План индивидуальной беседы с родителями в доу если ребенок дерется

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи : обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма проведения : беседа.

Подготовительная работа : анкетирование, подготовка памятки для родителей, проведение исследования по проблеме детской агрессивности.

Вопросы для обсуждения

1.Анализ проблемы агрессивности.

2.Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

3.Поощрение, наказание в семье.

4.Законы преодоления детской агрессии.

Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение? Именно об этом я хочу сегодня поговорить.давайте определимся с понятиями. Что такое по- вашему , агрессия?

Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. А агрессия и злость – это одно и тоже, или нет? Злость-это чувство, а агрессия- это поведение, в котором это чувство проявляется. Причём, злость- это лишь степень негативного чувства, которое несёт ву себе энергию. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально,т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).

Для чего вообще людям агрессия?

Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Он не может промолчать, когда чем- то недоволен.

Когда кто- то причиняет ему зло, он обязательно старается оплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что- то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чём- то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто- то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что- т плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Любит быть первым.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

У него редки приступы мрачной раздражительности.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность- 15-20 баллов.

Средняя агрессивность- 7-14 баллов.

Низкая агрессивность- 1-6 баллов.

Необходимо найти такое сочетание снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.

Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

Как же мы, взрослые, должны себя вести?

РАБОТА В ГРУППАХ.

Ты опять получил двойку, как всё это мне надоело!

Ты снова в школе подрался? Всё никакого тебе телевизора!

Ты не заполнил дневник? В чём дело? Это же твоя обязанность!

Наибольший эффект даст осуждение агрессии ребенка, обсуждение с ним причин ее проявления, совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, но без строгих наказаний.

Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

Оно следует немедленно за проступком;

Оно суровое, но не жестокое;

Оно оценивает действия ребёнка, а не человеческие качества.

( слайд анкетирование детей)

Мне потребуется шесть помощников.

Разбейтесь , пожалуйста на пары.

Дать пуговицу( или конфету) одному из партнёров, он зажимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту.

Потом партнёры меняются местами. Как удалось это сделать.

Возможны варианты: силой, просьбой, лёгкими поглаживаниями.

Я хочу рассказать притчу.

Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по другому?

Видео с детьми

( видео с детьми)

Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к немупротивоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:

1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).

2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).

3. Агрессия проявляется в играх ребенка.

4. Агрессия по отношению к животным.

Рассмотрим причины проявлений этих видов агрессии и рекомендации психологов.

Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

  • желание самоутвердиться;
  • защита;
  • от безысходности;
  • от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок сначала выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.

Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрессивного поведения ребенка.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Какие же рекомендации можно дать родителям?

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.

Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

  • Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими.

- Какие выводы вы можете сделать из нашего обсуждения? (Необходимо обдумать дома этот вопрос, организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при выборе программ, если ребенок находится перед телевизором.)

Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:

1.Самим не проявлять грубости, жестокости.

2.Постараться быть внимательными к ребенку.

3.Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.

4. Учиться слушать и слышать своего ребенка. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Детская агрессивность - явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе как об агрессивном ребенке.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания:

ü эмоциональные отношения, которые существуют в семье;

ü принятые формы поведения;

ü реакция взрослых на различные действия ребенка;

ü принципы воспитания.

Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы). Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

1.) Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).

2.) Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).

3) Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).

4) Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Лишь ¼ от перечисленного - врожденные особенности. А 3/4- особенности социального окружения ребенка, в котором основная роль отводится матери.

Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своими собственными.

Памятка для родителей

Почти у каждого здорового малыша до трех лет бывают периоды наступательного агрессивного поведения в детской группе. Пройдет этот период, и освоит ли ребенок новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей.

Что делать если ребенок дерется?

1. Во - первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться.)

2. Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение (утомился, голоден, плохо себя чувствует, недостаток внимания, вседозволенность в семье, копирует чужое поведение).

· Находиться рядом с малышом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.

· Стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребенок

использует деструктивный способ. При первых признаках

предложить другую игрушку, изменить место игры,

поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с

ним, настоять на возвращении отнятого.

· Если ваш ребенок сделал все правильно, как вы его учили,

Необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием). Самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы.

ВложениеРазмер
k-ya_esli_r-k_deryotsya.docx 501.8 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессивность - явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе как об агрессивном ребенке.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания:

  • эмоциональные отношения, которые существуют в семье;
  • принятые формы поведения;
  • реакция взрослых на различные действия ребенка;
  • принципы воспитания.

Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы ). Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

1.) Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).

2.) Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).

3) Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).

4) Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Лишь ¼ от перечисленного - врожденные особенности. А 3/4- особенности социального окружения ребенка, в котором основная роль отводится матери.

Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своими собственными.

Памятка для родителей

Почти у каждого здорового малыша до трех лет бывают периоды наступательного агрессивного поведения в детской группе. Пройдет этот период, и освоит ли ребенок новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей .

Что делать если ребенок дерется?

1 . Во - первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться.)

2 . Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение (утомился, голоден, плохо себя чувствует, недостаток внимания, вседозволенность в семье, копирует чужое поведение).

  • Находиться рядом с малышом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.
  • Стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребенок

использует деструктивный способ. При первых признаках

предложить другую игрушку, изменить место игры,

поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с

ним, настоять на возвращении отнятого.

  • Если ваш ребенок сделал все правильно, как вы его учили,

Необходимо его похвалить, обнять, побыть рядом (закрепить новое поведение своим вниманием). Самая лучшая поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей "Если ваш ребенок часто дерется с детьми"


Консультация для родителей "Если ваш ребенок дерется с детьми"

Консультация для родителейЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЧАСТО ДЕРЕТСЯ С ДЕТЬМИЧасто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун! В детском саду только его и ругают.


Консультация для родителей "Если ваш ребенок дерется"

консультация для родителей.


Детская агрессивность - явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует р.

Консультация для родителей "Если ваш ребенок дерется….."


Консультация для родителей "ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ С ДЕТЬМИ"

Консультация для родителей ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЧАСТО ДЕРЕТСЯ С ДЕТЬМИ.(Лустина Э.В.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Воспитатель М.О.Бебия

Если ребенок дерется, многие родители чувствуют растерянность и не знают, как на это реагировать. "Я уже не знаю, что делать. Сын дерется в детском саду каждый день, дерется на детской площадке. Я что только уже не пробовала, ничего не помогает. Что делать - не знаю".
Конечно, каждый случай индивидуален.

Если драка или другое проявление агрессии - разовый случай самообороны , то важно поговорить с ребенком, объяснить ему возможные последствия этого, но не ругать и не наказывать.

Другое дело, если ребенок сам постоянно начинает драки . В этом случае тоже важно поговорить с ребенком, узнать причины этого. Может быть, ваш ребенок видит во всех врагов. Тогда вместе с ним поищите достоинства у других детей.

Или наказывает других детей за то, что они не хотят с ним играть (дружить). Тогда важно ему объяснить, что таким образом он добивается противоположного результата. С драчунами играть и дружить никто не будет. Научите его, как подружиться с другими детьми.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ ПРИ ВАС НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Если драка произошла при вас , не ругайте ребенка, иначе он все равно будет драться, но когда вас нет рядом. Но и не защищайте его, пока не разберетесь кто прав, кто виноват. Такая реакция может привести малыша к ощущению вседозволенности. Сначала разберитесь в ситуации.

Если ваш ребенок неправ, то побудите его извиниться перед другим ребенком и помириться. Если он отказывается, то уводите его домой. Объясните ему, что драться плохо, но не говорите, что он - плохой.

Наедине с ребенком порассуждайте, какие могут быть последствия его драчливости. Допустим, соседский мальчик обидится на него и не захочет с ним играть, с ним не захотят играть и другие дети, он может ранить другого ребенка, объясните, что когда он бьет другого, тому больно.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ

Если ребенок на вас замахивается , поймайте его и обнимите. Обнимайте, пока он не успокоится. После этого скажите, что если ему больно или плохо, то он может вам об этом рассказать.

Если же он не просто замахнулся, а стукнул вас (или дерется с вами регулярно), не кричите на него. Вполне возможно, что неосознанно он хочет получить именно такую реакцию и привлекает таким образом ваше внимание.

Наоборот, скажите, что вам больно и всем своим видом покажите, что обиделись на него, отстранитесь, отвернитесь, выйдете из комнаты или выведите его. Пусть другой член семьи (если стал свидетель ситуации) подойдет к вам и пожалеет вас в присутствии ребенка, но игнорируя его, погладит вам "больное место", покажет, что вам больно.

КАК ВАМ СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ

Помните, что многое зависит от вашей реакции на драки ребенка. Кричать на ребенка и тем более его бить, бесполезно и неэффективно.

Чаще всего драчуну говорят: "Раз ты дерешься, значит ты - плохой. Петя не дерется, значит, он - хороший". Помните, что критиковать можно поведение, но не самого ребенка. Очень важно не сравнивать своего ребенка с другими детьми (ни в чью пользу). К тому же для вас ваш ребенок всегда хороший, и вы любите его любым. И это важно ему говорить. Может быть, не случайно слова любимый и любой имеют один корень "люб".

Не запрещайте ребенку чувствовать и выражать злость, раздражение, гнев. Не используйте такие фразы, как "Не кричи!", "Не злись!", "Не дерись!", не навешивайте на него чувство вины за эти чувства. Не рассказывайте ему сказки про то, что где-то живут дети, которые никогда не злятся. Помогите ему правильно реагировать в этих ситуациях, но сначала сами этому научитесь. Ведь ребенок во всем подражает вам.

Злость - это естественная реакция защиты. И важно ее не подавлять, а научиться давать ей выход. Но от вашей реакции на агрессивное поведение ребенка тоже многое зависит.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТСЯ С АГРЕССИЕЙ?

Часто маленькие дети, когда злятся, сами не понимают, что с ними происходит. Это важно им объяснять. Например, "Ты сейчас злишься на Ваню, так как он взял поиграть твою машинку, не спросив у тебя разрешения" или "Ты злишься на папу, так как он не разрешает тебе играть за компьютером или в игры на телефоне".

Посочувствуйте ему: "Конечно, это неприятно. Я тебе понимаю", "На твоем месте я бы тоже сердилась (была недовольна), если бы мою вещь взяли без спроса".
Чем меньше ребенок, тем меньше он осознает, что он делает в порыве гнева. Как правило, дети не понимают, что делают больно другим, когда дерутся. И это необходимо объяснить ребенку на его языке, учитывая его возраст.

Покажите разные способы выражения злости : потопать, похлопать в ладошки, комкать и рвать бумагу, резать ножницами, кидать мягкие мячики.

Для отреагирования злости у мальчиков полезны игры в "войну", в смелых и сильных героев из сказок, мультфильмов, фильмов, отстаивающих справедливость и добро, в "бои с драконом, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным", в которых ваш сын выступит храбрым героем и победителем зла. В таких играх добро всегда должно побеждать. Покупайте военные игрушки сыну: танки, пистолеты, мечи. С помощью них он также сможет отреагировать свою агрессию.

Выплеснуть злость можно и в ролевых играх, где есть "агрессор" и "жертва" , допустим, "кошка с собакой", "кошки-мышки", "волк (лиса) и заяц". Важно: в таких играх меняться местами, чтобы ребенок побывал и в той, и в другой роли, и любая игра должна заканчиваться хорошо, на перемирии. В ролевых играх необходимо показать ребенку возможные последствия агрессии и научить другим, миролюбивым способам разрешения конфликта. Конечно, сначала Вы сами должны им научиться.

Направьте его агрессию в другое русло , допустим, выплеснуть злость он может на занятиях спортом. Можно повесить в доме боксерскую грушу.

Отреагировать злость можно и во всех играх, где есть возможность для удара, пинка : это все простые игры с мячом, футбол, хоккей, бадминтон, теннис, баскетбол, естественно, все виды борьбы. Даже простейшая зарядка поможет снять напряжение.

На прогулках побуждайте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать. Обязательно танцуйте с ребенком.

Смотрите с ребенком добрые передачи, мультфильмы и фильмы, читайте сказки, в которых добро побеждает зло . Ограждайте от мультфильмов и фильмов, где демонстрируется насилие.

Пойте и слушайте добрые, жизнерадостные песни .
Инсценируйте с помощью игрушек сценки из сказок и мультфильмов, из жизни ребенка (не называя имен), разыграйте разные способы разрешения конфликтов.
Попросите ребенка придумать новые способы решения ситуации мирным путем. Например, сцену в песочнице можно разыграть на примере двух зайчиков. Один взял игрушку у другого. Что делать в такой ситуации? Например, играть этой игрушкой вместе, вдвоем или по очереди.

Вот игры, которые вы можете проводить с ребенком время от времени, и особенно, когда он злится.

Игра "Злая подушка" или "Подушка для битья"

Выбираем отдельную подушку, которую бьем, кусаем, топчем, пинаем, когда злимся. При этом можно и покричать прямо в подушку. Потом на этой подушке ни в коем случае нельзя спать или лежать. Такую подушку нужно хранить в специальном месте.

Игра "Волшебный мешочек"

Сшейте или подберите специальный "волшебный" мешочек, в который можно говорить о своих обидах, боли, злости, досаде и других чувствах. Объясните и покажите ребенку, как им пользоваться.
"Этот мешочек обладает волшебным свойством превращать неприятные чувства в спокойные. Для этого надо раскрыть мешочек и сказать в него все, что чувствуешь. А потом закрыть (завязать, застегнуть на пуговку). Тогда это чувство попадет в мешочек и останется в нем до тех пор, пока не исчезнет. Этот мешочек сможет растворить плохое чувство. А ты почувствуешь легкость и спокойствие".
Побуждайте ребенка использовать волшебный мешочек всегда, когда он злится, обижается, когда у него плохое настроение, чтобы у него это вошло в привычку.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Если вы сами или кто-то из членов вашей семьи бьет ребенка (папа, старший брат), или кого-то в семье (допустим, папа бьет маму), не сомневайтесь, что это - основная причина детской агрессии.

Ваша агрессия по отношению к ребенку приводит к тому, что он свою агрессию перенаправляет на более слабых. Вам он ответить ПОКА не может, но вымещает свою злость на других детях. Подумайте, какой пример вы ему подаете.

Ребенок - ваше зеркало, он отражает вас и то, что происходит в вашей семье. Если вы измените свое поведение, он тоже изменится. Причем, шлепки и подзатыльники многие не считают проявлением агрессии. И других способов воспитания детей просто не представляют.

Если вы кричите или замахиваетесь на ребенка, оскорбляете и унижаете его, угрожаете ему ремнем, "ломаете" его, давите на него - вы формируете у него роль жертвы. Но жертва родительского террора в другой ситуации с более слабыми выступает в роли "мучителя". Дома он - "жертва", а в детском саду или на детской площадке он - "мучитель".

Давайте разберем и другие распространенные причины детской агрессии:

1) Неумение родителей справляться со своей собственной агрессией. Допустим, вы кричите на ребенка и друг на друга, часто бываете раздражены, едва сдерживаете свой гнев или наоборот, подавляете свою агрессию, не признаете и не принимаете свои чувства. У агрессивных родителей и дети агрессивны.

2) Постоянная критика ребенка. Очень часто родители мало хвалят, или совсем не хвалят детей, успехи воспринимают, как норму, но зато на любой промах реагируют эмоционально и негативно. Если вы знаете за собой такую особенность, учитесь эмоционально реагировать на малейшие достижения ребенка, таким образом позитивно их подкрепляя.

3) Равнодушие к ребенку, недостаток внимания и любви к нему. В этом случае с помощью агрессивного поведения ребенок может привлекать к себе ВАШЕ внимание, пусть хотя бы со знаком "минус".

4) Суровая атмосфера в доме и железная дисциплина.

5) Безразличие и игнорирование агрессивного поведения ребенка. Если вы никак не реагируете на драчливость и другие формы агрессии ребенка (например, отобрал у другого малыша игрушку), то таким образом поощряете его.

6) Похвала ребенка и гордость за то, что он сдает сдачу, ведет себя как настоящий пацан, естественно, тоже подкрепляет его драчливость.


В статье представлено обобщение педагогического опыта воспитателя и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Разработка посвящена анализу проблемного поведения детей раннего дошкольного возраста. Приведены практические рекомендации для родителей, предлагаются основные направления воспитательной работы. Материал может быть использован при организации родительских собраний, лекций, семинаров, а также при индивидуальном консультировании родителей детей раннего возраста.

Ключевые слова: капризы, кризис, поведение, развитие, ранний возраст.

Цель беседы — оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

Задачи беседы: расширение представлений родителей о причинах негативного детского поведения; информирование об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста, нормативных кризисов развития; предоставление возможности проанализировать взаимоотношения со своим ребёнком и выявить механизмы формирования капризного поведения или упрямства; формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях.

Содержание тематической беседы:

Родителям детей раннего возраста нередко приходится сталкиваться с их капризами, истериками и упрямством. Причины и механизмы формирования такого негативного поведения у детей зачастую понять очень сложно не только самим родителям, но воспитателям и педагогам.

Причина возникновения кризиса состоит в том, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и поэтому не могут выполнять свои функции

Кризис 1 года. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым претерпевает кардинальные изменения. Ребенок начинает понимать и разделять: я — ребенок, а он — взрослый, мы — разные, отдельные. В этом сущность кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, умение ходить, развиваются действия с предметами, но диапазон возможностей для воплощения этого развит еще недостаточно.

Возможность передвигаться самостоятельно, способность находить много интересных вещей, которые требуют изучения и экспериментирования с ними, являются проявлениями детской любознательности, желания познакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность данного возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, проявляющийся в плаче, упрямства, недовольстве. Воля ребенка впервые сталкивается с волей взрослого: ребенок стремится действовать сам, быть самостоятельным, выбирать предметы, общаться по собственному желанию. Кроме того, у ребенка возникает стремление к общению, но возможностей (активной речи, слов), чтобы выразить все это, еще нет.

Так формируется кризис одного года. Он становится тем глубже, чем больше родители оказывают сопротивление желаниям ребенка. Капризы ребенка, в действительности, является показателем того, что взрослым пора менять свое поведение и отношение к собственному ребенку, поскольку предыдущие стереотипы общения уже не подходят. Кризис первого года знаменует переход от периода младенца к раннему детству. Симптомами этого кризиса, и любой другой, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные реакции у ребенка возникают обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок. Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, громком плаче, падении на пол, истериках и агрессивных реакциях.

Этот возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, также характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов, становлением новых черт сознания и личности ребёнка и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э.Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Важно отличать и выделять кризисные проявления капризности и упрямства от ситуативных или формирующихся в постоянную черту детского характера в ответ на дисгармоничные стили воспитания в семье.

Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация членов семьи, ухаживающих за ребенком. Например, гиперпротективная мама и гипопротективный папа.

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневным заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справится самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидным в период возрастных кризисов.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2–3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6–7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т. д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большой частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

 много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство;

 освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи;

 как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых;

 играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия;

 получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что — то не получается, поскольку ребенок в 2–3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи;

 иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет?

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Вам как его родителям важно:

 Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

 Предоставьте ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, шишками, камушками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

 Чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

 Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2–3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

 Относится к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

 Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного.] Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

 Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

 Относится спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая — то сложная для него задача, вполне естественны.

Не бойтесь выглядеть смешным. Чем нелепее вы себя ведете, тем лучше. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что разговариваете с ней. Или попрыгаете на одной ноге. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.

Хорошее поведение ребенка обязательно закрепите похвалой. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Между тем похвала для детей — это как вода и солнце для растений.

Похвала должна быть немедленной. Как только вы увидите что-то положительное, тут же хвалите за это ребенка. Все свое внимание следует уделять хорошему, а не плохому поведению вашего чада.

Помните, что капризность лучше предотвратить и изначально не допускать ошибок в воспитании ребёнка, нежели потом исправлять свои ошибки. На это потребуется немало времени и терпения, а самое главное — любви и внимания, тогда спустя некоторое время вы увидите, что ваш капризуля изменился в лучшую сторону.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, родитель, кризис, ранний возраст, член семьи, возможность, возраст, малыш, поведение.

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на развитие.

ребенок, период кризиса, родитель, дошкольный возраст, отношение, протекание кризиса, взрослый, поведение ребенка, воспитательный процесс, родительская позиция.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы.

ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение. Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога.

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной.

ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.

Особенности воспитания детей раннего возраста

В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша.

Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех.

Формирование навыков взаимодействия у детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Организация взаимодействия с родителями. В раннем возрасте дети характеризуются тесной эмоциональной связью с родителями.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста.

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения

Важным для всех детей является возможность завоевать доверие и расположение со стороны взрослого, без.

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

В этих условиях дети значительно раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам со многими взрослыми из обслуживающего персонала.

Особенности детей раннего возраста | Статья в сборнике.

Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребёнка.

Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих.

ребенок, семья, родитель, подростковый возраст, опорно-двигательный аппарат, кризис, общеобразовательная школа, получение профессии, нарушение, возможность.

Читайте также: