Какие основные элементы составляют стратегию национального развития китая кратко

Обновлено: 05.07.2024

Согласно упомянутой идее, одним из основных сдвигов в политике станет внешняя ориентированность Поднебесной. Страна будет играть более активную роль в решении основных глобальных проблем, выходящих за рамки непосредственного отношения к национальным и региональным интересам Китая.

Третья цель — это дальнейшее реформирование Народно-освободительной армии Китая (НОАК), направленное на обеспечение и защиту национального суверенитета. НОАК будет модернизирована к 2035 году, и к 2049 году Китай станет военной державой мирового класса, что означает достижение регионального превосходства армии Китая к 2035 году и и глобального паритета с армией США к 2049 году.

Таким образом, эти четыре цели представляют собой организующие принципы оценки стратегических действий, которые в ближайшее будущее способствуют безусловному стратегическому прорыву Пекина.

Китай работает над расширением сближения интересов со все большим количеством стран, такими как Пакистан, Лаос, Камбоджа, и формирует сообщества единой судьбы на двусторонней основе. КНР также обратилась к странам Юго-Восточной Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока с просьбой развивать подобные сообщества, продвигая взаимовыгодное сотрудничество.

В свою очередь, дальнейшее развитие Тихоокеанской России напрямую зависит от китайского участия в масштабных проектах в области добычи и переработки полезных ископаемых, строительства и производства. Участие китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока позволит российской власти сконцентрироваться на развитии инженерной и социальной инфраструктуры, а компании и финансово-промышленные группы из других государств региона получат четкий сигнал о перспективах участия в дальневосточных проектах.

Политика национальной безопасности КНР сегодня обусловлена целым комплексом внутренних и внешних факторов. Актуализированные в мире за последние годы этнические и религиозные аспекты национальной безопасности для Китая характеризуются тем, что на его территории проживают свыше 50 народов, принадлежащих к различным языковым группам и семьям (около 95% населения китайцы — хань), остальные — хуэй, уйгуры, маньчжуры, ицзу, тибетцы, буи, мяо и др.). Религия верующих китайцев — буддизм, даосизм и конфуцианство, сильно перемешанные между собой.

Соответственно, существуют свои основы и специфические особенности политики национальной безопасности КНР.

Известно, что теоретическим обоснованием современной политики национальной безопасности Китая являются идеи Дэн Сяопина, на которых основывают свою деятельность как официальные руководители Китая, так и учёные этой страны.

Анализ доклада Си Цзиньпина на ХIX съезде КПК о внешней политике КНР позволяет выявить основные положения политики национальной безопасности КНР. Оценка общей ситуации в мире в докладе в принципе совпадает с официальными оценками России и в основном адекватно отражает положение, сложившееся в мировом сообществе. В докладе отмечается, что мир и развитие являются основными темами эпохи.

Однако, по мнению китайских лидеров, менталитет холодной войны всё ещё существует, а гегемонизм и силовая политика продолжают оставаться главным источником угрозы миру и стабильности в мире. Расширение военных блоков и усиление военных союзов не могут способствовать сохранению мира и безопасности.



В развитии политики национальной безопасности китайские руководители придерживаются взглядов Дэн Сяопина на дипломатию как одно из её главных средств и намерены твёрдо проводить независимую, последовательную политику мира. В международных делах КНР определяет свою позицию, исходя из фундаментальных интересов народа Китая и других стран, и судит в каждом случае по существу. Реализуя политику национальной безопасности, китайские лидеры провозгласили, что они не поддадутся никакому внешнему давлению и не вступят в союз ни с одной крупной державой или с группой стран, а также не будут создавать никакого военного блока, присоединяться к гонке вооружений или стремиться к военной экспансии. Приведённые слова — это отражение стратегических мыслей ещё Дэн Сяопина по проблемам политики национальной безопасности, рассматриваемых на длительную перспективу — до 2050 года (!).

Рассмотрим их более подробно. Политика национальной безопасности КНР основывается на трёх основных стратегических теориях Дэн Сяопина:

  1. Стратегия национального развития.
  2. Международная стратегическая ситуация.
  3. Национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности.

Стратегия национального развития является сердцевиной политики национальной безопасности КНР. Основу стратегии национального развития составляют, во-первых, теория социализма начального периода, во-вторых, теория социалистической рыночной экономики. Суть этой стратегии заключается в следующем. Национальное развитие КНР должно происходить в условиях политической стабильности и обеспеченности национальной безопасности. Главная долгосрочная цель китайского народа — превращение страны в процветающее, сильное, демократическое и цивилизованное социалистическое современное государство. Путь к достижению этой цели делился на три этапа.

Первый этап, 1981–1990 гг., предполагал удвоение ВНП и решение проблем питания и одежды. Эти задачи выполнены.

Третий этап, 2001–2050 гг., нацеливает на достижение основных целей модернизации: политики реформ и открытости, реализации программ в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта, науки и образования и в конечном счёте на достижение уровня развития передовых стран.

Так, китайская пресса называет идеи Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, а теперь и идеи Си Цзиньпина главными достижениями в китаизации марксизма. При этом недвусмысленно объясняет, что теперь у страны во главе с председателем Си появился чёткий путь развития, а партия, руководствуясь идеями председателя, сможет, наконец, распрощаться с оставшимися в стране проблемами. Кстати, отметим, что никому из предыдущих китайских лидеров (кроме Мао и Дэна) не удавалось закрепить свои изменения в Устав КПК.


Надо отметить, что XIX съезд систематизировал эти идеи и концепции, что и было сделано Си Цзиньпином за пять лет его правления. Одна из этих идей — строительство общей судьбы человечества. Это ключевая идея, хотя она, как и все остальные, дана общими направлениями — на съездах КПК вообще не представляются конкретные планы и цифры, этим уже потом занимаются органы власти и управления.

Но идея строительства общей судьбы человечества для Китая достаточно новая. Ведь ещё Дэн Сяопин завещал китайцам действовать по возможности тихо, не демонстрируя своих возможностей. Но теперь ситуация меняется, и у Пекина появилось своё чёткое представление, как должен выглядеть мир.

Национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности

К национальным интересам прежде всего причисляются:

  • суверенитет,
  • безопасность,
  • экономическое развитие,
  • международный статус,
  • достоинство.

Среди важнейших целей в ряду национальных интересов — воссоединение с Гонконгом (осуществлено в 1998 году) и Тайванем. При этом Китай не рассматривает проблему Тайваня в контексте общей безопасности в Восточной Азии. Как неоднократно подчёркивалось в Пекине, Китай категорически против включения Тайваня в систему регионального сотрудничества по безопасности. Для КНР проблема Тайваня чисто внутренняя, как проблема её отношений с одной из своих провинций, что подчёркивается постоянно.

Китайские лидеры полагают, что национальные интересы Китая объективно совпадают с национальными интересами народов других стран. В то же время во всех концептуальных документах указывается, что в области суверенитета и национальной безопасности компромиссов быть не может. Тот же Дэн Сяопин неоднократно оппонировал тем, кто отстаивал тезис об устарелости идеи суверенитета и о том, что гражданская война не является внутренним делом, а права человека не выше суверенитета. Китай, утверждал он, с этим никогда не согласится и не позволит другим вмешиваться в свои внутренние дела. Эту линию будет жёстко проводить и председатель Си, учитывая, что уже сегодня он — непререкаемый авторитет, канонизированный партией как автор идеи социализма с китайской спецификой.



Стратегия безопасности опирается на комплексную мощь страны. Её задачи — предотвратить возникновение войны и возможность держать под контролем кризисные ситуации. Стратегия национальной безопасности строится на защите независимости и суверенитета, защите социалистического пути и руководствуется политикой, сформулированной пленумом ЦК КПК.

Необходимо отметить, что важнейшим компонентом стратегии национальной безопасности является политика национальной обороны, субординированная под экономическое развитие страны. Сама национальная оборона строится на основе стратегии активной обороны, которая включает в себя принцип обороны, самообороны и нанесение удара на стратегическом уровне только после нападения на Китай. Основными целями китайской оборонной политики являются:

  • укрепление национальной обороны;
  • сопротивление внешнему агрессору;
  • защита государственного суверенитета над территориями, воздушными и водными пространствами, морских прав и интересов;
  • укрепление государственной целостности и безопасности;
  • решительная защита социалистической системы и руководящей линии партии.

Китайский вариант базируется на убеждении, что мир развивается по объективным законам с его неизбежными причинно-следственными связями, в соответствии с которыми необходимо строить стратегию национальной безопасности КНР. Она лишена элемента наступательности или навязывания, поскольку объективные законы (например, идея о неизбежности многополярности) совпадают со стратегическими интересами Китая.

Стратегические приоритеты

  • ситуация на Корейском полуострове;
  • территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях;
  • гонка вооружений в регионе.

Китайские учёные придают серьёзное значение этническим противоречиям, которые, по их представлениям, будут дробить государства в Восточной Азии. Ещё более серьёзно они относятся к религиозным проблемам, чреватым всевозможными конфликтами и угрозами безопасности. Выделяя религиозный фактор в отдельный блок безопасности, аналитики имеют в виду не только ситуацию за пределами КНР, но и внутри своей страны, связанную с движением буддийских сепаратистов в Тибетском автономном районе.

Поэтому можно сказать, что XIX съезд Коммунистической партии Китая и руководство КНР определили основные приоритеты развития страны на ближайшие годы. Си Цзиньпин переизбран на должность генерального секретаря ЦК КПК и прижизненно объявлен классиком марксизма-ленинизма. Кроме того, практически полностью обновился состав постоянного комитета политбюро, семь членов которого де-факто управляют Поднебесной.

Таким образом, анализ основных положений политики национальной безопасности Китая и концепций её военно-стратегического обеспечения показывает, что пекинское руководство уже с середины 80-х годов отказалось от абсолютизации курса на подготовку страны к крупномасштабной (мировой) войне. Основные его усилия в области обеспечения национальной безопасности направлены на сдерживание потенциальных противников при оптимальном уровне национальной военной мощи и обеспечение готовности НОАК к ведению прежде всего локальных войн, которые признаны китайскими экспертами наиболее вероятными в текущем XXI столетии.

1. Мечту о подъеме китайской нации, построение в Китае самой сильной и богатой страны в мире.

2. Представление о том, что миссия китайского народа – внести вклад в развитие всего человечества.

3. Заключение о том, что китайский народ является самым древним и цивилизованным народом в мире, а Китай крупнейшей страной в мире и ассимиляторной державой.

Первое. Китай всегда и все обижали: Британия, Россия, Франция, Япония, затем СССР и США, которые отбирали территорию, грабили, не считались с его интересами.

Второе. Китай всегда, даже в имперское время, был мирной державой, никого не захватывал, все народы присоединялись к нему по собственной воле, а Пекин оказывал им помощь и способствовал развитию.

Третье. Сегодня враг Китая – США, а остальные страны – американские марионетки, которые со всех сторон окружают Поднебесную, пытаясь лишить ее права защищать законные интересы.

Четвертое. Китай бурно развивается, его основная проблема – нехватка ресурсов. Мир будущего – мир жесткой борьбы за ресурсы, и китайская армия должна быть готова к защите интересов своей страны в любом регионе мира.

Пятое. Китай обладает древней культурой и эффективной экономикой, доказавшими превосходство над культурами и экономиками других государств. Поэтому именно Китай должен указать миру дорогу к будущему, распределять ресурсы в общих интересах, спасти мир от узурпаторских поползновений прочих держав, прежде всего США. Для этого ему надо стать самой мощной силой.

Особенности стратегической культуры Китая и ее роль в межгосударственном противоборстве

В условиях кризиса однополярного мира для структур, принимающих решения, приобретают особую важность задачи прогнозирования и учета радикальных перемен в военно-политической, экономической и финансовой сферах, учет влияния взрывного развития технологий, появление гибридной войны как новой формы межгосударственного противостояния.

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в одном из недавних интервью по вопросам отношений России, США и Китая заметил, что: "взаимоотношения в этом глобальном "треугольнике" оказывают предельно значимое влияние на всевозможные процессы". Дипломат не уточнил, способствует ли влияние "треугольника" стабилизации международной обстановки или, наоборот, приводит к "раскачиванию лодки".

Известно, что треугольник является жесткой, не поддающейся деформации фигурой. Однако упомянутому "глобальному треугольнику" жесткости как раз и не хватает. Причины "хлипкости" конструкции кроются в недостаточном взаимопонимании и готовности великих держав идти на конструктивные компромиссы, безудержное стремление США к доминированию, что драматически снижает надежность связок сторон Россия–США и Китай–США в узловых точках – вершинах глобального треугольника.

В результате конструкция теряет свое основное свойство жесткости, находится в состоянии постоянных трансформаций, что "лихорадит" систему обеспечения международной безопасности, придает высокую степень неопределенности и недостоверности попыткам прогнозирования военно-политических процессов.

Заметно большим потенциалом для придания устойчивости мировым процессам обладает сторона треугольника, объединяющая Россию и Китай, что проявляется в близости ряда позиций двух государств по ключевым вопросам современности.

Внести определенную ясность в хаотичные мировые процессы, помочь развеять "туман неопределенности", создать основу для предвидения изменения политики ведущих стран и для стратегического планирования собственных действий позволяет сопоставительный анализ стратегических культур (СК) ведущих государств мира, в первую очередь России, США и Китая, как центров силы, во многом определяющих развитие обстановки в эпоху "мирового беспорядка" (формула Ричарда Хааса, главы американского Совета по международным отношениям). И начнем мы наш анализ со стратегической культуры Китая.

Специфика национального мышления

Специфику развития стратегической культуры КНР в целом обуславливают особенности национального мышления, характерные для китайского народа. Профессор Тамканского университета (Тайвань) Владимир Малявин отмечает: "В Китае все: и власть, и мораль, и философия, вообще жизнь носит стратегический характер. Все, что китаец ни делает, работает на определенную стратегию".

Любая китайская стратегия является результатом тщательного анализа условий, при которых возможно успешное достижение поставленной цели.

Сегодня стратегические усилия Китая сосредоточены на использовании всех имеющихся у государства возможностей для защиты национальных интересов, проведении независимой внешней политики, неучастии в военно-политических блоках и отказе от вступления в союз с великими державами, а также противодействии гегемонизму США.

Одновременно Китай стремится не позволить соперничающим государствам – США и Японии заблокировать судоходство КНР и стратегические морские пути, укрепить ядерное сдерживание Индии и задействовать геополитические и экономические рычаги влияния против противников.

В рамках стратегии "выхода вовне" наращивается экономическое проникновение Пекина в Африку, США и Латинскую Америку, Европу, а также в Россию, Казахстан и Киргизию.

С начала XXI века включение Китая в мировое сообщество происходит на основе собственной системы коммуникативных стратегий, в которых нашли отражение традиционные культурные ценности китайской цивилизации. Это позволяет Китаю в условиях глобализации и информационно-коммуникационной революции сохранять базовые факторы национального единства, такие "как национальная идентичность, культурные ценности, историческая память, культурное наследие и язык".

В практике реализации стратегической культуры Китая находят выражение ключевые категории стратегической мысли Поднебесной (путь, стратегическая мощь, мягкость, победа), сформировавшиеся под влиянием различных китайских философских школ, прежде всего конфуцианства.

Важное место в стратегической культуре КНР отводится концепции "мягкой силы", как одной из главных составляющих совокупной государственной мощи страны. В основе концепции лежит комплекс культурных стратегий, включающих следующие правила: "передача из поколения в поколение", "ставить древнее на службу современности", "ставить зарубежное на службу Китаю", "строить взаимовыгодный разговор многих участников на основе принципов "гармонии" и "гармоничного мира", добиваться "единения без унификации" в пространстве международного взаимодействия.

Профессор Гарвардского университета Аластер Джонстон относит к важным особенностям СК Китая стремление использовать военную силу размеренно, не перебарщивая. Каждое силовое выступление Китая контролируется и никогда не применяется понапрасну. Корни подобной политики безопасности проистекают из прозорливости древних китайских стратегов, призывавших не стремиться к пустой демонстрации мощи, не лезть в лидеры, а также из сложившегося устойчивого мировоззрения относительного превосходства Китая над иными странами.

Взаимодействие групп факторов

Важные особенности современной стратегической культуры Китая в контексте развития военной техносферы и трансформации проблем войны и военного искусства являются результатом взаимодействия нескольких групп факторов: физической среды (география, климат и природные ресурсы, смена поколений и технологические изменения), содержание социально-культурного базиса страны (мифы, символы, важные ориентиры в культурных традициях) и политики (исторический опыт, политическая система, убеждения правящих элит, военные традиции и способ организации вооруженных сил).

В стратегической культуре Поднебесной учитываются результаты прогрессирующей в настоящее время революции в области искусственного интеллекта, робототехники, использования киберпространства и военного проникновения в космос.

Эксперт РИСИ Анна Виловатых подчеркивает, что фокус внимания Китая постепенно смещается от "информационных" к "умным" системам вооружений: оружию космического базирования, беспилотным летательным аппаратам, оружию направленной энергии, электромагнитным пушкам, разделяющимся головным частям межконтинентальных баллистических ракет с боевыми блоками индивидуального наведения. В опубликованном в 2017 году Национальном плане развития искусственного интеллекта ставится задача – к 2030 году стать непререкаемым глобальным лидером в сфере искусственного интеллекта, для которой сегодня характерен паритет между США и КНР.

Новые угрозы

Из "Военной стратегии Китая" 2015 года следует, что для современной стратегической культуры Поднебесной характерно стремление неуклонно придерживаться пути мирного развития, проводить независимую внешнюю политику мира и политику национальной обороны, которая носит оборонительный характер, противостоять гегемонизму и политике власти во всех формах, никогда не добиваться гегемонии и не прибегать к экспансии.

Важнейшей задачей Вооруженных сил КНР считается сохранение стратегического сдерживания и проведение ядерной контратаки. В рамках стратегической концепции активной обороны Китай сохраняет приверженность позиции, суть которой состоит в том, чтобы "не атаковать, если не будешь атакован, но решительно контратаковать в случае нападения".

Важной составляющей СК Китая является всеобъемлющий подход к анализу угроз, в котором содержится предположение, что в обозримом будущем мировая война маловероятна, а международная ситуация останется в целом мирной.

Однако распространяющиеся в мире гегемонизм, политика власти и неоинтервенционизм порождают новые угрозы. Усиливается международная конкуренция за перераспределение власти, прав и интересов. Террористическая деятельность становится все более тревожной. Вопросы горячих точек, в которых развиваются этнические, религиозные, пограничные и территориальные споры, являются сложными и нестабильными.

В некоторых регионах периодически происходят мелкие войны, конфликты и кризисы, в том числе и между ядерными державами (между Индией и Пакистаном в феврале-марте 2019 года). Поэтому мир по-прежнему сталкивается с непосредственными и потенциальными угрозами локальных войн.

Соединенные Штаты усиливают военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, продолжают свою стратегию "восстановления баланса" и укрепляют военные альянсы. Япония не жалеет усилий, чтобы уклониться от послевоенного механизма и пересмотреть свою военную политику и политику в области безопасности.

Тайваньский вопрос влияет на воссоединение Китая и долгосрочное развитие. Корейский полуостров и Северо-Восточная Азия окутаны нестабильностью и неопределенностью. Процветают региональный терроризм, сепаратизм и экстремизм. Все это негативно сказывается на безопасности и стабильности на периферии Китая.

Революционные изменения в военных технологиях и форме войны не только оказали значительное влияние на международный политический и военный ландшафт, но и создали новые и серьезные проблемы для военной безопасности Китая.

В этих условиях Китай считает необходимым поддерживать целостный взгляд на национальную безопасность, сбалансировать внутреннюю и внешнюю безопасность, безопасность родины и граждан, традиционную и нетрадиционную безопасность, безопасность средств к существованию и развитию, а также собственную безопасность Китая и общую безопасность мира.

Моря и океаны оказывают влияние на прочный мир, стабильность и устойчивое развитие Китая. Считается необходимым отказаться от традиционного менталитета, при котором суша перевешивает море, и придавать большое значение контролю над морями и океанами и защите прав и интересов на море.

"Постгероическая война"

Важное место в стратегической культуре Китая отводится развитию обменов и сотрудничества с российскими военными в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства по координации между Китаем и Россией. Одновременно совершенствуется новая модель военных отношений с вооруженными силами США и европейских государств, развиваются военные связи с африканскими, латиноамериканскими и южно-тихоокеанскими коллегами.

Отношение к допустимому уровню жертв среди китайских военнослужащих и населения кардинально отличается от американского подхода.

Во-первых, в отличие от США КНР является коллективистским обществом, построенным на национальном единении и обязанности служить государству.

Во-вторых, социальные потрясения, которые произошли в КНР в 60–70-е годы прошлого века – великий голод (1958–1962) и культурная революция (1966–1976), – способствовали формированию в Поднебесной иного по сравнению с США и рядом высокоразвитых западных государств типа общества.

Для китайского общества, основу которого составляет население с относительно невысоким уровнем жизни, характерна большая готовность нести жертвы, чем в обществе с высоким уровнем благосостояния. По данным МВФ, китайский ВВП на душу населения, несмотря на динамический рост, все еще намного ниже американского (в 2018 году ВВП на душу населения США составил 61 053,67 долл., 6-е место в мире; Китая – 9559,92 долл., 70-е место; России – 9254,27 долл., 73-е место).

В этом контексте, рассматривая зависимость типа общества от уровня благосостояния в государстве, американский исследователь Эдвард Люттвак анализирует феномен так называемой "постгероической войны" и отмечает, что в высокоразвитых западных странах "растущий уровень жизни, потребительство, индивидуализм повлияли на появление постгероического общества, то есть общества, лишенного чувства самоотверженности в отношениях к государству и общему благу".

Характерной особенностью постгероических обществ является отказ от всеобщей воинской службы и ожидание, что вопросами обеспечения безопасности займутся соответствующие профессиональные службы.

На этом фоне в СК Китая закрепились качества коллективизма, беззаветного служения родине, способности стойко переносить лишения и готовности к самопожертвованию. В этой и некоторых других особенностях просматриваются общие черты стратегических культур России и Китая (вопросы стратегической культуры России будут рассмотрены в отдельном материале).

Как продемонстрировало участие Китая в войне в Корее (1950–1953), китайское общество достаточно толерантно к уровню военных потерь. По оценкам Пентагона, китайцы в этой войне потеряли более 400 тыс. убитыми, 486 тыс. ранеными, более 21 тыс. были захвачены в плен. Толерантность к потерям была продемонстрирована и в ходе быстротечной китайско-вьетнамской войны 1979 года, повлекшей многочисленные жертвы с обеих сторон, которые по оценке Института исследования проблем мира (SIPRI) составили около 30 тыс. человек.

Стратегическая культура Китая сложилась в особых географических условиях, связанных с многовековой изоляцией страны, и строилась с использованием специфического исторического опыта, особенностей национального менталитета и культуры, политико-идеологических устоев.

Следует признать, что с учетом опыта войн и военных конфликтов второй половины XX – начала XXI века китайцы сумели придать своей стратегической культуре современный облик при сохранении исторической преемственности многих важных положений. Сочетание традиций и инноваций позволили Китаю на протяжении нескольких тысячелетий разработать уникальные типы стратегической культуры, многие из которых в настоящее время считаются общей классикой мировой стратегической мысли.

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram


КИТАЙ: НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня уровень развития и динамизм инновационной сферы создают основу устойчивого экономического роста. Основным фактором ускорения экономического роста в развитых странах является непрерывная повседневная работа по развитию всех звеньев национальных инновационных систем.

Национальная инновационная система - совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

XVII Съезд КПК, проходивший в октябре 2007 г., подчеркнул актуальность и важностьактивизации в КНР процесса формирования такой системы. Именно на этом съезде была поставлена цель создания государства инновационного типа. Как было отмечено на съезде, успешное функционирование национальной инновационной системы требует наличия не только сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий:

  1. Наличие конкурентоспособного предпринимательского сектора как основного генератора нововведений;
  2. Интеграция в глобальную инновационную сферу как важнейшее условие развития национальных отраслей высоких технологий;
  3. Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста.
  1. Ввоз новых зарубежных технологий посредством внешней торговли, включая передачу авторских прав и их лицензирование, а также импорт высокотехнологичных средств производства;
  2. Получение зарубежной техники и технологий в процессе освоения прямых иностранных инвестиций;
  3. Собственные технологические инновации, полученные за счет роста национальных расходов на НИОКР.
  1. Построение инновационной экономики через создание собственных инноваций и уменьшение зависимости от иностранных технологий;
  2. Превращение предприятий и делового сектора в центральную движущую силу процесса построения национальной инновационной системы;
  3. Достижение прорыва в стратегических областях технологического развития.

План выделяет ключевые приоритеты во многих отраслях, включая эффективное использование и облегчение доступа к энергетическим и водным ресурсам, развитие экологических технологий, развитие технологии защиты права интеллектуальной собственности. Приоритетными областями на длительный период являются биотехнологии, авиакосмическая промышленность, авиация и морские технологии.

Таким образом, будет создана научная база для осуществления всестороннего развития экономики и общества Китая, а также для самостоятельно научного развития. Благодаря этому КНР сможет осуществить прорыв в области инноваций, вывести китайскую науку на новый уровень превратить Академию наук в государственную академию мирового уровня.

Уже сейчас по основным параметрам, характеризующим развитие науки и техники, Китай стал выдвигаться на передовые позиции, что обеспечивает стабильный рост конкурентоспособности страны.

Нынешняя модель экономического роста в Китае основывается на определяющей роли государства в создании рыночной среды, макроэкономическом регулировании, непосредственном распределении ресурсов, опоре на иностранный капитал (для обновления технологий, расширения экспорта, накопления валютных ресурсов), экспортной ориентации экономики.

В инновационном развитии важны не только научные разработки, но и возможности для успешного предпринимательства, прежде всего, привлечения капитала. По оценке экспертов OECD, завершивших в конце 2007 г. обследование китайской инновационной системы, капитал в стране есть, но механизмы его привлечения далеки от оптимальных.

Таким образом, несмотря на определенные достижения, способность Китая к самостоятельному инновационному развитию все еще оценивается как недостаточная. Китайские предприятия испытывают серьезную нехватку высококвалифицированных кадров, способных вести НИОКР и внедрять результаты исследований. Сказываются недостаточные вложения бизнеса в обучение работников и то, что у государственных предприятий существенно меньше, нежели у иностранных, возможностей привлекать способных менеджеров и талантливых исследователей. Китай пока еще очень зависим от импортных технологий. До сих пор не преодолено технологическое отставание.

Госпредприятия имеют слабые стимулы к инновациям, а у государственных коммерческих банков отсутствуют ориентации на кредитную поддержку малых и средних предприятий, в частности их инновационной и тем более венчурной деятельности.

Создание инновационной экономики - процесс, затрагивающий не только и даже не столько собственно области экономики и науки. Он гораздо масштабнее и охватывает сферы государственного строительства, образования, культуры.

Читайте также: