Стилистический анализ художественного текста в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Организационная структура занятия

1. Приветствие, отчет старосты о присутствии на занятии студентов.

2. Ознакомление со структурой занятия.

II Актуализация субъективного опыта и опорных знаний учащихся

Что изучает стилистика?

Какие вы знаете типы речи, их особенности?

Какие вы знаете стили литературного языка?

Почему их называют функциональными?

Назовите признаки, по которым стили различаются.

2. Составление опорной таблицы.

3. Из опыта работы учителя МБОУ Гимназия № 22 г. Белгорода Елиференко Т.В.

- Особенности работы с текстом (по системе Л.В. Занкова).

4. Из опыта работы учителя МБОУ Гимназия № 22 г. Белгорода Сусловой Л.Н.

- Знакомство с основами стилистики в начальной школе, особенности работы с текстами разных стилей.

III Этап закрепления знаний и способов действий

Работа с текстами разных стилей – работа в микрогруппах.

Задание: дать характеристику тексту с точки зрения стилистической принадлежности по следующему плану:

1. Охарактеризуйте ситуацию общения:

- откуда взят данный отрывок;

- назначение и цели речи;

- отражает ли он речь автора или речь персонажа.

2. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость называния, конкретность – абстрактность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи и т.д.)

3. Укажите языковые средства (лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в тексте названные стилевые черты.

4. Форма речи (диалог, монолог).

6. Сделайте вывод: к какому функциональному стилю относится данный текст.

Тексты для анализа:

Женя помолчала и опять спросила:

Оля, а кто такой Тимур?

Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.

А если не царь, не злой и не из средней, тогда кто?

Тогда не знаю. Отстань! И на что это тебе Тимур дался?

Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336 – 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. В 1370 году объявил себя эмиром. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.

Настоящий документ выдаётся всем окончившим полный курс обучения в указанном выше учебном заведении. При утере не возобновляется.

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

О Льве Ивановиче Скворцове справедливо говорят как о лингвисте от Бога. Однажды влюбившись в русский язык, он посвятил ему всю свою жизнь. А еще Скворцова называют патриархом отечественного языкознания. Ученик и соратник выдающихся российских лингвистов - академика В.Виноградова, профессоров С. Ожегова и А.Реформатского, он немало сделал для сохранения и развития русского языка. Лев Иванович написал более чем 400 работ о проблемах современного русского литературного языка, теории и практики культуры русской речи, орфографии. Известный миру теоретик и мыслитель Лев Скворцов щедро делится знаниями и опытом, занимаясь преподавательской деятельностью.

2.Самостоятельная деятельность студен­тов по алгоритму.

3.Анализ и оценка выполненных работ.

Запишите тему урока.

Сформулируйте цели урока:

Личностные: способствовать формированию …

Познавательные: содействовать ознакомлению учащихся …

Регулятивные: способствовать развитию у учащихся ….

Коммуникативные: способствовать формированию у учащихся …

Запишите, каким оборудованием будете пользоваться на уроке.

IV Этап подведения итогов занятия

V Этап информации о домашнем задании

Выполнить стилистический анализ предложенных текстов.

VI Этап рефлексии

О
цените свою работу на уроке по 10 бальной шкале (поставьте свою точку на шкале).

Русский язык с методикой преподавания

Методические рекомендации к практическому занятию

Рекомендации к стилистическому анализу текста

Стиль – это явление, которое может быть понято только при учёте целей, задач, ситуаций и сферы общения и самого содержания высказывания.

Стилистический анализ текста – характеристика текста с точки зрения его стилевой принадлежности. Это один из видов языкового анализа, который позволяет выявить знания студентов о стилях литературного языка и систематизировать их. Его цель – установление зависимости между особенностями текста и той ситуацией, той установкой автора, которая осознаётся студентами на основе целостного восприятия текста. Стилистический анализ текста включает и элементы лингвистического анализа: наблюдение над особенностями композиции, средствами связи предложений, способами передачи авторского отношения в текстах разных стилей.

Студенты должны знать признаки, положенные в основу разграничения функциональных стилей:

задачи (цели) речи;

Стилистический анализ текста необходимо выполнять по следующему плану:

1. Охарактеризуйвте ситуацию общения:

- откуда взят данный отрывок;

- назначение и цели речи;

- отражает ли он речь автора или речь персонажа.

2. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость называния, конкретность – абстрактность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи и т.д.)

3. Укажите языковые средства (лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в тексте названные стилевые черты.

4. Форма речи (диалог, монолог).

6. Сделайте вывод: к какому функциональному стилю относится данный текст.

Особенности работы с текстом в начальной школе.

В начальной школе учащиеся указывают следующие признаки текста:

Тема – это то, о чём или о ком говорится.

Идея (основная мысль) - это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего он написан.

План – определённый порядок изложения.

Грамматическая и смысловая связь предложений (в чём выражается)

Отнесённость текста к какому-либо типу речи: повествование (что произошло?), описание (какой?), рассуждение (почему?)

Стилистическая принадлежность (стили различают в зависимости от цели высказывания)

Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

  • СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
  • ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
  • МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
  • ЮМОР - добродушный смех.
  • ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
  • ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ - противопоставление.
  • ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ - построение текста
  • ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
  • РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)
  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.
  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Изучение стилистики в школьном курсе русского языка

Стилистика литературного языка – это раздел языкознания, в котором изучаются принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое – текст, а также стили языка и их система.

Стилистика языка занимается изучением различных выразительных возможностей языковых единиц – экспрессивных, эмоциональных, оценочных, функциональных.

Стилистикой языка рассматриваются не основные значения, соотносящие язык с реалиями окружающего мира, а только дополнительные, то есть сопутствующие оттенки, накладывающие на понятийное значение слов или конструкций.

Принято выделять два типа стилистически открашенных языковых единиц:

  • эмоционально-экспрессивные языковые средства – передают разный характер отношения говорящего к предмету речи: позитивный или негативный;
  • функционально-стилистические языковые средства – характеризуют сферу общения, указывая на преимущественное употребление слов и выражений в разговорном или книжном стиле речи.

Экспрессивная и функциональная окраска в языке взаимодействуют, частично проявляясь в слове или других языковых единицах одновременно.

Иными словами, проблема изучения стилистики в школе предполагает, что занятия по стилистике носят попутный характер, а также в них отсутствует система обучения этой дисциплине.

Содержание обучения стилистике в школе

Весь школьный курс русского языка предполагает изучение стилистики в качестве науки. Постепенно идет углубление знаний учащихся в области стилистики языка. В работе по стилистике принято выделять три взаимосвязанных этапа:

  • пропедевтический этап, предполагающий практическое знакомство с основным набором стилистических понятий и развитие первоначальных стилистических умений в начальной школе;
  • систематическое теоретико-практическое освоение базовых стилистических понятий и развитие у детей стилистических умений;
  • повторение, углубление и обобщение изученного в стилях и средствах языка.

Готовые работы на аналогичную тему

С опорой на обозначенные этапы учителя могут проводить систематическую, последовательную и обоснованную научно работу, понимая все ее перспективы и подразумевая целостную концепцию работы по преподаванию стилистики в школе, а не отдельными фрагментами, что часто можно встретить в практике работы.

Формирование стилистических понятий на уроках русского языка

Образование понятий – достаточно сложный процесс, в котором используют в качестве приемов познания сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализацию, обобщение и умозаключение.

Каждая конкретная наука – это система понятий, которые определенным образом взаимосвязаны друг с другом, что относится и к стилистическим понятиям.

Трудности при овладении стилистическими понятиями объясняются тем, что, чтобы их осознать, необходимо опираться на сведения из других разделов науки о языке, которые уже есть у детей, например, на фонетике, грамматике или лексике. В связи с чем, усвоение у многих протекает параллельно с формированием понятий различных уровней языка.

Чижова Т.И. на основании психологического подхода преподавания стилистики в младших классах, выделила пять этапов формирования стилистических понятий:

  • интуитивное представление о существовании правильного или неправильного использования средств речи в тех или иных условиях. На данном этапе обычно отмечаются попытки определения характера выявленных неправильностей, что обуславливается тем, что у школьников нет представлений о теоретических положениях, которыми регулируется использование языков средств в речи;
  • первичное знакомство с теоретическими положениями, когда обращают внимание, в первую очередь, на внешнюю сторону явления, а также ярко выраженную стилевую доминанту текста в качестве показателя его принадлежности к определенному стилю;
  • понимание теоретических положений, включающих знакомство с его поверхностными признаками, а также с глубинными характеристиками, то есть комплексом внелингвистических и лингвистических признаков. На этом этапе у учащихся формируется понятийный аппарат стилистики как науки, накапливаются термины;
  • усвоение стилистических понятий – у школьников развивается гибкость мыслительной деятельности, которая направляется на глубокое осознание комплекса функциональных средств изучаемых понятий, так как на этом этапе отслеживается интеграция приобретенных учениками знаний, касающихся языка, которые рассматриваются во взаимосвязи форм, значений и функций. Принципиально важное значение отведено формулировке правила, адекватно отражающего структуру умственных действий, и направленного на овладение действиями с целью мотивированно использовать стилистические средства;
  • овладение стилистическими понятиями – формирование умений правильного и целесообразного использования стилистических средств. На основании этого отмечается эффективное взаимодействие теории и практики, интуиции и правил. В результате цель обучения стилистике достигается.

Необходимо усиливать текстовый аспект стилистического анализа, в связи с чем, в общую схему стилистического анализа в школе следует включить пункты, которыми отражено последовательное доказательство стилистической и жанровой природы текста:

Стилистический анализ текста — что под этим понимается

Стилистика – это лингвистическая наука о способах речевой выразительности и о правилах функционирования языка, обусловленных грамотным применением языковых единиц в зависимости от содержания, цели, ситуации, сферы общения и прочих факторов.

Стилистический анализ текста рассматрива ет произведение с точки зрения его коммуникативных качеств и коммуникативно-прагматическо го знач ения , выявля ет риторические приемы формирования смыслов и образов. Основными целями такого анализа являются:

изучение типовой ситуации общения;

исследование стилевых черт, свойственных тексту;

анализ языковых средств, которые связаны со стилевыми чертами и ситуацией общения.

Варианты стилистического анализа текста

Стили

Разбор любого текста не составит труда, если понимать основные особенности разных видов повествования:

  1. Научный стиль написания характеризуется обилием терминов, научных определений, иностранных фраз, большим количеством существительных среднего рода, отсутствием эмоциональной окраски. Преобладает логическое выражение мысли. В научном тексте преобладают сложные повествовательные предложения с большим числом деепричастных и причастных оборотов.
  2. Официально-деловой стильизобилует речевыми штампами (согласно договору, в соответствие с договоренностью и т. д.). Используются слова, употребляемые должностными лицами (утвердил, согласовал, обладает правом). Официально-деловой стиль характеризуется утверждающим изложением материала, официальностью речи. Из-за того, что даже в простых предложениях содержится множество подробностей, текст переполнен однородными членами предложения и обособленными выражениями.
  3. Разговорное повествование предполагает использование повседневных бытовых выражений. В текстах нет терминов и иностранных слов, но есть фрагменты с эмоциональной окраской: фамильярность, неодобрение, ирония и т. д. Приметами разговорного стиля является постоянное использование простонародных выражений (закупился, деньга, малой и т. д.), обилие междометий, а также восклицаний (Ох, Тьфу на тебя!, Ах!). В материале встречаются неполные предложения, нечёткая выраженность некоторых фраз ( Здрасьте ).
  4. Текст в художественном стиле— комплексный метод, вобравший в себя все многообразие форм. Функция языка используется в полной мере для формирования художественного образа: эпитеты, сравнения, метафоры. Строки динамичны, наполнены глаголами, антонимами, словами в переносном значении. В художественной литературе применяются жаргонизмы, диалектизмы с целью лучшего описания действующих лиц.
  5. Публицистический текст наполнен политической и общественной терминологией (религия, демократия, социалист). Здесь реализуется принцип доступного и простого изложения. Для этих текстов характерны точность описания, лозунги и призывы (Нет войне!). В нем есть черты научного стиля, в частности терминология, художественного стиля – языковые инструменты, официально-делового – официозность речи. Присутствуют восклицательные, а также вопросительные предложения.

План стилистического анализа текста

Общую схему разбора можно представить следующими этапами:

определяем стиль и жанр произведения;

на какую сферу общения и ситуацию ориентирован текст;

какому читателю мы предлагаем текст к прочтению;

форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение или их комплекс), вид речи (монолог, диалог, полилог);

образ писателя и его функции в произведении;

индивидуальные особенности текста на уровне выбора языковых средств;

также в ходе стилистического анализа следует проанализировать текст с точки зрения словообразования, морфологии и синтаксиса.

Порядок проведения, применяемые приемы и алгоритмы, образец

К примеру, проанализируем следующий текст:

Темой повествования является научное описание природного явления. Целью является донесение информации о том, как возникает гроза. Текст читается от третьего лица. О научном стиле написания свидетельствует логическая последовательность изложения информации, его структурная и смысловая законченность. Изложенный материал имеет также научно-популярный подстиль. Вид повествования — прозаический.

Информация может быть адресована широкому кругу читателей — от педагогов до школьников. Предложения ровные, без эмоциональной окраски, что говорит о нейтральном фонетическом стиле. В тексте нет синонимических рядов, преобладают термины. Повествование состоит из 3-х простых предложений, осложненных однородными членами и причастными оборотами.

Вывод: анализ каждого уровня статьи, и в особенности лексического, является неоспоримым доказательством проявления научного стиля.

Читайте также: