Сравнительный анализ моделей традиционной и адаптивной школ

Обновлено: 05.07.2024

Выбор перспективной модели школы, строящейся на принципах, обеспечивающих преобразование и использование всего положительного, что накопила традиционная школа, связан, на наш взгляд, с решением проблем реальной направленности образовательного процесса на развитие личности школьника и на формирование навыков учебной деятельности.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся способные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Исходя из этого, структура учреждения образования функционирует в рамках трех ступеней:

I ступень

– начальные классы (1-4-е общеобразовательные классы и 1-5-е классы для детей с особенностями психофизического развития).

II ступень

– базовая школа (5-9-е общеобразовательные классы и 6-10-е классы для детей с особенностями психофизического развития).

III ступень

– средняя школа (10-11-е классы).

Чтобы правильно организовать образовательный процесс, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

  • природные задатки человека, определяющие возможности его личностных способностей и черт характера;
  • социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Система образовательного процесса в адаптивной школе предполагает следующие моменты:

  • Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.
  • Внеклассная (внеурочная) воспитательная работа школы.

Такая модель, по нашему мнению, поможет ребенку реализовать свои способности и возможности, а также системно и целенаправленно привить навыки здорового образа жизни, работать над формированием негативного отношения к вредным привычкам и профилактикой противоправного поведения,

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

  • мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
  • овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

Особенности и условия построения модели адаптивной школы:

  • создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу;
  • отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
  • позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов здоровьесберегающей и психосберегающей направленности.

Цель программы: отработка модели адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям, способствующей непрерывному образованию в соответствии с интересами личности и обеспечению социальной защищенности участников образовательного процесса.

Основные задачи программы:

  • обеспечение прав ребенка на качественное образование;
  • реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для его развития;
  • создание системы работы педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями психофизического развития;
  • совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих и психосберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.

В основу образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

  • Принцип гуманизации является основополагающим, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе – развитие ученика.
  • Принцип демократизации управления школой предполагает взаимоотношения учительского и ученического коллективов.
  • Принцип преемственности в обучении определяет, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
  • Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников.
  • Принцип индивидуализации обучения имеет в виду повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика в школе, применение методов творческой и исследовательской деятельности и использование современных педагогических технологий.
  • Принцип гуманитаризации образования способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человека.

Направления развития адаптивной школы

  • усиленное внимание русскому языку и математике;
  • возможность изучения второго иностранного языка с 5-го класса;
  • информатика должна реально трансформироваться в информационные технологии, используемые в обучении на других предметах;
  • искусство в начальной школе как способ всестороннего развития базовых способностей ребенка;
  • развитие функционального чтения как способа понимания внешней информации;
  • технология учебного труда проходит через все периоды школьной жизни, углубляясь и усложняясь;
  • система факультативных занятий должна быть разнообразной и соответствовать не только социальным ожиданиям, но и реальной возможности каждого ученика;
  • решение задач, проблем, подготовка ответственного решения должны стать содержательной составляющей всех учебных предметов;
  • выполнение образовательных стандартов.
  • продуцирование диалогического формата уроков;
  • приучение детей говорить и самостоятельно презентовать свои достижения;
  • объективизация и выставление оценок прозрачно, аргументировано и регулярно;
  • разнообразие форм оценивания учебных достижений;
  • активное использование информационных и телекоммуникационных технологий, активных методов обучения;
  • развитие внеурочной деятельности по предметам.
  • создание условий безболезненного перехода учащихся из одной ступени в другую;
  • конструктивное, регулярное взаимодействие с родителями;
  • неукоснительное выполнение режимных моментов;
  • Правила школьной жизни должны быть едиными на всем образовательном пространстве. Родители и учащиеся должны быть ознакомлены с ними при поступлении в школу. Правила должны действовать для всех участников образовательного процесса.
  • Классное руководство. Четко прописанный и понятный функционал. Классный руководитель должен иметь ясное представление о своих правах и обязанностях, о своей ответственности за класс. Размеры доплат должны соответствовать системе поощрений и контроля. Тесное сотрудничество с социально-педагогической и психологической службой школы, с руководителями факультативов, кружков, секций. Повышение профессионального уровня классных руководителей. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Создание методической базы по классному руководству.
  • Корпоративная культура. Единство стиля, единство информационной среды. Стиль руководства, стиль общения участников образовательного процесса, стиль образовательной среды.
  • Традиции школы. Традиции по ступеням. Дети должны пройти все этапы школьных традиционных мероприятий.
  • Развитие детского самоуправления, направленное на сплочение классных коллективов и дающее возможность каждому ребенку раскрыть и реализовать свои способности.
  • Активизация деятельности детских общественных организаций. Возрождение вожатского движения, шефской помощи.
  • Взаимодействие разных ступеней школы, соблюдение принципов преемственности. Планирование совместных мероприятий, обмен информацией.
  1. В работе с педагогами и другими сотрудниками:
  • Систематический мониторинг профессионального уровня педагогического персонала.
  • Создание внутренней системы повышения квалификации. Самообразование.
  • Развитие корпоративной и профессиональной культуры работников.
  • Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Организационно-управленческая работа по реализации Концепции содержит:

  • гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса;
  • создание единого воспитательного пространства;
  • развитие положительного имиджа и уникальности школы;
  • воспитание готовности взять на себя ответственность;
  • предоставление учителю права самостоятельно выбирать формы и методы организации образовательного процесса исходя из уставных целей и Концепции развития школы;
  • коллективное обсуждение, принятие и исполнение единых педагогических требований;
  • активное привлечение родительской общественности к управлению школой;
  • учет интересов всех участников образовательного процесса;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
  • поощрение и поддержка ученического самоуправления;
  • создание положительного психологического климата;
  • сохранение и развитие доброжелательной атмосферы для реализации личностного потенциала обучающихся и повышения профессиональной компетентности педагогов как приоритетного фактора в жизнедеятельности школы;
  • стимулирование инициативы и творчества педагогов;
  • содействие повышению личностно-профессионального роста учителя;
  • создание комфортных условий для эффективной работы учителя;
  • привлечение внебюджетных источников финансирования;
  • создание условий для проявления успеха всем участникам образовательного процесса в реализации Концепции развития школы.

Примеры похожих учебных работ

Характеристика возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших .

. Цель исследования: изучение возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших школьников с ЗПР. Объект исследования: процесс обучения чтению в начальной школе детей с ЗПР. Предмет исследования: формирование .

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТЕОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОФЬИ НИКОЛАЕВНЫ ЛЫСЕНКОВОЙ

. деятельности учащихся. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Глава 1. Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом .

Дифференцированный подход к учащимся при обучении двигательным действиям

. учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. 1.1 Формирование знаний двигательных умений В процессе обучения . в процессе учебной деятельности. Выполняя . для создания предпосылок обучения эти .

Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой деятельности учащихся

. ученика в процессе их совместного творчества. Таким образом, творение мира и творение себя в событии встречи с взрослым задает клеточку модели творческой деятельности учащихся основной школы. Можно провести .

Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок

. влияние сказки на процесс развития связной монологической речи детей. Объект исследования: процесс развития связной монологической речи детей. Предмет исследования: коррекционно–развивающая работа по развитию речи учащихся при изучении сказок. .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО .

. создание единого информационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; .

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. От состояния образовательной системы, её способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Психолого-педагогическая мысль все больше обращается к проблемам личностно-ориентированного образования. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам её саморазвития. Ребёнок не только объект внешнего влияния, но и субъект своей собственной жизни. Объектом воздействия должен быть не сам ученик с его особым внутренним миром, а условия, в которых он взрослеет и выстраивает себя как личность.

Современная школа не в состоянии учесть психофизиологические особенности ребёнка, построить на этой основе индивидуальную траекторию его развития, создать условия для максимальной самореализации личности, как с одарёнными детьми, так и с теми, кто нуждается в коррекции и выравнивании.

Практика показывает недостаточность подготовленности многих выпускников общеобразовательных школ к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса, как главной задаче адаптивной школы. Более того – это постоянный процесс активного приспособления (интеграции) индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды.

Актуальность проблемы реализации адаптивного образования связана с:

- наличием детей с различным уровнем способностей;

- идеей самоопределения школьников;

- социальными условиями проживания: ограниченные возможности повышения культурного уровня детей, высокий уровень безработицы родителей не позволяет ученикам рассчитывать на поступление в дорогостоящие ВУЗы.

Возникают противоречия, которые связаны с неосознанной деятельностью учащихся, появляется потребность в плане саморазвития школьников и преподавателей, и как следствие, приобретает значимость проблема: создание наиболее оптимальных психолого-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя.

Таким образом, актуальная проблема на данном этапе развития школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся как “продвинутого” уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями. Поэтому школа должна стать школой, которая адаптируется к ребёнку.

Объект исследования — современная общеобразовательная школа и ее учебно-воспитательный процесс

Предмет исследования — технологии учебно-воспитательного процесса традиционной и адаптивной массовой школы в условиях неоднородного состава учащихся.

Цель исследования — сравнить технологии обучения традиционной и адаптивной школы как учебного заведения массового типа, способного удовлетворить разнообразные потребности детей, максимально учесть их способности, склонности, планы на будущее, раскрыть оптимальные пути реализации модели в практике.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по организации учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе.

2) Охарактеризовать факторы, обуславливающие объективную необходимость реорганизации массовой общеобразовательной школы.

3) Провести анализ существующих технологий обучения в адаптивной школе, а также обосновать свою позицию по данному вопросу

В работе рассмотрены технологии обучения в традиционной и адаптивной школе.

1. Сущность адаптивной школы

Что же такое адаптивная система, адаптивная школа? Николай Петрович Капустин, доцент московского педагогического университета, определил адаптивную образовательную систему, как систему способную помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии со своими природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная образовательная система выводит ребёнка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям.

Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой.

Адаптивная школа – это школа для всех. (Для сильных, средних и слабых). В адаптивной школе основные формы УВП – это урок, классное собрание, классный час. Адаптивные технологии во всех указанных форма обеспечивают развитие интеллекта ребенка.

Основная идея – идея социального взаимодействия. Основным средством взаимодействия является слово, знак.

Особенности адаптивной школы – открытость, динамичность, сложность, неопределенность, автономность.

Структура адаптивной школы:

1) уроки по расписанию;

2) занятия по индивидуальной адаптации;

3) развивающие занятия;

4) занятия по социально-нравственной адаптации (классные часы, занятия с психологом);

5) занятия художественного типа;

2. Технологии обучения в адаптивной школе

Структура технологии развивающего метода

Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыследеятельности, то применяемая технология обучения должна обеспечить мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот. Известно, что значительная часть ученых-педагогов отрицательно относится к термину “универсальный метод”, считая, что такого в педагогике не может быть. Нужен метод, который бы гармонизировал процессы обучения, воспитания и развития. Развивающие технологии как раз и являются основным средством адаптации к требованиям программ обучения, т.е. полного освоения знаний и умений. Структура технологии развивающего метода состоит из следующих компонентов:

Налаживание социального взаимодействия, т.е. установление коммуникативных связей между участниками процесса с помощью различных знаковых систем. Социальное взаимодействие - это всегда диалоговая форма отношений. Оно становится внешним побудителем к изменениям в умственной деятельности. Для этого необходим катализатор развития, в качестве которого выступает конфликт.

Введение конфликта в социальное взаимодействие – столкновения разных точек зрения на предмет познания или поведения. Конфликт вызывает переживания, а потому и внутренний непроизвольный мыслительный процесс у ученика. Как показывает практика, около 30% учащихся на уроке не включаются в мыслительную деятельность. Поэтому необходимо побуждать ученика к этому посредством мотивации.

Мотивация деятельности ученика в процессе взаимодействия.

Главным мотиватором деятельности человека является его персонализация, т.е. признание другими людьми как личности, значимой для них. Персонолизация человека порождает стремление к достижению успеха.

Размещение участников взаимодействия.

Если в группу социального взаимодействия входят учащиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один уровень, то это способствует развитию учеников с более низким уровнем. При этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию. . Сознание человека устроено так, что мысли становятся отчетливыми и определенными с случае их словесного выражения. Многое кажется понятным до тех пор, пока нет необходимости выразить свое понимание в речи. Как только ученик начинает говорить, то замечает, что многое ему еще непонятно. Таким образом, ученик с высоким уровнем развития, объясняя материал, пройденный на уроке, ученику со средним уровнем развития, достигает полного усвоения знаний

Схема связи учителя с учащимися на занятиях выглядят так:


Рефлексия на каждом этапе урока.

Это самооценка на основе самоанализа учащимися собственной мыслительной деятельности и ее результатов. Для этого используются рабочие карты урока.

Отличия традиционного обучения от адаптивного и системы Монтессори

Какой подход приемлем для современного ребенка, как выбрать, в чем отличия друг от друга – рассмотрим подходы. Традиционное обучение отличается от адаптивного и системы Монтессори не только организацией деятельности с детьми, но и отношением к личности ребенка.

Адаптивный подход в развитии ребенка

Для родителей это название ни о чем не говорит, хотя подразумевает важную составляющую – принятие индивидуальности и уникальности каждого ребенка. Обучение организуется так, чтобы дети проявили себя, свои способности. Адаптивный подход ориентирован на активность детей, сотрудничество и общение со сверстниками.

Подход Марии Монтессори

Идея предложена итальянским педагогом Марией Монтессори. Она говорит о том, что каждый ребенок усваивает знания в соответствии с тем, насколько удовлетворены его индивидуальные потребности. Успешность ребенка определяется не в сравнении с другими, а в соответствии с собственным уровнем развития.

Адаптивное обучение базируется на принципах Марии Монтессори.

Разница в системах обучения: плюсы и минусы каждой

  1. В традиционном подходе педагог – авторитет, образец, пример, диктующий установленные правила, выполняющий контролирующую функцию. В адаптивной - роль педагога заключается в том, чтобы заметить в каждом ребенке ресурсы развития, причины трудностей, и помочь каждому дойти до результата. В этом случае учитель – это помощник, соратник, друг.
  2. Педагог традиционной системы ориентирован на соблюдение дисциплины, в то время как Мария Монтессори говорит, что для ребенка важна самодисциплина, и в этом обращаться к тем условиям, которые вокруг него созданы – игровые пособия, открытость и доступность материалов в игровом пространстве.
  3. Система Монтессори предполагает только индивидуальный подход к вопросу обучения и развития детей, традиционная - использует в большей степени работу в группах. При этом в первом случае даже сверстники преподносят развивающий эффект для ребенка, тогда как во втором - привычным остается то, что учит только педагог.
  4. Отличительная особенность – организация детской деятельности.Традиционное расписание ограничивает ребенка в том, что разработаны четкое время и график занятий. При адаптивном подходе ребенок сам выбирает, чем заняться, самостоятельно решает, а педагог помогает реализовать детские замыслы.
  5. Ограничения заметны и в игровом пространстве для детей: при адаптивном подходе ребенок свободно двигается, общается, а в традиционной - дети преимущественно сидят на месте, слушают педагога. В соответствии с этим игровые пособия размещаются в свободном доступе при адаптивном подходе.
  6. Содержание программы адаптивного обучения ориентировано на принципе, чтобы ребенок осваивал материал посредством повторения, собственных экспериментов с материалами и веществами, приобретая чувства уверенности в ситуациях успеха. В традиционном образовании закрепление знаний реализуется через внешние факторы поощрения и словесное одобрение.
  7. Выбирая центр развития Монтессори, каждый родитель становится непосредственным участником занятий, где важно следовать философии адаптивности и в домашних условиях. Традиционная система обязательного участия родителей не предъявляет, хотя наблюдаются попытки создавать условия для взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Отличия представленных систем заметны в восприятии ребенка как субъекта обучения, в подходах к педагогическому воздействию, организации среды, степени вовлеченности родителей. Современное общество начинает модернизировать традиционные подходы и внедрять принципы адаптивного обучения, где на первом плане - личность ребенка.

sravnenie-montessori-tradicionnoe-obrazovanie

Адаптивное обучение и система Монтессори (справа) значительно отличаются от традиционного образования (слева), что видно невооружённым глазом

Нельзя сказать, что адаптивное обучение совсем уж новый метод. Он существует уже почти 100 лет. Впервые его разработала итальянский педагог теоретик Мария Монтессори (Maria Montessori). Опираясь на идею, что каждый учащийся уникален и отличается от другого, Мария разработала педагогический метод, впоследствии названный система Монтессори, позволяющий сосредоточиться на потребностях развития ребенка. Ее педагогика построена на таких принципах, как например:

  • Ученики лучше усваивают материал, если их индивидуальные потребности, связанные с процессом обучения, удовлетворены
  • Ответная реакция педагога на успеваемость учащегося должна варьироваться в отношении каждого отдельно взятого учащегося.
  • Лучший результат достигается, когда учащийся соперничает не с другими учениками, а с со своими предыдущими достижениями.

Адаптивное обучение строится на основных принципах, разработанных Монтессори – отсюда связь между двумя подходами. Другими словами, адаптивное обучение подразумевает интеграцию технологического элемента в систему Монтессори.

Ниже приводится разница между адаптивным обучением/системой Монтессори и традиционным обучением.

Система Монтессори

Традиционное обучение

Упор на когнитивное и социальное развитие

Упор на социальное развитие

Среда и метод обучения развивают самодисциплину

Педагог главным образом обеспечивает дисциплину

В основном индивидуальный подход к преподаванию

Групповой и индивидуальный подход к преподаванию

Разные возрастные группы

Одна возрастная группа

Работа в группах стимулирует детей помогать и учить друг друга

Учит в основном только педагог

Ребенок сам выбирает занятия

Готовое расписание сформировано для ребенка

Ребенок вырабатывает собственные принципы, с помощью материалов для самостоятельной работы

Учитель подводит ребенка к определенным принципам

Ребенок работает над выбранным проектом столько времени, сколько считает нужным

Ребенку обычно отведено определенное время на работу

Ребенок развивается в собственном ритме и направлении

Ритм и направление вырабатываются и задаются группой

Ребенок сам замечает свои ошибки при работе с учебными материалами

При проверке работы, на ошибки обычно указывает педагог

Ребенок закрепляет знания посредством повторения и за счёт внутреннего чувства успеха

Знания закрепляются за счёт внешних факторов посредством повторения и вознаграждений

Материалы для физического исследования, позволяющие затронуть несколько органов чувств

Меньше материалов для развития органов чувств

Организованная программа по уходу за собой и окружающей средой (гигиена и уборка)

Меньший упор на уход за собой

Ребенок может выбирать место работы, свободно передвигаться и общаться (при условии, что мешает другим работать); работа в группах на условиях добровольности

Ребенок должен сидеть на отведенном месте, при этом участвовать в процессе группового занятия, сидеть на месте спокойно и слушать внимательно

Организованная программа по разъяснению родителям философии системы Монтессори и их вовлечению в процесс обучения

Екатерина Павлова

студентка 3 курса факультета Истории и права ШГПИ

Что такое адаптивная школа

Изменения, происходящие в экономической, социальной и политической системах общества, требуют совершенствования и преобразования в педагогической сфере. Сегодня необходимы школы, которые будут удовлетворять потребности обучающихся, родителей (законных представителей), а также всего общества. Следовательно, возникает потребность в различных моделях образовательных учреждений. Одна из таких моделей – адаптивная школа Е.А. Ямбурга, школа, где всё создано и приспособлено для обучающихся, разных по своим индивидуальным возможностям и запросам.

Школа адаптирующей педагогики

Российская педагогика под адаптивной школой понимает учрежемуей лучше подстраиваться к любому ученику. Иначе говоря, школа адаптирующей педагогики или адаптивная школа – это когда любой воспитанник независимо от его психофизических особенностей может развиваться и достигать успехов.

Прообразом адаптивной школы считается мангеймская система обучения, в которой комплектование классов определяется имеющимся у ребёнка объемом знаний, умений и навыков, умственными способностями и степенью имеющихся знаний учащихся. Однако адаптивная школа существенно отличается от классической мангеймской системы.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется с использованием различных методов и приемов организации разнообразной деятельности обучающихся: познавательной, правовой, эстетической и т.д. (формальное и содержательное разнообразие педагогического процесса представлено, например, тут). Адаптивная модель реализуется как в содержании образования, так и в организации образовательного процесса.

В адаптирующей педагогике школа создаёт условия ребёнку, а не ребёнок пытается привыкнуть к школе и освоить предложенный стандарт. При этом адаптация школы к ребенку, его возрасту, индивидуальным особенностям, достигается разнообразными уровнями предлагаемого материала, а так же его объемом и разнообразием методов образования. В такой среде ребёнок – это субъект, на который опосредованно воздействуют через семью, при этом осуществляют различные виды поддержки: психолого-педагогическую, социальную и экономическую. Если у ребёнка имеется необходимость в особых образовательных и иных потребностях, проводится компенсирующее обучение, создающее в окружении обучающегося такую среду, где регулируются пробелы школьного образования, педагогической запущенности в семье, устраняются нарушения в его работоспособности, проходит укрепление физических способностей и психологического состояния ребенка. Перед выпуском из школы подростки проходят профессиональную, социально-бытовую ориентацию, которая в будущем позволяет им легко пройти адаптацию к условиям реальной жизни.

Задачи адаптивной школы

  • образовательно-воспитательный процесс реализовывать на современных научно-практических достижениях, образование должно быть непрерывным, детский сад и школа взаимодействуют в тесном сотрудничестве;
  • разработать и реализовать в жизни программу социального, медицинского, психологического, педагогического содержания развития детей и подростков;
  • всесторонне изучение развития личности, с целью создания и реализации индивидуального маршрута развития каждого субъекта обучения;
  • постоянное повышение профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения, для работы их с использованием инноваций, для проведения различных экспериментов;
  • ввести и реализовывать программы дополнительного образования для детей, обучающихся и их родителей;
  • создавать социально-экологическое содержание на основе новых психолого-педагогических технологий;
  • использовать актуальные технологии в принятии управленческих решений, создавать условия их освоения педагогическим коллективом [2].

Ступени адаптивной школы

В адаптивной модели обучения рализуется следующая ступенчатая структура.

Первая ступень. Образовательный процесс в детском саду (дети от четырех лет до пятилетнего возраста); школа раннего развития (дети, проживающие в определенном микрорайоне, но не посещающие ДОУ - неорганизованный контингент детей).

Вторая ступень. Начальное общее образование: с первого по четвертые классы (дети с шести до девяти лет). Создаются классы, занимающиеся по методике Л.В. Занкова и компенсирующего обучения.

  • опережающего обучения;
  • для способных усвоить стандарты без особых затруднений;
  • для нуждающиеся в дополнительной поддержке при освоении образовательной программы, испытывающие необходимость коррекции психофизического здоровья.
  • общеобразовательного уровня;
  • опережающего обучения;
  • с использованием индивидуального маршрута [1].

Востребованность адаптивной школы в современном образовании

Читайте также: