Сравнительный анализ социологических данных в школе

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация. В статье приводиться сравнительный анализ отношения социального окружения к совместному обучению детей с ментальными нарушениями и их здоровыми сверстниками в Дальневосточном регионе и Сибири по данным различных исследований.

Comparative analysis of the results of sociological studies on the relation to inclusive education

Mazitova N. V., PhD, Assistant Professor;

Munirova E. A., senior Lecturer;

Far East Federal University, Vladivostok

Keywords: mental disorders, inclusive education, physical culture, public opinion poll.

Abstract. The article presents a comparative analysis of the relationship of social environment to co-education of children with intellectual disabilities and their healthy peers in the Far East and Siberia, according to various studies.

Введение

Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать такое явление, как инклюзивное образование [3].

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями (Википедия).

Одним из наиболее эффективных способов организации инклюзивного образования являются совместные занятия физкультурно-спортивной деятельностью, где может быть осуществлено общение людей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками [3].

Профессор Н. В. Астафьев (1997) с группой ученых из Омска разработали программу организации дополнительного физкультурного образования направленную на спортивную подготовку учащихся с ментальными нарушениями среднего и старшего школьного возраста, в которой изложены возможности проведения физкультурно-спортивных занятий для лиц данной категории. Одной из таких форм является организация в действующих спортивных клубах специализированных групп для детей с нарушениями развития [1].

Н. Л. Литош (1997) разработала планирование учебно-тренировочного процесса многолетней подготовки умственно отсталых спортсменов, контрольно-переводные нормативы, таблицы очков в отдельных видах многоборья, предназначенные для организации дополнительных физкультурных занятий в учреждениях дополнительного образования [4].

Сахоненко А. А. (1999) подробно рассматривая вопрос о многосторонней физической подготовке умственно отсталых школьников 811 лет в дополнительном физкультурном образовании при расширенном использовании игрового метода, определил оптимальное соотношение объемов учебно-тренировочной нагрузки, направленной на развитие физических качеств и на совершенствование двигательных действий [7].

Необходимо отметить, что целью дополнительного физкультурного образования является не только повышение уровня развития двигательных способностей школьников с ментальными нарушениями, но и воспитание поведения, а на этом фоне — повышение успеваемости и улучшение их социально-трудовой адаптации. Примечательны достижения воспитанников группы углубленной спортивной подготовки, которые принимали участие в международных соревнованиях Special Olympics (А. С. Самыличев, 2002).

За последние годы физкультурно-спортивная деятельность среди инвалидов значительно активизировалась. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев и единственным средством реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с отклонением в развитии. Правительство Российской Федерации рассматривает развитие физической культуры и спорта среди инвалидов в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности. Эта деятельность направлена на расширение возможностей привлечения людей с ограниченными возможностями здоровья к участию в спортивных мероприятиях, в российских и международных соревнованиях.

В международной программе соревнований по спортивной гимнастике для лиц с ментальными нарушениями участвуют спортсмены различного уровня подготовленности: от начинающих до хорошо подготовленных.

Целью нашего исследования является разработка методики проведения учебно-тренировочных занятий по спортивной гимнастике для лиц с ментальными нарушениями совместно со здоровыми сверстниками.

Результаты и их обсуждение

Для выяснения мнения социального окружения детей с ментальными нарушениями к совместному обучению хотелось бы привести примеры данных, полученных в результате социологических опросов. Интересным является то, что данные собраны из различных регионов Дальневосточного федерального округа и Сибири в период с 2002 по 2012 год. Социологический опрос был проведен для выявления отношения учащихся с ментальными нарушениями и здоровыми сверстниками и их родителей к совместным занятиям плаванием, физической культурой, спортивной гимнастикой.

Так, в Дальневосточном регионе такие исследования были выполнены Н. В. Мазитовой (2002) в них приняли участие учащиеся начальных классов общеобразовательных и специальных школ VIII вида Хабаровского края, а также родители, дети которых обучаются в данных учебных заведениях, всего в анкетировании приняли участие более ста человек [5].


Рис. 1. Отношение детей общеобразовательных школ к совместным занятиям с детьми коррекционных школ VIII вида, по данным различных научных исследований.


Рис. 2. Отношение детей коррекционных школ VIII вида, к совместным занятиям с детьми общеобразовательных школ по данным различных научных исследований.


Рис. 3. Отношение родителей детей с ментальными нарушениями к совместным занятиям по данным различных научных исследований.

Из года в год отношение к детям с ментальным нарушениями постепенно улучшается, и мы видим, что школьники из общеобразовательных учебных заведений, готовы принять их в свою среду и общаться с ними. Наблюдения показывают, что дети, с раннего возраста научившись общаться с детьми не похожими на них, и в дальнейшем будут относиться к ним доброжелательно и с состраданием.

Анализ результатов, представленных на рисунке 2, показывает, что 67,5% детей из коррекционных школ Хабаровского края и 60% из Приморского края положительно относятся к совместным занятиям. Дети с ментальными нарушениями доброжелательнее относятся к своим здоровым сверстникам и с большим желанием готовы посещать физкультурно-спортивные занятия.

На рисунке 3 представлены результаты, которые показывают, что во всех Дальневосточных регионах и регионах Сибири положительно отнеслись к данным занятиям. Родители, проживающие в Сибири и имеющие детей с ментальными нарушениями, с удовольствием бы отдали своих детей на совместные занятия (80,6% респондентов), в Приморском и Хабаровском краях - 60% и 57,8% соответственно. Они предполагают, что это поможет им приобрести опыт общения со здоровыми сверстниками.

Характеризуя отношения родителей, чьи дети обучаются в общеобразовательных школах, можно сказать, что их мнения неоднозначны (рис. 4). В регионах Сибири (71,2%) и в Хабаровском крае (56,2%) родители практически одинаково хорошо относятся к данным занятиям.

В то же время 35% родителей из Приморского края затрудняются ответить на данный вопрос, и 22,4% из Хабаровского края равнодушны к проблемам детей с ментальными нарушениями.

Данные показывают, что необходима коррекция данного вопроса. Исследования Н. В. Мазитовой (2007) доказывают, что после прохождения курса совместного обучения начальному плаванию, дети начали активно общаться при проведении спортивных праздников, соревнований и физкультурного досуга и улучшилось отношение со стороны родителей [5].


Рис. 4. Отношение родителей здоровых детей к совместным занятиям по данным различных научных исследований.

Выводы

Одним из важнейших компонентом специальной образовательной среды, в условиях которой планируется проводить коррекционно-педагогические воздействия, является инклюзивное физическое воспитание, предполагающее обучение детей с ментальными нарушениями совместно со здоровыми детьми того же возраста. Результаты социологических опросов и проведенных исследований определяют необходимость в проведении совместных занятий, которые будут способствовать не только развитию их двигательной сферы, но и развивать такие качества, как партнерство, взаимодействие, взаимопомощь, что, в конечном счете, будет способствовать их социализации.

Литература

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социологические исследования в образовательной среде

Бовина Неля Николаевна, социальный педагог

ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных

г. Борисоглебск, Воронежской области

В настоящее время образовательная сфера является одной из наиболее активно развивающихся. С каждым годом меняются стандарты и требования в образовательной деятельности. Все это требует дополнительных исследований и внедрения новых методологий.

Самые разные науки исследуют образовательную деятельность во всем многообразии ее аспектов. Примерно в середине 20 века появились совершенно новое направление – социология образования.

Объектом социологии образования является достаточно обширная образовательная среда, которая представлена во всем своем многообразии и может трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими как внутри, так и во внешней среде.

Социологические исследования, которые могут проводиться в образовательном пространстве, достаточно многообразны. Это определяется: составом объектов исследования (отдельный класс, группа, коллектив преподавателей, школа, техникум, районное звено, город и т.д.); выбором проблем; комплектом признаков, описывающих каждую из выбранных проблем, и содержанием выдвигаемых гипотез; составом респондентов (учителя, родители, дети, руководители образовательных учреждений, органы здравоохранения и т.д).

В качестве примера рассмотрим социологическое исследование, которое было проведено с целью выяснения отношения студентов к выбранной профессии, какими критериями руководствовались подростки, поступая в техникум.

Руководствуясь своим личным опытом работы в учреждении среднего профессионального образования (социальным педагогом и классным руководителем), а также многолетними наблюдениями за студентами, я пришла к выводу, что современные подростки зачастую не могут правильно самоопределиться с выбором специальности.

Согласно своим должностным обязанностям мне часто приходится участвовать в профориентационной кампании, встречаться со школьниками города и района, конечно же, меня заинтересовал вопрос о том, как происходит выбор будущей профессии, какими критериями руководствуются подростки, выбирающие одну из специальностей нашего техникума, как меняется их представления о профессии в процессе обучения.

Несколько лет подряд, в рамках работы со студентами, я провожу социологическое исследование по данной проблеме. Целью которого является определение отношения студентов к будущей специальности и выявление факторов, влияющих на выбор профессии.

Что может влиять на отношение студента к специальности? Для ответа на этот вопрос было выдвинуто несколько предположений, в соответствии с которыми был сформулирован перечень вопросов для проведения социологического опроса.

1.Что или кто повлиял на выбор Вашей профессии?

2. За время обучения в техникуме изменилось ли Ваше представление о выбранной профессии?

3. Ваши приоритеты в будущей профессии?

4. Собираетесь ли Вы в дальнейшем работать по специальности?

5. Могут ли у Вас возникнуть трудности при устройстве на работу по специальности?

Студенты второй группы недовольны своим выбором, они заявили, что их ожидания от профессии не оправдались. Многие равнодушно относятся к своей специальности и в будущем желают её поменять. Таких студентов набралось 28%.

Данное исследование показало, что большинство студентов ответственно и правильно подошли к выбору своей профессии. Очевидно также, что на результаты повлияло ещё и то, что опрос проводился в выпускных группах, в которых за период обучения произошёл естественный отбор студентов, увлечённых своей специальностью, а те студенты, которые ошиблись в выборе своей будущей профессии, были отчислены или перевелись на другие специальности на первом или втором курсах.

Таким образом, данное социальное исследование поможет нам выявить определённое количество студентов, неудовлетворённых своим выбором и оказать им помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Как классный руководитель, я особенно заинтересована в профессиональном становлении студентов и в том, чтобы их профессиональные цели успешно реализовались

Профессиональные цели - это ориентиры, которых должен придерживаться студент. Для этого он должен иметь чёткое представление того, чего он хочет достичь, работая по специальности. Будущий молодой специалист должен своевременно реагировать на изменяющуюся экономическую и политическую ситуацию в обществе, учитывать множество факторов, которые могут повлиять на его карьеру, а педагогический коллектив образовательного учреждения может помочь ему научиться это делать.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения // Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 4-е изд. стер. М.: Издательский центр Академия, 2010 – 304 с.

3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 2. Описательный анализ результатов исследования…………….

Раздел 3. Аналитическая часть исследования…………………………..

На сегодняшний день интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, имеющих к нему доступ. Круг возможностей, доступных с использованием Сети, стремительно расширяется. Прогнозировать перемены, которые повлечет за собой все более широкое распространение Интернет-технологий, трудно, так как инновации на этом рынке часто появляются неожиданно и мгновенно завоевывают аудиторию. Наряду с этим отмечается, что аудитория Интернета молодеет — дети, подростки и молодежь осваивают новые технологии гораздо быстрее взрослых и, соответственно, быстро приобщаются к ним. Многие дети знакомятся с интернетом в школе, очень быстро осваиваются и становятся более активными интернет-пользователями, чем педагоги и родители, значительно быстрее взрослых накапливают пользовательский опыт.

Какие именно стороны обращения к Интернету в наибольшей степени востребованы школьниками, должно показать планируемое исследование.

Объект исследования - школьники в возрасте от 14 до 17 лет.

Предмет исследования – интернет-технологии в школьном образовательном процессе.

Цель: выявить особенности вовлечения интернет - технологий в учебный процесс в школе.

Задачи исследования:

Выяснить посещаемость школьников интернет - ресурсов с целью обучения.

Определить, с какой целью школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе.

Выявить причины, по которым школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе.

Оценить отношение к интернет - технологиям со стороны школьников в образовательном процессе.

Методологическая база: Теоретически - методологической базой исследования стали публикации Кимберли Янг, Айвен Голдберг, Дэн Гринфилд, Асеевой Ольги Владимировны, Попова Дмитрия Сергеевича.

Эмпирическая база: данные, полученные в ходе авторского исследования методом анкетирования.

РАЗДЕЛ 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Интернет - технологии в школе нередко воспринимаются как технический раздел школьного курса информатики и как вспомогательное средство для решения задач из различных предметных областей. Иначе говоря, на уроках информатики ученики знакомятся с интернет- технологиями, которые в дальнейшем помогут им выполнять задания по другим предметам. Однако эта схема объяснения роли и целесообразности освоения школой интернет - технологий слишком бедна и прямолинейна.

Использование Интернет - технологий в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин.

В связи с активным внедрением в учебный процесс интернет- технологий изменились образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.

1.Предположительно, больше половины школьников посещают интернет -ресурсы в образовательном процессе для набора информации (доклады, рефераты) несколько раз в неделю, по 2 часа.

2. Предположительно, школьники обращаются к интернет – ресурсам (ГДЗ, разобраться в теме домашнего задания) с целью экономии времени и из-за отсутствия времени в связи с дополнительными кружками и секциями.

3.Предположительно, школьники обращаются к интернет - ресурсам по причине занятости родителей и натянутых отношений с учителями.

4. Предположительно, больше половины школьников доверительно относятся к интернет - ресурсам в образовательном процессе.

Описание выборочной совокупности:

Респонденты отбирались для анкетирования в рамках исследования интернет-технологий в школьном образовательном процессе в городе Энгельсе. Применялась гнездовая выборка. Гнездовая выборка — вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц.

При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией.

У целевого отбора отмечаются плюсы в организационных моментах –незначительные финансовые затраты, высокий уровень репрезентативности, контроль за основными параметрами единиц исследования, которые отбираются в выборку.

Для опроса использовалась анкета, которая состоит из:

2) Паспортички, (2 вопроса), направленной на выявление социально-демографических характеристик респондентов.

3) Основной части , (15 вопросов) которая посвящена выяснению места и роли интернет – технологий в образовательном процессе школьников.

4) Благодарности за участие.

Вопрос, направленный на решение второй задачи (с какой целью школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе)-вопрос 9.

Вопрос, направленный на решение третей задачи (причины, по которым школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе) – вопрос 12.

Вопросы, направленные на решение четвертой задачи (отношение к интернет - технологиям со стороны школьников в образовательном процессе) – вопросы 16,17.

В анкете под номерами 2,5,6 – открытые вопросы, под номерами 7,9,12,13,14,15,16,17 – полузакрытые вопросы, под номерами 1,3,4,8,10,11 – закрытые вопросы.

РАЗДЕЛ 2. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всего в рамках исследования было опрошено 91 респондент -100%, из них -48,35% мальчиков и 51,65% девочек. Возраст респондентов колеблется от 14 до 17 лет. Средний возраст – 15 лет.

Средним респондентом, который использует интернет – технологий в образовательном процессе является девочка 15 лет.

По уровню использования интернета респонденты распределились следующим образом: 100% - пользуются интернетом. Таким образом, мы видим, что все опрашиваемые ученики – дети, которые пользуются интернетом.

Оценка успеваемости респондентами в школе, были полученные следующие данные:

Отличник – 16,48%; ударник – 52,75%; троечник – 30,77% (см.график 1).

Следовательно, исходя из полученных данных видно, что наибольший процент респондентов ударники .

График 1- Оценка успеваемости, %

Что касается частоты использования интернета респондентами, то 81,32 % – используют интернет каждый день, 16,48% - раз в два-три дня, 1,10% – раз в неделю, 1,10% – затруднились ответить(см. график 2). Следовательно, подавляющее большинство респондентов используют интернет каждый день, т.е. очень интенсивно.

График 2- Частота использования интернета, %

В день по времени проведения в интернете вне зависимости от целей получились следующие данные:

3,30% - проводят 1-2 часа;

24,18% - затруднились ответить (см. график 3).

Таким образом видно, что большинство респондентов затруднились ответить на вопрос, но все же наибольший процент респондентов проводит 3-4 часа в день в интернете вне зависимости от целей.

График 3- Время проведения в интернете в день вне зависимости от целей, %

В день по времени проведения в интернете по учебным целям получились следующие данные:

39,56% - затруднились ответить; 39,56% - 1-2 часа; 20,88% - до 1 часа (см.график 4).

Следовательно, исходя из полученных данных видно, что больший процент респондентов затруднился ответить, но и такой же процент респондентов ответили, что по времени в интернете по учебным целям они проводят 1-2 часа в день, значит можно сделать еще один вывод, если в среднем ученики проводят в интернете 3-4 часа вне зависимости от целей, а по учебным целям всего 1-2 часа, можно увидеть, что школьники много лишнего времени проводят вне учебных целях.

График 4 – Время проведения в интернете в день по учебным целям, %

На вопрос, какие сайты используют школьники чаще всего, были получены следующее данные (см. таблицу 1):

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ШКОЛЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Направление работы

1. Профилактика правонарушений и преступлений среди детей и подростков

1. Посещение на дому учащихся, стоящих на учете в ОДН

1. Посещение на дому учащихся, стоящих на учете в ОДН.

2. Проверка списков учащихся, стоящих на учете

2. Индивидуальные беседы с классными руководителями по организации профилактики с трудными учащимися

4. Организация работы школы и участкового инспектора с неблагополучными семьями

2. Социологические исследования в школе.

1.Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:

- семьи с потерей одного из родителей;

- дети, находящиеся под опекой;

2.Выявление педагогически запущенных детей.

3.Составление банка данных и картотеки постановки на внутришкольный контроль.

4. Выявление случаев жестокого обращения с детьми

1.Составление социального паспорта школы.

2.Изучение социально-бытовых условий многодетных семей.

3.Контрольное обследование социально-бытовых условий детей, находящихся под опекой.

4.Изучение социально-бытовых условий детей, находящихся семей. Посещение на дому.

1.Работа с детьми девиантного обучения

2. Профориентационная работа на бае старших классов

4. Тестирование по отношению подростков к табакокурению.

Направление работы

1. Профилактика правонарушений и преступлений среди детей и подростков

2.Встреча с инспектором ОДН. Совместная работа по профилактике правонарушений с КДН, ОДН

4. Работа с родителями, уклоняющимися от воспитания детей

2.Совместные рейды с сотрудниками ОДН неблагополучных семей и несовершеннолетних, стоящих на учете

4.Консультации для подростков, имеющих девиантного поведения, их родителей

Беседы по предупреждению терактов

2. Социологические исследования в школе.

1.Консультации для классных руководителей по организации воспитательной работы во время каникул.

1. Профориентационная работа на базе старших классов

Просмотр фильма по профилактике употребления ПАВ 7-9 кл.

2.Консультации по профилактике девиантного поведения 3.Профориентационная работа с учащимися 9 кл.

Направление работы

1. Профилактика правонарушений и преступлений среди детей и подростков

2. Помощь в трудоустройстве в летнее время трудных подростков совместно с ЦЗН

2. Помощь в трудоустройстве в летнее время трудных подростков совместно с ЦЗН

2. Социологические исследования в школе.

2.Контрольное обследование социально-бытовых условий детей, находящихся под опекой.

2.Совместная работа с ЦЗН по вовлечению учащихся в оздоровительные лагеря и трудоустройство в период летних каникул.

3. Организация летней трудовой практики и отдыха для учащихся

1. Учеба начальников лагерей

1. Утверждение плана работы

1. Начало работы лагерей

2. Прием заявлений на посещение лагерей

2. Отчет о работе лагерей

Направление работы

1 Социалогические исследования

1.Выявление учащихся по классам нуждающихся в социальной защите.

1.Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:

- семьи с потерей одного из родителей;

- дети, находящиеся под опекой;

2.Выявление педагогически запущенных детей.

3.Составление банка данных и картотеки постановки на внутришкольный контроль.

4.Изучение условий семейного воспитания учащихся 1-го класса

1.Составление социального паспорта школы.

2.Изучение социально-бытовых условий многодетных семей.

3.Изучение социально-бытовых условий многодетных семей.

4.Контрольное обследование социально-бытовых условий детей, находящихся под опекой.

5.Изучение социально-бытовых условий детей, находящихся семей. Посещение на дому.

1.Индивидуальные беседы с кл.руководителями по организации профилактической работы с трудными учащимися.

4.Организация работы школы и участкового с неблагополучными семьями.

Направление работы

1 Социологические исследования

1.Встреча с инспектором ОДН.

2.Индивидуальные консультации и коррекционные занятия для учащихся девиантного поведения.

5.Консультации для подростков, имеющих признаки девиантного поведения, их родителей.

1.Индивидуальные консультации для классных руководителей по организации профориентационной работы.

4.Оформление паспорта микрорайона.

5.Диагностика стилей семейного воспитания

3.Консультации по профилактике девиантного поведения.

Направление работы

1. Социологические исследования

3.Беседа инспектора ОДН с учащимися из неблагополучных семей.

1.Консультации для классных руководителей по организации летнего отдыха учащихся.

2.Вовлечение детей в школьный лагерь и ЛТО

3.Анализ соцпедагога за учебный год

2.Помощь в трудоустройстве в летнее время трудных подростков совместно с ЦЗН

Читайте также: