Расскажите о социально экономическом развитии византии в чем состояла специфика поземельных кратко

Обновлено: 02.07.2024

Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре­сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разоря­лись, становились арендаторами. Будучи гражданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.

Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя­тельности крестьянских хозяйств.

Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.

В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могущество стало восприниматься как угроза всевластию импе­ратора и чиновников, а рост веры в местных святых — как источник сепаратизма.

Волна религиозного фанатизма, охватившего Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны стра­хом перед вторжением арабов.

В этих условиях император Лев III (правил в 717—741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо­лопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов застав­ляли отбывать государственные повинности, жениться или всту­пать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны. Мно­гие провинции были охвачены восстаниями.

В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по­читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше­но ересью.

Аграрная политика византийских властей отличалась от западно­европейской. Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В X—XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра­щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет на­зад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ес­ли она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось одно­сельчанам.

Сановников и отличившихся приближенных редко награждали землей. Крупные землевладельцы не имели судебной власти над арендаторами своей земли. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) с определенной территории, но эта привилегия не наследовалась.

Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо­рение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольст­во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших­ся к освобождению от опеки столичных чиновников. Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081—1185). В частности, дер­жатели иронии получили всю полноту власти на соответствующих землях. Сановники начали жаловать земли собственным прибли­женным, создавая подобия императорских дворов. Это было шагом к утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по­лучили в ней полного развития.

Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре­сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разоря­лись, становились арендаторами. Будучи гражданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.




Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя­тельности крестьянских хозяйств.

Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.

В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могущество стало восприниматься как угроза всевластию импе­ратора и чиновников, а рост веры в местных святых — как источник сепаратизма.

Волна религиозного фанатизма, охватившего Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны стра­хом перед вторжением арабов.

В этих условиях император Лев III (правил в 717—741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо­лопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов застав­ляли отбывать государственные повинности, жениться или всту­пать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны. Мно­гие провинции были охвачены восстаниями.

В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по­читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше­но ересью.

Аграрная политика византийских властей отличалась от западно­европейской. Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В X—XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра­щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет на­зад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ес­ли она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось одно­сельчанам.

Сановников и отличившихся приближенных редко награждали землей. Крупные землевладельцы не имели судебной власти над арендаторами своей земли. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) с определенной территории, но эта привилегия не наследовалась.

Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо­рение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольст­во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших­ся к освобождению от опеки столичных чиновников. Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081—1185). В частности, дер­жатели иронии получили всю полноту власти на соответствующих землях. Сановники начали жаловать земли собственным прибли­женным, создавая подобия императорских дворов. Это было шагом к утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по­лучили в ней полного развития.

Поведайте о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика земельных отношений?

  • Диана Ярешко
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-10 16:12:06
  • 0
  • 1

В Византии императорская власть вначале противилась разорению, обезземеливанию фермеров, потому что из хлеборобов, которые могли покупать для себя вооружение, формировалась армия. В согласовании с фемной реформой VII в. шедшим в армию крестьянам предоставляли земляные наделы и освобождение от неких налогов. Знати обычно передавались не потомственные земли, а право собирать налоги с определённых территорий (прония), которое не передавалось по наследству. Но у аристократов были необъятные потомственные владения, оставшиеся с римских времён, либо приобретенные. А крестьянство постепенно разорялось в силу боевых деяний, неурожаев и иных обстоятельств, поэтому число безземельных увеличивалось. В итоге при династии Комнинов (1081-1085 гг.) держатели прониев получили всю полноту власти на вверенных землях, включая судебную. Это был большой сдвиг гос политики в сторону формирования феодальных отношений.
Вескую роль в государстве игралась правоверная церковь. После падения Западной Римской империи она была наикрупнейшим землевладельцем. Громадные земли принадлежали монастырям. В ходе иконоборчества в VIII-IX вв. монастыри ликвидировались, их имущество подлежало конфискации. Однако иконоборчество в итоге потерпело поражение, и церковь вернула свои позиции. Императорская власть предпочитала не уменьшить благосостояние духовенство, а подчинить своей воле само духовенство. Патриарх (глава церкви) скоро стал одним из придворных, а церковная организация до определённой ступени уподобилась чиновничьей на службе правителя.

В Византии императорская власть изначально сопротивлялась разорению, обезземеливанию крестьян, потому что из земледельцев, которые могли купить себе вооружение, формировалась армия. В соответствии с фемной реформой VII в. шедшим в армию крестьянам предоставляли земельные наделы и освобождение от некоторых налогов. Знати обычно передавались не наследственные земли, а право собирать налоги с определённых территорий (прония), которое не передавалось по наследству. Однако у аристократов были обширные наследственные владения, оставшиеся с римских времён, или купленные. А крестьянство постепенно разорялось в силу боевых действий, неурожаев и других причин, потому число безземельных увеличивалось. В результате при династии Комнинов (1081-1085 гг.) держатели прониев получили всю полноту власти на вверенных землях, включая судебную. Это был большой сдвиг государственной политики в сторону формирования феодальных отношений.

Императорская власть время от времени делала попытки бороться с этими явлениями феодализации, но в большинстве случаев бесплодные. Это неудивительно, если принять во внимание, что императоры были ставленниками того же господствующего класса и в основном только на него опирались. Мало того, огромная бюрократическая машина империи, никогда не прекращавшая в Византии своей деятельности, ложилась всей своей тяжестью на плечи тех же разоряемых и закрепощаемых крестьян.
Если, таким образом, сопоставить феодализационный процесс на Западе и на Востоке, то можно придти к следующим выводам. На Западе феодализация идет полным ходом в результате варвар ских вторжений, причем варвары-завоеватели разрушили почти без остатка военно-бюрократический аппарат рабовладельческого государства; налоговая система почти исчезла, гнет государственной власти несколько уменьшился, эксплуатация трудящихся масс приобрела относительно более мягкие формы, создавая в известных пределах возможность дальнейшего развития производительных сил.
На Востоке же, в Византии, процесс феодализации проходил при сохранении могущественной центральной власти и всего военно-бюрократического аппарата. Поэтому процесс этот здесь затянулся, но в то же время протекал необычайно мучительно для широких масс. Переход к феодализму выразился здесь не только в смягчении рабства и закрепощении свободных, но и в массовом разорении крестьянства совокупными усилиями центральной власти и господствующего класса. В то время как на Западе издержки при переходе к феодализму частично пали и на крупных рабовладельцев, утративших часть своей земли и рабов в пользу завоевателей, на Востоке эти издержки легли целиком на плечи крестьянства.

В начале своей истории Византия оставалась рабовладельческой страной. Но в дальнейшем в ней, как и в Западной Европе, победили феодальные отношения. Правда, своеобразие византийской цивилизации обусловило и довольно необычные формы феодализма.
В Европе развитию феодализма в определенной мере способствовали завоевания германцев, ускорившие разложение рабовладельческих порядков. А в Византии, которая в первые века своей истории не испытала сильного влияния варваров, феодализм развивался гораздо медленнее. Вплоть до VI в. в империи было широко распространено рабство: рабы трудились в поместьях землевладельцев, в частных и государственных ремесленных мастерских. Правда, рабов уже нередко сажали на землю, разрешали им иметь семью, вести собственное хозяйство. Росло и число рабов, отпущенных на волю. И все же рабство продолжало играть важную роль в экономике Византии.
Лишь в VII-IX вв. в империи ромеев начался переход к феодализму. При этом ту роль, которую в Западной Европе играли варварские общины германцев, в Византии выполняли славянские племена. Когда в результате арабских завоеваний территория империи резко сократилась, ее основными экономическими районами стали Балканы и Малая Азия. Именно там активно расселялись славяне, увеличивая число свободных крестьян и укрепляя сельскую общину, которая в VII-IX вв. превратилась в основную хозяйственную ячейку. Труд рабов и колонов стал вытесняться трудом разорявшихся и попадавших в зависимость крестьян.
Но традиции античности оказались в Византии заметно сильнее, чем в Западной Европе. Поэтому влияние славянских племен не могло подорвать устои старого общества так же быстро, как это произошло при соприкосновении варварских германских племен с остатками римской цивилизации. Только в Х-XII вв. развитие феодализма в Византии ускорилось. Однако у византийских феодалов было значительно меньше прав, чем у западноевропейских. Государство практически полностью контролировало их владения: Оно ограничивало число зависимых крестьян и количество земли, могло ее конфисковывать, менять размеры налогов и т. д. Да и само государство было собственником огромных земель, на которых трудились крестьяне-налогоплательщики.
И только на закате империи ромеев, в XIII- XV вв., ситуация изменилась. После захвата крестоносцами Константинополя (1204) империя распалась на части и мощь государства резко упала. Феодалы начали освобождаться от его опеки, и в Византии образовалась феодальная вотчина, близкая западноевропейской. Даже после восстановления единства империи и возвращения Константинополя (1261) государство уже было не в силах противостоять резко возросшей мощи феодальной аристократии. Империя все больше дробилась на уделы, и функции государственной власти на местах постепенно переходили к феодалам. Но и в период феодальной раздробленности центральная власть не утратила полностью своих позиций, чему во многом способствовала постоянная военная опасность.
Трудно сказать, как могла бы сложиться судьба феодализма в Византии, если бы эта цивилизация не погибла в 1453 г. В ней причудливо сочетались элементы западноевропейского и восточного (т. е. "государственного") феодализма. Правда, чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.
Сочетание традиций Запада и Востока отразилось и в системе власти, сложившейся в империи ромеев. Наиболее высокое место в этой системе занимал император с окружавшими его сановниками. Власть византийского императора была почти неограниченной: он мог казнить своих подданных (даже самых высокопоставленных), конфисковывать их имущество, смещать и назначать на должности. Император являлся высшим судьей и военачальником, он определял внешнюю политику, был собственником огромных земель.
Идея империи, культ императорской власти, господствовавший в Византии, внешне напоминали восточную деспотию. Но в основе имперской идеи лежала римская традиция, по которой император считался неограниченным правителем, однако не собственником государства, как на Востоке. И римские и византийские императоры были обязаны подчиняться законам.
Важно иметь в виду и другое: если в Риме распространение христианства пришлось на период заката империи, то в Византии новая религия укрепила имперскую идею, придав ей священный характер. Еще в IV в. сподвижник византийского императора Константина, Евсевий, разработал религиозное обоснование ромейской государственности. Согласно его теории, духовная и светская власти должны быть слиты воедино, действуя во имя одной цели и образуя своего рода симфонию (созвучие, гармоническое сочетание разных элементов). Император, являвшийся и светским правителем, и главой церкви, не обожествлялся в полном смысле слова, но по отношению к обществу считался подобием Отца Небесного. И это скорее сближало его с восточным владыкой, нежели с западноевропейским мрнархом. Императором мог стать человек низкого происхождения. Так, знаменитый византийский монарх Юстиниан I (правил в 527-565 гг.) родился в семье крестьянина, а его жена Феодора была актрисой. Но поскольку власть императора считалась Божественной, его происхождение и прежние занятия не имели никакого значения.
Ломимо огромных прав у византийских императоров были и обязанности. Главной среди них считалась забота о подданных - залог прочности государства. Эту ответственность осознавали и сами императоры. Так, Константин VII Багрянородный (правил в 913-959 гг.) в своих сочинениях писал, что если император впадет в грехи и превратится в деспота, он станет ненавистен народу и может быть лишен престола.
Конечно, сильная власть императора, высокий уровень централизации, единодержавие долгое время помогали Византии сохранять свою целостность, "что придавало устойчивость цивилизационному процессу. Но, с другой стороны, в этом единодержавии были и отрицательные стороны. Многие важные социально-экономические процессы развивались вопреки косной государственной политике. Не успевая контролировать эти процессы, власть часто пыталась сдержать их, силой воспрепятствовать появлению нового.
Весьма сложными были отношения государства ( аристократической элитой и с церковью. Знать была разобщена, не имела (в отличие от западноевропейской) сословных привилегий и в основном жила за счет милостей и подачек императора. Поэтому при дворе постоянно зрели заговоры и интриги.
Ущемленным чувствовало себя и духовенство, до XII в. полностью отстраненное от участия в управлении, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. И хотя у византийской церкви скапливались немалые богатства, она даже в периоды процветания была беднее католической и не обладала экономической независимостью. Это, конечно, сказывалось на роли церкви в политической жизни Византии. Правда, время от времени константинопольские патриархи пытались претендовать на ведущую роль в государстве, но императоры могли смещать их, словно неугодных чиновников. В конечном счете византийская церковь так и не стала мощной и самостоятельной политической силой, как на Западе. Ее отношения с государственной властью были далеки от идеала "симфонии ".
Двойственным было и положение купечества и ремесленников. Хотя в соответствии с римским правом в Византии сохранялись законы, во многом покровительствовавшие купцам и ремесленникам, эти слои населения жестко контролировались государством и не были защищены от его произвола. Правда, этот контроль давал и некоторые преимущества: ремесленники, например, имели гарантированные заказы от армии, императорского двора и вельмож.
В целом же в условиях жесткой централизации в городах не возникло мощных коммунальных движений, которые в Западной Европе привели к оформлению городских хартий, юридически закрепивших свободу городов. Поэтому торгово-ремесленное население византийских городов так и не превратилось в сословие и не добилось официального признания своих прав. А после того как в XII в. государство предоставило большие льготы итальянским купцам - основным конкурентам византийцев, ремесло и торговля в империи переживали глубокий спад. Византийские ремесленники, "испорченные" чрезмерной опекой властей, не выдержали соперничества с энергичными итальянцами.
В целом же сильная государственная власть в Византии подавляла активность самых разных социальных слоев, что сдерживало развитие империи. И в итоге сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества (даже внутри отдельных социальных групп).

Византийские императоры считали себя римскими правителями (самими правителями, а не их наследниками) потому, что ими на самом деле являлись. После того, как в 395 году Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную регалии императорской власти беспрерывно передавались в Константинополе от предыдущего правителя следующему (в данном случае не важно, каким именно образом порой переходила из рук в руки власть). Более того, в 476 г. Одоакр прислал в Константинополь и регалии императора Западной Римской империи. Потому преемственность императоров Византии власти Диоклетиана, Константина Великого и др. неоспорима.

Попытка Юстиниана I вернуть утраченные римлянами территории закончилась частичным успехом: Византии в результате многолетних войн принадлежали вся Северная Африка, Италия и небольшая часть Испании. Однако все эти успехи были сведены на нет при преемниках Юстиниана в результате новых завоеваний варваров, таких как лангобарды и особенно нашествию арабов.

2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти.

Византийская империя отличалась жёсткой централизацией и всевластием бюрократического аппарата. В империи существовал сенат, но он фактически не влиял на принятие важных решений. Император Лев VI ликвидировал остатки самоуправления городов, приписал их жителей к корпорациям. Единственным источником власти был император, представителями которого на местах являлись чиновники, делившиеся на многочисленные ранги. Также велика была роль церкви, однако со временем она также всё больше подчинялась государству и священнослужители больше походили на чиновников, но составлявших отдельную иерархи.

Тем не менее, большую опасность для императора представляла крупная аристократия. В Византии не сложилось рыцарства, а высшая аристократия сохраняла своё влияние с древних времён. Империя после реформы VII в. делилась на территориальные единицы, называемые фемы, каждой из которых управлял наместник из числа аристократов. Каждый из наместников мог быть в любой момент смещён императором, но до этого он обладал практически неограниченной властью.

Кроме того, Византия унаследовала проблемы, как поздних веков Римской империи, так и более древних эллинистических монархий, на территории которых формировалось её ядро. Как и в IV-V вв., власти императоров нередко угрожали удачливые полководцы. Войска всегда готовы были их поддержать, потому что благосостояние воинов напрямую зависело от успеха такого узурпатора. Кроме того, также, как и в период эллинизма, часто случались дворцовые перевороты. В итоге из 109 императоров, правивших Византией за время её существования (395-1453 гг.) только 34 умерло своей смертью.

3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика аграрных отношений?

В Византии императорская власть изначально сопротивлялась разорению, обезземеливанию крестьян, потому что из земледельцев, которые могли купить себе вооружение, формировалась армия. В соответствии с фемной реформой VII в. шедшим в армию крестьянам предоставляли земельные наделы и освобождение от некоторых налогов. Знати обычно передавались не наследственные земли, а право собирать налоги с определённых территорий (прония), которое не передавалось по наследству. Однако у аристократов были обширные наследственные владения, оставшиеся с римских времён, или купленные. А крестьянство постепенно разорялось в силу боевых действий, неурожаев и других причин, потому число безземельных увеличивалось. В результате при династии Комнинов (1081-1085 гг.) держатели прониев получили всю полноту власти на вверенных землях, включая судебную. Это был большой сдвиг государственной политики в сторону формирования феодальных отношений.

Значительную роль в государстве играла православная церковь. После падения Западной Римской империи она была крупнейшим землевладельцем. Огромные земли принадлежали монастырям. В ходе иконоборчества в VIII-IX вв. монастыри ликвидировались, их имущество подлежало конфискации. Однако иконоборчество в итоге потерпело поражение, и церковь восстановила свои позиции. Императорская власть предпочитала не уменьшить благосостояние духовенство, а подчинить своей воле само духовенство. Патриарх (глава церкви) вскоре стал одним из придворных, а церковная организация до определённой степени уподобилась чиновничьей на службе императора.

4. Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?

У соседей славяне перенимали как хозяйственные приёмы, так и различные государственные институты. Например, все монотеистические религии в славянских государствах и их церковные организации – заимствования у соседей. Влиял на славян и уклад жизни других народов. Благодаря ним, к примеру, у западных славян быстрее всего и в наиболее полной форме сформировался феодализм.

5. Заполните таблицу.

6. Объясните, почему произошло обособление славянских племен.

Славянские племена обособились друг от друга потому, что расселились на разных территориях с разными природными условиями, разным окружением. Со временем без взаимного общения разделились их языки, под влиянием различных соседей возникли разные государственные образования, и история разных ветвей славян пошла своими путями.

7. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?

Истоки разделения церквей проистекают из вопроса о власти в единой церкви, на которую претендовали папа римский и патриарх Константинопольский. В римской империи верховенство было признано за римской кафедрой, перенос столицы империи в Константинополь ситуацию не изменил. Однако после падения Западной Римской империи положение римских пап стало шатким, они часто не могли контролировать даже сам Рим, но продолжали в церковных делах требовать повиновения от патриархов Константинополя, которые опирались на сильную и стабильную власть императоров Византии. Римские папы также искали поддержки у того же императора, потому что Италия продолжала входить в сферу его интересов.

Большую роль в подготовке раскола сыграло иконоборчество, которое не поддержали папы римские. Именно тогда появились догматические различия между конфессиями (в частности, разные формулировки Символа веры). Тогда же римские папы стали искать новой поддержки, которую в итоге нашли в лице франкских королей.

В истории насчитывается несколько церковных расколов, порой весьма длительных. Но до 1054 г. их удавалось ликвидировать мирным путём. В XI в. обострились также споры о сферах влияния иерархов. Римский папа поставил под свой контроль Южную Италию и добивался того же в отношении Иллирии и Болгарии. В 1054 г. представитель папы римского, находившийся с посольством в Константинополе, отлучил от церкви патриарха Константинополя. Действия его были не правомочными, потому что он был представителем не самого престола папы, а только конкретного папы, который к тому моменту уже умер. Однако патриарх Константинополя в ответ на это в свою очередь отлучил папу римского от церкви. С католической стороны церковный раскол был закреплён на Латеранском соборе 1059 г.

Однако строгого разделения между конфессиями не произошло и после официального раскола. Многие считали его обратимым, какими оказались и предыдущими. Окончательным он стал после страшного разгрома, который в 1204 г. учинили в Константинополе католики-крестоносцы в ходе IV крестового похода.

8. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах? Свой ответ обоснуйте.

Католической и православной церквям пришлось взаимодействовать с разными светскими властями. Земли православной церкви долгое время состояли в основном лишь из владений Византии, не считая Балкан (Древняя Русь была периферией и в вопросах церковного строительства не участвовала). У Константинопольских патриархов не было пространства для манёвра между светскими владыками. К тому же их резиденция находилась в императорской столице, в истории были случае арестов патриархов.

Католический первосвященник также изначально опирался на власть единого правителя – императора Карла Великого. Именно тогда возросло влияние папы римского на духовенство на местах. Позже его пришлось восстанавливать, но начало было заложено именно при Карле. Однако вскоре империя Карла Великого распалась, а позже и в самих государствах, на которые она распалась, начались феодальные междоусобицы. В этих условиях наиболее централизованным институтом в Западной Европе осталась католическая церковь, и её глава получил больше влияние, сталкивая интересы королей друг с другом и с интересами их вассалов. Важным было также то, что в Риме не было сильных светских правителей, там папа был для них относительно недосягаем. Недаром во время так называемого Авиньонского пленения (1309-1378 гг.), когда папа римский проживал на территории, подконтрольной сильному престолу (французскому) его самостоятельность значительно ослабла.

Читайте также: