Личностные ууд во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое разработки

Формирование личностных учебных действий (УУД)

во внеурочной деятельности

У младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включающие в себя три основных блока:

1 блок: самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

т.е. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

3 блок нравственно-этического оценивания – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Условием эффективного формирования личностных УУД является умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также его положительные качества.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?

Для этого нужно:

Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.

Предоставление детям права выбора.

Привитие навыков самоуправления (в третьем классе дети способны собрать спортивную команду, выбрать капитана, внести или не внести в список команды себя)

Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей.

Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества учащихся.

Привитие духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание.

Приобщение детей к культуре. Наши традиционные провода масленицы, поздравления мальчикам от девочек, девочкам от мальчиков. Участие в общественной жизни школы.

Создание условий для формирования толерантности.

И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды.

Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.

1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.

5.У ребёнка сформирована мотивация.

6.Сформирована адекватная самооценка.

Цели: Сформировать представления о здоровом образе жизни.

Занятие состояло из нескольких этапов и на каждом из них Ирина Анатольевна развивала личностные УУД.

На первом этапе Смыслообразование - дети получили возможность оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки; объяснили, почему те или иные поступки оцениваются именно так; произошло развитие мотивации деятельности и личностного смысла учения. Они понимают чувства других людей и сопереживают им.

На втором этапе - Самоопределение, - дети получили возможность самостоятельно определять и объяснять смысл общих для всех людей правил поведения, гигиены; они приняли установку на здоровый образ жизни и обогатили свой жизненный опыт.

На третьем этапе ребята работали в группах. На этом этапе Ирина Анатольевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления . Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности.

На этапе итога занятия и рефлексии дети понимают роль здорового образа жизни и необходимость правильного питания; на этом этапе происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; осознание себя, как субъекта, в целостном восприятии окружающего мира, умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью.

Целью данного кружка является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, формирование мыслительных операций, логического мышления, развития познавательного интереса.

На первом этапе -Самоопределение к деятельности Ольга Алексеевна формировала положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

На этапе актуализации знаний , а это был блиц – турнир, учитель хотел, чтобы дети определили границы собственного знания и незнания и проявили желание принять участие в игре.

Затем по теме занятия они работали в группах. На этом этапе Ольга Алексеевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления . Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности и связывали свои успехи с усилиями и трудолюбием.

На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; на протяжении всего занятия дети выражали положительное отношение к процессу познания: проявляли внимание, терпимость друг к другу, желание больше узнать.

Тема занятия: Геометрические фигуры.

Цель: продолжить работу с многоугольниками, закрепить знания о квадрате-подмножестве многоугольников, развивать внимание, воображение, речь, умение работать со схемой, воспитывать аккуратность и добросовестное отношение к работе.

На своем занятии Светлана Петровна так же на каждом этапе формировала личностные универсальные учебные действия.

На первом этапе занятия – формировала личностный смысл учения. Желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.

На втором этапе развивала самостоятельность и личную ответственность при работе в парах. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. При поддержке других участников группы и педагога.

На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки.

воспитывать у детей положительные качества характера;

способствовать сплочению коллектива;

мотивировать детей на совершение добрых поступков;

воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;

учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Анна Александровна на своем занятии формировала следующие Личностные Универсальные Учебные действия :

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей ;

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения;

знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) ;

формирование моральной самооценки;

проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, взаимопомощи.

И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование личностных учебных действий (УУД)

во внеурочной деятельности

(из опыта работы)

Учитель начальных классов СОШ №24

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознание себя как гражданина , как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте , готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Условием эффективного формирования личностных УУД является умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также его положительные качества.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?

Поддерживать познавательную потребность

Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества учащихся

Реализация потребности в самовыражении

Позитивный прогноз перспектив развития навыков социального общения и личностного отношения к происходящему

Участие в общественной жизни школы

И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды. Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.

1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.

4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.

5.У ребёнка сформирована мотивация.

6.Сформирована адекватная самооценка.

Занятия факультатива должны быть эмоциональны, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: в оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме бесед-занятий.

В оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как н аправление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

У обучающихся будут сформированы Личностные универсальные учебные действия , а именно:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Еще несколько мыслей на тему: как развивать личностные УУД в рамках внеурочной деятельности:

Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.

Предоставление детям права выбора.

Привитие навыков самоуправления (в третьем классе дети способны собрать спортивную команду, выбрать капитана, внести или не внести в список команды себя)

Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей.

Привитие духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание. Если вы обратили внимание, то в начальной школе нет исписанных парт, стен, потому что это моё рабочее место. Мне оно должно нравиться.

Приобщение детей к культуре. Наши традиционные провода масленицы, поздравления мальчикам от девочек-матрёшек.

Создание условий для формирования толерантности.

И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества.

Исходя из реалий современной жизни, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.

Учителю начальной школы необходимо создавать условия для формирования всех групп УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), учитывая возрастные особенности младших школьников.

При этом именно личностные универсальные учебные действия играют очень важную роль, они определяют готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, формируют мотивацию к обучению, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

За годы работы по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения мною накоплен определенный опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учащихся.

Он является результатом применения наиболее эффективных форм, методов и приемов работы в урочной и внеурочной деятельности и использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения. Для этого провожу большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, праздники, внеклассные мероприятия.

Информацию о всех значимых событиях размещаем на сайте школы.

Существенную роль в формировании личностных УУД играет метод проектной деятельности. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных УУД в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены и при выборе тематики проектов, и непосредственно в процессе реализации проекта. Такая деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов.

Конечно, без помощи родителей не обходимся. А Федеральные государственные стандарты нового поколения и предполагают вовлечение родителей в школьную жизнь.

Ведущую роль в формировании личностных УУД играет организация детского самоуправления в классном коллективе.

Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы.

В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Во втором полугодии делим класс на команды. В первом классе команды были лучиками, а весь класс – это Солнечная страна. И живут в этой Стране дружные сказочные герои. Сначала мы выбираем голосованием командира. Затем происходит деление на лучики. Обсуждаем, каким должен быть командир лучика. Решаем сформировать 5 лучиков. А названные ребята – наши командиры лучиков. Затем каждый командир выбирает друга. И вот в лучике уже по два человека. Теперь каждого нового будут выбирать вместе, совещаясь. Лучики сформированы. Все садятся по своим командам. Детям предлагаются названия поручений на листочках, а командиры выбирают, что им больше подходит. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая команда через неделю будет выполнять новое поручение.

На уроках также даю задания по командам. Командиры выбираются на четверть. В течение четверти проводятся несколько общих дел, к которым готовится каждая команда. В конце каждой недели проводится рейтинг, как индивидуальный, так командный.

Фотографии членов команды-победителя появляются в классном уголке.

Команда, которая по итогам вышла на первое место, на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем будет заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

Посредством ученического самоуправления формируется внутренняя позиция школьника, развивается самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Система работы по формированию личностных УУД позволяет сделать выводы о том, что именно уроки литературного чтения, русского языка и окружающего мира, как никакие другие, дают возможность для развития личностных УУД младших школьников.

Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус, поэтому на уроках поэзии в моем классе два вида искусства - стихи и музыка часто находятся рядом.

Много времени отвожу самостоятельному чтению. Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями. Интересные мысли из прочитанных произведений, свои впечатления ребенок заносит в читательский дневник, оформляет его рисунками. В конце каждой четверти дети представляют свой читательский дневник всему классу.

В нашем классе организован книжный взаимообмен. На День рождения класса родители преподнесли в подарок детям красиво оформленные, подходящие по содержанию и объему их возрасту книги. 26 детей – 26 книг. И теперь примерно раз в десять дней мы меняемся книгами. В результате такого взаимообмена каждый ребенок прочитает все 26 книг. Это гораздо интереснее, чем просто взять книгу в библиотеке. Такой процесс еще и стимулирует ребенка успеть прочитать книжку вовремя, иначе придется отдавать непрочитанной.

Итогом работы по каждому разделу учебника становится оформление книги впечатлений с рисунками, сочинениями, пословицами и поговорками, а по некоторым разделам частушками и стихами собственного сочинения. Такие книжки помогают подготовиться к обобщающему уроку, проверочной работе по разделу, а иногда просто перелистываются и обсуждаются на переменке.

Проектная деятельность служит продолжением уроков. Даю возможность каждому ребёнку проявить себя. Эта работа была начата ещё в букварный период. Уже тогда дети выполняли небольшие проекты об изученных буквах. Самостоятельно искали материал и делились с нами тем, что они узнали. Кто-то придумал цветочную азбуку, кто-то азбуку с названиями городов, с именами сказочных героев и т. д.

Уроки, проводимые с использованием интерактивной доски, позволяют применять широкий спектр заданий формирующих умения различать символику государств, находить на карте разные страны и их столицы, способствуют ознакомлению с особенностями своей страны и зарубежных стран. Это анаграммы, викторины, разные виды заданий на сортировку текстов, рисунков, предложений, составление пар, подбор ключевых слов, отображение временной шкалы.

Диагностика – одно из условий для успешного формирования УУД. Очень важно на начальном этапе обучения выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий, прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована по специальным методикам.

Произошло снижение показателей низкого уровня. Детей с отрицательным отношением к школе не стало.

Таким образом, развитие УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса: в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действийу младших школьников формируются внутренняя позиция, адекват­ная мотивация учебной деятельности, включая учебные и по­знавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

- нравственно-этическая ориентация - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения желания учиться, постигать новое. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность процесса, определяет успешность учащихся в дальнейшем и на сформированность личностных универсальных учебных действий в целом.

Во внеурочной деятельности создают такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной и творческой деятельности. Младшие школьники по своей природе весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому они тянутся ко всему новому. Мир представляется им довольно простым, их больше интересуют конкретные объекты и темы. Они любят играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны, стремятся к приключениям. Серьезная однотипная работа быстро их утомляет.

На занятиях по внеурочной деятельности я использую следующие мотивационные приемы:

1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что с учащимися обсуждались( проигровались) хорошо знакомые им жизненные ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Важно то, учащиеся видят необходимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

2. Прием второй: создание проблемной ситуации или нахождение и исправление специально допущенных ошибок.

Состоит он в том, что перед учащимися ставилась проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить по программе.

4. Прием четвёртый: деловая игра.

Использование такой формы на внеурочном занятии как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. В процессе игры развиваются такие качества, как внимание ,наблюдательность, готовность к творчеству. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

5. Прием пятый: игра с инсценировками.

Этот метод основан на том, что ведущий просит детей самостоятельно поставить инсценировки простейших русских народных сказок с заданием.

6. Прием шестой: занимательный материал - сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

1) головоломка – загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера;

2) кроссворд – задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова;

3) загадка –иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего;

4) ребус – загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

5) шарады- загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов.

6) чайнворд- задача, в которой расположенные клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова начинает собой следующее.

Таким образом, данные мотивационные приемы способствуют включению учащихся в активную умственную деятельность и проявлению интереса к процессу познания.

Читайте также: