Почему мариинский театр так называется кратко

Обновлено: 02.07.2024

За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский. И многие, многие другие.

В 1836 году с целью улучшения акустики архитектором Альберто Кавосом – сыном композитора и капельмейстера – купольное перекрытие театрального зала заменяется плоским, а над ним размещается художественная мастерская, зал для расписывания декораций. Альберто Кавос убирает в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придает залу привычную форму подковы, увеличивает его длину и высоту, доведя число зрителей до двух тысяч.

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка, расположенного напротив Большого (где продолжались выступления балетной труппы, а также итальянской оперы).

Мариинский театр неоднократно реконструировался. В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей, главный архитектор императорских театров Виктор Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. В 1894 году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширены зрительские фойе. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы.

В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Писарева, 20.

14 октября 1860 года в Петербурге открылся один из лучших мировых театров оперы и балета — Мариинский. Именно в этот день артисты впервые дали здесь спектакль для публики. Рассказываем, в честь кого был назван театр, для чего императоры использовали тайную дверь в гримёрку, как в здании Мариинки развернулся грандиозный скандал, закончившийся дуэлью между Волошиным и Гумилёвым, и зачем при строительстве в оркестровую яму положили осколки битого хрусталя.

Мариинский театр расположился на Карусельной площади, которая позже была переименована в Театральную. В данный момент театр является одной из визитных карточек города, в разные годы здесь выступали такие звёзды, как Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Вацлав Нижинский.

Почему театр называется Мариинским

После возведения нового здания для театра в 1859 году (старое, напротив Большого театра, сгорело во время ужасного пожара) было принято решение назвать его Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Бывшая принцесса Гессенского дома приняла участие в учреждении российского Красного креста — она патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Именно Мария Александровна положила начало новому периоду женского образования в России — благодаря ей в нашей стране впервые открылись всесословные гимназии.

Самый первый спектакль

Потайная дверь

Разумеется, для августейшей семьи в театре была построена отдельная роскошная ложа, однако ещё любопытнее тот факт, что в ней была сделана потайная дверь — она вела прямо в гримёрки артистов, чтобы император мог поблагодарить их после выступления. Ходят слухи, что этой возможностью часто пользовался император Николай II, чтобы побыть наедине со своей возлюбленной, балериной Матильдой Кшесинской.

Пощёчина, которая привела к дуэли

В 1909 году петербургский бомонд потряс скандал: поэт Макисимилиан Волошин дал пощёчину другому литератору, Николаю Гумилёву, прямо в мастерской художника Головина в Мариинском театре, на глазах у толпы людей. Как и всегда, причиной была женщина. Гумилёв долгое время добивался поэтессы Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак, однако раз за разом получал отказ: у девушки уже был жених. После неудач Гумилёв стал распространять скверные слухи о романе с Дмитриевой, и поскольку её возлюбленный служил в армии и не мог за неё вступиться, восстановить справедливость решил возмущённый Волошин.

Поэты стрелялись на Чёрной речке, в лучших традициях классика. К счастью, Гумилёв промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.

Колокол, пострадавший от большевиков

Несколько лет он пролежал на дне, а затем его достали и передали в пользование Мариинскому театру — таким образом в труппе стало на одного опытного актёра больше.

Служебный роман между ослом и лошадью

Всё бы ничего, но дублёром четвероногого артиста оказалась лошадь, а ослик в какой-то момент понял, что испытывает к своей партнёрше по сцене страсть. Сбросив с себя Санчо Пансу, он взгромоздился на лошадь под хохот музыкантов из оркестровой ямы. Спектакль пришлось отменить, объявив об этом шокированной публике.

Таинственные осколки

В 1970-х годах Мариинский театр пережил капитальный ремонт. Именно тогда рабочие вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней осколки битого хрусталя. Поскольку находка была похожа на мусор, её сразу же выбросили.

Лишь спустя некоторое время эксперты поняли, что хрусталь положили туда не просто так — благодаря осколкам в зале значительно улучшалась акустика. Постоянные посетители тогда утверждали, что звук в здании существенно испортился.

Оригинал статьи доступен по ссылке

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы мы могли делать еще больше интересного материала для вас.

Петербург театральный: история основания легендарной Мариинки

Предшественник Мариинки

В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.

В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге

После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения. У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль. Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.

Мариинский театр

Театр имени императрицы

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Мариинский театр в XIX веке

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.

Перемены двадцатого столетия

Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год

Мариинский театр в 1922 году

Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года

В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.

Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр — один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире, сыгравший ведущую роль в становлении русского хореографического и оперного искусства. Оркестр театра под руководством В. А. Гергиева входит в число лучших симфонических коллективов мира, тогда как оперная и балетная труппы по праву считаются сильнейшими среди отечественных и зарубежных коллективов.

Мариинский театр

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого (Каменного) театра на площади, позднее получившей название Театральной. Театр располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию и входил в состав Императорских театров России.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мариинский театр фото

Название связано с именем императрицы Марии Александровны. Театр строился в её честь и название получил по её и имени - Мариинский.

Откуда такой оригинальный занавес?

На занавесе тот же рисунок, которым был украшен шлейф платья императрицы.

Раньше он назывался по-другому?

Да, изначально на месте Мариинского театра построили Большой Каменный театр по указу императрицы Екатерины II. Но, к сожалению, он сгорел. Тогда на его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, названный уже в честь супруги Александра II Марии Александровны.

А в 1920-м году его переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, добавив в 1935 году им. Кирова. Бывшее название вернули только в 1992 году.

Волочкова была в труппе Мариинки?

Да. Именитая балерина Анастасия Волочкова после выпуска из Академии Вагановой вступила в ряды танцоров Мариинского театра. На его сцене она станцевала 14 ведущих партий.

Что такое Приморская сцена?

Приморская сцена - филиал Мариинского театра во Владивостоке. Петербургская и Приморская сцены часто обмениваются артистами, а в августе и того меняются местами.

Разве Мариинка - не один театр?

Нет, только в Петербурге у Мариинского театра 3 сцены: Историческая, Новая и Концертный зал. Все они находятся недалеко друг от друга на улице Декабристов. На Новой сцене есть ещё камерные залы ,в которых постоянно проходят концерты: зал Мусоргского, Щедрина, Стравинского и Прокофьева.

Также у театра есть филиалы в других городах: Приморская сцена во Владивостоке, Национальный государственный театр оперы и балета во Владикавказе и Северо-осетинская государственная филармония во Владикавказе.

Что за красивые стены на Новой сцене?

Внешние стены зала сделаны из оникса. Само здание облицовано мрамором. Шикарные люстры сделаны на заказ компанией "Сваровски".

Читайте также: