Какие идеи славянофилов были популярны среди либералов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждая политическая идеология, так или иначе, имеет свои разные ветви. Так же случилось с либерализмом в России. Обычно, когда мы говорим о видах либеральной идеи, мы вспоминаем классический либерализм, либертарианство, христианскую демократию, социал-либерализм и многие другие течения, но сегодня я предлагаю ознакомиться с вопросом разделения либерализма в России, а именно об идеологии либерального западничества и либерального славянофильства, и конфликты между двумя сторонами либеральной идеи разгораются и по сей день.

Точно сказать когда появился либерализм в нашем государстве будет весьма трудно, но чаще всего можно услышать версию о распространении либертарных идей со времен правления Петра I. Либеральная идея показала свою благотворность и жизнеспособность неоднократно, и именно благодаря либерализму и его великим последователям в лице русских правителей и реформаторов Россия развивалась. Либерализм стал своеобразной модой для вольнодумных интеллигентов, знати, буржуазии русского государства. Однако сейчас мы рассматриваем не полную эпоху зарождения и распространения либерализма на территориях России, а конкретную эпоху — 1840-е годы.

Интеллигенция сильно возмущалась по поводу ужесточения порядков в стране, но если одна часть просто негодовала, то другие стали подготавливать заговоры по свержению власти. Николай I пришел к власти как раз во время осуществления подобного заговора, который позже назовут восстанием на Сенатской площади. План декабристов провалился, а на трон сел Николай. Многие либералы тогда отнеслись крайне негативно к декабристам, ибо считали идею подобных политических изменений излишне резкой и неоправданно кровавой. Новый император не оправдал ожиданий реформаторов и либералов, он оставил систему такой, какой она была, без существенных изменений, но даже с застоем и весьма жесткой цензурой. Из-за этого реформистские силы в России снова стали организовываться, но на сей раз радикалов среди них было в десятки раз меньше.

Хомяков весьма последовательно для консерватора придерживался либертарных принципов, часто обосновывал свою позицию не столько политическими утверждениями, сколько божественными писаниями. В начале 1840 года Хомяков начал высказывать свою позицию по поводу крестьянского вопроса, стал ярым сторонником освобождения крестьян из крепостнического рабства. Хомяков выступал за свободу мысли, за светлые идеалы гуманизма, всячески проповедовал идею о превосходстве разума человеческого — "Все глубочайшие истины мысли, вся высшая правда вольного стремления доступна только разуму, внутри себя устроенному в полном нравственном согласии с всесущим разумом, и ему одному открыты невидимые тайны вещей божеских и человеческих". Что же касается других членов либерального движения, то среди них можно отметить братьев Ивана и Константина Сергеевича Аксаковых, Юрия Федоровича Самарина, Александра Ивановича Кошелева. И как главную идею либерального славянофильства можно отметить построение либертарного монархического государства с учетом всех особенностей русского менталитета и упором на христианскую мораль.

Идеалы либерального славянофильства шли сквозь эпоху, попутно зарабатывая себе новых сторонников. Как пример славянофила эпохи Николая II можно отметить Петра Аркадьевича Столыпина — великого государственного деятеля, либерала, патриота. Столыпин предпринимал ряд реформ для улучшения положения русского народа, решал крестьянский вопрос, проблемы образования простого люда, многие другие неприятности в жизни Российской Империи. Петр не раз отмечал важность либеральных преобразований для России, Столыпин был сторонником того, что революционные настроения вызваны бедами внутри державы, он говорил — "Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большой мере недостатки внутреннего уклада". В этом человеке сочетались консервативные убеждения и либеральные взгляды.

Термин "славянофил" постепенно начал устаревать, и на его смену представители подобных движений взяли идеологию либерального консерватизма и националистического либерализма, которые в России отображали большую часть взглядов и убеждений либералов славянофилов. Но есть ли представители подобных идеалов в современной России? Есть, но их крайне мало, хотя они востребованы весьма сильно. Сейчас из видных организаций близких к славянофилам я вижу только Русских Демократов во главе с Сергеем Григоровым. Вот главные пункты Русских Демократов:
1. За русское национальное государство, отказ принятия мигрантов из Средней Азии и Закавказья, борьба с радикальным исламом
2. Переход к рыночной экономике, дебюрократизация, неприкосновенность частной собственности
3. Против пораженчества во внешней политике
4. За демократию и права человека, полную свободу слова.

Идеология либерального западничества . Как и в случае со славянофилами, движение западников началось еще с реформ Петра I. Западники весьма положительно отнеслись к изменениям и курсу на европейский стиль жизни. Либералы западники выступают за выборочное применение европейских практик для построения либерально-демократического общества. Как предшественников западнического мировоззрения можно отметить таких политических фигур допетровской России как Артамон Сергеевич Матвеев и Василий Васильевич Голицын.

Движение либералов западников было неоднородным, западники часто расходились во мнениях по различным вопросам. Однако можно составить систему ценностей, которых придерживалось большинство представителей западного движения. Западники поддерживали Петра Великого и видели в нем монарха реформатора, открывшего России дорогу в путь просвещенной Европы. Либералы западники, как и славянофилы, выступали с критикой крепостного права и желали его скорейшей отмены, они, как и славянофилы, были за снижение цензуры, за свободу слова, собраний и печати. Основным объектом критики западных либералов стал монархо-феодальный строй в России, а как альтернативу они предлагали перенять практику Англии и Франции, установить в России парламентскую монархию. Западники считали Европу центром мирового прогресса, предполагали что, Россия должна ровняться в некоторых пунктах на европейские державы. Либералы западники выступали за индустриализацию, развитие торгово-рыночных отношений и налаживание политических и экономических связей со странами западного мира. Достичь цели либералы западники пытались исключительно путем реформ, отвергая насилие и идеи революции или переворота, так же они негативно отнеслись к идеям социализма. Главный вопрос по которому западники не сходились во взглядах — вопрос крестьянских общин. В этой проблеме западники поделились на западников либералов и западников социалистов. Социалисты западники видели в общинах возможность привить крестьянам культуру коллективизма, а либералы западники считали крестьянские общины таким же пережитком прошлого, как и крепостное право. Родоначальником либерального западничества можно считать русского философа Петра Яковлевича Чаадаева.

Чаадаев изложил свои мысли в труде "Философские письма", там он не мало уделял внимания проблемам российского общества, а главную причину видел в том, что Россия отклонилась от европейского курса. Как других представителей либерального западничества можно отметить Виссариона Григорьевича Белинского, Константина Дмитриевича Кавелина и Сергея Михайловича Соловьева.

Как пример либерала западника более поздних времен можно отметить Бориса Николаевича Чичерина, чьи убеждения пусть и были более похожи на либеральный консерватизм, но все же больше относятся к западному мировоззрению, чем к славянофильскому. В своих произведениях он не мало внимания уделяет проблеме прав и свобод личности, отмечает свободу как одну из важнейших вещей в человеческой жизни, это его уже не мало роднит с классическими либералами. Чичерин поддерживал концепцию Локка о свободе, он считал, что одна из самых важных видов свободы — это свобода экономическая и права собственности.

Кто такие западники и славянофилы? Взгляды и идеи западников и славянофилов – в чем их различия и сходства? Крепостное право – как те и другие к нему относились? Сравнение взглядов западников и славянофилов.

Фото Западники и славянофилы: основные идеи, сходства и различия кратко

Западники – представители русской философской и общественной мысли 1840 – 1850-х годов. Они выступали за отмену крепостного права и считали, что государство должно пойти по западноевропейскому пути развития.

Славянофилы – последователи течения, оформившегося в 1830 – 1840-х годах. В отличие от западников, они были убеждены, что страна должна пойти по своему собственному пути. Они утверждали, что Россия – наследница особой духовной культуры, основанной на почве православия, и должна донести истину до европейских государств, впавших в ересь и атеизм.

Оба течения сложились примерно в одно время: славянофильство в 1839 году, а западничество – к 1841. ​

Взгляды западников

Большая часть западников происходила из дворянского сословия и богатого купечества.

Они выступали за отмену крепостного права, составляли проекты его отмены и говорили о преимуществах наемного труда.

Западники критиковали феодальный российский строй и противопоставляли ему буржуазно-парламентарный и конституционный порядок, заведенный в странах Западной Европы – особенно в Англии и Франции.

Сторонники течения считали крестьянские общины и общинное землевладение пережитком прошлого и полагали, что их должно ждать исчезновение, как это произошло в Европе.

Что касается монархии, западники считали, что оптимальным для государства будет ограниченная монархия и парламентский строй.

Последователи движения видели будущее в развитии промышленности, торговли и строительстве железных дорог.

Своих целей западники рассчитывали добиться мирным путем, воздействуя на царское правительство общественным мнением, а также через науку и просвещение.

Ключевой фигурой в российской истории западники считали Петра I.


Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер, 1698. Википедия

Сторонники прогресса и просвещения отмечали усилия царя по сближению России с западным миром.

Последователи западничества выступали за свободу печати, право выбора языка, вероисповедания. Они утверждали, что личность первична перед государством.

Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин

Известно, что к идеям западничества положительно относился русский писатель Иван Тургенев . Будущий литератор увлекся идеями в Германии, куда отправился после окончания университета. Уклад западной жизни произвел на юношу сильное впечатление. Он был убежден, что вытянуть Россию из мрака, в котором она пребывает, сможет лишь усвоение общечеловеческой культуры.

Последователями течения были также литературный критик Виссарион Белинский , русский философ и публицист Петр Чаадаев , писатели Николай Некрасов и Иван Гончаров .

Известно, что литератор Михаил Салтыков-Щедрин пытался примирить западников и славянофилов, но все же сильнее склонялся к идеям первых.

На философские воззрения западников оказали влияние Шиллер, Гегель, Шеллинг, Фейербах, Конт и Сен-Симон.


Салтыков-Щедрин. Иван Крамской, 1879. Википедия

Идеи славянофилов

Почву для расцвета движения подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства и поставившая вопрос об определении национального лица России.

Последователи течения выразили идею об особом пути России и о спасительной роли православия.

Как и западники, славянофилы считали, что крепостное право должно быть отменено, но с сохранением традиционного уклада крестьянской жизни.

В отличие от западников, славянофилы воспринимали Петра I скорее как отрицательную для русской истории фигуру. По их мнению, царь сбил страну с пути, навязав ей европейские ценности, которые не могут прижиться на русской земле, либо, как минимум, нуждаются в адаптации.

Что касается отношения к монархии, то поклонники самобытного национального пути были убеждены, что абсолютная монархия – единственно верный для России вариант, а парламент и конституция – чуждые для славян явления.

К цензуре славянофилы относились спокойно, считая, что она возможна в интересах государства. Государство важнее личности, а личность должна служить общей идее. Основой русского государства и русской жизни славянофилы считали православие, а европейский опыт, по их мнению, мог нарушить устоявшиеся религиозные каноны.

Владимир Даль и Федор Тютчев: известные славянофилы

Основоположником раннего славянофильства считается русский поэт, художник и богослов Алексей Хомяков.


Алексей Хомяков, автопортрет, 1804. Википедия

Славянофилам симпатизировал русский поэт Федор Тютчев . Для Тютчева первостепенное значение имела государственная, державная идея, неразрывно связанная со всемирной ролью России.


Федор Тютчев. Фото Сергея Левицкого, 1856. Википедия

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Кириевский, Аксаков, Самарин.


Владимир Даль. Портрет работы Василия Перова, 1872. Википедия

Российская империя претерпевала спады и подъемы, стремительно развивалась в различных областях. На этой почве в 19 веке появилось такое философско-религиозное течение, как славянофильство, остро реагировавшее на все изменения в стране.

Суть названия


Основные идеи славянофилов

Основными идеи течения:

Являясь русскими националистами, они боролись за самобытность Российской империи и хотели, чтобы страна сохранила народные традиции, а не подражала европейским.

Представители

Основоположником славянофильства считается литератор Хомяков А.С. Он придерживался теории происхождения славян от вендов (древний иранский народ) и критиковал католицизм.

Течение славянофилов сыграло большую роль в развитии русской философии. Некоторые идеи послужили почвой политики СССР.

в незнакомом городе передвигайтесь с картой, которая позволит время; по той же причине побольше обращайтесь к разным людям, когда вы ищите какой-нибудь адрес, потому что единственный ответ может быть неправильным;

не показывайте слишком ясно, что вы турист; прогуливайтесь с местной газетой под мышкой, смешивайтесь с местными жителями;

будьте внимательны к подворотням и плохо освещенным углам, стараясь по возможности их избегать;

если какой-нибудь автомобилист спрашивает совета, дайте его быстро и четко или извинитесь, что вы не знаете этого места, но не вызывайтесь сопровождать незнакомого человека;

избегайте садиться в пустой автобус, а если вам все-таки приходится делать это, садитесь ближе к водителю;

когда вы передвигаетесь в городе, всегда удобно иметь в распоряжении несколько мелких монет и билетов на городской транспорт. избегайте мест большого скопления людей: рынки, толпы, очереди и т.д. именно в толпе легко столкнуться с тем, кто крадет сумки и бумажники. сами вы этого даже не заметите из-за нехватки времени. вот еще несколько советов, которые, хотя они и очевидны, полезно не забывать:

обращайтесь в учреждения для оплаты какой-либо квитанции или для продления срока действия какого-либо документа не в час пик и не в последние дни перед окончанием срока действия документа;

Читайте также: