Как подготовиться к семинару в школе

Обновлено: 02.07.2024

Учение – это труд души, ума, тела. И любой труд каждого человека, будь то ребенок или взрослый, ученик или учитель, студент или преподаватель, рядовой труженик или лидер страны – это учение. По сути, в каждом из нас живет ученик или учитель.

Проработав тридцать лет в школе, ни на один шаг не отступала от принципа: прежде учиться самой, а потом учить других. Главное в моей работе – это не просто дать знания, но и научить добывать знания, овладеть необходимыми для этого навыками. Образно говоря, “ухватить” ту самую “нить Ариадны”, которая поможет отыскать нужную дорогу в лабиринте знаний.

Очень часто, продолжая образование после средней школы, студенты не могут успешно учиться вследствие того, что школа не подготовила их к специфике подобного обучения. Все мы знаем, что значительный объем материала выносится там за рамки лекционного: семинары, рефераты, курсовые и дипломные работы. Одной из главных задач моего учительского труда считаю подготовку учеников к дальнейшему обучению.

Более подробно остановлюсь на подготовке и проведении семинарского занятия. Семинары провожу не часто – два, три, максимум четыре раза в год, помня о том, что история не единственный предмет в школе. Да и времени на подготовку к нему должно быть достаточно, поэтому тему, вопросы, список литературы объявляю заранее.

  1. Семинар как составная часть изучаемой темы. Ему предшествует лекция учителя по узловым вопросам.
  2. Семинар как заключительное занятие по теме.
  3. Семинар как самостоятельное изучение темы. Такой семинар проводится в хорошо подготовленных классах, владеющих навыками самостоятельной работы.

Первым этапом подготовки учителя к семинару является выбор темы. При этом следует отбирать темы, обладающие важным образовательным и воспитательным значением.

При изучении темы “Великая Отечественная война”, планирую семинар с использованием регионального компонента “Иркутская область в годы войны и ее вклад в дело разгрома врага”. Этот семинар проводится в конце изучения темы, учащиеся уже получили достаточный объем знаний, поэтому предваряющей семинару лекции не даю.

Вторым этапом является разработка плана семинарского занятия и списка рекомендуемой литературы, что влияет на эффективность подготовки учащихся к семинару. Важно, чтобы вопросы были сформулированы проблемно, не ориентировали учащихся лишь на простое воспроизведение знаний. К списку рекомендованной литературы также предъявляется целый ряд требований. Прежде всего, его нельзя перегружать большим количеством названий, а также включать произведения, не имеющие прямого отношения к выбранной теме.

Семинар представляет собой практическое занятие, на котором студенты отвечают по заранее составленному педагогом плану. Как правило, задание на семинарское занятие учащиеся получают на лекциях или на кафедре. Известны они заранее, поэтому у студентов есть достаточное количество времени для хорошей подготовки.

Эффективные способы подготовки к семинару за одну ночь

Семинар представляет собой практическое занятие, на котором студенты отвечают по заранее составленному педагогом плану. Как правило, задание на семинарское занятие учащиеся получают на лекциях или на кафедре. Известны они заранее, поэтому у студентов есть достаточное количество времени для хорошей подготовки.

Жизнь студентов насыщена событиями и мероприятиями: проведение времени с друзьями, посещение различных кружков и спортивных секций, участие в конференциях. Несмотря на загруженность делами, это не снимает со студента ответственности за подготовку к семинарам. Личная жизнь и внеучебная деятельность не должны влиять на успеваемость.

Совет №1. Изучите план семинарского занятия

На данном этапе студент может оценить, на какие вопросы он уже знает ответ и может ответить без специальной подготовки, развернуто и полно раскрыть суть вопроса. Здесь же он определяет, на какие моменты ему потребуется выделить больше внимания, времени и сил.

Совет №2. Распределите время и силы

Совет №3. Изучите рекомендации к семинарскому занятию (если они есть)

Как правило, преподаватель выдает список вопросов, которые необходимо подготовиться к занятиям и дает краткую характеристику каждому из них. Если на кафедре есть готовый план занятий, то в нем можно найти описание того, что необходимо рассмотреть, в каком ракурсе, какие источники литературы подойдут. Изучение данного материала позволит очертить границы: что искать, где и пр.

Совет №4. Поиск источников информации

На данном этапе студент собирает данные по семинару. Иногда можно найти разом ответы на все вопросы в одной книге, но не стоит ограничиваться только одним ресурсом. Чтобы детальнее и глубже исследовать проблему, необходимо собрать как можно больше полезной информации. Используйте не только учебники и методические пособия, но и научные статьи, диссертации, монографии, интернет-ресурсы и пр.

Рекомендуется сразу же помечать подходящие фрагменты текста или редактировать материал в отдельном файле.

Совет №5. Отметьте на отдельном листе бумаги, с какими трудностями вы столкнулись во время подготовки к семинару: на какой вопрос не нашли ответ, что непонятно и пр

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Совет №6. Выбирайте способ подготовки к семинару

Совет №8. Составьте краткий план ответа на каждый вопрос

Совет №9. Делайте небольшие передышки, чтобы лучше усвоить информацию


Семинар, как оригинальный способ обучения, предполагающий дискуссию между преподавателем и учеником, использовали еще древние греки. Сегодня семинары становятся все более популярными не только в учебных заведениях, но и на предприятиях. Давайте подробно разберемся, что собой представляет семинар и как к нему нужно готовиться.

Сколько стоит учебная работа на заказ?

Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта

Урок - семинар

Уроком-семинаром является один из способов организации обучения, цель которого – самостоятельное, более глубокое погружение в тему курса. Если он проводится в общеобразовательной школе, то на нем обсуждаются доклады и рефераты, которые готовят обучающиеся на основе исследования, проведенного своими силами.

Оптимальная частота урока-семинара составляет один, максимум два, раза в неделю. В противном случае ученики, особенно, школьники 9,10 и 11 классов просто-напросто не успеют полноценно подготовиться, использовав несколько первоисточников. Причина в серьезной нагрузке вследствие предстоящих экзаменов – общего государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). На подготовку к уроку-семинару должно отводиться не меньше двух недель.

Урок-семинар: когда он необходим?

Урок-семинар актуален, если:

  1. Если материал совсем новый, но, в то же время, если он нормально, без особых проблем, воспринимается учениками.
  2. Если перед уроком-семинаром был урок-лекция или хотя бы ввод в курс.
  3. Если есть потребность в систематизации курса.
  4. Если темой такого урока являются альтернативная точка зрения по рассмотренной проблематике.

В свою очередь, отказаться от него следует, если:

  1. В классе большое число застенчивых учеников, которым будет непросто выступать на публике, даже с места.
  2. Не хватает времени.

Какие у него задачи?

У урока-семинара есть несколько задач, которые можно объединить в три группы:

  1. Образовательные:
  • увеличение познаний в науке;
  • погружение в отдельные, наиболее важные, темы курса;
  • формирование способности к исследованиям и анализу информации, выделению из большого потока первоисточников самого нужного.
  1. Развивающие:
  • развитие умения доказывать те или иные факты, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие памяти;
  • развитие эмоций и чувств;
  • улучшение навыка устного и письменного изложения информации
  1. Воспитывающие:
  • пробуждение интереса к науке.

Несомненным плюсом урока-семинара является то, что он предоставляет намного больше педагогических возможностей, чем урок-лекция вне зависимости от его вида.

Нельзя не отметить и его особенность. Дело в том, что если урок-лекция не до конца проработан, т.е. его содержание, мягко говоря, оставляет желать лучшего, то урок-семинар становится невозможным.

Организация урока-семинара

Организация урока-семинара осуществляется в три стадии:

  1. Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников.
  2. Непосредственное проведение урока-семинара.
  3. Окончание урока-семинара.

Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников

От того, насколько правильной будет подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, напрямую зависит, принесет ли он пользу, или нет.

Качественная подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, предполагает выполнение работы:

  1. Определение задач конкретного урока-семинара и, соответственно, проблематику, которая должна быть рассмотрена и времени, в которое нужно уложиться.
  2. Изучение первоисточников учителем, выбор тех из них, которые можно дать в качестве рекомендации ученикам.
  3. Распределение докладов и рефератов.
  4. Консультация.

Если в классе есть ученики, у которых есть проблемы с устной речью, то необходимо за несколько дней до урока-семинара выслушать их доклады и рефераты и убрать все шероховатости.

Очень важно донести до выступающих то, что им не следует слишком быстро раскрывать вопрос. Они должны говорить так, чтобы другие могли составить конспект.

Непосредственное проведение урока-семинара

В самом общем виде в уроке-семинаре можно выделить следующие части:

  1. Представление всех докладов и рефератов.
  2. Вопросы по этим материалам – как от учителя, так и от учеников.
  3. Пояснения преподавателя.
  4. Итоговое слово учеников как авторов докладов и рефератов.
  5. Итоговое слово учителя.
  6. Общая оценка урока-семинара.

Как уже отмечалось ранее, на уроке-семинаре те, кто не готовил доклад или реферат, записывают основные мысли. Это, в первую очередь, название научной работы, числа, термины и пояснения к ним, схемы, таблицы.

Урок-семинар может состояться в такой форме, как:

  1. Вопросно-ответный семинар.
  2. Беседа по плану с обсуждением докладов и рефератов в письменном виде.
  3. Беседа по плану с обсуждением материалов в устном виде.
  4. Диспут.
  5. Дискуссия.
  6. Коллоквиум.
  7. Пресс-конференция.
  8. Ситуационный анализ.
  9. Теоретическая конференция.
  10. Чтение первоисточников с комментариями.
  11. Мастер-класс.
  12. Учебно-ролевые и деловые игры.
  13. Экскурсия в музей или другое место, представляющее историческую ценность.
  14. Контрольная работа в письменном виде с проверкой на том же уроке и обсуждением результатов.

Окончание урока-семинара

На последних минутах урока-семинара должно быть обобщено все то, что на нем было сказано. Самым лучшим вариантом для этого является беседа. В конце ставятся оценки – и тем, кто подготовил доклады и рефераты, и тем, кто принимал участие в других формах, например, отвечал на вопросы.

Уроки-семинары становятся все более популярными, как в общеобразовательных школах, начиная с 5 класса, так и в средних и высших учебных заведениях.

Читайте также: