Что меняется в отношении к детям кратко

Обновлено: 16.05.2024

Желание разобраться, как человечество относилось к детям на протяжении своей истории, неизбежно приводит к книгам Ллойда де Моза. Это американский специалист в области психологии и истории, который первый предложил изучать оба эти предмета в неразрывной связи, иначе говоря, де Моз - основатель психоистории. Он был первым, кто обратил внимание общественности на тот факт, что история детства - это абсолютнейший беспробудный кошмар, от которого развитая часть человечества только недавно начала потихоньку избавляться. В своих книгах он приводит множество доказательств тому, что люди склонны закрывать глаза на неприглядные части своей истории, и приводит свою классификацию родительского поведения, которое было принято в разные моменты развития европейских народов. Материал по большей части шокирующий, иногда даже провокационный, но неизбежно заставляющий переосмыслить в том числе и свои методы воспитания.

Приукрашенная и неправдивая история детства

Ллойд де Моз обращает внимание, что то, каким детство было раньше, серьёзно идеализируется, и всё бы ничего, но это нежелание принимать в расчёт факты или же рвение оправдать предков, по мнению де Моза, идёт во вред сегодняшней педогогике.

На негуманное обращение с детьми указывает множество исторических документов, этот опыт нужно перерабатывать и использовать, как антипример, а не стараться найти в нём положительные стороны, как пытаются сделать многие учёные.

Учёные никогда не находили существенных подтверждений тому, что хоть в какой-то момент истории детям жилось счастливо. Видимо, тот факт, что на протяжении тысяч лет мы относились к детям, как к неудобству, бесплатной рабочей силе или даже имуществу, которое можно продать, настолько неприятно, что мы склонны просто закрывать на это глаза. Как будто это пятно на нашей репутации единственного вида, наделённого сознанием, а не хоть и трудная, но всё же ступень развития.


Ллойд де Моз одним из первых предпринял попытки быть в этом вопросе беспристрастным. И, пожалуй, самым известным его достижением была классификация стилей поведения родителей, рассмотренная в историческом контексте.

Модели воспитания детей в истории

Итак, де Моз выделил всего шесть моделей отношения к детям и попытался обозначить время их возникновения и влияние на человечество. Естественно, временные промежутки, которые он привёл, довольно условны, они обозначают время, в которое эти модели поведения были распространены чаще всего, но следует помнить вот что: все эти стили воспитания, хоть и возникали в разное время, никуда не делись и сегодня, хотя сегодня большинство из них кажутся абсолютно неприемлемыми.

Инфантицидная модель

Античность до IV века нашей эры

Но даже если детей не убивали намеренно, к ним относились, как к предметам, которыми можно распоряжаться как угодно. Известен, например, случай из жизни Генриха IV: его спеленатого брата ради забавы использовали вместо мяча в игре, его перекидывали из одного окна в другое, и… он разбился.

К ребёнку не относились, как к человеку, ни о какой психологической близости даже речи не шло.

Как это относится к нашему времени? Во-первых, до сих пор встречаются случаи, когда родители убивают ненужного ребёнка. А, во-вторых, гораздо важнее, что в основе этого подхода лежат проекции взрослого на своего маленького ребёнка, и это явление распространено до сих пор.

Оставляющая модель

IV-XIII века

Примерно в четвёртом веке религия крепко взялась за все сферы жизни людей. Именно с этого периода детоубийство стало считаться грехом. Не потому, что в детях внезапно разглядели личностей, а потому, что стали больше беспокоиться за души взрослых. Дети по-прежнему никого не волновали, но теперь убивать их значило обречь себя на адские муки, поэтому родителям приходилось сдерживать свои проекции и придумывать новые способы избавляться от нежеланных детей, не беря грех на душу.

Теперь главенствует оставление ребёнка, то есть фактический отказ от него. Детей отправляли к кормилице, в монастырь, в другие знатные дома на воспитание, в специальные заведения, отдавали куда-нибудь в качестве слуги, оставляли заложником взамен на политические выгоды, просто отдавали в чужие семьи.

Сохранилось ли такое отношение к детям сегодня? Конечно, не в таком масштабе, но да. Де Моз даже говорит, что такое привычное всем пеленание, на самом деле, отголосок именно оставляющей модели воспитания, ведь это просто способ обездвижить малыша, чтоб не мешал родителям.

Амбивалетная модель

XIV-XVII века

Это первая модель воспитания, предполагающая хотя бы какую-то эмоциональную близость, хотя в ней тоже хорошего мало. Впервые начинает набирать популярность образ заботливой матери, во многом, кстати, благодаря искусству и превознесению изображения Мадонны с Иисусом на руках.

Главная отличительная черта этой модели: представление о детях, как о податливой глине, которой нужно придать форму. Или как о пустом сосуде, который нужно наполнить, или как о необработанном металле, из которого нужно выковать достойного человека, - суть метафоры всегда одна.


Навязывающая модель

XVIII век

В этот период происходит усиление эмоциональной связи с детьми. По сути, это переход к принципиально новому типу отношений: родители практически перестали проецировать свои реакции на детей.

Но тенденция к тотальному контролю поведения и мыслей сохранилась, просто теперь её осуществляли в меньшей степени физически, а в большей - эмоционально. То есть родители старались контролировать внутреннее состояние своих детей. Реже били, чаще читали нравоучения.

Ничего не напоминает? Да, сегодня эта модель тоже всё ещё популярна. Вроде как ребёнок уже может быть полноценным человеком, но как себя вести, что чувствовать, какие эмоции можно испытывать, а какие - нельзя, к чему стремиться и чего желать, всё ещё стараются определить взрослые.

Социализирующая модель

XIX век - середина XX века


Конечно, эта модель неплохая (особенно, в сравнении с теми, что выше), но в ней есть один существенный недостаток: часто игнорируются потребности самих детей, их обрабатывают одинаково, убивая креативность, а иногда и начисто лишая желания к чему-то стремиться.

Помогающая модель

с середины XX века

Стиль воспитания, в основе которого лежит признание даже самого маленького ребёнка личностью.

Родители понимают, что у ребёнка есть свои потребности и стараются помочь ему их удовлетворить. Родители не пытаются привить ребёнку что-либо, они всего лишь создают условия для раскрытия его способностей. Впервые за всю историю детям позволяется испытывать весь спектр эмоций. Детский плач - это не раздражитель, который надо бы устранить любым способом, это сигнал стресса (стресс - это необязательно плохо, часто это естественная реакция на развитие, просто стрессов не должно быть много). Родители не требуют от ребёнка всего и сразу, они спокойно относятся и к периодам регресса в развитии, и к усталости. Суть в том, чтобы помогать ребёнку расти и создать для него все условия, быть опорой, а не строгим контролёром.

Эта модель ещё очень мало распространена, она подвергается критике, но уже сейчас можно сделать вывод, что дети, воспитанные таким образом, имеют гораздо более устойчивую психику, сильную волю и, самое главное, способность любить себя, окружающих и жизнь в целом.

На самых ранних этапах развития человеческого общества в уходе за детьми принимала участие вся первобытная община. Отцовство определить было практически невозможно, поскольку семьи в современном понимании еще не существовало. Родство определялось по матери.

В период первобытного общества отношение к детям не было однородным. С одной стороны, матери любили, жалели и берегли своих детей. С другой стороны, жизнь в условиях голода, холода, опасности создавала дефицит средств к существованию. Это ставило жесткие требования к выживанию сильнейших.

Дети должны были там быстро взрослеть и практически наравне включаться в труд взрослых. Отсюда был широко распространен обычай не давать возможности выживания младенцам с психофизическими неполноценностями. Как известно, их сразу убивали.

Однако известно, что оседлый образ жизни первобытных людей создавал более надежные условия для выживания, чем у кочевых племен. Поэтому вероятность инфантицида у оседлых племен была примерно в 7 раз ниже.

В античности детоубийство было также широко распространено. В древней Спарте, например, решение об оставлении младенца отцу принимали старейшины. Только после этого ребенок становился полноправной собственностью родителей. Благодаря такому искусственному отбору население отличалось крепчайшим здоровьем.

В Древней Греции и других странах применялись многие способы умерщвления младенцев, но убийством человека это не считалось вплоть до IV века нашей эры. Именно в 374 г. нашей эры по закону умерщвление ребенка стало приравниваться к убийству человека.

Везонский собор 442 года нашей эры постановил заявлять в церкви о случаях и месте нахождения брошенного ребенка. В 787 г. в Милане впервые был открыт приют для брошенных детей. Однако ценностью детство не являлось. Ребенок продолжал рассматриваться зачастую как обуза, от которой иногда старались избавиться.

В период средневековья ценности детства также не было сформировано. Напротив, ребенок воспринимался не как самостоятельная основа будущей взрослой жизни, а как некая единица, лишенная разума. Его следовало часто и строго наказывать, чтобы научить уму-разуму. Физические наказания были повсеместно распространены.

Именно побои считались в средневековье лучшим способом воспитания детей. Такие наказания сразу давали быстрый и хорошо видимый результат, надолго сохранялись в памяти ребенка как устрашение и инструмент подавления его личности.

Вместе с тем проблема высокой рождаемости детей совмещалась с проблемой очень высокой их смертности. В XVII-XVIII веках семьи были весьма многодетными, но до 20-ти лет доживали, как правило, меньше половины рожденных. Родители не могли сформировать должную привязанность к детям, так как они всегда должны были быть готовы к их уходу из жизни. Поскольку такое случалось часто, чтобы не так сильно страдать, в качестве психологической защиты взрослые выбирали модель холодного отношения к детям.

В семьях раннефеодальной знати существовала традиция отдавать подросшего ребенка на последующее воспитание в другую подобную знатную семью. Мальчики получали там навыки пажа, при взрослении юноши становились оруженосцами, девочки учились исполнять обязанности фрейлин. Менее знатные родители отдавали детей в монастыри в качестве послушниц, писарей.

В российской патриархальной семье отношения строились строго иерархически по старшинству. Главную роль в семье любого сословия играл отец. Дети всегда имели подчиненное положение, не могли жаловаться на родителей. Методы воспитания продолжали оставаться очень жестокими. В школах также обычным явлением были наказания розгами. В петровскую и послепетровскую эпоху это положение не изменилось и даже впоследствии изменялось крайне медленно.

Огромную роль в изменении отношения к детству сыграло появление книги Ж.-Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании". Благодаря ей в сознание людей общества стали входить идеи ценности ребенка, постановки его проблем в приоритет. Это понимание противопоставлялось безразличию к ребенку, царившему вокруг. В то же время трудности воспитания, невозможность поддержания веры в ребенка подталкивали общественное мнение даже до уровня враждебности к детям.

В работе "Психоистория" Л. Демоз выделил несколько стадий в изменении отношения общества к ребенку:

- стадия детоубийства (до IV в. нашей эры) - осуществлялась при рождении детей с патологиями, а также при невозможности прокормить потомство;

- стадия "оставления" ребенка, дистанцирования от него ( IV - XIII века) - использование кормилиц для грудного вскармливания детей, атмосфера в семье холодная, мнение о ребенке как вместилище зла, продолжение воспитания вне семьи;

- стадия "насильного формирования" личности ребенка (XIV-XVII века): с одной стороны, его пытаются окружить вниманием, с другой - практически не считают человеком, не верят, что он может иметь самостоятельное мнение, поэтому прививают необходимые идеи и навыки насильно. При сопротивлении ребенка строго наказывают;

- стадия навязчивого контроля (XVIII век): появляются начатки эмоциональной близости детей и родителей, но волю, поведение и даже внутренний мир ребенка принято жестко контролировать, ребенок не имеет права быть собой;

- социализирующая стадия (XIX-нач.ХХ века) - главной идеей отношения к детству становится подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, поэтому на первый план выходит система обучающих упражнений и тренировок в должном поведении;

- стадия помощи (с сер. XX века): здесь главными задачами выступают эмоциональное сближение с ребенком, понимание его сущностных потребностей, ценности детства и оказание помощи в развитии индивидуальности.

Нельзя утверждать, что перечисленные стадии появлялись и исчезали строго хронологически. Иногда они подолгу сосуществовали, как бы переливаясь одна в другую. Но самое главное - что теперь человечество видит ценность детства и не использует негуманные методы воспитания! Значит, общество осуществляет прогресс!

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. (Английская пословица) Поэтому, воспитывайте себя.

  • Главная страница
  • Про нас
  • Консультации
  • лучшие книжки
  • наш новый блог
  • игра "Язык близких отношений"

Как менялось отношение к детям на протяжении истории


взято: Anna Paulsen (anna_paulsen)
Каждый стиль воспитания формирует свой тип характера, с присущими ему психологическими особенностями и проблемами. Поэтому общепринятое отношение к детям в конкретном обществе формирует то, какие люди будут составлять это общество спустя 20 лет и позже. Хотя в каждую эпоху есть люди, которые психологически отстают от своего времени (человека, считавшегося совершенно нормальным в архаическом обществе, мы сегодня назовем сумасшедшим) или опережают его (и становятся либо носителями прогрессивных идей, либо невротиками, которые с трудом справляются с жестокостью окружающего их мира — совершенно нормальной для их современников). К счастью, на всем протяжении истории человечества в каждом поколении родителей появлялись те, кто относился к своим детям лучше, чем это было принято в его детстве. Именно благодаря таким людям отношение к детям постепенно становится более добрым и принимающим. В этом кроется причина определенного психологического прогресса: человечество психологически взрослеет, очень медленно (и неоднородно) двигаясь от состояния психики, свойственного младенцам к относительной зрелости.

Архаическое общество

О том, как обращались с детьми люди первобытной культуры, мы можем судить как по археологическим данным, так и по тому, как ведут себя с детьми сегодня австралийские, африканские и другие племена охотников и собирателей.

В архаическом обществе детоубийство — широко распространенное явление, обыденная норма, а ребенок просто не считается человеком до того, как в подростковом возрасте пройдет кровавый обряд инициации (во время которого совершенно не обязательно сможет выжить). Ребенок — это нечто не имеющее ни чувств, ни прав. Поэтому детоубийственные импульсы (возникающие в любой культуре) не считают нужным подавлять.

Каким вырастет ребенок, в воспитании которого нет никакой последовательности? До душевных потребностей которого никому нет дела? Которого не считают человеком?

Став взрослым, так выращенный человек живет в постоянном страхе перед жестоким и непредсказуемым миром. Он придумывает себе чудовищных божеств, которых надо подкупать человеческими жертвами — они символизируют его непоследовательных и жестоких родителей. Он вынужден постоянно совершать магические обряды, чтобы хоть немного уменьшить мучительную тревогу. Радость его всегда омрачается страхом расплаты, поэтому, когда происходит что-то хорошее, нужно срочно умилостивить жестоких божеств, а то отнимут: именно так поступали с этим человеком его родители. Он не ощущает границ своей личности (их постоянно нарушали в его детстве; фактически, их даже просто не определили), поэтому никогда не становится душевно зрелым отдельным человеком, а только частью племени — ведь и его родители провели жизнь в том психологическом слиянии с другими, которое в нашей культуре свойственно только младенцам. Насилие для него норма: жизнь первобытных племен полна кровавых обрядов и традиций (инициации, каннибализм, охота за головами и т.д.). Он не знает ни вины, ни ответственности. Он предпочитает суровые условия жизни и вечные лишения, так как это соответствует его внутренней жизни. Он жесток к своим детям.

Античное и раннее христианское общество (до 4 века н.э.)

Легальным было принесение детей в жертву для религиозных обрядов и других нужд (например, замуровывание в стену при закладке здания).

Сексуальное использование детей, в том числе самых маленьких, считалось нормальным и законным — упоминаниями об этом полны античные переписка, мемуары и философские трактаты.

Человек античности жил в пугающем мире кошмаров и суеверий. Он растворялся в окружающих. Боги — проекции бессознательных страхов и родительских фигур, по-прежнему требовали жертв, часто человеческих и отличались жестокостью и непоследовательностью (вспомним мифы древней Греции, где боги ведут себя как шайка распоясавшихся хулиганов), хотя в отличие от хтонических чудовищ первобытных предков, уже приобрели человеческие черты. Люди наслаждались насилием: бои гладиаторов, мастерские для калечения детей, живые картины, в которых использовали убийства и истязания и т.д.

С 4 по 13 век нашей эры

В Европе сказывается влияние христианства: детоубийства становились не такими распространенными и считались не законными (хотя детская смертность всё ещё очень высока, в частности потому, что о безопасности детей очень мало заботятся).

С первых дней жизни детей отсылали на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход), а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях), в монастыри или просто на воспитание в другие семьи.

Характер людей в это время меняется. В прежние времена главным страхом детства было то, что тебя убьют, а теперь, что тебя покинут: родители, а потом и Бог, на которого средневековые люди проецировали свой детский страх оставленности. С этим связаны тоска, страхи и агрессия человека этой эпохи. Чтобы справляться с этими переживаниями люди объединялись в группы, символизировавшие родство и близость: феодальные структуры (король или сюзерен начинают восприниматься как отец), монастырские и цеховые братства.

С 13 по 18 век

Детей повсеместно жестоко запугивали, разделяя с ними страхи взрослых перед ведьмами и нечистой силой — в которых явно звучали отголоски психологической памяти о тех временах, когда детей поедали: ведьмы и чудовища из этих карательных фантазий, призванных усмирить ребенка, обычно едят детей.

Всплески прежних страхов перед жестокими убивающими матерями (групповые страхи отмирают медленно и с рецидивами) приводили к охоте на ведьм, которым приписывали все качества чудовищных божеств архаического общества.

Воспитание стало набором последовательных, но очень строгих правил: и вместо людей, объятых тревогой, вырастают люди, не получившие душевного тепла, эмпатии и возможности выражать чувства. Поэтому главными чертами характера стали депрессивность, подавленность, мучительное терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Люди нового времени уже не боялись, что их покарают непредсказуемые божества, поэтому смогли произвести научную, индустриальную и технологическую революцию. Появились более теплые отношения в браке и личной сфере (правда, далеко не повсеместно).

Начиная с конца ХIХ века и до наших дней, в Европе (хотя между разными европейскими странами есть в этом смысле существенная разница) и США преобладает социализирующий стиль воспитания детей, в котором последние несколько десятков лет появляются вкрапления поддерживающего, помогающего стиля.

В России социализирующий стиль тоже достаточно широко распространен, но далеко не повсеместно: побои, моральное и физическое насилие над детьми — в нашей стране скорее правило, чем исключение.

К сожалению, более чем закономерно, что Ольга вышла замуж за человека, который бил ее и унижал морально, и молчала о том, что происходит в ее супружестве: привычка терпеть, если не преодолевать ее специально, остается на всю жизнь. Таких примеров в России очень и очень много.

О Японии, Китае, Индии и арабских странах я в этом тексте говорить не буду, так как это отдельная большая тема.
Но вернемся к социализирующему стилю:

Социализирующий стиль

Практически вся Европа и США к началу ХХ века уже определились, что бить детей — нехорошо (впрочем, были исключения: например, Германия, где жестокие физические наказания были широко распространены вплоть до Второй мировой войны). Это вовсе не значит, что детей в Европе и Америке в ХХ совсем не били. Били, но обычно с оглядкой: побои либо скрывались, либо родители старались оправдаться совершенной невыносимостью ребёнка. В наше время контроль над телесными наказаниями детей в западных странах стал гораздо строже.

Детоубийство с ХIХ веке вызывает ужас, а сексуальное использование детей — такие тревогу и неприятие, что о нем предпочитают не говорить (из-за этого насилие над детьми часто остается безнаказанным — его боятся замечать и стыдятся преследовать). К сожалению, психологические травмы от использования детей, как морального, так и сексуального — одна из главных проблем в США и Европе ХХ-ХХI века.

К сожалению, забота о ребёнке нередко бывает проективной: родитель удовлетворяет не истинные потребности ребенка, а свои за его счет; ребёнку дают то, что удобно дать родителям, а не то, в чём он нуждается.
Пример такого отношения, семьи, где у детей нет никаких ограничений, малейшие капризы мгновенно удовлетворяются без обсуждений, ребенка заваливают игрушками и подарками, но эмоционального контакта нет. Это своего рода способ откупиться вседозволенностью и попустительством от нужды ребенка в душевной близости и понимании. Баловать по-своему гораздо проще, чем вникать в чувства и потребности ребёнка или воспитывать в нем уважение к другим людям (без которого научиться уважению к себе самому невозможно). Кроме прочего попустительствующие родители часто незаметно для себя нарушают границы самого ребёнка.

Ориентированность на социальное определяет устремления и выборы: люди часто отказываются от времени со своими близкими, личностного развития и других важных вещей ради карьеры.
Человек, воспитанный в социализирующем стиле, уже позволяет себе ощущать психологические потребности в любви, принятии себя (как другими, так и самим собой), поддержке и близости, но часто не умеет сформулировать и реализовать их. Из-за этого многие люди страдают от душевной пустоты и других экзистенциальных проблем, которые заглушают зависимостями: химическими (алкоголь, наркотики и т.д.), психологическими (деструктивные отношения, игромания и т.д.) и пищевыми расстройствами (булимия и анорексия). Собственно, именно эти психологические проблемы — самые распространенные на Западе, да и в России занимают заметное место.

Отношение к детям в современной семье

В современном мире отношение к семье значительно изменилось. Еще в прошлом столетии существовала установленная модель семьи, которой все старались следовать. Были четко определенны роли, отношения между супругами и между родителями и детьми строились примерно по одному сценарию. Но, сейчас мы постепенно отходим от старых устоев, появилось больше свободы. В современном мире каждая семья вправе устанавливать собственные правила.

Принципы современного воспитания

Отношение к детям в современной семье

Отношение к детям в современной семье значительно отличается от тех принципов, которые существовали в прошлом столетии. Если раньше было принято, что дети должны бояться и слушаться родителей, а их мнение никто не учитывал, то сейчас детям дают свободу. Сейчас родители дают чаду право выбора, право на собственное мнение. Современное воспитание включает в себя необходимость научить малыша принимать решения самостоятельно. Воспитание построено не на страхе, а на уважении и доверии. Родители стараются стать союзником, а не диктатором.

Функции семьи по отношению к детям значительно изменились. Раньше родители заботились о том, чтобы вырастить послушного, правильного ребенка. Сейчас же делается упор на личности чада. Родители озадачены тем, как воспитать счастливого человека, и построить с ним теплые отношения. В обществе сейчас не так распространено мнение, что необходимо рожать как можно больше детей. Люди начали осознавать, что не каждый человек готов к деторождению, и спокойно принимать это.

Жестокое отношение к детям

Отношение к детям в современной семье

В современном мире жестокое отношение к детям в семье порицается обществом. Если ранее применение силы к ребенку считалось одним из методов воспитания, то сейчас подход к воспитанию значительно изменился. Сейчас о насилии над детьми стали больше говорить, потому как это стало настоящей проблемой общества. Большинство современных семей выступает против не только физического, но и психологического насилия.

Важно: Психологи уверяют, что и физическое, и психологическое насилие оставляет след в душе ребенка на всю жизнь.

Человек, который подвергался в детстве любому виду насилия, во взрослой жизни испытывает трудности в построении межличностных отношений. Для избавления от последствий неправильного воспитания нередко требуются годы психотерапии.

Психологи убеждают, что зачастую причина насилия кроется в детстве самого родителя. Если его родители применяли к нему насилие, то и он повторит эту модель поведения. Также если взрослые дети семьи алкоголиков, где присутствовало насилие, не проведут работу над отношениями и над собой, то с большой вероятностью они будут повторять модель родителей.

Также причиной жестокого обращения может быть нежеланный ребенок, неготовность к роли родителя. Серьезной причиной является наличие психических отклонений. Дети, которые подверглись любому виду насилия могут обратиться в службу защиты детей, но делает это минимальный процент. Дети зачастую боятся обращаться за помощью, либо считают за норму отношение родителей к ним. Но, любое насилие над ребенком приводит к негативным последствиям в его будущей жизни.

Родители часто тоже не осознают, что своим поведением рушат будущую жизнь своего чада. Жестокое отношение приводит к пониженной самооценке, недоверию к миру, а в некоторых случаях к суициду. Но, если вы понимаете, что в вашем стиле воспитания есть место жестокому отношению, то необходимо обратиться к специалисту. Он поможет определить причину подобного поведения и проработать ее.

Отношение к детям в американской семье

Отношение к детям в современной семье

Все нации отличаются менталитетом, поэтому и подход к воспитанию везде разный. Если в странах СНГ принципы воспитания схожи, то отношение к детям в американской семье значительно отличается.

Культ младенцев

В Америке малыш – это повод для гордости. Там маленьких детей берут с собой на различные мероприятия, и получают в результате кучу комплиментом. Там считается нормой, когда даже незнакомые люди на улице подходят и восхищаются малышом.

Свобода

Главный принцип воспитания детей в Америке – свобода. Там родители не контролируют каждый шаг своего чада. В Америке детям дают выбор с малых лет. Им позволяют выбирать, что есть, что надеть, и даже какие предметы изучать в школе. Дети даже могут самостоятельно выбрать наказания для себя, если провинились.

Самостоятельность

В Америке детей приучают к самостоятельности. У них всегда есть свои обязанности, которые они должны выполнять. Там считается нормой, когда ребенок с 18 лет начинает самостоятельно зарабатывать на жизнь, и даже жить отдельно.

Любовь и уважение

В американских семьях принято говорить детям о своей любви и всячески ее проявлять. А вот физическое насилие над детьми там жестоко порицается. Родители уважают мнение своего чада, советуются с ним, интересуются его взглядами на те или иные вещи.

Отношение к детям в мусульманской семье

Отношение к детям в современной семье

  • Баловать детей нельзя. Не стоит выполнять все капризы ребенка, иначе он вырастит трудным человеком.
  • Будьте другом, но оставайтесь авторитетом. Необходимо строить теплые и близкие отношения с чадом, но нельзя переходить грань.
  • Приучение к вере. Необходимо приучить ребенка читать намаз.

Важно: Физическое насилие допустимо, но только к ребенку, достигшему десятилетнего возраста, если он не желает читать намаз.

Отношение к детям в католической семье

Отношение к детям в современной семье

Отношение к детям в католической семье нельзя назвать особенным. Католические семьи направляют основные силы на то, чтобы воспитывать верующего человека. Сразу после рождения обязательно крещение малыша. В возрасте 8 лет дети впервые причащаются. К этому событию их начинают задолго подготавливать. В католических семьях принято брать детей с собой в храм, читать им молитвы. Но, для воспитания веры запрещается использовать насилие. В католических семьях к вероисповеданию приучают собственным примером.

Отношение к детям в разных нациях и вероисповеданиях отличается, но основным принципом воспитания остается любовь. Методы современного воспитания нацелены на то, чтобы воспитать самостоятельного и счастливого человека. Сейчас родители стараются находить подход к ребенку, а не добиваться послушания запугиванием или применением силы. Современные дети значительно отличаются от тех детей, которые были несколько десятков лет назад. Современные дети более самостоятельные, прогрессивные, осознанные, и это положительный результат смены принципов воспитания.

Читайте также: