Литература по исследовательской деятельности в доу в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Тутаевского муниципального района

Подготовила и провела:

1.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.

2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

3.“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.

4.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.

5.“От педагогики повседневности – к педагогике развития” Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004.

6.“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А.И. Иванова.\

11.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.

12.Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г.

13.Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.

14.Козлова, С.А. Мой организм. [Текст] /С.А. Козлова.-М.; 2010 г.

15.Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.

18 Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

20.Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

21. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

22. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4 – 12.

23 Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

24. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

25. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

26. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

27. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

28. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

29.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

Список литературы для детей и родителей

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

Виктор Августович Кайе – известный изобретатель, автор целой системы развивающих игр. Его разработки уже снискали популярность и любовь не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это новейшие интеллектуальные игры для детей в возрасте от 3 лет, которые представляют собой многофункциональные вариативные системы. Такие дидактические и игровые материалы, детские головоломки и задачки имеют одновременно несколько решений, каждое из которых является правильным. Поэтому в ходе занятий происходит развитие конструктивного мышления и творческих способностей как у детей, так и у взрослых.

В пособии представлены материалы для занятий и игр с дошкольниками по детскому конструированию и экспериментированию с природным материалом.

Занятия направлены на развитие экспериментальной, поисково-познавательной и исследовательской деятельности в процессе игры. Могут проводиться как в детских садах, так и дома. Материал предполагает большую вариативность использования с учетом индивидуальных особенностей и возраста детей.

Описание к слайду 3 и 4

В книгах Натальи Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

Описание к слайду 5

Серия "Набор развивающих карточек для занятий с детьми" издательства "Речь" создана специально для развития и обучения детей в игровой форме. Творческие наборы, игры на улице и дома, развитие речи, мелкой моторики, обучение счету и письму - и всё это с помощью специально разработанных карточек. Над серией работали такие авторы, как Анатолий Шапиро, М. Колосов, Наталья

Описание к слайду 6 и 7

Нитка. Веревка. Канат.

Знания привыкли передавать ребенку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, а тем самым мы смогли бы подарить ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.

Описание к слайду 8

Хелен Идом и Кейт Вудфорд. Домашняя лаборатория. 1999 г. издательство: махаон, серия: учимся с мамой. Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных-экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.

Описание к слайду 9

Небольшие занятные книги,чтобы провести время с ребенком интересно и полезно. Каждая книга разбита на три занятия,которые содержат несколько опытов. Здесь представлены опыты с водой (что тонет,а что растворяется,природными материалами (сделать отпечатки на пластилине,выяснить какие материалы имеют природное происхождение,почвой (узнать состав,взаимодействие с водой,сравнение мокрой и сухой почвы, песком (изучить состав,изучить взаимодействие песка и глины с водой. Есть еще игра "Туристы в лесу" и творческое задание -нарисовать плакат. Никакой специальной подготовки не требуется. Все необходимое есть у каждого под рукой. Ребенку точно будет интересно узнать новое и почувствовать себя "ученым"

Описание к слайду 10

Авторы : Галина Тугушева и Анжела Чистякова

В новом, дополненном и переработанном издании, представлены: календарное годовое планирование занятий, конспекты занятий с детьми в детской лаборатории, схемы и чертежи проведения опытов, образцы рабочих листов для заполнения детьми во время занятий.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.

Описание к слайду 11

В картотеке представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром. Издание предназначено для педагогов, также оно может быть полезно родителям в домашних занятиях с детьми.

Описание к слайду 12

Для успешной реализации работы по направлению "Познавательное развитие с детьми дошкольного возраста предназначено данное пособие которое включает в себя 16 технологических карт и методическое описание руководства опытно-экспериментальной деятельностью дошкольников.

В технологических картах сформулированы цели экспериментирования, даётся описание содержания познавательно - исследовательской деятельности и предполагаемая результативность экспериментирования.

Методическое сопровождение описывает особенности становления познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, определяет цели детского экспериментирования, и кратко, в виде рекомендаций, представляет описание руководства деятельности по экспериментированию. Карты предполагают так же педагогическое участие - педагог может самостоятельно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей своей группы или на ранее изученный материал, дополнять технологические карты содержанием по своему усмотрению, описывать результаты усвоения эксперимента.

Описание к слайду №13

Составитель Нищева Наталья Валентиновна.

В сборнике материалов по итогам конкурса "Крибле! Крабле! Бумс!", проведенного журналом "Дошкольная педагогика", представлено тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах детского сада и помогает педагогам в решении задач воспитания творческой личности с активной жизненной позицией.

Оранжевое пособие 2013 года

Голубое 2017 года.

Описание к слайду №14

Планирование построено таким образом, что позволяет помочь дошкольникам упорядочить и систематизировать знания об окружающем мире, постичь связи между природными явлениями. Постепенное усложнение планирования работы в каждой последующей возрастной группе, концентрическое наращивание изучаемого материала позволяют детям не только овладевать способностью выявлять особенности предметов, но и приобретать умения сопоставлять их, устанавливать сходства и различия между ними, осуществлять анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений.

Описание к слайду № 15

Королева Лариса Анатольевна

В книге представлено тематическое планирование по разным возрастам на летний период: каждая неделя имеет свою тему, цель. В разделе планирования имеются разные формы работы как с детьми, так и с родителями. В разделе "Организация работы в центрах" описан материал по созданию групповых центров летом. А в разделе "Дополнительный материал" предложены материалы для работы с детьми. Также описываются опыты и эксперименты (со звуком, с водой, с песком, с глиной, с камнями и др.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический обзор методической литературы по познавательно-экспериментальной деятельности.

Подготовила: Агудалина Ж.А.

сентябрь 2018 г.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности.

Поэтому представляем вашему вниманию подборку книги по познавательно – исследовательской, экспериментальной деятельности дошкольников, которые соответствуют требованиям ФГОС. Для того чтобы Вы в последствии изучив имеющуюся методическую литературу решили для себя как лучше применить полученные знания в условиях детского сада. Материал был подобран с учётом возрастных особенностей детей.

Пособие посвящено развитию важной составляющей творческих способностей дошкольников - способности к преобразованию. В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями (процессы, отражающие три состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов). Пособие предназначено для работы с детьми средней группы детского сада, но может применяться и в работе со старшими дошкольниками.

В пособии приводятся игры, конспекты занятий, занимательные материалы на разные темы. Особо в работе можно выделить опыты и эксперименты, обозначенные литературно-художественными образами (на основе сказок, рассказов и др.). Данная методика, являясь авторской разработкой, позволяет представить детям более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, повышает наглядность и доступность материала. Формирование реалистического понимания природных явлений через постановку опытов (экспериментов) на основе литературно-художественных произведений (сказок, рассказов, былей и пр.) проходит более успешно: дети осмысленнее объясняют взаимосвязи, происходящие в природе, делают выводы и умозаключения. Литературно-художественные образы вызывают повышенный интерес к разгадке тайн природы, наиболее полно удовлетворяют естественную любознательность детей. Положительные результаты апробирования указанной методики явились доказательством ее эффективности, теоретической значимости и практической пригодности. В пособии представлены занятия, подводящие детей к экспериментированию. Описываются опыты, имеющиеся в педагогической литературе, но обновленные и модифицированные автором, а также составленные в ходе практической деятельности новые авторские эксперименты на основе литературно-художественных произведений (сказок, рассказов, былей), их содержание и методика проведения. Приводятся как традиционные, так и нестандартные формы, методы, приемы детского экспериментирования и формы отслеживания детьми его результатов. Основными целями данного пособия являются оказание помощи педагогам в освоении методики проведения поисково-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста, выборе вариативных форм обучения (интегрированных занятий, цикличных наблюдений, игровых обучающих и проблемных ситуаций, включающих опыты), а также содействие в апробации методики проведения опытов, обозначенных литературно-художественными образами. Критериями отбора экологического и фактического материала являлись их доступность и возможность для исследовательской работы. Содержание материала систематизировано по разделам. Детское экспериментирование в процессе наблюдения за природой (предметами неживой природы, растениями). Психолого-педагогические предпосылки для развития познавательной активности старшего дошкольника в процессе экспериментирования. Общие требования, предъявляемые к организации опытов. Опытническая работа с предметами неживой природы. Опытническая работа с растениями. Практический материал (конспекты занятий). Приложение содержит литературно-художественный материал, помогающий разнообразить содержание проводимых занятий по исследовательской тематике, примерный перечень оборудования экологического профиля для учебно-материального обеспечения ДОУ, правила по технике безопасности детей. Теоретические и практические материалы помогут педагогам понять роль и место детского экспериментирования в системе экологического образования дошкольников, овладеть методикой экспериментирования, грамотно спланировать опытническую деятельность с детьми в режиме дня, самостоятельно подобрать тематику, подобрать содержание теоретического материала, помогающего объяснить суть происходящих природных явлений, взаимосвязи и закономерности в них. Автор призывает использовать систематизированный материал по экспериментированию, чтобы сформировать умение ребенка делать логические выводы, выделять причинно-следственные связи, главные и второстепенные признаки в предметах и явлениях природы. Чем больше у ребенка будет задействована чувственная сфера, тем грамотнее, ярче и точнее будет развита речь, что является важным фактором при поступлении в школу.

3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2016. – 128 с., иллюстрации.

Пособие поможет организовать детскую лабораторию в условиях ДОУ, в нем представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами; предложены планы работы для средней и старшей групп и дано примерное содержание (конспекты) занятий, игр, экспериментов. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, мнемотаблицы, схемы изготовления поделок.

Материал расположен в книге от простого к сложному, в соответствии с возрастом детей. Если в средней группе предлагаются игры - экспериментирования, то в старшем возрасте уже занятия - эксперименты, где дети изучают уже серьезные темы (например, знакомятся с вулканами, магнетизмом). Но занятия проходят в игровой форме, с появлением разных персонажей. Содержание занятий интересное, книга написана доступным языком, все эксперименты хорошо описаны. И мне кажется, что она будет интересна не только воспитателям, но и родителям, желающим всесторонне развить ребенка.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В книге представлена работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития.

Пособие адресовано педагогам ДОО, учителям-дефектологам, родителям дошкольников.

В сборнике представлены планирование работы по организации тематических дней с включением познавательно-исследовательской деятельности и использованием разнообразных форм работы, примеры организации работы в центрах, конспекты по проведению занимательных опытов и экспериментов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период.

Книга полезна не только воспитателям в ДОУ, но и родителям, которые заинтересованы в развитии своего ребенка

Парциальная образовательная программа разработана как компонент основной образовательной программы, подготовленной участниками образовательных отношений. Ее главное направление - познавательно-исследовательское развитие детей 0-6 лет. В программе отражены цели, задачи, принципы, способы взаимодействия взрослых и дошкольников, взаимодействие ДОО с семьей, интеграция образовательных областей, а также другие требования ФГОС ДО.

Программа адресована педагогам системы дошкольного образования.

К программе предлагаются пособия из методического комплекта.

Эти пособия помогут педагогам в организации исследовательской деятельности детей по изучению окружающего мира.

В них описаны многочисленные наблюдения и опыты, которые могут осуществить дошкольники, конспекты увлекательных занятий. Представлены ответы на типичные детские вопросы, а также пути организации продуктивной деятельности детей в природе.

Также приведены критерии познавательных возможностей детей каждой возрастной группы.

6. 1. Александра Ивановна Иванова «Мир растений: Эксперименты и наблюдения в детском саду. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 160 с.

В пособии описаны многочисленные наблюдения и опыты, которые могут осуществить дошкольники, конспекты увлекательных занятий. Представлены ответы на типичные детские вопросы, а также пути организации продуктивной деятельности детей в природе.

В книге представлен только текстовой материал, без картинок и иллюстраций. Используя материал книги, можно в занимательной и интересной форме познакомить детей дошкольного и школьного возраста с миром растений. Через опыты и наблюдения дети познакомятся со строением растения, их биологическими особенностями, условиями необходимыми для роста и развития, размножения, сезонных изменениях в жизни растений. Также рассматриваются, какие опыты и наблюдения можно провести на огороде, в цветнике. Приводятся конспекты сезонных экскурсий в природу. В конце книги есть раздел "Растения в народных приметах", где приведены приметы по погоде, приметы урожая. Материал книги могут использовать педагоги на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим, комнатному цветоводству, а также при создании мини лабораторий для детей.

6.2. Александра Ивановна Иванова «Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.

В пособии дается характеристика особенностей детского экспериментирования, и описываются способы экспериментальной деятельности дошкольников, возникающие в спонтанных и специально организованных условиях. Даются методические рекомендации, позволяющие организовать такую деятельность на основе экспериментирования с неньютоновской жидкостью, описываются этапы ее трансформации в условиях игр-занятий, экспериментариума и научной лаборатории. Особенное внимание уделяется при этом интеграции образовательных областей и развитию диалектического и творческого мышления воспитанников. Приводятся конспекты игр-занятий и экспериментариумов с нормально развивающимися дошкольниками и их ровесниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Пособие рекомендовано воспитателям общеразвивающих, комбинированных и компенсирующих групп, педагогам-психологам, специалистам коррекционного профиля и педагогам дополнительного образования ДОО и начальных школ.

8. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.: «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-изд., переб. и доп. –М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

В программе, основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Представлены методические рекомендации по реализации программы и описан механизм диагностики познавательно-исследовательской деятельности дошкольника. Программа предназначена педагогам дошкольных образовательных организаций (ДОО) для работы с детьми 3-7 лет при решении задач образовательной области "Познавательное развитие".

9. Тимофеева Л.Л Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 304 с.

В пособии изложены общие закономерности и практические подходы к выбору и конструированию различных форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования. В книге представлены конспекты простых, составных и комплексных форм работы с детьми, построенных на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Книга адресована педагогам ДОО, методистам и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических вузов, гувернерам.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Читайте также: