

Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

В чем специфика гражданского права?

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.


Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Сравнение

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Главное отличие административного права РФ, например, от гражданского — в методе регулирования правоотношений. Обе правовые отрасли посредством законов регулируют отношения в обществе. Однако административное регулирование осуществляется путем издания органами власти правил, которым нужно подчиниться и нельзя оспорить. В гражданском праве участники отношений имеют право выбора.

Понятие гражданского права

Совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц, называется гражданским правом (ГП). Эта отрасль является элементом правовой системы государства. Свод норм и правил по регулированию имущественных и неимущественных отношений лиц представлен в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), федеральных законах гражданско-правового характера.

  • предмет — имущественные и неимущественные взаимоотношения лиц;
  • деятельность — регулирование гражданско-правовых отношений на основе ГК;
  • главный метод — диспозитивный (свобода выбора, равенство всех участников взаимоотношений);
  • принципы — равенство, свобода договора, неприкосновенность собственности, недопустимость злоупотреблений, невмешательство в частную жизнь;
  • функции — регулятивные (налаживание и регулирование взаимоотношений) и охранительные (защита имущественных и неимущественных интересов лиц);
  • субъекты — граждане, юридические лица, государство;
  • объекты — имущество, работа и услуги, информация, интеллектуальная деятельность, нематериальные блага.

Важно! Нормы ГП регулируют правовые вопросы между гражданами, организациями и государством в плоскости материальных благ и защиты нематериальных интересов.

Особенности административного права

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

В чем разница гражданского права от административного

Обе отрасли, несмотря на отличия, являются элементами правовой системы государства. Однако административное право все же отличается от гражданского тем, что только в отношениях административно-правового характера преобладает строгая субординация и неравенство в статусе участников.

По предмету регулирования

Сравнительная таблица отличий:

Критерии Гражданское Административное
Предмет регулирования / Отличие Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц. Круг интересов: право собственности, обязательственное, наследственное, интеллектуальное, корпоративное право, защита здоровья, жизни, чести, достоинства. Регулирует общественные (в т. ч. имущественные) правоотношения в сфере государственного управления и исполнительной деятельности государства. Государственные (муниципальные) органы устанавливают правила в социальной, политической, культурной, экономической сфере. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в рамках реализации исполнительной власти.

книга законов

По составу участников

Сравнительная таблица отличий:

Критерии Гражданское Административное
Состав участников / Отличие Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения между правоспособными и дееспособными гражданами, юридическими лицами, государством. Все субъекты равны в своих правах и отвечают за свои действия согласно нормам закона. Регулирует общественные отношения управленческого характера между государственными (муниципальными) органами (с одной стороны) и дееспособными физическими лицами или правоспособными юридическими лицами (с другой стороны).

свадебные кольца

По методу регулирования

Сравнительная таблица отличий:

Критерии Гражданское Административное
Метод регулирования / Отличие Использует дозволительный (разрешено все, что не запрещено законом) и диспозитивный (право выбора) метод регулирования. Участники гражданских правоотношений равны перед законом, имеют одинаковый статус, вправе самостоятельно принимать решения, имеют свободу выбора. Использует метод субординации и императивный (власть-подчинение) метод. Участники административных правоотношений имеют неравные права. Органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические и юридические лица.

молот защиты

По наказанию за нарушения

Сравнительная таблица отличий:

Критерии ГП АП
Наказание за нарушения / Отличие Ответственность наступает в результате противоправного действия (при причинении материального или морального вреда). Меру взыскания определяет суд. Наказание возможно в виде штрафа, компенсации материальных убытков или морального вреда, запрета заниматься определенной деятельностью, понуждения к заключению договора. Ответственность наступает при несоблюдении установленных административным правом норм и правил. К ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения. Привлекать к ответственности имеет право только государство. Наказание назначает суд, орган исполнительной власти или местного самоуправления. Виды наказания: штрафы, предупреждения, лишение права, конфискация конкретного предмета правонарушения, запреты на посещение, административный арест, обязательные работы.

кодекс в книге

Итоги

Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.

В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.

Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.

За несоблюдение установленного государством законодательства полагается наказание. Ответственность наступает только в случае правонарушения. Наказывается то лицо, которое совершило противоправное действие.

Все вопросы, связанные с гражданскими правонарушениями, рассматриваются в суде на основе иска потерпевшего. Только судья вправе выносить обвинительный приговор по гражданскому делу.

Ответственность за административные правонарушения наступает при несоблюдении норм АП. Решение по делу выносит суд на основе судебного разбирательства. В ряде случаев наказание (штрафы) наступает без постановления судьи, но на основе нормативного акта органа власти (налоговой службы, ГИБДД).


В гражданском праве закреплен принцип равенства участников гражданских правоотношений. Так, если, например, в административных правоотношениях органы государственной или муниципальной власти могут навязывать свою волю другим субъектам, то в гражданских правоотношениях публичные образования не наделены властными полномочиями. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Согласимся с высказыванием А. В. Турбанова, что гражданские правоотношения крайне разнообразны, а законодательство, регулирующее эти правоотношения, отличается диспозитивностью [9, с. 4]. В отличие от публичных правоотношений (конституционных, административных и т. д.) гражданские правоотношения возникают в большей своей части по воли своих участников, как и ответственность сторон.

Публичные правоотношения, возникающие в связи с установлением, а также реализацией правовых норм, носят, как правило, вертикальный характер, т. е. данные отношения, являются отношениями власти-подчинения. В отличие от них гражданско-правовые отношения характеризуются равноправием сторон, в том числе в вопросе выбора мер гражданско-правовой защиты нарушенных прав. В отличие от гражданско-правовых отношений, участники которых наделены равными правами и обязанностями, специфика административно-правовых отношений заключается в том, что в них, как правило, стороны между собой не равны: один является властным субъектом, а другой невластным. Как гласит ч. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

При этом, административно-правовые споры, возникающие в связи с реализацией правовых запретов, могут разрешаться как в судебном, так и в досудебном порядке. Как отмечал Ю. М. Козлов, административно-правовые споры между сторонами административных правоотношений решаются преимущественно путем реализации полномочными субъектами исполнительной власти принадлежащих им юридически властных полномочий [7, с. 48].

Гражданские отношения могут возникать между различными субъектами (гражданами, юридическими лицами, публичными образованиями). Между тем, обязательным участником отношений, возникающих в связи с реализацией административных норм, является орган публичного управления, то есть данные административные отношения протекают с участием органов государства или органов местного самоуправления или их должностных лиц. Связано это с тем, что обеспечивать правопорядок, устанавливать те или иные правила поведения могут только специально уполномоченные на то субъекты. В отличие от норм уголовного права, реализация которых происходит в форме правообеспечительной деятельности, для гражданского права правоустановительная деятельность является в качестве преобладающей, характеризующаяся следующими особенностями: основополагающую роль в ней отведена юридически значимыми действиями самих субъектов гражданских правоотношений; основывается на началах равенства и т. д. Смежными с гражданскими правоотношениями являются семейные правоотношения. Однако, как верно говорит Н. Ф. Звенигордская, в семейном праве в сравнении с гражданским правом более значительным является объем запрещений, оказывающих влияние на усмотрение сторон при определении условий договора [5, с. 5].

Гражданско-правовые отношения существенным образом отличаются и от трудовых отношений, возникающих между работодателем и работником в связи с исполнением последним трудовых обязанностей. Отдельные положения ГК РФ, например, в части регулирования возмещения затрагивают сферу трудовых правоотношений. Трудовые отношения характеризуются фактическим неравенством сторон трудового договора, где работник, как более слабая сторона, в значительной большей степени защищается трудовым законодательством. Как писал Н. Г. Александров, всякий неединоличный труд нуждается в управлении, всякое трудовое отношение содержит признак авторитарности. Авторитарный характер трудового правоотношения выражается понятием дисциплины труда. Именно благодаря такому своему характеру трудовые отношения в системе права отличаются от гражданско-правовых обязательственных отношений. В качестве другого принципиального отличия трудовых правоотношений и гражданско-правовых отношений С. Н. Еремина называет решение законодателем с помощью приемов регулирования, которые выгодны для сторон, как в сфере трудовой деятельности, так и в иных сферах общественно полезной деятельности [4, с. 33]. Нередко материальную ответственность смешивают с другим видом юридической ответственности гражданско-правовой. Однако, если гражданско-правовая ответственность наступает в связи с неисполнением обязательств и причинением вреда в рамках гражданско-правовых отношений, то наступление материальной ответственности связывается с причинением вреда в процессе трудовых отношений.

Как верно замечает В. Ф. Яковлев, нет другой такой отрасли, в которой, как в гражданском праве, в установлении правоотношений решающая роль отводилась бы правомерным целенаправленным действиям всех, любого и каждого субъект [10, с. 97]. Не случайно, ГК РФ в качестве одного из принципов гражданских правоотношений закрепляет добросовестность сторон. Гражданское законодательство неоднократно упоминает о принципе добросовестности, но не раскрывает его понятия. Данный пробел законодательства восполняется в юридической литературе. Можно утверждать, что предназначение принципа добросовестности в страховых правоотношениях заключается в правомерном поведении субъектов данных отношений, противодействии с противоправными и злонамеренными действиями в отношении условий договора личного страхования, необходимости выплаты страхового возмещения в случае наступления страхового случая и т. д. Часть 3 статьи 1 ГК РФ гласит, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

По мнению А. В. Микрюкова, принцип добросовестности требует исполнения прямо не предусмотренных в обязательстве, но неких подразумеваемых (основанных на представлениях о честном и конструктивном поведении) обязанностей [8, с. 19]. В юридической литературе можно также встретить точку зрения о том, что принцип добросовестности вытекает из гражданско-правовых принципов, отвечающих за сохранение первоначальных системных устоев всего гражданского законодательства [3, с. 4]. Собственно говоря, принцип добросовестности (или, точнее, принципы добросовестности), а равно и презумпция добросовестности широко применялись в российском гражданском праве и в судебной практике и до 1 марта 2013 года. Теперь для их использования появились соответствующие юридические обоснования.

Д. Н. Кархалев подчеркивает, что недобросовестное осуществление гражданских прав, в том числе при ведении переговоров о заключении договора, можно рассматривать в качестве злоупотребления правом, последствием которого является применение такой преддоговорной санкции, как отказ в защите права [6, с. 30].

В заключение отметим, что для отечественного гражданского законодательства характерным является продолжение практики советского периода о неоднозначности понимания сущности и правовой природы гражданских правоотношений. Выяснение правовой природы и содержания гражданских правоотношений являются фундаментальными теоретическими вопросами всего гражданского права. Неоднозначность рассматриваемого вопроса вызывает дискуссии в юридической науке относительно понимания данного правового института, что обуславливается его сложностью и неоднозначностью.

Сущностными признаками гражданских правоотношений являются имущественная и организационная обособленность субъектов правоотношений, независимость, самостоятельность, равноправие субъектов, диспозитивность правоотношений, возможность защиты. Права и обязанности образуют содержание гражданских правоотношений. Диспозитивность гражданского права позволяет сторонам гражданских правоотношений самостоятельно определять содержание договорных обязательств.

В науке гражданского права существуют различные концептуальные подходы к рассмотрению гражданских правоотношений: с точки зрения сущностного содержания, субъектного состава правоотношений, субъективных прав и обязанностей, объектов правоотношения, соотношения гражданских правоотношений с нормой права и т. д. Каждая из научных концепций приводит сущностные характеристики гражданских правоотношений, но ни одна из них отдельно не раскрывает в полной мере содержание данного правового феномена.

Специфичность гражданских правоотношений обуславливает существование различных критериев их классификации. Наиболее распространенной является классификация гражданских отношений на абсолютные и относительные, вещные и обязательственные, имущественные и неимущественные. Субъективные права и обязанности образуют содержание гражданских правоотношений. Диспозитивность гражданского права позволяет сторонам гражданских правоотношений самостоятельно определять содержание договорных обязательств.

3. Волков А. В. Соотношение принципа добросовестности и принципа недопустимости злоупотребления правом // Юрист. 2013. № 8. — С. 3–7.

4. Еремина С. Н. Договорное регулирование в сфере трудовой деятельности // Юрист. 2015. № 6. — С. 32–37.

5. Звенигородская Н. Ф. Свобода выбора партнера в семейно-правовом договоре // Семейное и жилищное право. 2014. № 2. — С. 5–7.

6. Кархалев Д. Н. Принцип добросовестности в гражданском праве // Гражданское право. 2013. № 5. — С. 30–32.

8. Микрюков В. А. Принцип добросовестности — новый нравственный ограничитель гражданских прав // Журнал российского права. 2013. № 6. — С. 17–24.

9. Турбанов А. В. Реформа гражданского законодательства: новые подходы и правовые механизмы // Банковское право. 2014. № 4. — С. 3–7.

10. Яковлев В. Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 1. М.: Статут, 2012. — 976 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правоотношение, отношение, принцип добросовестности, ГК РФ, гражданское законодательство, материальная ответственность, обязанность, правовая природа, причинение вреда, юридическая литература.

Похожие статьи

Понятие добросовестности в гражданском праве.

В российском гражданском праве добросовестность рассматривается: как оценочное понятие для определения поведения субъектов гражданского правоотношения - п. 2 ст. 6 ГК РФ указывает, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности.

Принципы гражданско-правовой ответственности

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, принципы гражданско-правовой ответственности.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-правовая ответственность, принцип, полное возмещение вреда, ответственность, ГК РФ, случай.

Принцип добросовестности в гражданском праве России

принцип добросовестности, гражданское законодательство, ГК РФ, принцип, мой взгляд, норма, нравственность, начало, добрая совесть, ГК РСФСР.

Принцип добросовестности в современном гражданском праве

Основные термины (генерируются автоматически): Гражданский кодекс, ГК РФ, гражданское законодательство, принцип добросовестности, гражданский оборот

добросовестность, принципы гражданского права, принцип добросовестности, гражданское право.

Правовая природа обязательства из причинения вреда.

повышенная опасность, гражданско-правовая ответственность, причинение вреда, возмещение вреда, источник, обязательство, правовая природа обязательства, правовая форма реализации, правовая.

Ключевые слова: гражданское право, юридические лица.

юридическое лицо, ГК РФ, лицо, гражданское законодательство, субъект, вина, предпринимательская деятельность, гражданско-правовая ответственность.

Ключевые слова: добросовестность, принцип добросовестности, гражданское право, презумпция добросовестности.

Так, в п. 5 ст. 10 ГК РФ закреплено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Реализация принципа добросовестности в корпоративных.

Правовая природа и характерные особенности юридической ответственности в корпоративных отношениях. Реализация и ограничение принципа свободы договора в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.

Проблемы злоупотребления правом в обязательственных.

Среди них особое место занимает принцип добросовестности, установленный статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) [1], которая гласит, что действия исключительно с намерением причинить вред иному лицу.

Читайте также: