Школьное обучение как фактор развития психики

Обновлено: 04.07.2024

В данной научной статье рассмотрены основные подходы к проблеме обучения и развития в теориях выдающихся отечественных и зарубежных ученых. Предложены основные направления разработки в области проблемы обучения и развития на современном этапе становления образования, а так же рассмотрены возможные движущие силы и противоречия, имеющие влияние на данную проблему.

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ, ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗРАБОТКИ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, EDUCATIONAL PSYCHOLOGY, INSTRUCTION AND DEVELOPMENT, SCIENTIFIC ATTITUDE FOR PROBLEM, BASE-LINE OF DEVELOPMENT, PULSION, CONTRADICTIONS.

В общем понимании педагогическая психология занимает немаловажную позицию между педагогическими и психологическими дисциплинами, выступая в форме их совокупного изучения прямой зависимости обучения от воспитания и непосредственного формирования психики индивида. Данная наука призвана всесторонне рассматривать систему учения: структуру, характерные особенности, элементы и процессы, а также аспекты возрастных особенностей и индивидуального подхода к обучению, направленные на развитие ребенка.

В свою очередь проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами всех времен. Первым данную проблему осветил в своих трудах Л. С. Выготский. Он утверждал, что ведущая роль обучения в развитии, считая, что обучение должно происходить раньше развития, выступать его первоисточником[3].

По мнению Ж. Пиаже, развитие происходит независимо от обучения, где само обучение опирается на уже сформированный уровень развития и напрямую зависит от него[6].

Мнение П. Я. Гальперина в противовес Л. С. Выготскому и Ж. Пиаже предполагает особенность зависимости обучения и развития в том, что не каждое обучение может оказывать прямое влияние на процесс развития[2, C.2].

Таким образом, мы видим, что еще исторически сложилась противоречивость мнений в области соотношения обучения и развития. Это обусловлено постоянной сменой методических подходов в области образования и воспитания, расширением форм трактовок, характеризующих сущность развития личности и непосредственного процесса обучения.

Ряд проблем в области обучения и психологического развития нами обобщен в сводный список, где отображены идеи Выготского и других авторов.

Принято выделять подходы к решению проблем взаимосвязи обучения и развития на базе теорий известных психологов и педагогов, частично рассмотренных нами выше.

Поэтому нами предложены направления разработки проблемы обучения и развития с учетом растущих требований к социализации личности и ее готовности взаимодействовать с обществом.

В данном случае основные направления психического развития в учебном процессе будут основываться на:

1. развитии познавательной сферы (интеллектуальное развитие, сознательная составляющая).

Сфера познавательного уровня формируется под влиянием обучения по линии поэтапного усложнения деятельности в области мышления и системного развития интеллекта. Единовременно происходит развитее механизмов и содержательной нагрузки сознания.

2. Общее развитие личности (целенаправленность, эмоциональное сопровождение, этические ценности)

В данном аспекте предполагается отслеживание образования, становления и усложнения мотивационной и потребностной сферы, отмечая в ее структуре лидирующие, превосходящие линии (учебная, познавательная, коммуникативная).

3. Становление деятельности с психологической точки зрения (цели, мотивы, их соотношение, формы, средства).

Психологическая структура деятельности развивается в соответствие с логическим соотношением мотивов к целям, постепенного усложнения деятельности с точки зрения операционнальных задач.

В ходе развития предполагается формирование:

- расположенности к целеполаганию,

- умений управлять различными операциями и способами их осуществления,

- самоконтроля и саморегуляции.

Однако в качестве противоречивых движущих сил психического развития в процессе обучения или параллельного взаимодействия данных процессов можно выделить:

Таким образом, проблемы обучения и развития затрагивались многими выдающимися психологами во все времена. И на этапе современного становления образовательного процесса решение данных проблем остается актуальным. Множество противоречивых теорий направлены на рассмотрение положения: что лежит в первооснове обучение или развитие? На базе научных подходов к теориям нами были предложены основные линии разработки проблемы. Нами рекомендуется рассматривать обучение и развитие в методической совокупности общего становления личности. Предполагается разработка конкретных форм и методов обучения, которые будут обеспечивать высокое умственное развитие обучающихся в области ключевых сфер, таких как общее становление личности, психологическая структура деятельности, познавательная сфера развития. При этом не стоит забывать о движущих силах и возможных противоречиях такого развития, а именно изменчивости потребностей в зависимости от уровня развития, объективных и субъективных факторах влияния. В целом будем считать, что между обучением и развитием существует неразрывная взаимосвязь, какие бы споры вокруг данных понятий не возникали.

Список литературы:

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.

2. Богус М. Б. Взаимосвязь обучения и развития как методологический принцип их осуществления // Концепт. 2014. № 11. С. 1-6.

3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения /Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М. : Помощь, 1996.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Междунар. пед. акад., 1994. 272 с.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие предшествует обучению, поэтому обучение просто основывается на развитии. Обучение и развитие - это одно и то же. Развитие - это то же самое, что обучение. Человек приобретает индивидуальный опыт, учится, как он взрослеет. В этом случае это полностью зависит от культурной среды, в которой оно развивается, и его можно научить всему, чему необходимо. Обучение предшествует развитию и ведет его за собой.

Фундаментальные изменения, проведенные Министерством образования и науки и Правительством Республики Казахстан в области дошкольного образования, привели к обновлению системы профессиональной подготовки специалистов, в том числе в области дошкольного образования.

Одной из задач профессионального образования является поиск путей развития и совершенствования системы подготовки педагогических кадров для работы с детьми раннего возраста.

Процесс подготовки педагогов и психологов в системе среднего профессионального и высшего образования должен быть направлен на формирование целостной системы универсальных знаний, навыков, умений и навыков, отвечающих требованиям дошкольных образовательных учреждений. Условия глобальной конкуренции на рынке труда требуют от педагогов и психологов дошкольного образования высокого уровня профессиональной компетентности.

Основной целью психологического сопровождения является создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Центральным принципом психологического сопровождения является ценность личного выбора и самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

При организации процессов образования и развития должны быть созданы условия для:

- личностное развитие как реализация индивидом его потенциальной универсальности и бесконечности;

- Самоопределение - обретение ценностей и смыслов жизни и их реализация;

- саморазвитие - осмысленное наполнение жизненного поля человека, которое включает в себя всю совокупность жизненных смыслов и пространство реального действия.

Развитие и воспитание детей младшего возраста происходит в процессе интериоризации ценностей и значений. Воспитание также включает в себя процесс активного формирования ценностей и значений самим ребенком. Помочь ребенку в его развитии как субъекту саморазвития - главная цель развития и воспитания.

В раннем детстве развитие происходит так быстро, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное формирование и развитие всех качеств, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с объектами, закладываются основы психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность умственного развития в этот период выражены ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление определенных черт быстро сменяется самыми быстрыми преобразованиями в психике. И темпы и значение различных линий умственного развития на разных возрастных этапах жизни ребенка различны. Например, в возрасте 2,5-3 месяцев. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентационных реакций. От 3 до 5-6 месяцев. на основе развития зрительной концентрации улучшаются движения руки, формируется хватка, ребенок начинает манипулировать предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные отношения.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом для развития жизни. Почти все виды поведения, как позитивные, так и негативные, формируются в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим воздействием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку дружеское внимание и заботу, говорит ласково, то улыбка малыша появляется раньше.

Важной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и психоневрологического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья ребенка. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное благополучие ребенка, болезнь может разрушить сформировавшееся поведение. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Существует большая физическая и психическая уязвимость. Дети быстро болеют, легко устают, их настроение часто меняется.

Для малышей характерна высокая пластичность всего организма и, прежде всего, психическая и высшая нервная деятельность. Это свойство, с одной стороны, создает огромные возможности для образования и обучения, с другой - позволяет компенсировать нарушенную функцию другими функциями и системами организма.

Несмотря на богатые возможности развития, развивающиеся способности и способности ребенка нестабильны, незавершены и легко разрушаются в неблагоприятных условиях. Таким образом, дети, посещающие кроватку, должны вернуться к мытью рук после нескольких дней отдыха дома. То есть в раннем возрасте развиваются не столько сами навыки и умения, сколько предпосылки для их дальнейшего совершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни выражены направленные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движении и впечатлениях. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. А в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию ребенка. Когда дети ограничены в получении информации, их умственное развитие значительно задерживается.

Особое значение в умственном развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на создание социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылки личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

Кроме того, маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением взрослого, который его воспитывает.

Ведущая роль в умственном развитии маленького ребенка принадлежит взрослому. Он не только обеспечивает ребенку оптимальные условия для выживания, хорошего здоровья и физического развития, но и заботится о умственном развитии. Он не только заботится о ребенке, но и знакомит его с другими, направляет и формирует его деятельность. И в ответ на заинтересованное, дружелюбное отношение взрослого у ребенка очень рано возникает потребность в общении с ним.

1. Жизненный сценарий - это бессознательная жизненная программа индивида, сформированная под влиянием родительского программирования (Э. Берн).

2. Образ жизни - это значение, которое человек придает миру и себе, своим целям, направленности своих устремлений и тем подходам, которые он использует при решении жизненных проблем (А. Адлер).

3. "Концепция Я" - совокупность представлений личности о себе, включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты (К. Роджерс, Р. Бернет).

Итак, первое, что формирует позитивное отношение ребенка к миру, - это положительные чувства, которые родители испытывают во время планирования беременности.

Для благополучия будущего ребенка также важно, как мать переносит беременность.

Задача родителей - сделать все, чтобы ребенок в это время не жил в бездне, а жил в ласковом, теплом море заботы, нежности и тепла. Прогулки на свежем воздухе, общение с природой, беседы отца и матери с ребенком, как все уже понимают и чувствуют, прослушивание любимой музыки, а главное - переживание радости, что семья состоит из трех человек – вот лишь некоторые рекомендации, которые психолог может дать родителям. Кроме того, родителям следует позаботиться о сохранении благоприятного психического настроения на протяжении всей беременности и максимизировать возможности этого этапа жизни не только для укрепления плода, но и для собственного личностного роста и укрепления супружеских отношений.

Критерием перехода от стадии новорожденного к стадии детства является комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-позитивной реакции ребенка (движения, звуки) на взрослого. Разлука матери и ребенка на первом году жизни вызывает серьезные нарушения в умственном развитии ребенка и накладывает неизгладимое впечатление на всю его жизнь.

Важное значение для формирования личности имеет дом семьи, ритмы ее жизни, позиции, которые занимает каждый ее член. Дом должен олицетворять надежность, безопасность, предсказуемость для ребенка.

По словам Эльконина Д.Б., первое, что нам нужно воспитывать у наших детей и что развивается в детстве, - это потребность детей в человеке, другом человеке, сначала в матери, отце, затем в спутнике, друге, наконец, в коллективе и обществе. На развитие этой потребности следует обратить особое внимание: с ребенком нужно разговаривать, улыбаться, рассказывать ему истории, не стыдясь того, что ребенок еще не понимает всего из того, что ему говорит взрослый.

Ребенок после года существенно отличается от ребенка. Он больше не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сам способен передвигаться по комнате, может находить пищу и питье, способен заниматься деятельностью в отсутствие взрослых. Он становится относительно независимым в своих действиях. Дети, которые начинают ходить, разрываются между желанием быть рядом со своей матерью и желанием быть независимыми. Ребенок сталкивается с первыми правилами, запретами и ограничениями. Важная задача в этом возрасте - обрести контроль над своей эмоциональной жизнью, развить способность к чистоте и дисциплине. Кризис этого возраста связан с привыканием ребенка к чистоте. Когда родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные спуски, ребенок получает автономию. Напротив, слишком строгий или непоследовательный контроль заставляет ребенка испытывать стыд или сомнения, связанные со страхом потерять контроль над собой.

Родители, проявляющие строгость и строгость в вопросах, касающихся приучения ребенка к туалету, также директивно демонстрируют свое отношение к действиям, требующим независимости и независимости (питание, одежда, исследование окружающей среды). Самостоятельность - это не только навыки, связанные с участием ребенка в одежде, стирке, кормлении, но и способность заниматься собой и организовывать свое время.

В деятельности ребенка от 1 года до 3 лет доминирующую роль играет объектно-манипулятивная деятельность. Ребенок обнаруживает назначение предметов, роль, закрепленную за ними на протяжении многих человеческих поколений. Примерно с 1 года и 3 месяцев дети начинают выполнять не только те действия, которые им показали взрослые, но и те, которые они сами наблюдали: они одеваются, прижимают к себе куклу, целуют ее. Через полтора года, помимо сюжетных игрушек, будут привлечены запасные предметы, которыми можно торговать. Взрослый активирует ребенка и проявляет интерес к его играм, подсказывая, как можно играть с той или иной игрушкой. Вы не должны навязывать ребенку готовую игру. Это может помешать его инициативе. Важно убедиться, что среди игрушек были те, с помощью которых он может изображать различные действия взрослых: куклы с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, кукольная одежда), игрушечные животные и птицы, наборы игрушечных инструментов.

Многие исследования показывают, что у детей в возрасте от 18 до 24 месяцев возникает сочувствие и сотрудничество. Основой вашего образования является то, как с ребенком обращаются, когда он обижен или нуждается в помощи. Ребенок должен видеть симпатию членов семьи друг к другу. Взрослые могут стимулировать развитие эмпатии и напоминать, что папа пришел с работы и устал, ему нужен перерыв, младшему брату трудно собирать игрушки. Важен личный пример. 2-3-летний ребенок легко усваивает особенности взаимоотношений взрослых. Неправильные действия взрослых легко воспринимаются детьми. В присутствии детей невозможно выяснять отношения, ссориться. Важно объяснить ребенку, что можно и чего нельзя делать. Демократия в общении с ребенком, доведенная до анархии, отсутствие указаний на различие плохого и хорошего, добра и зла приводят к неуверенности ребенка, неспособности выработать собственное поведение. Важно обеспечить согласованность, согласованность в ожиданиях и требованиях, которые родители предъявляют к ребенку.

Большое значение имеют отношения со сверстниками. Взрослые должны помочь ребенку в этом возрасте наладить с ними дружеские отношения, проявить желание и способность играть с другими детьми, проявить сочувствие к тому, кто упал, получил травму и плачет.

Большое значение для умственного развития малышей имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень восприятия значительно влияет на мышление. Развитие восприятия определяется тремя параметрами - перцептивными мерами, сенсорными шкалами и корреляционными действиями. Таким образом, восприятие заключается в выявлении наиболее характерных для данного предмета или ситуации характеристик (информационных точек), на основе которых формируются устойчивые образы (сенсорные стандарты) и соотнесении этих образов-стандартов с объектами окружающего мира.

Перцептивные меры помогают исследовать основные свойства и качества воспринимаемого объекта, выделяя из них основное и второстепенное. Действия восприятия, которые сначала являются внешними и развернутыми, затем переходят во внутренний план и становятся автоматизированными.

Таким образом, развитие мер восприятия способствует формированию обобщения, а также других мыслительных операций, поскольку отбор наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность еще больше объединить их в классы и понятия. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных стандартов - сначала как предметных (появляющихся уже в конце детства), которые затем постепенно обобщаются, переходят на уровень сенсорных. Во-первых, представления о форме или цвете у ребенка связаны с определенным предметом (например, круглый шар, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и превращается в обобщенный стандарт – цвет, форма, размер. Именно эти три основных ориентира формируются у детей к концу раннего возраста. Акты соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать знания, которыми обладают дети при восприятии новых предметов. Именно это знание делает картину мира целостной и прочной.

При этом дети раннего возраста еще не могут разделить сложную тему на набор тестов, которые ее составляют, но они уже могут найти различия между конкретной темой и эталоном – например, сказав, что яблоко - это неправильный круг. Из-за тесной связи восприятия и мышления некоторые тесты используются для диагностики детей этого возраста для изучения обоих процессов.

Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность может значительно ускорить и оптимизировать когнитивное развитие детей раннего возраста.

Основными потребностями, определяющими развитие ребенка, являются:

- необходимость в теплых доверительных отношениях;

- потребность в компетентности;

- потребность в самоопределении.

В том случае, если семья создала условия для удовлетворения этих потребностей, развитие ребенка будет положительным.

Зона ближайшего развития

"Зона ближайшего развития" - это термин, который Выготский использует в своей теории развития, обозначая задачи, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но может сделать это с помощью взрослых или более умелых сверстников. Эта важная идея теории Выготского подчеркивает, что знания ребенка развиваются благодаря активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, что последовательно приводит его к решению все более сложных проблем. Со временем диалоги со взрослыми усваиваются и становятся частью внутреннего опыта ребенка. Таким образом, он может использовать этот опыт в будущем для решения подобных задач самостоятельно.

Термин "чувствительные периоды" описывает периоды развития, когда развивающийся организм особенно чувствителен к определенному типу воздействия окружающей среды. Это периоды оптимального развития определенных сторон психики. Слишком раннее начало обучения может негативно повлиять на умственное развитие, как и очень позднее начало. Речь идет о присущем определенному возрастному периоду оптимальном сочетании условий для развития тех или иных психических качеств и процессов. Преждевременное или отсроченное обучение в отношении чувствительного периода может быть недостаточно эффективным, что отрицательно сказывается на развитии психики.

В настоящее время создана предпосылка для углубленного рассмотрения этой фундаментальной проблемы. Педагогическая практика ставит задачи такого совершенствования содержания и методов учебно-воспитательной работы с детьми, которое будет оказывать положительное влияние на развитие их способностей (например, мышления, воли), и вместе с тем позволит создать условия, необходимая для преодоления нередко встречающихся у школьников тех или иных задержек в развитии психических функций.

В западной психологии имеется несколько теорий психического развития человека (теории А. Гезелла, З. Фрейда, Ж. Пиаже и др.), в которых оно рассматривается как вполне самостоятельный процесс, пленяющий собственные внутренние закономерности, этот процесс не зависит от обучения и воспитания детей (вернее, они лишь несколько влияют на психическое развитие, ускоряя или даже замедляя его).

Так, согласно теории Ж. Пиаже, психическое развитие рассматривается как независимое от специально организуемого взрослыми воспитания и обучения детей.

Действие источников такого развития и во времени, и функционально предшествует овладению детьми конкретными понятиями и умениями. Ребенок, действуя с вещами, вначале якобы самостоятельно улавливает и выделяет общий принцип сохранения их количества, и лишь затем на этой основе у него при специальном обучении может быть сформировано понятие числа.

В теории Ж. Пиаже воспитание и обучение рассматривается как условие приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Педагогический процесс как бы следует за развитием.

Следует подчеркнуть, что эта теория соотношения обучения и развития возникла и оформилась в условиях исторически ограниченной системы массового образования. Вместе с тем такая теория как бы освещала своим авторитетом многие практические действия педагогов. Так, нынешнее тестирование, практикуемое, например, в школах США и Англии, опирается на представление о некотором неизменном и даже последуемом коэффициенте интеллектуальности, в принципе независимом от обучения. Наиболее глубокой основой этого представления выступает противопоставление психического развития и обучения.

В нашей стране была создана исторически новая система воспитания и обучения детей. Уже в 20-30 г.г. были сформулированы такие принципы психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением, которое соответствовали практической реализации этой новой системы и перспективам ее развития. Большой вклад в разработку основ этой теории внесли в 20 – 70 г.г. П.П. Блонский, Л.С. Вагожский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др. Основой жизни этой теории состоит в том, что психическое развитие ребенка с самого начала опосредовано его воспитание и обучением.

Вместе с тем обучение и воспитание, согласно Л.С. Вагожскому, сами по себе не тождественны процессам психического развития. Однако «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент, а в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.

Проблема развивающего обучения и воспитания тесно связана с логико – психологическим обоснованием построения школьных учебных предметов. Содержание учебных предметов и способы его развертывания в учебно – воспитательном процессе существенно определяют тип сознания и мышления, который формируется у школьников при усвоении ими соответствующих знаний, умений и навыков. Поэтому вопросы построения учебных предметов имеют не узкое, дидактико – методическое, а более общее значение с точки зрения особенностей психического развития школьников.

Как считает В.В. Давыдов, современное построение учебных предметов (во всяком случае, для начальной школы) должно проектировать формирование у школьников более высокого уровня сознания и мышления, чем тот, на которой ориентируется принятая пока организация учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание же и методы принятого начального обучения ориентированы по преимуществу на формирование у младших школьников основ эмпирического сознания и мышления, т.е. основанных на опыте. Считается, что это важный, но в настоящее время не самый эффективный путь психического развития детей.

Дело в том, что в современном среднем образовании фактически уже происходит неуклонное повышение удельного веса теоретических знаний. Их усвоение, конечно, способствует формированию теоретического сознания и мышления школьников. Но правильная реализация этой важной тенденции предполагает, в частности, специальное изучение комплекса логико – психологических вопросов, касающихся природы эмпирического и теоретического знания, соотношения таких сторон познавательной деятельности человека, как чувственное и рациональное, образное и отвлеченное, конкретное и абстрактное. Внутренней основой, объединяющей эти стороны познания, являются процессы обобщения и тесно связанные с ними пути образования понятий как основной формы мыслительной деятельности человека.

В конце 60-х годов была осуществлена перестройка начального образования, одна из целей которой состояла в том, чтобы повысить его роль в психическом развитии детей. Эта цель в последующем достигалась в частности, посредством повышения теоретического уровня начального обучения и расширения учебного материала, усвоение которого младшими школьниками способствовало формированию у них умения учиться.

Новые задачи, вставшие перед начальной школой в системе целостного среднего образования, повлияли на проблематику ряда направлений психолого – педагогической науки.

В этих исследованиях были затронуты существенные вопросы, относящиеся к анализу психолого – педагогической сущности учебной деятельности, проблемы развивающего начального обучения.

Так, М.Н. Скаткин полагает, что неправильно понимать увоение знаний детьми только как пассивное восприятие и заучивание сообщаемых в готовом виде истин. Между тем процесс усвоения знаний может проходить и в результатах самостоятельного поиска путем решения познавательной задачи, а решать несложные познавательные задачи способен даже ученик 1 класса. Решение задач служит одним из средств овладения системой знаний по тому или иному учебному предмету и в то же время способствует развитию самостоятельного творческого мышления.

В школе, в том числе естественно и в начальной, необходимо формировать у детей стойкие материалистические представления, вырабатывать у них самостоятельность мышления, значительно улучшать их художественно-эстетическое воспитание; повышать идейно – теоретический уровень учебно - воспитательного процесса, четко излагать основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин; искоренять любые проявления формализма в содержании и методах учебно-воспитательной работы, широко применять активные формы и методы обучения и т.д.

И наконец, как показывает опыт исследовательской работы, учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений.


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

При этом, образовательный процесс – явление многогранное и исключительность роли школы не только в формировании определенной базы знаний, но и в воспитании основополагающих человеческих качеств и обучении основам социального поведения.

В классе ребенок учится вливаться в коллективе, определяя свою роль в социуме, получает нравственный опыт и осознание собственной ответственности. В этом плане влияние школы на личность сложно переоценить. Здесь школьник встречается с четко сформированной системой моральных принципов, учится понимать общие ценности и задачи, а также управлять своим поведением в соответствии с ними. Поскольку большую часть времени он проводит в учебном учреждении, принято считать, что именно в стенах школы во многом формируется его личность.

Какое негативное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

К сожалению, человеческий фактор в общении с учителями, атмосфера в школе и классе влияют на обучение не всегда положительно. В качестве минуса я отметила бы и то, что школа всё больше снимает с себя воспитательную функцию, перекладывая её на плечи родителей. Туда же сползают и требования к качеству обучения. Сейчас принято считать, что хорошее образование дети получают тогда, когда в учебном процессе активно участвуют родители. Как результат, объём опеки с их стороны вынужденно растет. Им становится сложнее быть друзьями и советчиками для своих детей. Надзирающие и карающие функции более актуальны. Итог – с одной стороны, углубление извечного конфликта отцов и детей, усугубление трудностей переходного возраста, с другой – избалованность и инфантильность подростков. Находясь под неусыпным родительским контролем, они не учатся принимать серьезные решения, им более привычны потребительские функции.

Влияние школы на развитие ребенка

Ребенок, подобно губке, впитывает элементы как доброжелательной, так и негативной атмосферы. Его социальное положение, кругозор, материальное состояние, условия жизни и способности к обучению – все это в той или иной степени формирует основу для дальнейшего развития. Учебное учреждение влияет на все стороны личности. Важно, чтобы это влияние было позитивным.

Ведь школа – это социальное пространство, в котором контактируют люди разных темпераментов, характеров, возрастов. Важно, чтобы в этой среде создавалась возможность для реализации себя в общении, учебе, физическом развитии и играх. Ребенку необходимо постигать культуру межличностного общения, учиться относиться к людям с уважением и толерантностью, понимать важность сотрудничества. И эти задачи актуальны во все времена и для любого поколения.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Задачи педагога в работе с учениками

Влияние школы на развитие ребенка во многом определяется подходом педагогов к образовательному процессу. Интерес к занятиям у школьников напрямую связан с качеством преподавания, поэтому в число первостепенных задач учителя входят:

  • грамотная и интересная подача материала;
  • мотивация к обучению;
  • понятные и доходчивые объяснения;
  • развитие способностей учеников;
  • контроль усвоения новых знаний.

Педагоги также играют важную роль в формировании личности учеников. При выборе форм организации учебной и внеучебной деятельности учитель выступает в качестве воспитателя.

Комментарий психолога:

Хочется напомнить, что школа школе рознь и для того, чтобы позитивного влияния было больше, чем негативного, стоит уделить внимание её выбору. Изучите педагогический состав и отзывы тех, кто уже имеет опыт обучения там. И уж точно не стоит пытаться сберечь на этом время или средства. Потому что важность основ, которые закладывает школа, сложно переоценить, а потери образовательных возможностей в этом возрасте невосполнимы.

Кроме того, все мы знаем, что каждый ребёнок уникален и обладает способностями, присущими только ему. Однако чрезмерное подчёркивание этого не всегда идёт ему на пользу. Возвеличивание собственной значимости очень мешает общению. Ребёнок перестает прислушиваться к другим и предъявляет социуму слишком завышенные требования в плане отношения к своей персоне. Важно помнить, что общих черт в людях больше, чем отличий. Во всём должен быть баланс.

Почему школьные учителя не справляются

Влияние школы на развитие личности ребенка

В процессе получения базовых знаний, у каждого ученика формируются свои приоритеты и специальные интересы. С возрастом школьники начинают осознавать собственные возможности и жизненные перспективы, а так же области будущей профессиональной деятельности. Важная задача учителя, в этот момент, поддержать подростка, помочь определить свое назначение и, возможно, сформировать алгоритм действий, с учетом правильных идеалов и ценностей.

Известно, что мотивация к обучению существенно повышается, когда человек понимает практическую значимость определенных знаний. Поэтому задача педагога не сводится к сухой подаче теории и контроле усвоения школьного курса. В идеале, учитель прививает или не прививает общий интерес к обучению, как к таковому. Осознание смысла и назначения получаемых знаний, их значимости стимулирует учащихся и обогащает их интеллект.

Важно, чтобы педагог позволял ученикам вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Возможность общаться и высказывать свою позицию вызывает интерес к процессу обучения и прививает навыки ведения полемики.

При всем осознании российским педагогическим сообществом необходимых шагов для получения качественного школьного образования, предпринимаются они, к сожалению, далеко не везде и не так быстро как хотелось бы. В итоге, множество родителей и учеников недовольны уровнем практических знаний, которые даются в школе. Упускается множество аспектов, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни и помогают сформировать всесторонне развитую личность. Поэтому сейчас все больше родителей задумываются о преимуществах новых форматов обучения. В частности все популярностью пользуется дистанционное образования.

Получение школьного образования с использованием современных технологий, привлекает все большее внимание родителей и учеников. Кроме прочего, далеко не все папы и мамы довольны тем, как школа влияет на ребенка, а также качеством учебных программ при очной форме обучения.

  • возможность выбрать любую образовательную программу;
  • возможность составить собственный график занятий и распределять тем самым нагрузку;
  • подробная обратная связь по выполненным заданиям;
  • профессиональные педагоги;
  • полный контроль учебного процесса и пр.

Подход к обучению и методики досконально отработаны и подтверждены опытом тысяч учащихся.

Какое позитивное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

В статье справедливо отмечена социализация как важный элемент или навык, даваемый школой. По сути, это первый общественный институт, где параллельно с освоением общеобразовательных дисциплин ребёнок общается со сверстниками, определяет своё место среди них, проявляет толерантность и сопереживание. Общаясь с учителями, он учится уважать старших, дружить с ними и находить контакт, получает понимание ранжирования, справедливости и объективности. Школа даёт примеры поведения разных людей в разных жизненных ситуациях. Кроме того, для многих учащихся коллектив сам по себе является мотивирующим к учёбе фактором, а примеры увлечений сверстников наводят на мысль попробовать и себя в новом деле. Расширяется мировосприятие ученика.

Но все мы понимаем, что эти преимущества – палка о двух концах. Насильственная социализация полезна далеко не каждому школьнику. А коллектив может как мотивировать, так и отбить интерес к учёбе.

Поэтому как позитивные я отметила бы и другие моменты. Редко встречаются ученики, которым интересны и легко даются абсолютно все изучаемые предметы. При освоении некоторых приходится прилагать усилия. И это ценно, так как воспитывает упорство в достижении цели, усидчивость, внимательность, терпение и дисциплину. Эти качества необходимы для того, чтобы достичь успеха. Без них не бывает ни великих открытий, ни действительно значимых дел. Получаемые оценки мотивируют на развитие волевых качеств.

Каждая школьная дисциплина, помимо конкретных знаний и навыков, вырабатывает различные способности. Математика учит думать, структурировать информацию и развивает логическое мышление. Русский язык и литература – это творчество и логика в более жизненном и прикладном аспекте. Ребёнок учится улавливать суть в большом количестве данных, определяет приоритеты. Химия прививает интерес к экспериментированию. Полный комплекс школьных предметов в идеале должен давать человеку возможность разобраться в себе, в потребностях общества и выбрать то будущее, в котором он сможет достичь максимальных успехов.

Кроме того, полученные знания, даже не будучи востребованными в каждодневной жизни, позволяют чувствовать себя полноправной единицей общества и претендовать на повышение своей роли и значимости в нём.

Читайте также: