Становление конфликтологии как науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль с самого начала играла психология. Для того чтобы проследить динамику развития конфликтологии, следует обратиться к истории.

Понять суть конфликта как самостоятельного явления, обладающего набором собственных характеристик и особенностей, пронизывающего все сферы человеческой жизни и типичного для различных ее аспектов, ставит своей задачей современная отечественная конфликтология.

Содержательный анализ идей и теорий позволяет выделить в развитии данной науки три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинарный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующей конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды.

Донаучный этап

Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества.

Основной конфликт данного периода — конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания. Так, наскальные рисунки, роль которых трактуют по-разному, выполняют еще и функцию своеобразной карты, пользуясь которой люди учатся сражаться с более сильным противником и побеждать. Реальная борьба формирует определенную установку древнего человека — победить, выиграть, иначе будет побежден он сам. С целью победить природу человек ведет свое наступление, познавая и совершенствуя средства борьбы — вплоть до создания самых современных видов оружия.

Параллельно с этим человек создает психологические подпорки в своей борьбе и далее постоянно развивает их. Как уже отмечалось, на смену наскальным рисункам приходят манекены (глиняные и металлические), а затем соответствующие тексты, напоминающие инструкции. Мифы и легенды дают нам информацию о проблемах и противоречиях того времени. Так, миф о Прометее, в котором, как мы помним, герой приносит огонь людям, взятый у богов, может служить отличной метафорой конфликта человека с силами природы и высшими силами. В этих текстах огонь может символизировать потребность человечества в реальном свете, а может быть, это символ знания, развития и т.д. Сам конфликт предполагает участие сторон, где одна из них — власть. История, философия, литература и сегодня хранят идеи наших предков, которые могут не только дать представление об исторической динамике конфликта, но и открыть в нем еще непознанное. Важно отметить в этой динамике параллельное развитие идеи конфликта и толерантности, что мы рассмотрим дальше.

Одновременно с этим мы можем видеть, как взгляды философов, развиваясь, переходят от позиции признания войны к пониманию значимости мира для человека, к осознанию важности его построения. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Принцип несовместимости войн с учением Христа ставится под сомнение уже в IV в. Проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывалась и в других религиозных учениях.

Монодисциплинарный этап

Вполне закономерно, что уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин — психологии и социологии. Затем еще в целом ряде других наук просыпается интерес к изучению конфликта. Монодисциплинарный этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.

В психологии одним из первых, кто обратил внимание на внут-риличностные противоречия, а также указал на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного, был З.Фрейд. Согласно ему, конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека.

В 1820— 1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению американского социального психолога У. Макдугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью. Они передаются по наследству, а люди, ведомые определенной целью и гормэ (стремление, желание, порыв), постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч.Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Макдугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория инстинктов социального поведения имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С.Сигеле и др.).

В 30-е гг. XX в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903 — 1989). Его гипотеза состояла в том, что главной причиной социальных конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы. По мнению К.Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны. Эти идеи получили дальнейшее развитие в исследованиях Н. Тинбергена (1907— 1988).

Источником конфликта Курт Левин (1890— 1947) считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое эти качества изменяет.

В соответствии с социально-психологической теорией Я. Морено (1892— 1974) и его методом социометрии межличностные конфликты определяются симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу. Он считал, что любые конфликты (от межличностных до международных) можно устранить путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Для того чтобы исключить конфликты, достаточно соединить вместе людей, симпатизирующих друг другу-

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные определенному направлению.

В 1950— 1960-е гг. XX в. на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта.

В 1960—1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление — по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.

Еще на рубеже XIX—XX вв. влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология, которая перешла к теориям, полученным с помощью строго научных методов. Разработка проблем конфликта осуществлялась разными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все определенно подчеркивали важное значение конфликтов в жизни общества. Социология занималась объяснением процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем с помощью категории конфликта.

Накопленный на предыдущем этапе большой объем информации, работы выдающихся философов, а также потребности общества, связанные с войнами, экономическими кризисами, революциями, стимулировали разработку новых подходов к изучению социальных проблем. В социологии особо следует выделить социал-дарвинизм и марксистскую теорию.

Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818 — 1883). Открытие им материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных отношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей между большими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях — система распределения ресурсов.

Постепенно появляются междисциплинарные контакты, однако зачастую лишь между отдельными парами дисциплин (философия и социология, психология и политология, психология и право). При этом ведущая роль объективно принадлежит психологии и именно в психологии поставлена (1992), а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке одиннадцати отраслей знаний.

Междисциплинарный этап

Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х гг. XX в. Первоначально это область, в которой осуществляется поиск средств для ослабления и предотвращения конфликтов. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.

В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к данной сфере, растет количество исследований и публикаций, а также число конфликтологов — специалистов, работающих с конфликтами на практике.

В настоящее время мы находимся внутри данного этапа, что усложняет объективность анализа. Со всей очевидностью можно сказать только одно, что не случайно переплелись эти два направления. Сначала (в древности) они сменяли друг друга, а сегодня оказались рядом, как бы предоставляя человечеству выбор — куда идти, как развиваться, понять, что хотя конфликт и играет очень важную роль в нашей жизни, он не может быть целью нашей жизни, нормой существования.

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего — социологии и психологии.

В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, д. Рапопорта, Р. доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы ХХ столетия. В этот период Горовиц и Бордмаи создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.

История становления конфликтологии.

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 50-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее — социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды.




Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Ангустина (354—430 гг. н. э.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная история представляет собой вечную битву двух царств (градов) — Божьего и земного. Во многом схожи со взглядами Августина конфликтологические идеи другого известного мыслителя Средневековья — Фомы Аквинского (1225—1274). Эти взгляды можно обнаружить него рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других.

Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода — Николая Кузанского (1401—1464), Николая Коперника (1473—1574),Джордано Бруно (1548—1600), Никколо Макиавелли (1469—1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.

Вторая половина ХIХ начало ХХ века. Обращаясь к указанному периоду эволюции конфликтологической мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое обусловлено следующими факторами.

1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.

2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными по трясениями — войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук — марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конта (1798—1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832—1920).

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ

Тема 1

Введение в конфликтологию. История становления конфликтологии

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего — социологии и психологии.

В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, д. Рапопорта, Р. доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы ХХ столетия. В этот период Горовиц и Бордмаи создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.

История становления конфликтологии.

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 50-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее — социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды.

Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Ангустина (354—430 гг. н. э.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная история представляет собой вечную битву двух царств (градов) — Божьего и земного. Во многом схожи со взглядами Августина конфликтологические идеи другого известного мыслителя Средневековья — Фомы Аквинского (1225—1274). Эти взгляды можно обнаружить него рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других.

Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода — Николая Кузанского (1401—1464), Николая Коперника (1473—1574),Джордано Бруно (1548—1600), Никколо Макиавелли (1469—1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.

Вторая половина ХIХ начало ХХ века. Обращаясь к указанному периоду эволюции конфликтологической мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое обусловлено следующими факторами.

1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.

2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными по трясениями — войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук — марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конта (1798—1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832—1920).


Оглавление

  • 1. Конфликтология, ее предмет и задачи
  • 2. Понятие конфликтологии и конфликта
  • 3. История развития конфликтологии
  • 4. Становление конфликтологии
  • 5. Отечественная школа конфликтологии
  • 6. Мировая конфликтология
  • 7. Методы конфликтологии
  • 8. Природа и условия социального конфликта
  • 9. Источники социального конфликта
  • 10. Конфликт как тип трудной ситуации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конфликтология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. История развития конфликтологии

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V–IV вв. до н. э.). По их мнению, поскольку человек представляет собой часть общества и по своей природе является общественным существом, заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. В то же время ими признавалось наличие в людях склонности к ненависти, вражде и насилию. Так, например, Аристотель прямо указывал на источники человеческой вражды, причинами которых становятся неравенство людей по рождению, способностям, материальному положению, несходству характеров и др.

1. Конфликтология как отдельная наука сформировалась во второй половине XIX в. XX в. В то же время проблемы, которые изучает современная конфликтология, привлекали внимание ученых и мыслителей еще со времен античности. Среди первых таких ученых были:

✓ Гераклит (530—470 гг. до н. э.). Ему принадлежит одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Гераклит считал, что все в мире рождается через вражду и распри, а война и конфликт — основа всех вещей. По Гераклиту, "война — отец всего и царь всего";

Эпикур (341—270 гг. до н. э.) разделял мнение Гераклита и считал, что в итоге распри и вражда убедят людей в необходимости быть добрыми и жить в мире;

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) считал, что люди по своей природе изначально неравны. Таким образом, конфликт является естественным состоянием общества. По мнению Аристотеля, основные источники конфликта кроются в имущественном неравенстве людей;

Платон (472—347 гг. до н. э.) сформулировал образ идеального государства, выступал за аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты силой.

2. В средние века христианская философия в соответствии с библейскими канонами стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми.

Крупным представителем данного направления быт Фома Аквинский (1225—1274), который:

высказывался о несовместимости войн с учениями Христа;

считал войну грехом, но допускал существование справедливой войны, целями которой являются защита отечества и возмездие агрессору со стороны государства, ведущего справедливую войну.

3. Для эпохи Возрождения быто характерно резкое осуждение социальных столкновений и вооруженных конфликтов Решающий фактор развития общества — мир, добро и согласие. Крупнейшими учеными этого периода были:

✓ Эразм Роттердамский (1469—1536). Отмечал наличие у конфликта собственной логики. Конфликт разрастается как цепная реакция, затягивая все новых л юдей. Эразм Роттердамский указывал на сложность примирения противостоящих сторон, даже если они придерживаются сходных духовных позиций;

✓ Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Анализировал условия и причины социальных беспорядков и пытался выделить способы их преодоления. Главная при чина возникновения конфликтов — плохое материальное положение народа. Из политических причин, чаще всего приводящих к столкновениям, — произвол власти и подстрекательство знати. Считал политическое маневрирование, умение обнадежить население лучшими средствами предупреждения социальных конфликтов

4. В Новое время и в эпоху Просвещения английские демократы и французские просветители выступа ют с резкой критикой вооруженных конфликтов, насилия. Признавалась решающая роль мира и согласия, царила надежда и вера в "вечный мир", к которому приведет ликвидация феодальный устоев. Крупнейшими учеными того времени были:

✓ Жан-Жак Руссо (1712—1778). По его мнению, сначала все люди быии равны и свобо дны. Затем с развитием цивилизации люди это состояние утрачивают. Но заключая общественный договор, они снова возвращаются к миру и согласию;

✓ Иммануил Кант (нем. философ, 1724—1804). Естественное состояние людей, соседствующих друг с другом, как считал Кант, — война. А состояние мира должно быть установлено;

✓ Томас Гоббс. Люди по природе равны в своих способностях и тре бованиях, и это неизбежно порождает конфликты. Поэтому "война всех против всех"является естественным состоянием человечества. Чтобы избавиться от конфликтов, л юди по взаимному договору образуют государства. Государство является главным арбитром в конфликте. Только оно может разре шать и пресекать конфликты.

5. В XIX—XX вв. проявляется научныш подход к изучению конфликтов и постепенно происходит становление конфликтологии как самостоятельной науки. Конфликты рассматриваются как неизбежное явление, появляются теории о наличии вечных причин конфликта и неустранимости их после дствий. Большой вклад в развитие новой науки внесли социологи. Их труды стали общетеоретической базой и методологическим руководством для последующих изучений в области конфликтоло гии. Крупнейшими из них были

✓ Томас Мальтус (англ. экономист, священник, 1766—1834). Он находил причину безработицы в том, что рост населения опережает развитие экономики. Таким образом, он с читал вечную борьбу населения за средства существования естественной, а возникающие на этой почве конфликты — фактором развития общества;

✓ Чарльз Дарвин (1809—1882). В своей работе "Происхождение видов путем естественно го отбора" раскрыт механизм естественного отбора наиболее приспособленных видов, основу которого составляет развитие живой приро ды, осуществляемое в условиях постоянной борьбы за выживание. Позже получила развитие теория социального дарвинизма, в соответствии с которой эволюцию общественной жизни объясняли биоло гическими законами естественного отбора и борьбы за существование;

✓ Герберт Спенсер (1820—1903). Основой жизни общества с читал принцип борьбы за выживание наиболее приспособленных индивидов. Борьба, конфликт выгступают как всеобщий и основополагающий закон;

✓ Уильям Самнер (1840—1910). Выдвинул теорию естественной селекции, которой бессмысленно противостоят ь. Борьба за существование является важным фактором прогресса. В ней гибнут наиболее слабые, худшие представители человечества, а победители являются творцами ценностей, наилучшими людьми. Самнер был против вмешательства государства в общественную жизнь, осуждал социализм, считая абсурдной идею о сознательном улучшении мира. Положил начало системному изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Отметил связ ь межгрупповыгх конфликтов с внутренним единством групп;

✓ Людвиг Гумплович (1838—1909). Рассматривал историю человечества как постоянную борьбу рас и отдельных индивидов за существование. Находил источники конфликтов в разли чии интересов как отдельных личностей, так и целых народов. Основные положения его теории:

• деление общества на господствующих и подчиненных — явление вечное, поэтому конфликты ве чны;

• конфликты — фактор прогресса. Конфликты способствуют единству общества, а также возникновению новыгх объединений, государств;

✓ Карл Маркс (1818—1883). Автор социологической теории конфликтов утверждал, что в условиях классовой борьбы социологические конфликты — неизбежные явления общественной жизни. Причина конфликтности капиталистического общества состоит в непримиримости интересов рабо чих и капиталистов. Но в результате революционные преобразований, устранения частной собственности в обществе исчезнут объективные причины для возникновения конфликтов. Таким образом, бу дет создано бесконфликтное общество. К. Маркс разделил структуру общества на 4 элемента:

• формы общественно го сознания;

✓ Георг Зиммель (1858—1918). Он первый ввел термин "социология конфликта". Источник конфликта Зиммель видел не в противоположности экономи ческих интересов противоборствующих классов, а в инстинкте враждебности. Основные моменты его теории:

• чем сильнее межгрупповые конфликты, тем менее вероятно исчезновение границ между группами;

• чем острее конфликт, тем сил ьнее внутренняя спло ченность внутри конфликтующих групп;

✓ Зигмунд Фрейд (1856—1939) на первый план в развитии человека выдвинул влечение, в первую очередь сексуальное. Разделил личность на 3 инстанции: "Оно", "Я" и "Сверх-Я";

✓ Альфред Адлер. Адлер в противовес Фрейду отдал предпочтение в человеческом поведении социальным факторам. Человек прежде всего социальное существо, поэтому его нельзя рассматривать в отрыве от общества;

✓ Карл Густав Юнг (1875—1961). Он отказался от фрейдистской теории сексуальности, тем не менее придавал большое значение сексуальным влечениям. Поведение и поступки человека зависят от психической энергии, которая может быть обращена во внутреннюю среду, в себя или на вне шнюю среду. В связи с этим Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов и выделил 4 основных типа характера: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

В истории становления конфликтоло гии общей тенденцией было движение от положительной оценки роли конфликта в жизни человека и одобрения войн, борьбы и междоусобиц к осознанию значимости мира и единства, а затем к пониманию неизбежности конфликтов как фактора со циального развития и прогресса.

Читайте также: