Почему в первом классе не ставят оценки в школе

Обновлено: 02.07.2024

Не всем первоклассникам ставят оценки. В некоторых школах дети получают смайлики вместо оценок вплоть до 4 класса. Как это влияет на мотивацию детей и успехи в учебе, и какая система эффективнее: с оценками или без?

Учитель начальных классов, педагог по подготовке к школе

С одной стороны, детям приятно получать смайлики и наклейки. Но с другой — со временем дети перестают воспринимать эти наклейки всерьез, к тому же, не видят реальной оценки своих знаний. Что плохого и хорошего в системе обучения без оценок?

Почему первоклашкам не нужны оценки

Система оценок в начальной школе определенно нужна, но не с первого класса. Дети, которые только пошли в школу, еще, можно сказать, малыши. Они еще не успели окунуться в школьную жизнь, и им бывает трудно понять требования учителей.

Система оценок в 1-м классе снижает мотивацию детей.

Обучение в современной школе предполагает, что ребенок приходит в 1-й класс уже с необходимыми навыками и знаниями — чтение, письмо. Но на практике не все дети приходят подготовленные. И получается, что отдельным ребятишкам снижают оценки за каждую неправильную закорючку, за то, что ребенок не отступил нужное количество клеточек в тетради и тому подобное. К тому же, все дети разные — кому-то нужно больше времени на адаптацию, не у всех все сразу получается.

Поэтому в первом классе более справедливо сделать систему наклеек. Или, например, раздавать ребятам в качестве поощрений звездочки или значки. Пускай дети собирают звездочки за свои знания и старания, и с восторгом и гордостью показывают их родителям.

Оценки в начальной школе все-таки нужны

Когда мы выполняем какую-то работу или достигаем определенного результата, то хотим увидеть признание или получить вознаграждение. Ребенку тоже хочется, чтобы его работу оценили — так он видит, что проделал ее не зря. Дети не умеют мыслить далекими перспективами, им непонятно, например, зачем учить английский, чтобы он пригодился когда-то в будущем на какой-то воображаемой работе.

Дети живут сегодняшним днем, и им важно получить одобрение сейчас.

Поэтому, начиная со 2-го класса, оценки нужны как раз для мотивации. Когда ребенок получает высший балл, то понимает, что он все правильно сделал, выучил материал и написал контрольную как надо, ответил у доски на отлично. А самое главное — что его старания оценили. Конечно, бывает, что дети ошибаются, и получают не отличную оценку, но зато они видят свои ошибки и понимают, над чем нужно работать.

Не просто хорошо

Интерес к наклейкам с возрастом пропадает. Ребенок перестает их воспринимать как поощрение, и вообще перестает понимать, зачем они нужны. В результате школьник начинает относиться к учебе поверхностно: зачем прикладывать усилия, если все равно дадут наклейку. Без оценок невозможно увидеть, кто из учеников лучше усваивает материал, а кто — хуже. А если и вовсе не будет оценок, разве кто-то из детей захочет становиться отличником?

Плохие оценки — это стресс

Многие выступают против системы оценок в начальной школе просто потому, что учителя не всегда бывают объективны. Все мы люди, и иногда для некоторых учителей играют роль не знания ребенка, а отношение к ученику. Справедлива только та оценка, которая определяет степень усвоения материала учеником, независимо от его поведения.

Детям с нормальной самооценкой смайлики не нужны

Родители нужны для того, чтобы направлять и помогать, а не ругать. В начальных классах дети должны делать уроки вместе с родителями. Находите время на ребенка, садитесь и разбирайте каждый пробел, работайте над ошибками вместе. Расспросите его, что у него происходит в школе, какие трудности возникают, предложите вместе разобрать работу.


Приход детей в школу знаменует этап завершения дошкольного детства и их вступление в школьную жизнь. Это закономерное явление, которое подготовлено физиологически (уровнем биологического и физического развития ребенка), социально (готовностью вступать в новые формы общения, способностью выражать отношение к окружающему миру и самому себе), психологически (готовностью к усвоению широкого спектра знаний и умений; способностью воспринимать, запоминать, рассуждать, проявлять волевые усилия; желанием заниматься новой – учебной – деятельностью).

Одни трудности связаны с неготовностью интеллектуальной сферы первоклассника: у него недостаточно развиты умения внимательно рассматривать, сравнивать, классифицировать и др. Другие – с развитием волевой сферы – способностью сосредоточиваться, доводить дело до конца, принимать требование взрослого. Третьи – с недостаточно сформированной коммуникативной сферой личности – умением вступать в контакт, налаживать совместные действия, поддерживать беседу и пр.

Тревожность, возникающая сначала по поводу отдельных школьных ситуаций, постепенно перерастает в стойкое отрицательное эмоциональное состояние, которое характеризует отношение современных детей к школе, учителю и учению. Ощущения счастливого ожидания и волнения будущего первоклассника 1950–1970-х годов, которые были связаны с актом его поступления в школу, у сегодняшнего дошкольника сменяются настороженностью, страхом и другими отрицательными эмоциями.

Вы, конечно, знаете, что проблема негативизма ребенка, ставшего школьником, широко обсуждается в психологической и педагогической литературе: он отказывается выполнять требование взрослого, проявляет отрицательное отношение к деятельности на уроке, своеволие и упрямство. Психологи считают, что такие явления – следствие, как правило, некорректно организованного процесса обучения и всей школьной жизни, в результате чего у ребенка наступает неосознаваемое им чувство разочарования, тревожности, страха.

Какие нарушения учебного процесса вызывают отрицательное отношение ученика к школе? Обратим ваше внимание на некоторые из них:

Учитель не учитывает характера жизни и деятельности ребенка-дошкольника и резко погружает его в систему школьных отношений. Отсутствие связи и преемственности между двумя самоценными детскими жизнями – дошкольной и школьной – приводит к возникновению у ребенка внутреннего конфликта.

Как же можно решить все эти проблемы?

И все-таки что же делать? Можно ли помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни в условиях школы? При каких условиях стартовая готовность ребенка (так психологи называют исходный уровень развития ребенка при его поступлении в школу) может перейти во вторичную готовность (термин В.Д. Шадрикова), то есть сформированную систему качеств, обеспечивающих готовность к учению как специфической школьной деятельности?

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что возникающие в первом классе проблемы касаются всех участников процесса приобщения ребенка к школьной жизни: и самого ученика, и учителя, и родителей. Каждый должен найти свое место в этом процессе и тем самым ответить на вопрос, который относится только к нему как субъекту – участнику этого процесса. Перед учеником стоит вопрос: что я должен делать, как себя вести, чтобы принять школьную ситуацию как весьма важную для меня? Учитель должен ответить на такой вопрос: как организовать процесс взаимодействия с ребенком, чтобы, используя стартовую готовность к школе, осуществлять дальнейшее развитие его личности? Родитель должен думать о том, какие условия нужно создать в семье первокласснику, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь был менее болезненным и трудным. Если усилия всех участников нового этапа жизни ребенка объединить, то значительного числа трудностей в первом классе можно будет избежать.

В рамках данной публикации речь пойдет в основном об учителе, его позиции как обучающего и воспитывающего младших школьников. И разговор целесообразно, на наш взгляд, начать, пожалуй, с самой болезненной темы – контролирующей и оценочной деятельности школьника.

Почему в 1-м классе не ставят отметки?

Как вы лично, уважаемый читатель, относитесь к оценке деятельности первоклассника? Не относите ли вы себя к той значительной части учительства, которая убеждена, что в первом классе контроль и оценка отличаются от той же деятельности в других классах только тем, что детям не ставят отметок?

Ваша оценивающая деятельность имеет не только узко практическое значение: установление соответствия достижений ученика требованиям, которые к нему предъявляет учитель.

То есть первоклассник находится постоянно в стойкой ситуации неуспешности школьной жизни, потому что правильно принять оценку своей деятельности со стороны учителя он еще не умеет.

Именно поэтому с первых шагов обучения в школе вы должны уделить особое внимание формированию действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки у ученика, развивать осознанное принятие этой деятельности как добровольной, желаемой и необходимой для него самого.

Для разъяснения сути программы такого обучения ответим на три вопроса.

Рисунок Н.Гордиенко

Будем учить:

планировать свою деятельность (планирование – дисциплина труда);

анализировать достигнутый результат (соответствует ли он поставленной цели);

понимать особенности характеристик разных отметок (чего какая стоит);

осознавать мотив деятельности (отвечать на вопрос: “Зачем мне нужно это знать, уметь?”);

проявлять умеренную озабоченность своими успехами;

оценивать свои ощущения от успеха (поражения).

Создадим условия для:

предоставления права выбора работы по степени трудности;

ощущения уверенности в собственных силах и желания преодолевать трудности;

анализа с учащимися выполненной работы сразу после ее выполнения (дети участвуют в анализе и сами исправляют ошибки);

освоения детьми алгоритма пошагового контроля;

развития способности предвидеть трудности.

Будем учитывать, что:

первокласснику особенно необходимы позитивная оценка его деятельности, доброжелательное и оптимистичное к нему отношение;

оценка деятельности первоклассника (особенно!) должна быть мягкой, корректной, не оскорбительной для него; он не должен бояться контроля со стороны учителя;

ученик может научиться оценивать свою деятельность, если вместе с ним обсуждаются сначала положительные стороны его работы (что получилось, что удалось), а затем анализируются причины допущенных ошибок (почему возникли ошибки);

первоклассник должен знать возможные пути исправления ошибок.

Очень важно реализовать требования к организации контроля и оценки в первом классе. Основными являются следующие:

Контроль и оценка учителя должны проводиться с учетом психологических возможностей и особенностей детей этого возраста (их эмоциональности, импульсивности, неумения сравнивать результаты своей деятельности с образцом и др.).

Необходимо по-разному относиться к оценке результата и процесса обучения первоклассников. Иногда эти два компонента деятельности вступают в противоречие: ребенок достигает правильного результата, но в процессе выполнения задания суетится, торопится, делает много исправлений, ненужных движений и т.п.

Учитель должен помнить, что получение правильного результата деятельности прямо зависит от сформированности у ребенка знаний и умений, тогда как процесс деятельности связан со многими качествами личности, которые в этом возрасте могут быть еще не развиты (сосредоточенность, внимательность, аккуратность и др.).

Необходимо добавить, что у первоклассников особенно ярко проявляется разный темп деятельности, поэтому часто получается, что учитель одними и теми же критериями у одного ребенка оценивает результат, а у другого – процесс деятельности. В результате появляется отрицательное отношение к этому процессу.


Тема школьных оценок всё чаще встречается в наших блогах. Даже учителя говорят, что отметка — не показатель всех способностей и талантов ребёнка. Некоторые педагоги иногда даже завышают отметки ученикам, чтобы они поверили в себя и полюбили их предмет. Николай Архаров рассказывает о безотметочной системе обучения в младшей школе и о том, почему она сегодня недостаточно эффективна.

Когда пропали оценки

В первом классе нет отметок. Значит ли это, что в российской школе победила гуманная педагогика, или это самообман? Отказ от отметок — один из краеугольных камней гуманной педагогики. Использовался такой приём и в развивающей системе обучения.

Наиболее близкая к современному использованию форма безотметочного обучения была внедрена в развивающей системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Эта система предполагала, что в первом классе (как и в современной школе) школьникам не выставляют отметки. Активно использовалась функция развития рефлексивных навыков.

Отметка выставлялась в два этапа: сначала уровень выполнения задания определял сам ученик, это развивало в нём навыки рефлексии. Затем уровень знаний отмечал учитель — это помогало ученику повысить реальность самооценки. Использовалась предварительная оценка уровня выполнения задания учеником. Это позволяло научить детей адекватно оценивать уровень усвоенных ими знаний и навыков, предвосхищать успешность выполнения задания. Наконец, практиковалась взаимооценка. Она приучала детей слушать друг друга, улучшала их взаимодействию, корректировала их самооценку.


6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова

Всё это значительно смягчало вхождение ребёнка в мир отметок. Уже в конце первого класса дети осознавали, что отметка связана только с результатами их учебной деятельности, что она не зависит от личностного отношения к ним, а зависит только от их усердия, аккуратности и степени усвоения материала и выработанности учебных навыков.

Плачевные результаты

Причина такого решения разъяснена в том же письме:

Это относится не только к высшим достижениям, это суть всей методики безотметочного обучения в понимании минпросвета.

Как мы видим, Минпрос изъял из безотметочного обучения такие важные элементы, как соревновательность, коллективное обсуждение, гласность.

Вступило в силу и противоречие между гуманной и развивающей педагогикой. Если первая направлена на создание комфортных условий пребывания детей в школе и не всегда заботится о результатах обучения, то вторая направлена именно на достижение высоких результатов в учёбе.

Современная попытка внедрения безотметочного обучения оказалась недостаточно эффективна. Причинами этого послужили:

Последствия реформаторских действий министерства оказались достаточно плачевными. Учителя лишились возможности использовать важные функции, которые выполняли отметки. Взамен они не получили ничего толкового.

Использование безотметочного обучения в той форме, которую предложило ведомство, оказалось невозможным

Родители, защищая своих детей от учителя, зорко следят за тем, чтобы учитель не нарушал требований и не выставлял отметок в любой форме. Они и их дети блаженно уверены в успешности обучения на протяжении всего первого класса. В результате стимулирование детей к успешному обучению снижено. У них развивается привычка недоделывать задания, выполнять их небрежно, тем более что учитель не имеет права потребовать сделать дома невыполненную в классе работу.

Страсть по оценкам

Отметки сваливаются на учеников и их родителей как снег на голову в виде вводной районной проверочной работы в начале второго класса. Шок эта работа производит сильнейший. Ученики и их родители впервые видят, что у них не всё в порядке с учёбой.

Во втором классе начинается то, чего раньше никогда не было — стресс. Осознав, что у их детей проблемы, родители или начинают предъявлять к ним непосильные требования, либо начинают биться с учителем за каждую отметку. Некоторые родители начинают усердно учиться вместо своего ребёнка. Всё это вгоняет ученика в стрессовое состояние. Он начинает бояться отметок, старается хитрить, чтобы получить более высокую отметку, теряет веру в свои силы, привыкает прятаться за спину родителей и так далее.


6 главных вопросов о накопительной системе оценок в школах

В настоящее время в школе царит атмосфера отметочной истерии. То, что в позднее советское время называлось оценкоманией, возведено в квадрат

В то же время Минпрос, начиная со второго класса, напрочь забывает о всякой гуманности в обучении. Активное использование проверки знаний в виде тестовых заданий польностью лишает учителя возможности применять индивидуальный подход. Учитель не может ни поддержать первые робкие успехи ученика явно завышенной отметкой, ни снизить балл за явную халатность более сильному ученику.

Стресс второго класса наносит ребёнку непоправимую психологическую травму.

Что можно сделать

  • До всеобщего внедрения системы обучения, которая может обеспечить применение безотметочного оценивания, нужно вернуться к отметкам в первом классе.
  • Позволить учителю в первом классе выбирать инливидуальный подход к выставлению отметок: не ставить плохие отметки, выставлять стимулирующие и так далее.
  • Позволить учителю использовать метод соревновательности, выделяя лучших и не акцентируюя внимание на временных неуспехах отдельных учеников.
  • Для выполнения двух предыдущих пунктов всем в минпросвете придётся поверить в то, что не только они беспокоятся о детях, но и учитель тоже.
  • Резко снизить количество использования тестовых заданий в начальной школе. Использовать их только в оправданных случаях, например, для экспресс-контроля степени усвоения пройденного материала, а не как итоговые проверочные работы.
  • Строить систему оценивания учащихся в школе с постепенным повышением требований с учётом того, что во взрослой жизни оценивание является очень жёстким, и школа обязана подготовить детей к реалиям жизни.

Оценки в первом классе не ставят

За этого котенка мальчику поставили тройку

Фото: предоставлено родителем

В управлении образования уточнили, что по СанПиН в первых классах безоценочная система по всем предметам — это обязательно по закону. В некоторых школах оценки не ставят даже во 2 и 3 классах. Что же делать, если вашему ребенку всё-таки поставили оценку?

— Обратиться к директору школы. Если не получат ответы на свои вопросы, то нужно обратиться в управление образования, — отвечают в мэрии.

— В данном случае нужно поддержать, с такой несправедливостью и неадекватным и никому не нужным оцениванием ребенок может сталкиваться часто. Нужно напомнить, что учительница не является экспертом в искусстве. И даже если бы являлась, это не значит, что он должна оценить работу исключительно хорошо, потому что это ее взгляд и он никакого отношения к рисунку ребенка не имеет, — уверена эксперт.

По словам психолога, родителю важно соблюсти нейтралитет и поддержать ребенка, чтобы дать ему почувствовать безопасность и опору, что в будущем он не будет получать негатив за свое творчество.

— Если учитель ставит оценку, он должен обосновать, почему так происходит, по каким критериям произошла оценка. Этот момент должен быть прозрачен, иначе ребенок не поймет, что делать, чтобы постараться и получить потом четверку, — добавила Ольга Долганина.

Разбираться с учителем она в данном случае смысла не видит.

Педагог из России поработала в Англии и Китае и рассказала, чем отличаются их школы от наших.

Читайте также: