Материалы и оборудование для ковроткачества 9 класс план урока

Обновлено: 30.06.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Выполнила учащаяся 9 Д класса

Руководитель : учитель технологии

  • Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище, всевозможные корзины для разных нужд и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
  • С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет. Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша,
  • фриволите,узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, из газет и журналов).
  • Я поставила перед собой цель – выполнить плед с помпонами. Ведь скоро у моей сестрёнки будет день рождение , и моя поделка может стать отличным подарком для неё.

Создать стильный и удобный плед и подушку для сестрёнки из доступных материалов.

Изготовить плед и подушку, соблюдая технику безопасности

  • Аккуратность;
  • Красота;
  • Необходимость в быту;
  • Низкая стоимость.

Плед из помпонов и подушка

ние пледа и подушки

Разработка идей и вариантов Дизайн современных пледов Современная текстильная промышленность позволяет изготавливать пледы из бамбука и хлопка, дралона и шёлка, кашемира и акрила. Цветовая гамма и узоры могут быть совершенно любыми. Однако легко догадаться, что самым ценным и красивым считается всё же кашемировый плед, равняться с которым может лишь плед шерстяной. Разновидности пледа Анализ идей и обоснование выбора Огромное количество пледов выполняется рукодельницами.. Отличаются пледы техникой выполнения. Но плед и подушка должны получиться яркими, веселыми. И я решила выполнить плед и подушку из помпонов .

Материалы и инструменты

Материалы и инструменты

  • Собрать необходимые материалы в доме и определить, что необходимо купить в магазине.
  • Собрать инструменты, которые понадобятся в процессе работы.
  • Если возникнут трудности, привлечь к проекту взрослых.

1.Изготовление ткацкого станка.

Изготовить деревянную раму размером 85 на 85 см.

Вбить по каркасу рамы гвозди на расстоянии 4см.

Закрепить нить на крайнем гвозде, натянуть нить сиреневого цвета по вертикали до конца рамки и обратно.

Нить сиреневого цвета

Потом продолжать натягивать нить по горизонтали до конца рамки и обратно. Так натянуть по всей площади по 30 нитей в ряд, т.е. на пересечении получится 30+30 = 60 нитей;

Нить сиреневого цвета

Плед состоит из трех цветов, поэтому натянуть фиолетовый цвет по тому же принципу нитей в ряд.

Нить фиолетового цвета

После фиолетового цвета натянуть белую нить. Натянуть также 30 нитей в ряд.

Каждый ряд – это слой из 45 нитей. На пересечении их вдвое больше.

Нить белого цвета

Когда все нити натянуты, то перевязать все пересечения небольшой нитью, узелком.

Нить сиреневого цвета

Подрезать только верхние белый и фиолетовый цвета. Нижние 30 сиреневых нитей оставить нетронутыми.

В материале к уроку отражена история изготовления ковров на протяжении столетий в разных регионах мира.

ВложениеРазмер
plan_uroka_iz_istorii_kovrotkachestva.docx 1.38 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока истории Казахстана 5 класс

Разработки уроков истории в 5 классе.


На уроке рассматриваются особенности процесса модернизации в начале XIX века.

План недели истории
Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."

В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник.

Календарно-тематический план по истории Росии

Календарно-тематический план к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулина "История государства и народов России" 7 класс.


История ковроткачества.

История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вр.


Календарно-тематический план по истории России и Всеобщей истории 7 класс

Календарно-тематический план рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 7 класс (Образовательная система "Школа 2100").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовить инструменты, материалы и устройства для ткачества. Освоит начальный этап ткачества.

План-конспект урока

Задачи урока:

Методы и методические приемы:

Оборудование для учителя:

Оборудование для учащихся:

Схема оформления доски:

Структура урока:

Содержание урока

Образовательная: научить учащихся заправлять основу на рабочую раму, закреплять ремизкы и картонный эскиз, подбирать нитки согласно цветов эскиза.

Развивающая: развивать умение заправлять рабочую раму для ткачества, умение проанализировать рисунок-эскиз и определить способ ткачества и последовательность выполнения изделия.

Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Подготовить инструменты, материалы и устройства для ткачества. Освоит начальный этап ткачества.

Словесные: беседа

Наглядные: учебные пособия, демонстрация слайдов, фотографий

Практические: демонстрация последовательности подготовки оборудования, материала и устройств для ткачества, самостоятельная работа учеников

Иллюстрированные рисунки переплетений нитей, рама для ткани, нитки, ножницы, вспомогательные инструменты.

Рабочая тетрадь, эскиз гобелена, рамки для ткачества, колотушки или вилки для пробивание настилов, иллюстрированные рисунки переплетений нитей, рама для ткани, нитки, ножницы, вспомогательные инструменты, хлопчатобумажные или льняные суровые нитки для основы, цветные нитки, ножницы, картонные полоски как вспомогательный инструмент.

Учебное пособие с изображением последовательности работы

Организационный момент – 1 мин.

Просмотр работ с прошедшего урока – 5 мин.

Постановка целей и задач – 10 мин.

Объяснение нового материала – 40 мин.

Закрепление нового материала практической работой – 60 мин.

Подведение итогов урока – 2 мин.

Окончание урока – 1 мин.

Организационный момент

Восстановление дисциплины в классе.

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих, проверка наличия необходимых материалов для работы на уроке.

Учитель: Здравствуйте, дети! Присаживайтесь, пожалуйста!

Просмотр работ с прошедшего урока

Учитель: Давайте вспомним, что мы делали на предыдущих двух уроках?

Ученики: На предыдущих уроках мы изучали инструменты, материалы и устройства для ткачества ковровых изделий, ознакомились со свойствами нитей и ткани, декоративного и прикладного значением ковровых изделий. Также изготовили эскиз изделия.

Учитель: Какие инструменты, материалы и устройства для ткачества ковровых изделий вы знаете?

Ученики: Для ткачества ковровых изделий необходимы: гобеленовый станок или рама для ткачества, колотушка, пряжа и основа.

Учитель: Молодцы! Хорошо! Все запомнили!

Постановка целей и задач урока

Учитель: Тема сегодняшнего урока является продолжением предыдущих тем. Постепенно мы перейдем к выполнению изделия.

Итак, тема урока: ткачество коврового изделия. Подготовка инструментов, материалов и устройств для ткачества. Начало ткачества.

Мы научимся заправлять основу, вязать ремизкы и закреплять эскиз.

Объяснение нового материала

Учитель: Способом намотки на раму основы есть разные в зависимости от вида рамы. Перед вами есть рамка с гвоздиками, поэтому основу наматывает на них.


Сначала закрепим конец нити на 1-м гвозде верхнего ряда нижней перекладины. Натяните нить и закинем на верхней гвоздик, а второй гвоздь этой перекладины обкрутить нитью и тогда натянет нить к нижней перекладины. Так продолжаем наматывать основу. (Учитель показывает наглядно последовательность намотки основы на гвозде.

— Натянутые нити основы должны быть так, чтобы в зев проходила ладонь.


После вязание ремизок, снизу к раме крепим картонный эскиз, или, как правильно его называть – шаблон.

Учитель: Что такое шаблон?

Ученики: Шаблон - это модель гобелена в натураль­ную величину.

Размер гобелена полностью зависит от размера рамы. Ширина ограничивается внут­ренней шириной рамы. Высота (длина) готового гобелена должна быть такой, чтобы сверху на раме оставалось неко­торое количество свободной основы, иначе будет очень трудно ткать. На боль­шой раме оставляют примерно 50 см основы, на маленькой учебной раме достаточно 20-25 см. Рабочая высота гобелена определяется следующим образом: к лицевому размеру гобелена (соответствующему размеру шаблона) прибавляют примерно 15 см на заработ­ку (кромку) и нижний (разделительный) картон. Для учебных работ достаточно прибавлять 7-10 см. Рабочее положение будущего гобеле­на определяется основным ритмом эскиза. Дело в том, что при создании гобелена гораздо удобнее ткать горизон­тальные линии. Поэтому, если в эскизе преобладают вертикали, гобелен выпол­няется от одного бока к другому, — тогда ширина его становится высотой.

В нижней части картона необходимо оставить около 3 см свободного поля для пришивания к заработке.

После того как основа натянута по всем правилам, нужно вставить в нее ниж­нюю разделительную полоску плотного картона.

Учитель: Какую роль играет полоска картона?

Ученики: Ее роль - стать опорой для будущего гобелена.

Учитель: А от чего зависят размеры картона?

Ученики: Длина разделитель­ного (нижнего) картона равна ширине основы, а высота зависит от характера оформления нижнего края гобелена.

Учитель: Правильно. Если гобелен прямоугольной или квадратной формы, то высота полоски картона будет составлять 10-15 см на средней и большой рамах и 5-7 см на маленькой раме. Если же рама большая и запас длины основы по сравнению с размерами гобелена тоже достаточно большой, то высота картона выбирает­ся такой, чтобы было удобно начинать ткать - до 50 см. В случае, если гобелен имеет сложную конфигурацию, нижний картон делается фигурным. Разделительный картон вставляется между нитями основы через одну: все четные нити спереди картона, все нечет­ные - сзади.


После того как вставлен картон, необхо­димо сплести нижнюю разделительную (или закрепляющую) косичку. Косичка равномерно распределяет нити основы и закрепляет нижний край гобелена. Толщина нитей для косички зависит от толщины нитей основы. Слишком тон­кая нить для косички стянет основу, а слитком толстая ухудшит закрепляю­щие свойства косички.

Косичка прокладывается в самом нача­ле ткачества и после его завершения. Процесс ее прокладки прост. Составьте небольшой уток из хлопчатобумажной пряжи и привяжите его к первой нити основы. После этого один раз обведите уток вокруг нити основы на 180 гра­дусов, перейдите на следующую пить и проделайте ту же самую операцию. Так двигайтесь до последней нити осно­вы. Обведя уток вокруг нее, начните движение в обратную сторону. В резуль­тате получится косичка.


Учитель: Ребята, а что такое разделительная палка?

Ученик: Разделительная палка — это гладкая рейка, длина которой немного больше ширины основы, но меньше просвета рамы.

Учитель: Палку пропускают между нитями основы так, чтобы четные нити оказа­лись на палке, а нечетные — под ней. Палка образует первое чередование ни­тей, то есть зев — пространство между рядами четных и нечетных нитей осно­вы, в которые при ткачестве укладыва­ется уток. Разделительную палку закреп­ляют, чтобы она не ездила по основе, подвешивая к гвоздям, вбитым в верх­нюю часть боковых реек рамы.

Перед началом ткачества нужно проанализировать и сопоставить цвета нитей с цветом рисунка, продумать способ ткачества.

Учитель: А какими острыми предметами мы будем пользоваться при работе?

Ученики: Ножницами.

Учитель: Повторим правила безопасности с этими острыми предметами.

Ученики: На столе ножницы с сомкнутыми лезвиями надо класть вправо. Передавать ножницы держа за закрытое лезвие, нельзя отвлекать тех, кто работает с ножницами.

Закрепление нового материала

Учитель: Начинаем работать самостоятельно. Когда возникают вопросы, я буду подходить для пояснения к каждому.

(Повторный инструктаж учитель проводит с учениками на рабочих местах и фронтальный мере необходимости. Учитель подходит к каждому ученику, указывает на ошибки, помогает.)

Подведение итогов урока

Учитель: Заканчиваем работу. Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте каждый продемонстрирует свою работу. ( Учащиеся анализируют свои работы, выявляют ошибки, говорят о способах их устранения, Учитель комментирует объективность оценивания результатов учащихся, выставляет отметки в журнал.)

Окончание урока

Учитель: На следующем уроке мы продолжим нашу работу. А сейчас, пожалуйста, уберите свои рабочие места. Можете быть свободны. До свидания.

- Васильченко А.А. Панно и гобелены в нетрадиционной технике – М., 2004.

- Макарова М.П. Традиции народного ткачества в творческих работах школьников // Школа и производство. – 2002.-№3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 2. Казахские ковры. Алаша. Ковроткачество. Гобелен. Современные ковры.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.1.3.1. целенаправленно и продуктивно использовать первичные и вторичные источники информации для исследования и развития творческих идей;

9.2.2.2. демонстрировать знание и понимание производственного и технологического процесса на различных предприятиях;

1. Разучить разновидности ковров, их назначения

2. Узнать, какие материалы используют для изготовления ковров?

3. Исследовать подходы и технологию изготовления ковров.

Критерии оценивания

1. Называет разновидности ковров и их назнаение

2. Знает из каких материалов выполняют ковры

3. Знает и понимает производственные и технологические процессы ковроткачества на различныхпредприятиях

Языковые цели

Используя новые слова и термины уметь представлять свои идеи при изучении приемов, подходов и различных технологий изготовления ковров.

Глоссарий: ткачество, алаша, гобелен, текстильное искусство, ковер, нитка, станок, основа, производство, технлогия

Привитие ценностей

Уважение и умение ценить чужие взгляды.

Создание сотрудничества между учениками.

Умение слушать и адекватно реагировать на мнения других по отношению к своим и чужим работам.

Межпредметные связи

Использование теоретических знаний по предмету физика и химия при исследовании структуры нитей, история и география, при изучении происхождении ковров.

использования

Развитие учениками навыков самостоятельной работы, связанных с поиском информации, ее отбором, сопоставлением и установлением связи между фактами и явлениями.

Предварительные

Теоретические сведения предыдущего урока об отличительных особенностях традиционного ткачества Казахстана.

Ожидаемый результат

Демонстрируют знания и понимания о различных технологиях ковроткачества, об их происхождении и разновидностях

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Продемонстрируйте для учащихся различные виды ковров при помощи интерактивной доски.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вы видите на этих изображениях?

2. Перечислите, какие вы знаете виды ковров?

3. Для чего они предназначены?





- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

- Какие цели мы поставим для этого?

Объяснение новой темы:

Предложите учащимся просмотр видеоматериала:

Вопросы для обсуждения всем классом:

1. Выполнение какого изделия демонстрировал мастер?

2. Для чего выполнялся эскиз?

3. Какие мотивы используются в композиции?

4. Какие инструменты и материалы использовал мастер?

Предложите учащимся просмотр видеоматериала

Вопросы для обсуждения всем классом:

1. Какой ковер изготовлялся на производстве?

2. Какое оборудование использовалось для этого?

3. Какие нити используют в современном ковроткачестве?

4. Назовите этапы технологического процесса современного ковроткачества на производстве

Задания для групп, выполнить презентации:

1. Исследуйте в группах предложенные ниже разновидности ковров, их назначения, а также необходимое оборудование, инструменты и материалы, способы их ручного изготовления.

2. Дайте краткое описание производственных и технологических процессов изготовления этих ковров на предприятиях.

3. Сравните технологию ручного изготовления ковров с технологическими процессами на производстве

А) казахские ковры

В) ворсовые и безворсовые ковры

Практическая часть:

Регламент для выступлений групп 2 мин.

Взаимооценивание презентаций:

1. Правильно и подробно описывает разновидности ковров

2. Называет необходимые инструменты и материалы для изготовления ковров

3. Знает производственные и технологические процессы изготовления ковров

4. Анализирует и сравнивает ручные и производственные процессы изготовления ковров

5. Соблюдает регламент.

Презентация к уроку,

Видеоматериал к уроку:

Видеоматериал к уроку:

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

Определите, достигнута ли цель.

Определите новые знания, умения, которые были получены на уроке.

Сформулируйте неразрешённые затруднения на уроке, если они есть.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

1 История возникновения ковроткачества (ковровой вышивки)……..5

2 Инструменты и приспособления, материалы………………………. 9

4 Основные приемы ковровой вышивки……………………………….14

6 Обработка края готового изделия…………………………………….25

7 П равила безопасности труда…………………………………………..28

8 Список использованной литературы…………………………………31

Прикладные художественные виды труда в виде народных ремесел возникли в глубокой древности.

В настоящее время становится актуальным возрождение народного искусства, в том числе декоративно-прикладного, которое составляет значительную часть духовного богатства народа.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства является ковроткачество.

Ковер – это многоцветное или однотонное текстильное изделие, предназначенное для украшения, утепления, звукоизоляции помещений. В настоящее время ковры утратили свою основную практическую функцию – обеспечение теплоизоляции холодного каменного или деревянного пола. Во многих домах появилось центральное отопление, и ковры стали декоративным предметом, созданным для того, чтобы украсить интерьер помещения.

Данное учебное пособие разработано с целью:

совершенствования практических умений и навыков учащихся;

ознакомления с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества;

развития художественной инициативы;

воспитания уважения к народным обычаям и традициям.

Новизна учебного пособия: разработанное учебное пособие позволяет расширить знания и умения и закрепить их в совершенно новом виде деятельности. Учебное пособие рассчитано на преемственность в обучении (от простого к сложному), учитывая возрастные особенности детей и навыки полученные ранее.

Теоретическая и практическая значимость: учебное пособие можно использовать на занятиях дисциплины декоративно-прикладного искусства.

История возникновения ковроткачества

Когда археологи раскопали Пазырыкские курганы на Горном Алтае, они обнаружили среди других предметов древнего быта остатки ковров, сотканных за несколько веков до нашей эры.

Самая древняя находка – изделия из ткани, меха, кожи и войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V – III веках до нашей эры. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились, а не рассыпались в прах, когда археологи доставали их из знаменитых Пазырыкских курганов. Войлочные ковры украшены выразительными аппликациями – вставками из цветного войлока. На одном из фрагментов ковра хорошо различается всадник перед богиней, сидящий на троне с цветами в руках. Другой фрагмент украшен символической фигурой получеловека – полульва с оленьими рогами. Настенные шерстяные ковры с изображениями черепах, рыб и водорослей были обнаружены в других местах, например близ Угры в монгольских степях.

Ковры ценили всегда. Ими торговали с другими странами, они часто входили в посольские дары. Коврами взималась дань. Многие народы украшали коврами свои жилища. Коврами застилали столы, лавки, сундуки, устилали полы, завешивали стены. Да и теперь без ковра в доме не уютно.

К овроткачество, как вид декоративно-прикладного искусства, его историю можно рассмотреть в народном искусстве тюменского региона XIX – XX веков наряду с другими художественными ремеслами.

Искусство тюменского ручного ковроделия наряду с другими художественными ремеслами было широко распространено во всех уездах и волостях Тобольской губернии начиная с XVIII столетия. Свидетельство этого мы находим в многочисленных источниках XVIII – XX веков: на страницах столичных и сибирских газет и журналов, в архивных документах, многочисленных путевых записках, письмах, дневниках, статистических отчетах, памятных книжках.

Начало комплектования коллекции тюменского ковра приходится на 1980-е годы. Начиная с 1989 года, сотрудники музея ежегодно выезжают в экспедиции с целью сбора материала по тюменскому ковроткачеству. Проведено обследование всех районов – Тюменского, Ишимского, Омутинского, Голышмановского, Армизонского, Упоровского, Бердюжского, Тобольского, - где до сегодняшнего дня сохранился традиционный уклад сибирской деревни и продолжает свое развитие этот уникальный промысел. В настоящее время в фондах музея насчитывается более восьмидесяти лучших образцов авторских ковров 1950-х – 1990-х годов.

С XVII века в Тюменской области ткут махровые пушистые сибирские ковры с геометризованным цветочным узором. В XIX веке в Курганской области возникло производство паласов и махровых ковров из неокрашенной шерсти с геометрическим орнаментом, развившееся в промысел. Курганские ковры отличались сочетанием естественных цветов шерсти: белого, черного, серого. В начале XX века развивается ковроделие в с. Соломинка Пензенской области.

Ручное ковроделие в настоящее время сохраняется в старых центрах промысла – Курской, Тюменской, Пензенской, Курганской областях, существует и во вновь организованных центрах. В отличие от машинных, ковры ручной выработки в известной мере уникальны, хотя выполняются по имеющимся образцам. Развитие художественной традиции промысла идет сложным путем. Это и восстановление локальных традиций ковроделия XVIII – XIX вв. и поиски создания художественных решений.

Инструменты и материалы

Ковры ручного ткачества изготавливаются на простых ковроткацких станках, представляющих собой прямоугольную вертикальную или горизонтальную раму. Внутри рамы расположены верхняя и нижняя перекладины, между которыми протягиваются (вкруговую) нити основы, а по всей ширине основы – нити утка.

Ворсовую ткань получают обвязыванием шерстяной пряжи в виде узла и закреплением ворса на основе. Каждый ряд узлов закрепляют одной или двумя нитями скрепляющих утков. Ручное ковроткачество развито во многих странах мира является народным художественным промыслом. Ковры имеют традиционный для каждой местности вид и различаются по рисунку, расцветке, способу изготовления. В середине XIX века возникло машинное производство ковров, которое получило широкое распространение благодаря применению Жаккарда машины, позволившей ткать различные узорчатые ковры, а также метода изготовления двухполотных ковров. Машинное ковроткачество более производительное, чем ручное. Однако ковры, вырабатываемые на ручных станках, по качеству исполнения, прочности, долговечности, цветовому решению и сложности рисунка остаются непревзойденными (поэтому их стоимость значительно выше).

Для нетканого гобелена подходят практически любые нитки с устойчивой окраской. Исключения составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабого кручения, такие, как ровница. Нитки или пряжа могут быть хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, смесовыми, искусственными. Каждая разновидность нити дает свою фактуру.

Рекомендую брать нитки с запасом, с тем, чтобы вам их хватило до конца работы. Если же у вас по какой-либо причине все же не хватило ниток, то лучше на время оставить этот участок работы до тех пор, пока вы не приобретете нитки той же фактуры и цвета. Поскольку нити и пряжа являются важным фактором в работе с гобеленом, остановимся на них поподробнее.

Для основы гобелена лучше всего подходит льняное полотно. Предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. При следующем проколе нити материала должны зажимать рабочую нить предыдущего прокола. В противном случае, если вы будите работать на хлопчатобумажном или шерстяном материале, то рабочая нить не будет держаться в ткани.

Идеальным материалом для нетканого гобелена является бортовка или суровое полотно, матросовочная ткань, или специальная двунитка аппретированная.

Предпочтительнее выбирать тканевую основу темного цвета, т.к. если вы будете работать на светлом материале темными нитками, то будут видны просветы между петлями и тканевую основу придется подкрашивать с изнаночной стороны. Но если вы работаете на темной основе светлыми нитями, то просветы между петлями не будут видны.

Материалом для ручного ковроткачества служит преимущественно шерстяная (овечья, козья, верблюжья) пряжа. Пряжа из хлопка, льна и других волокон используется главным образом для создания каркаса ковровой ткани в качестве основы и утка. Для ковров машинного производства наряду с пряжей из натуральных волокон широко применяются химические волокна: искусственные (вискозное, медноаммиачное, ацетатное) и синтетические (капрон, нитрон, лавсан и др.).

Для ручного изготовления коврика имитирующего тканый гобелен, который достигается за счет рубчатой лицевой поверхности и неровной поверхности оборотной стороны, образуемой петельными стежками необходимо: подобрать плотную ткань – сукно, хлопок, ситец, двунитку, драп. Не следует использовать как основу ветхие ткани, которые быстро порвутся. В работе потребуются нитки катушечные № 40, пряжа, игла швейная или нитевдергиватель, специальная игла для ковровой вышивки, рамка (или пяльцы), ножницы, резец для перевода рисунка, изображение на бумаге, калька или копировальная бумага, клей ПВА, бустилат, крахмал.

Цветовая гамма ковра

Выбор цветовой схемы при изготовлении ковра, может привести в легкое замешательство, но на самом деле это не сложнее, чем подобрать цвета для более мелкого изделия.

В таком случае полезно будет обратиться за помощью к цветовому кругу, чтобы напомнить себе о возможных вариациях цветов, от более темных оттенков (они расположены по внешней стороне круга), до светлых тонов (они представлены в центре). Собственно, само помещение, в котором будет располагаться ковер, может задать один или несколько цветов, которые вы будете использовать, или даже предоставить вам готовую цветовую схему, если вы внимательно рассмотрите все предметы обстановки.

Природная палитра всегда может снабдить надежной цветовой схемой. Если внимательно присмотреться к миру природы, например, к цветам и растениям, то можно обнаружить необычные и ни на что не похожие комбинации цветов.

Если вы не уверены в выборе цвета, сделайте несколько маленьких набросков своего ковра, сделайте копии их и попробуйте раскрасить по-разному. Вы сразу увидите, какие цвета смотрятся выигрышно и сбалансировано, какая схема перелает тот эффект, которого вы хотите добиться, завершив работу над ковром.

Монохромная схема включает в себя оттенки и тона одного цвета, например, в гамме бледно-абрикосового, оранжевого и терракотового. Такая комбинация срабатывает всегда, но иногда подобный выбор кажется слишком осторожным и предсказуемым.

Комплементарная схема состоит из двух цветов, которые в цветовом круге расположены друг напротив друга, таких как красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый. Такой подбор цветов почти всегда создает более интересную комбинацию, но только если один цвет доминирует в общей массе.

Смежная схема основывается на двух или трех цветах, расположенных в цветовом круге рядом друг с другом, и предоставляет широкие возможности для создания интересных и оригинальных комбинаций.

Читайте также: