Средства педагогической деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая деятельность – система обучающих и воспитывающих методов влияния учителя на ученика, с целью повышения уровня его интеллектуального, личностного, деятельностного развития, что является фундаментом самосовершенствования.

Элементы педагогической деятельности

Организаторский, конструктивный и коммуникативный компоненты – основа педагогической деятельности.

Конструктивный компонент выступает в качестве основного преподавательского инструмента. Его проявление наблюдается в процессе составления и проектирования учебного плана, создания материалов для последующего применения на практике. Деятельность педагога в рамках конструктивной работы ведется с опорой на преподавательский план, программу обучения, учебную и методическую литературу. Данный элемент включает в себя планирование содержания программы обучения, системы и порядка собственных действий обучающихся.

Прямую связь с конструктивным имеет организаторский компонент. Вся педагогическая деятельность неразрывно связана с рядом определенных действий, носящих организаторский характер. Основными типами таких действий являются:

  • Организация изложения.
  • Организация поведения и действий в рамках конкретной деятельности.
  • Организация работы учащихся.

Умелое сочетание данных направлений позволяет педагогу максимально эффективно выстраивать рабочий процесс и вести педагогическую деятельность соответственно установленным нормам.

Элемент коммуникативности в работе педагога обеспечивает точность, конкретность пояснений, доступность изложения понятий. Применение сравнительного анализа позволяет создать благоприятную атмосферу для запоминания материала учениками. В целом коммуникативная деятельность создает необходимое отношение обучающегося к предмету и способствует его правильному восприятию через педагога.

Детальное рассмотрение профессиональных компонентов требует изучения структуры и функций педагогической деятельности, а также позволяет подойти к решению некоторых, возникающих в процессе преподавания, проблем, а именно:

  • Развитие творческого потенциала педагога и умение преодолевать профессиональные стереотипы.
  • Уровень профессионализма преподавателя.
  • Психологическая подготовка и стрессоустойчивость.
  • Степень подготовки педагога к реализации системы развивающего преподавания.
  • Повышение квалификации учителя и многие другие.

Структура преподавательской работы

Как и в любом другом виде деятельности в профессии учителя также существует определенная конфигурация. Структура педагогической деятельности представлена таким образом:

  • Мотивация.
  • Предмет педагогической деятельности.
  • Педагогические средства и методы достижения поставленных целей.
  • Продукт и итог деятельности педагога.

Одно из ключевых мест занимает мотивация. Это относится не только к педагогической, но и к любой другой деятельности в целом. Таким образом, мотивы могут определяться в рамках одной из основных групп:

  • Долженствование.
  • Заинтересованность и увлеченность педагога профильным предметом.
  • Тяга к общению с обучающимися.

Исходя из вышеперечисленных мотивационных групп, выделяют педагогические модели:

  • С преобладанием чувства долга.
  • Доминирование интереса к профильному предмету.
  • С высокой степенью заинтересованности в общении с учениками.
  • Без преобладающей мотивации.

Преподаватели, относящиеся к последней группе, как правило, имеют более высокую квалификацию и пользуются авторитетом среди учеников и преподавательского состава.

Стимулирующими факторами для педагога в его деятельности также являются:

  • Материальная сторона.
  • Стремление к самоутверждению.
  • Личностная самореализация.
  • Профессиональные мотивы.

В преподавательской работе педагог также использует определенные средства, позволяющие построить процесс передачи знаний к ученикам должным образом. К таким средствам относятся:

Среди других способов передачи знаний от ученика к учителю можно отметить объяснение, показ, совместную работу, тренинги, практические занятия и прочее.

Таким образом, педагогическая деятельность и ее структура, кратко определяется умением эффективно выстроить рабочий процесс с использованием накопленных знаний, доступных методов и техник преподавания с учетом личностных и мотивационных характеристик педагога.

Продукт педагогической деятельности – сформированный у обучающегося личный опыт, представленный совокупностью нескольких компонентов. Оценка продукта педагогической деятельности происходит на основе выполнения учебно-контрольных действий, экзаменов, зачетов.

Итогом педагогической деятельности выступает уровень развития ученика, личностное и интеллектуальное совершенствование, становление как субъекта учебной деятельности.

Функции преподавательской работы

Функции педагогической деятельности, согласно общепринятой классификации, можно разделить на две основные группы: организационно-структурную и целеполагающую.

К целеполагающим принято относить ориентационную, развивающую, мобилизующую, информационную функции. В качестве организационно-структурных выделяют конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты педагогической деятельности.

В педагогической деятельности неизменно присутствует предметность, целенаправленность и мотивация. В качестве специфической характеристики педагогической деятельности выделяют продуктивность. Пять ее уровней позволяют определить эффективность работы педагога:

  • Репродуктивный. Неэффективный уровень деятельности, характеризующийся трансляцией той информации, которой педагог владеет лично.
  • Адаптивный. Малоэффективный уровень, подразумевающий построение учебного процесса с учетом особенностей обучающихся.
  • Локально-моделирующий. Среднепродуктивный уровень, где педагог формулирует цель, планирует результаты, подбирает комплекс средств, продумывает последовательность включения обучающихся в процесс.
  • Системно-моделирующий. Продуктивный уровень, характеризующийся владением стратегией формирования планируемой системы знаний, умений, навыков обучающихся по предмету.
  • Моделирующий. Высокопродуктивный уровень, при котором стратегия владения предметом превращается в средство формирования личности учащихся, потребности в самообразовании, саморазвитии, самовоспитании.

Таким образом, была представлена общая характеристика педагогической деятельности, которая позволяет перейти к более детальному изучению целей, средств, видов, специфики преподавательской работы.

Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.

Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.

Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.

В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.

Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).

Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.

Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.

Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:

  1. Создание эффективной воспитательно-образовательной среды.
  2. Организация воспитательно-образовательной деятельности учащихся.
  3. Формирование сплоченного коллектива учащихся, с благоприятной психологической атмосферой.
  4. Развитие личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.

Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.

Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.

Средства педагогической деятельности:

  1. Теоретические знания и практический опыт педагогической работы, на основании которых строится процесс воспитания, обучения и развития детей.
  2. Техническое, учебное и методическое оснащение образовательной организации, в рамках которых осуществляется педагогическая деятельность.
  3. Знания педагога о том, какие потребности у современного общества к подготовке его будущих членов.
  4. Педагогическое мастерство, знания, компетенции, интуиция и опыт педагога.
  5. Нравственная и эстетическая культура педагога.

Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.

Виды педагогической деятельности

Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:

  1. Воспитание – целенаправленный процесс по формированию личности ребенка и развитию его духовной сферы. Задача педагога заключается в создании эффективной воспитательной среды, сплочении коллектива учащихся, управлении данным коллективом и каждым его членом для гармоничного и полноценного развития личности учеников (воспитанников).
  2. Преподавание – организация педагогом учебного процесса. Основой преподавания является организация познавательной деятельности учащихся.

Отличие между воспитанием и преподаванием заключается в различных целях, стоящих перед ними.

Целью воспитания является изменение сознания учащихся в лучшую для общества сторону, усвоение ими норм морали и правил поведения в социуме.

Цель преподавания – изменение в интеллектуальной сфере учащихся, получение ими основных знаний, необходимых для формирования общей картины мира, получение умений и навыков их применения, а также опыта практической деятельности в повседневной жизни.

Кроме разности в целях, воспитание и преподавание имеют ряд характерных отличительных черт.

Преподавание реализуется в строго ограниченных временных рамках (урок, учебный год, полугодие и т.д.) и на основании государственных стандартов образования (четкие нормативы контроля достижения целей образования).

Воспитание осуществляется не только в рамках специально организованного воспитательного процесса, но и в рамках различных форм обучения (во время занятий, экскурсий, разнообразной деятельности и т.д.). Результаты воспитания оценить и измерить намного сложнее, так как не всегда его можно выразить в конкретных показателях.

Процесс воспитания и преподавания находятся в тесной взаимосвязи и направлены на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.

Специфика педагогической деятельности

Специфика педагогической деятельности отражена в ее цели, задачах, функциях, результатах, особенностях труда педагогических работников и процессе взаимодействия ее участников.

Кратко специфику педагогической деятельности можно представить следующим образом:

Цель педагогической деятельность – формирование личности человека.

Результат педагогической деятельности – личность, способная продуктивно и успешно реализовать себя в современном обществе.

Функции педагогической деятельности:

  • адаптивная – направлена на организацию процесса адаптации ребенка в рамках социума;
  • гуманистическая – развитие индивидуальной и творческой личности.

Характер педагогической деятельности:

  • коллективный характер – обусловлен тем, что процесс формирования личности предусматривает труд нескольких субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • творческий характер – предусматривает наличие нескольких компонентов, из которых состоит деятельность педагога

Взаимодействие педагога с учащимися – включает в себя управление процессом образования, удовлетворение учащихся в новых знаниях и умениях, организацию эффективного педагогического общения с учащимися.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогические средства реализации различных типов педагогических технологий.

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения - общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Однако нужно иметь в виду, что "средства обучения" имеют и более широкое значение. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. материально-техническая база образования.

Средства обучения - это совокупность предметов, которые включают учебную информацию или выполняют тренирующую роль.

Педагогические средства - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр).

Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

* технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

* организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Личность обучающегося, как объект и субъект в образовательной технологии.

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни — это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и с самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон никое, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

-система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нем;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей; -совокупность реакций на внешние условия и т. д.

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).

Заслуживает внимания личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.

Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели.

Приемом обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию, большую по объему, поставить перед учениками проблемы и показать пути их решения.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное последовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, содержание, продолжительность.

Объяснение. Под объяснением будем понимать словесное истолкование закономерностей, наиболее существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки заранее продуманных вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в непосредственной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Метод демонстраций обычно находится в тесной связи с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, слайдов и т. д.

Приём – способ использования какого-либо средства в педагогической деятельности.

Средства -это инструментарий метода.

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении- это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают : теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности :

- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка : с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка : субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок).

А. К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

В педагогической литературы рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

- гностическую (познавательную, включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д. ;

- исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д. ;

- информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д. ;

- побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

-педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми,

-эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

-педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

-педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

-педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности Сущность и понятие инновационной педагогической деятельностиКонсультация для воспитателей Воспитатель - Горина М. В. Что такое инновация?.

Сущность нравственного воспитания детей 5–6 лет Проблеме нравственного развития ребенка посвящено много работ выдающихся психологов и педагогов. По утверждению И. Г. Корниенко система моральных.

Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте. Введение: 1. Формирование ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте.

Сущность понятия представления о временах года Наблюдение за сменой времён года и фиксирование данного процесса является важным условием формирования общих представлений о времени у детей.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ Введение Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная.

Средства педагогической деятельности то, что использует воспитатель длявоздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности (посредством чего обеспечивается достижение цели педагогической деятельности). Кним относятся слово, действия, пример, книга, технические средства и др. (1)

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ . А.С. Воронин . 2006 .

Смотреть что такое "Средства педагогической деятельности" в других словарях:

Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) … Википедия

Педагогическая деятельность — – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. Взрослое поколение граждан… … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

ПЕДАГОГИКА — наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те… … Новейший философский словарь

Макаренко, Антон Семёнович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Макаренко. Антон Семёнович Макаренко Имя при рождении: Антон Семёнович Макаренко … Википедия

Климов, Евгений Александрович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг) швейцарский педагог. Иоганн Генрих Песталоцци … Википедия

Скочинский, Александр Александрович — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Скочинский — Скочинский, Александр Александрович Александр Александрович Скочинский (1 (13) июля 1874, Олёкма, Якутия 6 октября 1960, Москва) русский советский учёный в области горного дела, профессор (с 1906 года), педагог, академик АН СССР (1935).… … Википедия

Читайте также: