Какие тепловые двигатели называют паровыми турбинами кратко

Обновлено: 18.05.2024

Вы уже познакомились с самым распространенным видом теплового двигателя — двигателем внутреннего сгорания. Следующий вид, который мы рассмотрим — это турбина.

Турбины бывают газовые, паровые и гидравлические. Рабочим телом паровой турбины является пар. У газовой турбины же рабочим телом являются газы, образующиеся при сгорании топлива в специальных камерах. Устройство и работа газовой турбины аналогичны устройству и работе паровой турбины.

Для изучения мы выберем паровую турбину. В данном уроке вы узнаете, как она устроена, ее принцип действия, историю создания и применение в жизни.

Устройство и работа паровой турбины

Турбина — это тепловой двигатель, в котором пар или газ, нагретый до высокой температуры, вращает вал двигателя без помощи поршня, шатуна и коленчатого вала.

Схема простейшего варианта паровой турбины представлена на рисунке 1.

Диск 4 насажен на вал 5. На ободе диска закреплены лопатки 2. Около лопаток располагаются трубы — сопла 1, в которые поступает пар 3 из котла.

Принцип действия паровой турбины достаточно прост. Из сопел вырываются струи пара и оказывают на лопатки значительное давление. Таким образом струи пара приводят диск турбины в быстрое движение. Так внутренняя энергия пара переходит в механическую энергию.

В настоящее время в турбинах устанавливают несколько дисков сразу, насаженных на один общий вал. Так пар будет проходить через все лопатки дисков, при этом отдавая каждому часть своей энергии.

История создания паровой турбины

В ходе истории было предпринято большое количество попыток создания механизмов, похожих на паровую турбину именно в том виде, какой мы ее рассматриваем сейчас. Можно сказать, что все началось еще в I веке. Герон Александрийский создал интересный механизм (рисунок 2). Но его потенциал не оценили и восприняли как забавную игрушку.

Это изобретение по праву можно назвать первым прототипом паровой турбины. В котле кипела вода и образовывался пар. По трубке пар подавался к шару и вылетал из сопел. Шар начинал вращаться.

Считается, что первую паровую турбину создал в 1883 году шведский изобретатель Густав Лаваль. В 1889 году Лаваль дополнил сопла турбины коническими расширителями. Такой вариант сопел стал прародителем будущих ракетных сопел. Турбина Лаваля стала прорывом в инженерии.

С этого момента турбины стали активно использовать для приведения в действие электрогенераторов. В этом же году количество используемых турбин выросло до трехсот.

В 1894 году английский инженер Чарлз Парсонс построил опытное судно “Турбиния” с приводом от паровой турбины. Скорость этого судна достигала $60 \frac$. В настоящее время судно находится в музее Newcastle’s Discovery Museum (рисунок 3), а её турбина находится в Лондонском музее науки.


Рисунок 3. “Турбиния” в музее Newcastle’s Discovery Museum

Применение паровых турбин

Современные паровые турбины широко используются во многих сферах.

Например, на электростанциях генератор электрического тока зачастую соединяют с турбиной. Такие турбины могут вращаться, выполняя до 3000 оборотов в минуту. Это позволяет использовать их для приведения в движение генераторов тока.

Также тепловые турбины устанавливают на тепловых электростанциях. В 2017 году на Уральском турбинном заводе была выпущена паровая турбина, электрическая мощность которой достигает $335 \space МВт$, а тепловая нагрузка — $385 \frac$ (рисунок 4). Этого достаточно, чтобы обеспечить теплом более 100 000 квартир.


Рисунок 4. Энергетическая паровая турбина Т-295

Паровые турбины стоят и на различных заводах. На производстве данные турбины функционируют на отработавшем паре, позволяя получить из практически “отходов производства” полезную энергию. Используют их и на кораблях в качестве главного или вспомогательного двигателя.

Одной из самых мощных паровых турбин в мире на сегодняшний день является турбина Siemens SST5-9000 (рисунок 5). Ее мощностью составляет $1900 \space МВт$. Спрос на такие мощности очень мал, так как реализовать такой потенциал можно только на атомных электростанциях.


Рисунок 5. Турбина Siemens SST5-9000

На сухопутном и воздушном транспорте паровые турбины не используют, потому что для их функционирования необходимо большое количество пара, а следовательно, и жидкости.

Паровая турбина — вид теплового двигателя, в котором пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал двигателя без помощи поршня, шатуна и коленчатого вала.

2. В чём отличие в устройстве турбин и поршневых машин?

В устройстве турбин отсутствуют: поршень, шатун и коленчатый вал.

3. Пользуясь рисунком 28, расскажите, из каких частей состоит паровая турбина и как она работает.

Схема устройства простейшей паровой турбины:

На вал насажен диск, по ободу которого закреплены лопатки. Около лопаток расположены трубы — сопла, в которые поступает пар из котла. Струи пара, вырывающиеся из сопел, оказывают значительное давление на лопатки и приводят диск турбин в быстрое вращательное движение.

Паровая турбина

1. Какие тепловые двигатели называют паровыми турбинами?

Тепловой двигатель, в котором пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал двигателя без помощи поршня, шатуна и коленчатого вала, называют турбиной.

2. В чём отличие в устройстве турбин и поршневых машин?

Вращение вала непрерывно, никаких циклов работы, в отличие от ДВС нет.
Не требуется горючие, нет процессов горения.
Устройство паровой турбины проще, чем ДВС: нет поршня, нет шатуна, нет клапанов.

3. Из каких частей состоит паровая турбина и как она работает?



Простейшая паровая турбина состоит из вала, на который насажен диск с закрепленными по его ободу лопатками.
Рядом с лопатками расположены трубы-сопла, в которые поступает пар из котла или нагретый газ.
Струи пара или газа, вырывающиеся из сопел, оказывают давление на лопатки, приводя вал турбины во вращение.

КПД теплового двигателя

1. Почему в тепловых двигателях только часть энергии топлива превращается в механическую энергию?

В тепловых двигателях только часть энергии топлива превращается в механическую энергию.
Значительная часть внутренней энергии уходит как тепловые потери в окружающее пространство.

2. Что называют КПД теплового двигателя?

Коэффициентом полезного действия теплового двигателя называется отношение части энергии, которая пошла на совершение полезной работы двигателя, ко всей энергии, выделившейся при сгорании топлива.

3 Почему КПД двигателя не может быть не только больше 100%, но и равен 100%?

КПД всегда меньше 100% или меньше 1, т.к. только часть энергии, выделяемой топливом, он превращает в полезную работу.
Теоретически максимальный КПД двигателя может быть равен 100% или 1.
Но пактически всегда присутствуют потери энергии, например, на нагревание самого двигателя, на работу, совершаемую силами трения в двигателе, за счет неполной отдачи энергии сгоревшего топлива на совершение полезной работы.
Чем больше часть энергии идет на совершение полезной работы, тем выше КПД двигателя, тем экономичнее двигатель.

4. Какой такт работы двигателя внутреннего сгорания изображён на рисунке?

. или

Направление движения поршня показано вниз, а клапаны закрыты.
Значит это "рабочий ход", когда газы, образовавшиеся в результате горения топлива, давят на поршень.

ПАРОВА́Я ТУРБИ́НА, тур­би­на, в ко­то­рой в ка­че­ст­ве ра­бо­че­го те­ла ис­поль­зу­ет­ся во­дя­ной пар; слу­жит для пре­об­ра­зо­ва­ния те­п­ло­вой энер­гии па­ра в ме­ха­нич. ра­бо­ту. В от­ли­чие от па­ро­вой ма­ши­ны , в П. т. ис­поль­зу­ют не по­тен­ци­аль­ную, а ки­не­тич. энер­гию па­ра. Осн. на­зна­че­ние П. т. – при­вод (пер­вич­ный дви­га­тель) для ге­не­ра­то­ров элек­трич. то­ка на те­п­ло­вых и атом­ных элек­тро­стан­ци­ях. П. т. и элек­тро­ге­не­ра­тор со­став­ля­ют тур­бо­агре­гат .

Солнце и пища до XX века были основными источниками энергии для человека. Люди научились не только эксплуатировать, но и накапливать солнечную энергию, превращать её в другие виды, извлекать из различных субстанций (древесина, ископаемое топливо). Даже с освоением ядерной энергетики отказаться от превращения тепловой энергии в механическую пока не получается: реактор атомной электростанции без турбины не создать. Рассмотрим, какие тепловые двигатели называют паровыми турбинами. Разберёмся, как они работают, из чего состоят, где применяются.

Паровая турбина: строение, принцип работы

Тепловые двигатели начали массово применяться во времена промышленной революции, известными обывателю они стали, наверное, после запуска паровозов. Паровая турбина – это компактная усовершенствованная паровая машина.

В состав теплового двигателя входят:

  • статор с клапанами;
  • стальной цилиндр;
  • рабочие колёса;
  • лопатки аэродинамической конфигурации;
  • сопла или направляющие лопатки.

Принцип действия паровой турбины заключается в преобразовании потенциальной энергии горячего пара в кинетическую. Последняя трансформируется в механическую энергию, заставляя вал агрегата вращаться.

Принцип действия паровой турбины заключается в преобразовании потенциальной энергии горячего пара в кинетическую. Последняя трансформируется в механическую энергию, заставляя вал агрегата вращаться.

Из парогенератора или котла горячий водяной пар поступает на направляющие лопатки турбины. Газ вырывается из пустот между направляющими лопатками и направляется к рабочему колесу. Из-за возникновения разности давления между поверхностями лопастей создаётся подъёмная сила, которая заставляет их вращаться вместе с валом. Размеры лопаток постепенно увеличиваются, что объясняется падением давления и кинетической энергии пара.

Используемые на электростанциях паровые турбины состоят из ряда степеней высокого, среднего и низкого давления объединённых общим валом. Конец вала присоединяется к генератору.

Между ступенями агрегата обычно устанавливаются паровые котлы, нагревающие его. Процесс называют вторичным нагревом пара. Между секциями также могут устанавливаться неподвижные лопатки, уменьшающие площадь потока пара, а значит, его скорость возрастает вместе с кинетической энергией в соответствии со вторым законом термодинамики.

Между ступенями агрегата обычно устанавливаются паровые котлы, нагревающие его. Процесс называют вторичным нагревом пара. Между секциями также могут устанавливаться неподвижные лопатки, уменьшающие площадь потока пара, а значит, его скорость возрастает вместе с кинетической энергией в соответствии со вторым законом термодинамики.

​Из-за расширения горячего газа в систему он подаётся по узкому паропроводу, а выводится – по трубе большого диаметра. Чтобы скорость потока не превысила критического значения, и ему было куда расширяться, увеличивают проточную площадь. В строение турбины при проектировании закладывается увеличение размера лопаток с каждой секцией.

К особенностям работы таких агрегатов относят:

  • проблематичность управления скоростью вращения в широких пределах;
  • вращение в одном направлении;
  • отсутствие вибраций и толчков, присущих двигателям с поршнем;
  • возможность построения огромных агрегатов мощностью миллионы киловатт.

Применение паровых турбин

Теперь вы знаете, как работает паровая турбина. Применяется такая тепловая машина преимущественно на атомных электростанциях – участвует в преобразовании энергии деления ядра в тепловую и на тепловых, где их конечный продукт – тепло. Нашли своё место на химических, металлургических предприятиях: паровые молоты, смазочные масляные насосы.

Читайте также: