Стоит ли мужчине работать в школе

Обновлено: 05.07.2024

Многие считают, что работа учителя не подходит для настоящего мужчины. Разберёмся в причинах этого стереотипа и посмотрим, каковы его последствия.

Неожиданно попали к незнакомому учителю в первый класс. Мужчина, молодой парень только что после университета, мы у него первые. Что скажете? Что-то как-то неожиданно и странно.

Среда. После уроков у меня дополнительные занятия — дискуссионный клуб школьников. Как и всегда, тем для обсуждения много, ребята задают вопросы, я увлекаюсь и пытаюсь объяснять девятиклассникам что-то пока для них сложное, но интересное: прыгаю от квантовой физики до истории религии. Когда наконец наступает небольшая пауза, из аудитории звучит очень неожиданный и самый сложный из вопросов:

Здесь пришлось остановиться и обстоятельно всё разъяснить, потому что за такими вопросами всегда скрывается больше, чем сказано. В этом наивном недоумении удивительным образом сформулирован образ школы, сложившийся у современных детей. Школа — это не место для умных.

Немногим раньше я столкнулся и с другим образом школы, с образом, который сложился в общественном сознании: школа — это не место для мужчин.

Но не все легко справляются с обидой и сложившимися предрассудками. Сейчас мужчина в школе — это скорее исключение, чем правило. Если вы попытаетесь представить себе День знаний в абстрактной школе, то, скорее всего, вообразите белые банты, гладиолусы и учителя, который ждёт в классе. Каждый представляет этого условного учителя по-разному, но всегда есть один общий элемент: этот учитель — женщина. И не удивительно, ведь по данным последнего международного исследования TALIS, в котором принимала участие Россия, 85 процентов учителей — женщины.

Мужчина в школе — не мужчина?

Так уж получается, что мужчины редко говорят о своих проблемах. Не принято. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен сдаваться, должен преодолевать все трудности и не жаловаться. Мужчина должен быть успешен. А успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.

Здесь скрывается сразу две причины пренебрежительного отношения к мужчине-учителю. Во-первых, процесс зарабатывания подразумевает в обыденном сознании какой-то тяжёлый физический труд. Труд учителя — интеллектуальный, а потому чаще всего я слышу, что на работе вообще ничего не делаю.

Карьера для неудачников

Но с первыми изменениями в отношении к себе со стороны других людей молодой человек сталкивается уже при поступлении в университет. Печальный факт: в современном обществе преобладает мнение, что если парень после школы поступил на педагогический факультет, значит, больше его никуда не взяли. Значит, он — неудачник и говорить с ним не о чем.

Надо сказать, что эта идея появилась не на пустом месте. Конечно, на педагогические факультеты конкурс всегда был ниже. Конечно, мальчиков берут очень охотно и закрывают глаза на мелочи. Но разве подобные вещи не происходят на других факультетах? Всегда есть люди, живущие по инерции, и всегда будут люди, относящиеся к своей деятельности как к призванию, готовые честно трудиться и добиваться результатов.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других

Собрав все эти причины вместе, можно представить, какое давление испытывает на себе учитель-мужчина, особенно молодой специалист. Образ педагога в общественном сознании из человека, который является для детей проводником в мир знаний и примером для подражания, превращается в вечно пьяного трудовика/историка/географа или недалёкого физрука, который подглядывает за школьницами в раздевалке.

Отсюда сомнения и боязнь родителей отдавать детей в класс, классным руководителем которого является мужчина. Итог — общее неуважение к профессии.

Образование в гармонии

Всем известная истина о том, что всё должно быть сбалансировано и гармонично, безусловно, применима и к образованию и воспитанию. Сложно воспитать полноценную личность без мужского влияния, невозможно воспитать её и без женского участия.

Профессия учителя не должна быть ограничена одним полом, поскольку такое ограничение отрицательно сказывается на детях.

А так хочется показать им, что школа — место для умных, место для интересных, место для талантливых.

Мужчинами-учителями в школе не удивишь. Физрук, трудовик, историк, физик и так далее. А вот учитель-мужчина в начальной школе встречается реже (вы знаете хоть одного?). Андрей Пазушко работает учителем начальных классов в московской школе № 1306 уже 16 лет. И рассказывает, как на него реагируют родители и дети.


Было ли мне страшно? Совсем нет. В так называемом образовательно-воспитательном процессе всё решаемо, хотя и не всё легко. Первое время напрягала только бумажная работа. А так за 16 лет работы учителем начальных классов не могу вспомнить ни одной истории, после которой мне захотелось бы сменить профессию или уйти к детям постарше.

Работа с маленькими детьми — это работа с пластилином: что вылепишь, то и пойдёт дальше. В этом возрасте дети очень благодарные. Они смотрят на учителя и прислушиваются к каждому его слову — и совершенно не важно, мужчина ты или женщина. Эту ответственность нужно осознавать. Не обижать, не унижать, не оскорблять. Уметь слушать и давать возможность выговориться — вот чему мне бы хотелось научить детей.

Из четырёх лет начальной школы самый важный и самый сложный — конечно, первый класс. В первом классе я не ставлю отметок. Я вообще за безотметочную систему в начальной школе. Уверен, что от устной похвалы больше пользы, чем от красной отметки в тетради. Но со второго класса приходится это делать. Сложнее всего работать с замкнутыми детьми — таких сейчас приходит много. Обычно я осторожно наблюдаю за ними, пытаюсь понять, чем их заинтересовать. Да, для этого есть психологи, но в начальных классах это всё-таки работа классного руководителя. Главное, чтобы дети знали, что учитель — не враг им.

Я легко нахожу язык с детьми, особенно с девочками. Наверное, потому что у меня у самого две дочки. Я и косички плести умею, но с удовольствием перекладываю эту миссию на тьюторов, когда они приходят. А вот шить совсем не люблю, поэтому на уроках технологии иголка с ниткой не прижились. Честно сказать, из всех предметов меньше всего я люблю технологию. Почему-то времени жалко: долго готовишься к уроку, потом уборка, а качество получившегося изделия всегда оставляет желать лучшего. Возможно, здесь во мне говорит перфекционизм. Ни в коем случае не хочу сказать, что уроки технологии бесполезны. Дети-то как раз их любят.


Самые любимые предметы — чтение и литература. То, что нынешние дети мало читают, — главная боль. Стараюсь прививать детям любовь к чтению. Понять вкусы детей помогают школьные библиотекари. В начальной школе дети ещё любят ходить в библиотеки. Возможно, потому, что в нашей школе запрет на мобильные телефоны. В классе есть дежурный телефон. Если ребёнку нужно связаться с родителями — пожалуйста. Но во время урока он не думает, что как только прозвенит звонок, он возьмёт в руки телефон и будет играть всю перемену. Мы стараемся больше общаться и играть в живые игры.

У меня было три набора первоклашек.

И я понял, что детям вообще неважно, мужчина перед ними или женщина. Главное, чтобы с этим человеком было хорошо и спокойно

Учитель рассказал, где в школе его поджидал персональный ад

Учитель просит родителей быть внимательнее к своим детям, чтобы отследить по поведению, не произошло ли что-то по-настоящему страшное

Учитель просит родителей быть внимательнее к своим детям, чтобы отследить по поведению, не произошло ли что-то по-настоящему страшное Фото: Иван МАКЕЕВ

В ПОРУ КНИГУ ПИСАТЬ

Так что мужчине среди разновозрастных девчат гораздо проще живется, чем женщине: с первого дня чай-кофе, а учителя постарше сразу как сыночка-внучочка опекать стали — оберегать, подкармливать, я же еще худющим, болезненным на вид пришел.

ПРО КОНКУРСЫ И АВТОРИТЕТЫ

- Кстати, школам еще приходится засылать на конкурсы учителей своих педагогов. На них идут чаще из-под палки, потому что это слишком большой напряг. Лично я лет 10 назад подавал заявку, увидев, в первую очередь, финансовую выгоду — тогда за победу давали примерно второй оклад.

По-хорошему, директор собирает команду и помогает своему конкурсанту подготовиться, но в моей школе такого опыта не было, и меня оставили вариться в собственном соку, да и не верил в меня никто. А потом втянулся и, общаясь с конкурсантами, где было много классных учителей, и с жюри, получил такой опыт и заряд энергии, что конкурс мощно подстегнул в профессиональном росте.

ПРО ДЕВОЧЕК

Вот подрастут девчата и узнают, что такое

ПРО ДОМОГАТЕЛЬСТВА

А вообще как распознать, что к ребенку пытались или применили насилие и нарушили половую неприкосновенность? Нужно быть чутким к ребенку. Это будет видно по его поведению. Придет расстроенным, не захочет изучать предмет или идти на секцию.

О ВОСПИТАНИИ

- Я думаю, что родители совершенно не умеют воспитывать детей: не со зла и не потому что не хотят — просто их самих воспитывали неправильно, и они не знают как надо. Как росли советские дети и дети 90-х, которые сейчас ведут в школу своих ребят? Родители на работе, а ты все - сам. Остальное — как родитель посчитает нужным: хочет — даст ремня, хочет — пряником угостит, потому что только в его голове так было правильно.

Отсюда проблемы и в физическом, и в ментальном здоровье и с учебой. Вот так из-за неверной стратегии родителей запускается катастрофическая цепочка. Уверен, что в современном мире просто необходимо психологическое сопровождение как детей, так и родителей. Нет, не нужно отстегивать с рождения каждую неделю за сеанс. Просто своевременное посещение психолога позволит мягче проходить возрастные кризисы, которых в жизни ребенка немало.

Сейчас 30-летние люди и старше идут к психологам, которым сначала приходится прорабатывать детские травмы. А ведь можно было облегчить ребенку жизнь правильным воспитанием, чтобы он не заморачивался и не думал, почему в жизни все идет не так.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

О репетиторах, ЕГЭ и детских травмах: Как родители калечат своих детей, и причем тут школа

Педагог из ростовской глубинки с двадцатилетним стажем поделилась наблюдениями (подробнее)

Педагог откровенно рассказала, что думает об учениках и их родителях (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

Как превратить педагога в педофила


В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся. раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше.

Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор.

— Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для переходного возраста естественно. Но случаются и сознательные провокации, с целью достать учителя, дискредитировать его, выставить на посмешище. Иногда по причине неприязни, а иногда просто так — из спортивного интереса и ради забавы.

По словам Леонида, изначально он искренне верил, что несет пользу и знания.

— Я собирался посвятить школе всю жизнь. Моя мама — учительница русского и литературы — проработала в школе 40 лет и приучила меня уважать эту профессию. Отец до сих пор преподает в вузе. К своей первой практике в школе я подошел с полной ответственностью: проштудировал все методички, написал планы и конспекты уроков, даже глобус любимый из дома принес. Мне достались 4 класса — параллель 9-х и 10-х. И началось!

Леня уверяет, что школа, куда он пришел, по сей день одна из лучших школ Москвы с углубленным изучением английского языка. Она находится в престижном районе столицы, учатся там дети из благополучных семей. Но, по мнению педагога, элитарность учебного заведения никак не влияет на поведение подростков в пубертатном периоде.

Учитель вспоминает, что в педвузе на семинарах психологии их предупреждали, что допускать панибратства ни в коем случае нельзя. Но это в теории, а на практике, по уверению Леонида, это очень сложно.

Как превратить педагога в педофила

После этого у Леонида Филипповича стали таинственным образом исчезать из стола планы уроков, проверенные тетради, а однажды пропал и мобильник.

Последней каплей стало вторжение учеников в его личную жизнь посредством соцсетей.

Леонид рассказывает, что больше половины их выпуска в школе прижилось, но ведь это в подавляющем большинстве женщины.

Как превратить педагога в педофила


А вот физкультурник Валя работает в школе по сей день, хотя все самое страшное, чего так боялся географ Леонид, с ним уже случилось. А именно — поход с ночевкой, подстава перед родителями и позорище в соцсетях. Физрук уверяет, что научился противостоять провокациям.

Валентин Михайлович в средней школе выдержал уже целую пятилетку. Подтянутый, мускулистый Валентин выглядит очень мужественным и целеустремленным.

Карьера школьного учителя началась для Вали с вызова к директору. Сентябрь, в который он вышел на работу в школу, выдался жарким, и он пришел на занятия в физкультурный зал в шортах. Шорты были спортивные, по колено, но все равно нового физрука вызвали на ковер. Оказалось, в шортах на занятия учитель физкультуры может приходить только к ученикам до 5-го класса. Ко всем школьникам старше являться надо в длинных штанах. Считается, что с 11–12 лет детишки вступают в сложный гормональный период и вид ног физрука может вызвать у них нездоровое любопытство.

Валя понял, что надо как-то реагировать. Он отправился к директору, родителей тех девчонок в школу вызвал. Папа одной из них пришел и извинился за дочь. А вот двое других устроили скандал.

— Они начали с того, что работают в прокуратуре, а закончили тем, что, оказывается, это я, едва придя в школу, проявил активную симпатию к их дочерям, приглашал их встретиться у меня дома и заняться любовью втроем. Так, мол, сказали их девочки. Они орали, как потерпевшие, угрожали посадить меня — педофила. Я, честно, не знал, как реагировать! Спас старый физрук — как-то доходчиво он объяснил родителям все про поведение их дочерей. А я тогда сделал для себя вывод: в школе надо старательно, изо дня в день выстраивать культ личности учителя. Авторитет его должен быть непререкаем.

В соцсетях Валентина нет вообще, и это решение тоже принес опыт.

Другое страшное воспоминание физрука — первый поход с ночевкой. В заповедную зону Подмосковья 11-й класс с палатками сопровождали трое педагогов — два 22-летних физрука и 45-летняя географичка.

— А при приеме в школу будущих учителей как-то проверяют? По-моему, человек с не очень крепкой нервной системой к такой работе негоден.

— Конечно, проверяют. Наше личные дела подробно изучает полиция, запрашивают все инстанции по месту, где мы когда-либо жили, учились, работали. Родителей проверяют — нет ли психов в роду, обследование у нарколога проходим раз в год. Но самое интересное — тестирование у психиатра на предмет педофилии.

— Хитро. Представьте себе, сидит такой пожилой дядечка в белом халате, в очочках, вроде бы на тебя и не смотрит и ровным голосом задает какие-то незначительные вопросы — где родился, где учился? А потом вдруг — бах! Возбуждает ли вас вид маленьких голеньких мальчиков? Вот что бы вы ответили?

— Вот вы и педофил! Тут же последует вопрос: раз вы точно знаете, что они вас не возбуждают, значит, вы их видели. И где это было?

— А на вашей личной жизни такая нервная работа не сказывается?

— Ну, если честно, есть один побочный эффект. С тех пор как я стал работать в школе, мне нравятся девушки исключительно старше меня. Может быть, в силу своей работы я сам стал старше своих лет, более зрелым, что ли.

Как превратить педагога в педофила

— Игорь, а сейчас вы могли бы вернуться в школу?

Читайте также: