Анализ готовности школы к внедрению элжур

Обновлено: 31.05.2024

Возможности и проблемы в работе с электронным журналом

Гончарова Нина Николаевна, заместитель директора по УВР, ответственный за ведение ЭЖ МНБОУ “Лицей №76”

Зиновьева Татьяна Александровна, учитель информатики, администратор ЭЖ МНБОУ “Лицей №76”

Цель электронного журнала - способствовать своевременному выявлению проблем у учащихся, связанных с учебной деятельностью; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.

Задачами электронного журнала являются:

Хранение в электронном виде данных об успеваемости и посещаемости учащихся школы.

Создание единой базы календарно-тематического планирования по всем учебным предметам и параллелям классов.

Создание электронных портфолио учащихся.

Оперативный доступ к отметкам за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время всем участникам образовательного процесса – родителям, ученикам, учителям и администрации.

Прогнозирование успеваемости отдельных учеников и класса в целом.

Своевременное информирование родителей через ЭЖ об успеваемости, посещаемости детей, их домашних заданиях и прохождении программ по различным предметам.

Автоматизация создания промежуточных и итоговых отчетов учителей-предметников, классных руководителей и администрации – ведение электронной отчетности.

Создание условий для дистанционного консультирования заболевших детей.

Повышение объективности выставления промежуточных и итоговых отметок.

Контроль выполнения общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом на текущий учебный год.

Вывод информации, хранящейся в базе данных, на бумажный носитель для оформления в виде документа в соответствии с требованиями Российского законодательства.

С введением в Лицее только электронного журнала/электронного дневника учащиеся и их родители (законные представители) получают доступ к актуальной и достоверной информации:

сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащегося;

сведения о результатах промежуточной аттестации учащегося;

сведения о результатах итоговой аттестации учащегося;

сведения о посещаемости уроков (занятий);

сведения о расписании уроков (занятий);

сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);

сведения о заменах уроков в случае отсутствия основного педагога;

содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

Открытость и своевременность получения информации родителями об успеваемости и посещаемости учащихся помогает решить множество психологических проблем и благотворно сказывается на успеваемости учеников.

Из опыта работы с электронным журналом можно отметить следующие возможности, которые получают учителя – предметники:

доступность входа в ЭЖ в любое удобное для учителя время;

заполнение электронного журнала как во время урока, так и в нерабочее время;

учет проведенных уроков, дат уроков, темы уроков, домашних заданий, как для всего класса, так и для отдельных учащихся;

учет посещаемости учащимися школьных занятий;

ввод неформализованных комментариев в отношении учебной деятельности учащихся, рекомендаций к выполнению домашних заданий;

общение с родителями и учащимися;

выставление итоговых отметок по среднему баллу;

отражение информации о выполнении учебной программы;

анализ автоматически сформированных аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся;

внесение исправлений в данные учета (темы уроков, оценки, домашние задания и т.п.) и осуществление контроля за исправлениями в соответствии с действующим Положением по ведению ЭЖ в лицее;

освобождение от подготовки отчетов по окончанию учебного периода;

консультирование заболевших учащихся;

прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогической деятельности;

объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;

возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом.

Преимущества в использовании электронного журнала классными руководителями в сравнении с бумажным журналом заключаются в редактировании списков класса и учебных групп, данных учащихся класса, анализе предварительной успеваемости и посещаемости учащихся, подготовке итогового отчета по классу за учебный период.

Широкие возможности в управлении и организации образовательной деятельности предоставляет электронный журнал для администрации школы:

просмотр и редактирование всей информации ЭЖ в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа;

распечатка информации из ЭЖ в соответствии с административными регламентами;

формирование сводной ведомости итоговых отметок на бумажном носителе;

оперативный анализ текущих и итоговых результатов учебной деятельности учащихся;

облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;

высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.

Все эти возможности позволяют уменьшить затраты времени учителя, классного руководителя, администрации школы по выполнению функциональных обязанностей, уменьшить трудозатраты и снизить их эмоциональную нагрузку.

В тоже время существуют ряд проблем в работе с ЭЖ учителей – предметников, классных руководителей:

не полностью решена проблема выхода в Интернет на рабочем месте в режиме реального времени;

пропадают некоторые данные, внесенные в ЭЖ;

Но, несмотря на существующие проблемы, можно сказать о том, что электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебной деятельностью учащихся, учителей, администрации школы.

В итоге, хочется выразить благодарность разработчикам ЭЖ за создание электронного продукта и технической поддержке в функционировании ЭЖ в школе, что облегчает учебную деятельность в лицее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

О внедрении в управление деятельностью

4. Заместителям директора по УВР Сиргиенко Л.В., Белой Л.В., Смирновой С.Н. обеспечить информационное наполнение ЭлЖур по модулю Учебный процесс, организовать контроль за своевременностью и правильностью работы учителей-предметников и классных руководителей по информационному наполнению ЭлЖур и своевременностью информирования родителей о текущей и итоговой успеваемости и посещаемости учащихся.

5. Назначить Лавриновского С.П. системным администратором ЭлЖур в МБОУ СШ №51.

6. Возложить на Лавриновского С.П., техника, обязанности по контролю за техническим обеспечением работы ЭлЖур согласно должностным обязанностям.

7. Назначить Фатхуллину М.Г. куратором ЭлЖур в МБОУ СШ №51.

8. Возложить на Фатхуллину М.Г., учителя информатики, обязанности по консультированию учителей по вопросам работы в ЭлЖур согласно должностным обязанностям.

Потребности школы XXI века и эпохи информационного взрыва демонстрируют нам необходимость перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации.

Стратегия гуманизации современного образования, предполагающая учет личностных интересов и потребностей ребенка, связанные с этим сложности в моделировании учебного процесса и составлении расписания, сохранение персональной информации об успеваемости ребенка и удобная организация информационного рабочего пространства педагога – это далеко не полный перечень всех преимуществ, которые предоставляет школе электронный документооборот.

Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы является совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением является самой эффективной моделью по соотношению средств, необходимых на ее реализацию, и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе. Вместе с тем, это самое проблемное направление инновационных процессов в современной школе.

В Решении Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года №185-руказывается, что внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность предусматривает практическое использование систем электронных журналов и дневников в большинстве школ страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования Российской Федерации в целом.

Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников. Цель электронного журнала - способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся средних школ; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.

При введении электронных дневников и журналов администрация школы должна ответить на целый ряд вопросов:

- с какой целью вводятся электронный дневник и журнал?
- для кого он вводится (ученики, родители, учителя, администрация)?
- какую пользу их введение принесет педагогическому коллективу, ученикам, родителям?
- кто, прежде всего, заинтересован в их введении?
- какие локальные акты должны быть созданы в школе?
- в какие локальные акты необходимо внести изменения?
- кто будет осуществлять техническое сопровождение проекта?
- какие коррективы будут внесены в служебные обязанности учителя, классного руководителя и других работников, задействованных при реализации этого проекта?
- как мотивировать учителя заниматься новым видом деятельности?
- какой вариант занесения оценок выбрать: непосредственно на уроке, раз в неделю и др.?
- кто будет заносить оценки в электронные дневники и журналы: учитель, классный руководитель, технический специалист или вместе?

Для ответа на эти вопросы рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала, которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.

Зачем нужен Электронный журнал для

Введение электронных журнала и дневника в школе будет большим подспорьем для преподавателей. Используя электронный журнал, он сможет осуществлять с ним следующие операции, на первоначальном этапе проекта:

Удобный интерфейс электронного журнала успеваемости позволит преподавателю быстро и в максимально удобной форме получить всю необходимую информацию за любой период (начиная с момента подключения школы к системе), например, оценки по контрольным, тематическим, лабораторным работам, рефератам и т.д.

Классным руководителям

Классный руководитель сможет осуществлять те же действия, что и преподаватель, но к ним добавятся возможность сформировать статистику успеваемости по своему классу в разрезе как отдельных предметов, так и по всем предметам в целом.

Преимущества использования Электронного журнала для родителей

  1. Родители узнают об оценках в день их выставления
  2. Немедленно информируются о прогулах своих детей
  3. Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.
  4. Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью
  5. Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку
  6. При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту
  7. Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни
  8. Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки
  9. Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания
  10. Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала

  1. Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен
  2. Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
  3. Следить за своей средней оценкой

Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.

Рассмотрим каждый его пункт.

Подготовительный этап: до 01.11.2010

Директор школы – руководит участниками ?

Заместители Директора по УВР – контролируют работу учителей-предметников по своевременной сдаче тематического планирования руководителю ЦИО, ежедневное внесение оценок, еженедельный контроль за накопляемостью оценок и посещаемостью учащихся.

Руководитель ЦИО - отвечает за внесение необходимых для работы данный и бесперебойную работу сервиса.

На прошедшем затем педагогическом совете руководитель ЦИО ознакомила учителей с возможностями сервиса, а руководители – с системой работы с ним. После проведения педсовета возникли психологические трудности работы с учителями, т.к. необходимо было разъяснять

При создании технических условий мы столкнулись со следующими проблемами:

  1. отсутствие в нашей школе сети, в результате чего мы можем пока использовать только компьютеры, находящиеся в кабинете информатики,

Обучение преподавателей походило в несколько этапов. В октябре обучались руководители ОУ и координаторы по школе. Затем все учителя были разбиты на три группы, и с каждой из них руководитель ЦИО и координаторы провели теоретическое занятие, а затем практическое. В течение первых дней работы в тестовом режиме каждый преподаватель получал консультацию по любому вопросу, возникающему во время работы с системой.

В ОУ были созданы и доведены до сведения всех

Положение о электронном журнале, в котором определены Задачи, решаемые Электронным

классным журналом, Правила и порядок работы с ним, Права, обязанности и ответственность пользователей, отчетные периоды.

  1. Новые должностным инструкции, разработанные на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

Опытная эксплуатация: до 31.12.2010

Проведение опытной эксплуатации сервиса в пилотных группах пользователей

Организация системы сбора данных о необходимых доработках, предложений по модернизации системы

Информатизация образования развивается стремительно. Учителя как минимум уже в трех общеобразовательных учебных заведениях нашего района столкнулись с серьезной проблемой - ведением электронного документооборота (заполнение электронных классных журналов и т.п.). Не перегибаем ли мы палку спеша, с введением такого механизма в образовательный процесс? Происходит дублирование существующих бумажных аналогов (двойная работа с заполнением классных журналов просто раздражает и вносит дисбаланс и в, без этого напряженную работу). У учителя опять отнимают драгоценные минуты и часы, которые он мог бы потратить на подготовку к учебному занятию. Страдают в конечном результате ученики. Говорят одни. К положительными моментами во всей этой ситуации можно отнести - тотальное освоение учителями компьютерной техники (хочешь - не хочешь, а работать без этого нельзя, приходится учиться), и возникновение реальной родительской рефлексии. Говорят другие. Есть какие-нибудь рекомендации по эффективному ведению подобного рода работы?
Попробуем на основе имеющегося пусть еще небольшого опыта рассмотреть плюсы и минусы этой инновации.

Введение электронного документооборота, в том числе электронных дневников и журналов в систему российского образования – важная и необходимая работа. Но, как это было и раньше с другими проектами, существует реальная опасность свести это полезное дело к обычной кампанейщине, в ходе которой школы, не имея реальных возможностей и необходимых условий, будут под давлением сверху вводить электронные дневники и журналы. Между тем, дело это сложное и требует большой подготовительной работы. Тем более что сейчас у нас нет соответствующей правовой базы, которая позволила бы даже на период апробации отказаться от двойной документации, которая, и вызывает справедливое негативное отношение к этим ценным и необходимым новшествам со стороны учителей.

В эпоху модернизации информационного пространства страны возникает потребность создания единого информационного поля в сфере образования, так, как будущее как Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов полностью зависит от уровня образования и социальной ответственности ее граждан. Во многом социальное восприятие ребенка зависит также от уровня вовлеченности его родителей в школьную жизнь, в понимании проблем и пожеланий ребенка, а также своевременности корректировки поведения и успеваемости ребенка по всем направлениям развития. Для реализации данного проекта необходимо построить аналитическую систему контроля успеваемости и посещения учащихся такого уровня, чтобы было возможно максимально интегрировать возможности по корректировки образовательных программ, вовлечению родителей в учебный процесс, пониманию ситуации по успеваемости и причинам ее динамики, а также контроля посещаемости учащихся учебных заведений.

На уроках, внеклассных занятиях, факультативах, детских площадках - везде с ним происходят события, которые необходимо знать каждому родителю, заботящемуся о своем чаде.

Однако сегодня в большинстве семей и папа и мама работают с раннего утра и до позднего вечера. Из-за такого плотного графика работы они не в состоянии достаточно времени уделить общению с ребенком, узнать о его успехах и помочь преодолеть неудачи. И уж тем более для них практически невозможно в ранний вечерний час зайти в школу на родительское собрание, побеседовать с учителями.

Такая, максимально открытая обстановка, на наш взгляд, поможет решить множество психологических проблем и благотворно скажется на успеваемости ребенка.

Таким образом данный проект, на наш взгляд, с самого детства будет способствовать развитию личности ребенка, благодаря развитию таких его качеств как честность, открытость в общении, умение работать самостоятельно с учебными материалами и постижение новых технологий, которые с каждым днем все более активно входят в нашу жизнь.

В школьный учебный процесс все теснее интегрируются информационные технологии, прежде всего, потому, что с их помощью легко и удобно обмениваться информацией всем участникам школьного процесса – учителям, родителям, ученикам

Будущее за электронным дневником

Популярность электронных дневников обусловлена как реальной пользой, получаемой от их использования всеми участниками учебного процесса, так и вниманием к этому вопросу со стороны государства. Так, за последние 2 года несколько событий стимулировали развитие этого направления в российском образовании. Во-первых, Президент РФ выступил с инициативой о необходимости введения электронных дневников. Во-вторых, Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко принял решение об использовании в российских школах в 2012 г. электронных дневников. В-третьих, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на августовском педсовете-2010 заявила, что все школы Петербурга к 1 января 2011 будут пользоваться электронными дневниками. Кроме того, с 1 января 2011 г. в полном объеме вступит в силу ФЗ № 152 о защите персональных данных.

Груз советского наследия

Информационные технологии в школе – вопрос не однозначный

Оценки не волнуют, волнует управляемость

Что есть у взрослых семейных людей самое дорогое? Конечно, дети. Дети, на которых мы можем обращать внимание только после окончания рабочего дня. То есть в вечернее время. Как он провел время в школе, какие оценки получил, заполнил ли дневник и выполнил домашнее задание? И на все это у нас всего несколько вечерних часов.

Тот факт, что ребенок теперь не сможет скрыть от вас плохие отметки и замечания учителя, вырвав страницу из своего дневника, или не показав его вам, повысит ответственность самого ученика, а значит и качество образования.

Все данные конфиденциальны и будут доступны только родителю оплатившему данную услугу!

ДА (Вам, через вашего ребенка или иным образом будет передан договор и заполненная квитанция для оплаты)

НЕТ _____________________________________________________ (Указать причину отказа)

Стоимость услуг составляет 300 рублей за учебный год!

Данную анкету необходимо вернуть в учебное учреждение для формирования статистики!

Анкета для родителей

1. Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся:

· расписание и домашние задания ребенка;

· проблемы, которые необходимо оперативно решать;

2. Как часто Вы просматриваете дневник своего ребенка?

· После звонка классного руководителя

3. Подчеркните, какие средства обмена информацией между семьей и школой наиболее эффективны и корректны с Вашей точки зрения:



Данное соответствие подтверждается:

В качестве резюме анализа можно сказать, что наша система электронного журнала и дневника как минимум соответствует всем заявленным стандартам, а во многом превосходит эти требования; и более того – в отдельных направлениях (как например, в части эргономики и технической эстетики – п.4), по многочисленным отзывам наших пользователей и технических специалистов отрасли, мы являемся лидерами среди всех предлагаемых сегодняшним рынком систем.

Методические рекомендации и требования
Реализация в ЭлЖур

1.

Регламент предоставления услуги Электронного дневника (ЭД): информирование обучающихся и их родителей о результатах обучения

При ведении учета успеваемости с использованием Электронного журнала (ЭЖ) обучающимся и их родителям (законным представителям) обеспечивается возможность оперативного получения информации без обращения к сотрудникам ОУ (автоматически).

Для родителей (законных представителей), которые заявили о невозможности или нежелании использовать доступ к электронным формам представления информации, должно быть обеспечено информирование о результатах обучения не реже чем один раз в неделю с использованием распечатки результатов.

Возможность оперативного получения информации без обращения к сотрудникам ОУ (автоматически) обеспечивается посредством ввода собственного логина и пароля для каждого пользователя.

Для обеспечения информирования о результатах обучения родителей (законных представителей) без использования электронных форм может быть использована функция распечатки индивидуальных результатов обучающихся.

Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о прогнозе их итоговой успешности обучающихся за отчетный период (четверть, триместр, полугодие и пр.).

Информация об итоговом оценивании и конкурсных (экзаменационных) испытаниях должна быть доступна обучающимся и их родителям (законным представителям) не позже суток после получения результатов.

Информация об итоговом оценивании, экзаменационных работах (других промежуточных оцениваний – в зависимости от нужд ОУ) также вносится в ЭЖ и доступна обучающимся и родителям сразу после выставления

Доставка информации обучающимся и их родителям (законным представителям) может осуществляться в согласованной форме, в частности, по указанным ими контактным данным, либо введенным самостоятельно.

Существует возможность получения родителями (законными представителями) sms-рассылки и электронной почтовой рассылки.

2.

Назначение ЭЖ

Учет выполнения учебных программ, в том числе:

— учет проведенных занятий с отражением тематики, занятости Педагогических работников ОУ, отклонений от ранее запланированного графика;

— учет домашних и иных учебных заданий;

— учет результатов выполнения учебной программы обучающимися (успеваемость);

— учет посещаемости занятий обучающимися.

Возможность ведения учета данных видов учебных программ поддерживается.

Для полной замены традиционного документооборота ОУ на бумажных носителях необходимо обеспечить инструментарий для отражения в электронной форме как минимум тех же функций. Часть функциональных обязанностей при этом необходимо автоматизировать.

Обеспечен инструментарий для отражения в электронной форме всех функций бумажных носителей. Большая часть функциональных обязанностей автоматизирована.

Развитие систем оценки качества образования требует поддержки в рамках автоматизированной системы различных видов оценивания (например, критериальных).

Поддерживаются различные системы оценивания (любые, по требованию ОУ, в т. ч. критериальные)

Деятельность Правительства РФ по переводу государственных услуг в электронный вид определяет необходимость информирования образовательным учреждением обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса в электронном виде, в частности посредством портала государственных услуг.

По желанию ОУ возможна настройка для экспорта информации о ходе и результатах учебного процесса в электронном виде, в частности, на портал государственных услуг.

3.

Требования к функционированию

Функциональность ЭЖ должна обеспечить возможность полной замены традиционных журналов

Возможность полной замены реализована.

ЭЖ должен обеспечивать потребности ОУ в части учета реализации учебной программы, в том числе:

— в ведении необходимых структур учебного года (например, четвертей, триместров, полугодий, модулей и т.п.);

— в отражении систем оценивания, используемых в ОУ;

— в преобразовании результатов из одной системы оценивания в другую (например, при переводе 100-балльной оценки в традиционную 5-ти балльную);

— в делении классов на группы по различным предметам;

— в формировании учебных групп при профильном обучении, на элективных курсах, факультативах, кружках, при работе над проектами и т.п.;

— в совместимости с другими ИС, используемыми в ОУ.

Учтены все перечисленные потребности ОУ.

Вся работа ведется в соответствии с действующим законодательством, защита персональных данных осуществлена при помощи лицензионного ПО, сертифицированного для применения.

Средства администрирования ЭЖ должны иметь возможности адаптации (приспособления) ЭЖ к изменениям процессов и методов управления в ОУ без обращения к разработчикам ПО.

Средства администрирования предусматривают возможность адаптации (приспособления) ЭЖ к любым изменениям процессов и методов управления в ОУ без обращения к разработчикам ПО.

4.

Требования к эргономичности и технической эстетике

Интерфейсы ЭЖ должны быть интуитивно понятными и приближенными к формам традиционного классного журнала.

ЭлЖур спроектирован и реализован по образу и подобию бумажного журнала и является интуитивно понятным для всех групп пользователей.

ЭЖ должен обеспечивать оперативный отклик (не более 5 секунд на одиночную операцию) на типовые запросы пользователя в условиях ведения занятия в ОУ, в том числе при одновременной работе с ЭЖ согласно расписанию Сотрудников ОУ.

Оперативный отклик на типовые запросы пользователя обеспечивается.

5.

Требования к надежности и техническому обслуживанию

Режим функционирования – 24 часа, 7 дней в неделю.

Средний уровень доступности ЭЖ должен быть не ниже 99% рабочего времени ЭЖ

Средний уровень доступности ЭлЖур не ниже 99.5% рабочего времени ЭЖ

В случае внешнего Интернет-сервиса (облачного сервиса) регламентные работы не должны влиять на работу ЭЖ, для чего следует применять современные технологии.

При разработке ЭлЖур применяются современные технологии, вследствие чего регламентные работы не влияют на работу ЭЖ

Аварийные режимы работы ЭЖ (более 1 часа простоя), включая недоступность сервиса по смежным причинам (например, сбои в работе сети Интернет), в течение учебных периодов не должны быть чаще 1 раза в месяц.

Аварийные режимы работы ЭЖ, включая недоступность сервиса по смежным причинам, в течение учебных периодов не превышают 1 раза в 6 месяцев.

При организации работы образовательного учреждения с ЭЖ должна отсутствовать трансграничная передача данных, данные ЭЖ образовательного учреждения не должны размещаться на серверах внешних организаций, размещенных за пределами РФ.

Данные размещены в защищенном сертифицированном дата-центре в г. Москва.

6.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Должны быть предусмотрены средства авторизации и аутентификации пользователей, обеспечивающие разграничение прав доступа Пользователей ЭЖ.

Для каждого сотрудника ОУ и пользователя (родителя, использующего электронный дневник, а также ученика) предусмотрены персональные средства авторизации и аутентификации.

Должна быть обеспечена защита персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Информация об обучающихся должна быть доступна исключительно Сотрудникам ОУ, участвующим в учебном процессе.

Информация об обучающихся доступна исключительно Сотрудникам конкретного ОУ.

Должно быть предусмотрено протоколирование действий Пользователей по внесению и изменению информации в ЭЖ с регистрацией времени и авторства.

Действия по редактированию информации в ЭЖ протоколируются в обязательном порядке.

7.

Требования по сохранности информации

ЭЖ должен обеспечивать возможность архивного хранения данных (в том числе на внешних электронных и бумажных носителях).

Существует возможность архивного хранения данных (в том числе на внешних электронных и бумажных носителях).

В ЭЖ должна быть предусмотрена возможность резервного копирования информации ответственным Сотрудником ОУ (по расписанию и/или принудительно), в том числе на внешние электронные носители.

Предусмотрена возможность резервного копирования информации сотрудником ОУ.

ЭЖ должен обеспечить достоверность хранимой информации, предусмотренную правилами ведения электронного документооборота.

Достоверность информации в ЭЖ обеспечивается контролем со стороны Администрации ОУ и специалиста ЭлЖур, а также средствами системы в виде разграничения прав доступа пользователей.

8.

Требования по информационному обмену

ЭЖ должен обеспечивать функции информационного взаимодействия с внешними ИС в стандартных форматах обмена данными

Обеспечивается взаимодействие с внешними ИС.

ЭЖ должен обеспечивать функции информирования о ходе и результатах учебного процесса (ЭД) либо взаимодействие с ИС, реализующей функции ЭД.

Система самостоятельно предоставляет различные интерфейсы ЭД, а также предлагает настраиваемые оповещения (sms, e-mail и в личном кабинете пользователя).

9.

Требования к функциям (задачам)

ЭЖ должен обеспечивать возможность ввода, хранения и использования:

— структуры учебного года (четверти, триместры и т.п.);

— списков изучаемых предметов;

— списков Педагогических работников ОУ;

— списков учебных групп;

— промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Обеспечивается возможность ввода, хранения и использования перечисленных элементов.

ЭЖ должен обеспечивать Педагогическим работникам ОУ следующие возможности:

— учет проведенных уроков (занятий) с возможностями занесения даты урока, темы урока, описания пройденного материала, выданного учащимся домашнего задания;

— регистрация факта присутствия/отсутствия учащегося на занятиях;

— выставление текущих и итоговых оценок учащимся в принятой для ОУ системе оценивания;

— указание фактов замены или совмещения занятий при отсутствии основного педагога;

— ввод неформализованных комментариев в отношении учебной деятельности обучающихся;

— внесение результатов испытаний, проводимых в ОУ (экзаменов, проектов, практик и т.п.) по окончании учебных периодов перед формированием итоговой оценки;

— отражение информации о выполнении учебной программы;

— формирование сводок по итоговым отметкам (оценкам) на учебных курсах, пропускам;

— анализ (формирование аналитических отчетов) успеваемости и посещаемости обучающихся;

— внесение исправлений в данные учета (темы уроков, оценки, домашние задания и т.п.) и осуществление контроля за исправлениями в соответствии с действующим регламентом ОУ.

Перечисленные возможности обеспечиваются.

ЭЖ должен обеспечивать Педагогическим работникам ОУ, исполняющим функции классных руководителей, следующие возможности:

— актуализация (корректировка) списков класса и учебных групп;

— актуализация (корректировка) данных обучающихся класса;

— анализ успеваемости обучающихся и посещаемости ими занятий.

Педагогическим работникам ОУ, исполняющим функции классных руководителей, обеспечиваются перечисленные возможности.

ЭЖ должен обеспечивать Администрации ОУ следующие возможности:

— функциональные возможности Педагогических работников ОУ (п. 2 и п. 3);

— просмотр и редактирование всей информации ЭЖ в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа;

— распечатка информации из ЭЖ в соответствии с административными регламентами ОУ;

— формирование сводной ведомости итоговых отметок по стандартной форме на бумажном носителе;

— оперативный анализ текущих и итоговых результатов учебной деятельности обучающихся и Педагогических работников ОУ;

— экспорт информации из ЭЖ в стандартные форматы данных для анализа и/или формирования отчетных форм;

— ввод и актуализация списков обучающихся, классов, учебных групп, Педагогических работников ОУ;

— отражение движения обучающихся (перевод из одного класса в другой, выбытие);

— настройка структуры учебного года (периодов обучения);

— настройка систем оценивания.

Администрации ОУ обеспечиваются перечисленные возможности.

10.

Требования к численности и квалификации персонала

ЭЖ должен обеспечивать работу следующих категорий пользователей:

— Педагогические работники ОУ;

— Технические специалисты (администраторы системы на уровне ОУ);

— Другие категории пользователей на усмотрение ОУ

ЭлЖур обеспечивает работу перечисленных категорий пользователей.

Численность пользователей ЭЖ определяется потребностями ОУ

Численность пользователей ЭЖ определяется потребностями ОУ.

Численность персонала, обеспечивающего работу ЭЖ, определяется техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации ИС, реализующей функции ЭЖ, а также потребностями ОУ

Численность персонала, обеспечивающего работу ЭЖ, определяется по желанию ОУ.

Получение, ввод и редактирование информации в ЭЖ должны быть доступны для Пользователей с навыками работы в сети Интернет и с офисным ПО (текстовые и табличные редакторы).

Получение, ввод и редактирование информации доступны для Пользователей с данными навыками; после проведения обучения доступны при отсутствии первоначальных навыков.

Администрирование ЭЖ (в том числе в части базовых функций организации учета учебного процесса) должно быть доступным ответственному Сотруднику ОУ с навыками работы в сети Интернет, с офисным ПО (текстовые и табличные редакторы), обладающему начальными навыками администрирования ИС

Администрирование ЭЖ доступно для Пользователей с данными навыками; после проведения обучения доступны при отсутствии первоначальных навыков.

11.

Требования к лингвистическому обеспечению

ЭЖ должен функционировать на русском языке.

ЭлЖур функционирует на русском языке, при необходимости – на других языках.

12.

Требования к программному и техническому обеспечению

ЭЖ может устанавливаться непосредственно в ОУ, либо использоваться в виде внешнего Интернет-сервиса.

ЭлЖур используется в виде внешнего сервиса и не требует установки, что позволяет не зависеть от ограниченности ресурсов ОУ.

ЭЖ должен функционировать в соответствии с требованиями к надежности существующей ИКТ-инфраструктуры ОУ с действующей локальной вычислительной сетью или в условиях ее отсутствия.

ЭлЖур функционирует в соответствии с требованиями к надежности существующей ИКТ-инфраструктуры ОУ и не зависит от особенностей локальной вычислительной сети или ее отсутствия.

Доступ, внесение и редактирование информации в ЭЖ может осуществляться с помощью общедоступных Интернет-браузеров

Использование ЭЖ с веб-интерфейсом должно быть возможно с помощью общедоступных Интернет-браузеров, поддерживающих стандарты W3C (например, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Safari).

Возможно использование в любом общедоступном Интернет-браузере.

13.

Требования к методическому обеспечению

Разработчиками ЭЖ должны быть предоставлены необходимые справочные и методические материалы, а также программа краткосрочного повышения квалификации пользователей (не более 18 часов).

Справочные и методические материалы должны включать в себя следующие документы:

— Руководство администратора ЭЖ;

— Руководства для разных категорий пользователей ЭЖ;

— Программа обучения (повышения квалификации) Сотрудников ОУ;

— Другие необходимые справочные и методические материалы (по согласованию с ОУ).

— Разработчиками ЭЖ должна быть обеспечена техническая поддержка пользователей в рабочее время ЭЖ.

Предоставляются такие необходимые справочные и методические материалы, как:

— Руководство администратора ЭЖ;

— Руководства для разных категорий пользователей ЭЖ;

— Программа обучения (повышения квалификации) Сотрудников ОУ;

Проводится программа краткосрочного повышения квалификации пользователей.

Обеспечивается техническая поддержка пользователей в рабочее время ЭЖ.

14.

Требования к документированию

— исполнение требований законодательства по доступности и надежности информации, о персональных данных

— надежную эксплуатацию в случае различных нештатных ситуаций

Документирование соответствует требованиям ГОСТ 34.201-89 и включает в себя:

— Инструкции для сотрудников ОУ

— Инструкции для Администрации ОУ

— Инструкции для пользователей (родителей) и пр.

Во исполнение решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N А4-18040, раздел II, Минобрнауки России (далее - Министерство) разработаны методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Указанные методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по развитию информационно-образовательной среды образовательных учреждений (далее - ОУ) в части:

фиксации хода образовательного процесса;

отражения результатов освоения основной образовательной программы;

возможности использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

взаимодействия ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Методические рекомендации не ограничивают ОУ в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости учащихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей. Это обеспечивает соблюдение прав ОУ и разработчиков на самостоятельный выбор информационных систем и на свободу конкуренции в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также создает условия для дальнейшего развития технологии.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р и от 7 сентября 2010 г. N 1506-р производится перевод государственных услуг в электронный вид. Полный перевод всех запланированных услуг должен завершиться к 1 января 2014 года.

Министерство обращает внимание, что услуга по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В результате предоставления указанной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:

сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;

сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;

сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;

сведения о посещаемости уроков (занятий);

сведения о расписании уроков (занятий);

сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);

содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.

Условия оказания государственной услуги согласуются со статьей 15 Закона "Об образовании", в которой ОУ предписывается осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (пункт 8) и обеспечить родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся (пункт 7). При этом ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3).

Также, согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 32 указанного Закона к компетенции ОУ относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона.

Администрация ОУ вправе самостоятельно организовать учет учебной деятельности, руководствуясь действующим законодательством. При этом руководитель ОУ несет ответственность за соответствие выбранных средств и форм учета нормативным требованиям.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определена должностная обязанность учителя осуществлять "контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)".

В соответствии со статьей 74 главы 12 раздела III Трудового Кодекса Российской Федерации "Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда" о необходимости перевода учета учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.

При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом.

Действующая в настоящее время "Инструкция о ведении школьной документации", утвержденная Приказом Министра просвещения СССР от 27 декабря 1974 г. N 167, достоверно отражает логику и состав учета. Выбор формы ведения учета в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" отнесен к компетенции ОУ. Для реализации своей компетенции ОУ должно подготовить соответствующие локальные нормативные акты.

В то же время нормативная база ведения электронного документооборота не обеспечивает решения всех задач, принятых для документооборота в бумажной форме. В связи с этим, в ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель.

Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из "электронного журнала" в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы.

ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ

ВИДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШИФР "ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ"

Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящий документ содержит методические рекомендации по организации перехода на электронную форму ведения журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Выбор информационной системы ведения в электронном виде журналов успеваемости обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации должен осуществляться образовательным учреждением на основании "Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Часть 2 "Единые требования".

Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, Тверская, 11.

Основания для разработки

Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу: "О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах" по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях.

Читайте также: