Как организовать воспитательную работу в школе советы завучу

Обновлено: 05.07.2024

В 2007 году вступив на должность завуча я столкнулась с проблемой с чего и как начать? Просмотрела множество методической литературы, перевернула страницы Интернета и случайно на одном из сайтов познакомилась с опубликованными рекомедациями для начинающего завуча. Мне эти рекомендации дали старт в моей работе. Хотелось бы поделиться со всеми новичками такими же как и я , авось кому-нибудь пригодится в работе.

ВложениеРазмер
nachinayushchemu_zavuchu.doc 219 КБ

Предварительный просмотр:

Руководство начинающему завучу

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей , организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:

  1. Свои уроки – 9 ч.
  2. Внеклассная работа по предмету – 1 ч.
  3. Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
  4. Посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
  5. Собрания, совещания, собрания – 4 ч.
  6. Работа с нормативной документацией –2 ч.
  7. Проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
  8. Беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
  9. Беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
  10. Деловые встречи и разъезды – 3 ч.
  11. Хозяйственная деятельность – 1 ч.
  12. Непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. ( Приложение 1 )

Правила, которых следует придерживаться в работе.

  1. Отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Т.о. все учителя постепенно привыкли к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня.
  2. Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.
  3. Максимальное использование в повседневной работе компьютера и других средств передачи оперативной информации.
  4. Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме).
  5. Успешность совместной работы – полная согласованность действий.

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.

  1. Работа по выполнению закона “Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов.
  2. Работа с педагогическими кадрами.
  3. Методическая работа.
  4. Работа служб сопровождения.
  5. Организация дополнительного образования.
  6. Работа с родителями.
  7. Внеклассная и воспитательная работа.
  8. Система внутришкольного контроля.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. ( Приложение 7 )

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов.

  1. Контроль за выполнением государственных программ. ( Приложение 2, 3 )
  2. Контроль уровня преподавания ( Приложение 4,5 )
  3. Контроль за работой ГПД.
  4. Контроль за методической работой.
  5. Контроль за внеклассной работой.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Система отчетной документации ( Приложение 8 ).

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. ( Приложение 9 ). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. ( Приложение 6 ). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Завуч должен взять за правило:

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей , организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1)

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7)

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.


Думаю, что заголовок моей очередной статьи оказался интригующим. Вы не потеряете много времени, если дочитаете пост до конца. Те люди, которые хоть раз работали в должности завуча по воспитательной работе, понимают прекрасно о чем идет речь. Сегодня расскажу о плюсах и минусах этой деятельности.

Начиная с сентября, я давно обдумывала тему новой статьи, касающуюся именно моего нынешнего статуса. Дело в том, что в мае 2017 года мне предложили взять на себя ставку заместителя директора по воспитательной работе. Я, не раздумывая, согласилась.

В этом для меня были определенные плюсы:

1) Работа по совместительству в соседней школе была рассчитана на один учебный год, а это означало, что мне нужно было искать другой дополнительный источник дохода.

2) Дочка идет в первый класс. Было решено отдать ее в свою же школу, где мое основное место работы. Кабинет завуча по соседству с кабинетом первого класса. Ребенок всегда под присмотром и сможет в любой момент обратиться за помощью.

3) Ну, и конечно-же, удобно мне работать на одном месте, а не ездить из одной школы в другую, боясь опоздать на уроки.

Изменения вокруг тебя …

Пока длился летний отпуск, я все равно внутри боялась того, чего ожидать впереди и что будет, как всё изменится с моей новой должностью. А изменения произошли кардинальные.

Не каждый осмелится взвалить на свои плечи такой груз. Но т.к. мне хотелось достичь чего-то большего, попробовать себя в разных сферах деятельности, поэтому не отказалась от предложения стать завучем.

Про сложности в коллективе

Наступил долгожданный день — 1 сентября. Мы с дочкой на пороге первого класса.

Вот и подписываю приказ о моем назначении на время декретного отпуска основного завуча. Эта мысль меня немного успокаивала, что если вдруг мне не понравится, то хоть это на время, а с другой стороны, дальше будет виднее, стоит ли оно того. Думаю, что летом напишу отзыв о прожитом учебном годе в статусе завуча.

Вообще поначалу психологически очень тяжело: тебя все привыкли воспринимать как простого учителя, и вдруг ты становишься начальником. Здесь очень важно не потерять себя, не заболеть этой звездной болезнью.

Конечно, было сложно, потому что в коллективе были друзья. А когда дело касалось работы, надо было забывать о дружбе. Так как только ты сама понимаешь, что несешь ответственность и вовремя невыполненная работа, на дружбе с коллегами скажется однозначно не в пользу дружбы.

Разумеется, ты начинаешь узнавать свой коллектив совершенно с другой стороны. Те люди, которые казались тебе милыми и приветливыми, начинают показывать зубы и вообще стараться не замечать тебя, потому что ты молода и неопытна. И вообще , потому что ты стала администрацией.

Есть люди, которые после твоего повышения, остаются людьми и продолжают с тобой общаться по-прежнему.

В этой должности я открыла для себя несомненный плюс — это общение с новыми людьми, расширяется круг знакомств и тебя уже узнают. А самое главное, это общение с вышестоящими людьми.

Самоорганизация или тайм-менеджмент

В этом вопросе нужно быть грамотным и правильно построить свою систему работы. Сначала я просто не знала за что браться и за что хвататься. В этой работе нужно быть не просто мобильной, а супермобильной. Нужно уметь быстро перестроиться, быстро найти решение и ответ на вопрос. И как обычно бывает в данной ситуации, нужно успеть подать информацию до обеда или в течение часа. Эх…


Здесь на выручку приходит правильно составленное расписание, распорядок дня или, по-другому, план-сетка. Для себя я составила вот такой план. На листе ватмана формата А3 составила план мероприятий и встреч, по их проведению, каждый квадратик заклеиваю стикером. Поверьте, это лучше, чем повсюду валяющиеся бумажки с номерами телефонов и напоминаний.

Мой рабочий день начинается всегда с 8 часов утра, а бывает и ранее. Заканчивается почти в такое же время вечера, но бывает и ранее:)

Ко всему привыкаешь, также привыкла и я, и мой организм. Встаю в 6 утра. В ванной комнате провожу 20-30 минут. Потому как для меня привести себя в порядок, сделать make-up, это ритуал. далее привожу в порядок дочек. Младшую быстро одеваю в детский сад, старшую с собой в школу.

Насчет старшей дочки. С приобретением квартиры, которая находится в пятиминутной ходьбе от работы, вопрос самостоятельности ребенка очень быстро решился. Ей был выдан комплект ключей и мне не нужно было впоследствии провожать ее до дома.

Наверное самый большой минус во всей моей занятости это моя БОЛЬШАЯ занятость на работе. Я не успеваю порою просто тщательно проверить готовность ребенка к школе. Но она сама в этом плане достаточно самоорганизована и все учебники сложит в портфель по расписанию. А мне, как бы тяжело это не было, но даже в 10 вечера нужно проверить все ли правильно.

Работа или бумажная волокита

Те, кто работал в этой должности или хотя бы попробовал себя в ней, понимают, что в большей степени здесь ведется бумажная волокита, чем работа с детьми. Увы, такова политика нашего государства. Сразу в голове всплывает анекдот 🙂

Так и в нашей работе завуча.

Зачастую просто не хватает времени на подготовку к урокам. Совмещать большее количество часов и ставку завуча просто не получится из-за нехватки времени и разных мероприятий, по причине которых приходится свои уроки оставлять на второй план. Здесь нужно выбирать или уроки, или мероприятие за которое отвечаешь.

Не работа, а сплошные праздники…)

А помимо этого есть антикоррупция, антитеррор, антинаркотики, сотрудничество с инспектором ПДН, постановка на учёт, скрытый учёт, ПДД, работа с родителями, разбор всех скандалов и нарушений поведения … Это только вершина айсберга… Конечно, психолог и соц. педагог — Вам в помощь…В нашей школе, эти два святых работника есть! и часть этой работы на их плечах, слава Богу. Тяжело приходится тем, кто работает один в одном лице. Но если школа малокомплектна, то это не так страшно.

Достижения

За небольшие 4 месяца моей работы в этой должности уже есть некоторые достижения:

Ну, а теперь, подведем черту о плюсах и минусах.

МИНУСЫ

  • Нехватка времени на семью. Хорошо, когда есть помощь со стороны понимающего супруга и бабушек.
  • Отношения в коллективе начинают проявлять себя с другой стороны. Здесь нужно быть готовым к тому, что начнут искать в вас всяческие недостатки.
  • Не всегда удается качественно подготовиться к урокам. Большая нагрузка по часам невозможна. Здесь может страдать качество на одной из тарелок весов: или уроки или административная работа. Однако мне не мешает моя занятость совмещать свою работу и по-прежнему внедрять в уроки интересные элементы, а также интерактивные тетради.
  • Отвлекают от основной работы завуча разного рода мероприятия, которые наваливаются сверху, которые придумывает всяк кому не лень.
  • Зарплата оставляет желать лучшего, если вы работаете только как завуч, не ведете дополнительные часы как предметник

ПЛЮСЫ

  • Расширяется круг общения. Вы становитесь не просто обычным учителем, а Вас знают в лицо и узнают.
  • Самоорганизованность и самостоятельность. Вы учитесь правильно организовывать свое время и себя. Для жизни и работы — это несомненный плюс.
  • Уважение в глазах других. В глазах учеников и просто близких людей, а возможно, и некоторых коллег Вы приобретаете долю уважения.
  • Карьерный рост. Думаю, что он возможен:)
  • Финансовая составляющая. Но оклад побольше, чем у учителя:)
  • Ритм жизни. Он по-настоящему мобилен!

А какие Вы,коллеги и друзья, находите плюсы и минусы от данной работы?! Делитесь комментариями. Буду рада ответить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный перечень документов для заместителя директора по воспитательной работе.

Документация заместителя директора по воспитательной работе.

-циклограмма работы заместителя директора по воспитательной работе на год, месяц, неделю;

-графики посещения внеклассных мероприятий на месяц, на неделю;

-анализ посещённых уроков и внеклассных мероприятий;

-планирование консультаций и собеседований с классными руководителями;

-график проведения классных часов;

-планирование внутришкольного контроля по воспитательной работе, аналитические отчёты и протоколы ВШК;

-памятки для педагогов по различным видам деятельности;

-планы работы на каникулах всех служб школы;

-планы работы детских организаций;

-результаты участия учащихся школы в мероприятиях города, района, области.

-положение о классном руководителе;

-положение о методическом объединении классных руководителей и его функциях;

-состав МО классных руководителей;

-планирование работы МО классных руководителей;

-график проведения заседаний, протоколы;

-материалы, отражающие результативность работы МО классных руководителей;

-теоретические выступления, внеклассные мероприятия, результаты диагностики;

-отчёты классных руководителей по всем направлениям организации воспитательного процесса.

-список учащихся класса;

-список актива класса, поручения учащихся класса;

-участие в кружках, секциях, клубах;

-состояние здоровья учащихся класса;

-рейтинг учебных достижений учащихся;

-одарённые учащиеся и результаты их достижений;

-результаты изучения нравственной воспитанности учащихся класса;

-проблемные учащиеся и проблемные семьи;

-материалы организации дел в классе;

-работа по самообразованию и совершенствованию педагогического мастерства классных руководителей.

-проблемные учащиеся и их семьи;

-материалы консультаций. Собеседований с проблемными семьями и их детьми;

-протоколы заседаний совета профилактики;

-график проведения консультаций для учащихся и родителей;

-материалы семинаров классных руководителей;

-выступления на педсоветах и совещаниях;

-планирование деятельности социального педагога и психолога на год, четверть, неделю;

-план мероприятий по преодолению вредных привычек у учащихся;

-отчёты психолога и социального педагога по результатам их деятельности;

-материалы их выступлений на родительских собраниях.

-анализ социума микрорайона;

-общественные организации, с которыми школа имеет контакт,

-план мероприятий и сотрудничества с общественными организациями;

-фото- и видео материалы результатов деятельности;

-план мероприятий с родителями;

-родительский всеобуч, консультации для родителей;

-наблюдения, консультации школьного психолога.

Седьмая группа документов.

Должностные обязанности всех категорий педагогов, занимающихся воспитанием.

Восьмая группа документов.

Планы работы на год, месяц, неделю.

Контроль за выполнением планов.

Девятая группа документов.

Работа с учреждениями дополнительного образования.

-планирование кружков, секций, клубов;

-график заседания кружков, секций, клубов.

Работа педагогов дополнительного образования за счет штатного расписания.

- положение о дополнительном образовании;

- положение о рабочей программе педагога дополнительного образования;

- программа дополнительного образования школы;

- должностная инструкция педагога дополнительного образования;

- рабочие программы педагогов дополнительного образования;

- расписание занятий объединений дополнительного образования.

Десятая группа документов.

Одиннадцатая группа документов.

Воспитательная система школы.

Воспитательная система класса.

-как провести первое родительское собрание;

-как правильно и грамотно оформить классный журнал;

-как провести первую встречу с учащимися;

-какие сведения об учащихся необходимо иметь классному руководителю;

-требования к написанию плана воспитательной работы;

-каким должен быть дневник классного руководителя и т. д.

Примерная циклограмма рабочей недели заместителя директора

по воспитательной работе.

Планирование работы, контроль

Работа с активом

Работа с родителями

Индивидуальная работа с учащимися

Сотрудничество с другими организациями

Виды планов.

1.Перспективный план на учебный год.

Воспитательная работа отражена на календарный год.

3.Планы работы классных руководителей.

4.Планы клубов по интересам.

5.Планы детской организации.

6.Планы педагога - организатора.

7.Планы органов ученического самоуправления.

8.Планы методических объединений всех уровней.

9.Планы заместителя директора по воспитательной работе.

11.План работы музея ( если имеется)

12План работы воспитателей группы продлённого дня

При планировании учитывать принцип научности, конкретности, оптимальности, системности, индивидуальности.

i

В свое время, когда я только перешел с должности учителя на должность заместителя директора во воспитательной работе, я столкнулся с массой вопросов, а в частности с ведением необходимой документации. Помню как это было сложно: вникать в новые документы, планировать работу, работать с коллективом и т.д. Поэтому , создавая данную страничку, я ставил перед собой цель познакомить коллег с документацией, что бы Вам было легче вникнуть в данную деятельность.

Читайте также: