Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

В результате совершенствования транспорта стало значительно проще пере возить на большие расстояния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало развитые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба, ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония считали себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми войнами за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской войны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оранжевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Национально-осв о бод и тельна я б орьба в Индии.

С 1899 г. вице-королем Индии был лорд Дж. Керзон, проводивший политику давления и расовой дискриминации, поддержки английских предпринимателей. Его действия способствовали усилению антиколониальных настроений. Однако среди сторонников перемен не было единства. Противники колониального режима в 1885 г. объединились в Индийский национальный конгресс (ИНК). В руководстве его были представители зажиточных кругов, стоявших на позиции лояльной оппозиции колонизаторам. Но на рубеже веков в конгрессе появилось и радикальное направление, выступавшее за активную борьбу против англичан. Все большую популярность получали лозунги свадеши (отечественное производство) и сварадж (собственное правление).

С начала 1906 г. движение свадеши стало принимать форму массовых выступлений. Произошли забастовки железнодорожников. В ходе стачечной борьбы были созданы профсоюзы. В ответ англичане развернули репрессии против радикальных лидеров ИНК.

Планы военно-политических бло ков в Европе.

В конце XIX начале ХХ в. в Европе сложилось два противоборствующих военно-политических союза: Тройственный союз (Германия, АвстроВенгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания). Они вынашивали грандиозные планы по переустройству мира.

К 1914 г. гонка вооружений в мире достигла огромных размеров.

Германия, не сокращая морскую программу, лихорадочно увеличивала и сухопутную армию. Вместе со своей союзницей Австро-Венгрией она имела в распоряжении 8 млн. человек, обученных военному делу. В лагере Антанты насчитывалось большее число обученных военному делу, но германская армия была технически лучше оснащена. Страны Антанты также быстро увеличивали свои вооруженные силы. Однако военные программы Франции и России запаздывали. Их выполнение планировалось только на 1916- 1917гг.

Германский план войны, предусматривавший быструю (молниеносную) войну на двух фронтах - Западном и Восточном, разработал Шлиффен. Главная идея заключалась в нанесении удара по Франции через Бельгию. Целями операции были окружение и разгром французских армий. Против русских армии сначала предусматривались оборонительные действия ограниченными силами. После разгрома французов предполагалось перебросить войска на восток и нанести поражение России.

Планы французского командования носили в основном выжидательный характер, поскольку и в военно-промышленном отношении и по численности армии Франция уступала Германии. Англия не стремилась к широкому участию в сухопутной войне, надеясь всю ее тяжесть переложить на Россию и Францию. Русские политические и стратегические интересы требовали направления главных усилий против Австро-Венгрии.

Цель занятия: Познакомить обучающихся с основными событиями Первой мировой войны.

  1. Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  2. Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.
  3. Формировать умения и навыки работы обучающихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
  4. На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  5. Воспитывать обучающихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип занятия: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование: Презентация к уроку.

  1. Организационный момент.
  2. Геополитическая ситуация накануне войны.
  3. Изучение новой темы
  • страны-участники и их цели. Характер войны.
  • стратегические планы сторон
  • начало военных действий
  • ход военных действий (по этапам)
  • итоги войны.
  1. Домашнее задание.
  2. Рефлексия.

1. Организационный момент.

Преподаватель: Более 100 лет прошло со дня начала Первой мировой войны. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

В процессе работы вам предстоит узнать:

  1. Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  2. Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  3. Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  4. На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.

Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:

  1. Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  2. Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  3. Правильно распределять время работы над заданиями.

2. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

  1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? ( Балканы )
  2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? ( Россия, Австро-Венгрия )
  3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав? ( Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.) Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г. )
  4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? ( локальные войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905), балканские войны 1912-1913 )

Итак, мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической.

3. Изучение новой темы

1. Страны-участники и их цели. Характер войны. (слайд 3-5)

Участниками Первой мировой войны стали: с одной стороны Четверной союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя); с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны.

Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

Турция претендовала на территорию русского Закавказья.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г. и установить своё влияние в Сирии и Палестине.

Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

Россия добивалась свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединения Галиции и нижнего течения Немана.

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников.

2. Стратегические планы сторон (слайд 6-8)

Военное командование Германской империи разработало стратегический план (план Шлиффена), чтобы одержать быструю победу в войне на Западном и на Восточном фронте. План был предназначен для победы в течение первого месяца войны.

Россия должна была начать активные военные действия одновременно с Германией. Это должно было заставить Германию оттянуть часть войск с Западного фронта, что облегчало положение Франции, разрушало планы Германии, заставляло ее вести войну на два фронта и обеспечивало в конечном счете победу Антанте.

Запиши в тетради: Название стратегических планов противников, их цели

3. Начало военных действий. (слайд 9-12)

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации Гаврилой Принципом (28 июня 1914 г.).

Австро-Венгрия объявила, что за убийством эрцгерцога стоит Сербия и выдвинула ультиматум, который невозможно было выполнить. Сербия, однако, соглашается на все его условия, кроме одного.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет о невыполнении Сербией условий ультиматума, начинает обстрел столицы и вводит войска на ее территорию.

17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

Запиши в тетради: повод для начала военных действий

4. Ход военных действий (по этапам): (слайд 13-25)

Запиши в тетради: основные военные операции по годам

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны. (слайд 26-31)

28 июня 1919 года подписан Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну.

По условиям договора Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию в границах 1870 года со всеми мостами через Рейн. В собственность Франции переходили угольные копи Саарского бассейна, а сама Саарская область передавалась на 15-летний срок под управление Лиги Наций. Войсками Антанты на 15 лет оккупировался левый берег Рейна, а 50-километровая зона к востоку от Рейна полностью демилитаризировалась.

К Бельгии отошли округа Эйпен и Мальмеди, к Дании — районы Шлезвиг-Гольштейна. Германия признавала независимость Чехословакии и Польши и отказывалась от части территорий в их пользу. Город Данциг с областью переходил под управление Лиги Наций.

Германия отказывалась в пользу союзников от всех своих колоний.

Германия соглашалась признать договоры, которые будут заключены союзниками с Турцией и Болгарией, и обязывалась отказаться от Брестского и Бухарестского договоров. За Россией признавалось право потребовать у Германии соответствующие репарации.

До II мировой войны этот военный конфликт был самым широкомасштабным, затронувшим почти весь земной шар. Шокирующее количество пострадавших (учитывая потерю убитыми среди военных и мирного населения, а также раненых) – около 80 миллионов человек (страны-участницы потеряли убитыми более 10 млн. солдат и около 12 млн. мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены).

В течение 5 лет войны распались такие империи, как Османская, Российская, Германская и Австро-Венгерская.

Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогаз, зенитные и противотанковые орудия, огнемёт. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты.

Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии.

Запиши в тетради: условия Брест-Литовского мирного договора и Версальского мирного договора

4. Домашнее задание

5. Рефлексия: подведение итогов, оценки за урок.

  • Можно ли было избежать Первой мировой войны? Почему?
  • Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая?

Выполните следующие задания

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

2. Брусиловский прорыв

4. Газовая атака у г.Ипр

2) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

3) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

4) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия " Реконструкция военного мундира времен войны 1812 года"
Методическая разработка "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка выполнена в сосотвествии с требованиями ФГОС, выбор темы обусловлен необходимстью патриотическому воспитанию,любовь к Родине необходимо прививать с раннего детсва,по возможност.


Занятие с целью определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. Задачи: 1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.2).


Методическая разработка занятия по истории "Первая мировая война"

Методическая разработка урока по истории на тему "Первая мировая война". На занятии широко используется иллюстративный материал, метод проблемного обучения, технологи работы в малой гр.


Методическая разработка занятия "Герои Великой Отечественный войны"

Занятие "Герои Великой Отечественной Войны" разработано для учащихся 3 года обучения в рамках воспитательной работы в период празднования праздников 23 февраля и 9 мая.Цель занятия: - пробуж.


Методическая разработка урока "Итоги Второй мировой войны"

Методическая разработка включает конспект урока, презентацию, приложения. Может быть использована на уроках истории в 9 и 11 классах.

Методическая разработка занятия "Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж"

Медодическая разработка занятия для школьной студии изобразительного искусства.


2. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира?

Ответ:

Объяснение:

Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: история.
На сегодняшний день (06.03.2022) наш сайт содержит 373721 вопросов, по теме: история. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных

Последние опубликованные вопросы



При использовании любых материалов
с данного сайта обязательно активная
гиперссылка на страницу-источник информации.

Все ответы на вопросы школьной программы по различным дисциплинам, а также разбор домашних заданий и многое другое получено из открытых источников или добавлены на сайт пользователями, все материалы доступны бесплатно и как есть.

Страны мира к началу ХХ в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Раз­рыв между ведущими державами и остальной частью мира опреде­лялся в первую очередь уровнем экономического развития. В боль­шинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап про­мышленной революции. Новая техника не только широко исполь­зовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Аф­рике и на большей части Азии индустриализация еще не началась.
В результате совершенствования транс­порта стало значительно проще пере возить на большие расстоя­ния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало разви­тые страны к новым колониальным захватам. В результате развер­нулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

Читайте также: