Сравнительный анализ делового этикета в различных странах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Существуют общепринятые правила делового поведения. Но в некоторых странах есть свои особенности — где-то нельзя передавать визитки левой рукой, где-то лучше не жать руку женщинам. Мы разобрались в самых важных вопросах российского и зарубежного бизнес-этикета.

1. Как здороваться?

По правилам бизнес-этикета, при знакомстве младший по статусу первый представляется старшему. А первым подаёт руку для рукопожатия, наоборот, человек, который занимает более высокую должность. Рукопожатие всегда делается правой рукой. Перчатки необходимо заранее снять.

В азиатских странах, особенно в Японии, Китае и Южной Корее, принято слегка кланяться при встрече. Иностранцам кланяться в ответ совсем не обязательно, просто будьте к этому готовы.

2. Как представлять коллег?

Правила похожие. Младшего по статусу или по возрасту представляют старшему. Одного человека всегда представляют группе людей. Среди равных по положению и возрасту людей следует представить менее знакомого вам человека более знакомому. В России считается допустимым среди равных по рангу и возрасту коллег мужчину первым представлять женщине.

3. Как обмениваться визитками?

Визитную карточку принято передавать правой рукой, даже если вы левша. В мусульманских странах это правило обязательное. А в Японии, Израиле, Индии, Китае, Сингапуре и Южной Корее визитка передаётся и принимается двумя руками.

4. Как одеваться?

На бизнес-встречах следует соблюдать дресс-код. В деловом стиле запрещены джинсы, декольте, спортивная обувь и массивные аксессуары. Цвета деловой одежды — тёмно-синий, чёрный, серый, коричневый, бежевый, сине-зелёный. Мужчинам следует надеть классический костюм и туфли чёрного цвета.

Женский дресс-код предполагает классический брючный или юбочный костюм, офисное платье или закрытое платье-футляр с юбкой ниже колена. Обувь должна быть закрытой. В любую погоду следует надевать колготки телесного цвета, голые ноги недопустимы.

5. Как себя вести?

Собираясь в деловую поездку, изучите правила этикета и невербального общения, принятые в этой стране. Они могут оказаться неожиданными. Например, в азиатских странах принято вести себя сдержанно — смех и активная жестикуляция могут быть расценены как несерьёзное отношение к делу. А в США, наоборот, атмосфера на деловых встречах может быть ближе к неформальной, чем к официальной.

6. Как относиться к женщинам?

7. Как пользоваться телефоном во время встречи?

Никак. Старайтесь не класть телефон на стол и не разговаривать по нему во время деловых встреч — это заставляет окружающих думать, что у вас есть дела поважнее. Лучше всего перевести телефон в тихий режим.

Но если телефон всё же зазвонил, отклонять звонок невежливо. Извинитесь перед окружающими, ответьте и попросите перезвонить позже.

8. Как платить за обед?

9. Как планировать время встречи?

Не опаздывать. Это чрезвычайно невежливо в любой стране, а в Японии и Китае опоздание будет воспринято как личное оскорбление. На встречу лучше приходить за 10 – 15 минут до начала.

В западных странах, особенно в США, любые переговоры проводятся быстро и по делу, время не тратится на формальности и дружеские беседы. На Востоке, наоборот, торопиться во время обсуждения считается неприличным. Принятие решений занимает много времени и всегда проводится в несколько этапов, так что одной встречи для переговоров будет недостаточно.

10. Как дарить подарки?

При выборе презента следует учитывать характер отношений с партнёрами, их национальность, пол, возраст, интересы и увлечения. Главное правило бизнес-вежливости: партнёры не должны расценить подарок как способ влияния на принятие решений.

На Западе обмениваться подарками на деловых встречах не принято, а слишком дорогие подарки и наличные деньги вовсе будут восприняты как взятка.

В странах Ближнего и Дальнего Востока принимайте и вручайте подарки только правой рукой или обеими: левая рука считается нечистой. В мусульманских странах не выбирайте в качестве презента алкоголь.

Деловой этикет – неотъемлемый компонент, который формирует культуру общения в разных государствах. Готовясь к встрече с партнерами из другой страны, необходимо изучить нормы общения, особенности дресс-кода, запретные темы в разговоре или жестикуляцию в ходе переговоров.

Деловые переговоры

Деловой этикет в разных странах

При установлении прочных международных отношений политики и бизнесмены руководствуются нормами международного этикета. Чтобы не допустить ошибок, перед запланированной встречей необходимо подробно изучить национальные особенности делового этикета.

Помимо характерных для этикета каждой страны норм, есть универсальные правила, которые действуют практически в каждой из них. К ним относится следующее:

  • вежливость в общении;
  • уважение к религии, праздникам, еде принимающей страны;
  • правильное произнесение имен лиц, с которыми ведутся переговоры, а также тех, кто управляет страной;
  • отказ от сравнения страны пребывания с собственной страной и ее традициями;
  • отказ от критики государства, которое выступает принимающей стороной, его политики, национальных особенностей;
  • строгое соблюдение пунктуальности;
  • официальное ведение корреспонденции.

Чтобы не допустить ошибок при взаимодействии с иностранными партнерами, необходимо воспользоваться услугами опытного переводчика.

Общие принципы международного этикета

Деловой этикет в разных странах построен на ряде принципов, которые касаются начала общения с партнерами, дресс-кода, поведения за столом.

Формы приветствия

Приветствие – важный элемент в построении отношений международного уровня и дальнейших партнерских отношений. Общепринятые нормы предусматривают:

В остальном понятие о полноценном приветствии разнится для каждого государства. Например, в Индии, здороваясь, человек прикладывает к груди руки, сложенные как во время молитвы. В Японии в ответ на приветствие необходимо поклониться.

Общение и установление контакта

Нормы международного этикета, касающиеся делового общения и установления контакта, заключаются в следующем:

  • первая встреча с собеседником начинается с взаимного представления участников переговоров, представления делегаций, рассказа о своих организациях;
  • в случае, если встреча между сторонами уже происходила ранее и собеседники знакомы друг с другом, начать новую встречу следует с краткого обзора событий, которые произошли с того момента;
  • для начала делового общения в качестве хорошей темы выступает обмен мнениями по профессиональным проблемам, обзор новых тенденций и технологий;
  • важно проявлять безусловное уважение и внимание к партнерам, выслушивать мнение оппонента и выдерживать паузу. В ходе беседы следует избегать поучительного тона.

Чтобы переговоры привели к успешному исходу, необходимо вести себя рационально, демонстрировать понимание точки зрения партнера, давать только достоверную информацию.

Существуют особенности делового этикета в разных странах, которые касаются стиля ведения переговоров. Например, для американцев характерен внешне дружелюбный и открытый настрой, французы в ходе переговоров придерживаются сохранения независимой позиции. Японцы стремятся избегать конфликтов и угроз, почти не используют угроз в ходе переговоров.

Принятие решения

Согласно нормам этикета, принятое в результате переговоров решения должно соответствовать следующим критериям:

  1. конкретность;
  2. обоснованность;
  3. полномочность;
  4. строгая ответственность;
  5. минимальное число корректировок.

Переговоры

Обосновывая вынесенное решение, необходимо всесторонне аргументировать его партнерам.

Деловая одежда

В каждой стране существуют национальные костюмы и представления о дресс-коде. Внешний вид человека формирует у партнеров первоначальное мнение о нем.

При выборе костюма необходимо помнить о единстве общего образа. Нельзя смешивать в одном костюме сугубо деловой и спортивный стиль. Эти правила касаются как мужчин, так и женщин.

Качество аксессуаров должно соответствовать качеству костюма.

Иногда, в попытке расположить к себе собеседника, человек надевает национальный костюм принимающего государства. Поступать так категорически запрещено, поскольку это может противоречить религиозным нормам.

Столовый этикет

В каждом государстве приняты определенные нормы принятия пищи, но есть и общие нормы столового этикета. К ним можно отнести следующее:

  • нельзя, еще не начав есть, брать в руки столовые приборы и перекладывать их на другие места;
  • если при приеме пищи столовый прибор упал на пол, не стоит самостоятельно поднимать его. Нужно позвать официанта и попросить его принести чистый;
  • для того, чтобы положить на свою тарелку еду из общего блюда, нужно пользоваться раздаточными столовыми приборами, которые находятся на нем, а не индивидуальными;
  • когда прием пищи окончен, следует положить столовые приборы параллельно друг другу, ручками вправо. В странах Европы вилку располагают зубчиками вниз, в Америке – вверх;
  • при посещении официальных обедов или ужинов нельзя демонстрировать неудовольствие местной пищей.

Религия

В странах Европы и Азии недопустимо обсуждать религиозные вопросы. Воспитанный человек никогда не интересуется вероисповеданием другого, не спрашивает об особенностях проведения того или иного религиозного обряда.

Общие особенности делового этикета в азиатских странах

В азиатских странах деловым нормам этикета придают особое значение.

В Китае, Индии, Японии следуют таким правилам:

Восточные партнеры никогда не делают прямых замечаний человеку, который нарушает нормы этикета, но об этом можно догадаться по их поведению.

Особенности делового общения в странах Европы

В европейских странах важное значение придают деловому этикету, так как европейцы характеризуются повышенным формализмом.

Обмен визитками

Общие правила делового общения в европейских государствах, которыми руководствуются в политике и бизнесе:

  • если собеседник лично не попросил называть его по имени, то не стоит пытаться смягчить его. Нужно подождать, пока партнер сам не обратится с просьбой быть менее формальным;
  • титулы – важная составляющая статуса европейца. Обращаясь к специалистам (например, докторам или юристам) к имени обязательно нужно добавлять звание, ученую степень;
  • пунктуальность очень важна в европейской культуре. Особенно в этом вопросе требовательны англичане, а вот меньше всего из-за опоздания партнера расстроятся в Испании;
  • рукопожатие и кратковременные объятия – допустимый жест в европейском деловом этикете. В Великобритании рукопожатие допустимо только однократно, в остальных странах подавать руки можно часто;
  • обмен визитными карточками в Европе давно стал методом, который способствует установке деловых контактов. Если партнер не дал собеседнику визитную карту, это считается оскорблением.

Деловой этикет – комплекс норм общения и поведения с характерными для каждой страны мира чертами. Деловой этикет охватывает сферы приветствия, общения, дресс-кода, поведения за столом.

экономических связей происходит рост рынков экспорта и импорта, многие компании становятся многонациональными. Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением этикета бизнесменами (и не только ими) тех стран, с которыми они сотрудничают. Местный этикет при ведении дел за границей - большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам. Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры.

Знание этикета собственной страны еще мало что гарантирует. Поэтому,

чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов на успех.

В. А.Сухарев и М. В. Сухарев выделяют ряд правил этикета, справедливые независимо от того, куда вы приехали:

- уважайте национальные традиции в еде, праздники, религию и

руководство страны, в которой вы находитесь;

- не сравнивайте со своей страной;

- ничего не критикуйте;

- будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах;

- не хвастайтесь большими деньгами;

- ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь;

- очень важны титулы, ими следует пользоваться;

- корреспонденция должна иметь очень официальный характер;

- приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте

вашей визитной карточки была информация на языке этой страны;

- обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны.

Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев;

- не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, что это имеет религиозный характер;

- нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание

- имена следует запоминать. Если имя трудное, не вредно будет

потренироваться в его произношении. Имейте в виду, что имена могут

указывать на социальный статус и семейное положение. По именам звать людей не следует, если они сами об этом не попросят.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до известной эпохи Мейдзи была почти наглухо закрытой для остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она была под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях

к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак,

покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но, как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового

этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Этикет имеет не только исторические, но и географические и

этнографические особенности. Так, в Англии 16 века в годы правления Генриха VII этикет требовал, чтобы "гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных".

Так, например, в Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии -

постоянно извиняться перед гостями, что нечем угостить гостей (хотя стол

ломится от яств), что на Востоке суп подают в конце еды (обеда), а

вежливость англичан проявляется в точности, доходящей до педантизма, в Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном.


Ответы, на ниже стоящие вопросы, помогут Вам

структурировать учебный материал и закрепить основные понятия темы.

Задание.Письменно ответьте на следующие вопросы.

вопрос ответ
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Что означает термин – этикет? Какая страна является родиной этикета? Что такое деловой этикет! Дайте определение Перечислите составляющие делового этикета Назовите виды этикета. Дайте определение понятию – манера Приведите примеры хороших манер в обществе. Какие основные принципы лежат в основе правил делового этикета: Перечислите основные правила делового этикета: …………………………………….. …………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………… ………………………………………………. ……………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………. ………………………………………….. …………………………………………. …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………. …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… ……………………………………………. ……………………………………………





Тестовый контроль

Задание:Внимательно прочитайте утверждение и выберите один правильный ответ.

1. Родиной этикета является:

2. Этикет – это

А) установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя

совокупность правил, регулирующих внешнее выражение

Б) регламентируемое поведение людей, связанное с выполнением ими

служебных обязанностей, и является важнейшей стороной морального

поведения делового человека.

В) характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика

Г) сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в

Деловой этикет – это

А) правила, нормы, разъясняющих, каким образом

следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим

человеком в определённой ситуации

Б) совокупность моральных норм, которые определяют отношение

человека к своему профессиональному долгу;

В) сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в

Г) регламентируемое поведение людей, связанное с выполнением ими

Задание: заполните пробелы

4. Перечислите основные правила делового этикета:

Вследствие мощного всемирного процесса объединения и усиления

экономических связей происходит рост рынков экспорта и импорта, многие компании становятся многонациональными. Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением этикета бизнесменами (и не только ими) тех стран, с которыми они сотрудничают. Местный этикет при ведении дел за границей - большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам. Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры.

Знание этикета собственной страны еще мало что гарантирует. Поэтому,

чем больше вы почерпнете информации о той стране, в которую собираетесь ехать, тем больше у вас будет шансов на успех.

В. А.Сухарев и М. В. Сухарев выделяют ряд правил этикета, справедливые независимо от того, куда вы приехали:

- уважайте национальные традиции в еде, праздники, религию и

руководство страны, в которой вы находитесь;

- не сравнивайте со своей страной;

- ничего не критикуйте;

- будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах;

- не хвастайтесь большими деньгами;

- ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь;

- очень важны титулы, ими следует пользоваться;

- корреспонденция должна иметь очень официальный характер;

- приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте

вашей визитной карточки была информация на языке этой страны;

- обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны.

Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев;

- не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, что это имеет религиозный характер;

- нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание

- имена следует запоминать. Если имя трудное, не вредно будет

потренироваться в его произношении. Имейте в виду, что имена могут

указывать на социальный статус и семейное положение. По именам звать людей не следует, если они сами об этом не попросят.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до известной эпохи Мейдзи была почти наглухо закрытой для остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она была под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях

к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак,

покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но, как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового

этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Этикет имеет не только исторические, но и географические и

этнографические особенности. Так, в Англии 16 века в годы правления Генриха VII этикет требовал, чтобы "гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных".

Так, например, в Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии -

постоянно извиняться перед гостями, что нечем угостить гостей (хотя стол

ломится от яств), что на Востоке суп подают в конце еды (обеда), а

вежливость англичан проявляется в точности, доходящей до педантизма, в Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном.


Ответы, на ниже стоящие вопросы, помогут Вам

структурировать учебный материал и закрепить основные понятия темы.

Задание.Письменно ответьте на следующие вопросы.

вопрос ответ
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Что означает термин – этикет? Какая страна является родиной этикета? Что такое деловой этикет! Дайте определение Перечислите составляющие делового этикета Назовите виды этикета. Дайте определение понятию – манера Приведите примеры хороших манер в обществе. Какие основные принципы лежат в основе правил делового этикета: Перечислите основные правила делового этикета: …………………………………….. …………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………… ………………………………………………. ……………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………. ………………………………………….. …………………………………………. …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………. …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… ……………………………………………. ……………………………………………


Тестовый контроль

Задание:Внимательно прочитайте утверждение и выберите один правильный ответ.

Этикет

Этикет

Этикет запись закреплена

Сравнительный анализ делового этикета в различных странах

Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Установление прочных деловых отношений с зарубежными партнёрами обязывает знать деловой этикет.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до известной эпохи Мейдзи была почти наглухо закрытой для остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она была под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак, покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Этикет имеет не только исторические, но и географические и этнографические особенности. Так, в Англии 16 века в годы правления Генриха VII этикет требовал, чтобы "гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных".

Так например в Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии - постоянно извиняться перед гостями, что нечем угостить гостей (хотя стол ломится от явств), что на Востоке суп подают в конце еды (обеда), а вежливость англичан проявляется в точности, доходящей до педантизма, в Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном.

Общение начинается с приветствия, Многообразие форм приветствий не поддаются всестороннему описанию и классификации (кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, словесное приветствие и т.д.). Формы приветствия разнообразны.

О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибера, снимал шляпу, высовывал язык, а левую руку держал за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Англии, женщина на улице, как правило, первая приветствует мужчину, т.к. ей представляется право решать, желает ли она публично подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев существует 3 вида поклонов: низкий, средний, лёгкий (с углом 150).

Нормы и правила этикета часто вызывают разного рода разногласия. Так, русский писатель Куприн был противником такой формы приветствия как целование женских рук. Однако, известно, что например, польский этикет признаёт такую форму приветствия дамы.

Этикет предписывает как прощаться. Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев не прощаться. Это всюду кроме Англии называется "уйти по-английски", а в Англии - "уйти по-французски".

Что касается расстояния между говорящими, то, как правило, партнеры равного статуса общаются на более близком расстоянии, чем начальник и подчиненный. Жители стран Латинской.Америки и Среднеземноыорья устанавливают дистанцию общения более близкую, чем жители стран Северной Европы. Расстояние между говорящими уменьшается с севера Европы на юг (такая же закономерность была отмечена и для Северной и Южной Америки). Если для жителя Великобритании приятное, естественное расстояние - 1,5 - 2 метра, то для жителя Греции достаточно 1 м. Американцы и англичане располагается сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положений.

Институт гостеприимства существовал в очень сходной форме у самых разных народов мира: у древних германцев и евреев, у арабов и австралийцев, индейцев и народов Севера. Поразительные совпадения в ритуале приема гостя у народов, удаленных друг от друга во времени и пространстве, конечно, не могут быть случайными, они свидетельствуют об устойчивости неких глубинных структур ритуала, его семантических мотиваций.

У якутов проезжий мог в любое время зайти в дом, расположиться там, пить чай, варить пищу или ночевать. Даже неприятного ему человека хозяин не смел удалить из своего дома без достаточно уважительных причин. Чукчи утверждали, что хозяин должен сохранить уважительное отношение к гостю, даже если тот его побьет.

Классической страной гостеприимства по праву считается Кавказ. Это обусловлено укладом кавказских горцев, сохранностью высокоритуализованной рыцарской культуры, а также географической изолированностью, способствовавшей консервации архаических черт быта. В то же время гостеприимство народов Кавказа не является чем-то совершенно исключительным, оно находит множество параллелей в других регионах, в частности у. славянских народов Балканского полуострова.

"Именно право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и предоставить все необходимое - EOT что прежде всего характеризовало обычай гостеприимства у адыгов и других кавказских горцев",- пишет исследователь культура адыгов В.К.Гарданов.

Соблюдение законов гостеприимства считалось одной из наиболее важных обязанностей человека. Оно строго контролировалось обычным правом. Так, например, в Осетии за их нарушение сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. При столкновении обязанностей гостеприимства с обязательствами кровной мести преимущество отдавалось первым.

На Северном Кавказе каждый горец имел специальное помещение для гостей (так называемая кунацкая). У состоятельных людей это мог быть отдельный дом, у менее богатых - часть жилого дома, совпадавшая с мужской половиной. Гостевой дом являлся также своеобразным клубом, где собиралась молодежь, исполнялись музыка и танцы, происходил обмен новостями и т.д.

У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменялись триады в день. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром, и называлось это "пища того, кто придет".

Подобные обычаи существовали и у славян. В "Жизнеописании Оттона Бамбергского" (ХП век) рассказывается о балтийских славянах. "Что особенно вызывает удивление - их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без явств, но каждый отец семейства имеет отдельный дом, опрятный и честный, назначенный только для удовольствия. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами: принимаются одни, немедленно ставятся другие; нет ни мышей, ни кошек, но чистая скатерть покрывает явства, ожидающие потребителей; и в какое время кто ни захотел бы поесть, будут это чужие-гости или домочадцы, их ведут к столу, где стоит все готовое. Обычай держать на столе постоянно хлеб и соль был еще в XIX веке почти повсеместным у восточных и западных славян.

У многих народов древности иноплеменник, чужестранец был существам совершенно бесправным и его можно было безнаказанно ограбить или даже убить. В противоречии с этим, казалось бы, находится институт гостеприимства и отношение к гостю как сакральной фигуре. Судя по лингвистическим данным, подобной двойственностью характеризовалось восприятие пришельца у древних индоевропейцев. Характерно, что в ряде языков "гость" и "чужак" обозначаются словами одного корня, а слово, обозначавшее гостя, может относиться также и к богу (русское "гость" родственно "господин" и "господа", но может обозначать и "недобрых людей, незванных посетителей, воров, особенно грабителей на Волге").

До тех пор, пока пришелец не опознан, он воспринимается предельно эмоционально. Он может оказаться и Богом, который пришел, чтобы наделить счастьем и долей, и врагом, готовым лишить их. Хевсурская пословица гласит: "Жди гостя и смерти". Все эти муки распознавания сменяются душевным равновесием, когда пришелец становится гостем. Здесь очень важен сам момент идентификации пришедшего. Характерное приветствие гостя у абхазов "бзаола шэаабеит!" значит буквально "чтобы по хорошему (случаю) мы вас видели!", "чтобы ваш приход был добрым!", 'Это не просто приветствие, но своеобразное заклятие, предопределяющее тактику поведения пришедшего. Если явившиеся имели недобрые намерения, они могли ответить с угрозой: "Как бы вы ни смотрели на нас - хорошо ли, плохо ли, - мы пришли!".

Насколько двойственен потенциально опасен пришелец, настолько однозначен, целен и предсказуем образ гостя. Ритуал гостеприимства организован таким образом, чтобы полностью подчинить гостя своему сценарию, вне зависимости от того, кем он является. Бог, враг или простой путник, следующий по своим делам, будут приняты примерно одинаково, хотя и с разной степенью почета. Как говорит русская пословица: "В поле враг, дома гость: садись под святые .почитай ендову".

Ритуал гостеприимства можно представить как диалог двух сторон, вступающих в общение. И хозяин, и гость подчиняются жесткому этикетному сценарии, который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достигнуть определенных целей: хозяину - достойно принять гостя, заслужив тем самым почет и уважение окружающих и милость Бога, гостю - получить пищу, приют и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязуется защищать его наравне с членами своего рода.

Любопытно в этом отношении описание обычая гостеприимства у славянских народов в трактате "Тактика и стратегия", авторство которого приписывалось императору Византии Маврикию (VI в.н.э.). "К чужестранцам благосклонны, усердно заботятся о них и провожают из одного места Б другое, куда пожелают, здоровыми и невредимыми, так что если бы чужестранцу был причинен вред в хижине того, кто должен был о нем заботиться, то на него нападает сосед, вполне уверенный в том, что мстя за иностранца, совершает благочестивое дело".

В самых различных традициях обязательный, принудительный характер имеет трапеза, и гость не может откезаться от неё, чтобы не обидеть хозяев. В этом одно из отличий традиционных обычаев от современных европейских, согласно которым человек волен есть то и столько, что и сколько ему хочется. Накормить гостя - это обязанность хозяина, так он оказывает честь гостю и в тоже время удерживает свою честь демонстрацией щедрости.

Совместная трапеза является сердцевиной и сосредоточением ритуала гостеприимства. Это испытание веками средство приобщить пришельца к дому, сделать его "своим". В тоже время застолье наглядная модель коллектива, его идеальный образ, переведённый на язык застольного пространства.

Хорошие манеры служат благородной оправой истинной нравственности, но не являются достаточным основанием, чтобы судить о человеке по существу его достоинств.

Хорошие манеры, стиль поведения, деликатность, тактичность не формируются сами по себе. Большое значение здесь имеют социальная микросреда, в которой живёт человек, полученное в детстве воспитание, но в любом случае человек может овладеть хорошими формами общения, только будучи заинтересованным в этом.

Читайте также: