Психолого педагогическая экспертиза ребенка для школы

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 2. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы

1. Направления экспертной деятельности в области образования.

Психологическая экспертиза возникла на стыке юриспруденции и психологии, но в настоящее время значительно расширился предмет, формы и направления данного вида деятельности специалистов. Вместе с тем стоит отметить, что наиболее разработанной моделью экспертной деятельности остается концепция судебно-психологической экспертизы, включающая организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы данного направления экспертизы. Экспертная деятельность в сфере образования является одной из форм сопровождения, способствующая реализации психолого-педагогических условий ФГОС общего образования.

1.Направления экспертной деятельности в области образования.

I. Экспертиза образовательной среды.

В психолого-педагогической литературе описано пять основных моделей образовательной среды:

1) эколого-личностная модель (Ясвин В.А.);

2) коммуникативно-ориентированная модель (Рубцов В.В.);

3) антрополого-психологическая модель (Слободчиков В.И.);

4) психодидактическая модель (Лебедева В.П., Орлов В.А ., Ясвин В.А.

5) экопсихологическая модель (Панов В.И.) .

Авторы каждой модели дают собственное определение образовательной среды и выделяют критерии для экспертной оценки этой среды . Обобщенный анализ экспертных подходов моделей образовательной среды позволил выделить основные параметры оценки образовательной среды:

– пространственно-предметный компонент – анализ архитектурных возможностей образовательной среды;

– психодидактический компонент – содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса, психологическая организация передачи знаний;

– направленность образовательной организации, отраженная в ее миссии и структуре ее деятельности;

– психологическая атмосфера в образовательной организации, в том числе характер взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей (законных представителей), администраторов, социальных партнеров образовательной организации); – ресурсы образовательной организации (кадровые, материально-технические, финансовые), способствующие развитию данной образовательной организации (анализ программы развития). В данном виде экспертизы могут принимать участие как педагоги, так и педагоги-психологи (психологи образования). Каждый специалист оценивает компоненты образовательной среды с точки зрения научных представлений, принятых в профессиональном сообществе, представителями которых являются специалисты-эксперты .

II. Экспертиза образовательных (педагогических) технологий .

III. Экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды.

IV. Экспертиза профессиональной деятельности педагогов.

С точки зрения Р.В. Овчаровой, автора многочисленных работ, посвященных организации деятельности психологической службы в системе образования, психолого-педагогическая экспертиза – это процесс экспертного анализа и оценочных суждений о профессиональной компетентности педагога и рефлексии им собственной деятельности, общения с позиций результативности. Данный вид экспертизы не является самоцелью, а служит условием для дальнейшего личностного роста педагога, его профессионального самосовершенствования и может выступать фактором повышения профессиональной компетентности педагога, если наряду с диагностической выполняет позитивно-стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции. Психолого-педагогическая экспертиза рассматривается в данном подходе как процесс, процедура, способ, метод и результат оценивания профессионально-педагогической деятельности.

Как считает Р.В. Овчарова, психолог принимает участие в процедуре экспертизы на всем ее протяжении. Его функции заключаются в диагностике личности педагога (личностные качества, структура интеллекта и способностей, типы поведенческих реакций, умение самомобилизации и саморегуляции, мотивы и ценностные ориентации), его профессиональной деятельности (мотивы обучения, психологические центрации педагогической деятельности, стиль педагогического общения, уровень коммуникативных и организаторских способностей); анализе педагогической деятельности по результативно-личностному аспекту, конкретных форм работы с детьми (психологический анализ урока, воспитательного занятия) и обратной связи

V. Экспертиза инновационных процессов.

VI. Экспертиза качества образовательных услуг.

г. индикаторы (показатели) эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей для оценки доступности качественного обучения и воспитания, где основной акцент сделан на анализ: – доступности получения образовательных услуг различными категориями обучающихся: детьми дошкольного возраста, детьми с особыми возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами; обучающимися на ступенях основного общего (начального, общего, среднего (полного) и профессионального (начального, среднего) образования; – процента посещаемости дополнительных образовательных (развивающих) занятий для детей в возрасте 3–16 лет; – оценки качества образовательных услуг родителями (законными представителями) обучающихся.

VII. Экспертиза образовательных программ и учебных пособий.

Экспертиза программ и учебных пособий, реализуемых в системе образования, – один из распространенных и широко используемых видов экспертной деятельности в сфере образования. Образовательные программы и проекты программ оцениваются на предмет их реализуемости, эффективности, актуальности для системы образования, целесообразности ресурсного обеспечения (кадрового, финансового, материально-

технического), безопасности для всех участников образовательного процесса (как в процессе реализации, так и после его завершения, оценка отсроченного эффекта действия проекта или программы). С точки зрения Е.С.Романовой и Л.В.Макшанцевой, психолого-педагогическую экспертизу образовательных программы дошкольного и общего образования должна проводить аттестационная комиссия (экспертная комиссия по аттестации образовательной организации). Цель данного вида экспертизы состоит в регуляции качества образовательных услуг, защите обучающихся от некомпетентного педагогического воздействия. З.А. Каргина отмечает, что с принятием в 2014г. концепции развития дополнительного образования детей

(утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г . № 1716-

р) актуальным становится проведение профессионально-общественной экспертизы рабочих программ и курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ, предполагающей научнопедагогическое исследование, направленное на выявление качества программ и имеющее результатом описание уникальности и специфичности экспертируемого документа, а также разработку предложений по корректировке выявленных недостатков. При экспертизе образовательных программ или их проектов проводится содержательный анализ текста представленного на экспертизу документа. Специалист или орган, проводящий экспертизу, должны разработать критерии, по которым будет проводиться экспертиза документа. Перечень критериев экспертной оценки должен быть обоснован с точки зрения нормативно-правовой документации, принятой в системе образования РФ, и иметь научные основания, принятые в экспертном профессиональном сообществе. Исходя из перечисленных критериев экспертной оценки, специалист, осуществляющий экспертизу, проводит анализ текста документа, результаты которого описывает в своем заключении. Реализуемость программы (проекта) также зависит от умения управлять реализацией программы или проекта, поэтому важно оценить компетентность организаторов программы (проекта) в области управленческой (организаторской) деятельности.

Экспертиза учебников и учебных пособий регламентируется приказом Минобрнауки России от 2013 г. В процессе данного вида экспертизы оцениваются общая характеристика и содержание учебника, экспертиза текстового материала и дополнительных к учебнику материалов. Цель психолого-педагогической оценки учебной литературы – анализ соответствия содержания, методов и организационных форм возрастным нормам и особенностям развития человека в его онтогенезе. Экспертиза учебных пособий и программ может осуществляться как педагогами, так и педагогами-психологами (психологами образования).

Проведенный нами анализ основных направлений и видов экспертизы в системе образования показал, что в психолого-педагогической научной литературе достаточно широко освещаются темы экспертизы: образовательной среды (в том числе ее комфортности и безопасности); инновационных процессов и образовательных технологий, применяемых для достижения образовательных результатов (в том числе экспертиза программ и пособий); профессиональной деятельности педагогов и качества образовательных услуг. В то же время мы отмечаем, что в научнопрактической литературе незначительно освещена проблема экспертизы социальных рисков (в том числе рисков образовательной среды как социальной ситуации развития ребенка) и экспертная функция психологопедагогического (междисциплинарного) консилиума образовательной организации- . Целесообразным и актуальным, с нашей точки зрения, является описание модели (концепции) психолого-педагогической экспертизы в системе образования, где объектом экспертизы может выступать среда психического развития ребенка, а предметом – психологическая атмосфера образовательной организации и/или психические процессы ребенка, препятствующие его развитию, обучению и проявлению просоциального поведения.

Материал взят: Умняшова И. Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы. Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3

1. Ершова Н.Ю. Принципы формирования образовательной среды сетевого обучения [Электронный ресурс] : монография / Н.Ю. Ершова, А.И. Назаров. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 84 c. — 2227-8397. — Режим доступа:

2. Организация современной информационной образовательной среды [Электронный ресурс] : методическое пособие / А.С. Захаров [и др.]. —

Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет комфортнее в коррекционном учебном заведении.

В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.

В общем цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.

Как возникли комиссии

Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.

Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.

Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.

Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.

В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.

Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.

Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.


Кому понадобится ПМПК?

Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.

Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям

  • недостаток двигательного развития;
  • неуклюжесть;
  • недостаточно развитая тонкая моторика рук;
  • позднее появление речи;
  • отсутствие ролевой игры;
  • трудности в освоении письма, чтения или счета.

Как пройти комиссию

Список документов, которые могут вам потребоваться:

  • медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) — оригинал;
  • для детей с инвалидностью — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (если есть) — копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) — копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) — оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) — оригинал, заверенный печатью образовательной организации (скачать);
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал;
  • заявление на проведение обследования обучающегося в комиссии (скачать).

Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.

Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.

Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.

«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.

Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.

При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.

Как проходит комиссия

Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.

Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.


После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.

Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.

Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.

Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.

Как обжаловать результат ПМПК

Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).

Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.

Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.

Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ

Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.

Что делать с заключением ПМПК

Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.

Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.

Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:

  • материально-технические: компьютеры для детей, скажем, с ДЦП, которые могут выполнять упражнения лишь с помощью ПК;
  • учебно-методические: специальные методы и учебные пособия обучения детей с интеллектуальными особенностями, слабослышащих и с плохим зрением. Для ребенка могут прописать специальную адаптивную программу;
  • кадровые: тьюторы для детей с РАС, ДЦП, сурдопедагоги для слабослышащих, тифлопедагоги для невидящих и коррекционные педагоги для детей с особенностями интеллектуального либо психического развития, логопеды, психологи и дефектологи для детей с дислексией и дисграфией.

Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.

Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.

Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.

Для этого взрослому необходимо:

Через восемь дней вопрос будет решен.

А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.

Как заключение ПМПК помогает на экзаменах

Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.

В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).

Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.

В наших материалах мы стараемся уделять как можно больше внимания тем вопросам, с которыми к нам чаще всего обращаются наши Клиенты для производства независимой досудебной экспертизы, либо при обращении Суда - когда дело идет о производстве судебной экспертизы.

Ввиду соблюдения условий конфиденциальности все ФИО и наименования были удалены, и как образец психолого-педагогической экспертизы, приведены только некоторые части настоящего заключения; Основной текст был удален. Данный образец психолого-педагогической экспертизы нельзя применять как пример заключения специалиста в личных целях. Данный образец психолого-педагогической экспертизы носит ознакомительный характер и не подлежит копированию и использованию!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА №

Место производства исследования: 195067, улица Маршала Тухачевского, 22, Санкт-Петербург.

Перед специалистом поставлены вопросы:

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности __________________года рождения; соответствует ли его развитие возрасту?
  2. Каково психо-эмоциональное состояние _______________ в настоящий момент? Имеются ли у ребенка признаки посттравматического расстройства, невротические реакции, страхи?
  3. Каково актуальное отношение _____________ к матери и к отцу в целом и к каждому в отдельности; чем это отношение обусловлено?
  4. Имеет ли ____________ желание и намерение общаться с отцом? Сформировано ли это мнение самостоятельно или под влиянием ближайшего окружения, третьих лиц; чем данное желание ребенка обусловлено?
  5. Каков может быть рекомендованный график общения отца с ребенком (его периодичность, продолжительность, необходимость присутствия третьих лиц) с учетом индивидуально-психологических особенностей __________ и его интересов?

Использованные нормативные и методические материалы:

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Исследование в отношении несовершеннолетнего ____________ проводилось в течение одной встречи: ________________ 2017 г. (ФИО) с сыном пришли вовремя.

В исследовании несовершеннолетнего были использованы:

  1. Результаты беседы с _________________.

В беседе со специалистом _________ рассказала, что с . далее текст удален.

На прием пришел в сопровождении матери. С психологом поздоровался, самостоятельно разделся.

Обследование восприятия ребенком семьи и отношения к родителям проводилось в отсутствие матери.

_______ доступен психологическому контакту, продемонстрировал высокую готовность отвечать на вопросы психолога, с удовольствием выполнял задания, демонстрируя высокую познавательную активность и мотивацию к обучению.

В ходе выполнения заданий и беседы с психологом ________ проявлял терпеливость, усидчивость, самостоятельность, настойчивость. На похвалу реагирует очень хорошо, старается сделать еще лучше, выполнить задание правильно.

Одет по погоде, чисто, аккуратно, в соответствии с возрастом и полом.

Голос не громкий, мимика и жесты средней активности.

. далее текст удален.

ВЫВОДЫ

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности ___________, 1_ _________201_года рождения; соответствует ли его развитие возрасту?

__________ обладает высокой самооценкой, зависящей в данный момент от ситуации и окружающих его людей. Уровень интеллектуального, социального, психо-моторного развития ________ соответствует возрастной норме. __________ открытый, общительный, добрый чуткий мальчик. Он проявляет самостоятельность, усидчивость, старательность при выполнении заданий, а также проявляет высокую познавательную активность, стремится достичь успеха.

  1. Каково психо-эмоциональное состояние ________________ в настоящий момент? Имеются ли у ребенка признаки посттравматического расстройства, невротические реакции, страхи?

У ____________ в настоящий момент отмечаются признаки наличия посттравматического расстройства, связанного с ненадлежащим контролем со стороны отца . далее текст удален.

У ребенка отмечается тикозное расстройство . далее текст удален.

  1. Каково актуальное отношение _____________ к матери и к отцу в целом и к каждому в отдельности; чем это отношение обусловлено?

В настоящий момент _____________ демонстрирует наибольшую привязанность к матери. . далее текст удален.

  1. Имеет ли ___________ желание и намерение общаться с отцом? Сформировано ли это мнение самостоятельно или под влиянием ближайшего окружения, третьих лиц; чем данное желание ребенка обусловлено?

_________ в настоящий момент . далее текст удален.

  1. Каков может быть рекомендованный график общения отца с ребенком (его периодичность, продолжительность, необходимость присутствия третьих лиц) с учетом индивидуально-психологических особенностей ____________ и его интересов?

В настоящий момент может быть рекомендовано сделать . далее текст удален.

Педагог-психолог СПбЦСЭ _____________________/ М.В. Куликова

Врач-кибернетик, биофизик, к.м.н. по фармакологии, автор медицинского патента, медицинский журналист.

Опасения родителей и откровенный страх перед ПМПК уходят корнями в изначальное непонимание и незнание задач комиссии и принципов ее работы.

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, призванная выявить причины (заболевание, отставание в развитии, последствия педагогической запущенности), по которым детсадовец не может освоиться в группе, а школьник не способен усваивать школьную программу на базовом уровне.

ПМПК

Особое значение прохождению ПМПК уделяется в том случае, если ребенок имеет нарушения развития (психического, физического) или такие поведенческие проблемы, как СДВГ.

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Обычно снижение внимания и гиперактивность (избыточная подвижность) сочетаются. Однако существует вариант без гиперактивности с преимущественным снижением внимания, а также вариант с преимущественной гиперактивностью без существенного снижения внимания. Врачи считают, что этот синдром является результатом особенностей работы нервной системы.

Направление на ПМПК может выдать медицинское или образовательное учреждение, социальная служба или общественная организация.

Принятие окончательного решения (посещать или не посещать комиссию) всегда остается за родителями (законными представителями) ребенка.

Нормативная база

Деятельность ПМПК регламентируется такими правовыми и нормативными актами, как:

Состав ПМПК

В состав ПМПК, как правило, входят:

  • врачи: невролог, детский психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр;
  • дефектологи (профильные): логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог;
  • социальный педагог;
  • юрист (при необходимости).

Олигофренопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушенным интеллектуальным развитием.

Тифлопедагог – это специалист, осуществляющий учебные, реабилитационные и воспитательные мероприятия с лицами, которые имеют нарушения зрения (слепые, поздноослепшие и слабовидящие).

Сурдопедагог – это специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, который проводит работу по их реабилитации и социальной адаптации.

Для чего создается ПМПК

Комиссии создаются не только для того, чтобы комплексно оценить состояние здоровья ребенка и помочь подобрать такие условия для его дальнейшего развития, чтобы он смог раскрыть свой собственный потенциал. Задачи ПМПК намного шире.

1. Медицинская, психологическая и педагогическая помощь родителям в вопросах профилактики и выявления отклонений в развитии ребенка.

2. Обследование ребенка и установление причин возможных отклонений в развитии.

3. Определение готовности ребенка к обучению в школе.

4. Помощь в подборе оптимальной формы обучения и в выборе коррекционного образовательного учреждения (при необходимости).

5. Отбор детей, нуждающихся в коррекционном обучении, комплектация коррекционных групп и классов.

6. Консультирование родителей по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей с ОВЗ.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. ОВЗ – не равно инвалидность!

7. Консультирование родителей по вопросам прав детей в сфере дошкольного и школьного образования.

Какие документы нужны для прохождения ПМПК

1. Паспорт родителя (законного представителя).

Законный представитель представляет документ о назначении его опекуном или попечителем.

2. Свидетельство о рождении или паспорт (для детей старше 14 лет) ребенка.

3. Заявление о проведении обследования (если инициатива исходит от родителей ребенка) или согласие на проведение обследования (если на ПМПК отправляет лечебная, образовательная, общественная организация или медико-социальная экспертизаМСЭ).

4. Выписка из медицинской карты ребенка, содержащая заключения наблюдающих его врачей-специалистов.

5. Педагогическая характеристика ребенка (выдается в детском саду или школе).

6. Дополнительные документы:

  • направление на комиссию из учебного или медицинского учреждения;
  • заключение психолога (из детского сада или из школы);
  • рекомендации социального педагога (из школы);
  • результаты медицинских обследований.

На заседание ПМПК родители могут представить специалистам школьные тетради и письменные работы (если ребенок учится в школе) или поделки и рисунки, если малыш – дошкольник. Все это является итогами умственной и творческой деятельности ребенка, поэтому может помочь специалистам в составлении индивидуального плана его развития.

Работы должны быть выполнены ребенком не позднее, чем за 2-3 месяца до заседания комиссии. После обследования они возвращаются родителям.

Что и как оценивают специалисты ПМПК

После подачи документов для прохождения комиссии в срок до 5 дней родителей извещают о месте и времени обследования ребенка. Родители (законные представители) всегда присутствуют на комиссии вместе с ребенком.

Характеристика на ПМПК

Дефектолог определяет текущий этап развития ребенка (в этом помогают письменные работы, тетради, поделки, рисунки, выполненные ребенком, а также характеристики учебных заведений). Самым главным является:

  • чему удалось обучить ребенка за определенный срок;
  • характер и эффективность помощи учителей и родителей, которая оказывалась ребенку в процессе обучения.

Психолог оценивает:

  • поведенческие реакции;
  • характер общения;
  • сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление, интеллект).

Логопед определяет уровень развития речи ребенка, качество устной (и письменной у школьников) речи.

Социальный педагог оценивает социальный статус ребенка (его место в детском коллективе, отношения со сверстниками и взрослыми).

Врачи определяют степень физического развития и степень патологии (при наличии заболевания).

О чем спрашивают ребенка специалисты ПМПК

Вопросы и задания зависят от возраста ребенка, особенностей его развития и тех задач, которые стоят перед комиссией.

1. Рассказать о себе, семье, друзьях, увлечениях. Назвать:

  • имена членов семьи;
  • клички животных;
  • мероприятия, которые недавно посещал;
  • любимые игры, мультфильмы, книги.

2. Ответить на вопросы, касающиеся окружающего мира. Например:

3. Задания на логику и память. В вопросах на логику проверяется умение:

  • обобщать (ложка, вилка, тарелка – это посуда);
  • анализировать, аргументировать ответ.

Задания на проверку памяти даются с использованием раздаточного материала (картинки, предметы).

4. В речевых заданиях анализируется способность ребенка составлять предложения и уметь пользоваться грамматическими формами. Оценивается:

  • правильность звукопроизношения;
  • владение пассивным и активным словарем;
  • уровень развития мелкой моторики рук и общей моторики.

Как подготовить ребенка к ПМПК

Все вопросы и задания, которые предлагаются комиссией, соответствуют конкретному возрасту. Поэтому если уровень психического и физического развития ребенка соответствует возрастным нормам, он без труда с ними справится.

Комиссия ПМПК

Основная задача родителей (законных представителей) подготовить дочку или сына психологически:

  • рассказать о посещении комиссии без негатива и волнения;
  • настроить на предстоящее общение с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке.

Обязательно заверьте ребенка, что если он ошибется в ответе или не сможет правильно выполнить задание, это не страшно. Ругать его за это никто не будет.

Перенесите дату обследования, если ребенок приболел или неважно себя чувствует.

Во время обследования не делайте ребенку замечаний. Не подсказывайте правильный ответ.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол (заключение), копию которого родители (законные представители) получают на руки под личную подпись. В заключении содержатся основные выводы и рекомендации ПМПК.

1. Обоснованные выводы об актуальном уровне развития ребенка, о наличии или отсутствии особенностей развития.

2. Выводы о необходимости (или отсутствии необходимости) специальных условий обучения.

3. Рекомендации о:

  • программе обучения ребенка;
  • создании для него доступной среды;
  • необходимости посещения дополнительных занятий со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом и т.д.);
  • необходимости наблюдения у врача-специалиста.

Заключение ПМПК является правовым документом для обеспечения ребенку специальных условий при получении им образования в учебном заведении (дошкольном и школьном).

ПМПК дает заключение по результатам обследования ребенка, а не приказы к исполнению данных рекомендаций. Поэтому следовать или не следовать рекомендациям специалистов решают только родители (законные представители).

Однако родителям (законным представителям) следует понимать всю степень личной ответственности перед своим ребенком за решение, которое они принимают после получения заключения. Вся ответственность за дальнейшую судьбу ребенка ложится только на них.

Видео



* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Читайте также: