Права ребенка план урока

Обновлено: 05.07.2024

основных при нципов и ду ха Конвенции на п рактике в совр еменной Росси и.

3.Продолжить работу по форми рованию у у чащихся общекультурных

4.Развивать навы ки у чебного труда, поиск и вы деление необ ходимой

5.Развивать комму никативные к омпетенции, че рез учебное сотру дничество

6.Плакат со словам и эпиграфа к у року: « Лучший способ с делать детей

Прошу каждог о, прису тствующего на уроке, оценить сво е настроение цветом

на плакате. ( Отл ичное – красный, х орошее – синий, плохое – желтый).

Покину тые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь

за счет изну рительной ра боты, мелкого воровства и нищенс тва.

Более 50 милл ионов детей работ ают в опасны х или вредны х для здоровья

120 миллион ов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возм ожности

Ежегодно 4 милл иона детей у мирает от заболева ний, которые п оддаются

155 миллион ов детей в возрасте д о 5 лет живу т в условиях абс олютной

Миллионы детей л ишены заботы и подвергаются пло хому обращению,

Д) Право, кото рое есть у ваших ро дителей, и котор ого нет у в ас?

3. Права человек а, права ре бенка, что обо значают эти п онятия?

5. Принц ипы (ценности) прав че ловека. (Гумани зм, человеческ ое

достоинство, св обода, равноправие, солидарнос ть, справедливос ть,

Вопрос: Какая из ц енностей прав чел овека, на ваш взгл яд является

Учитель: В между народных доку ментах по правам человек а были

воплощены самые прогрессивные взгляды миров ого сообщества по вопросам

прав личности. Среди них появились документы, в ко то рых впервые нашла

отражение мысль о защите прав и интересов детей, нужд ающихся в особом

внимании обществ а. Ни в од ном, созданн ом до 20 века, документе не

упоминались дети как самостоятельн ые субъекты права. Подразумевалось,

что их интересы естественным образом со впадают с ин тересам и родителей,

более того, взрослые лучше знают, в чем нуждается ребенок, поэтому

выделять их в отдельну ю категорию граждан нет необходим ости.

Однако пост ановка проблемы прав ребенка, ее изу чение показало, что

именно дети – эт о та часть населен ия нашей планеты, которая в больше й

степени стра дает от войн, гол ода, эпиде мий, подвергаетс я дискриминац ии,

различным ф ормам эксплу атации и нас илия. Стало очеви дным, что

существу ют специфические потре бности детей, чт о интерес ы детей не всегда

Нажмите, чтобы узнать подробности

подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.

Задачи воспитательные:

* воспитывать уважение к правам человека, правам ребенка;

* воспитывать чувство гордости за свою страну.

* воспитывать чувство сотрудничества, ответственности при выполнении общего дела.

Образовательные:

* передать школьникам знания о Конвенции прав ребенка, ее истории и содержании статей;

* сформировать представление о системе прав ребенка;

* на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.

Оборудование:

- текст Конвенции о правах ребенка.

- текст главы 2 Конституции РФ (сокращенно ст. 17-64).

- отрывки из статей Семейного кодексов РФ, которые содержат информацию о правах детей.

- фотографии и рисунки.

- отрывки из статей о нарушении прав ребенка.

Тип урока: урок – проект

Форма урока: групповая работа.

Основные понятия урока:

ребенок, Конвенция, Декларация, Конституция, Семейный кодекс.

Вступительное слово учителя.

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока. (Слайд1 )

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Записывается тема урока в рабочую тетрадь.

Вам хотелось бы узнать о правах детей? Вы уже знаете, что вам принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. Но сегодня мы посвятим урок международным документам о правах детей, а также познакомимся с некоторыми документами, которые защищают права детей в РФ.

II. Отношение к детям в разные периоды истории.

А сейчас небольшой экскурс в историю и выясним, каково было правовое положение детей в России.

Изменилось ли отношение к детям в наши дни по сравнению с прошлыми веками?

В чем это проявляется? (слайд)

Детство— период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер. Жизнь детей в это время зависит от взрослых, прежде всего от родителей. Это важнейший период жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человека.

Какого было отношение к детям в разные исторические эпохи?

Еще 200—300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети — это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться.

Интересные факты

Детства, как особой стадии развития человека, в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI—XVII веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.

Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2—4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.

Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод — явление частое в древнем и средневековом обществах, — еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые.

Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.

Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.

Учащиеся делают вывод об изменении положения ребенка в современном мире.

III. Групповая работа с международными документами о правах детей.

Вопрос: В каких международных документах закреплены права ребенка?

(Когда были принята Декларация прав ребенка – 20 ноября 1959г.

Конвенция о правах ребенка – 20 ноября 1989г)

Целых 10 лет готовилась Конвенция о правах ребенка. ООН подготовила документ, который имел уже обязательную силу для тех государств, которые ее подпишут. На утверждение этого документа ушла 1 минута. Произошло это событие 20 ноября 1989 г. Ратифицирован нашей страной через год.

Различие между этими двумя международными документами состоит в правовых последствиях. Государство, которое подписывает Конвенцию, берет ответственность и готовится отвечать за невыполнение. Представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. С юридической точки зрения более значима Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан. Ребенок – будущий дееспособный гражданин страны.

Вопрос: А кого в Конвенции называют ребенком? (слайд 6)

3.2.Работа в классе с первой статьей Конвенции.

В Конвенции выделяют следующие группы прав: выживание, развитие, семейное благополучие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества.

3.3. Работа по группам с текстом Конвенции о правах ребенка.

Мы с вами выполним проект по правам ребенка. В тексте Конвенции найдите статьи, относящиеся к каждому разделу таблицы. Работу выполняем по группам. Каждая группа отбирает права определенной направленности. Номер статьи, которая соответствует заданию вашей группы, вы пишите в таблице.

Класс делится на 5 групп. Даются задания для каждой группы.

Задания для первой группы: (слайд 7)

Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на выживание.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на развитие.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

Задания для третьей группы: (слайды 10-11)

Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на семейное благополучие и защиту.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

Задания для четвертой группы: (слайд 12)

Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на участие.

Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.

Задание для пятой группы:

Ознакомьтесь с главой 2 Конституции РФ, главой 11 и 12 Семейного кодекса РФ

Что вы могли бы выделить в Российском законодательстве о защите прав ребенка.

В её основных статьях проиллюстрировано:

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права – ст.17 (п.1)

Основные права и свободы человека принадлежат от рождения (ст. 18)

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц – ст.17 (п.3)

Также в конституции говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства. (ст. 38)

- право на бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. – ст. 43

- говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.– (ст.39)

Так же Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.- (45)

Семейный кодекс РФ – закрепляет права ребенка. Определяет:

Ст. 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье

Ст.55 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Ст. 56 Право ребенка на защиту

Ст. 57 Право ребенка выражать свое мнение

Ст. 58 Право ребенка на имя отчество и фамилию

Ст. 60 Право на имущество

-жить и воспитываться в семье; ст. 54

-знать своих родителей; ст.54

-воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих; ст.54

-уважение человеческого достоинства;

-выражение своего мнения; ст.57

-главное право - право на защиту прав в семье, где защищают права ребенка ст.56

- Законные представители ребенка:

-усыновители (приравниваются к кровным родителям);

-опекуны (до 14 лет);

-попечители (с 14 до 18 лет). Обязаны проживать с подопечным, заботиться о нем. Опека осуществляется и над личностью и над имуществом ребенка. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка без разрешения органов опеки.

- Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:

Защищают ребенка от злоупотребления со стороны родителей и лиц, их заменяющих;

-ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;

-с 14 лет может обратиться в суд для защиты своих прав.

Какой вывод можно сделать?

Вывод, права по семейному кодексу тоже должны выполняться.

(Учащиеся приводят сокращенный перечень прав ребенка по Конвенции о правах ребенка и по Семейному кодексу РФ.)

Творческое задание (работа над проектами в каждой группе) (слайд 13)

Вопрос:нарушаются ли в современном обществе права ребенка?

Работе с материалами печати.

Цель работы: найти примеры, которые проиллюстрируют:

Нарушение прав ребенка.

Типичные случаи нарушения: (слайд 14)

физическое или психологическое насилие;

оскорбление или злоупотребление правом;

отсутствие заботы или небрежное обращение;

сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

3.5 Международные организации по защите прав детей. (Слайды 15-19)

Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:

Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;

российские правозащитные организации;

уполномоченный по правам ребенка РФ П. А. Астахов.

уполномоченный по правам ребенка по РМ Н.Е. Юткина.

Итоги урока (слайд 20).

Вывод: Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня на уроке вы реализовали свое право знать о своих правах.

Рефлексия. (Слайд 21)

Домашнее задание: подготовиться к тесту, повторить весь материал по правам ребенка (глава I).

Приложение 1

Группа 1 - право на выживание

Что нам необходимо, чтобы выжить.

Ст. 6 Право на жизнь

Право на реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование

Ст. 24 Право на восстановление здоровья

Ст. 26 Право на социальное обеспечение

Ст. 27 Право на должный уровень жизни, необходимый для физического, умственного и духовного развития

Ст. 31 Право на отдых и досуг

___________________________________________________________

Группа 2 – право на развитие

Что нам необходимо, чтобы развиваться как людям. Права на развитие – это те права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческих существ.

Ст. 14 право на свободу мысли, совести и религии

Ст. 16право на семейную и личную жизнь

Ст. 16 право на честь и репутацию

Ст. 16 право на тайну корреспонденции

Ст. 16 право на неприкосновенность жилища

Ст. 28 право на образование

Ст. 17 право искать, получать и передавать информацию

_____________________________________________________________

Группа 3 – право на семейное благополучие и защиту

Мы имеем право на безопасность, защиту. Право на защиту касается вредных факторов, от которых должны быть защищены дети.

Ст. 7 Право знать своих родителей и не разлучаться с ними

Ст. 7 Право на заботу родителей

Ст. 8 Право на сохранение своей индивидуальности

Ст. 11 Право на воссоединение с семьей

Ст. 9, 10 Право поддерживать контакты с родителями

Ст. 19, 34,37 Право на защиту от физического, психологического, сексуального насилия, пыток, оскорблений

Ст. 33 Право на защиту от наркомании и токсикомании

Ст. 32 Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб развитию

_________________________________________________________________________________

Группа 4 – право на участие

Возможность принимать участие. Права на участие уделяют особое внимание той важной роли, которую могут играть дети в жизни их сообществ и народов.

Ст. 13 Свобода выражать свое мнение

Ст. 12 Право иметь голоса в вопросах, касающихся их жизни

Ст. 15 Вступать в ассоциации и проводить мирные собрания.

Основным документом в РФ является Конституция. В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится во 2 Главе об основных правах и свободах человека и гражданина.

В её основных статьях проиллюстрировано:

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права – ст.17 (п.1)

Основные права и свободы человека принадлежат от рождения (ст. 18)

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц – ст.17 (п.3)

Также в конституции говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства. (ст. 38)

- право на бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. – ст. 43

- говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ. – (ст.39)

Так же Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.- (45)

___________________________________________________________________

Права по семейному законодательству следующие :

Ст. 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье

Ст.55 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Ст. 56 Право ребенка на защиту

Ст. 57 Право ребенка выражать свое мнение

Ст. 58 Право ребенка на имя отчество и фамилию

Ст. 60 Право на имущество

-жить и воспитываться в семье; ст. 54

-знать своих родителей; ст.54

-воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих; ст.54

-уважение человеческого достоинства;

-выражение своего мнения; ст.57

-главное право - право на защиту прав в семье, где защищают права ребенка ст.56

- Законные представители ребенка:

-усыновители (приравниваются к кровным родителям);

-опекуны (до 14 лет);

-попечители (с 14 до 18 лет). Обязаны проживать с подопечным, заботиться о нем. Опека осуществляется и над личностью и над имуществом ребенка. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка без разрешения органов опеки.

- Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:

Защищают ребенка от злоупотребления со стороны родителей и лиц, их заменяющих;

-ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;

-с 14 лет может обратиться в суд для защиты своих прав.

Какой вывод можно сделать?

Вывод, права по семейному кодексу тоже должны выполняться.

Приложение 2

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Приложение 3

ФИО учащегося

1) Как я работал на уроке?

2) Каким путем шел к разрешению проблемы?

3) Как я освоил материал?

- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
- понимать суть основных прав ребенка.

- уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;
- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Оборудование: документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф, Семейный кодекс, Закон об образовании), статьи из периодических изданий, раздаточный материал, табло достижений групп, магнитные доски

Основные понятия: декларация, права человека, конвенция.

Ход урока.

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

2. Записывается тема урока.

Учитель раскрывает понятия темы и знакомит учащихся с основными документами, отражающими права детей. Учащиеся записывают в тетради следующие определения: декларация, конвенция.

  • Конвенция ООН о правах ребенка, подписана Россией в 1990 г., называет ребенком лицо до 18 лет и включает 3 группы прав:
  • Конституция Р.Ф. не оговаривает особо права детей ( исключение – право на образование- ст. 43) и защиту со стороны государства. Поэтому вашим домашним заданием будет найти в Конституции и выписать те права человека, которые можно отнести и к детям.
  • Семейный кодекс Р.Ф. определяет правовое положение ребенка в семье.
  • Закон об образовании гарантирует право учащихся на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, работу по индивидуальным планам, посещение библиотек, свободу информации т.п.

3. Класс делится на группы. Для этого каждый получает карточку с одним из прав человека . Задание разбиться на группы в соответствии с типом прав : социально-экономические, политические, личные.

Образуются 3 группы. Каждая делегирует по 1 человеку в эксперты.

3. Группы получают задания.

Первое задание: Соотнесите основные вехи жизни ребенка и приобретаемые им права и обязанности

  • С рождения;
  • 6 лет;
  • 10 лет;
  • 11 лет;
  • 14 лет;
  • 15 лет;
  • 16 лет;
  • 17 лет;
  • 18 лет.

На выполнение задания – 10 мин, оформляется и сдается экспертам.

Второе задание: Проиллюстрируйте без слов ( пантомима) статью из Конвенции о правах ребенка

1 группа – ст. 31.
2 группа – ст. 7 (ч.1).
3 группа - ст. 28.

Раздаточный материал: Конвенция о правах ребенка.

На выполнение задания – 5 мин. Группа представляют свою пантомиму, другие должны найти статью, которую они представили и назвать право.

Третье задание: Найдите в представленной вам периодической печати статьи (1-2):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока составлен с опорой на предыдущие знания учащихся. Поэтому основной целью урока является формирование умения работать с различными источниками, извлечение из них нужной информации.

Урок с использованием проблемно-творческих заданий: " Права ребёнка"(10 класс)

Материал нижеприведённого урока составлен с опорой на предыдущие знания учащихся и их интерес к изучаемому материалу. Поэтому основной целью урока являлось формирование умения работать с различными источниками, извлечение из них нужной информации. Работа на уроке групповая, что способствует воспитанию ответственности и уважительного отношения к другим людям, развитие умения работать в коллективе. Уровень подачи материала доступный. В качестве средства по изучению материала и первичному закреплению является работа по группам, работа с документами. При планировании урока большую роль играет смена видов деятельности, различные приёмы, которые способствовали поддержанию интереса учащихся к уроку.

- формирование умений работать с различными источниками, извлекать из них информацию;

- совершенствовать навыки монологической речи и введения диалога,

- развивать внимание и память, логическое мышление;

- воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям,

- учить работать в группе.

Оборудование: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

1. Организационный момент.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление нового материала.

6. Рефлексия. Синквейн.

8. Домашнее задание.

- Прежде, чем начать урок , я хочу предоставить вашему вниманию 2 видеоролика?

-Какую проблему поднимает автор данных видеороликов?(защиты детства, положение детей в нашей стране)

Учитель. Послушайте стихотворение неизвестного юного поэта:

Я – ребёнок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

-Вы наверняка уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

3 3. Актуализация знаний учащихся

Ребята мы с вами не первый урок посвящаем изучению прав человека, Конституции РФ. Давайте, сейчас вспомним то, что вы знаете о правах человека.

_Что такое право? А права человека?

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств .

- Что понимается под правовым статусом?

Под правовым статусом человека и гражданина - понимается совокупность его прав и обязанностей.

- Какие группы прав вы знаете? Приведите примеры.

-Что такое правоспособность? (способность иметь права и обязанности)

- С какого возраста наступает правоспособность? (с рождения)

- А дееспособность? (способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности)

-С какого возраста наступает полная дееспособность? (в 18 лет)

- Важный вопрос в идеологии прав человека-соотношение прав и обязанностей. В чём суть демократической точки зрения? (Демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других)

Какие международные договоры о правах человека вы знаете?(что является ядром межд. Документов?)

(Ожидаемый ответ: Международный билль о правах человека.)

Что он включает в себя?

(Ответы детей. Он состоит из 4 документов:

- Всеобщей декларации прав человека Принята ООН (10.12.1948г.);

- Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

(приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.);

- Факультативный протокол к последнему пакту (16.12.1966 г.);

3.2. Объяснение терминов: - Что такое Декларация? Пакт? Конвенция?

Работать на уроке мы будем по следующему плану:

Необходимость прав для ребёнка.

Принятие Конвенции о правах ребёнка.

-В соответствии с темой и планом нашего урока попытайтесь сформулировать проблему, которую нам с вами необходимо решить на уроке.

Проблемный вопрос:

Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?

Почему в нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро? В конце урока ответы:

Задачи урока:

- рассмотреть различные жизненные ситуации и пути выхода из них на основе законодательства.

4. Изучение нового материала.

1. Работать по первому вопросу плана будем по группам:

Вопрос 1-й группе:

-Как повлияли на жизнь детей революции 1917г., Гражданская война?

Вопрос 2-й группе:

-Как повлияла на жизнь детей Великая Отечественная война?

Вопрос 3-й группе:

- Каково положение детей в нашей стране в последние годы?

(работаем по учебнику по 1 вопросу, выделяя карандашом ключевые слова)

Все названные причины послужили основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.

Учитель: Человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.

В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам челове­ка приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она бы­ла ратифицирована нашей страной.

- Как вы думаете, почему через 30 лет после принятия Декларации потребо­валось принять еще один документ о правах ребенка - Конвенцию?

^ Материал для учителя: декларация не имеет обязательной силы, это ре­комендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Подписывая конвенцию, государства заявля­ют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыпол­нения несут ответственность перед международным сообществом.

Работа в тетради
Работа по учебнику.

- В чём заключается значение Конвенции о правах ребёнка?

Учитель: а теперь приступим к работе с текстом Конвенции о правах ре­бенка.

В Конвенции права детей рассматриваются с трёх аспектов:

Выживания, развития и защиты.

4. Работа в группах с Конвенцией о правах ребёнка

Работа по 3-ему вопросу, где записаны самые важные положения прав ребёнка- сгруппировать права ребенка по предложенной схеме

1-я группа-выбирает права по теме выживание

2-я группа - выбирает права на тему развития

3-я группа - выбирает права на тему защиты

Какие ещё есть в нашей стране документы, в которых бы говорилось о правах детей, об их защите? (Ожидаемый ответ: СК РФ, ГК РФ, УК РФ, АК РФ)

Какую юбилейную дату в декабре отмечает наша страна?

Учитель: Наши права и свободы как граждан Российской Федерации заключены в основном законе страны.

Как называется этот документ?

Конституция РФ не оговаривает особо права детей (исключение - право на образование - ст.43) и защиту со стороны государства, но в ней записаны те права человека, которые можно отнести к детям.

Учитель: Работа в группах с Конституцией .

Задание № 1: найти статьи Конституции РФ, в которых бы говорилось не только о правах человека, но и затронуты права детей. Каждая группа по одному называет права.

Ст. 20 право на жизнь

Ст.21 – достоинство личности охраняется государством

Ст. 29 – свобода мысли и слова

Ст.22 – на свободу и личную неприкосновенность

Ст. 40 – право на жилище

Ст.23 – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

Ст.43 – право на образование

Ст.38 – материнство и детство, семья находятся под защитой государства

Ст.25 – неприкосновенность жилища

Ст.45 – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Задание № 2: Обсудить, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обосновать ответ.

Группа 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. (ст.20)

Группа 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. (ст. 22)

Группа 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь.(ст.21)

Группам предлагаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев.

Какое право сказочного героя нарушено?

- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что - Буратино воспользуется своим правом на…

- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…

- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

Проблемный вопрос:

Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?

Ответы на проблемные вопросы

Беззащитность детей (неумение отстоять свои права)

Детское насилие (семейное насилие)

Экономическая беззащитность (родители распоряжаются деньгами)

Проблемный вопрос:

Почему в нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро?

В стране есть дети, живущие в ис­ключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране

7. Итог урока. Выставление отметок. Общая оценка классу за урок.

8. Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию О. Уайльда: Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Но главное, что каждый из вас должен помнить: Конвенция определила не только ваши права, но и обязанности перед обществом.

Активность на уроке и рефлексия показала интерес учащихся к правовой проблематике. Данный урок способствовал развитию интеллекта и расширению кругозора детей. В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие уроки как можно чаще.

Таким образом, каждый урок по праву это, пусть и маленький, но шаг навстречу будущей взрослой жизни и надо, чтобы подросток, знакомясь с правовой проблематикой, чувствовал себя всё более уверенно.

Читайте также: