Стимулирование инновационной деятельности педагогических кадров в доу

Обновлено: 04.07.2024

Сначала рассмотрим, что же такое инновация. Разные словари толкуют это определение по-своему.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Основные этапы внедрения инноваций.

1. Поиск новых идей:

— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;

— выявление инновационных потребностей ДОУ;

2. Формирование нововведения:

— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;

— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;

— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3. Реализация нововведения:

— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;

— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4. Закрепление новшества:

— разработка презентационных материалов;

— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

Типы инноваций.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

4. По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Организация инновационной деятельности в ДОУ.

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Инновационная деятельность в ДОУ.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

• совершенствование мастерства педагогов;

• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

• мониторинг развития каждого ребенка;

• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

• формирование основ безопасной жизнедеятельности;

• организация экологического образования дошкольников;

• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

• пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

• пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

• пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Выбор направления инновационной деятельности.

Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

Инновационные образовательные технологии.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

• от типа дошкольного учреждения,

• от продолжительности пребывания в нем детей,

• от программы, по которой работают педагоги,

• конкретных условий ДОУ,

• профессиональной компетентности педагога,

• показателей здоровья детей.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

• решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.).

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

• подражание голосам и звукам природы

• использование художественного слова

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия

• коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Информационно-коммуникационные технологии

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данных технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения. Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.

Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

- Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки Кюзенера, развивающие игры Никитина.

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия.

Заключение.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модернизация общественных отношений в нашей стране протекает в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и в мировое хозяйство. В настоящее время на всех уровнях много говорят о приоритетной роли образования для развития государства. В условиях трансформации российского общества, управление любыми образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными, должно быть направлено на развитие в них инновационной деятельности.

Ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным образовательным организациям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений. Инновационный процесс представляет собой единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи, практическая разработка идеи и реализация нововведения в практике. В связи с этим инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Потому что активное внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а ОУ - полноценным социально – педагогическим институтом социума.

Для повышения этой активности необходимо найти механизмы стимулирования педагогов, т.е. повысить их мотивацию к обновлению системы образования детей через включение педагога в инновационную деятельность.

Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности внесли представители научной школы управления Ф. Тейлор, Ф. Гилбретт и Л. Гилбретт, Г. Эмерсон.

В исследованиях В.Р.Веснина, В.В.Глухова, М.И. и Н.Ю. Кругловых изучаются системы мотивационных и экономических механизмов, как основные функции менеджмента.

В литературе описываются следующие виды стимулирования:

Функция стимулирования используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Стимулирование предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно.

Система стимулирования вырастает как бы из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят.

Стимулирование- воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства, с помощью благ (стимулов, побуждающих работника к определенному поведению).

Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.

Стимулирование– косвенный способ мотивации, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.Стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение.

По виду потребностей, которые удовлетворяют стимулы, последние можно разделить на внутренние и внешние.

Внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами .

Таким образом, стимулирование, как основная функция менеджмента, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего учреждения.


В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества современного дошкольного образования. Вводятся новые требования к содержанию и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Педагогам необходимо переосмыслить свой имеющийся опыт и организовывать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в новых условиях, новыми формами, осваивать новые образовательные программы и технологии.

Ключевые слова: активизация инновационных процессов, системный характер, потребность в инновациях, необходимость внедрения инноваций

Характерной особенностью нашего времени для решения проблемы улучшения качества дошкольного образования является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе дошкольного образования.

Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.

Исследования нововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л. Г. Богославец, В. В. Горшкова, Е. С. Заир-Бек, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Е. Г. Ильина, В. Т. Кудрявцева, А. А. Майер, М. М. Поташника, С. Л. Полякова, В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др., которые отмечают, что в сферу инновационной деятельности включены не отдельные образовательные учреждения и педагоги — новаторы, а каждое учреждение и каждый педагог.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Тогда необходимо говорить в потребности педагога в инновациях в современной профессиональной действительности.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом. Источником инноваций является проблема. Решить проблему — значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Степень актуальности новшества определяется значимостью той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование.

Общая цель инновационной деятельности, по мнению В. С. Лазарева — улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Следовательно, инновационная образовательная деятельность — это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике [1].

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей [3].

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [4].

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств [2]. Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий а также от мотивированности педагогических кадров.

Новое может выступать в разных формах: принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна); условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане); формальная смена названий, оригинальное, иное воспроизведение уже известного.

По типам нововведения группируются по следующим основаниям:

− в содержании образования;

− в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

− частные, единичные, не связанные между собой;

− модульные (комплекс частных, связанных между собой);

− системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

− усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

− новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

− новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

− прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

− освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

− ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время модернизации образования каждое дошкольное образовательное учреждение сталкивается с необходимостью внедрения инноваций, иначе оно не может соответствовать современным требованиям государства, общества в целом, запросам родителей воспитанников. Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения стоит перед выбором внедрения инноваций в свою профессиональную деятельность или уход из профессии. Каждый руководитель детского сада заинтересован в сохранении и развитии своего учреждения, поэтому нуждается в изучении и развитии инновационных процессов в учреждении. Следовательно, инновационные процессы будут затрагивать участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей воспитанников, а также руководство учреждения, которое будет способствовать внедрению инноваций в практическую деятельность педагогов ДОУ. А значит можно выделить направления развития инновационных процессов:

− программно-целевой педагогический менеджмент;

− создание единой программы управления;

− широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;

− разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;

− изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций;

− разработка эффективного инструментария мотивации и стимулирования педагогических кадров и др.

− адаптация и внедрение новых программ;

− разработка индивидуальных программ образования;

− организация дополнительных образовательных услуг.

− адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих технологий воспитания дошкольников;

− использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.

− создание системы непрерывного образования педагогов;

− разработка программы формирования кадрового потенциала;

− разработка и применение индивидуальных программ творческого развития педагогов;

− индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

− использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов для повышения квалификации педагогических работников;

− самореализационные формы повышения квалификации — творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т. п.;

− активные методы обучения.

− организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;

− обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;

− разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;

− применение интерактивных методов взаимодействия с родителями по освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения;

− использование неформальных способов взаимодействия с родителями воспитанников, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т. д.;

− организация пресс-службы по выпуску газеты для педагогического просвещения родителей.

− обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;

− построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;

− преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;

− развитие альтернативных форм дошкольного образования:

− организация работы группы выходного дня;

− разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.

Таким образом, инновации в дошкольном образовании в настоящее время являются необходимостью для поддержания соответствия учреждения соответствию требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако, данная необходимость может противоречить потребностям педагогов дошкольных образовательных учреждений, которые могут быть не готовы к переходу от стабильности к принятию новообразований: их изучению, переосмыслению и применению в практической деятельности. Поэтому в процессе применения инновационных технологий велика роль руководителя дошкольного образовательного учреждения, который обеспечивает их внедрение.

Одним и элементов управленческой деятельности руководителя по внедрению инноваций в образовательный процесс детского сада будет мотивация и стимулирование педагогических кадров с целью сохранения стабильного коллектива и повышения их профессионализма. Для этого необходимо изучить и внести изменения в систему мотивации педагогических кадров ДОУ.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, инновация, дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, внедрение инноваций, детский сад, изменение, воспитательно-образовательный процесс, выходной день, инновационная деятельность.

Ключевые слова

активизация инновационных процессов, системный характер, потребность в инновациях, необходимость внедрения инноваций

активизация инновационных процессов, системный характер, потребность в инновациях, необходимость внедрения инноваций

Похожие статьи

Использование современных инновационных технологий.

Цель внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование

Управление инновациями в ДОУ | Статья в журнале.

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Инновационные процессы и тенденции в образовательном.

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких результатов образования.

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по.

детский сад, экологическое воспитание, образовательный процесс, самар, экологическое образование, экологическое образование дошкольников, экологическое образование воспитанников, управленческая деятельность.

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике.

Ключевые слова: инновационная деятельность, нововведения, коллектив, модернизация. В настоящее время педагоги дошкольных учреждений используют множество

– отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций

Инновационные подходы к реализации социального партнерства.

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей.

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовательном процессе. Автор: Габбасова Лилия Зяудатовна.

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной.

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

Аннотация. В статье рассматривается опыт стимулирования активной трудовой деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.

Ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным образовательным организациям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений. Инновационный процесс представляет собой единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи, практическая разработка идеи и реализация нововведения в практике. В связи с этим инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а ОУ - полноценным социально – педагогическим институтом социума.

Для повышения этой активности необходимо найти механизмы стимулирования педагогов, т.е. повысить их мотивацию к обновлению системы образования детей через включение педагога в инновационную деятельность.

В исследованиях В.Р.Веснина, В.В.Глухова, М.И. и Н.Ю. Кругловых изучаются системы мотивационных и экономических механизмов, как основные функции менеджмента.

В литературе описываются следующие виды стимулирования:

  • Материальное стимулирование
  • Моральное стимулирование

Функция стимулирования используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Стимулирование предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Также, создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно.

Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше того, что обусловлено трудовыми отношениями.

Таким образом, стимулирование, как основная функция менеджмента обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего учреждения.

Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.

Вторым немаловажным является моральное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.

Для повышения качества инновационной деятельности в ДОО нами разработана система стимулирования педагогов, которая включает в себя морального и материального стимулирования.

Содержание инновационной деятельности

Методы морального стимулирования

Методы материального стимулирования

Готовность педагога к инновационной деятельности: выбор инновационного проекта, разработка плана проекта

- выражение личной благодарности

направление на бесплатные курсы повышения квалификации

Создание инновационной среды; Подбор материалов по теме проекта

-доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы

-похвала, высказанная после посещения НОД

Составление плана основного этапа проектирования

-публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции

-публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ;

-выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога;

-подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных педагогом;

Работа педагога над основным этапом инновационного проекта

-похвала, высказанная после посещения НОД;

-благодарность в приказе

Работа педагога над завершающим этапом инновационного проекта

-выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога;

- награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образовательного процесса;

- размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги" и т. п.);

Обобщение опыта педагога в виде научного отчета

-направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства

- награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;

-предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме;

-предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передового опыта и т. п.;

-предложение возглавить творческую группу;

-выдвижение педагога в резерв на повышение;

-включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.

- изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом;

- подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников;

Презентация инновационного проекта на муниципальном уровне

- рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.;

- выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, грамотой главы администрации, губернатора, органа образования;

- выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;

Презентация инновационного проекта на региональном уровне

рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы

-Организация персональной выставки творческих работ педагога;

-Выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;

-Подарки за высокие результаты работы

-Выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха;

Презентация инновационного проекта на федеральном уровне

рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы

-оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конференциях;

Читайте также: