Способы физкультурной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Система отечественного школьного образования в последнее время подвергается кардинальным изменениям, которые связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта, поиском оптимальных решений по осуществлению его ведущих требований. Общеизвестно, что физическую культуру можно определить, главным образом, уровнем овладения знаниями и умениями по применению ценностей физической культуры с целью удовлетворения собственных потребностей в укреплении здоровья, физическом совершенстве, организации здорового образа жизни. Приобщение человека к регулярным занятиям физической культурой активно осуществляется в младшем школьном возрасте на базе развивающихся возрастных интересов к двигательной деятельности. Младший школьный возраст принято считать самый благоприятным периодом для формирования ведущих двигательных умений, совершенствования двигательных функций, для воспитания интереса к физической культуре. В данном возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания. Проблему исследования особенностей организации занятий по физической культуре для учащихся начальной школы изучали Б. А. Ашмарин, В.Н. Выдрин, Л.П. Матвеев, И. И. Пономарев и др. Также внимание исследователей, которые занимались школьным физическим воспитанием, привлекали проблемы: развития основ самостоятельной деятельности (труды В. Н. Шаулина), развитие физкультурных потребностей на занятиях по физической культуры (работу В. В. Кайносова), развития у учащихся активного интереса к физической культуре (статьи П. К. Дуркина), педагогических условий усвоения знаний по физической культуре (работы И. А. Рыбаковой), формирования мотиваций самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (труды Н. А. Симона).


Ведущей формой физического воспитания считается занятие по физической культуры, так как на нем решаются следующие главные задачи: образовательные, оздоровительные, воспитательные, а так же обеспечения безопасности жизнедеятельности младших школьников в современных условиях

Главенствующее положение занятия по физической культуры (как ведущей формы занятий физическими упражнениями) характеризуется тем, что в нем заложены условия для решения стратегических задач физической культуры - всестороннего, гармоничного развития учеников, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).

Содержательная сторона занятия по физической культуре описывается программой по физическому воспитанию, в которой строго расписаны цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она разработана таким образом, чтобы младшие школьники изучили ее разделы на уроках за отведенное количество часов.

1) считаются самой массовой формой организации, регулярных занятий школьников физическими упражнениями;

2) реализуется на базе научно подтвержденной программы физического воспитания, которая рассчитана на большой срок обучения;

3) реализуется под контролем педагогов по физической культуре и спорту, принимаются во внимание возрастно-половые и индивидуальные особенности учащихся;

4) способствует целенаправленному развитию и физической подготовке школьников, оптимизации их физического состояния [3].

Л. П. Матвеев выделяет следующие методы организации занятия по физической культуре:

- Фронтальный – совместное выполнение всеми учащимися какого-либо упражнения (игры, упражнения на правильную осанку, построения перестроения) – данный метод организации занятий используют при проведении строевых, общеразвивающих упражнений в водной части урока.

- Поточный - школьники должны выполнить одно и то же упражнение соблюдая очередь, один за другим, беспрерывным потоком (например, в процессе лазанья по гимнастической стенке, скамейке, выполнении прыжков в длину, бег).

- Посменный – школьники делятся на смены, на очереди для того, чтобы выполнить упражнения (упражнения по метанию, акробатические упражнения, лазанью).

- Индивидуальный – применяется в учетных уроках.

- Групповой - ученики, разделенные на группы, по указанию учителя выполняют упражнения самостоятельно, в определённой последовательности различные виды упражнений.

По мнению И. И. Пономарева, каждое занятие по физической культуры должно отвечать нижепредставленным требованиям:

  1. Должны быть определены четко задачи – общие, реализация которых необходимо обеспечить в ходе всех уроков или комплекса уроков, и частные, которые выполняются в течение одного конкретно взятого урока.
  2. Разработан методически грамотно.
  3. Быть логическим продолжением проведенных занятий и в то же время обладать целостностью и законченностью; одновременно с этим он должен в некоторой степени содержать задачи и содержание последующего очередного урока.
  4. Должно соответствовать по своему содержанию конкретному составу учеников в отношении возраста, половой принадлежности, уровня физического развития и физической подготовленности.
  5. Материал должен быть интересным для учащихся, повышать их активную деятельность.
  6. Включать упражнения и игры, которые будут содействовать разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию правильной осанки.
  7. Грамотно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня.
  8. Иметь воспитывающий характер.

Изменение режима жизни, которое связано с началом учебы в школе, равно как и незаконченный еще процесс развития двигательного аппарата, определяет важность проявления осторожности при определении физических нагрузок младших школьников. С осторожностью нужно устанавливать силовые упражнения, тренировочные нагрузки на выносливость и время проведения отдельных занятий.

Занятие по физической культуре должно планироваться таким образом, чтобы оно было взаимосвязано с материалом, который изучает школьник на других школьных предметах, к примеру: с математикой (способность вести контроль и считать в игре, эстафете, осознавать единицы длины в процессе метания, прыжков, беге на разные дистанции и осознавать единицы времени), с окружающим миром (как функционируют мышцы, сердце у

спортсменов и значимость физических упражнений для укрепления сердца), с музыкой (чувствовать темп, воспринимать ритм). Умение сочетать знания различных предметов, позволяет воспринимать процесс обучения комплексным, единым. И у ребенка развивается целостная картина мира и физического воспитания.

Также, важно отметить, что современное занятие по физической культуре требует выполнения современных условий. Важно, чтобы это был хорошо оборудованный спортивный зал с качественным современным инвентарём и оборудованием, выполнены все гигиенические нормы, грамотно разработано расписание занятий. Чтобы настроение младших школьников, даже только при виде оформления спортивного зала, поднималось и возникало желание двигаться – бегать, прыгать, бросать мяч.

Таким образом, современный спортзал и современные подходы к организации урока по физической культуры в рамках ФГОС делают занятие ярким, интересным, активным, позитивным. А это способствует выработки у младших школьников положительных эмоций и желание в дальнейшем вести здоровый образ жизни.

Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

физическая культура это, физра, физкультура в школе, средства физической культуры, открытый урок по физкультуре

Что такое физическая культура

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  1. физические упражнения,
  2. естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  3. гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня, здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры. К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

Физкультура в школе

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели:

  1. физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  2. развитие у них самостоятельности,
  3. развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  1. обучить занимающихся доступным их возрасту знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  2. обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого.

Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, решаются следующие оздоровительные задачи:

  1. общее укрепление здоровья, ,
  2. профилактика и исправление плоскостопия,
  3. профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  4. всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

физическая культура в школе, урок физической культуры, уроки физкультуры в школе, физкультура в 1 классе

Как проходит физкультура в начальной школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития.

Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры в школе – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Если есть возможность, занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы:

  • новый материал,
  • закрепление изученного,
  • контроль.

Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета.

На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам. Теоретическому компоненту на занятиях отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от стандартных занятий по этому предмету и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

1. Методы, форм ы и средства организ ации деятельн ости учащихся :

1.1. Методы, направл енные на совершенств ование двигательных

1.2. Методы, направл енные на овладение двигательн ыми

1.4. Средства, примен яемые в обу чении физической ку льту ре в

1. Методы, фор мы и средства организ ации деятельности

Под методом ведения урока понимаются способы организации у чащихся для

выполнения у пражнений. Основные методы, использу емые на уроках:

При фронтальном методе у пражнения выполняются одновременно все ми

учащимися, его преимущество – большой ох ват учащихся, достижение высокой

Поточный метод эт о когда уча щиеся выполняют одно и то же упражнения по

очереди один за дру гим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических

Посменный метод - уча щиеся распределяются на смены, на очереди для

выполнения упражнения (одни выполняют, дру гие наблюдают).

Групповой метод – учащиеся по заданию работают самостоятельно, выполняя в

порядке очередности различные виды упражнений, группы ме няются местами.

Индивидуальны метод - чаще всего используется в з ачётных уроках, он позволяет

учителю после выполнени я упражнения учеником подвести итог, обратить внимание на

1.1 Метод ы, направленные н а совершенствование двигательных навыков и

Равномерный метод характеризуется тем, что при его при менении занимающиеся

выполняют физическое у пражнение непрерывно с относительн о постоянной

интенсивностью, стрем ясь, к примеру , сохранить неизменну ю ско рость передвижения,

Этот ме тод использу ется в основном в ц иклических видах спорта (бе г, ходьба,

плавание), хотя не исключено применение его в упражнениях ацик лического характера

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием н агрузки в

ходе непрерывного и зменения скорости пе редвижения, темпа, д лительности ритма,

амплитуды движений, величины ус илий, смены техники движений и т.п.

2) с неритмичным колебанием интенсивности и длительности мышечной работы;

Переменный метод используе тся к в циклических и в ациклически х видах спорта.

Повторный метод характеризу ется многократным выполнением упражнения через

интервалы отд ыха, в течение которых происходи т достаточно полное восстановление

работоспособности. При применении этого метода тренирующее возд ействие на организм

обеспечивается н е только в период выполнения у пражнения, но и благодаря суммации

Данный метод использу ется как в циклических , так и в ациклических видах спорта.

В практике повторный метод используется в нескольких вариантах:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью;

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью;

Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном

методе характер воздей ствия на организм определяется исклю чительно самим

упражнением, то при ин тервальном методе большим тренировочным воздействием

Интервальный метод использ у ется в настоящее время в большинстве фи зических

По интенсивности нагру зки выделяют два варианта интервального метода:

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении у пражнения

можно выделить следующие варианты интервального метода6

2) с постепенным уменьшением длительности выполнения у пражнения;

3) с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характер у изменения продолжительн ости интервалов отдыха межд у о чередным

Игровой метод. Основу этого метода с оставляет определенным образом

упорядоченная игровая двигательная деятельность в соотве тствии с образным или

дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного

Игровой метод не обязательн о связан с какими - либо общепринятыми играми, он

может быть при менен на материале любых физических у пражнений: бега , прыжков,

Соревновательный метод - это один из вариантов стиму лирования интереса и

активизации деятельнос ти занимающихся с у становкой на побе ду или достижение

высокого резу льтата в каком - либо физичес ком у пражнении при с облюдении правил

Соревновательный метод и спользуе тся, либо в элементарных формах , либо в виде

полуофициальных и официальных соревнований , которым придается в основном

Круговой метод (тренировка) - это организационно - методическая форма работы,

предусматривающая поточное, п оследовательное выполнение специально подобранного

комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты,

выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от

выполнения одного у пражнения к дру гому , от снаряда к снаряд у , от одного мес та

выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. З акончив выполнение п оследнего

упражнения в данной серии они вновь возвращаются к первому, так им образом замыкая

1.2 Методы, направленные на овлад ение дви гательными умениями и

В зависимости от способа освоения структуры дви гательного действия в процессе

Методы рас члененного у пражнения предполагают ра зучивание у пражнения (его

освоения в целостное действие. Этот метод применяется в с ледующих случаях:

- при обучении координационн о - сложным двигательным действиям, когда нет

- если у пражнение состоит из боль шого числа элементов, орган ически мало

- если упражнение производится так быстро, что при ц елостном выполнении нельзя

- когда целостное выполнение действия может быть оп асным, если предварительно

- когда необходимо обеспечить быстрый успех в об учении с тем, чтобы поддержать

интерес к учебной деятельности, особенн о в работе с детьми - подростками, сформировать

Задача построения об у чения техник е двигательным действиям методом

расчленения сводится к решению воп росов о числе упражнений и их выборе. Решая эти

вопросы, необходимо придерживаться следу ющих правил:

а) при расчленении следует учитывать особенности структуры из уч аемого

действия, двигательный опыт обучающихся и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать п ринципиального изменения стру кт у ры

в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы

г) для отдельного разу чивания следуе т выбирать только те фазы у пражнения,

которые могут эффективно контролироваться либо самим обуч аемым, либо извне, с

помощью преподавателя или обуча ющих устройств; фазы движения, плохо поддающиеся

д) обу чающее упражнение должно содержать, возможно меньше посторонней

двигательной информации, не связанной с предметом обу чения.

Основные разновидности метода расчлененного упражне ния:

Метод собственно расчлененного упражнения , который предусматривае т

использование относительно к ру пных з аданий, каждое из которых охватывает одну или

Метод решения у зких двигательных задач, который пред полагает вычленение

динамических, ритмических и др.) и действий вн у три фаз целевого упражнения. С его

помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные

представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдель ные характеристики

техники движений, и справлять ошибки, возникающие в процессе об уч ения, и многое

По разделениям. С ущес твует множество приемов, используемых в процессе

расчлененного разуч ивания двигательн ых действий . К основны м следует отн е сти

освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в

движения, изменение исходных и конечных у словий движения и т.д.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения

осваиваются учащимися в составе той целостной стру к туры, которая типична для

данного действия (прыжки, метания и др.). Он преимуществе нно использ у ется:

- при изучении некоторых с ложных действий, которые с методической точки

- при совершенствовании и закреплении двигательных навыков.

Благоприятные условия для п рименения целостных методов имеются также в тех

случаях, когда об учаемый и педагог располагают эффективными средствами и при емами

помощи и страх овки. К примеру, это х арактер но для таких видов спорта, как спортивная

гимнастика, акробатика, прыжки в воду, п рыжки с трамплин а на лыжах, фри стайл и

другие, в которых освоение действий связаны с элементами риска, страх а, преодолением

В настоящее время все более широкое применение в фи зическом воспитании и

спорте находят трена жерные ус тройства, берущие на с ебя функции обуче ния технике

движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких

тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание

Собственно ц елостный метод, который подразумева ет прямое применение в

качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, к оторое является

Метод целостного упражнения с постановкой ча стных задач.

Метод целостного упражнения с развертывание м обучения от ведущего звена.

Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве

обучающих у пражнений действий стру кт у рно - родственных целевому у пражнению, но

При разучивании и совершенствовании у пр ажнений этим методом могут

- самостоятельное выполнение у пражнения при н аличие гарантированной

безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером,

Основной формой орга низации уче бной работы по физическому воспитанию

является у чебное занятие ( у рок). Урок физической культуры являетс я для всех учащихся

обязательной формой занятий , обеспечивающий необходимый миниму м знаний, ум ений,

навыков, пред у с мотренных п рограммой. На у рок ах у чащиеся разучивают комплекс

утренней гимнастики, комплекс гимнастики до занятий, физк у льтмин у тк и, различные

физические у пражнения, при общаются к элеме нтам спортивных соревнований.

Уроки физической культ у ры имеют свои специфические особе нности. Они

проводятся в спортивном зале, на открытых п лощадках, стадионах. Уроки физической

культуры отличаются больши м многообразием двигательных ощу щений,

воздействующих на организм у чащих ся, что обязывае т учителя осуще ствлять

2.Физк у льт у рные мер оприятия в режиме дн я: гимн астика до з анятий,

физкультминутки, организованные перемены (игры, конку р сы).

3.Внеклассная и внешкольная работа (кру жки, секции, дворовые соревнования)

Большое значение и меет вн еклассная и вн ешкольная работа, она содействует

углублению и расширению учебной работы по физическому воспи танию и проводится в

виде игр, прог у лок, эк ску р сий, походов, занятий в кр у жках, в форме спортивных

развлечений, высту п лений и праздников. Особое значение имеют различные формы

занятий физическими упражнениями дома, в семье. Это ги мнастика по радио,

телевидению, видео фильмы, подвижные игры на воз ду х е, катание на са нк ах, коньках,

лыжах, велосипеде и т.д., а также домашних заданий, которые даются н а у роках

1.4 Средства, прим еня емые в обучени и ф изической культуре в школе

К средствам фи зического воспитания относят физические упражнения,

Физическое у пражнение - это основное и специфиче ское средство физического

воспитания, особый вид двигательной деятельн ости, при п омощи которого

осуществляется направленное воздействие на занимающихся.

Физические у п ражнения - дви гательные действия, с помощью которых решаются

образовательные, воспитательные з адачи и задачи фи зического развития. Многократное

выполнение двигательных действий образует двигательну ю деятельн ость.

Естественные силы п рироды, факторы гигиены являются вспомогательными

средствами. С их помощью полнее и л у чше и спользуется основное средство, создаются

условия для эффективного влияния физических упражнений на учащихся, успешной

организации и проведение занятий. Основные и вспомогательные с редства должны

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практическ и

невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры

личности. Необходимо многократное выполнение физического упражнения (наличие

двигательной деятельности) с тем, чтобы усоверше нствовать движение или развить

физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядо м

происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических,

Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем

открытому Ж.Б. Лам арком закону упражнений - «ра бота строит орган в меру его

функционального, социально - психологического развития личности занимающихся.

Однако воздействие движения на органи зм не ограничивается развитием его телесных и

В той мере, в какой движение воздейств у ет на организм и личность человека, сам

организм посредством у пражнения строит свои дви жения.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обу чения и

воспитания. Важнейший признак физического упражнения как метода - повторяемость их

применения, что позволяет педагогу о казывать необходимое воздействие н а

занимающихся. С помощью физических у пражнений ос у ще ствляется б иологическое

воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние.

Характерной чертой физических у п ражнений является то, что они связаны с

активной двигательной деятельностью люд ей. Физические у п ражнения представляют

собой целенаправленные и сознательные действи я, они связаны с целым рядом

психических проц ессов, с представлением о движениях, мы слительной работой ,

переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являют ся, таким

образом, одним из средс тв духовного развити я человека. Они влияют не только на

Кроме физ ических у пражнений , которые исторически выделились из тр у довой,

боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания, переноска

тяжестей, плавание и т.п.) и условно называют ся естественными, существуют упражнения

специально созданные в проц ессе развити я теории и практики физического воспитания.

физических к ачеств, решения специальных педагогических з адач. Сюда относят

упражнения на большинстве гимнастических снарядов, у пражнения с разнообразными

снарядами и предметами и др. Характерной особе нностью физических упражнений

данной группы является их значительная отвлеченность от движений и действий,

Естественные силы природы (солнечные лу чи, воздух, вода) являются важным

средством укрепления здоровья и повышения работоспособности ученика.

В п роцессе физи ческого воспитани я естественн ые силы природы применяются в

сочетании с движениями (занятия физическими у п ражнениями на возду х е, при облучении

солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специ альных п роцеду р (возд у шные и

солнечные ванны, купание и др.). Они мог у т б ыть использованы в двух направлениях: во -

первых, для создани я у словий успешной организации и п роведения у рок ов по физической

культуре и, во - вторых, для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние

физических у праж нений, позволяют применить значительну ю нагрузку, орг анизовать

рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоци и, бодрость,

Большое з начение в процессе физи ческого воспитания имеет закаливание, т.е.

создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов:

холода, жары, п овыше нной солнечной радиации. Закаливание дает воз можность

сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого

раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, п о -

разному воздействующие на органи зм (вода и воздух различной температу р ы, пребывание

под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических у п ражнений ус иливает

закаливающее воздействие естественных сил природы. Зака ливание помогает проявлению

волевых качеств учащихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С

помощью физических упражнений и естественных сил п рироды можно развивать

имеющую большее значение сопротивляемость организ ма к неспецифическим

во здействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомос ти и др.).

К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной

гигиене труда, быта, отдых а, питания, окр у жающей среды и т.д . В процессе выполнения

физических у пражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и ли чность

занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет

со стояние ма териально - технической базы, спортивного обору дов ания, инвентаря и

физкультура в начальной школе

Целью уроков физкультуры в начальной школе является общее физическое развитие и оздоровление учеников, а также развитие самостоятельности, творческих способностей и общего мышления младших школьников. Перед учителем физкультуры стоят следующие общеобразовательные задачи: обучить младших школьников доступным для их возраста физкультурным знаниям, и двигательным умениям, навыкам и способам физической деятельности. А также применять полученные знания и умения в повседневной практике.

На уроках физкультуры детям стараются привить любовь к физическим нагрузкам, для общего поддержания себя в хорошей физической форме. Формируют отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих, как к ценности. Воспитывают у наших детей такие черты характера, как смелость, отзывчивость, коллективизм, исполнительность и честность. В отношении здоровья на уроках физкультуры уделяется внимание таким задачам, как: общее укрепление здоровья, поддерживание правильной осанки, профилактике и исправлению плоскостопия, профилактике заболеваний и стрессовых состояний, а также укрепление всестороннего физического развития и умственной работоспособности, развитие координации.

Что же конкретно делают наши дети на уроках физкультуры?

Итак, рассмотрим все по порядку.

В первом классе идет введение в школьную жизнь. На уроках физкультуры дети в основном обучаются различным спортивным играм и эстафетам. Теоретические занятия физкультурой в начальной школе проводятся в течении 3 – 5 мин. в рамках тематики текущего занятия. Для развития умений и навыков физкультуры проводятся строевые упражнения и физические упражнения, нацеленные на развития движений – это ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, упражнения в равновесии, простые акробатические и танцевальные движения, лыжи и плаванье.

При проведении спортивных игр и эстафет преследуются следующие цели: закрепление сформированных двигательных умений, развитие координации, развитие общей выносливости и гибкости.

С этого года в школе в неделю три часа физкультуры. Во многих школах один урок в неделю заменяется уроком хореографии или ритмики.

На уроки физкультуры допускаются учащиеся младшей школы по состоянию здоровья, относящиеся к основной и дополнительной группам. Остальные дети должны освобождаться от физкультуры в школе и проходить лечебную физкультуру по назначению врача.

Читайте также: