Становление учебной деятельности в дошкольном возрасте кратко

Обновлено: 07.07.2024

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:

- умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.

Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.

Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

Формирование предпосылок учебной деятельности на разных возрастных этапах:

На этапе от 3 до 4 лет – учить освоению различных способов деятельности;

После 4 лет- деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог:

- приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу;

- поддерживает интерес к содержанию занятий,

- поощряет старание, активность.

Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности как:

- умениеопределять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата (Зайчик попал в беду – остался без дома.Как ему помочь?);

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование Александры Платоновны Усовой, для развития учебной деятельности у ребенка необходимо формировать умения:

- слушать и слышать воспитателя,

- смотреть и видеть то, что он показывает,

- следовать его инструкциям при выполнении задания.

Важным показателем развивающейся учебной деятельности Александра Платоновна Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается.Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя.

Мотивы учебной деятельности

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Значимости становления и развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Целевым ориентиром дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Формирование предпосылок к учебной деятельности детей дошкольного возраста – важный этап становления и развития личности каждого ребенка, так как предпосылки способствуют обеспечению каждому равных стартовых возможностей в школьном обучении.

Основная задача воспитателя – помочь прожить детям дошкольный период не только интересно, но и продуктивно.

Дошкольный возраст является уникальным периодом, так как именно в это время у ребенка происходит становление базовых составляющих, необходимых для успешного обучения в школе.

Для того, чтобы формирование предпосылок учебной деятельности было эффективно и плодотворно, воспитателю ДОО необходимо четко определить какие именно предпосылки должны быть сформированы у воспитанников по итогу окончания детского сада, в чем заключаются условия их развития.

Условия становления и развития предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Основные предпосылки учебной деятельности и условия их становления и развития у детей дошкольного возраста:

Воспитание у детей дошкольного возраста познавательных потребностей и интересов. Данные предпосылки направлены на возникновение интереса у детей к учебной деятельности, увлеченность получением новых знаний и умений.

Основными условиями формирования данной предпосылки являются:

  • образовательная деятельность в ДОО должна быть организована таким образом, чтобы она была интересна ребенку, увлекала его, а в процессе работы на учебных занятиях каждый ребенок был активным участником, имел возможность принимать решения, самостоятельно находить пути решения и т.д.;
  • учебная деятельность должна быть разнообразной, каждое новое занятие по форме проведения и подаче нового материала отлично от предыдущего;
  • учебная задания, которые педагог задает детям, должны быть в меру трудными, то есть посильными для самостоятельного выполнения детьми;
  • успехи детей следует оценивать положительно, так как положительная оценка деятельности стимулирует на дальнейшую работу.

Овладение общими способами действий. В данном случае подразумеваются действия, которые позволяют детям решать ряд познавательных и практических задач, выделять новые отношения и связи. В настоящее время доказано, что формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста возможно только в том случае, когда у них сформировано осознанное самостоятельное вычленение необходимого способа действия. Нужно отметить, что если дети следуют инструкции воспитателя, то это нельзя назвать самостоятельными действиями, так как они восприняты от педагога для решения конкретной задачи.

Самостоятельное нахождение способов решения познавательных и практических задач. Данная предпосылка направлена на то, что при постановке педагогом познавательной или практической задачи, дети должны уметь самостоятельно не только выбрать способы ее решения, но и предположить, как их действия скажутся на конечном результате. Тем самым дети учатся осмысливать свои действия, предполагаемые результаты, то есть они осознают тот путь, с помощью которого ими будут приобретены новые знания и умения. Большое значение имеет то, что при решении схожих задач дети постепенно понимают, что один и тот алгоритм решения не всегда подходит под конкретные условия. Тем самым дети приходят к определенному обобщению, что позволяет им перенести имеющийся опыт решения на новые условия задачи и адаптировать их для успешного решения.

Контроль за способом выполнения собственных действий. Ребенок должен уметь сопоставлять тот образец действий, который ему показал педагог для выполнения задания с собственными выполняемыми действиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные компоненты учебной деятельности у детей дошкольного возраста

В настоящее время доказано, что подготовку ребенка к успешной учебной деятельности необходимо начинать с формирования умения контролировать и оценивать свои действия.

Так, учеными было установлено, что у детей дошкольного возраста данное умение формируется стихийно, в связи с чем, главной задачей педагога является целенаправленное обучение детей действиям контроля. Для развития предпосылок учебной деятельности у детей необходимо формировать особый тип контроля, который связан с умением самостоятельности определять и применять именно те способы действия, которые нужны для выполнения действий или решения задач.

Основными компонентами учебной деятельности являются:

  • принятие детьми задач, поставленных перед ними педагогом;
  • выбор наиболее эффективных и оптимальных методов, средств и путей решения задачи или выполнения действия;
  • умение контролировать свои действия, обладать навыками самопроверки и самоконтроля;
  • мотивационный (личностный) компонент: мотивация на обучение.

Основными условиями становления и развития предпосылок учебной деятельности являются:

  1. Специальные методы обучения детей дошкольного возраста. Одним из наиболее эффективных и часто используемых в практике методов является метод проектов. Методы проектов – это комплекс приемов и действий, предусматривающий определенную последовательность их выполнения для достижения поставленной образовательной цели.
  2. Специальные приемы обучения детей дошкольного возраста – приемы, которые используются педагогом с учетом возрастных возможностей и потребностей детей.

Ведущая идея всех условий становления и развития предпосылок учебной деятельности заключается в том, чтобы связать процесс обучения ребенка с его реальной жизнью, имеющимся жизненным опытом. Только в этом случае он эффективно овладевает различными способами поиска необходимой учебной информации, ее последующее использование и применение в практической деятельности.

Готовность к учебной деятельности должна формироваться в детстве исподволь, начиная с дошкольного возраста. Иначе за школьной партой ребенок не справится со свалившейся на него нагрузкой. Обучение требует внимательного восприятия и усвоения довольно большого объема знаний. Элементы учебной деятельности закладываются в старшем дошкольном возрасте, так как этому способствует социальная ситуация развития.

Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте

Рассмотрим, какие приобретения являются предпосылками учебной деятельности дошкольника.

Становление логического мышления. Дети все еще преимущественно мыслят образами, но у них уже формируется отвлеченное мышление. Это хорошо прослеживается в детских играх.

Учимся

Если младшему дошкольнику для игры обязательно нужны предметы-заместители, то в старшем дошкольном возрасте главной становится речь. Ребята договариваются о правилах, рассуждают, анализируют и приводят свои доводы.

Благодаря активному развитию мыслительных операций, дошкольники пытаются каким-либо образом обобщить и классифицировать окружающие предметы и происходящие явления. Практически во всем они хотят услышать аргументацию. Например, требуют доказательств, почему арбуз является ягодой, а пингвин – птицей.

Возникновение познавательного мотива. Дети начинают интересоваться получением знаний. Раньше малыша привлекала непосредственно игра, заодно он мог узнать что-то новое. Старший дошкольник жаждет приобрести конкретные знания, помогающие ему еще на шаг продвинуться в познании окружающей действительности.

Появление интереса к базовым учебным навыкам. Дети проявляют интерес к таким серьезным умениям как чтение и счет. Научившись читать по слогам или считать в пределах десятка и сотни, дошкольник осознает, что это только начало. И понимает, в каком направлении следует продвигаться: уметь читать и так же запросто оперировать числами, как взрослые.

Развитие коллективной формы деятельности. В преддошкольном периоде появляется особенный тип общения со сверстниками, называемый в возрастной психологии кооперативно-соревновательным. Дошкольники обмениваются мнениями, отстаивают свою позицию, но также согласны уступить в некоторых вопросах. Для них важно продемонстрировать свой результат друг другу и то, какую оценку высказал взрослый.

Что мотивирует дошкольника к обучению

Возникновение предпосылок учебной деятельности еще не говорит о том, что дошкольник готов включиться в систематическое обучение, как того требует школа. Предпосылки создают своего рода поле, а будет ли на этом поле урожай, зависит от многих факторов.

Необходима мотивация, побуждающая ребенка учиться. Мотивация – это желание и готовность действовать. Для дошкольника – это желание получать знания, развивать мыслительную деятельность, постоянно трудиться над формированием навыков.

Можно выделить мотивы, которые действуют на детей извне, и те, которые зарождаются в сознании ребенка (внутренние).

Внешние мотивы

Занятие дошкольников

Учебную деятельность старшие дошкольники воспринимают как дело, приближающее их к взрослению. В данном случае имеет место внешний мотив учебной деятельности дошкольников.

Некоторых детей привлекает организация занятий. Им нравится, когда у них есть уроки и переменки, для занятий есть специальные тетрадки и пр. Таких дошкольников привлекает новая социальная роль. Пусть их занятия длятся каких-то 15 минут, но они ощущают себя настоящими учениками. Очевидно, что и здесь проявляется внешний мотив.

Внутренние мотивы

Развитие личности ребенка формирует новое отношение к действительности, в результате чего обогащается мотивационная сфера. Зарождаются внутренние мотивы, направленные на учебную деятельность.

Важнейшим является познавательный мотив. Внутренняя потребность дошкольника узнать больше удерживает его интерес и побуждает сосредоточенно решать задачи. Появляется желание не только задавать цепочки уточняющих вопросов, но стремление спорить, доказывать, приводить свои аргументы.

Познавательные мотивы проявляются и в среднем дошкольном возрасте, но они имеют обобщенный характер. Познавательно-учебные мотивы формируются после 6 лет.

Особенности учебной деятельности дошкольников

Старшего дошкольника отличает эмоциональная вовлеченность в учебную деятельность. Он проявляет устойчивый интерес, удивление неожиданным открытиям, радость от того, что удалось достигнуть ожидаемого результата.

Для детей действия, направленные на обучение, все еще приближены к игре. Распространена такая форма учебной деятельности детей как дидактическая игра. Главная цель дидактических упражнений обучающая, но они преподносятся под видом детской игры с четко обозначенными правилами. Ставится определенная задача, которую участники решают, следуя правилам.

Элементы учебной деятельности

Элементы учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте формируются благодаря развитию произвольной регуляции психических процессов.

учебная деятельность

К ним следует отнести:

Проиллюстрируем, как проявляются перечисленные элементы в деятельности дошкольника.

Дошкольник ставит перед собой задачу запомнить что-либо: стихи, последовательность сборки конструкции, параметры жирафа (чтобы потом рассказать другим) и много другой информации, важной с его точки зрения.

Нередко дети сообщают, что они делают сейчас, и чем хотят заняться потом. В ролевых играх обсуждают сюжет, распределяют роли. Это уже элементарное планирование. Оно характерно для старшего дошкольного возраста. Младшие дети, наоборот, рассказывают о своих действиях в момент выполнения или после того, как их выполнят.

Достижением является переход к внутреннему планированию, которое делает детские замыслы устойчивыми и побуждает к достижению результата.

Дети в принципе не желают слышать о своих ошибках и тем более признавать их. Но в старшем дошкольном возрасте мотивы действий сдвигаются на цель – ребенок действует, чтобы получить результат. Если результат, несмотря на приложение усилий, еще не достигнут, то дошкольник берется за исправление обнаруженной ошибки.

Функции и задачи учебной деятельности дошкольников

Возможно, кто-то считает лишним говорить об обучении применительно к дошкольному возрасту, если развитие игры создает естественные условия для перехода к учебной деятельности.

Учебная деятельность

Все же игра отличается значительно меньшей регламентированностью, нежели учебное занятие. Постепенно ребенка следует готовить к сознательному подчинению своих действий строгим правилам.

Учебная деятельность дошкольникам необходима. Она выполняет несколько функций:

  • Приучает управлять своим поведением и придерживаться требований
  • Направляет на использование заданного способа действий
  • Вырабатывает навык работы по инструкции взрослого
  • Тренирует самостоятельное выполнение заданий по образцу
  • Формирует осознание, что учебные действия могут направляться не только на определенный результат, а и на тренировку умений

Данный вид деятельности развивается позднее, чем такие виды как игровая, художественная, трудовая. Учебная деятельность в дошкольном возрасте реализует желание ребенка занять новое более значимое место в системе общественных отношений и формирует положительное отношение к школе.

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

- возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

- понимание необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

- яркость и эмоциональность учебного материала;

- положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

. ли.. .есоеа условия

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

. лируются ю. . . ых тов.абудет и

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

1 Слушают указания

2Руководствуются ими в работе

3 В случае непонимания задают вопрос

4Правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают свою работу

6 Достигают нужных результатов

1 Слушают указания, условно придерживаются их в работе

2Самоконтроль неустойчивый, осуществляется через работу других детей

3 Во время работы склонны к подражанию другим детям

4 Результаты условные

1 Слушают указания, но будто не слышат

2 Не руководствуются услышанными указаниями в работе

3 Нечувствительные к оценке

4 Результаты не достигают

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

енимеет . воспита. е сойс емс отцом

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

- возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

- понимание необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

- яркость и эмоциональность учебного материала;

- положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

Читайте также: