Что такое гибкий график работы детского сада в рб

Обновлено: 02.07.2024

Гибкий режим – это один из путей создания комфортной обстановки.

Планирование по гибкому режиму отличается от других видов планирования прежде всего вариантами гибкого режима, вариантов по гибкому режиму столько, сколько дней в году. Каждый вариант гибкого режима имеет свою тему или своё название, кроме того, каждый день недели имеет свое название.

При планировании обозначаются основные цели гибкого режима, они всегда постоянны:

1 создание условий для полноценного физического и психического развития детей.

2 способствование организации подвижной, развивающей среды, стремление к тому, чтобы она (как предметная так и образовательная среда) обеспечивала познавательное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечала интересам и потребностям ребенка.

Планирование по гибкому режиму отличается от классической формы планирования воспитательно-образовательной работы временными отрезками. По гибкому режиму время нечеткое ( н-р: завтрак может отличаться большей продолжительностью по времени, занятие может начинаться не ровно в 9.00, а в 9.10 и т. д, происходит плавный переход от утренних моментов к завтраку, от завтрака к занятию и т. д.

Во время завтрака и обеда использую музыку (музыкотерапию). Прием пищи происходит у нас по типу семейного стола. При проведении режимных моментов использую малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, заклички; стихи, для наглядности – алгоритмы.

Гибкий режим дня организует поведение детей, создает у малышей ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Правильное проведение режимных процессов является необходимым условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного и глубокого сна.

Я считаю, что гибкий режим в первой младшей группе дает возможность детям легче адаптироваться к режимным моментам и условиям детского сада.

Система работы по охране и укрепления здоровья детей, соблюдение оптимального двигательного режима в детском саду Система работы по охране и укрепления здоровья детей, соблюдение оптимального двигательного режима в детском саду Формы работы по физическому.

Создание данной программы было мотивировано появлением детских дошкольных учреждений с гибким режимом работы. Они же в свою очередь были образованы с целью наибольшего охвата детей дошкольным обучением и воспитанием.

Программа помещена в таблицах, где определены годовые воспитательно-образовательные задачи по каждому ее разделу. Это дает возможность воспринимать содержание определенного раздела с его усложнениями для детей всех возрастов группы одновременно. Особенно это удобно в условиях разновозрастной группы. Каждый раздел программы начинается с общих задач, которые необходимо решать. С учетом сокращенного времяпребывания в группе детского сада отобран приблизительный объем воспитательно-образовательной работы, который может быть реализован воспитателем.

Однако возрастная дифференциация и адресованность содержания программы не означает ее строгой реализации детьми определенного возраста. Необходимо видеть проявление каждым ребенком не только возрастных, но и свойственных только ему индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что родители должны принимать активное участие в воспитании детей, содержание каждого раздела программы представлено не в традиционной академической форме, а в популярно-занимательной, которая более понятна людям без специального образования.

Такая форма подачи программного материала подчеркивает ее гуманистическую направленность: воспитатель получает возможность видеть не обезличенную массу детей определенного возраста, а каждого ребенка с его индивидуальными особенностями и проявлениями.

Также возможно использование данной программы в детских садах семейного типа, где мать воспитывает своих детей вместе с оставленными под ее присмотром детьми несколько часов на протяжении дня. В таком случае она должна иметь педагогическое образование.

2.3 Программа семейного детского сада

Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Программа для семейного детского сада создана на основе итогов психолого-педагогических исследований последних лет, а также зарубежного опыта.

Развитие и воспитание дошкольника идет по всем направлениям, именно поэтому деление программы на разделы можно считать условным: задачи, определенные в ней, тесно связаны между собой и успешно решать их можно только в комплексе.

Названия разделов свидетельствуют, что ребенок приобщается к основным ценностям человеческой культуры. В некоторых разделах даны этапы решения задач, которые показывают последовательность и постепенность работы с детьми. В отличии от этого деления каждого раздела на подразделы не означает, что воспитатель сначала выполняет рекомендации первого из них, затем второго. Все задачи решаются одновременно и на протяжении года.

Подразделы даны по горизонтали, этапы развития и возраст детей – по вертикали такая структура облегчает ориентацию в материале и соответственно – организацию работы в группе.

2.4 Программа семейного воспитания детей раннего возраста

Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа предназначена для родителей. Цель программы – помочь родителям ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его развития и воспитания. В программе выделены важные направления в развитии и воспитании детей на каждом возрастном этапе.

Предпосылкой создания данной программы стало то, что в современных условиях мать получила право воспитывать ребенка в домашних условиях от рождения до трех лет. Это считается правильным, так как домашнее воспитание малыша в раннем возрасте имеет колоссальное значение. И поскольку ребенок воспитывается дома родителями, то именно на них ложится ответственность за создание условий для его полноценного развития. Дети рождаются с одинаковыми возможностями для их развития, а добиться успеха в воспитании своего ребенка в первые часы жизни – задача родителей. Именно от родителей, и от их отношений с детьми зависит развитие ребенка.

Время после рождения ребенка самое благоприятное для формирования разносторонних способностей, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Родителям необходимо иметь элементарные представления об способностях воспитания детей раннего возраста. Каждому ребенку свойственны индивидуальные черты, темп развития.

Структура программы следующая:

- Любить своего ребенка

- Пока ребенок не родился

- Первый год жизни:

1. Первые недели жизни;

- как видит себя ребенок

- чем интересуется малыш

- что важно для новорожденного;

- чего необходимо избегать

- достижения новорожденного, улыбка.

2. От 1,5 до 3 месяцев

3. От 3 до 6 месяцев

4. от 6 до 9 месяцев

5. от 9 месяцев до года

6. Развитие речи:

- на первом году жизни

- на втором году жизни

- на 3 году жизни

- когда ребенок не говорит, трудности в развитии речи

Основными задачами воспитания дошкольников, заявленными в программе являются:

-обеспечить укрепление здоровья детей с помощью средств физической культуры;

- содействовать ликвидации недостатков в физическом развитии детей, пользуясь разными формами физических упражнений и упражнениями коррекционного характера;

- повышать сопротивляемость организма ребенка к неспособствующим условиям внутреннего и внешнего характера.

Автор предлагает в процессе воспитания и развития детей пользоваться следующими принципами:

- принцип организации двигательной деятельности, который обеспечивает хорошую адаптацию к различным негативным воздействиям внешней среды;

- принцип отбора физических упражнений, непосредственно связанных с профилактикой различных заболеваний;

- принцип периодического напряжения сил и способностей ребенка в системе занятий

- принцип организации, который формирует у детей представление о состоянии своего здоровья.

Автор в своей программе широко раскрывает методические приемы, дает различные рекомендации по выполнению всевозможных физических упражнений. Так, в программе разграничены рекомендации к занятиям физическими упражнениями общего характера, также рекомендации к занятиям физическими упражнениями в зависимости от возраста детей.

Также автором предлагаются примерные фрагменты занятий по ознакомлению с гигиеническими требованиями, занятий по физической культуре.

1. Гібкі рэжым у дзіцячым садзе// Пралеска, - 1992, - №9.

4. История педагогики/ под ред. М.Ф. Шабаевой, - Мн, - 1981, - С. 356.

5. Литвинова Н.В., Поздеева Т.В. Краткий курс лекций по дошкольной педагогике, - Мн., - 1997, - С. 64 – 78.

6. Праграма сямейнага выхавання дзяцей ранняга ўзросту //Пралеска, - 1993, - №5,7,8,9.

7. Праграма сямейнага дзіцячага сада//Пралеска, - 1994, - №2.

8. Праграма фізічнага выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту//Пралеска, - 1996, - №1.

9. Пралеска. Праграма выхавання і навучання ў дзіцячым садзе. – Мн.: 1996.

10. Программы дошкольных образовательных учреждений: метод. рек. Для работников дошкольных образовательных учреждений/сост. О.А. Соломенникова М., С. 17 – 28.

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений , Под ред. Т.И. Ерофеевой, - М., - 2000, - С.32-127.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 16973
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Гибкий график работы — это режим труда, при котором сотрудник может определить самостоятельно начало и окончание рабочего дня по договоренности с работодателем. Правовое регулирование закреплено в ТК и обязательно фиксируется в трудовом договоре. Для оплаты необходимо организовать учет отработанного времени.

Работа мечты для многих — это приходить на рабочее место, когда удобно, и уходить, когда хочется. При этом серьезные сотрудники вполне готовы отвечать за качество результата целиком и полностью — дело только в удобстве. Такой режим труда возможен, он называется работой по гибкому графику (сокращенно ГГР).

Работа по графику — это зафиксированное соотношение рабочего времени и отдыха за определенный промежуток времени. А определение гибкости подразумевает возможность регулярного изменения этих соотношений.

Таким образом речь идет о режиме труда, при котором сотрудник самостоятельно определяет начало и окончание рабочего дня по договоренности с работодателем.

Также по согласованию сторон можно зафиксировать нестандартную продолжительность трудового дня или смены, суммарно отработанное время и т. д.

Оформление

Важно помнить, что режим труда и отдыха — это одно из обязательных условий трудового договора. Все, о чем договаривается работник и работодатель, должно быть зафиксировано на бумаге. Любые устные договоренности могут быть проигнорированы либо истолкованы превратно. Если у работника в трудовом договоре прописан режим с 09:00, на месте он должен быть в это время, иначе работодатель вправе зафиксировать опоздание. А отсутствие более 4 часов интерпретируется как прогул, что влечет дисциплинарные меры.

Если сотрудник и компания договариваются перед трудоустройством о ГГР, это сразу надо отразить в трудовом договоре. А если есть необходимость ввести новый график в трудовой договор уже действующего сотрудника, то требуется согласованное руководителем заявление работника о перемене режима, чтобы на его основании внести изменения в договор с помощью дополнительного соглашения к нему. Полная занятость и гибкий график чаще всего могут сосуществовать одновременно, но не исключается использование подвижного расписания при оформлении неполного рабочего дня или недели.

Правовое регулирование

Гибкий график работы по ТК РФ — это особый случай режима труда, при котором происходит суммирование отработанного времени (ст. 102 ТК РФ, ст. 104 ТК РФ и комментарии к ним). Его можно выбрать как для конкретного сотрудника, так и для подразделения в целом. В последнем случае регулирование закрепляется не только в трудовом договоре каждого работника, но и в правилах внутреннего трудового распорядка, других нормативных актах компании.


Что значит гибкий график работы 5/2

Часто при использовании ГГР фиксируют определенный период рабочего времени. Это время, когда сотрудник должен обязательно присутствовать на рабочем месте. Например, в студии по разработке компьютерных игр определен восьмичасовой рабочий день и пятидневная неделя. Все сотрудники должны присутствовать в офисе с 12:00 до 18:00, но время начала трудового дня каждое подразделение определяет самостоятельно: бухгалтерия в полном составе окажется на месте с 9:00 до 18:00, а отдел разработки — с 12:00 до 21:00.

Таким образом, становится понятно, что значит гибкий график работы 5/2 — это труд в режиме 5 дней через 2, где суббота и воскресенье — выходные.

Оплата труда

Любой труд должен быть оплачен. Поскольку при ГГР используется суммирование отработанного времени, необходимо определиться с одним из способов его учета:

  • ежедневный;
  • еженедельный;
  • ежемесячный.

Где и когда применяем режим работы с гибким графиком

Чаще всего режим работы при гибком графике удобен для людей творческих профессий, сферы информационных технологий. Конечно, он подходит не всем профессиям, не всем компаниям. Но для тех, кто может себе его позволить, это, скорее, плюс, чем минус. Работа по гибкому графику снимает стресс, дает возможность ориентироваться на пики своих биологических ритмов, повышает работоспособность. Большинство современных работодателей уже хорошо понимают, что такое гибкий график работы и используют его как инструмент нематериальной мотивации персонала.

Один из частых вопросов работодателей: существуют ли трудовые договоры с гибким графиком работы или же можно заключить только договор ГПХ, по которому исполнитель ограничен лишь начальными и конечными сроками работ или услуг, но в остальном сам определяет время их выполнения?

Что такое гибкий график

Гибкий график, или гибкое рабочее время, предполагает саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочей смены или продолжительности рабочего дня. То есть работник в разные дни может начинать и заканчивать работать в разное время. При этом продолжительность рабочего дня может быть как неизменной во все рабочие дни, так и различной.

Отметим, что гибкий график — это не полное саморегулирование начала, окончания или общей продолжительности рабочего дня, а только частичное. Сначала работник и работодатель приходят к письменному соглашению о пределах, в которых работник имеет право самостоятельно определять время начала или окончания рабочего дня, его продолжительности. А далее он уже сам выстраивает свой рабочий день, исходя из согласованных пределов (ст. 102 ТК РФ).

  • фиксированное время — период времени, когда сотрудник работает, находясь на рабочем месте;
  • гибкое время, в пределах которого работник вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению.

Теперь же выделение периода фиксированного времени работы необязательно, так как документ утратил силу.

На заметку. Что такое скользящий график.

Работодатели иногда смешивают понятия гибкого и скользящего графика, но важно понимать, что это не одно и то же.

Скользящий график — это предоставление выходных дней по меняющемуся графику (ст. 100 ТК РФ). То есть выходные в разные недели приходятся на разные дни. Например, если организация работает семь дней в неделю, работникам могут предоставляться выходные на одной неделе — понедельник и вторник, на второй — среда и четверг, на третьей — пятница и суббота и пр.

Скользящий график устанавливается при приеме на работу трудовым договором, а для уже действующего сотрудника — дополнительным соглашением к трудовому договору. Одновременно издается приказ в свободной форме, и с ним нужно ознакомить работника под подпись.

Отметим, что работодателю придется заранее составлять графики работы на неделю или месяц вперед и следить, чтобы сотрудники ознакомились с графиком под подпись. Таким образом до начала рабочей недели/месяца они будут понимать, какие дни для них — выходные, а какие — рабочие. Минимальный возможный срок, в который нужно ознакомить работников, закрепляется в трудовом договоре или в локальном нормативном акте работодателя, например, в правилах внутреннего трудового распорядка.

Если срок ознакомления с графиком установлен определенным локальным нормативным актом, это должно быть указано в трудовом договоре.

Как установить гибкий график

Режим рабочего времени — это обязательное условие трудового договора. Гибкий график — один из возможных вариантов (абз. 2 ч. 6 ст. 57 ТК РФ, ст. 100 ТК РФ), при котором начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяются по соглашению сторон.
Чтобы установить гибкий график, нужно:

  1. зафиксировать его в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему (ст. 72 ТК РФ);
  2. издать приказ в свободной форме об установлении гибкого графика и ознакомить с ним работника под подпись.

Пример

Текст условия о гибком графике работы (с неизменной продолжительностью рабочего дня) в трудовом договоре может выглядеть так:
«Работнику устанавливается режим гибкого рабочего времени, элементами которого являются:

  • продолжительность рабочего дня __ часов;
  • время начала работы: с ___ по ___ либо с ___ по ___;
  • фиксированное время: с___ по ___ либо с ___ по ____;
  • перерыв для отдыха и питания: с ___ до ____ либо с ___ до ___ продолжительностью ___;
  • время окончания работы: с ___ по ___ либо с ___ по ___.

Как учитывать отработанное время при гибком графике

Порядок введения такого учета устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 2 ст. 102, ст. 104 ТК РФ).

Можно ли совместить гибкий график и режим неполного рабочего времени

Как гибкий график влияет на данные в штатном расписании

Однако штатное расписание может предусматривать неполную ставку по определенной должности. Тогда, заключая трудовой договор о работе на условиях неполного рабочего времени, можно этим же договором предусмотреть, что сотрудник вправе сам определять время начала и окончания своего рабочего дня в установленных договором пределах. Таким образом, возможно совмещение неполной ставки и гибкого графика работы.

Кому предоставляется гибкий график

Право на гибкий график есть у любого работника, в том числе у государственного или муниципального служащего.

Более того, в 2020 году в рамках мер по нераспространению коронавирусной инфекции Минтруд РФ выработал методические рекомендации по режиму труда для государственных гражданских и муниципальных служащих. Ведомство рекомендует перевести их на временный гибкий график работы, так как разное время прибытия/убытия на рабочее место позволяет избежать скопления сотрудников.

Можно ли ввести гибкий график по инициативе работника

Условие о гибком графике можно внести в трудовой договор по инициативе работника — в связи с его личными или семейными обстоятельствами. Для этого ему нужно получить согласие руководителя и написать заявление.

Может ли работодатель отказать в изменении рабочего графика

Гибкий график работнику устанавливается по соглашению работника и работодателя (ст. 102 ТК РФ). Руководитель может отказать сотруднику:

  • если не хочет переводить его на гибкий график в принципе;
  • согласен установить гибкий график, но не может договориться с работником о конкретных условиях. Например, сотрудник хочет, чтобы начало работы было в пределах с 11 до 13 часов, а работодатель против именно этого условия.

При этом не надо путать схожие по своей сути, но разные с точки зрения законодательства ситуации:

  1. Возможность согласовать работнику гибкий график его работы с разной продолжительностью рабочего дня в разные дни.
  2. Установление работнику сокращенного рабочего времени по ст. 92 ТК РФ или неполного рабочего времени по ст. 93 ТК РФ.

В первом случае у руководителя есть право согласиться или отказаться предоставить гибкий график. Во втором — по ст. 92 ТК РФ он обязан предусмотреть сокращенное рабочее время некоторым категориям работников, например, инвалидам I и II групп, несовершеннолетним. А по общему правилу ст. 93 ТК РФ может пойти навстречу работнику и установить ему неполное рабочее время. Также работодатель обязан устанавливать режим неполного рабочего времени по просьбе отдельных работников — беременной женщины, одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет, и др.

Авторы — юрисконсульт Контур.Норматива Максим Верхорубов и налоговый журналист Вероника Брагина.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: