План по профориентации в школе 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся для изучения профессиональной направленности учащихся (приложение 1).

Оборудование:

Условия проведения: Оптимальное количество участников – 10-12 человек. Рекомендуется проводить занятие в кругу и в группах.

Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от уровня подготовленности участников и других конкретных обстоятельств работы.

План занятия:

Ход занятия

1. Вводная часть.

Участники сидят в кругу.

Цель нашего занятия, в виде деловой игры помочь вам сделать правильный выбор.

Во время этого занятия вы сможете:

  • получить информацию о правилах выбора профессии;
  • показать и расширить свои знания о профессиях;
  • Проявить себя при решении профессиональных ситуаций.

Цель: сплочение группы.

Ведущий: Накануне мы с вами провели анкету по профессиональному выбору. Данные этой анкеты позволили мне многое о вас узнать. По результатам анкеты у нас были выделены следующие группы участников(…..) Эти данные вы можете увидеть на экране:

  • Медицина:
  • Юриспруденция и менеджмент:
  • Люди делающие нашу жизнь лучше:

В зависимости от выделенных групп мы с вами разделимся.

Теперь вам необходимо представить свои профессии в командах в виде визитной карточки. На подготовку дается 3 минуты. Визитная карточка должна быть на 2 минуты. Свои визитные карточки участники изображают на листах бумаги или в устной форме, а затем представляют.

Каждая команда должна дать экспертную оценку работе другой команды (инструкции на столе) (приложение 2)

– Молодцы! Все хорошо поработали, достаточно грамотно представили свои профессии.

Мотивирующая беседа.

Ведущий: Вы сейчас вступили в период жизни, когда необходимо принять решение по выбору своей будущей профессии. В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий.

Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии, чтобы не допустить ошибку? (ответы участников)

Теперь давайте обобщим сказанное вами.

На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.

  • Зона оптимального выбора профессии:
  • Зона совпадений стремления личности с потребностями общества в кадрах;
  • Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
  • Зона совпадений возможности личности со стремлением личности.

2. Основная часть.

Правила выбора профессии.

Ведущий: Мы с вами определили, что необходимо учитывать при выборе будущей профессии. А теперь нам с вами предстоит ответственный момент определения правил выбора профессии. Для этого мы с вами разделимся на 3 команды и вы займете места за столами с соответствующими номерами.

У вас на столах имеются листы с правилами выбора профессии (приложение 3). Вам необходимо в течении 3 минут определить какие правила вы считаете необходимыми и обвести их номер в кружок. Затем каждая команда зачитывает свои правила (время для представления 2 минуты). Время пошло.

Ведущий: При выборе профессии выпускники часто совершают ряд типичных ошибок.

  1. Отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.
  2. Предрассудок, что некоторые профессии считают недостойными.
  3. Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать.
  4. Перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию.
  5. Увлечение только внешней стороной профессии.
  6. Неумение разобраться в своих личных качествах.
  7. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Цель: Дать участникам возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуации.

Сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении профессиональной ситуации.

А сейчас по очереди каждой команде я буду зачитывать профессиограмму, которая закодирована определенным растением.

В каждой профессиограмме 5 блоков информации. Вы поднимете сигнальную карточку или руку тогда, когда уверены в ответе.

Отвечаете на первый блок – получаете 5 баллов; на второй – 4 балла, на третий – 3 балла и т.д.

Если ошибаетесь, то получаете 0 баллов, в игре остаетесь.

На доске вывешен список профессий, который поможет вам в определении профессии, зашифрованной в профессиограмме (приложение 4)

Ведущий: Все команды хорошо справились с заданием, получали соответствующее количество баллов. А теперь у вас есть возможность заработать для своей команды дополнительные очки. Каждая команда получает профессиональную ситуацию, которую она должна решить. На решение ситуации дается 3-5 минут. После чего каждая команда должна представить свое решение. (приложение 5)

(Команды представляют свои ситуации).

Ведущий корректирует ответы, дополняет их.

Ведущий: Итак, ребята, подведем итоги. Каждая команда могла заработать 15 баллов. Анализируя вашу работу в течение занятия, я бы сделала вывод, что команда … более свободно ориентируется в мире профессий. У … команды оказалось на … очков больше. Поздравляем ее! Но та команда, которая набрала меньше очков пусть не переживает, ведь это только игра и у вас есть возможность больше узнать о профессиях, которые вызвали у вас затруднения.

3. Заключительная часть.

Заключительная беседа.

Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.

Каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, на свободный выбор работы.

Я желаю вам сделать правильный выбор, что бы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.

Рефлексия.

Ведущий: А сейчас, прежде чем мы с вами попрощаемся, я прошу вас взять по одному листочку и приклеить на доску в зависимости от вашего выбора. Спасибо за работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы по профориентации на 2016– 2017 учебный год в 9 классе Классный руководитель Савчук Марина Степановна.

Работа по профориентации в классе проводится на основании Положения о профориентационной работе по следующим направлениям:

– Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

– Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

– Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

– Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Цели профориентационной работы:

- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

План
работы по профориентации

на 2016 – 2017 учебный год

Индивидуальные консультации родителей и учащихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения учащихся

Тематический классный час: "Я реальный, я идеальный"

Сотникова Е.В.( психолог)

Савчук М.С.(классный руководитель 9 класса)

Встречи с интересными людьми

Орлова Т.А. (профессия учитель)

Развитие предпринимательства в селе. Экскурсия на фермерское хозяйство Новичкова А.

Савчук М.С.(классный руководитель 9 класса)

Определение профиля обучения учащихся 9 класса (анкетирование)

Сотникова Е.В.( психолог)

Савчук М.С.(классный руководитель 9 класса)

Встречи с интересными людьми

Малеева С.Н.(профессия инспектор ПДН)

Учителя русского языка Яковенко Т.Е.

Встреча с представителями учебных заведений

Савчук М.С.(классный руководитель 9 класса)

Встречи с интересными людьми

Донова М.Н.(служащая в/ч)

Экскурсия на шиномонтажную станцию

Экскурсия в парикмахерскую с. Маяк

День открытых дверей. Посещение техникумов и училищ г. Хабаровск

Встреча с представителями учебных заведений

Встречи с интересными людьми

класса, фельдшер Шедина Т.А.

Экскурсия на почтовое отделение связи с. Маяк

Рахманова Е.А. (заведущая п/о)

Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии учащихся".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Название школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 9-ых классов

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс реализуется в 9 классе, срок реализации – 1 год, объем часов в год – 68, периодичность проведения занятий – 2 часа в неделю.

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача всей образовательной системы государства. В школе мы учимся профориентационным навыкам и универсальным действиям. Самое важное: выделить для себя приоритеты для будущей профессии. Роль учителя была и остается самой великой ролью в мире, потому как учитель не просто создает продукт в мастерской в виде умений, навыков, знаний или универсальных действий, он создает личность, и каковы будут ценности этой личности напрямую зависит от творческого потенциала, компетентности, мастерства учителя и роли родителей. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.

Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:

1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.

2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.

3. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.

4. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.

5. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.

6. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.

Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Сопутствующие цели:

· оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

· выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

· актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;

· обеспечить системой сведений о мире современных профессий;

· развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

· Конвенция о правах ребенка;

· Конституция Российской Федерации;

· Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);

· Локальный акт школы;

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано

1. стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании;

2. умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения

общепринятых норм и ценностей;

3. отличать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

4. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей

правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами

учебных действий, включая:

1. способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её

2. контролировать и адекватно оценивать свои действия;

3. вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

4. адекватно воспринимать оценки и отметки.

В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники научатся:

1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

3. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками,

универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники научатся:

1. планировать и координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование

и координация деятельности с другими ее участниками;

2. объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы;

3. учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

По окончанию общего курса Предпрофильной подготовки у учащихся должен быть сформирован профессиональный план, в котором отражен выбор профилирующего направления собственной деятельности.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания.

Предусмотрено безоценочное обучение.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 68 часов.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:

· роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;

· понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;

· приемы анализа индивидуальных особенностей личности;

· сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;

· природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;

· ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;

· роль эмоций в профессиональной деятельности человека;

· понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;

· понятие о специальности и квалификации работника;

· требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;

· характеристику профессий и специальностей;

· понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.

· основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;

· факторы, влияющие на уровень оплаты труда;

· виды и формы получения профессионального образования;

· виды учреждений профессионального образования.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

· сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

· составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа реализуется с использованием методического комплекса:

4. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Академия (Academia), 2017. - 889 c.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.

Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.

К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.

Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Продолжить знакомство учащихся с разными профессиями; продолжить повышать интерес учащихся к различным профессиям и расширять их кругозор; помогать в выявлении способностей к определенному виду деятельности.

ВложениеРазмер
План 17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в 9 классе

Продолжить знакомство учащихся с разными профессиями; продолжить повышать интерес учащихся к различным профессиям и расширять их кругозор; помогать в выявлении способностей к определенному виду деятельности.

Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии учащихся"

Воспитывать уважительное отношение к выбору детей; информировать о качествах, присущих людям выбранной профессий; воспитывать уважительное отношение людям труда, к результатам их деятельности в семье. Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей.

Закладывать основы предпрофессиональной подготовки, начало самоопределения человека в профессии; учить понимать значимость профессии в жизни человека.

Видеолекторий "Профессии, востребованные на рынке труда"

Продолжить формировать профессиональные интересы, склонности к определенным видам деятельности, расширить представление детей о мире профессий и о значимости профессии в будущем.

Формировать активный познавательный интерес к разным профессиям.

Продолжить профориентационную работу с детьми; информировать детей о разных профессиях; информировать детей о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

Знакомить детей с людьми разных профессий с выездом на места их работы.

Определение способностей к разным профессиям

Формирование интереса к различным профессиям

Индивидуальные консультации родителей и учащихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения учащихся.

Продолжить формировать профессиональные интересы, склонности к определенным видам деятельности учащихся.

В течение учебного года

Закладывать основы предпрофессиональной подготовки, начало самоопределения человека в профессии; учить понимать значимость профессии в жизни человека.

В течении учебного года

Классный руководитель _________________/Елисеева Е.А./

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Организация профориентационной работы в классе

Итог участия в школьном профориентационном проекте"Все работы хороши".


Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"

Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п.


календарно-тематический план по воспитательной работе 8 класс

Данный материал представлет собой шаблон плана по воспитательной работе.


Анализ профориентационной работы в классе с углубленным изучением информатики.

Деятельность классного руководителя по профориентации в классе с углубленным изучением ИКТ.

Читайте также: