Почему ребенок не ходит в туалет в школе

Обновлено: 05.07.2024

Отправляя чадо в школу, поду­майте, сумеет ли он аккуратно сходить в школьный туалет? Скажете, что семилетний ребёнок успешно пользуется унитазом дома, а до этого – в детском саду, и никаких проблем не возникнет с этим же предметом в школе. Но это не так. Психолог Яна Гальчун рассказала, почему дети отказываются ходить в уборную и к чему это приводит.

Причины

В дошкольном возрасте ребёнок тренирует самоконтроль, узнаёт правила гигиены, приучается к школьному туалету. Но тема туалета интимна, часто дети думают, что это неприлично, считают слабостью. Так возникают психологические последствия: заниженная самооценка, тревожность, трудности в общении со сверстниками.

Малыш отказывается идти в туалет по разным причинам: боится пропустить что‑то важное на уроке, стесняется, потому что надо попросить в присутствии всего класса. Когда один тянет руку, чтобы ответить на вопрос и получить похвалу, другой – чтобы отпроситься в туалет. Из‑за этого ребёнок чувствует себя неловко. Ещё одна причина: плохое состояние туалетов. Наблюдала, как дети быстро выбегают из уборной, чтобы над ними не смеялись.

Родители изначально должны относиться к теме туалета с пониманием, не унижать, не оскорб­лять ребёнка, не бить, не воспитывать стиркой. Чрезмерное внимание к туалету делает кроху тревожным, агрессивным, замкнутым.

Что делать родителям

Расскажите, что желание идти в туалет – так же нормально, как идти кушать, когда голоден. В туалет ходят все: собачка, кошечка, мама и папа, ребята в классе и тот же учитель. Мы устроены одинаково. Если хочется в туалет – это значит, что работают желудок и кишечник и всё в порядке. Просвещайте ребёнка, но не читайте мораль. Объясните, что поход в уборную – это не слабость, здесь нечего стесняться. Это норма в обществе и закон работы организма.

Скажите о том, что мочевой пузырь удерживает примерно 300 мл жидкости, и при первом же позыве нужно искать уборную, отпрашиваться. Объясните, что с мочой из организма выводятся плохие вещества. Когда человек много терпит, в мочевом пузыре развиваются бактерии, которые приводят к болезни.

Ребёнок может увлечься мультиком или ситуацией на уроке настолько, что не может оторваться от процесса. Научите делать перерыв в делах дома и в школе. Сообщите крохе, что туалет важнее того, что происходит на уроке. Он всегда может попросить учителя повторить задание или пропущенную информацию.

Научите отпрашиваться в туалет в школе. Расскажите о гигиене, правилах пользования школьным туалетом. Вместе зайдите в туалет, который будет ежедневно посещать ваш ребёнок. Посмотрите, как ему удобнее воспользоваться унитазом, есть ли перегородки. Дайте необходимые советы, расскажите, как лучше устроиться.

Если случилась неприятность

Чтобы малыш не испачкал штаны, перед занятиями покажите, где находится туалет, научите пользоваться им, предлагайте сделать перерыв в игре или учёбе. Делайте это ненавязчиво, не заостряя внимание. Если же неприятность уже произошла, учитель должен прервать урок, занять детей с другим педагогом, вывести ребёнка из класса и связаться с родителями, чтобы переодеть школьника. В это время говорите с ним, чтобы уменьшить напряжение. Если класс начал смеяться, то проведите беседу, чтобы остановить травлю.

Поговорите с крохой, узнайте причины, поддержите, чтобы ему было легче вернуться в класс и учиться дальше. Ни в коем случае не унижайте чадо, попрекая случившимся, не укоряйте, заставляя почувствовать стыд. Объясните, что это не повод издеваться над ним, что он не стал от этого хуже, что родители любят его, как и прежде, и не надо об этом постоянно думать. Для ребёнка важно услышать слова поддержки от родителей и узнать, как не оказаться в такой ситуации снова.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Вопрос. Что делать, если мой ребёнок отказывается ходить в школе в туалет? Терпит до дома, потому что в школьной уборной грязно и нет дверей.

Ответ. Ребёнок приходит в школу не из дикого леса. У него уже есть сформированный образ того, что плохо, что хорошо, что красиво, а что безобразно. Существуют общепринятые понятия о личной гигиене, которые ребенок постепенно, по мере взросления, усваивает. Знания эти вкладывают родители, а затем воспитатели и учителя.

Когда он приходит в школу, то уже имеет представление о том, что туалеты бывают разные. Но, к сожалению, не у всех получается легко воспринять новые условия, и поэтому только наличие колоссальной поддержки со стороны взрослых может спасти ситуацию.

  • В первую очередь дети обращают внимание на запах. Если ребенок заходит в туалет и там плохо пахнет, вряд ли он захочет там остаться без острой необходимости. Наличие неприятного запаха как бы дает нам сигнал: в этом месте грязно и неопрятно.
  • Второй важный аспект – визуальная чистота. Приходя в новое место, любой человек сначала осматривается, для того чтобы решить: безопасно здесь или нет? Как и куда я смогу выйти в случае опасности?

Поэтому, когда ребенок приходит в туалет, он неосознанно сравнивает помещение с теми комнатами и локациями, к которым привык. Например, с туалетом дома, с теми туалетами, которые он уже посещал до этого (у родственников, друзей, туалеты в торговых центрах и т. п.). Это происходит достаточно быстро. На основании увиденного ранее ребенок может принять решение, грязно здесь или нет.

  • Третий важный пункт – это обстановка. Имеется в виду наличие или отсутствие окон, хорошего освещения. Открытые окна будут настораживать, создавать ощущение небезопасности, может появиться страх быть увиденным. Отсутствие достаточного освещения создает атмосферу неуюта и может вызывать чувство острого дискомфорта. Отсутствие дверей и вовсе может стать причиной того, чтобы терпеть дальше.

Что в таких случаях делать родителям?

Надо понимать, что проблема школьных туалетов на глобальном уровне будет решаться очень долго. Будет здорово, если у вас есть желание и возможность пойти к администрации и начать разбираться, почему дети учатся в таких условиях. Но начинать разговор с ребёнком нужно уже сейчас.

Важно аккуратно выяснить истинную причину отказа: стеснение, брезгливость или, может быть, определенные фобии?

Если ребенок говорит, что не может садиться на общественный стульчак, там куча бактерий, то, возможно, он получил эти знания от родителей или значимых взрослых и воспринимает теперь поход в чужой туалет как опасность. Тогда, может быть, родителям стоить провести ряд "мастер-классов", как пользоваться туалетом вне дома, что использовать при посещении (антисептик, одноразовую накладку на сиденье), и тем самым сделать посещение туалета легитимным. То есть подтвердить право ребенка на посещение общественного туалета, дать ему понять, что это не смертельно.

Если напряжение, которое испытывает ребенок, слишком высоко и затрагивает физиологию, можно обратиться за консультацией к психологу и неврологу. Они помогут определить, какой ритм жизни нужен ребенку сейчас, чтобы снижать внутреннее напряжение. Обращение за консультацией к специалистам вовсе не означает, что с ребенком что-то не так. Для вас и для него это дополнительная возможность решить вопрос максимально безболезненно.

Важно выявить, что движет ребенком. Дальше можно прийти к исследованию следующих вопросов: что тебя беспокоит? Боишься ли ты чего-то? Когда ты хочешь в туалет, что ты чувствуешь, испытываешь? Как эти две потребности умещаются в тебе сразу? Что будет, если ты сходишь в туалет? Что изменится? Давай попробуем представить? Как я могу помочь тебе в этом?

Возможно, итогом разговора станет просто необходимость завести ребенку индивидуальную косметичку (антисептик, влажные салфетки, одноразовые накладки на сиденья) и эта простая мера поможет решить проблему.

02_01_02.tif

Каждый четвертый ребенок каждый день не ходит в школе в туалет, а количество старшеклассников, избегающих посещения туалетной комнаты, достигает 80%. Почему? И каковы последствия? Уролог Essity и TENA Джозефин Грандин обсуждает сложную и распространенную социальную проблему.

Из проведенных исследований следует, что причина комплексная и в каждом возрасте разная. Например, для детей от 7 до 15 лет поход в туалет в большой степени обусловлен физической потребностью. Среди причин можно указать социальное беспокойство, страх быть увиденным и нелогичные правила. Но есть и одна общая причина: школьники стараются не ходить в туалет из-за низкого уровня гигиены в школьных туалетах.

Чтобы решить эту проблему, требуется установить во всех туалетных комнатах в школе необходимые удобства, поддерживать там чистоту и порядок, а родители и учителя должны знать, какие средства гигиены нужны детям. Мы не только предлагаем глобальную торговую марку средств гигиены Tork, но и давно работаем со школами по всему миру, обучая ответственных лиц и вооружая их знаниями для повышения уровня гигиены.

Мы считаем, что раннее обучение гигиене — залог здоровья. Мы провели исследования, результаты которых показали, что многие взрослые моют руки неправильно или вообще не моют их после посещения туалета.

Грязные туалеты без необходимых средств гигиены косвенно учат детей, что гигиена неважна, а это опасно с точки зрения распространения инфекций. Невозможность пойти в туалет, когда нужно, — большой стресс для детей.

Мы считаем, что раннее обучение гигиене — залог здоровья. Мы провели исследования, результаты которых показали, что многие взрослые моют руки неправильно или вообще не моют их после посещения туалета.

* UK, Improve school toilets, London School of Hygiene and Tropical Medicine, 2010, Scotland, Ipsos MORI, commissioned by Scotland’s Commissioner for Children and Young People, 2013, France, National Observatory for Safety and Accessibility of Educational Institutions, surveys (ONS), 2007/2013, Sweden, Perceptions of school toilets, The Journal of School Health, 2005, Japan, Rachel Thackett SoraNews24, 2013, India, AKRSP Study, Times of India, 2015.

Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.

Почему возникает такая проблема и как с ней справляться рассказывает детский психиатр Жерехов Алексей Борисович .

Ребенок боится ходить по-большому — рекомендации детского психиатра Жерехова Алексея Борисовича

Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.

У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.

Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.

Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.

На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет

Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?


Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.


Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Что делать, если лучше не становится

Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.

Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.

Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.

Читайте также: