Что характеризует здания построенные в стиле эклектики кратко

Обновлено: 08.07.2024


Примерно с середины XIX века в России появляется стиль эклектика. В архитектуре он выразился наиболее контрастно. Это направление приходит на смену классицизму. Но если прошлый стиль дал городам регулярную планировку, положил начало центрам, то эклектика заполнила жесткую структуру кварталов и завершила городские ансамбли.

Как зарождалось направление

современная эклектика

На заре XIX века по всей стране началось бурное развитие капитализма, оно сопровождалось активным строительством железных дорог, появление которых возрождало к жизни небольшие города. Именно так произошло, например, с Челябинском и Курганом, а что касается их ближнего региона Екатеринбурга, то он к концу XIX века стал крупным железнодорожным узлом. То же самое происходило и в других частях страны.

Конечно же, все это создало предпосылки для дальнейшего развития городов, начинают появляться новые жилые и коммерческие здания. Все больше и больше строилась магазинов. Дома, которые изначально были созданы для того, чтобы сдать их внаем, начали передавать в аренду частным предпринимателям под магазины. Стоит отметить, что такая ситуация была только с нижними этажами. Что касается верхних квартир, они все так же были предназначены для жилья либо для каких-то мелких контор.

Архитектурный стиль эклектика, характерные черты

эклектика архитекторы

Благодаря тому, что число зданий постоянно росло, их старались украшать как можно разнообразие, чтобы привлекать внимание. Делали это, конечно же, в рекламных целях.

Архитектура в стиле эклектика отличается от своих предшественников обилием и разнообразием декоративных элементов. Это давало творцам большую свободу действий и широту творческой мысли. Эклектика допускала одновременное использование элементов самых разных стилей: готики, барокко, ренессанса, византийского, финского, псевдорусского и так далее.

Усадьба Севастьянова

Дом Севастьянова

Один из самых ярких представителей стиля эклектики в архитектуре расположен в Екатеринбурге. А также этот дом еще и один из самых первых сооружений в данном направлении на Урале. Здание принадлежало гордому чиновнику Севастьянову, которой построил его в 1860-1863 гг.

Основу дома составила угловая постройка с круглой ротондой. Она была выполнена в классическом стиле. Интересным фактом является то, что изображения первоначального образа дома Севастьянова сохранилось и по сей день, только с некоторыми изменениями. Позже архитектор перестроил здание, очень сильно изменив, и украсил строение всеми возможными стилями.

Городская легенда гласит, что Севастьянова спросили, в какой эпохе он предпочитает дом. Он показал на несколько стилей и сказал, что ему нравится все.

Конечно, совместить все и сразу не получилось, но в современном доме каждый может увидеть признаки самых разных эпох. То есть человек видит все - от классики: оставшиеся колонны и круглую ротонду с небольшим куполом; от барокко: элитные фронтоны над окнами второго этажа, а часть только со стороны проспекта; до готического стиля, напоминающий Собор Саграда-Фамилия в Барселоне.

Особенность строения

Несмотря на то что все здание выполнено в различных эпохах, архитектор решил еще немного разнообразить строение. Все окна усадьбы разные, например, на первом этажа использован один размер и одна форма. На втором этажа все представлено в другом стиле. И по-другому оформлены окна третьего уровня, они почти квадратные.

Вот такое вот разнообразие деталей можно увидеть. Все это смесь эпох, в которой можно увидеть и черты барокко, и классические детали. А готические мотивы придают свободу игре разными стилями.

Доходный дом Уваровых

Доходный дом Уварова

Эпоха эклектики - это когда становится можно строить все что хочешь и оформлять здания как хочешь. И вот в конце XIX века, в России начинается расцвет данного направления.

Но стоимость создания архитектуры в стиле эклектика, слишком большая, поэтому самыми красивыми домами были только общественные здание, церкви и постройки самых богатых жителей.

Рассматривая дом Уваровых, городских чиновников, который был построен в первой трети XIX века, в стиле классицизм, можно понять, какие изменения в облике городов произошли. При переходе между стилей, косметика дома, изначально, была предельно простой. Оформлялись дома просто и лаконично. До появления эклектики, классицизм был четко регламентированным.

Предполагалось, что здания должны были выглядеть лаконично, в фасадах домов не допускалась вольность, как и в украшении зданий. Поэтому дома простых горожан имели в основном строгие фасады, практически без архитектурного декора.

Когда в архитектуре проснулся период эклектики, каждый владелец дома мог украсить здание так, как он этого хочет. Теперь можно сделать строение такой формы, какой хочет владелец, такой этажности какую хочет использовать он сам. Любые элементы декора, какие ему нравятся, в общем, можно делать все что угодно.

Города расцветают и приобретают индивидуальность отдельных зданий. Происходит это потому, что они строятся непохожими один на другой. Именно такие изменения и случаются с усадьбой Уваровых.

Особенные строения

Дом Зигайнова

Еще одно примечательное здание — это дом Загайнова. Он был небольшим чиновником в Горном ведомстве, потом оставил службу и начал заниматься торговлей выпечки на хлебном рынке. Загайнов не стал перестраивать свой дом по велению моды. Но усадьба все же была изменена, и произошло это в 1872 году благодаря архитектору Реутову. Это один из самых известных архитекторов эклектики.

Данное здание особенное. Дом Загайнова — это уникальная разновидность эклектики, заметно, насколько строение отличается от предыдущего варианта усадьбы невооруженным глазом.

Архитектор Реутов для оформления здания использует разнообразные варианты лепнины, каждый элемент очень детально и качественно проработан. Благодаря такому видению дом получается очень нарядным.

с 1910 по 1916 год в доме Загайнова располагалась библиотека имени Белинского, первая публичная общедоступная библиотека Екатеринбурга. "Белинка" была основана в 1899 году по инициативе частных лиц и получила название в честь литературного критика Виссариона Белинского в 1916 году. Из дома Загайнова она переехала в собственное здание, построенное на вознесенском проспекте. Несмотря на то что зданием активно пользовались, оно осталось в своем прежнем виде.

Современная эклектика

Интерьер в стиле смешанной эпохи сделать очень легко. Осматривая дома, которые относятся к эклектике, можно выделить определенные образцы для подражания.

Спас на Крови

Если речь заходит о допустимых красках, то в пример лучше всего привести Спас-на-Крови, который создал великий архитектор Альфред Александрович Парланд. Несмотря на то что в основе создания храма стоит русский стиль, искусствоведы находят много смешений во внешнем виде. Именно красочность Спаса-на-Крови и привлекает многих туристов. И это не удивительно, ведь данное здание является образцом идеального сочетание цветов.

Особняк Лопатиной

Одно из лучших сочетаний множества стилей можно обнаружить в центре Москвы — это особняк Лопатиной. Архитектором данного строения был Александр Каминский.

Архитектурный ансамбль главного фасада здания представлен поясом филенок под окнами первого этажа, чередой архивольтов на широком фризе, простенками между окнами и сохранившимися в первозданном виде изразцами. Полуциркульные окна встроены в ампирную аркаду. Колонки, углы ризалита и фасада, сандрики в виде трехчастных кокошников оформляют окна второго этажа. Килевидные кокошники завершают оконный ряд третьего этажа. Высокая пирамидальная крыша с ажурным возвышением на коньке подчеркивает центр дома и выделяет здание на фоне общего ансамбля улицы. В единой с домом стилистике выполнена сохранившаяся в первоначальном виде кованая ограда XIX века.

Стены из разноцветного облицовочного кирпича составляют ключевой орнамент главного фасада. Двухцветные керамические вставки имитируют узор вышивки крестом. Парадные двустворчатые двери с арочным завершением расположены со стороны Большой Никитской улицы. Внутреннюю планировку здания отличают цилиндрические и парусные своды с распалубками в подвале и гостиной на первом этаже.

Дом Лопатиной выделяется отсутствием стилевого единства между внешним обликом здания и его эклектичным интерьерами.

Интерьер в стиле эклектика

интерьер в стиле электика

Точно подобранные приглушенные колористические акценты на материальных формах. Дизайнерам удалось подружить несколько стилей. Эклектика — это и есть смешение. Обычная люстра, обрамляющая окно, с современной яркой кухней. Или черный лак нержавейки и зебрано. Или стальная кожа в интерьере в сочетании со стенами цвета увядшей розы. Все это примеры эклектики.

Красивое сложное сочетание вместе с декоративной штукатуркой слегка фиолетовых оттенков может также создать незабываемое сочетание в стиле ар-деко.

Один из интересных приемов, способных объединить разные стилистики — это деловой тон в интерьере. При этом в дополнении должна быть какая-то необычность. Например, в одном известном здании просто поставить стену архитектору казалось не очень интересно, поэтому он создал целый кинотеатр, не использовав огромную технику. Был сделан акцент на глубину аппаратуры, света и подсветки. Именно это все и дало различные ощущения от фильмов, да и от самого вида мини-кинозала.

Дополнение в интерьере

Считается, что зарождению эклектики способствовали, в частности, те места, где пересекались торговые пути и разные народы. Сплав культур и национальных традиций находил выражение в архитектура и интерьере. Вначале была популярна тема Востока. Именно она и прослеживалась в убранстве многих зданий. Например, восточные мотивы звучали в интерьере спален и в зазеркалье коридоров ведущих в гостиные. Которые завершали интерьер в разных оттенках, в разных материалах. Такие мелочи, как, например, стол, который, выполненный в золоте, сделает картину богаче и еще более стильной.

Строя здание в стиле эклектика, можно быть уверенным, что интерьер будет по-своему уникальным. Но стоит помнить, что лучше всего подходит игра на контрастах.

эклектизм в архитектуре Великобритании: квазивизантийский стиль

Эклектика в архитектуре в конце 19 и начале 20 веков очень сильно повлияла на архитектурные стили. Вид искусства, который регулируется строгими правилами, вступил в период исключений. В этой статье мы рассмотрим как понимают и используют это явление в архитектуре Европы, Америки и Азии. А так же рассмотрим фото наиболее типичных примеров течения.

Что такое эклектизм?

Дело в том, что не все стили определяются строго сформулированными правилами. Иногда хочется сочетать одно с другим. Академический термин – эклектика — произошёл от греческого слова eklektikos, что означает селективность или выбор лучшего.

На самом деле это не плохая база для создания собственного стиля. Явление имеет место быть в моде, работает в искусстве, и, как оказалось, стало главной тенденцией в архитектуре на рубеже 19-20 веков.

Эклектика в архитектуре — это плагиат?

На протяжении 19-го века Европа и Соединенные Штаты переживали крупные промышленные революции, в результате которых появились новые строительные материалы. Практично стало использовать чугун, кованое железо, сталь и пластинчатое стекло. Строгих правил в применении не существовало. Архитекторы стали искать вдохновение в далёком прошлом.

XIX век характеризуется возродившейся античностью — неоклассицизмом. Англичане в добавок к этому оживили готический стиль, создав неоготику, выросшую из могущественного средневекового наследия.

Этот интерес так распространился в западном мире, что архитекторы столкнулись с серьезным академическим вопросом: создаем ли мы оригинальные произведения или просто копируем древних мастеров?

После долгих дискуссий, в конце концов, пришли к заключению, что в новых условиях используются только некоторые элементы древних стилей. В действительности архитекторы не копировали, а выбирали лучшее и включали это в новые структуры с новыми целями.

Например, римский храм строили из камня для поклонения богам. Неоклассическое здание Капитолия США спроектировано по типу греческих и римских храмов. Но интерьер включает в себя современную сантехнику и электропроводку, ковры и другие удобства. Кроме того, никто не использует его, чтобы поклоняться Юпитеру. Таким образом, архитекторы взяли лучшие составляющие классицизма, но придали им новый смысл.

эклектика в архитектуре: капитолий в Вашингтоне

Здание Капитолия США в Вашингтоне

Так эклектика была введена в архитектуру. Изменяя строгие правила архитектурных традиций, отдавая предпочтение определённым элементам стиля, эклектика стала широко распространенной.

Некоторые искусствоведы называют этот период в развитии архитектуры историзмом, чтобы отделить его от другого направления эклектической архитектуры, определяемого как экспериментальная эстетика.

Творческая свобода: почему это плохо?

Эклектическая архитектура в СЩА. Carson Mansion Eureka California.jpg

Особняк Карсона, Эврика, Калифорния в американском эклектическом стиле под названием Queen Anne Revival. By Photo by Cory Maylett — Own work , CC BY-SA 3.0, Link

Как стиль, экспериментальная эстетика предлагала много творческой свободы. При этом никаких ограничивающих правил. Риск неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто был против движения).

Примеры эклектической архитектуры

Церковь Сент-Винсент-де-Поль (Париж)

эклектическая архитектура: Сент-Винсент-де-Поль

Эклектическая архитектура. Церковь Сент-Винсент-де-Поль в Париже.

Начнем с Франции, с церкви Сент-Винсент-де-Поль в Париже, спроектированной Жаном-Батистом Лепером в начале 19 века. Нижняя половина этой структуры выглядит очень классически. Мы видим ионические колонны, увенчанные треугольным фронтоном, как в греческом храме. Даже включение статуй во фронтон очень классическое. Конечно, не греческие боги, а католический святой Винсент (Викентий).

Однако, если мы поднимем взгляд, мы заметим две большие башни над фронтоном. Это прямо из готической архитектуры средневековой Европы (как Нотр-Дам в Париже). Два совершенно разных стиля (классический и готический), объединенные во что-то совершенно новое.

Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства) в Барселоне

Барселонский собор Саграда Фамилия (церковь Святого Семейства) был начат в пиковый период развития смешения стилей (1883-1926). Проект разработан Антонио Гауди. В нём можно видеть элементы готического стиля, объединённые с восточными мотивами и дополненные формами природного мира. В результате — создан характерный, оригинальный и узнаваемый стиль, имеющий множество поклонников — каталонский модерн или стиль Гауди. Строительство собора ещё не окончено.

Университет в Черновцах (Украина)

Резиденция буковинских и далматинских митрополитов в Черновцах, Украина, была построена между 1864-1882 гг. По проекту чешского архитектора Йозефа Хлавки.
При подготовке своих проектов Хлавка исследовал строительные традиции региона и, в результате работа сочетает византийский и мавританский стили.

Бирмингемский университет (Великобритания)

BirminghamUniversityChancellorsCourt

Работа архитектора Сэра Астона Уэбба, английского архитектора, разработавшего главный фасад Букингемского дворца и главного здания Музея Виктории и Альберта. Здание Бирмингемского университета (1900-12) в Великобритании построено в квази-византийском стиле архитектором Астоном Уеббом (Aston Webb).

Распространение эклектизма

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в континентальной Европе в таких странах, как

  1. Франция — архитектура боз арт (Beaux-Arts ),
  2. Англия — викторианская архитектура и
  3. Германия — Gründerzeit.

Позже перешла в Италию, Испанию, Нидерланды, Скандинавские страны, Португалию, Грецию и Балканы.

Америка

В американской архитектуре глубокий сдвиг произошел в конце XIX века. Архитекторы США Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим получали образование в École des Beaux-Arts в Париже. Они привезли из Европы новый подход к искусству, который стал краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке.

Это было время повышения благосостояния и стиль процветал. Исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствовали более богатому чувству местной культуры и истории. Гибкий подход к заказчикам определял стилистику вкусом клиента. Популярность эклектики развязывала руки архитекторам.

Эклектичный стиль в Бразилии Palácio das Indústrias, São Paulo.jpg

Дворец Индустрии (The Palácio das Indústrias) в Сан Пауло, Бразилия был разработан Доминициано Росси совместно с Рамосом де Азеведо и Рикардо Северо (1917). Эклектичный стиль. By The Photographer — Own work , CC BY-SA 4.0, Link

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии. Японские и китайские архитекторы, прошедшие подготовку в американских учебных заведениях, оказали влияние на традиционные школы. Эклектичные проекты в Азии: Банк Японии (1895 г.) Гинго Татсуно.

Эклектика в архитектуре Японии. Нео-барочное строение штаб-квартиры Банка Японии в Токио

Эклектика в архитектуре Японии. Нео-барочное строение штаб-квартиры Банка Японии в Токио. Public Domain, Link

Это было первое здание такого типа, разработанное японским человеком. Получив заказ, Татсуно немедленно отправился на год в Европу, чтобы изучить архитектуру Национального Банка в Брюсселе (Бейаер и Янссен).

эклектика в архитектуре Малайзии

Железнодорожная станция Куала-Лумпур в Малайзии (1910). Смесь восточных и западных стилей. Английский архитектор Артур Бенисон Хаббак (Arthur Benison Hubback) By Photo: Marcin Konsek / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, Link

Так называемая архитектура индо-сарацинского возрождения, в которой добавлены детали традиционной индийской архитектуры (в основном архитектура Моголов), была по своей природе эклектичной. Западные формы общественных зданий и дворцов в большинстве случаев спроектированы английскими архитекторами.

Эклектика умерла — да здравствует эклектика?

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах. Эклектика уступала место новому стилю. Переход к модернизму был активным, поскольку многие рассматривали его как авангард. Новые технологии и материалы, создаваемые в то время, создали новые формы. Несмотря на отход от эклектики в архитектуре, эпоха остается исторически значимой.

В российских же трудах часто используют этот термин, указывая на любое смешение стилей: например, в искусстве древнего Рима встречаются элементы из древнегреческих, египетских и азиатских направлений. Поэтому, когда заходит речь об эклектике в архитектуре, для корректности стоит выяснить, что имеется в виду:


Эклектика в архитектуре

Так или иначе, склонность к эклектичности существовала всегда, поскольку смешение стилей часто присутствовало и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Однако самостоятельным течением её признали лишь в XIX веке, когда появилась необходимость в обобщении уже существующих стилей и вместе с тем – в создании новых.

Изначально архитектурная эклектика воспринималась как явление отрицательное и несколько гротескное, так как она нарушала традиционные законы гармонии пространства и стиля. Это явление считалось показателем отсутствия стилистических норм.

Однако позже, примерно в середине XX века, популярность эклектики как стиля начала возрастать, ее стали рассматривать как альтернативу типичной и однообразной архитектуре. К числу наиболее влиятельных сторонников этого направления в России относятся Штакеншнейдер А.И., Быковский М.Д., Тон К. А., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н., Шретер В.А и многие другие.

Эклектика архитектура России

С появлением эклектики архитектурный ордер перестал быть главным (и фактически единственным) критерием для оценки архитектуры.


Таким образом, эклектика имела существенное значение с точки зрения расширения стилистического диапазона и архитектурной вариативности. Фактически она позволила не только эксплуатировать уже имеющиеся образы, но и создавать новые. В настоящее время эклектика – явление даже более распространённое, чем в период своего расцвета. Она имеет отношение не только к архитектуре, но и к дизайну – как интерьеров, так и одежды.

Примеры эклектики в архитектуре

И в России, и за рубежом было создано большое количество проектов: от храмов и музеев до жилых домов. Архитектурные объекты в стиле эклектика встречаются по всему миру и существенно отличаются друг от друга, несмотря на принадлежность к одному стилю. Это ещё раз доказывает, что с появлением эклектики у архитекторов стало больше возможностей для выражения своих замыслов.

Эталоном может считаться здание оперы Гарнье, которое является примером стиля боз-ар. Внимания заслуживает не только роскошный зрительный зал необычной формы, украшенный бархатом и позолотой, но и фойе, выполненное в виде галереи с окнами.


Также в здании оперы есть библиотека-музей, где хранятся архивы и проводятся выставки.

Ещё один архитектурный объект – здание Рейхстага в Берлине.


Его купол выполнен из стекла и стали, на вершине находится смотровая площадка. Конструкция здания – это не только сочетание оригинальных архитектурных элементов, но и экологичная энергосистема.

В архитектуре Скандинавии к эклектичным зданиям можно отнести театр оперный театр в Осло. Эта современная постройка из камня и металла органично вписывается в норвежский пейзаж и сочетается с морским портом. Характерным элементом здания является наклонная крыша.

опера в осло


Существуют и здания, которые стали относить к стилю эклектика лишь в результате постепенных изменений. Так, например, Дворец связи, расположенный в центре Мадрида, изначально был построен в стиле модерн. Однако он претерпел множество модификаций и реконструкций. В связи с разным видением архитекторов его стиль стал довольно неоднозначным. В настоящее время в его облике присутствуют элементы неоплатереско, барокко и сецессиона. В здании появилась галерея и стеклянный купол.


История эклектики как стиля

Стиль эклектика развился в XIX веке в связи с тем, что появился конфликт между существующими стилями и направлениями – они были не в состоянии в полной мере отразить связь между искусством и общественной жизнью. Именно поэтому появилась необходимость в том, чтобы обобщить все тенденции и привнести в привычную обстановку нечто новое.

Что касается предметов мебели, то порой они были не очень удобными, так как целью было привлечение внимания, эпатаж. Тенденция нашла своё продолжение и в период правления Наполеона III (1871- 1940).

В Великобритании расцвет эклектики пришёлся на период с 1840 по 1900 гг., когда царил Викторианский стиль . Чаще всего он сочетал в себе рококо, готику, а также английские, африканские, индийские мотивы.


Этот стиль стал проявлением роскоши и статуса, без каких-либо негативных ассоциаций; до сих пор он считается образцом английского интерьера. Монументальная и в то же время изящная мебель, камин, абажуры, мягкие кресла и ковры были неотъемлемыми атрибутами традиционного и в то же время эклектичного интерьера. Приглушённые тёплые тона, тёмное дерево и кованые предметы декора – всё это создавало атмосферу уюта и надёжности.

В современных интерьерах чаще всего сочетают прованс и шебби-шик. Оформить помещение в этих стилях гораздо проще, и они могут считаться максимально близкими к Викторианскому.

В России черты эклектики наиболее ярко проявились в Неоготике, Русско-византийском и Русском стилях.

Неоготика (её также называли псевдоготикой) была распространена по всему миру. Для неё было характерно выборочное использование элементов готического стиля, которые сочетались с элементами Барокко. Примерами могут служить Ласточкино гнездо в Крыму и подмосковная Царицынская усадьба.


Русско-византийская архитектура была предвестником Псевдорусского стиля и была представлена преимущественно соборами и храмами, в числе которых храм Христа Спасителя и Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Русский стиль можно назвать логическим продолжением данной тенденции, допускающим сочетание целого ряда стилей – от романтизма до модерна, периодически допускалась интерпретация древнерусских мотивов. Одним из наиболее выдающихся проектов этого периода стал архитектурный ансамбль Кремля.

Новый виток развития начался в послевоенные годы, когда появилась потребность в поиске новых архитектурных форм.

Эклектика в интерьере

По сути, практически любой интерьер – это смешение стилей, однако далеко не каждый из них эклектичен. При создании интерьера в стиле эклектика стоит помнить о том, что нельзя просто соединить элементы разных стилей в произвольном порядке, в эклектике тоже есть своя система и определённые правила.

Сочетаемость

Эклектика – это контраст, но он основан на том, что противоположные вещи тоже могут сочетаться.


Так, схожие текстуры или формы разных предметов мебели вполне могут служить основанием для их соседства. Ведь различные стили появлялись в ответ на предшествующие, так что, если постараться, всегда можно найти общие черты. В правильно оформленном интерьере должно присутствовать ощущение единства всех деталей. Например, классический стиль и кантри могут прекрасно дополнять друг друга за счёт того, что для обеих тенденций характерны мягкие тона, деревянная мебель и ненавязчивые формы.

Повторяющиеся элементы

Ничто так не объединяет разноплановые предметы интерьера, как повторяющиеся цвета, формы и рисунки. Так, например, узор столика, повторяющий узор дивана или штор, создаст ощущение единства стиля. Это не обязательно должен быть какой-то сложный орнамент, могут быть и геометрические фигуры. Важно отметить, что геометричность и чёткость линий являются характерными для такого стиля. Это же правило касается и цветов: общие элементы необходимы в эклектичном интерьере.


Композиция

Очень важно правильно разделить помещение на зоны. Нужно группировать мебель и декор так, чтобы не создавалось ощущения загромождённости и беспорядка. Предметы, которые лучше всего сочетаются, стоит расположить рядом, и их не обязательно должно быть много. Довольно удобно, что при желании любые элементы можно заменять, не нарушая при этом единства стиля.

При этом важно создать какой-либо центральный элемент, на котором будет концентрироваться внимание. Например, если в помещении висят оригинальные, бросающиеся в глаза настенные часы квадратной формы, постарайтесь повторить квадратный узор в текстиле или поставить в центре квадратный кофейный столик.


Порой центром композиции становится предмет декора, совершенно не похожий на остальные. Однако сделать это может быть довольно сложно, поэтому чаще всего выбираются предметы, которые обладают более-менее схожими чертами и одинаково удачно вписываются в интерьер.

Многослойность

Эклектика подразумевает глубину, а это означает, что пространство должно быть объёмным.


По этой причине для такого стиля характерно обилие диванных подушек, ковров, сложных драпировок. Кроме того, можно удачно сыграть на текстурах: сочетание матовых и глянцевых поверхностей даёт возможность разделить помещение на секции.

Сами поверхности могут быть рельефными, переходящими из одного вида в другой. Например, в стену, обклеенную обоями, может быть встроена декоративная 3D панель, делающая интерьер более многомерным и современным. Также довольно популярны многоуровневые натяжные потолки.

Цветовая гамма

Прежде всего, очень важно выбрать универсальный нейтральный фон, который позволит использовать любые цвета в интерьере. Это не обязательно должен быть белый – бежевый, светлый жёлтый или серый цвета также отлично подойдут в качестве базовых цветов. Такой ход позволит сделать акцент на ярких картинах, постерах или занавесках. Это позволит избежать аляповатости и разбавить интенсивные расцветки, чтобы глаза не уставали и интерьер не надоедал.


Можно пойти и другим путём: нейтральный фон может переходить в более насыщенные цвета той же гаммы либо контрастировать с мебелью. Такой вариант подойдёт для более элегантного оформления помещений. Всё зависит от того, какие стили вы намерены сочетать, и от ваших собственных предпочтений.

Декор

Стиль эклектика при любой неординарный декор: это могут быть пуфы ярких расцветок, картины любого жанра, винтажные вещи, экстравагантные статуэтки, массивные часы и зеркала в тяжелой оправе – подойдут любые элементы, которые можно сочетать с интерьером и с другими вещами.


Как создать эклектичный дизайн

Эклектика в дизайне стала популярной примерно в одно время с эклектикой в архитектуре. Придерживаясь тенденций данного направления, можно усовершенствовать любое помещение. Эклектичные гостиные – довольно частое явление, теперь становятся востребованными даже кухни в стиле эклектика, ведь это возможность сочетать практичность с оригинальностью.

Одно из основных преимуществ – это возможность выбирать любые материалы и архитектурные формы. Стоимость декора не важна, главное – наличие идеи и художественного вкуса.

Для создания современного интерьера в стиле эклектика подойдёт массивная мебель из стеганой кожи, кресла с резными ножками, а также гармонично впишутся в интерьер крупные элементы декора. Главное – верно сочетать цвета и фактуры. Предпочтительней всего будут насыщенные оттенки, не обязательно яркие, но и не тусклые. При этом в качестве фона желательно использовать какой-либо нейтральный цвет.

Для отделки пола часто приобретается плитка с восточным орнаментом или паркет. Ковёр также будет уместен в таком интерьере. На стены лучше поклеить шелковые обои (также с орнаментом) либо нанести ручную роспись. Однако узор не всегда является неотъемлемой частью стиля, зачастую достаточно правильно сочетать текстуры и материалы.

Важно обращать внимание на предметы декора. Так, в эклектичный интерьер прекрасно впишутся винтажные предметы, особенно эффектно будет смотреться, например, граммофон. Вообще же украсить помещение можно чем угодно: рамками, массивными лампами, зеркалами. Элементы декора совершенно не обязательно должны выделяться из всего облика – они могут гармонировать с общим стилем помещения, ведь эклектичный декор не всегда бывает эпатажным, главная цель – удачно комбинировать различные стили.


Данный стиль актуален для любых помещений: от квартир до офисов и частных домов. Площадь не имеет никакого значения: сочетая минимализм с элементами любого другого стиля, можно получить большое количество самых разнообразных комбинаций, при этом вполне возможно сочетать неординарный внешний вид с функциональностью и удобством. Зачастую эклектика в дизайне – один из самых удачных способов выразить свою индивидуальность.

Современная эклектика

Сейчас главные критерии при создании любых проектов – это удобство и комфорт. Сочетая опыт прошлых лет и современную эстетику, вполне возможно создавать интерьеры, отвечающие любым вкусам и требованиям. Творения прошлых веков соседствуют с произведениями 21 века, пережившие реставрацию предметы мебели оттеняют плазменные экраны и аудиосистемы в стиле хай-тек. Так что у любого обитателя дома есть возможность выразить свои вкусы, не нарушая при этом композиционного единства. Актуально это и для тех, кто часто путешествует или просто коллекционирует предметы старины или вещи из разных стран.


Эклектика – стиль гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время он позволяет весьма необычным образом комбинировать стили и создавать уникальные проекты. Главное – помнить о тонкой грани между эклектичностью и китчем, не стоит перегружать пространство деталями и орнаментами; по этой причине рекомендуется выбирать не более 2-3 стилей. Эклектика – это не просто смесь всего, а сочетание определённых идей и элементов, поэтому так важно соблюдать баланс между выбранными направлениями.


Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:

Литература

  • Москва. Памятники архитектуры 1830-х — 1910-х годов. Москва: Искусство, 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эклектизм (архитектура)" в других словарях:

Эклектизм — (от греч. eklektikуs способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве,… … Художественная энциклопедия

Архитектура — (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Художественная энциклопедия

Архитектура — (лат. architectura, от греч. architéкtón строитель) зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с… … Большая советская энциклопедия

Архитектура Франции — Французская архитектура архитектура населения Франции. Содержание 1 Храмы 1.1 Романский стиль XI века 1.2 Готика … Википедия

Эклектика (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эклектика. В одном квартале: храмовая, коммерческая (слева) … Википедия

Историзм (архитектура) — В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина) Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера частный дом дворец Белосельских Белозерских … Википедия

Эклектическая архитектура — В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина) Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера частный дом дворец Белосельских Белозерских … Википедия

Рим — I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… … Большая советская энциклопедия

Эстонская Советская Социалистическая Республика — Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в составе СССР. Расположена на С. З. Европейской части СССР, на побережье Балтийского моря, между Финским (на С. ) и Рижским… … Большая советская энциклопедия

Среди заметных исторический проявлений в архитектуре особенного внимания заслуживает архитектурный стиль эклектика, как один из наиболее неоднозначно принятых профессионалами этой сферы. Негативная реакция на появление нового стиля была вполне обоснована – нарушались главенствовавшие до этой поры каноны. Это направление ломало устоявшиеся принципы и выходило за рамки существовавших правил.


История

Посылом к возникновению нового течения и архитектурной школы послужило сразу несколько причин. Одной из них стала необходимость показать более тесную связь между обществом и искусством, выражавшуюся в особенностях построения и декорирования зданий. Предназначение той или иной постройки нужно было обозначить более чётко, чем раньше и применяемые в то время способы и принципы с этой задачей уже не справлялись.

В середине девятнадцатого века архитекторы столкнулись с непростой задачей: создать в рамках имеющихся городских конгломератов оформление дома нового типа, совмещающее в себе признаки стилей, используемых в то время и одновременно отличающееся от них. Традиционные приемы декорирования стали меняться и возникло новое течение в архитектуре – стиль эклектика. Он давал гораздо больше возможностей декораторам и расширял границы дозволенного, вплоть до и полного стирания.

В то время принципы построения стиля, да и само это понятие трактовались совершенно по другому. Это был набор признаков, которые влияли только на конкретный набор декора при отделке строений и не отталкивались от их прямого назначения. С приходом нового веяния в оформлении, внешние стены домов по прежнему продолжали украшать различными орнаментами и другими украшениями, но, главной отправной точкой для декораторов стало его функциональное назначение. При этом, принципы смешивания элементов разных направлений дизайна позволяли создавать очень странные композиции, в которых каждый этаж или вертикальная секция здания могли быть оформлены по разному.

Особенности

Главные особенности стиля, которыми характеризуется эклектика в архитектуре, это, конечно, возможность смешивания разных школ и направлений в декораторском искусстве и влияние функций зданий на их оформление. Остальные принципы формирования этого направления в архитектуре можно сформулировать так:

Именно такие характерные черты носил архитектурный стиль эклектика. Хотя, с учетом общей свободы выбора элементов и возможности смешивать детали разных направлений архитектуры эти особенности нельзя назвать рамками, ограничивающими направление или в точности его характеризующими.

Читайте также: